Мелочи жизни
Small Things Like These
6.8
6.7
2024, драма, история
США, Ирландия, Бельгия, 1 ч 38 мин
18+

В ролях: Клэр Данн, Агнес О’Кейси, Марк Маккенна, Эбби Фиц, Зара Дэвлин
и другие
Ирландия, 1985 год. Накануне Рождества скромный угольщик и преданный отец семейства Билл Ферлонг случайно становится свидетелем ужасающих событий за стенами местного католического монастыря. В поисках справедливости ему приходится столкнуться с неодобрением семьи и бросить вызов обществу.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мелочи жизни

английское название:

Small Things Like These

год: 2024
страны:
США, Ирландия, Бельгия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Франк ван ден Эеден
композитор:
художники: Паки Смит, Ирен О’Брайэн, Элисон МакКош
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3000000
Сборы в России: $847 080
Сборы в США: $1 600 956
Мировые сборы: $14 510 400
Дата выхода
Мировая премьера: 15 февраля 2024 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Мелочи жизни», 2024

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мелочи жизни», 2024

Трудолюбивое угольное Рождество воспоминаний и добрых дел

Мы раскрываем неспешный квест этого кино.

Он уныло ездит и ходит по унылым улицам, домам, заведениям всяким. У него есть дети. В принципе он счастлив. Или...

Я немного приуныл тоже в этом летнем холоде, хотя в фильме зима, но какая-то тёплая, почти осень.

Мы видим в ленте много антуража прошлых лет почти последней десятилетней эпохи без интернета и мобильников. При этом фильм погружается и глубже во времени, что я понял, подсмотрев текстовый сюжет. Главный герой вспоминает своё детство.

По сути вся картина - это кадры какие-то. Пение рождественской песни, ужин с семьей, видения прошлого, хождения и сидения героя где-то у окна или телевизора, ещё где. Плюс есть один цепляющий момент. Главный герой встречает юную девушку в беде, бедственном положении... Странность в том, что девушка в беде оказалась в том месте, где вообще-то должны помогать... И нам надо понять, что за беда такая.

Беда некоторых девушек этого кино как-то связана с детством главного героя.

_

Я же внезапно вспомнил, как таскал когда-то вёдрами уголь... перетаскивал с одного места в другое. Да, когда-то это было топливом номер один.

27 августа 2025

Мелочей не бывает

Не могу сказать, что фильм тяжёлый. Он очень размеренный, в нем чувствуется натужная горечь. Горечь и нехватка воздуха. Биллу словно пережали горло, и одно за другим событие вызывает в нем всё больший приступ асфиксии.

Мне безумно понравилась сосредоточенность режиссера на мелких деталях нашей обыденной жизни. Вот уж действительно 'мелочи жизни'. Я не замечала раньше, что частенько в фильмах нет 'живых' звуков, которых нам дали бы дослушать до конца. Здесь же отчётливо слышны шаги по обычной земле, по асфальту, по скрипучим половицам, по мрамору в церкви. Слышен звук чашки, когда ее аккуратно кладут на стол, слышен потрескивающий камин, слышны женские всхлипы, каждый тяжёлый мужской вздох, слышны птицы... Это безумно завораживает. После просмотра невольно начинаешь прислушиваться и 'впитывать' свои 'звуки жизни', которые частенько ускользают из-под внимания, становясь фоновыми.

Это в какой-то степени делает фильм медитацией. Кадры долгие. Если герой идёт, нам показывают чуть ли не весь его путь. Если герой плачет, то мы увидим как выражение его лица меняется от и до, от спокойного к подавленному, к болезненному, к медленно, но безмолвно скатывающейся слезе. Это похоже на поэзию. Его смятение, его непонимание, его подавленное ощущение несправедливости от того, что слабые вынуждены страдать, его ощущение одиночества от того, что люди вокруг предпочитают закрыть глаза и советуют и ему поступить так же, сохранить то немногое, что досталось ему тяжким трудом. Его жизнь тоже нелегка. Он несёт ответственность не только за себя. Но и за жену и пятерых дочерей. Правда, теперь, узнав, что происходит в церкви ментально он несёт ответственность и за увиденное там. Это так тяготит его. Вдобавок ко всему его тяготят воспоминания о детстве, где он чувствовал себя таким же одиноким, непонятым, переживал потери и брошенность.

Церковь здесь показана воистину жестокой и могущественной системой с ангельским голосом. Духовная нравственность и дисциплина. Жестокость и власть. Что может обычный работяга перед лицом такого мощного, слаженного института, к которому кредит доверия у общества невероятно велик? Вероятно, ничего. Вероятно, вступив с церковью в борьбу, он потеряет всё. Однако его улыбка в конце для Сары... Его протянутая рука... Он чувствует себя естественно в том, чтобы помочь ей. То, что зудело и мучило его изнутри, наконец, ушло и освободило его. Его совесть обрела настоящую святость. И пусть у маленького человека нет сил и возможности исправить всё. Может, у него даже ничего не получится в этот раз, в эту единственную попытку. Но он поистине красив и величественен в том, как готов протянуть руку помощи и не отвернуться, обратить внимание на то, что иные посчитают мелочью. Как делает действительно важным то, что априори должно заслуживать внимания.

4 августа 2025

О бедной супруге замолвите слово

К сожалению, фильм закончился на самом интересном месте, когда хочется воскликнуть: А вот отсюда поподробнее, пожалуйста!

Ведь главного героя предупредили о санкциях, которые последуют вслед за его вмешательством! Но… у мужчины непреодолимый зов сердца, он должен закрыть гештальт. Он может себе это позволить. Это его дом, это он содержит семью, так что семье придётся как-нибудь пережить.

Эта история восхищается поступком мужчины и презирает его жену. Нам, зрительницам, прямо неприятно смотреть, как эта женщина безразлична к судьбам бедняжек. Как возмутительно самоуверенна, что её дочерям ничего подобное не грозит. Как мелочно пересчитывает заработанные мужем копейки и совершено по-мещански вожделеет новую вещь. Дочки заняты какими-то своими неважными девчачьими делами, пока бедный отец таскает тяжёлые и грязные мешки и спасает их сверстницу (нет, на самом деле свою душу).

Однако, позвольте. А что бы могла сделать эта неприятная женщина в условиях, в которые не она себя поставила? Разве она может что-то большее, чем изо всех сил стараться исполнять предписанную ей роль: быть истовой католичкой, родить столько детей, сколько их ей сделали, скрупулёзно просчитывать ограниченный бюджет, чтобы три раза в день кормить большую семью и пристойно содержать дом. Носить одни туфли по семь лет. Не делать ни шагу влево, ни шагу вправо и надеяться, что за это её никогда не настигнет непредвиденный кошмар. Надеяться, что раз она смогла — то и её дочери тоже смогут. Зря.

Всё это в один миг накроется медным тазом. То, что простится её мужу, никогда не простится ей. Это жену и дочерей накажет общество за подвиг главного героя.

Общество никак не накажет того, кто обрюхатил бедняжку, которая, боюсь, всё равно окажется там, откуда её взяли. А тех, кто получит доход от её бесплатной работы и от устройства её ребёнка приёмным родителям, даже в сюжет не впишешь. Пущай монашки отдуваются.

8 июля 2025

Бесконечная пьеса для сломанной шарманки.

Фильм Тима Милантса «Мелочи жизни» (2024) — сдержанная драма, основанная на одноимённой повести Клэр Киган. Картина переносит зрителя в Ирландию 1985 года, где в канун Рождества угольщик Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) сталкивается с мрачной тайной местного монастыря, служащего прикрытием для одной из «прачечных Магдалины» — учреждений, где женщин эксплуатировали под предлогом исправления.

Тема сложная. Но об этом, пожалуй, лучше прочесть, потому что смотреть «Мелочи жизни» — это всё равно что прийти в дождливую погоду на безлюдную площадь и слушать унылого шарманщика. Да ещё без мартышки. Но если шарманщик играет две ноты, то Килиан Мёрфи тянет весь фильм одну — бесконечно тоскливую, страдальческую эмоцию. Его лицо с первой до последней сцены — воплощение страдальческой тоски.

Всё снято холодно, выверено, красиво — но при этом абсолютно стерильно. Оператор своё дело знает, но, к сожалению, это фильм не спасает.

Судя по всему, режиссёр хотел говорить здесь о совести, молчании и системном зле. О внутреннем пробуждении. О тяжёлых вещах. Но тяжёлое — не всегда значимое. А молчание — не всегда выразительное. Особенно когда его столько, что забываешь, зачем вообще включил фильм.

4 июня 2025

Жизнь состоит из мелочей

Здесь нет ни стремительного экшена, ни ярких красок, ни крышесносной интриги. Но зато есть мощные актерские работы и сильная драматическая история. Много это или мало? Попробуем разобраться.

Сразу должен предупредить, в восприятии этого фильма есть одна тонкость. С одной стороны, контекст, в том числе исторический, европейской аудитории в общем-то знаком и понятен, а в той же Ирландии — до сих пор отзывается с болью. С другой, заходя в художественное пространство картины, хорошо бы сохранить девственность восприятия, чтобы история, рассказанная здесь, раскрывалась перед вами глазами главного героя, а открытия, которые он совершает, были и зрительскими открытиями тоже, чтобы сюжет разворачивался без дополнительных информационных подпорок, с той же непосредственностью эмоциональной реакции.

Тут речь даже не о спойлерах, тем более, что сюжет достаточно прост и укладывается в один анонсирующий абзац, доступный на любом киноагрегаторе, а жанр психологической драмы не предполагает особо закрученной интриги.

Итак, перед нами небольшой ирландский городок, та самая провинция, где «все всех знают», ходят по вечерам в один и тот же паб, а по выходным слушают проповедь в одной и той же церкви. Время на дворе — 1985-й, под Рождество. Главный герой, Билл Фарлонг — честный работяга, он держит маленький угольный склад и каждый день развозит по клиентам с округи на своем старом грузовичке мешки с углем и брикеты с торфом. В конторе ему помогает старшая дочь, еще четверо дочерей и жена каждый день ждут кормильца дома.

С первых кадров две вещи берут в оборот — бесподобная игра Киллиана Мерфи и операторская работа Франка ван дер Эедена. И я даже не знаю, что именно здесь важнее. Мерфи по-настоящему дает старой театральной школы, работая на мельчайших нюансах и полутонах (тем более, что и текста у него немного, а планы, в основном, крупные), не играя эмоции, но именно что проживая их, а дер Эеден выстраивает кадр с точки зрения не столько визуального, сколько смыслового наполнения картинки.

Поначалу вообще кажется, что это документальное кино: вот камера закреплена на борту грузовика, вот с другого ракурса мы смотрим из кабины и только монтажом подчеркивается смена локаций. А вот траектория движения героя с работы домой — он идет по улице, перед входом в паб, где толпится народ, переходит на другую сторону, продолжает движение. В кадре не происходит никаких событий, но мы уже понимаем, что это проверенный и многократно повторенный путь примерного семьянина и добропорядочного горожанина.

Один из его постоянных рейсов — в местный католический монастырь, чья настоятельница (Эмили Уотсон получила Серебряного медведя за эту роль) чуть ли не моральный камертон и неформальный лидер для всех местных жителей, имеющая нешуточное влияние на жизнь общины. Вот здесь-то и включается тот самый контекст, понятный европейскому, а шире — католическому миру. Монастырь — это так называемый приют Магдалины, часть большого внутриконфессионального института, который поначалу создавался как инструмент социализации «падших женщин», но уже в XX веке превратился в сеть исправительно-трудовых колоний, формально существующих под крышей церкви, но фактически вне закона. Девушки попадали туда не только с улицы, но и из благополучных, казалось бы семей, за неподчинение строгим родителям, или, не дай Бог, за случайный «залет». Ко времени, в котором происходит действие фильма, это уже ни для кого не было особой тайной, но все предпочитали закрывать глаза — дескать так повелось, такая традиция, не нам менять укоренившийся порядок.

Порядок, конечно, поменялся. Были скандалы (кто-то может вспомнит, как Шинед О`Коннор, подростком попавшая в такой приют за магазинную кражу, в прямом эфире телешоу в 92-м разорвала портрет Папы Иоанна Павла II), были расследования и разоблачения, сотни интервью подвергшихся насилию девочек и женщин.

Но сила «Мелочей жизни» как раз в том, что в здесь нет ни обличительного пафоса, ни грандиозных обобщений. Это только маленький эпизод, всего одна частная история пробуждения и спасения, буквально — мелочь, такая как все. Если брать сравнение из мира музыки, то это не симфоническая оратория, а камерная скрипичная пьеса.

Все держится на выразительном взгляде и пластике Киллиана Мерфи и его партнеров, продуманной и тщательно выстроенной картинке, точных, емких и понятных метафорах.

Фильм просит от зрителя внимательности и тишины. Это тонкая мастерская работа, в которой все имеет значение — и воспоминания героя о своем детстве, включенные в ткань повествования выразительными флэшбеками, и предметный мир, и звуковая партитура (чего стоят хотя бы поленья, как уютно потрескивающие в камине кабинета матери-настоятельницы), и сама атмосфера приближающегося Рождества (тут начинает работать традиция святочного рассказа), и бессмертная «Жизнь Дэвида Копперфильда» Диккенса, которую герой ждет в подарок к празднику.

Здесь, в экранном 85-м, мы пока видим только бунт «маленького человека» против системы, в которой он песчинка, горсть праха перед Господом, как говорят в проповеди. Это в полном смысле этого слова тихий бунт, небольшое и едва заметное, но такое важное движение души, которое ненадолго освещает сгустившуюся тьму вокруг, заставляя сжиматься сердце от страха и надежды.

26 апреля 2025

Стандартная драма, созданная по лекалам жанра

Обратил внимание на фильм исключительно из-за Киллиана Мерфи, т. к., как мне кажется, в формате чистой драмы снять что-то оригинальное про выбор «помочь или пройти мимо» уже просто невозможно.

Вот герой в начале — вот дилемма — вот изменившийся герой в конце, чем тут можно удивить? По-моему, исключительно оберткой, и тут с этим объективно порядок. По сути же это чистая драма в весьма добротном сеттинге, которую буквально тащит на себе титульный актер, и тут ответом на вопрос, стоит смотреть «это» или нет, станет ответ на вопрос — что вы цените в драме? Сеттинг или оригинальную историю?

Если сеттинг, то, повторюсь, тут с ним полный порядок для мрачной камерной драмы. В нем развивается, в хорошем смысле, стандартная драма маленького человека, который делает очень непростой выбор. Почему именно он его делает, к концу становится предельно понятно при активном режиме просмотра, ровно как и предельно понятно станет, что этим хотел сказать автор.

Если же нравятся оригинальные истории и/или механики, то тут всё стандартно до безобразия, в плохом смысле. Вот герой, вот его эволюция, вот чистое зло, вот что тут может произойти? Ладно бы тут были оттенки серого, где граница между добром и злом была размыта настолько, что зритель мог бы условно примерить ситуацию на себя, прикидывая вероятность и целесообразность повторения пути героя, но нет. Тут классика черно-белой драматургии, где окружающий героя мир и его обитатели осознают существование чистого зла, но пытаются его игнорировать, потому что так работает драматургия. Само же чистое зло, у которого, чтобы все поняли, что это чистое зло на входных воротах даже арку установили, как в немецких концлагерях, творит чистое зло, потому что «а почему бы и нет». Простой герой, у которого чисто физически не может оставаться времени на рефлексию, просто рефлексирует и попутно просто эволюционирует, потому что так работает драма.

В результате впечатлений от просмотра ноль. Это классическая драма, имя которой «Легион», которая отличается от аналогов только конкретным актерским составом, точнее даже сказать, конкретным актером и относительно оригинальным сеттингом, за что только объективности ради «хорошо», т. к. фильм оказался ровно тем, чем кажется.

7 из 10

16 апреля 2025

Есть ад, а есть место под адом

Увядающий Томас Шелби начинает новую, размеренную жизнь в тихом провинциальном ирландском городке в середине 80-ых.

Томас променял свой острый козырёк на тупой черенок для лопаты, которой неистово разгребает уголь, рассыпая его по мешкам. Своего цыганского коня на дряхлый грузовик для перевозки мешков, своих братьев-гангстеров на полных радости жизни в канун рождества озорных дочек, а жесткую тётушку на мягкую и верную жену. Увы, прошлое очень больно наступает Томасу на пятки, только на этот раз это не воспоминания из прокопанных туннелей первой мировой войны, а его одинокое детство.

Во время посещения барбершопа Томаса накрывает очередная волна воспоминаний, откликнувшаяся огромной одинокой, как он сам, слезой, стекающей по его щеке. Томас вспомнил свои слова 'Знаете, господа, есть ад, а есть место под адом. Я помню все и ничего не забываю' и осознал, что хоть он и выполз из туннелей, он лишь добрался до ада, который ежедневно видит в этом городе, и сразу как сорвавшаяся с цепи гончая выбежал на улицу, забыв о том, что пришёл за новой стрижкой, вспомнив о том, что пришёл за новой жизнью.

Окружающая действительность перерастает в невыносимую мысль о том, что необходимо что-то сделать, как это сделал посторонний в его детстве, подарив новую жизнь ему и его матери. Однако на пути к действию он сталкивается с предостережением и от старой подруги в баре, и от жены, услышав 'чтобы жить, нужно уметь не замечать', но Томас так не умеет. Очевидно, где бы он был, если бы не замечал всех этих мелочей жизни. Сопротивляясь идее маленького человека Гоголевской Шинели, главный герой отмывает от сажи не только свои руки, но и свою совесть, перенеся свою оплёванную хулиганами в детстве шинель на хрупкие плечи окоченевшего нуждающегося.

Возможно кто-то ожидает от продюсерского дуэта Бена Аффлека и Мэтта Деймона услышать звуки пикирующих бомбардировщиков и увидеть любовный треугольник Перл Харбора, но здесь будет только тихая жемчужина, которой получилась эта картина в память о жертвах приютов Магдалины.

На фоне того, каким пластмассовым убожеством получилась вторая половина козырьков, это прекрасное, заслуживающее внимания кино, которое и само по себе является самобытной цельной историей для зрителя, который вне контекста.

16 апреля 2025

«Мелочи жизни» Тима Милантса – бытовая микро-драма про маленького человека, уставшего от ежедневной несправедливости, творящейся вокруг. Экранизация одноимённой повести Клэр Киган следует очень близко к тексту, однако выглядит чуть менее внятно, в том числе в развязке. Этакий вывернутый наизнанку вариант «A Christmas Carol» с болезненным для Ирландии историческим контекстом в виде печально известных «Прачечных Магдалины» – не полноценный критический взгляд на неприглядную страницу прошлого, а небольшая грустная зарисовка с лёгким намёком на надежду.

В центре сюжета скромный угольщик Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) – простой работяга, привыкший не лезть не в своё дело. Мелочи жизни задевают его за живое, но чужие проблемы – это чужие проблемы. Правда однажды случается нечто, что ударяет Билла сильнее всего – он становится нечаянным свидетелем жестокого обращения с молодыми женщинами в стенах местного монастыря. Этот эпизод сначала подталкивает героя к рефлексии (несчастное детство), а затем и к опрометчивому поступку.

Хмурые ирландские пейзажи, смурные лица, черные от угольной пыли руки, письмо к Санте, становящееся пеплом в семейном камине – кажется, в этом мире нет просвета, ни один солнечный луч сюда не пробьётся. Если хочешь чего-то добиться, научись закрывать глаза – говорит жена Биллу, но тот уже устал от ежедневного горя, повсеместного зла, перманентной грусти. Хороший человек, вдруг решивший сделать шаг из тени – это ещё не бунт и будущее после таких решений может оказаться ещё хуже, но «Мелочи жизни» история скорее эпизодическая, пытающаяся показать силу сиюминутных решений. Киллиан Мёрфи здесь в одной из лучших своих ролей и его печальный взгляд посреди всей этой влажно-туманной хмари – лучший художественный приём фильма. Правда, финал остаётся на уровне необходимости, он фактически лишён страха маленького человека, решившего поставить на кон существование себя и своей семьи. Будто, как и главный герой, Тим Милантс набирался решимости, чтобы поставить точку в истории и боялся, что вдруг потеряет к ней интерес.

10 апреля 2025

Тихий бунт совести в эпоху молчаливых плит

Тим Милантс создаёт кино, где реальность дышит сквозь трещины в штукатурке, а история целой нации спрятана в саже на пальцах угольщика. «Мелочи жизни» — не просто фильм, а притча о выборе, который мы делаем ежедневно, даже когда кажется, что выбора нет.

Угольщик с руками, изъеденными трудом, — не просто персонаж, а символ поколения, заложника обстоятельств. Его плита, та самая, что греет дом героя, — деталь-зеркало: у многих из нас такие же печи хранили тепло семейных историй, но редко кто заглядывает в их топку, чтобы увидеть, чем это тепло оплачено. Милантс превращает бытовую деталь в метафору: общество держится на молчаливом согласии с тем, что «так было всегда».

Фильм дышит жизненностью через мелочи: скрип половиц, шелест угля в ведре, морщины на лице Билла (определенно блестящая игра актёра Киллиана Мерфи, чьи глаза кричат там, где язык немеет). Но за этим бытом — философский вопрос: может ли человек, выросший в системе лжи, стать щелчком в её механизме? Билл Ферлонг, обнаруживая «ужас за стенами монастыря», сталкивается не только с преступлением Церкви, но и с собственной совестью. Его внутренняя борьба — это микрокосм Ирландии 1980-х, разрывающейся между католической догмой и жаждой свободы.

«Мелочи жизни» — о том, что даже в условиях, где всё предопределено (бедность, давление Церкви, страх осуждения), человек «всё равно выбирает». Не героически, а тихо: принести ли лишний мешок угля семье жертвы, помочь ли ребенку, отвести ли взгляд от синяков на руках девушки. Эти малые решения, как кирпичики, строят не только судьбу, но и моральный облик нации. Фильм напоминает: общество может изменится только через действия обычных людей, решивших, что их плита не должна топить чужие кошмары.

После просмотра хочется не говорить, а слушать — тишину, в которой слышен стук собственного сердца. Возможно, это и есть главный признак великого кино.

22 марта 2025

Любовь, Вера и Надежда

'Мелочи жизни' - одновременно жестокий и гуманный фильм. Почти в ходе всего действия хочется втиснуться в происходящее на экране и начать кричать о несправедливости, которая происходит в городе. В этом жестокость этого фильма, и не только в главном сюжете, а в тех маленьких деталях порочного общества, которые оказывают неизгладимо негативное влияние на главного героя.

Главный герой чувствует себя одиноким, поскольку не сталкивается нигде, кроме самого себя, с рефлексией других о проблемах города, ведь даже его жена не может до конца понять его тревогу и опасения.

Это история об эмпатичном человеке в антиэмпатичном обществе, который пытается поначалу смириться с несправедливостью под давлением людей и тех имморальных ценностей, которых они придерживаются. Однако в блистательно сыгранной Киллианом Мерфи сцене в парикмахерской, мы видим, что главный герой не справляется и решает помочь тем, кто страдает от угнетения и насилия. И делает он это несмотря на непонимание людей, с которыми он живет в одном городе.

Картина Тима Милантса одновременно с визуализацией жестокости людей, причем как прямой, так и опосредованной, в виде игнорирования всеми людьми известного насилия в городе, транслирует гуманистические, христианские, можно сказать республиканские добродетели - сочувствия, любви и гражданской доблести.

Этот фильм прекрасен как в своем послании нам, зрителям, людям, так и передачей антуража бедного, закостенелого, атомизированного общества на примере маленького городка в Ирландии, актерскими работами Киллиана Мерфи и Эмили Уотсон.

Поскольку это фестивальное кино, главное в нем - посыл, талантливо переданный режиссером, сценаристками и, конечно, Киллианом Мерфи.

20 марта 2025

'Мелочи жизни' (2024)

'Мелочи жизни' из того вида фильмов, которые обречены на спорный приём аудитории. Потому что большая часть зрителей будет ожидать от этой скромной ирландской драмы не того, чем она является. Так что напишу сразу — в 'Мелочах жизни' нет экшна, нет глобального решения проблемы, поднятой в сюжете, и нет драк с монашками и судьями, если кто подобного ждал. Это кино о другом.

Я не смотрел 'Сестёр Магдалины' Питера Муллана, но если Вас интересует вышеописанное, то лучше посмотреть этот фильм, полагаю. 'Мелочи жизни' сконцентрированы на взгляде со стороны и актуальное в наше время умалчивание проблем. Ведь главный герой — многодетный отец. Город, в котором он живёт, небольшой и полностью подмят под католический монастырь. Во власти сестёр всё: образование, общественное мнение и, самое главное, вера во что-то большее, чем серые будни глубинки. Но главному герою 'Мелочей жизни' предстоит сделать выбор между благополучием его семьи и совестью.

Тема по-своему заезженная и обречённая на споры, ведь у каждого человека своё мнение касательно такого сложного вопроса, как человеческое чужое и благополучное своё. Именно поэтому смотреть на моральные терзания Билла Фёрлонга, прекрасно сыгранного Киллианом Мёрфи, было интересно. Зрителю показывают его детство, его настоящее и становится понятно, что главный герой всю жизнь был в тисках чужого мнения. Он не смог получить на рождество пазл в детстве. Уже во взрослой жизни жена терзает его совесть благополучием. Тут некого осуждать, ведь оба персонажа по-своему правы.

Плохо работает во всей этой конструкции лишь финал. И я даже не про выбор героя, а про остальные сюжетные линии. Например, что с поездкой к Нику? Какова реакция семьи на поступок главного героя? Да и как общество отреагировало на это? К сожалению, авторы фильма оставили ответы на эти вопросы где-то там, за кадром. И пусть 'Мелочи жизни' мне понравились, что уже очевидно, этот момент расстроил.

За то остальное в этом фильме крепкое и атмосферное. Лично мне, как зрителю, иногда нужны такие фильмы. Атмосферные, медлительные. С упором на моральную борьбу героя и актёрскую игру незамыленных лиц. С мрачной атмосферой глубинки. В общем, если не ожидать от 'Мелочей жизни' срывания покровов и ответов на острые вопросы, а просто смотреть атмосферное, вялотекущее кино о жизни ирландской глубинки, то удовольствие определённо получить можно. Если же Вас такой расклад не устраивает, то лучше фильм не смотреть вовсе. Только время зря потратите.

7 из 10

17 марта 2025

'Мелочи жизни' - утопающий в угольной саже спор о святости, где за сострадание отвечают глаза Киллиана Мерфи, а за вечность - промозглые пейзажи Ирландии

Don't you ever question it?

Набор ингредиентов в 'Мелочах жизни' казался совершенным. Зимняя Ирландия, Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон и один из главных создателей 'Острых козырьков' Тим Милантс. Но эта история далека от воспевания маскулинности, она в несколько меланхоличной, пунктирной манере пересказывает хорошо известные ужасы прачечных Магдалины, где на территории католического монастыря перевоспитывались 'падшие' женщины и их дети.

У фильма два полюса. Чаще всего мы видим оптикой, что покоится в крупных планах Киллиана Мерфи. Это очевидный протагонист истории, он работает угольщиком, развозит торф по маленькому городку и окрестностям, а время от времени впадает в травмирующие флэшбеки об умершей матери и непростом детстве. Второй полюс - демоническая властная настоятельница монастыря (приз Берлинале для Эмили Уотсон), появляющаяся в кадре от силы на 15 минут за весь хрон, но замораживающая зрительский алтарь беспрецедентным хладнокровием.

В их противостоянии очевидно визуализируется сражение темных и светлых сил. Божественного и человеческого. Сострадания, чуткости, добросердечия и расчета, жестокости, ультимативности. Как понятно из базового описания, Бог здесь едва ли на стороне своих служителей. Помимо важного христологического посыла в 'Мелочах жизни' силен и национальный аспект. Ирландия - третья страна Европы после Польши и Италии по негласному числу рьяно верующих зилотов - место, где говорить о религии нужно осторожно и желательно тише обычного

Киллиан Мерфи, как и его герой, существо природное куда больше, чем искусственное. Он гармоничен в априори антирождественском кино (все события происходят в Сочельник), снова нагло третирует генетику и в финале является истинно диккенсовским героем (его книжечка тоже мелькает в кадре). По сути, 'Мелочи жизни' при всей социальной напряженности - это баллада о зависании в бездонных глазах ирландца, что отнюдь не ново.

Куда больше фильм крадет Уотсон. Сцены с ней - хрестоматийный каркас фильма. Они лишены меланхолии, неуверенности, а наоборот наполнены решимостью. Жестокость монахинь здесь - обычный атрибут реальности. Он не удивляет жителей городка, а значит не должен и зрителя. Да и кто всерьез в XXI веке удивится, что главное зло давно покоится там, где надлежит обитать свету. Уотсон здесь героиня дэй-льюисовская, она немного Мефистофель, немного сухая страница трактата о папских властных коллизиях.

В 'Мелочах жизни' раскидана магия божественного знака, провидения. Сара - это и мама протагониста, и девочка, вынуждающая делать самый важный выбор в жизни. Этакая милость падшей в непреложной святости. Фильм тут впадает в чистую достоевщину. Граничит он с мистицизмом даже в вопросах кастинга. Настоятельницу зовут Уотсон, а актриса, которая ее в итоге сыграла, приснилась Мерфи по сне. И все же при всей универсальности человеческой психологии вся эта история раз за разом левитирует в пространства ирландскости.

Мир 'Мелочей жизни' заведомо обречен. Эта ирландская версия 'нет села без праведника' совсем не оружие в войне с молчащей человеческой жестокостью. Чтобы чего-то добиться, нужно закрыть глаза, говорит экранная жена Мерфи, очевидно беспокоящаяся за будущее потомства. Им же тут жить и учиться. На что Мерфи отвечает, четырежды за фильм драя мозолистые руки. Боюсь, что метафора про 'умыть их' - слишком русская, чтобы ее знал Милантс, но слишком сильная, чтобы пройти мимо

12 марта 2025

Умываем руки

Маленький городок в Ирландии, середина 80-х. Билл - простой угольщик, отец пятерых дочерей - узнаёт, что в соседнем монастыре послушницы - девушки, родившие вне брака или просто нарушившие патриархальные законы - живут, как в концлагере. Билл не знает, как помочь - ведь все более-менее в курсе, и всем по барабану.

Всегда интересно, чем займётся актёр после пика в карьере - получения Оскара. Это может быть проект мечты, безумный эксперимент, дорогостоящий блокбастер. 'Мелочи жизни' для оскароносного Киллиана Мерфи - ни первое, ни второе, ни третье. Это очень тихая, медленная исповедальная драма режиссера Тима Милантса (до этого снявшего любопытную историю о пропаже молотка в колонии нудистов 'Патрик'), экранизация романа Клэр Киган, на крайне болезненную для Ирландии тему про католические приюты 'Сестер Магдалены' - лет триста назад созданная сеть приютов, по идее когда-то защищавшая попавших в беду женщин, а с переходом под крыло католической церкви в XX веке превратившуюся в доходную франшизу прачечных, работающих на рабском труде, где 'сестры' работали до самой - часто преждевременной - смерти. В 2002 году на эту тему уже вышел фильм 'Сестры Магдалены', куда более прямолинейный и подробно описывающий эту безвыходную тюрьму - с 'Мелочами жизни' его роднит ещё и участие актрисы Айлин Уолш, которая в старом фильме играла одну из жертв-сестер, а в новом играет жену Билла, произносящую ключевую фразу: 'В нашей жизни, чтобы жить нормально, приходится закрывать на кое-что глаза'.

И Билл закрывает - до поры до времени. Закрывает настолько хорошо, что мы почти не видим ужасов, творящихся за стенами монастыря - точно также, как семья начальника концлагеря в 'Зоне интересов' не видит происходящего за стенами Освенцима. Но от этого становится ещё страшнее.

Киллиан Мерфи играет роль 'недобунтовщика' очень тонко, часто в полутьме, в расфокусе, через мутное стекло и хлопья мокрого снега, иногда со спины. Его герой - угольщик - в силу профессии часто моет руки, и эта процедура превращается для героя в обессивно-компульсивный ритуал - сначала как попытка 'умыть руки', потом как желание отмыться, и, наконец, как самоистязание, чтобы заглушить боль и воспоминания. Значительная часть фильма отдана флешбекам главного героя - как часто бывает, они мало двигают историю вперёд, зато дают довольно подробное объяснение мотивам героя.

Если вы будете ждать от фильма стандартную бравую историю про маленького человека, который бросил вызов обществу и несправедливости, преодолел главного 'босса' и стал героем, вы будете разочарованы: события в фильме развиваются медленно, герои часто смотрят в пустоту или бредут под дождём, а глава местного приюта - жутковатая в образе фанатичной монахини Эмили Уотсон - отнюдь не главный 'босс': ведь 'победить' нужно не её, а целый город молчания. Когда фильм закончится, многие воскликнут: и всё? А дальше? Просто это не голливудская история. То, что здесь является кульминацией, для Голливуда было бы завязкой. У фильма другая оптика, другой темпоритм и, пожалуй, другие цели. Идея не в том, чтобы увидеть, как на экране очередной Давид побеждает очередного Голиафа. А в том, чтобы вы спросили себя: а на что я сегодня закрываю глаза, чтобы жить нормально? И пошли мыть руки.

8 марта 2025

Экранизация одноименной книги Клэр Киган, «Мелочи жизни» повествует о нескольких днях из жизни Билла Ферлонга (Киллиан Мерфи), торговца углем из Ирландии, который после случайной встречи накануне Рождества оказывается перед сложным моральным выбором.

На дворе декабрь 1985 года, хотя в Нью-Россе, небольшом портовом городке на юго-востоке Ирландии, все еще чувствуется атмосфера 1950-х годов. Одним морозным утром Билл доставляет уголь в ближайшую монастырскую школу в желтом фургоне, который практически светится в этом изголодавшемся по солнцу городе. Он становится свидетелем драматической сцены – молодую женщину затаскивают в монастырь против ее воли. Эта встреча перевернет его жизнь и приведет лицом к лицу с одним из самых травмирующих эпизодов в истории Ирландии – «прачечными Магдалины».

«Прачечные Магдалины» представляли собой сеть воспитательно-исправительных учреждений при католической церкви Ирландии для «падших женщин» и незамужних матерей, а также девушек, которых считали слишком красивыми или кокетливыми. Изначально, задача приютов состояла в том, чтобы направить оступившихся женщин на правильный путь и помочь им найти свое место в обществе, но все чаще приюты оказывались местами заключения, наказания и принудительного труда, в частности в прачечных. Младенцев, рожденных в стенах монастыря, отдавали на усыновление, часто против воли матерей. Первый приют данного типа открылся в Дублине в 1765 году, а последняя «прачечная Магдалины» на территории Ирландии была закрыта только в 1996 году.

Фильм открывает тихий монтаж города – мощеные улицы, сырые крыши и, нависающие над всем шпили церкви передают одновременно уют и клаустрофобию маленького городка, где все друг друга знают. Милантс показывает ничтожность мира главного героя и демонстрирует, насколько укоренилась церковь во всех аспектах местной жизни. Если бы Билл осмелился высказаться против церкви, это оттолкнуло бы его от соседей, разрушило его бизнес и помешало образованию его детей. Ставки здесь чрезвычайно высоки.

Это напряжение ощущается особенно остро в одной из ключевых сцен фильма, когда мать-настоятельница монастыря Мэри (Эмили Уотсон) приглашает Билла к себе в кабинет и заставляет выпить с ней чая, прежде чем подвергнуть его серии тонко завуалированных угроз.

Мерфи воплощает фигуру, терзаемую моральным конфликтом, сохраняя при этом тяжесть этого конфликта глубоко в своей душе. Билл замкнут, в его прошлом есть что-то неразрешенное – травма, которая, кажется, неожиданно дала о себе знать. Каждую ночь он пытается буквально отмыть руки от грязи, которую носит с собой, вынужденный молчать о преступлениях, происходящих за стенами монастыря, о которых все знают, но никто не осмеливается говорить. Билл предстает перед зрителем как человек, который всегда был наедине со своей болью, а теперь обладает знаниями, еще больше отдаляющими его от семьи и общества.

«Прачечные Магдалины» стали темой многих фильмов и сериалов, в том числе номинированной на «Оскар» драмы «Филомена» Стивена Фрирза и победителя Венецианского кинофестиваля 2002 года «Сестры Магдалины» Питера Муллана. Однако, что отличает «Мелочи жизни» от других фильмов на эту тему, так это смещенный фокус с женщин-жертв на людей, которые стояли в стороне и игнорировали страдания, происходящие прямо у их порога. Впервые столкнувшись с доказательствами жестокого обращения с женщинами в монастыре, Билл приходит в ужас и неуверенно пытается поднять эту тему со своей женой. Прекрасно зная, что происходит, она пренебрежительно отвечает ему, что «это не наше дело», а позже хозяйка местного паба, предупреждает его, что мир слишком жесток, чтобы беспокоиться о судьбах других.

Таким образом, подход «Мелочей жизни» касается не столько масштаба трагедии, сколько вопросов, которые всегда возникают, когда рассматриваются подобного рода истории. Как это могло случиться? И почему это продолжалось так долго? Ответы безусловно есть, но они чаще всего оказываются неуместными и не способными вернуть утраченные жизни и облегчить боль невинно пострадавших.

1 марта 2025

Мелочножизненная

Интересный драматический фильм, заставляющий задуматься над многими человеческими проявлениями. Особенно трогает тема 'маленького человека' в бесчувственной институциональной машине разных социальных механизмов, которые им манипулируют и исстирают. И только неравнодушные способны помочь попавшим под её жернова. Доверчивые, тёмные и слабые, особенно дети, беззащитны среди лживого и злого мира. Добрые, воспитанные на сказках и родительском тепле, а затем выгнанные в холодное и колючее общество, не приспособлены к дикому миру.

Наверное, только взрослые, испытавшие детские трагедии и душевные терзания, знающие о боли и несправедливости, способны делать добро и искренне сопереживать, чтоб помочь нуждающимся, независимо от пола и возраста.

С уважением от воронежского поэта.

1 января 2025

В российский прокат 'Мелочи жизни' выйдет только весной 2025 года, а жаль. Ведь это отличный спутник для празднования Рождества, заставляющий вспомнить, что это вообще-то религиозное событие, чествующее рождение Иисуса Христа.

'Мелочи жизни' переносит зрителей в один самых мрачных периодов в истории Ирландии. На дворе середина 1980-х, экономическое состояние большинства жителей страны очень плохое и нестабильное.

Но у главного героя дела обстоят более-менее нормально. Он занимается торговлей углем - работа тяжелая, грязная, изматывающая. Но она приносит достаточный доход, чтобы он, его супруга и их пять дочерей жили относительно нормальной жизнью.

Главная роль тут принадлежит Киллиану Мёрфи. Актер отлично воплощает эмпатичного мужчину, которому сложно не обращать внимание на несчастье окружающих его людей.

Одним из постоянных клиентов, куда он привозит мешки с углем, является приют Магдалины. Управляемое монахинями учреждение, которое принимало обесчещенных беременных девушек и занималось их перевоспитанием. Сейчас мы все знаем много ужасающих фактов об этих приютах и о том, как жестоко они обращались со своими воспитанницами, эксплуатируя их труд, беспрестанно наказывая и лишая контакта с их детьми. (Вероятно вы видели как минимум нашумевшие 'Сестры Магдалины' 2002 г. и 'Филомена' 2013 г. на эту тему).

Так вот, наш герой видит собственными глазами, что монахини зверствуют в приюте. Но это не такой уж большой секрет - об их деяниях, как окажется, знают абсолютно все местные жители. Но... Это же не их дело. И это не дело нашего героя.

Ему нужно заботиться о своей работе, о своей семье. К тому же монахини руководят образовательным учреждением, в которое ходят его дети. Да и зачем лезть? Ведь не убивают же там никого. А все остальное - мелочи. Обычные мелочи, на которые легко закрывать глаза.

Но нашему герою закрывание глаз дается сложнее, чем многим другим. Тем более в канун Рождества...

'Мелочи жизни' рассказывает очень простую историю. Но делает это мастерски. Зрителя буквально заставляют ощутить на себе тяжесть, которую на своих плечах носит герой Киллиана Мерфи. Как быть хорошим человеком, если ты не можешь себе это позволить? Как жить, если быть хорошим человеком - это привилегия, которую тебя лишают жизненные обстоятельства? Как быть добром, если даже набожные монахини и члены твоей семьи предпочитают добру эгоизм и равнодушие?

Отличный фильм. Рождественский драматический фильм. Фильм о том, что безразличие не может не быть грехом.

26 декабря 2024

Не мелочитесь...

После просмотра этого фильма, хочется найти сук покрепче, намылить веревку, и...

Место действия - небольшой ирландский городок, жители которого наслаждаются всеми благами капиталистического рая: нищета, убожество, пьянство, отсутствие жизненных перспектив. Билл Ферлонг - прозябающий в нищете торговец углём. На своём грузовичке, Билл развозит уголь, и едва - едва сводит концы с концами. У Билла жена, мечтающая о новых туфлях, и пять дочерей, которых надо одеть, накормить, и дать им образование. Отупляющая работа не приносит Биллу ничего, кроме осознания собственного ничтожества. Вернувшись с работы, Билл остервенело смывает въевшуюся в кожу угольную пыль, проводя, таким образом, черту между собой, и опостылевшей действительностью.

Билл - человек застенчивый, и даже робкий (несмотря на то, что у него пять дочерей). Он не может смотреть собеседнику в глаза, и ведёт жизнь даосского монаха - недеяние, невмешательство, его жизнь - неспешное плавание по водам жизни, гипнотический морок, медленное умирание, физическое и душевное. Но, однажды произойдёт событие, которое заставит Билла проснуться...

Режиссер, снявший 'Острых козырьков', поставил очень тяжёлое для просмотра кино. Минимум событий, удушающая атмосфера, ситуация сложнейшего морального выбора, ощущение полнейшей безнадёжности, барахтания в вязком, источающем ядовитые миазмы, болоте. Снято минималистично, скупо, и очень эффектно. Отсутствие солнца в кадре, тяжелое, низкое небо, неяркие, блеклые краски - и нужное настроение создано.

Киллиан Мерфи играет глазами. Глаза огромные, со слезой, выражающие тоску жертвенного животного, бессильной скотины, обречённой на медленную смерть. Мерфи прекрасно передает эту тяжесть, это страшное напряжение, которое испытывает человек, которому надо преодолевать себя, свою застенчивость, слабость, жизненную инерцию. Билл не революционер, не бунтовщик, не борец с системой, он слабый человек, который не может равнодушно смотреть на страдания тех, кто ещё слабее.

Билл - одновременно Пилат и Иисус. Ожесточенное мытьё рук - это попытка смыть с себя не только физическую, но и душевную грязь. Билла искушают, и он вроде бы поддается искусной манипуляции, но затем, пытается помочь 'малым сим'. Противоречия оживляют любую мертвечину, и Билл не исключение.

Режиссер вроде бы оставляет отдушину, даёт робкую надежду в финале, но это призрачная надежда, практика 'малых дел', которая не изменит ситуации в целом.

Попытка свалить всю ответственность на католическую церковь, смешна. Вы лаете не на ту вывеску, господа, путаете симптом болезни и причину. Католицизм сейчас не пинает только безногий, а религия всегда была инструментом в руках экономически господствующего класса. Что, коллективные Биллы Ферлонги, боитесь сказать всю правду?

Просмотр оставляет тяжёлый осадок в душе, но это хотя бы похоже на настоящее кино.

15 декабря 2024

Драма Мелочи жизни на большом экране с 2024 года, его режиссером является Тим Милантс. Кто снимался в кино, актерский состав: Клэр Данн, Агнес О’Кейси, Марк Маккенна, Эбби Фиц, Зара Дэвлин, Киллиан О’Гэйрби, Элла Кэннон, Máire Ní Ghráinne, Вега Фаррелли, Элси Кромптон, Киллиан Мерфи, Киран Хайндс, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Мишель Фэйрли.

Расходы на кино составляют примерно 3000000.В то время как во всем мире собрано 14,510,400 долларов. Производство стран США, Ирландия и Бельгия. Мелочи жизни — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.