| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.3 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Кончится лето |
| год: | 2024 |
| страна: |
Россия
|
| режиссеры: | Максим Арбугаев, Владимир Мункуев |
| сценарий: | Владимир Мункуев |
| продюсеры: | Анна Тихонова, Борис Хлебников, Александр Плотников, Валерий Федорович, Евгений Никишов, Игорь Мишин, Максим Филатов, Ирина Энгелис, Александр Дьяченко |
| видеооператор: | Максим Арбугаев |
| композитор: | Павел Додонов |
| художники: | Татьяна Рейман, Анастасия Яковлева |
| монтаж: | Иван Лебедев |
| жанры: | триллер, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$721 247 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 58 мин |
В давно не смотрели качественного нового русского кино? Хорошо снятого, увлекательного, с красивыми видами. С яркими персонажами, моральной проблемой, и возможностью сделать выводы для себя - в меру собственной испорченности? Да, “Кончится лето” (2025г., реж.: М.Арбугаев, В.Мункуев) - не светлое и радостное кино. Это - драма, в первую очередь. И триллер. Наконец, безо всякой романтизации бандитизма и антигероев. Человечная картина. Да, местами несовершенная. Очень свежая, современная. Но о вечных проблемах. Ну а то, что кому-то покажется в картине вторичным - для меня отсылки к старшим коллегам, оммаж, и центон. Бонусом - прекрасная музыка.
Никогда не бывали в Якутии?
Я тоже. Да, рассказы знакомого и фильм дорогого подписчика меня брали с собой в путешествие по русскому Северу. Но все это только будило мой аппетит. И вдруг я вижу кино, где действие перемещены в суровые якутские края. Туда, где пропасть много легче, чем остаться в живых. Где могучая Лена всегда может забрать. И где связь случается реже чем непогода и шторм. Самое место для приключений и человеческих драм. “Сколько можно эксплуатировать плосковатую тему Хтони?” - скажете вы. Я не спорю: пейзажи спасают весьма скромный быт в кадре лишь oтчасти. Кровь, насилие, ненужные жертвы. Беспощадный, безумный, беспомощный бунт. Зона, что не отпускает. Обман и предательство. Этих ингредиентов в картине сполна. Но здесь есть и Раскольников, и Карамазовы, и Каин с Авелем. Есть здесь капелька “Брата,” немного “Сестер.” Роудмуви, “Географ.” Балабанов, Михайлов, разумеется, Быков. Чародей среди звукарей - Павел Додонов и русское инди.
Кому стоит смотреть?
Принято этим заканчивать. Я же вставлю в центре статьи: этот фильм я бы посоветовал тем, кто устал от оправдания зла, и кто тянется к покаянию в кино. А еще, тем кто огорчен иллюзорной уверенностью в том, что русское кино - где-то в прошлом. Фильм понравится и любителям суровой природы, хорошей игры, отсутствия скабрезности. Нет в нем ни “новый искренности,” ни “откровения сцен.” И убийства показаны пусть и кроваво, но скорее прикровенно. И беседы цензурные. И Отец - здесь фигура, в отличие от многих картин, что от притчи так далеки, как я от исторических танцев. Любовь к старшим - показана благом. В фильме есть место жертве. А главное: покаянию. И трагической гибели тех, кто к нему не готов. У меня есть претензии, но как им не быть? Ведь создатели замахнулись. И это - прекрасно!
Что вас ждет, кроме красоты, драмы и хтони?
Я давно ждал этой встречи: Юра Борисов во всей его натуральной красе. До бессмертия живой, очень раненый, тонкий, и уязвимый. И немного герой, и жалкая жертва, и отпетый палач. И бесспорное зло. И любящий брат. Роль ему сшита строго по формам. Молодой, явно очень способный сын знатного кинодела Б.Хлебникова (здесь Хлебников ст. - продюсер). Фантастически антуражный Балабановский Мосин (помните “Кочегар” и “Я тоже хочу”?). Много музыки, как положено наследникам Балабанова, и современникам Романа Михайлова. Да и еще и знакомого по картинам последнего или музыки для Дельфина - Павла Додонова. А на сладкое - группа “Кино” и заглавная песня. Как иначе? Слова и ретро-звук кочегара из Питера, что недавно отпраздновал юбилей, красной нитью связывают и Бодрова мл., и эпохальный “Дурак,” и Арбат, и Якутию. А тепло постепенно уходит дремать. Кто из нас доживет до Весны? Той, что станет Вратами в Блаженство. Фильм предложит подумать об этом. И настроит на деятельный лад.
Филипп | Из Германии да в Россию | Чел с Европы
29 августа 2025
Просмотр фильма «Кончится лето» оставил двоякое впечатление. Крепкий сюжет развивается на фоне непривычной массовому зрителю северной якутской природы. При этом в фильме много несуразностей, количество которых к концу картины набралось столько, что они не позволили отнестись серьезно к драме героев и по-настоящему сопереживать им.
Путешествие «на север», по ходу умножая насилие, засасывающее в свою воронку Кешу - путь от себя «нормального» и «живого» к монстру, для которого зарубить топором человека, что зубы почистить. Здесь опять же явственно читается отсылка к Достоевскому: почему нельзя отобрать «грязные» деньги у плохих и отдать хорошим? Нельзя, потому что таковы законы этого мира. И ответ на этот вечный вопрос всегда один и тот же. Философское наполнение фильма оправдано финалом, когда молодой и слабый оказывается решительным и смелым, за секунду найдя единственный верный выход из порочного круга, из которого выйти без крови уже нельзя.
Смотря фильм, я поражался тупому выражению лица героя Борисова и не понимал: то ему неинтересно «играть», то ли эта такая задумка авторов. Безусловно, Кеша — дурак, не способный даже на один ход предусмотреть последствия своих слов и дел. То что он патологический болван, можно было понять начиная с «подката» в лесу к раскосой барышне, закончившийся тем, что он всем обломал тусовку, сам ничего не получив. Свой «гениальный» план по «ограблению века» он также мастерски продумал так, что его за минуты раскрыли, не наделённые талантами Шерлока Холмса, местные «братки». Выкинуть телефон (или хотя бы «симку»), придумать хоть малость правдоподобную «легенду» — на это ни у него, ни у его «подельника» мозгов не хватило. Вообще, следя за развитием сюжета, поражался людской глупости — как тот же мент в «Северном» зная, что он конвоирует мокрушников, спокойно и беззаботно идет впереди них к лодке. Закон «не поворачивайся спиной к потенциальному врагу» знают даже маленькие дети во дворе. И то, что люди, которым светит пожизненное, готовы на все, он также не мог не понимать.
Люди, которые встречаются братьям на их пути — или глупые или жадные. А чаще — и то, и то одновременно. И расплачиваются они за свои пороки — кто жизнью, кто сожжённым домом, кто здоровьем.
То, что история могла пойти другим путем намекаю те фрагменты, где младший брат берет инициативу в свои руки и, пусть наивно и неумело, но налаживает какой-то контакт с внешним миром. Но эти усилия сводит на нет «решительность» Кеши, решающего «проблемы». Кеша обещает брату, что все будет «хорошо», забывая, что ни «хорошо», ни «нормально» уже не будет (в этот момент уже мертв отец и он это знает). И сам факт такого разговора уже свидетельствует об его полном непонимании того, в какую петлю он залез.
Немного смутило в фильме непродуманность деталей и какая-то поверхностная проработка персонажей, действий, реакций. Например, отец. Может ли он отпустить сына в Новосибирск учится с 20 тыс. рублями в кармане и с одним маленьким рюкзачком? Где он собирается жить, на что питаться, одеваться? Да и где взять деньги на обучение, если сумма кредита — 40 тыс. да на 4 месяца? Да и само убийство «злодеев» не выглядит благородной жертвой собой ради будущего детей. По факту — очередная глупость и инфантильность под воздействием водки. Кстати, этот фильм вполне мог бы претендовать агитку из антиалкогольной пропаганды. Все безумства в фильме придумываются и совершаются после попоек. Хотя образ пьяницы с недельной щетиной почему-то прошел мимо в этой картине, у Кеши почему-то щетина не растет, и это еще одно подтверждение, что фильм до конца не проработан. Можно, конечно, возразить, что это не главное и это не документальный фильм. Но из таким мелочей и складывается впечатление об этой неплохой, но далеко не гениальной картине.
И про музыку: якутская попса и группа «КИНО» с песней о том, что «больше надежд нету» — саундтрек получился «в тему».
Для любителей современного русского кино, поклонников фильма «Брат» и любителей северной природы.
6 из 10
18 августа 2025
Совсем недавно в прокат вышел фильм режиссёров Максима Арбугаева и Владимира Мункуева «Кончится лето», где в главных ролях Юра Борисов, Макар Хлебников, Дмитрий Поднозов и другие. Что же я могу сказать? Этот фильм стал для меня настоящим открытием 2025 года. Настолько простой, но при этом трогательный и душераздирающий фильм давно не выходил в российский прокат.
Повествование начинается с того, что в маленький якутский посёлок после тюрьмы возвращается Кеша (Юра Борисов). Его сразу же встречает младший брат Тима (Макар Хлебников). Воссоединение семьи выглядит трогательно и видно, что Кешу дома очень ждали. Без него не чинят машину и даже настенные часы сбились со времени в ожидании старшего брата.
Но зрителю стоит быть готовым к тому, что очень скоро эта семейная идиллия превратится в криминальное роуд-муви, где главной задачей главных героев станет просто выжить.
Центральной темой сюжета является конечно семья. Семейные отношения – это всегда сложно. Родитель стремится защитить своего ребёнка, даже когда он неправ. Вот и отец Кеши всеми силами пытается наладить жизнь сына, устроить его на работу. Он также поддерживает и младшего сына, даже берёт кредит, чтобы оплатить его учёбу в университете мечты. Отец всегда пытается оправдать своих детей в глазах окружающих, берёт на себя вину Кеши, но жизнь – штука суровая.
Братские взаимоотношения также на протяжении всего фильма будут подвергаться испытаниям, чтобы проверить, насколько далеко готовы пойти люди в своей безоговорочной любви и привязанности. Можно ли простить человеку всё только потому, что он твоя семья? Готов ли ты упасть в бездну вместе с человеком, который выбирает путь саморазрушения, если он твой брат?
И здесь мы можем выделить тему взросления, поднимаемую в фильме. Перед нами пример смещения социальных ролей, ведь, казалось бы, единственная задача, которая стояла перед Тимой – поступление в университет и переезд в другой город. Однако мальчик, у которого была вся жизнь впереди, вынужден остаться дома, чтобы заботиться и оберегать старшего брата, который в силу характера не может или не хочет вписываться в общество. Тима берёт на себя ответственность за проступки Кеши и постоянно пытается решить его проблемы. Он выполняет роль старшего брата, хотя он всего лишь ребёнок. Ему приходится слишком рано повзрослеть, его беззаботное мальчишеское лето действительно кончилось.
Кеша – полная его противоположность. Он не ладит с людьми, будь то девушки или коллеги, не может найти работу или хотя бы остаться на той, которую ему нашёл отец. Он совершает импульсивные поступки, за которые он не готов нести ответственность. Он сбегает из города, но от кого он бежит – от правосудия или от себя самого?
Антураж фильма подкрепляется природными локациями, в которых он снят. Якутские пейзажи, непереведённая речь местных жителей и конечно же песни группы «Кино» – всё это завораживает и погружает зрителя в хтонический транс. Ты веришь всему, что тебе показывают на экране, ты путешествуешь вместе с братьями и твоё сердце плачет о каждом из них.
В общем, если бы меня спросили, о чём фильм «Кончится лето», я бы задумалась. Ведь, по сути, он обо всём. Он о жизни простых работяг, которые после тяжёлой работы собираются вместе и просто пьют. В их молчании больше жизни, чем в любой «идеальной» картинке, которую нам транслируют в Интернете. Этот фильм о любви и о том, сколько иногда боли она приносит.
Я искренне советую посмотреть эту якутскую драму, ради того, чтобы погрузиться в саморефлексию и понять, какое же счастье иметь семью.
29 июля 2025
Некоторые фильмы смотришь как рассказ. Другие как предупреждение. А есть такие, как «Кончится лето», которые смотрятся как шрам. Этот фильм не кричит и не бьёт себя в грудь, он упрямо, ровно и по нарастающей идёт, пока в какой-то момент ты понимаешь, что уже поздно что-то отмотать назад. Ведь колесо этой судьбы касается лично тебя. И оно не остановится.
Я ничего не знал про этот фильм. Специально. Ни сюжета, ни имени героев. И первые минут сорок воспринимал его как простую, почти архетипическую драму: два брата, ошибка, попытка всё исправить. Но вот впервые появляется насилие, и оно становится главным двигателем.
Дальше лишь цепная реакция: удар, ответный удар, страх, погоня, и снова удар. И всё это в обстановке, где каждое слово звучит тише, чем взгляд. А каждый взгляд громче любого выстрела.
Сюжет несложный. Старший брат Кеша хочет защитить младшего, Тиму, от последствий собственных ошибок. Но за одним поступком идёт другой, и уже поздно разделять добро и зло. Потому что выбор был не между ними. А между «попробовать исправить» или «спрятаться». К сожалению, даже когда ты выбираешь первое — это не значит, что всё станет лучше.
Невозможно не сравнивать это кино с Балабановым. В нём тоже братья, та же неуютная Россия, та же атмосфера конца чего-то важного. Только если у Балабанова всё тонет в сером, здесь скорее в синем. В холодных закатах, в якутских пейзажах, в лесотундре, которая заметает следы, но не глушит вину. Природа здесь не просто фон, она будто молча смотрит, как мы сами себя губим. Без осуждения, но и без пощады.
Этот фильм рассказывает о семье. Но не как о спасении, а как о точке выбора. У Балабанова семья это последняя инстанция: всё разрушено, но брат за брата до конца. Здесь же семья — это источник страшного. Здесь любовь не избавляет от зла, она же его и порождает. Старший тащит младшего в бездну из лучших побуждений. Младший страдает, любит, а потом вынужден решать: остановить этот круговорот или присоединиться. А выбор — это всегда плата.
Формально фильм говорит о настоящем. Тихо, не лозунгами, но ясно. Старшее поколение привыкло к силе как к инструменту. Молодое не до конца способно сопротивляться, но чувствует, что так больше нельзя.
Сцена за сценой, кадр за кадром, фильм делает главное, он не говорит, а показывает. И ты понимаешь, что видишь не просто семейную драму, а метафору страны. Где любовь запутана с виной. Где родство — это не гарантия добра. Где остановить зло можно только наступив на горло собственной крови.
И когда наступает финал, никакой катарсис не приходит, но приходит честность. Та, которой так не хватает нашему кино и нашей реальности. Потому что «Кончится лето» не про лето. Это фильм про время, которое вот-вот закончится.
Про время, когда ещё можно сделать выбор. Когда ещё можно сказать: «Хватит», но только если ты готов расплачиваться. Потому что даже в самой страшной семье кто-то должен первым поднять руку — не для удара, а чтобы сказать: «Я остановлю». И, может быть, только так начнутся перемены, которых все так ждут.
8,5 из 10
За то, что в эпоху сказок и эзоповых метафор сняли честный фильм о настоящем. О семье, в которой все повязаны насилием, но кто-то изнутри обязан его остановить. И расплатиться.
21 июля 2025
Случайно увидел данный фильм в рекомендованных и решил посмотреть, увидев Юру Борисова в главных ролях, запомнившегося отличной игрой и по некоторым по другим фильмам. И... фильм полностью оправдал ожидания. Сразу скажу, что это не тот фильм, который бросишься смотреть только по описанию сюжета исключительно текстом, а вот хотя бы посмотрев трейлер уже понимаешь, что фильм сродни известным и цеплявшим фильмам из прошлого (вроде того же Бумера, возможно Бригады, отчасти Брата и прочих...), но первая ассоциация с другими фильмами это в первую очередь с фильмом 'Жить' 2010го года - тоже погоня, те же размышления по ходу действия 'ради чего' и 'стоило ли оно того', то же сопереживание главным героям с пониманием того, что в концовке, учитывая 'количество натворённого' им мало что хорошего светит и кто из них по итогу 'лучше и преданнее'.
Фильм - наглядный пример того, как одна жизненная ошибка, на примере жажды лёгкой наживы, порождённой случайной несправедливой обидой и желанием 'помочь ближнему', ведёт к формированию целой череды новых куда более 'опасных действий' ввиду выбора и вопроса совести у главных героев между попытками её исправить и страхом от грозящей ответственности. Каждый из этого фильма вынес бы свою мораль и это было бы абсолютно логично и справедливо, поскольку в нём встаёт вопрос выбора между преданностью и предательством, моралью и аморальностью, законом и беззаконием, справедливостью и несправедливостью, причём герои иногда идут на изначально аморальные поступки и, в том числе, из-за подобного же поведения чуть раньше других и делая именно поэтому и свой шаг на неверную дорожку, руководствуясь, в том числе, желанием чуть ли не отомстить таким образом... но главный вывод, который пожалуй доносит фильм заключается в том, что 'счастье вовсе не в деньгах', и уж точно 'не в грязных деньгах', поскольку каждому зрителю становится очевидным, что те последствия погони за подобной целью, который порой неминуемо наступают оказываются гораздо дороже той жизни и тех её обстоятельств, которая ставится на кон ответственности, причём затягивая во всё это и многих других, у которых тоже изначально мотивы были не худшими, но оказывающимися против своей воли тоже перед нелёгким выбором, вынуждающим и их совершать и собственные ошибки, цена ответственности за которые лежит на других...
Фильм рекомендуется к просмотру не только, как интересная криминальная драма, заставляющая задуматься о 'ценностях в жизни' или настигающей порой 'нити ответственности, сколько бы ей не виться', но и как отчасти и приключенческий фильм, поскольку ситуации и внешние обстоятельства в которых оказываются главные герои постоянно меняются, что уже само по себе вряд ли бы заставило скучать зрителя, меняясь одновременно же и с психологических обстоятельствами, мотивирующими к тем или иным поступкам и главных героев. Ну и конечно... Россия. Якутия, глубинка, жизнь в районе 'северных вахт', которая тоже показано отчасти реалистично - без прикрас, по-простому такой, какой она примерно остаётся и не меняется в глубинке страны уже многие десятилетия к ряду.
ПС. Кто же главный злодей фильма? Несмотря на то, что многие очевидно бы сказали, что герой старшего брата (Кеши)... у меня же на этот счёт своё мнение и я бы таковым назначил... 'охранника с артели', ведь старший брат, очевидно, только из-за него и не сумел окончательно встать на путь исправления, поскольку именно его действия и послужили толчком к действиям остальных, в том числе и старшего брата, втянувшего уже в это и остальных - а это уже и ещё один повод о многом задуматься - хотя бы о справедливости в жизни и поведении в ответ на несправедливость.
18 июня 2025
Всё случившееся - не случайно, и виноват в негативе в этом сюжете в этом не 'рецидивист', а старая история, сложенная его отцом со своим соратником, которые основали дело, что-то там не поделили, один вроде обидел другого, и эта история продолжилась и на его сыне, которого тоже просто подставили на ровном месте.
Видимо, дальше так продолжаться не могло, противоречия достигли своего апогея и должны были разрешиться. Разрешиться кровью. А потом - бегство, бегство в первую очередь от самого себя, попытка найти выход из безвыходной ситуации. Но из безвыходных ситуаций выхода не бывает. А если и бывает - то это выход, который очень нам не нравится...
В-общем, история не оригинальная и старая как мир.
Оригинально в данном случае - игра актёров, люди и природа Якутии.
И всё бы хорошо, и посмотреть один раз можно, но пора уже отказаться от чернухи. Не модно это сейчас.
6 июня 2025
Странный и страшный фильм, с такими сценарными печалями в завязке, что начинаешь минут через двадцать хотеть быть где-то в другом месте — тебе уже неприятно, а гадости даже ещё не начались (но уже ясно, что начнутся): поведение героев не оправдано обстоятельствами и не продиктовано кинореальностью; антагонисты творят зло масштабов вселенских по цене пачки пельменей; насилие обыденно, ибо так решили сценаристы.
Но ты в середине зала и демарши истерические с прорывом по коленям сидящих рядом, совершать не хочешь, смотришь дальше. А дальше наступает понимание, отчего этой кровожадной собакой так неистово виляет хвост.
Прикидываясь жанровым кино (по крайней мере, так, представляя фильм на фестивале, сказал один из продюсеров), — оно таковым не является. Это не драма социальная — для неё слишком много народу мёртвых; не психологическая — для неё многовато (аж два) главных героя. Это не роуд-муви, пусть герои и едут через просторы Якутии (великолепной северной тайги, да), это не драма взросления, хоть оно и происходит очень быстро и очень некомфортно, не криминальная драма и не истерн, несмотря на побои и убийства.
Что же это такое.
Это фильм, в продюсерах которого имеет место быть автор «Снегиря» (а младший — во второй главной роли, после Юры Борисова), и он сделан показать нам обыкновенное могильное нечеловеческое в нас — в давних и случайных знакомых, в соседях, в друзьях. Которые, здороваясь двадцать лет на лестничной площадке, в двадцать первый год вполне могут и расстрелять буднично. Кто-то знает новейшую историю.
И кажется, только заключительная часть — та, в которой один главный герой меняется местами с другим, чтобы тот другой что-то такое про себя и реальность понял, — так вот эта заключительная часть выводит фильм на определение жанра.
Это трагедия. Ровно такая по своему послесмыслию, как «Медея» и «Гамлет». Режиссёры молодцы, но они не могли подобное придумать. Это вышло у них случайно. Или кто-то, не знаю кто, им помог.
16 мая 2025
Вчера добрался до нашей картины с «героем нашего времени» Юрой Борисовым «Кончится лето». С одной стороны, я посмотрел кино, которое смотрел уже миллион раз: всепоглощающая хтонь, российская глубинка, нищета, бандиты, саундтрек группы «Кино». И как будто бы всё это уже снимал Балабанов, или любимчик Европейских фестивалей Звягинцев, но что-то в этом фильме есть такое, что очень сильно зацепило и засело очень глубоко, что я и сегодня продолжаю думать об этом фильме. Это не просто фильм о провинции или криминале — это зеркало, в котором отражаются тысячи жизней, запертых между долгами, безысходностью и верой в то, что «всё исправится».
Кеша (Юрий Борисов) возвращается в якутский посёлок после тюрьмы, словно попадая в ловушку времени. Его отец (Дмитрий Поднозов), согнутый под грузом кредитов, и брат Тима (Макар Хлебников), мечтающий об институте в Новосибирске, — единственные, кто ещё верит в перемены. Но вокруг — золотодобывающая артель с её каторжными условиями, шепотки соседей о «бывшем уркагане» и кредиты, которые съедают последние крохи надежды. Кажется, украсть золото у местного «князька» — единственный шанс. Но каждый шаг в сторону «лёгких денег» превращается в падение, где благие намерения разбиваются о реальность, а братская любовь становится якорем, тянущим ко дну.
Что же все-таки меня так зацепило в этом фильме? Я думаю, его искренность и достоверность. Никакого голливудского лоска, живые лица, с морщинами и синяками под глазами, покосившиеся дома, как метафора людских жизней. Борисов в очередной раз доказывает, что он не просто актер, оказавшийся в нужное время и в нужном фильме, а актер, который может стать живой иллюстрацией того, как человек превращается в монстра, пытаясь спасти того, кого любит. Его герой Кеша – это собирательный образ всех тех, кого жизнь выбросила на обочину и тех, кто не знает и не узнает, как воспользоваться вторым шансом, которая дает жизнь. А Тима, сыгранный Хлебниковым, - тихий голос разума в мире, где разум бессилен. Его молчаливые взгляды и сломанные мечты напоминают: даже любовь не спасает, когда всё рушится.
Обычно такие фильмы снимаются, как будто бы в параллельной реальности, но тут нам говорят, что это 2022 год, наши дни. Разве мы не видим вокруг таких же Кеш — людей, хватающихся за соломинку преступления, когда законные пути закрыты? Разве не сталкиваемся с тем, что «честность» и «труд» стали пустыми словами в системе, где выживает не умный, а наглый? Режиссёры Мункуев и Арбугаев не осуждают и не романтизируют — они показывают жизнь без фильтров. В фильме много длинных планов якутской тундры, мосты, которые никуда не ведут, бесконечные дороги и туман. Всё это метафоры судеб главных героев.
Странно сравнивать этот фильм с тем же Балабановым или Звягинцевым. Это кино - про сейчас. Про отцов, закладывающих последнее ради детей, и сыновей, не знающих, как вернуть долг. Про города, где будущее зависит не от таланта, а от удачи. Про ту грань, за которой «я всё исправлю» превращается в «я уже не могу остановиться».
Финал фильма оставляет горький осадок. Я не мог выключить телевизор, когда пошли титры под
Я жду ответа
Больше надежд нету
Скоро кончится лето
В фильме нет хеппи-энда, нет морализаторства, есть только жизнь, и каждый сам выбирает как её строить. Фильм не для развлечения и не для утешения. Я не стал задавать себе вопросов «А как бы я поступил?» на месте главных героев, я просто не хочу быть на их месте.
14 мая 2025
Максим Арбугаев, один из двух режиссёров картины, до этого фильма работал исключительно как документалист. И на этом поприще, надо сказать, хорошо преуспел, вплоть до номинации на Оскар. Поэтому даже в его первом игровом опыте чувствуется рука человека, который работал с документалистикой. Натурные съёмки, исключительно натуральное освещение, аутентичность элементов декора и ручное движение камеры во многих сценах. Всё это позволяет на полной прочувствовать мир, в котором живут главные герои.
Первые 40 минут можно счесть за скрытые съёмки обычной жизни бывшего зека. Кеша, вернувшись в родные края, так и не может найти нормальную работу и всюду получает презрение. Времена поменялись, и теперь за уголовниками строго следят. И это отражается на личной жизни героя. Всё это смотрится так правдоподобно, словно такого героя и впрямь нашли где-то на задворках Якутии м засняли исподтишка.
Однако потом, когда документальное изложение заканчивается, начинается сюжет в стиле Юрия Быкова. И вот за эту часть отвечал уже Владимир Мункуев, сценарист и второй режиссёр, у которого до этого был опыт работы в художественных фильмах. В этот раз он придумал традиционную русскую историю о непутёвом герое, куда во главе угла была поставлена безысходность. И я не просто так привёл в пример Быкова. Здесь нету злых бандитов и бедного-несчастного человека, которого хотят поймать ни за что. У каждого есть свои интересы, свои тёмные и светлые стороны. Мотивация у всех разная, а конечная цель одна - выжить. Выжить в местных суровых условиях, откуда люди массово бегут.
Вторая половина фильма куда менее приземлённая, но она от этого не перестаёт быть жизненной. Скажем так, если первая часть демонстрирует вполне реальную жизнь этих мест, то вторая - это, скажем так, мысли каждого, кто захочет вырваться из порочного круга безысходности. И использует ради этого старинные методы 90-ых. А именно, грубая сила и бандитизм заместо обычной жизни, которая неясно, куда приводит. Только, опять же, те годы даже на таком отшибе давно позади и оно уже не выглядит так романтично. Наоборот, ярко демонстрируется пагубность такого мировоззрения.
Многие, так уж получилось, романтизируют такие разбои даже в наши дни, называя каждого подобного преступника новым 'Данилой Багровым'. Только вот Багров остался в далёком прошлом и в ниши дни такой герой выглядит неактуально. И режиссёры картины деконструируют этот образ через главного героя Кешу, который явно далёк от тех идеалов. Не то чтобы в нём нет хороших черт, но все они перекрываются недостатками, вызванные эгоизмом и иллюзией того, что всё держится под контролем, хотя буквально на их глазах мир рушится.
Борисову идеально удалось прочувствовать столь неоднозначного персонажа. Этот герой однозначно отличается от тех, что вы видели в 'Аноре' или в 'Кентавре', и лишь немного смахивает на персонажа из картины 'Бык'. Но в остальном это достаточно хорошо переданный образ морально запутавшегося человека, который подобно Каину утопает в грехах, уже не в силах изменить свою сущность, как бы тот того не хотел в начале. И всё это оборачивается трагическим исходом.
'Кончится лето' неспроста так назван. Ведь лето у нас ассоциируется с чем-то беззаботным, невинным. Когда же оно кончается, мы сожалеем, что не провели его с достоинством. И грустим при виде хмурой осени. Хочется порекомендовать этот фильм к просмотру, ведь он именно такой - хмурый и суровый. С тёплой лживой надеждой в начале, которая разбивается вдребезги в самом конце.
12 мая 2025
Наконец посмотрел фильм «Кончится лето», который не только заслужил немало восторгов критиков, но и забрал Гран-При кинофестиваля «Маяк 2024», и хочу поделиться своими впечатлениями.
Картина Владимира Мункуева и Максима Арбугаева — это не просто криминальное роуд-муви, а рентгеновский снимок русской глубинки, где золото мерцает обманчиво, как мираж в якутской тундре. История двух братьев, старшего — с тюремным прошлым, младшего — с университетскими надеждами, начинается как семейная драма, но быстро превращается в спираль насилия, из которой нет выхода.
Фильм, снятый с документальной беспощадностью, — отрезвляющий взгляд для тех, кто уверен, будто лихие девяностые закончились. Но календарь вранья не терпит: в глубинках России, этих замкнутых мирах со своими законами тяготения, время не линейно, а циклично. Что было — то и есть. Разве что золото теперь добывают не «братки», а «артельщики», но суть от этого не меняется.
27-летний Кеша (Юра Борисов) возвращается в родной поселок из мест не столь отдаленных, где оказался за мелкое хулиганство, чтобы начать жизнь с чистого листа. Отеческий дом встречает Кешу контрастами: младший брат Тима (Макар Хлебников), лелеющий робкие надежды поступить в университет в большом городе, и постаревший отец (Дмитрий Поднозов) — бывший когда-то совладельцем прииска, но оказавшийся выброшенным за борт более изворотливым товарищем и партнером по бизнесу (Александр Мосин). Разочарование в старшем сыне отец даже не пытается скрывать, при каждом удобном случае напоминая ему о его неудачах и бестолковости.
Получив благодаря отцу место мойщика золота на прииске, Кеша обещает начать новую жизнь. Однако с самого начала невзлюбивший его охранник вскоре организует подставу, и Кешу увольняют. Оскорбленный и жаждущий справедливости, он решается на отчаянный шаг — похитить золотые слитки из сейфа директора. Кеша планирует продать добычу, оплатить учебу брата и одновременно отомстить за унижения, нанесенные ему и отцу. Ожидаемо, план проваливается, и Кеша, прихватив брата, вынужден бежать в северную глушь.
Юра Борисов в роли Кеши демонстрирует уже знакомый зрителям типаж — человека, балансирующего на грани закона, но сохраняющего внутренний моральный компас. Его герой — не злодей, а скорее жертва обстоятельств, готовый на все ради близких. В Кеше есть та особая смесь простоватости и решительности, которую Борисов умеет воплощать с поразительной достоверностью. Актер играет Кешу так, что хочется верить в его доброту — даже когда он оставляет за собой трупы. Его герой не монстр, а сломанный механизм: он крадёт, стреляет, врёт, но делает это с непоколебимой убеждённостью, что спасает брата. Тима же — его антипод: умный, тонкий, он до последнего верит, что Кешу можно остановить. Именно этот конфликт мировоззрений — безжалостный прагматизм выживания против стойкой веры в человечность — становится главной пружиной сюжета, не отпуская зрителя до финальных титров.
Фильм не осуждает и не романтизирует жестокость, она здесь естественна как дыхание. Авторы исследуют насилие как симптом социальной болезни — когда система оставляет человека без выбора, он превращается в загнанного зверя. Кеша, крушащий всё на пути к мнимому спасению брата — это продукт среды, где социальные лифты давно заклинило между этажами нищеты и отчаяния, а кровь становится единственной смазкой для проржавевших шестеренок справедливости.
Визуальный язык фильма — отдельное достижение. Арбугаев, взявший на себя двойную роль режиссера и оператора, мастерски применяет свой обширный опыт документалиста — его камера не приукрашивает действительность, а напротив, безжалостно обнажает её суровую фактуру, выхватывая из повседневности беспощадно реалистичные детали. Величественная природа Якутии с ее бескрайней тайгой и могучими реками становится метафорой безысходности: сколько ни иди — тайга не кончится, река не выведет к спасению, а небо над головой останется холодным и безучастным к людским судьбам.
Картина отчетливо перекликается с «Братом» Балабанова, но если тот был притчей о поисках справедливости в хаосе 90-х, то новый фильм показывает, к чему привели эти поиски двадцать лет спустя — Кеша, в отличие от рефлексирующего Данилы Багрова, уже не задаётся вопросом «В чём сила?». Для него ответ очевиден: в мире, где не работают законы, сила и есть единственный закон.
9 мая 2025
«Кончится лето» или «А тем кто ложится спать - спокойного сна». Мне кажется оба названия песен Цоя подошло бы этому фильму, тем более засыпают в фильме часто и обычным, и вечным сном. Оправданность такого названия в любом случае не улавливается. Скорее подошло бы знаменитое шнуровское «никого не жалко, никого…» в аранжировке якутских народных инструментов (не знаю, есть ли такие). Восприятие фильма, как якутского «Бумера», приходит довольно быстро. Такие же необдуманные и непоправимые поступки приводят героев к долгому безнадежному пути в один конец. И каждым следующим решением они усугубляют ситуацию, приближая закономерный конец. И ещё, тут явно не обошлось без Звягинцева.
Мы всё это видели ещё до Юры Борисова. Да, он очень хорош. Как и ещё десяток актеров с непримелькавшимися лицами и именами, которые идеально вписываются в непривычный сибирский пейзаж и привычный провинциальный треш (который мы тоже много раз видели). Снято красиво, атмосфера передана, напряжение держится - эти стороны фильма безусловно не дадут зрителю заскучать.
По косвенным признакам можно понять, что история относится в 2010-м годам, но родом она явно из 90-х. Именно такие криминальные драмы снимают в последнее время, и «Кончится лето» тоже часть этого мейнстрима. Почему в Якутии беспредел задержался ещё на 20 лет? А может вообще законность и порядок в эти края никогда и не приходили, и там всё ещё царят нравы времен золотой лихорадки? Об этом было бы интересно спросить авторов.
Мне показалось, что они это всерьез, для них реальная Россия именно такая. Искренность в этом фильме чувствуется, поэтому верить и сопереживать героям начинаешь довольно быстро, да и в общий посыл фильма тоже довольно легко поверить. Сюжетно есть несколько сильных моментов. Есть история самопожертвования. Есть проявления неоправданной звериной жестокости, от которых и сам начинаешь негодовать. Есть сложный финальный выбор между родным и правильным. Десяток неоднозначных персонажей со сложными судьбами и всего один однозначно положительный, очевидно ещё не успевший наделать в жизни ошибок в силу своей молодости.
Вот примерно такая пропорция будет и при просмотре: 10% позитивных эмоций и 90% неоднозначных и неуютных. Если вы такое любите, то точно стоит посмотреть.
7 из 10
7 мая 2025
Не могу! Иисус Христос спустился в преисподнюю, а разбойник был отпущен на свободу, разбойнику всегда принадлежат симпатии! Горе, горе! Спаситель мира, спаси нас, мы гибнем! (Стриндберг)
Фильм меня тронул.
С одной стороны, все-таки это чернуха, отлично снятая, но не лишенная, как мне кажется, расчетливых ходов «нагнетания» сюжета вопреки, (возможно), более логичным поворотам событий.
Начинаясь как жизненная драма про то, что мешало одному парню поступить в Новосиб на бюджет, сценарий делает нечто вроде музыкальных модуляций, раз за разом повышая ставки, и резко меняя направление мыслей зрителя в сторону как бы новой истории с новой моралью. Кое-где такое вытягивание сюжета на новые рельсы ('Да конечно обоих заберем') вызывало во мне гнев не только на отдельных персонажей, оглушительно и притом немотивированно несправедливых, но и на создателей, выбивающих из зрителя определенный аффект.
Но ближе к финалу смиряешься с тем, что социальная драма (о правдивости которой все равно не мне судить изнутри уютов Москвы) окончательно обращается в мрачную притчу о растерянности современной российской культуры. И понимаешь, что фильм не только цеплял внимание, но и оставил след после просмотра.
По дороге домой я действительно все время думал про Балабановских Братьев и «Кочегара», про то, как обошлись авторы (или само время?) с максимой 'доверять ты можешь только себе' и героем, который ее излагает, и про то, во что, кажется, уже никто всерьез не верит. Что за национальным героем ходить далеко не надо – просто это другой брат, воспринимающий всерьез и семейные узы, и простую общечеловеческую гуманность, а потому почти всегда нерешительный. Почти.
И в неудобной сцене переговоров Тимки с лодочником так хочется понять, а может ли это – дикое по канонам нашей чернухи, нелепо-разговорное – действительно работать, окажись в нужном месте-времени чуть меньше человеко-волков, пресекающих такое в зародыше? Но оставляя за кадром ключевую беседу лодочника с другим братом, режиссер не просто использует визуальный прием. Он оставляет нас гадать над одним из многомернейших вопросов наших дней: вынужден ли Кеха принять правила игры, или же проклятая философия брутальности переоценила сложность выживания и создала проблем даже там, где их изначально не было.
6 мая 2025
Цой жив, а кино (простите фильм) - нет. Замысел конечно хороший. Вечная драма Каин и Авель в российской глубинке в современной реальности. Но что-то пошло не так... А что же именно?
Тогда по порядку.
Первое главный герой, которого играет Юрий Борисов, и кстати как мне кажется, немного переигрывает местами, но не суть - так и не вызвал положительных эмоций. По замыслу он кстати Каин и поэтому по логике должен вызывать положительные чувства. Но вот их нет. Почему? Возможно мы зрители толком о нем ничего не знаем. Только то что он сидел за хулиганку, но почему и как - неизвестно. И по идеи он должен страдать, например за справедливость. Но справедливость спряталась робко. Мотивы преступления очень слабы и туманны, что и ставит под сомнение здоровую логику главного героя. А она как говорится строго мастхэв. Потому что это следствие сильного характера его.
Авель - хороший умный мальчик. В маму. Положительный рассудительный. Верит в коммуникации и интеллект. Не вписывается в темные дела. И ещё потенциальный каблук. В общем хороший, но ведомый.
По итогу получилось роудмуви без философии. Без морали. Красть нельзя - ок. Убивать тоже нельзя - однозначно. Но это и так понятно. А что-нибудь ещё автор нам поведает?
Есть отец семейства - хороший советский мужик, любит немного поддать, ну и что. Главное любит своих детей. Очень. И готов для них на всё.
Полубандиты - ну да что-то там теснят они, но все равно не вызывается на них чувство отвращения. То что они избили своего охранника. Да охранник триста раз это понимал. Что кинули в прошлом много кого - но показано это мельком между делом.
Местные жители. Разные, но в основном много пьющих, и все хотят золото. В общем, как будто массовка.
В конце - Цой. Вернее его песня. Песня классная, как все его песни. Но почему именно эта песня? Вот такое хреновое лето. Можно и Следи за собой поставить.
24 апреля 2025
За последние три года я практически не смотрел фильмы, снятые в России. Не знаю, может я многое упустил, и были хорошие работы. Но в какой-то момент я потерял веру. В то, что кинематограф в таких политических условиях способен выдавать честную и современную идею. Законсервированные характеры и сюжеты из 2000х и 2010х годов наблюдать вечно невозможно. После побед Аноры я решил посмотреть, чем еще занимается Юра Борисов, который показался мне симпатичным артистом еще в далеких «Купе #8» и «Капитан Волконогов бежал». И вот оказывается, фильм знакомых авторов, Максима Арбугаева, Владимира Мункуева был в шорт-листе премии «Ника» этого года. Не выиграл, но его много кто отметил. И я решил приобщиться к актуальному российскому кино спустя долгое время.
Я нахожусь во вселенной Бумера, Левиафана, может, «Старикам тут не место»? Где-то посередине. Я чувствую, что мне знакомо здесь почти всё, но одновременно оно и волнует, удивляет. В первую очередь из-за потрясающих видов якутской природы. Уверен, сняли бы фильм в нашей полосе, он потерял бы большую часть своего фолк-облика. Нас с самого начала и до финала поселяют в одну жизнь с Кехой. Бывшим заключенным, который вернулся домой к семье и не знает, чем теперь заниматься. На работе его презирают, выгоняют. Пить водку каждый день в беседке уже несерьезно. Кеха решается на то, что для нас абсурд, а для него зона комфорта - на преступление.
Ограбление. Погоня, убийство. Мы скрываемся в чужих домах, стреляем, дерёмся, угоняем машины. Пьем и курим целый день. Но это не экспрессивное и романтичное роуд-муви а-ля «Тельма и Луиза» (хотя очень похоже местами). Это ужасно печальное зрелище. Ведь оно не в голливудских холмах, а где-то в соседнем посёлке. Главное для нас выжить сейчас. Рядом несчастный младший брат, который потерял шанс выйти в цивилизованное общество большого города из-за глупости старшего. Любящий отец, готовый защитить своих детей, не смотря на их грехи. А мы, в лице главного героя, просто идём на поводу у иррациональных привычек. И понятных формул – обмануть, кинуть, ограбить, убить. В чем смысл? Мотивация? Это сложно понять, не побывав в шкуре такого персонажа. Хотя он всем так знаком из газетных заголовков и криминальных новостей. Но больно в груди, когда понимаешь, что это реальные люди, и они так существуют. И тем больше их в суровом климате, вдалеке от культуры и здорового общества. Мы не вправе их критиковать. По-другому они не умеют. Они до сих пор живут по законам природы и доверяют только животным инстинктам.
В фильме «Кончится лето» замечательно почти всё. Очень крепкий сценарий, каждый эпизод насыщен живыми диалогами и событиями. Чистая, техничная, увлекательная съемка. Разные оттенки эмоций, саспенс и катарсис. Всё на своих драматических местах. Кроме одного, как мне показалось. Такое произведение могли снять и 20-30 лет назад. То есть, фильм, конечно, должен выступать не только символом нашего времени, но еще и описывать далёкие события истории, отдельных людей и их жизнь. Просто грустно от того, что некоторые вещи вокруг не меняются. И философия социума эпохи Балабанова до сих пор с нами. Парадигма молчания, грубой силы, тихой скорби, абсолютного бессилия перед временем и фатумом.
20 апреля 2025
'А что я должен был делать?' - восклицает герой Борисова в поворотный момент фильма, и я как зритель задаюсь точно таким же вопросом.
Фильм 'Кончится лето' рассказывает о судьбе двух братьев, которые волею судьбы оказались вынуждены скрываться, из-за чего с каждой минутой фильма они оказываются всё дальше и дальше от цивилизации.
Основной вопрос - а зачем всё это? На него нам вроде бы отвечает герой Юры Борисова - Кеша перед тем, как совершить 'Ограбление по-якутски' - потому что для достижения цели нужны деньги. Много денег. Столько, сколько ни один честный человек никогда самолично не заработает. А если цель недостижима - есть ли смысл пытаться идти по 'правильной дорожке'?
Так Кеша приходит к мысли, что ограбить своего работодателя - это хорошая идея. С помощью своего друга-охранника он проворачивает данную авантюру, после чего его друга жёстко избивают и выходят на след Кеши. Я не буду писать о дальнейшей их судьбе, но их постигла вполне закономерная участь. И в течение всего фильма главных героев окружают... откровенно неприятные люди. Алчные. Жадные. Жестокие. На их фоне преступление, совершённое Кешей, кажется вполне соответствующим окружающей обстановке. И от этого главным героем, которому ты сопереживаешь, становится именно Кеша в исполнении Юры Борисова, а не его брат, который де-факто должен быть главным героем. Проблема персонажа Тимы в том, что он здесь как Каспер. Вроде бы находится рядом, но абсолютно не влияет на развитие событий. Происходит полный кошмар, весь прежний мир рухнул, а впереди их ждёт лишь беспросветная тьма - а Тима просто смотрит вперёд грустными глазами.
Вопросы есть и к логике происходящего. Не совсем понятно, как собирался действовать после похищения Кеша - ведь он должен был понимать, что рано или поздно на его след выйдут и будут искать его. Непонятно и то, за что главных героев объявили в розыск, если золото, которое украл Кеша, было незадекларированным, 'спрятанным'. Ну и самый главный вопрос - почему самым верным способом спрятаться для главных героев стала поездка в самую глухую точку Якутии, если с той суммой, которая у них была, они могли полететь куда угодно - и не быть в юрисдикции государства, которое ищет их, но вместо этого они начали совершенно бессмысленное и беспощадное путешествие по якутским землям.
Из-за того, что акценты в фильме расставлены неправильно, то и вполне логичная концовка вызывает скорее неприятие, нежели удовлетворение. Герой Кеши на протяжении всего фильма - это деятельный персонаж. Да, он совершает ошибки. Да, в какой-то момент он просто-напросто становится беспричинно жестоким. Но с самого начала мы понимаем его мотивацию. Мы понимаем, почему он совершает те или иные поступки. В конце концов, он двигает сюжет. Он берёт на себя ответственность за весь тот хаос, который он натворил. И в противовес ему нам выкатывают абсолютно аморфного братишку. Да, он пару раз скажет, что это всё неправильно. Да, ближе к концу фильма он начнёт хоть что-то делать. Но этого недостаточно!
На протяжении всего фильма есть ощущение, что главные герои всё глубже и глубже погружаются во мрак. И в конце хочется увидеть какой-то катарсис... И он как бы есть, но ощущается как пшик, не более. Вполне понятно, что хотят сказать авторы - 'Не воруйте, не хулиганьте. Будьте законопослушными гражданами, и всё у вас будет хорошо'. И мысль ясна и правильна, к ней вопросов нет. Но как будто фильм мог стать чем-то большим, чем социальной драмой о том, 'кому на Руси жить хорошо'
В любом случае, фильм снят добротно. При относительно скромном количестве экшн-сцен, напряжение чувствуется на протяжении всего фильма. Пейзажи очень живописные, работа со звуком также на высоте.
Если говорить про актёрскую игру, то хотелось бы выделить Юру Борисова и Дмитрия Поднозина, который играл отца братьев - их игра в этом фильме очень крепкая и цепляющая. Актёрская игра Макара Хлебникова, который играл Тиму, скорее разочаровала, но как мне кажется, это скорее проблема прописывания персонажа, чем игры конкретного актёра.
Если подводить итог - фильм скорее стоит просмотра, чем нет. Я ожидал от фильма нечто большего, но как говорил один известный российский футболист: 'Ваши ожидания - это ваши проблемы'.
20 апреля 2025
Вообще точка, в которой существует этот фильм, уникальна. Здесь сошлись два последних 'оскаровских' номинанта от России. Сюда пришли два самых важных тренда нашего кино - один региональный, другой жанровый. Наконец, именно 'Кончится лето' - один из главных претендентов на финальный ресентимент в дебрях народной памяти. Арбугаев и Мункуев, наверняка, снимали фильм про новое начало. Вышло скорее про финиш, эпоху, которая идет на излет.
У сюжета особо нет интриги. Якутская глушь, добираться до которой проще всего на вертолете. Там живет семья в составе старого деда-отца, отпахавшего полжизни на приисках, а теперь берущего в кредит для внука 8 оранжевых бумажек с памятником Хабарова, и двух его сыновей. Один брат мечтает о 'бюджете в Новосибе', второй - возвращается из тюрьмы и собирается 'как-то жить'. Впрочем, никого другого у них обоих и нет. Один брат уедет, второй брат приехал. Ну хотя бы не жених.
'Кончится лето' среди прочего - притча. Самый банальный источник - библейские Каин и Авель. Самый честный - балабановские Данила и Виктор Багровы. Аллюзии с 'Братом' вряд ли удалось избежать хотя бы одному тексту о фильме. Да и в целом, некрофилия балабановского наследия - верный путь к народному кино нашего времени. Арбугаеву и Мункуеву удается устроить спиритический сеанс сразу по трем фронтам. Тут есть и диалог с 'Кочегаром' (благо материал якутский), и с уже упомянутыми 'Братьями', и с не особо упоминаемым сегодня 'Грузом 200'.
Борисов, привычно воплощающий образ старшего брата (в прямом и переносном смысле, 90% его фильмографии), здесь в роли России. То, что останется ее догмой и после меня, и после тебя. Брат тут лишен привычного балабановского сочувствия, он уже не просто уютный и надежный решала, что-то теплое и родное как березка, а часто обычный беглец и трус. Брат, у которого нет даже нормального плана.
Вдохновение балабановским творчеством в 'Кончится лето' проявляется не только игрой со смыслами, но постоянными пересечениями. Герои Бодрова и Борисова очень похожи, если приглядеться. Оба вернулись в новую жизнь, не зная, как ее жить. Ключевая разница в том, что от первого веет драйвом и какой-то своей сугубо подъездной правдой, а от второго довольно быстро претит, исходит душок. Хотя у них общий враг - привычно для русской хтони замиксованный бандито-бизнесмен. Его тут играет еще один балабановский талисман - Александр Мосин.
Конечно, в тело текста Арбугаева и Мункуева вшито политическое высказывание. Этот эзопов язык внутри эзопова языка. Метафора внутри метафоры, покрытая метафорой. Скилл, в котором российскую культуру еще долго не удастся кому-то превзойти. Россия тут вторгается в твою жизнь, даже если уже куплены билеты, а регистрацию объявили. И своих вроде бросать нельзя, но и со своими до дурноты тошно.
Якутия (а якутские актеры все без исключения лишь фон) - это край света, за который все равно нельзя убежать. Государство уже по всем районам спустило ориентировки. Оно вездесуще. А твоя свобода - лодочный мотор, несущий тебя от берега до берега. И пусть это пространство, где даже самый бывалый зэк - парень-то, в целом, неплохой. И пусть увидеть тут мораль можно в каком-нибудь трюизме вроде 'деньги не ведут к счастью'. Это всё равно будет пространство чего-то очень русского. Якуты в фильме (и в жизни, кстати, тоже) даже золотом не занимаются. Грязный это промысел, дело русских. Они его сюда принесли.
Источник мудрости в этом мире по-прежнему дед. Честный и справедливый. Да, правды у него нет. Правды его лишили. Она сегодня у бандитов. Ну и немножко у власть имущих. Вокруг - вечный круг насилия. Выйти из него сегодня можно, лишь убив 'брата'. Балабановского или геополитического - это вопрос раскладки для той самой литеры (как говорится в английском last but not least). Но даже убив брата, ответственность никуда не денешь. Называй ее хоть коллективной, платить придется. Благо ответственность все еще не равна вине. И на том спасибо.
Как итог, 'Кончится лето' - это честный рассказ о том, как оно дома, куда оно движется, не говоря об этом в лоб. И я долго не мог понять, зачем тут Цой. Даже подумал, что это творческая ошибка, ну не попали в музыку. Цоя не поют под гитару у костра. Это липа. Вон как Крыжовников держит руку на сонной артерии, в музыку попадает с народной точностью.
А потом понял про конец эпохи. И про 'ждем ответа'. И конечно же точно про то, что больше надежды-то и нету.
31 марта 2025
Начать стоит с того, что набившее оскомину «переосмысление Брата» изначально призывает смотреть фильм под определенным углом. При всем желании не получается избавиться от сравнений с Балабановым и Быковым. А ближе к концу еще подключаются и Коэны.
Я думаю, мнение о фильме у каждого зрителя будет складываться, исходя из его насмотренности. В первую очередь, русским фестивальным кино. Зная основной набор самых популярных лент, сложно не согласиться, что взятый за основу образ жизни главных героев уже изрядно надоел. Как и усиливающий драму художественный прием с загнивающей деревней и нищетой. Но самое в этом печальное, что мы вновь видим не саму реальность, а съемки этой реальности людьми, которые после завершения спокойно уедут в свою нормальную жизнь. Да, локации настоящие, но люди в них все равно столичные (я знаю, что Арбугаев и Мункуев не модные российские режиссеры, речь не об этом). Если вы хоть раз бывали в таких местах, или, например, росли, то прекрасно знаете, как выглядит и общается местный контингент. Ничего похожего на прекрасную стрижку и манеры Макара Хлебникова вы там не найдете. В героях нет естественности.
Они играют хорошо, но дело в том, что они именно играют, а не являются Кешей и Тимой. Это не претензия к актерам или режиссерам. Дело в самой природе российских фильмов использующих такой каркас; в событиях, в которых оказываются их персонажи.
И вот здесь начинаются плюсы для одних и минусы для других. Фильм очень насыщенный. Начальная невзрачность компенсируется безумной динамикой после инициирующего события. Однако возникает вопрос: что нам хотят показать режиссеры? Драйвовый боевик, в характерной манере Коэнов, или социальную драму в стиле Балабанова-Быкова? Я думаю, они мечтали об идеальном синтезе, но получилось скорее первое, с мизерными потугами на второе. Это определенно неплохо, если бы не частая сюжетная предсказуемость событий. Работы Коэнов тем и примечательны, что несмотря на очевидность зловещего рока, мы до самого конца не знаем, как точно поведут себя герои и в какую ситуацию попадут. Здесь же, и это снова вина русской почвы, рок судьбы работает стандартно.
Мотивация действий Кеши понятна в рамках написанного сценария, но никак не похожа на действия реального стратега, которому необходимо скрыться. Можно оспорить каждый его аморальный поступок, доказав что он только ухудшит ситуацию (и надо быть весьма глупым человеком, что бы сего не понимать), но делать этого не хочется. Ведь перед нами персонаж-функция, служащий для банального противопоставления другой модели поведения (и философии жизни) в лице брата. Тем более ничего нового авторы этим не говорят. Очередные истины существования в российских реалиях.
Снова намек на вину самого общества, которое не принимает хорошего человека и делает его злодеем. Жаль, эта идея не идет дальше первой части фильма и обрисовывается лишь штрихами. Но в ее рамках поступок отца смотрится органично, даже без раскрытия предыстории его предательства. В эту связь, попытку хоть как-то защитить детей, веришь.
Однако бесконечное чувство обиды, унижения, желания отомстить простым человеком кому и чему угодно надоело не меньше, чем антураж картины. Оно считывается бессознательно, мне кажется авторы даже о нем специально не думали. Появляется само по себе в любой подобной истории (и никуда от него не деться).
Когда-нибудь мы этот ресентимент проработаем, но точно не сегодня.
Поэтому Кеше даже и не хочется успокоения, конкретных действий, он просто должен двигаться. Эта идея авторами передана отлично. Наше испорченное общество и есть главный антагонист, если смотреть более тонко. Именно оно не оставляет Кеше никакого выбора. Вновь нет надежды на честный суд, вся полиция куплена, лишь ты один против сломанной системы. Жаль, что со времен выхода первого Брата ничего не изменилось. Как в киношном, так и настоящем мире.
Вечная вина. Неизбежность расплаты. Месть какой-то абстрактной судьбе. Не способность принять себя и нести ответственность за поступки.
Актерскую игру можно только похвалить, как и режиссерскую работу. Почти все сцены, за исключением начальных и кладбища (абсолютно нелепый эпизод со всех точек зрения), сняты очень технично. Для полноценного дебюта в большом кино Арбугаев и Мункуев показали себя прекрасно.
Впечатление откровенно испортил слишком примитивный монтаж, постоянно сбивающий ритм картины. Для такого качества съемки и динамики можно было найти массу интересных решений, а не собирать фильм, как дешевую серию сериала с НТВ.
Плюс хотелось бы услышать более внятную оригинальную музыку. Ожидание клишированного запуска песни группы Кино перед самыми титрами еще один камень в огород вторичности.
Хлебников точно такой же, как в «Снегире», и думаю ничего нового уже он не покажет. Амплуа сложилось, актерские паттерны выработались. А вот Борисов приятно удивил, хоть тоже не показал ничего экстравагантного. Все его чувства и намеки считывались с полувзгляда, что говорит о точном понимании героя. Особенно после реплики мужика на острове: ну сознавайтесь, что натворили. Этот взгляд…
Сцена плача с закрытым лицом действительно одна из самых сильных, что были в постсоветском кино. Чувство ответственности за самого близкого человека ощущается в полной мере. Как младшим, так и старшим братом. И именно поэтому все заканчивается так, как заканчивается. Иначе и быть не могло.
В итоге имеем вполне хороший фильм, но не более. Если вы мало смотрите и стали забывать, что такое привычное российское фестивальное кино, то бегом в кинотеатр. Восторг обеспечен. Если же вы насмотренный зритель и так все поняли из моей рецензии, то рисковать не стоит, ничего нового вы там не увидите. Это не переосмысление «Брата», это бледная попытка изменить концепт.
P.S. Даже и не знаю нужна ли создателям аудитория из интернета, которая на волне истерии вокруг Борисова пошла в кинотеатры. Интересно, что они ожидали увидеть?
7,5 из 10
28 марта 2025
Режиссеры - Владимир Мункуев и Максим Арбугаев с самого начала дают понять, что это кино не для массового зрителя, а самое настоящее, авторское, самобытное, с переплетениями судеб, внутренней драмой, конфликтом, с ноткой безнадеги, практически уникальным авторским видением. У фильма есть особая атмосфера русской безысходности – там, где было плохо, со дна еще постучали.
В этой картине чувствуется предрешённость и необратимость. Может и хотелось бы поделить действия персонажей на черное и белое, но ты не можешь, потому что это просто жизнь и она такая – не всегда справедливая и честная, но дающая понять, что за поступки надо расплачиваться несмотря ни на что. Плохое остается плохим, хорошее – хорошим. В некоторых моментах фильма, происходит то, чего и не ждешь вовсе, что заставляет тебя даже съежится. Эмоции в момент просмотра – сожаление, тоска, печаль и даже обида.
Якутский поселок в глуши, который послужил местом съемок, – это почти что синоним болота, которое тянет тебя вниз. Чем сильнее барахтаешься, тем быстрее потонешь. Действия главных героев очень похожи на выражение, «не жили богато, нечего и начинать», точнее здесь оно отражается с их желанием жить чуть лучше, быть немного счастливее. Но хорошо читается между строк какой-то беззвучный голос судьбы – «Нет, это не для вас, ребята, сидите там, где есть, не мечтайте сильно – все равно для вас один конец, остаться на этом отшибе».
Судьбы главных геров - Кеши и Тимы, родных братьев, сплетаются не только физически, но и эмоционально, и до конца они не могут отпустить друг друга. Здесь мы также знакомимся с их отцом – немного потрепанным мужчиной средних лет. Он - прототип обычного русского человека, который просто живет, где придется, он не думает о успехе и у него нет миллионов, единственное желание, чтобы его дети жили лучше, чем он. Ради них, в своей парадигме мира, он может сделать все – мыслимое и немыслимое.
На протяжении всего фильма происходит противостояние безрассудства с разумом. Протагонист – Кеша, имеет срок за плечами, любит свою семью, но будучи взрослым человеком, он не всегда ведет себя зрело, мотивы его поступков не ясны, а о последствиях он думает в последнюю очередь. Он – это импульс, что-то резкое и быстрое.
С другой стороны, антагонист - Тима, подросток, но который более взвешенно анализирует свои поступки, он ощущается как плавный и взвешенный, и если не самый умный, то по крайней мере тот, кто не бросается из огня да в полымя.
Юра Борисов хорошо передает жуткую и двойственную натуру Кеши во всей красе. Персонажа Юры в течение всего фильма одолевают разные эмоции – сначала это облегчение, радость, затем месть, но, в конце концов, это именно страх и безысходность. Отлично сыграл Макар Хлебников, передавая всю гамму эмоций от сочувствия, радости и принятия, до ненависти и всепоглощающего отвращения.
Итог этой борьбы – это выбор, который предстоит сделать обоим братьям. Ясно одно, что из этой борьбы Тима выходит совершенно другим человеком. Он больше никогда не будет прежним и жизнь теперь будет такой, какая есть – а лето кончилось, как кончилась его беззаботная, молодая, юношеская жизнь.
24 марта 2025
Фильм «Кончится лето» привлекает не только отсылающим к Цою названием, но и интересным актерским составом. Особенно впечатляет персонаж Отца (замечательно исполненного Дмитрием Поднозовым), с неловким поведением и личной трагедией которого было связано мое «послевкусие» от фильма.
Отмечаемая всеми без исключения реалистичность повествования создает атмосферу заявленного жанра триллера даже в отсутствии значительного количества экшн сцен (несмотря на крутой постер). И реалистичность эта связана не с количеством трупов или различной «похабщиной», а с идеей неотвратимой ответственности за совершение поступков, исправить и оправдать которые не получится. И ответственность эта не в тюремных сроках, штрафах и других мерах формального наказания, а в сломанных судьбах тех, кто тебе искренне дорог.
Центральная сюжетная линия — «криминальная схема», придуманная Кешей (Юра Борисов) для помощи брату Тиме (Макар Хлебников) в оплате обучения. Начинается вся эта операция даже забавно, однако все следующие события быстро разбивают романтику, оставляя единственную мысль «зачем оно надо было?» — но задним умом все крепки, а в жизни порой сложнее. При этом идеально показанная в фильме атмосфера якутской глубинки не позволяет предосудить действия героев, до последнего сохраняя у зрителя чувство сомнения в правильности или неправильности тех или иных поступков (даже когда характер поступка, казалось бы, очевиден).
Выбор композиции на основной саундтрек, однако, вызывает вопросы. Метафора окончания детства лежит на поверхности, однако герой Цоя «ждет ответа» и это его последняя надежда, но надежда все-таки есть! Осталась ли эта надежда у героев? Ответ, как минимум, не очевиден — из Цоя подобрать под концовку фильма ничего не выходит, да и вообще навряд ли про такое пишут песни…
Но вот в качестве превентивной меры героям а-ля Кеша из реальной жизни хочется порекомендовать другую композицию все той же группы с говорящим названием — «Следи за собой, будь осторожен». Особенно когда твои необдуманные и псевдо-благородные поступки могут привести к проблемам для близких людей.
8 из 10
18 марта 2025
Ну и хтонь
Слабый фильм - никакого новаторства
Самый большой фильм о любви из тех, что я видела
Вопрос с урока литературы о том, что хотел сказать автор, давно следует заменить на «о чем ты поговорил с автором во время»
Весь фильм - душа наизнанку. Смотришь и просишь про себя «пожалуйста, не надо, пусть у них все будет хорошо», хотя знаешь, что не будет - не тот жанр, изящного выхода из системы не будет, несмотря на Юру Борисова в одной из ключевых ролей. Из привычных рамок героя, отца ситуации и сверхчеловека Юра выходит, за что ему и всем причастным, конечно, спасибо. Интеллект с лица не сотрешь и обычного парня из русской глуши старались сложить из деталей. По мне, наврали только в одном моменте, когда Тимка не выдержал и вышел из машины. Кеша должен был как минимум отбеситься в машине или на пространство вокруг, а потом успокоить брата, а не вновь явить зрителю Багрова нашего времени.
Первый раз на все происходящее не соглашаешься, когда свое решение принимает отец. В детей своих поверил, уберег и моральный долг бывшему другу отдал. Второй, когда герой Юры опрометчиво гнет понты и дает мужику в залог кусок золота. Тима дает свои комментарии и показывает, что несмотря на то, что его лето еще только заканчивается, о людях он знает больше, чем старший брат.
Но старший брат более простой, брата и отца любит безусловной любовью, а в помощи брату устроить лучшую жизнь видит свой путь искупления.
Фильм смотреть больно. И не потому, что кого-то убивают, грабят или насилуют, а потому что у главных героев душа рвется раз за разом. А между всем в маленьких деталях любовь, а там уже и лето закончилось и пришло освобождение.
16 марта 2025
Почему именно эта песня Цоя стала лейтмотивом фильма? Не только потому, что «Спокойная ночь» звучала в «Дураке», а мосты с кинематографом Юрия Быкова здесь очевидны, как на уровне концепции, так и исполнения. Важно, что режиссера два, один из которых еще и сценарист, а другой – оператор, поскольку визуально – здесь трамплин к Кричману и Звягинцеву (наиболее впечатляют рыдания в тумане). Можно сказать, что «Кончится лето» - фильм Быкова и Звягинцева, который на этот раз объединились, чтобы показать тщетную схватку дурака с Левиафаном. Любопытно смотреть фильм якутских режиссеров параллельно с тщательным пересмотром фильмографии Майка Ли: сразу понимаешь, чего им не хватает – юмора, иронии в описании тягот человечества.
С другой стороны, какой юмор может быть при наличии десятка трупов по мере развития сюжета (насчитал даже одиннадцать, если считать, что все раненые в фильме умерли). Весь вопрос – чернуха ли перед нами? Ведь условная первая часть, экспозиционная, должна вроде бы показывать быт глубинки, но актеры из столицы работают здесь как ряженые с набором всех возможных штампов в изображении провинциалов (поэтому именно к актерам-якутам нет претензий). Вычленять недостатки в фильме Арбугаева и Мункуева можно долго, это тем обиднее, что фильм-то бьет по голове, работает, впечатляет. Сегодня, 11 марта – чуть ли не последний день проката в Воронеже, и люди в кинотеатре были (надеюсь не за тем только, чтобы посмотреть на Борисова). Что же запоминается в первую очередь? Думаю, что, конечно, наличие первоклассных сцен, выносящих основное действие за кадр почти по методу Кесьлевского: рыдания с прятанием глаз, насилие за дверью, переживание тяжелой вести, снятое общим планом, убийство за кадром.
Трупов, конечно, многовато из-за чего включается против воли черный юмор (интересно, как бы это разрулили Коэны, наверное, также, как в «Просто крови» и «Перекрестке Миллера»). Но то, что снимали профессионалы видно сразу. Балабановский след – не только наличие криминала и песен русского рока, но и присутствие Мосина, сыгравшего в «Кочегаре» и «Я тоже хочу». Арбугаев и Мункуев не скрывают, что они – ученики Балабанова, Быкова и Звягинцева, ведь уже больше десятилетия прошло, как вышли «Дурак», «Левиафан» и «Груз 200». Выросло целое поколение зрителей, воспитанных на них, думаю, что и поколение режиссеров-синефилов тоже. Отвечая на свой же вопрос, почему именно эта песня Цоя: скоро кончится эпоха, именно об этом данный замечательный в своем роде фильм. Что-то зреет в обществе. Ответ братьев в фильме (героев Борисова и Хлебникова) – это ответ на насилие мира и государства. «Я жду ответа», - поет Цой. Ответа от своих сограждан. Именно это показывает фильм.
Глубинка, провинция по-прежнему нищая, по-прежнему живет по полууголовным законам 90-х, потому концентрация чернухи в «Кончится лето» - всего лишь констатация факта. Братья-антиподы и двойники, в финале сливающиеся до неразличимости – портрет милленниалов, прорастающих в зуммерах. Эпоха закончится тогда, когда они сольются в своем непропорциональном ответе на системное насилие. В этом смысле ощутимо то десятилетие, что прошло после выхода «Левиафана» и «Дурака»: ситуация усугубилась, выросло целое поколение, которое не видело 90-х, в их жизни не было движухи, лишь энтропия и стабильность, потому оно вполне может захотеть эту движуху устроить так, как оно ее понимает. Однажды лето кончится для всех, наступят потрясения, и не факт, что кто-нибудь сможет выбраться из них живым.
11 марта 2025
Знаете, у этого фильма очень точное и правильное название. Особенно в молодом возрасте остро воспринимаешь уход лета, когда беззаботная жизнь заканчивается, а впереди будет более тяжёлое время. И последние дни лета ощущаются болезненно. Этот фильм с каждой своей минутой всё сильнее бьёт в такое состояние. Только удары получаются жёстче.
Кино, где нет места надежде и снисхождению. Это ощущение безнадёги с определённого момента навсегда застревает с тобой. И никогда не отпустит, даже если ты ещё на что-то надеешься. Фильм отчётливо даёт понять, что плохие поступки останутся плохими. И никакие изначально добрые побуждения не изменят к этому отношение. Суровая реальность, с которой придётся смириться и жить дальше.
Удивительным образом кино может даже в какие-то свои фрагменты улыбнуть. Это так парадоксально и подчас страшно осознавать. Ведь перед тобой происходит ужас, но подано настолько открыто к зрителю, что улыбка кажется и естественной и противоестественной одновременно. Ещё более важно, как фильм работает через атмосферу. Якутские пейзажи и жизнь местных людей невероятно гармонирует с главными героями, которые здесь как свои. Добавление хтони и безнадёги к антуражу вокруг создаёт запоминающийся эффект. Здесь даже не переведены фразы на якутском. Ты не понимаешь слова, но зато так погружаешься, что это и не кажется нужным.
Невероятно интересно наблюдать за тандемом главных героев. История братьев тонкой линией движется от самой первой секунды к своему логичному концу. Причём развитие их отношений мы видим через полуфразы и взгляды друг на друга. Будто глядим весь фильм глазами одного, а второй - это некая его тень, которая не хочет отпускать. Один совершает поступки, а на втором остаются зарубки, как на дереве.
Это тот фильм, после которого не хочется ничего. Просто молчать. Выйти подышать. Даже закурить, хотя ты этим не балуешься. Безжалостное кино. Очень реалистичное в плане ожиданий. И финальная песня Цоя, как жирная точка всей истории. Лето кончилось.
27 февраля 2025
Юра Борисов - наше всё! Спасибо, что в этот раз без рэпа. Я, конечно, слышал, что якуты умеют снимать качественное кино. А теперь убедился в этом сам.
'Кончится лето' - это история о рецидивисте, который вместе со своим братом становится заложником событий происходящих вокруг. Герой Юры похищает золото, чтобы помочь семье деньгами, но, конечно, всё идет не по плану. Это что ни на есть прямая экранизация крылатой фразы: 'Благими намерениями вымощена дорога в ад'.
Картина насквозь пропитана холодной безысходностью. В ней нет привычных шаблонов о борьбе добра и зла — только суровая реальность, где любое действие влечет за собой последствия, а попытка выбраться из трясины ведет лишь глубже на дно. Герои сталкиваются с насилием и отчаянием, но самое страшное — это даже не внешние обстоятельства, а внутренние демоны, которые разрушают их изнутри.
Интересно, что в этом фильме пересеклись два номинанта на «Оскар». Юра Борисов, который с каждым проектом только укрепляет свою репутацию одного из самых талантливых актеров России и мира, и Максим Арбугаев, выступивший здесь не только режиссёром, но и оператором. Его визуальный стиль усиливает ощущение мрака происходящего: герои кажутся пленниками собственного выбора, а выхода из их западни попросту не существует. Ручная камера в начале фильма создаёт эффект присутствия, но к финалу становится всё более статичной, будто сама смиряется с неизбежным.
'Кончится лето' — это кино, в котором нет места иллюзиям. Хтонь здесь не просто фон, а активная, всепоглощающая сила, которая медленно, но верно пожирает каждого, кто в нее ступает. Безжалостное, но невероятно честное кино, которое надолго остается в памяти. Если на западе увидят этот перфоманс Юры, то совсем сойдут с ума.
21 февраля 2025