| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Комната по соседству |
| английское название: |
The Room Next Door |
| год: | 2024 |
| страны: |
США,
Испания,
Франция
|
| режиссер: | Педро Альмодовар |
| сценаристы: | Педро Альмодовар, Сигрид Нуньес |
| продюсеры: | Агустин Альмодовар, Джошуа Блум, Эстер Гарсия, Лара Коста Кальзадо, Дэйв Кайганич, Сесар Пардиньяс, Хань Уэст, Диего Пахуэло, Барбара Пейро Асо |
| видеооператор: | Эдуард Грау |
| композитор: | Альберто Иглесиас |
| художники: | Карлота Касадо, Икер Елиас, Инбал Вейнберг, Габрьель Листе, Бина Дайгелер, Кендалл Андерсон |
| монтаж: | Тереса Фонт |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$2 519 488 |
Мировые сборы:
|
$21 519 488 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
2 сентября 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 47 мин |
Если 'Параллельные матери' - история о человеческом достоинстве, то 'Комната по соседству' - лента о принятии смерти. Бывший бунтарь, а ныне признанный классик Педро Альмодовар берется за неимоверно сложную проблему и решает ее неимоверно изящно посредством самых простых средств.
В центре сюжета вполне понятная история о смертельно больной женщине, которая решает ускорить свой процесс ухода из жизни. Она уединяется и приглашает для того, чтобы скоротать последние дни свою подругу с которой много лет не было связи. Альмодовар решает уйти от сентиментальных голливудских клише с подробностями ухода. Похоже его интересует нечто совсем другое.
Поэтому в самом неожиданном месте мы получаем цитирование Джеймса Джойса и Джона Хьюстона. Падающий снег, ровно как у Джойса, становится примирителем. Все горести и печали уходят вместе с ним. Все неприятности забываются. Даже конфликтовавшие всю жизнь мать и дочь получают шанс на примирение.
Признаюсь, что я очень осторожно подходил к просмотру этой ленты. Мне не по душе пропаганда трансгуманизма и эвтаназии. А европейское интеллектуальное кино нередко тяготеет к таким перегибам. И Альмодовар меня приятно удивил. Мэтр самым неожиданным образом выразил несогласие с данной повесткой. Парадоксально, но на протяжении всей ленты складывалось впечатление, что режиссер неимоверно консервативен и религиозен.
Конечно образ снега в этой ленте затмил все. Но сложно не заметить сдержанную, внимательную к каждой детали, манеру повествования и работу актерского ансамбля. Джулианна и Тильда прекрасно вписались в созданную Альмодоваром Вселенную показав сочетание слабости и внутренней силы каждого человека, который вынужден смотреть в Вечность.
Глубоко. Точно. Тонко. Трогательно. Возвышенно. Ровно такой набор впечатлений остается у меня после этой картины.
7 из 10
2 июля 2025
Есть такое, когда большой приз дают по совокупности. Часто совсем не за тот фильм. Так было с 'Оскаром' и Скорсезе. Или с Софией Коппола и 'Золотым львом'. А что Альмодовар? Испанец давно существует в пространстве между всепрощающей фан-базой и людьми, которые искусственно не замечают его существование. И свой 'Золотой лев' он, как кажется, тоже получил не за тот фильм. Во всяком случае, за кино, которое на первый взгляд сложно атрибутировать с Альмодоваром. Но это так, если не разобраться
Ингрид - успешная писательница, боящаяся смерти, но создающая бестселлеры о ней. Марта - успешный военкор, встречающая смерть в каждой командировке. Женщины когда-то плотно дружили, но уже пять лет не пересекались. Страшная новость о смертельной болезни Марты вновь сводит их в пространстве осеннего Нью-Йорка. Ингрид приходит навестить умирающую коллегу, сначала раз, потом два и три, и наконец становится объектом финальной экзистенциальной просьбы. Марта просит подругу отправиться с ней в последний отпуск, где она примет таблетку для эвтаназии, выловленную в даркнете. Задача Ингрид - быть рядом. В комнате по соседству
Альмодовар привычно эксгумирует сильные женские характеры. Марта крепка решительностью, профессиональным опытом, духом в конце концов. Она прожила 'мужскую' жизнь. У нее есть 'любимая война'. Потеряла дочь, хотя та жива и здорова. У нее совсем не сложилось никакого женского счастья. Ингрид - тоже не из слабачек. Она не может отказать Марте в ее просьбе. Но это ловушка отнюдь не вежливости или куртуазности. Ингрид хочет поступить правильно. Не предать ни собственную систему координат, ни женщины из комнаты по соседству
Обладатель последнего 'Золотого льва' привычно проходит по всем темам, его всерьез волнующим. Однополая любовь (тут она случается среди католиков-кармелитов в самый разгар Иракской войны), экология (лобовой монолог про мир на грани апокалипсиса) и, конечно, отцы с детьми (этому посвящен весь финал картины). Альмодовар выводит из мрака не объект целиком, а его зазубренности. Та же запретная любовь тут не вызов Богу, хотя, очевидно, это - порок согласно любым христианским сатурналиям. Она здесь про то, что гиблое всегда затмевает искреннее. На войне убивают каждый день, и среди сотен мертвых детских глаз едва ли Господь станет осуждать за всего лишь проявление любви
Альмодовар не перестает быть оптимистом. Он не прогнозирует падение мира, он предупреждает стражника смотреть в оба. Всадники на горизонте гарцуют всегда, но сейчас человечество умеет строить стены по-новому. Осознать проблему - уже шаг к защитному бастиону, способному продержаться лишний рассвет. То же самое и с эвтаназией. Альмодовар не зря снимает 'Комнату' на английском. Это диалог и с США, где вопрос добровольного ухода табуирован куда больше родной Испании. И с наследием правых, тираний, радикалов всех мастей, даже 'слуг Господа' в погонях вместо ряс. Вот тут Альмодовар привычно многословен, настоящий испанец
Привычно для него в фильме нет мужчин. Есть, но, как полагается, эпизодически. Даже любовник у женщин общий. Гендерная схизма - иллюзия, ведь, если оглянуться, вокруг нас много женщин, живущих не так как им должно природой. Поэтому тут уместна Тильда Суинтон, новая муза режиссера, другой полюс женского, воплощающая круговорот жизни. И Джулианна Мур - еще один подобный аватар. Для Альмодовара очевидно, что ничто так не эстетизирует жизнь, как ее конец. Так писал и Джойс, под поэтический шепот которого развивается фильм
Как итог, 'Комната по соседству' - это не столько фильм про смерть, сколько про ее принятие и осмысленность. Таков закон сансары, говорит известный русскоязычный трек, вторя голосами их детей. Альмодовар упаковывает эти же смыслы в полуторачасовой фильм. До сухожилий личный по всем атрибутам. И не надо говорить, что Альмодовар повзрослел. Он просто заглянул за дверь и узнал, кто же всю жизнь обитает рядом с нами. В комнате по соседству
26 июня 2025
Фильм Педро Альмодовара затрагивает сложную и деликатную тему — право человека на достойный уход из жизни. В центре истории — две женщины, давние подруги, которые встречаются в момент, когда одной из них предстоит принять трудное решение. Одна — успешная писательница, другая — тяжело больна и проходит лечение, которое, как вскоре становится ясно, не даёт надежды на исцеление.
Героини уединяются в загородном доме, чтобы провести несколько дней вместе. В этой камерной обстановке, наполненной разговорами, воспоминаниями и тишиной, раскрываются глубинные личные переживания, осмысление прожитой жизни и философские размышления о свободе, боли и любви. Особое внимание уделяется тому, как важна поддержка рядом — даже если ты не можешь или не хочешь разделить чей-то выбор.
Визуально — сдержанный, почти театральный. По настроению — рефлективный и печальный. Это кино не о действии, а о присутствии, о моменте, о внутренней честности. При этом Альмодовар, как всегда, умеет добавить тонкие штрихи личного стиля: цвета, символы, эмоциональные полутонов.
Тильда Суинтон в главной роли (и не только в ней) — одно из главных украшений картины. Она тонко и сдержанно передаёт нюансы внутреннего состояния как главной героини, так и её дочери, демонстрируя талант перевоплощения.
Фильм наводит на серьёзные размышления и делает это без морализаторства, но с ясным напоминанием о том, насколько хрупко человеческое достоинство — особенно в финале жизни. На эту тему уже снимал Озон во «Всё прошло хорошо», здесь получилось как будто немного драматичнее, хотя Альмодовар уже не торт.
6 из 10
27 мая 2025
Ингрид (Джулианна Мур) писательница из Нью-Йорка, узнает, что ее подруга военный журналист Марта (Тильда Суинтон), с которой она давно потеряла связь, неизлечимо больна. Ингрид навещает Марту в больнице, тем самым возрождая поставленную на паузу дружбу. Не желая медленно угасать от болезни, Марта решает покончить с собой и просит Ингрид побыть с ней рядом в ее последние дни.
Нескончаемые посиделки Марты и Ингрид в стильных интерьерах изобилуют неловкими постановочными диалогами о жизни, в то время как более масштабные идеи, пришедшие в голову Альмодовара о политике и глобальном потеплении врезаются в повествование абсолютно бесцеремонно, подкашивая и без того неуверенно стоящий на ногах сценарий. Пытаясь разбавить вялое повествование, Альмодовар выборочно иллюстрирует некоторые обрывки из диалогов героинь, без предупреждения выдирая зрителя из истории, перемещаясь во времени то в мир 1970-х годов с лохматыми прическами и угрюмыми ветеранами вьетнамской войны, то в Ирак, в котором мужчины вопреки ужасам боевых действий нежно любят друг друга. В американской глуши посреди бесконечных полей кинематографично горит заброшенная ферма. А Джон Туртурро («Бартон Финк») в роли бывшего возлюбленного обеих героинь, внезапно появившийся кажется для того, чтобы спасти ситуацию и вдохнуть жизнь в эту удивительно поверхностную и плоскую экранизацию книги Сигрид Нуньес «Что с тобой происходит», умудряется затмить всех исключительно душными монологами.
Уделяя слишком много экранного времени рассказу Марты о ее дочери Мишель, с которой она не в самых лучших отношениях, Альмодовар дает надежду на то что история начнет развиваться в сторону воссоединения семьи и вскрытия неожиданных фактов, что вполне характерно для фильмов Альмодовара, но оказывается что он непростительно водит зрителя за нос.
Возможно, «Комната по соседству» имела бы больший успех в виде театральной постановки, ведь безвоздушный темп диалогов главных героинь — не то, как говорят герои на экране. Создается впечатление, что словно не имея возможности выучить реплики перед съемками, они без выражения читают слова, напечатанные слишком мелким шрифтом на телесуфлере. Вероятно, виной всему – трудности перевода, ведь текст звучит как наспех переведенный с английского на испанский и обратно на английский, без каких-либо правок. Хотя это все же не первый англоязычный опыт Альмодовара. За его плечами два короткометражных фильма на английском языке – «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон в главной роли и «Странный образ жизни» с Педро Паскалем и Итаном Хоуком.
Вдохновившись «Персоной» Ингмара Бергмана, Альмодовар взял из фильма только внешнюю визуальную оболочку, не желая экспериментировать со смешением идей и философий, в результате которого каждый персонаж фильма проходит трансформацию и переосмысливает приоритеты, оказываясь в абсолютно другом и незнакомом для него мире. Режиссер не пожелал вовлечь зрителя в дилемму героинь, и задуматься о том, с какими мыслями тот останется после просмотра, заставив усомниться в своих возможно устоявшихся взглядах на самоубийство и эвтаназию.
Если не вдаваться в подробности сценария и манеру подачи материала, «Комната по соседству» всё же типичный Альмодовар — сочные цвета, безупречная художественная постановка, богатая визуальная составляющая и сильные женские персонажи. А главные героини, несмотря на топорный сценарий все же превосходны вместе на экране. Мур, полная решимости помочь подруге, обволакивает ее теплотой и заботой, а Суинтон настолько сдержана и отстранена от трагичности ситуации, что обезоруживает своей хрупкостью и хладнокровностью.
Однако по большей части «Комната по соседству» оказывается довольно стерильным и неубедительным произведением, которому не хватает отчаянности и глубины лучших фильмов Альмодовара. Декорации и костюмы затмевают то, что должно быть простой, душераздирающей притчей, а персонажи существуют в усыпляющем трансе, многозначительно заглядывая друг другу в глаза, терпеливо ожидая предрешенного исхода.
7 марта 2025
Посмотрела. Впечатлилась, хочу поделиться эмоциями.
Сначала о списке актеров, они, актеры, все представили достойные работы. Но с именами на ролях второго плана не разобралась, поняла, почему их редко упоминают в рецензиях, сдаюсь и я - буду называть самых-самых.
Рекомендую посмотреть, но не каждому любопытствующему - нужно быть готовым к теме: по возрасту, либо по сложившимся обстоятельствам жизни, потому что заявленная тема: смерть, эвтаназия.
Серьезная тема, требует к себе соответствующего отношения. И сразу не поймешь, чем 'дергает' на входе, то ли уникальностью опыта героев, то ли неизбежностью повторения опыта тобой лично. Причем в двух качествах: сначала как свидетеля, а однажды-единожды - в качестве действующего лица. Как-то... неуютно от таких мыслей.
Что меня смущает через энное число дней после просмотра, так это названия. ' The room next door '. Вот - кто кому 'сосед'? Их ведь двое: Ингрид (Джулианна Мур) по соседству с Мартой(Тильда Суинтон), но правильно и наоборот считать! Тем более, что мы получили две полноценные истории, фактически. Плюс, эти двое по соседству со смертью, это уже трое, и это не все! В основе фильма роман 2020 года американской писательницы Сигрид Нуньез 'Опыт, который ты проживешь'. Не читала, жаль. Но то, что сообщено в названии, мы и сами знаем, а 'как ?' - это персонально, а там целый роман! О чем? Но мы - мы приготовились ознакомиться с этим опытом, мы - уже четвертый участник. О каком опыте речь?
Сюжет: две женщины, не молодые, успешные, активные. Одна - писательница, это Ингрид, другая - в прошлом военный журналист, Марта. Судьба свела их очередной раз достаточно случайно, но по драматичному факту: Марта борется с раком, долго и безуспешно, понимает, что проигрывает эту свою войну. Не то что она страшится всего этого: больницы, боли, процедур (продолжите сами), она устала, особенно после реакции дочери. И роль близкого, сопровождающего Марту в последний месяц ее жизни, достается Ингрид.
Сколько в этом фильме благородства, изысканности в показе чувств, сдержанности в показе ситуаций. Этот фильм - школа чувств, манер, проявления воспитанности и воспитания ее. Вот так и стоит смотреть 'Комнату по соседству', приобретая опыт и знания о проявлении болезни, о ее стадиях, о поведении больного и о жизни тех, кому приходится на время стать спутниками уходящего. Привыкайте, это тоже часть жизни, правда, не самая добрая и какая-то очень уж напоказ. Драма. Мир не рушится после каждой смерти. И, на мой взгляд, фильм в какой-то степени снимает страх смерти. Когда-то пригодится каждому...
Где-то внутри я радуюсь, что Педро Альмодовар(сценарист, режиссер и продюсер в одном лице, выбрал для фильма эти взлетающие ракурсы, Эти яркие цвета, эту изысканную красоту современной архитектуры, сияющей природы, даже обстановки, одежды косметики. Смерть давит на чувства, на восприятие окружающего, на эмоции, этому надо противостоять, пока живешь.
Марта живет как богатая женщина. Она вообще состоятельная, мы об этом и не задумываемся, а это важно.
Вернемся к Ингрид. Она слушает историю Марты, наверное, как подруга и как писатель, которая получает ценный материал. В нем есть. ..много чего есть.. военные записные книжки, к примеру. И очень много - о дочери Марты, с которой у той весьма символические отношения. 'Я сожалею' - скупо скажет Марта об этом. И все-таки она выстроит отношения не только с Ингрид, но и с отсутствующей дочерью. Ингрид станет соучастницей незаконного деяния, и получит за это все личные дневниковые записи своей незаурядной подруги, половину дома и...контакты с дочерью. Минус два одиночества, какой ход! Надеюсь, эту войну Марта выиграла, смотрите сами, в конце.
Марта выстраивает отношения Ингрид с полицией после своей смерти(!). Учитывает все, еще бы, ведь Ингрид ей для того и нужна, чтобы рык полицейского расследующего дело, попал не в дочь, а в Случайного свидетеля, единственного, к тому же ничего не знающего о том, как и что было. Марта ушла ОДНА. Как она выглядела! Здесь она точно победила.
Ингрид не будет грызть совесть: ведь ее согласие продлило жизнь Марты (которой иначе пришлось бы принять решение раньше) этот последний отпуск, в сиянии солнца и лета, до тех пор, пока по цветущему саду не запорхали розовые снежинки. Ну, Вы поняли...
Лучшая война Марты - за отношения людей, к которым она была не равнодушна.
А в конце - о таблетке. Эвтаназия где-то разрешена, где-то запрещена, одна из серьезных причин запрета расследуется в фильме. Увы, это правда.
Если покопаться в своем личном опыте- вспоминается случай, когда старая женщина остановила свою тяжело больную дочь словами 'Что я твоим-то скажу, когда вырастут?'. И та, мир ее душе, приняла волю матери. И завершила земной путь со всей необходимой стойкостью, где силы взяла? Но эту силу она передала детям в будущее. Наверное, кто-то согласится, что у тех, кто остался под крестом, прошел часть испытаний Спасителя-тот думал больше, чем о себе.
Наконец, Просто избавил своих близких от вопросов Бдительного Полицейского и работы Адвоката (Хорошие роли). Эвтаназия - это забота о себе и о своем теле. У нас это ложится на близких, у нас все есть, надо вовремя позаботится. А забота о душе - это уже за пределами эвтаназии, как я понимаю.
И пока мы это не решаем.
И, в конце концов, что мы знаем об ЭТОМ?!
Спасибо за фильм.
10 из 10
6 февраля 2025
Впервые фильм любимого режиссера вынуждает написать отрицательную рецензию. Это так грустно, но ожидаемо.
Сюжет фильма развивается «с места в карьер». Почему-то героиня внезапно, совершенно немотивированно, обрушивается огромным количеством информации о себе, но это сделано лишь для зрителя, чтобы мы побольше о ней узнали. Но то, что мы узнаем, нисколько не приближает нас к ее жизненной драме.
Тема плохих матерей и обиженных дочерей уже исчерпана, взять хоть «Высокие каблуки» – это настоящий шедевр. В «Джульетте» замечательный финал спасает фильм от повторения мотивов.
Очень много раз повторяется слово война, но звучит это цинично из уст этих разодетых героинь. Каково это слышать людям, чья судьба с этим связана в действительности?
И вообще, героини-американки не похожи на американок, все какое-то искусственное.
В фильме мы видим множество узнаваемых деталей, например, красные автомобили, если раньше это были старенькие фордики, катающиеся по европейским дорогам, то теперь локация поменялась, и американский громадный Dodge приобрел этот фантастический цвет, но выглядит это уже натужно и неестественно.
Интересна делать. Тема рвоты в фильмах Альмодовара всегда полностью раскрыта в каждом фильме. Героиня пьет таблетки, чтобы покончить с собой, например, Леокадия из фильма 'Цветок моей тайны', в зале мутит и рвет парня, победителя конкурса «Лучшая эрекция» в 'Пепи, Люси, Бом...', во время приема пищи у Мадре и Иоланды из 'Нескромного обаяния порока' начинается рвота – этот физиологический акт объединяет героинь в так называемом причастии героином, но одним из смыслов, который имеет это явление – это мотив изменения состояния, после рвоты всегда становится легче. В этом же фильме реакция героини, как минимум, странная, этот прием уже не имеет смысла.
Узнавать культовые детали было интересно раньше, они соединяли фильмы, как нить собирает жемчуг в бусы. Сейчас это уже не производит того эффекта. Как будто кто-то задал опцию «В стиле Педро Альмодовара» в программу Нейросети и получилось то, что получилось.
В фильме есть очень много нелепостей, например, люди, далеко не юного возраста, без конца вспоминают бурную молодость, скучая по сексу, наркотиками и рок-н-роллу, и это выглядит неуместно и странно. Да и больной героине в ее состоянии ничего не остается, как вспоминать об этом же.
Не менее странно увидеть американского полицейского с таким пристрастием расспрашивающего героиню о смерти ее подруги. Американский полицейский-верующий, преследующий самоубийц – мыслимо ли это? Или это лишь плод воображения режиссера?
Остается вопрос – зачем героине было просить быть в комнате по соседству? Для того, чтобы создать проблемы для подруги? Или была нужна поддержка в духе знаменитого альмодоваровского лозунга: «Как можно оставить ее одну в таком состоянии»? Помните такую фразу во многих фильмах? Но там это имело особое значение.
Весь фильм – симулякр. Печально но 3 из 10 только за винную помаду.
5 февраля 2025
'Комната по соседству' 2024 г. завоевала главный приз на Венецианском кинофестивале. И уже тогда критики дружно отмечали, что фильм-то сам не так уж и хорош. А награду 75-летнему Педро Альмодовару вручили скорее за выслугу лет.
Так и есть.
'Комната по соседству' - это история, разворачивающаяся вокруг двух женщин, роли которых исполняют Джулианна Мур и Тильда Суинтон. Когда-то давно они были близкими подругами, но затем их пути разошлись и они давно не общались. Героиня Джулианны Мур - писательница. Она узнает, что у подруги онкология и отправляется ее навестить. Так мы знакомимся с героиней Тильды Суинтон, которая уже приняла перспективы скорой смерти, но все-таки пробует экспериментальное лечение и надеется на благоприятный исход.
Первую половину фильма эти героини будут встречаться и общаться - главной темой станут плохие отношения больной с собственной дочерью и воспоминания о короткой жизни отца этой дочери.
Вторая половина - это подготовка двух женщин к реализации принятого решения. Одна планирует совершить суицид, а от второй требуется присутствие и взаимодействие с полицией.
'Комната по соседству' в очередной раз радует зрителей уникальным визуальным стилем Педро Альмодовара, смело играющим с яркими цветами в одежде и интерьере своих героев. Но содержательно этот фильм абсолютная пустышка. Тут есть только довольно поверхностные рассуждения о смерти и ее присутствии в нашей жизни.
Легендарный испанец уже давно рассказал своим зрителям все что хотел и мог. Еще в 2019 г. своей полуавтобиографичной лентой 'Боль и слава' Педро Альмодовар провозгласил, что единственное, что ему остается - это только вспоминать прошлое. Логично было бы остановиться и перестать снимать новые фильмы. Но он продолжил. В следующей картине 'Параллельные матери' 2021 г. он в очередной раз погрустил о важной для себя тебе, что прошлое изменить невозможно и его нужно только принимать. Ну а в этом году его идеи вообще скукожились до меланхоличных рассуждений о том, что со временем искра жизни тухнет и наступает конечность бытия.
Можно было бы посоветовать 'Комнату по соседству' как образчик отличной актерской игры Джулианны Мур и Тильды Суинтон. Но это лишнее - они конечно как всегда хороши, но в этом пустом фильме им негде и незачем было проявлять свои таланты.
Это одноразовый фильм, который любопытно смотреть, однако по итогу он не оставляет после себя даже чувства разочарования. 'Жил, жил, человек и умер.' - вот и вся баснь.
Жаль, что некоторые именитые режиссеры пытаются снимать кино до последнего, заставляя публику смотреть их растерявшие смысл и талант фильмы, а коллег юлить и врать о своих впечатлениях.
22 января 2025
The Room Next Door - первый англоязычный полнометражный фильм Педро Альмодовара. Здесь будут женщины-актрисы, которыми невозможно не восхищаться, теплые чувства и основные цвета круга Иттена.
Ингрид (Джулианна Мур) — известная писательница. Марта (Тильда Суинтон) — военный корреспондент. Будучи подругами в прошлом, сейчас их воссоединяет смертельная болезнь Марты. И Марта уже точно решила, что лечение продолжать не будет: таблетка для эвтаназии куплена и на месяц арендован неприлично стильный дом в лесу.
Ингрид она просит лишь побыть в соседней комнате — никто не хочет умирать в одиночестве.
Необычно для Альмодовара спокойное повествование и отсутствие страстей. Героини обсуждают музыку, кино, литературу, личную жизнь и все это без надлома и лишней драмы. Подчеркнута только интеллигентность диалогов: Блумсберийский кружок, фильмы Бастера Китона и цитирование Джойса. Ингрид и Марта знают ответы на многие вопросы.
Но как вести себя, если твоя подруга вот-вот добровольно уйдет из жизни?
Свойственными режиссеру остаются яркие цвета: синий, жёлтый, зеленый и, конечно же, цвет двери, которая одним утром будет закрыта, красный. Цепляет даже одежда и губная помада: каждый элемент в эпизодах отыгрывает свою роль.
Отдельных оваций достойны Тильда Суинтон и Джулианна Мур. Взаимодействие и взгляды — за этой химией можно наблюдать бесконечно. А дорожки и интервью, приуроченные к выходу фильма, просто guilty pleasure для любителей пошипперить. Они восхищаются друг другом и ходят за руку, неоднократно повторяя, что благодаря этому фильму стали настоящими подругами в жизни. Две величайшие актрисы (ровесницы), всегда издалека наблюдающие друг за другом, наконец-то встретились благодаря испанскому режиссёру.
Альмодовар, Тильда и Джулианна — трио, которое лучше любой сиесты.
19 января 2025
Первая англоязычная работа испанского мастера вышла как обычно тонкой и визуально прекрасной.
Честно говоря, были опасения (особенно после короткометражного вестерна Хоуком и Паскалем), что англоязычную работа легендарного испанца будет не особо удачно. К счастью, опасения оказались напрасными, и фильм по роману Сигрид Нунес дарит поклонникам постановщика знакомые ходы и те самые непередаваемые эмоции. Кино, как водится у Альмодовара, грустное, но светлое, хотя сюжеты о смертельно больных героях смотрятся непросто. Вот и здесь мы наблюдаем последние дни умирающей Тильды Суинтон и приглядывающую за ней подругу Джулианну Мур.
Визуально здесь всё по высшему разряду: свойственная маэстро игра с цветами, прекрасный антураж от квартир и домов до одежды и съёмок на натуре — всё красочное, живое. Мы вместе с героиней Тильды Суинтон не можем надышаться свежим воздухом природы и надышаться последними днями жизни. Лента трогает за душу и за сердце, но при этом дарит свет и лирику — смерть и улыбка сквозь слёзы здесь идут рука об руку, но всё же комок в горе предательски подступит, тут сомнений никаких быть не может.
Актёрски, опять же, как водится у Педро, здесь настоящее произведение искусство и тонкая подача. Джулианна и Тильда в одном кадре выдают поднебесный уровень, и на них не насмотреться! На втором плане хорош и обаятелен Джон Туртурро, хотя роль небольшая и развернуться толком негде, но мастерство не пропьёшь и выглядит артист прекрасно (а когда нет). Добавляет нужного настроение и музыка.
В общем, поклонникам режиссёра смотреть однозначно — тонкая, актёрски и визуально прекрасная работа с тем самым непередаваемым оттенком грусти.
8 из 10
18 января 2025
Драма “Комната по соседству” - первый полнометражный англоязычный фильм Педро Альмодовара. Сценарий является вольной интерпретацией романа 2020 года “Опыт, который ты проживаешь”/ или “Через что ты проходишь” американской писательницы Сигрид Нуньез.
Испанский режиссёр Педро Альмодовар свою творческую вселенную заселил женщинами и тщательно исследует темы страсти, желания, близости, семьи, материнства и самоопределения. Его вселенная всегда искрит эмоциями и изобилует красками, любую тему он в прямом смысле окрашивает очень ярко, что и делает все его фильмы особенно выразительными.
В новой драме “Комната по соседству” Альмодовар продолжает свою традицию глубокого исследования человеческих отношений. Именно в этой истории он выбрал темой уровень доверия между людьми, степень сложности просьбы, которую можно адресовать человеку и, что самое сложное, – кому можно адресовать свою просьбу и как она будет воспринята. Ведь основной фон истории – это смерть и сопутствующие проблемы (принятие того, что человек смертен, и страх, что живое всё же умирает).
Получилась разговорная драма – тут нет никакого экшена и событий, акцент сделан на общении.
Педро Альмодовар остался верным себе – он создал яркий фильм с глубокими рассуждениями. Только он убрал “грань нервного срыва”, присущую его раннему творчеству, можно так сказать. Хотя есть в этом и парадокс – поднимая такую тему, он обошёлся без крайних точек нервного возбуждения между собеседниками.
Этим подходом он показал, что для таких решений требуется настоящая эмоциональная зрелость, это не должно быть способом привлечения внимания к себе. Его фильм состоит из рассуждений и остроумных параллелей во флэшбеках и историях о других людях, призванных показать многогранность жизни и человеческой натуры, склонной к саморазрушению.
Его основные действующие лица сдержанны и рассудительны, они многое прошли и уже не видят смысла повышать голос. Ингрид отвечает за оптимизм, она верит в светлое и считает неестественным, что живое должно умирать; Марта Хант олицетворяет принятие и неизбежность смерти; Дэмиен Каннингем (в исполнении Джона Туртурро) – это приобретённый пессимизм, он не верит в хэппи-энд, он видит мир разрушающимся и жесток на столько, что не встретил радостью сообщение от своего сына, что его жена беременна третий раз.
Но, мне кажется, самым сложным, что затронул Педро Альмодовар в своём фильме, это уровень доверия. По сути, Марта Хант попросила у Ингрид очень много. Справедливости ради, в фильме упоминается, что многие отказались поддержать Марту. И этим подчёркивается уровень сложности её просьбы и страх многих людей брать на себя ответственность за кого-то, даже если этот кто-то обещает составить объясняющий документ.
Просьба, затрагивающая ответственность, – это очень спорная тема. Это повод для манипуляций и спекуляций. С такой просьбой можно понять, как к вам относится человек, способен ли он вас слушать и есть ли у него к вам какие-либо чувства. Судя по тому, что Ингрид проявила минимум недовольства, услышав просьбу, Марта для неё очень важна, и по-человечески она очень ценит свою давнюю коллегу, что готова сопроводить её в этом сложном решении. Получается, зрителю показали тот тип дружбы, которую хотят обрести к зрелому возрасту – честную, справедливую, поддерживающую и принимающую противоположную точку зрения. И уверенность, что соседняя комната (или любая другая) не пустует, там кто-то за тебя переживает и готов проверить, в порядке ли ты.
Педро Альмодовар очень умело оформляет финал, как и весь свой фильм в целом (в широком смысле – и фильма, и жизни Марты). Весь фильм можно принять за очень бурное сновидение из-за некой нереалистичности происходящего. Но в этом есть логика: кино – это фантазия, это сон, всегда сложно поверить в реальность происходящего на экране. И новый фильм Альмодовара полностью отвечает концепции кино. Его фильм не обязан быть правдивым на сто процентов, но он даёт богатую пищу для размышлений.
13 января 2025
Жили-были две закадычные подруги. Настолько закадычные, что не виделись лет тридцать, а может быть и сорок. Одна подруга больна раком, и предлагает другой - а давай, я покончу с собой, а ты побудешь рядом? Ну, как тут отказаться? Очень соблазнительное предложение, более увлекательного времяпровождения и представить нельзя. А дальше - 'но, боже мой, какая скука, сидеть и думать про себя - когда же чёрт возьмёт тебя?'.
О смерти сейчас снимают все. Из фильмов этого года: 'Апрель', 'Саван', 'Субстанция', 'Виды доброты', список можно продолжить. Но только Альмодовар решил показать, что смерть, это весело - яркие, жизнелюбивые цвета интерьеров, и игривая расцветка пижамы умирающей героини, говорят нам, что: рак - дурак, ковид - вообще идиот, а умирать надо в обстановке пошлой роскоши, и дизайнерской моды. Желательно, чтобы с неба сыпал лёгкий снежок. Потому что у Джойса так написано. Героини послушно цитируют Джойса. Нет, чтобы монолог Стивена Дедала в борделе процитировать, или последнюю главу 'Улисса' - эротические переживания Молли Блум, нет, выбрали самую тоску.
Зачем зрителю знать о том, что главная героиня была военкором? Онкологии мало? Что это добавляет к её портрету? Ах, да, любовь к смерти! Она говорит - 'я любила балканскую войну!'. Что, простите? Любила? Войну? А ещё здесь есть косматые иракские христиане - гомосексуалисты. А эти здесь что забыли? Любят они друг друга, любят, улыбаясь во все свои белоснежные зубы, не обращая внимания, на падающие им на головы демократические, гуманитарные бомбы.
Героини не виделись сорок лет, между ними нет ничего общего, и чтобы создать у зрителя иллюзию единства, режиссер придумал им общего любовника. Бинго! Любовника, кучеряво - бородатую Грету Тунберг, играет Туртурро. С нулевым энтузиазмом, нудно, как контуженная пробкой от бутылки с кефиром, старушка, он вещает об экологическом кризисе, и грядущей гибели человечества. Спать с таким горячим мачо, всё равно, что спать со статьёй из википедии, без отрыва от секса, можно получить высшее экологическое образование, а то и в Гринпис вступить, вдруг это половым путем передается?
А был ли секс? В одной из сцен, Туртурро и Мур, сидят в ресторане, и эколог ностальгирует: Я скучаю по тем временам, когда мы пили, принимали наркотики, и занимались сексом.
Мур: Это ты пил, принимал наркотики, и...
Фраза не закончена, и логично предположить что окончание должно быть таким - и занимался сексом. Сам. С собой.
Ах, Альмодовар, всегда найдёт место юмору, даже в таком фильме.
О чём это кино? Форма - это прекрасно, но нас интересуют смыслы. О жизни? Жизни здесь нет. Есть медленное, тоскливое умирание. О дружбе? Хороша дружба, учитывая, что эвтаназия в штатах запрещена законом, героиня Суинтон подкинула подруге проблем. Она делает Мур соучастницей преступления - я умру, а ты останешься, ищи адвоката, придумывай алиби, ты запомнишь меня надолго. Не говоря уже о моральной стороне - присутствовать при смерти это травма, и чувство вины. Такого наследия врагу не пожелаешь. Данте помещал самоубийц в один из кругов ада, где их вечно терзали псы. О, эта загадочная женская дружба!
Альмодовар снял типичное фестивальное кино, кино для кинокритиков, повизгивающих от экстаза если на экране герои, страдающие синдромом Дауна, альцгеймером, или (на худой конец) раком, а уж при произнесении с экрана стоп - слов: Джойс, Вирджиния Вульф, Эдвард Хоппер, преждевременная овация гарантированна. Жюри напряглось, и выдавило из себя каменный цветок, в смысле статуэтку гран - при. Но, смотреть это кино людям живым, категорически не рекомендуется. Рыхлый фарш сюжета вываливается из всех дыр - ненужные подробности о мужьях, любовниках, военном прошлом, ничего не добавляют к портрету героини. Диссонанс темы смерти, и игривых интерьеров с пижамками, вызывает идиосинкразию. Как и фотография со съёмок, на которой мэтр широко улыбается, обнимая истощенную Тильду и окаменевшую Джулианну. Расслабьтесь, смерть это весело!
Фильм нудный, тоскливый, затянутый, истеричный, и самый главный недостаток - скучный. В таких ярких интерьерах и смерть должна быть огненной, а не серой.
Педро промахнулся. Суинтон хороша, она выглядит так, будто принимает таблетки для эвтаназии каждый день, лет сорок подряд. Но таблетки не действуют, видимо - дешевая китайская подделка.
2 января 2025
#киноголикNoNe
„The room next door“ by Pedro Almodovar, 2024
Я специально не читала англо- и немецкоязычных рецензий перед тем, как мы вчера пошли в кино. И после фильма, открыв их, была абсолютно не удивлена весьма полярным мнениям. Негативных откликов едва ли не больше, чем позитивных. Ну или столько же. Объясняется это очень просто. Истинные поклонники Педро не узнали в фильме Педро того самого Педро (дом, который построил Джек), которого они так любят.
Здесь нет основных атрибутов Альмодовара.
Нет почти ничего - кроме излюбленного цвета. Яркие, сочные, кричащие краски - тот самый экспрессионизм, о котором я писала только вчера - это, пожалуй, единственный неизменный атрибут, присутствующий в любом фильме. Наверное, если бы Альмодовар родился на столетие раньше, он бы близко дружил с Кандинским и Явленским, с Макке и Марком. Потому что все они разговаривали с миром через цвет.
Во всем остальном это нетипичный Альмодовар.
Здесь нет привычной истерики. Нет безумия. Нет проституток, трансвеститов, грязи улицы, нищеты, потерянных детей, потерянных же могил, грязи и треша.
Здесь нет никакого надрыва, как в «Все о моей матери» или «Поговори с ней». Нет откровенного сумасшествия, как в «Кожа, в которой я живу». Нет гротеска, частично нарушающего нормы хорошего вкуса, как в «Я очень возбужден». Здесь нет даже горечи и некоей обреченности как в «Боль и слава», о котором писали как о фильме - прощании… Мол, Педро уходит. Ан нет, живее всех живых!
Здесь нет ничего подобного. Кто-то скажет, Педро стал беззубым. Я скажу, Педро повзрослел.
Он взял неприятную тему. «Неприятную» - не в смысле провокации, а просто неприятную. Никто не хочет говорить о смерти. Это дискомфортно.. И уж тем более никто не хочет упоминать тему «содействия в смерти». Никому не хочется быть тем, кто поможет обреченному уйти.
Из этой истории можно было бы сделать трагедию. А Альмодовар сделал трагикомедию.
Главная героиня, писательница, узнает, что ее подруга юности обречена - неоперабельный рак. Больную играет Тильда Суинтон, и этим все сказано. Эта женщина-инопланетянка заменила Педро вечную Пенелопу.
Педро повзрослел и ему понадобились более сложносочиненные формы. После «Человеческого голоса» стало понятно, что у маэстро появилась новая любовь. Тильда.
Подругу играет рыжеволосая вневозрастная красавица Джулианна Мур.
И даже в выборе актрис проявляется изменение вкусов Педро.
Больше никаких роковых испанских красоток. У него больше не увидишь Пенелопу и Элену Анайя. Никакой бьющей через край сексуальности. Только сдержанная платина и сияющая медь волос. Благородство возраста, не подретушированное рукой пластического хирурга.
Умирающая Марта просит подругу Ингрид поехать с ней в отпуск. Марта сняла виллу. По легенде хочет отдохнуть между химиями. Они проведут на вилле месяц. Единственное условие - подруга-писательница Ингрид должна жить рядом, в соседней комнате. Потому что тяжело находиться у последней черты в одиночестве..
Это фильм совсем не о смерти. Это гимн жизни.
Потому что даже смерть, которая неизбежно приходит, у Альмодовара невероятно красивая. Матовая платина волос, кричащие насыщенные тона одежды, ярко-красная помада. Смерть оказывается может быть очень завораживающе эффектной. Даже прекрасной. Когда человек сам сделал свой выбор. И пришел в согласие с самим собой.
И на протяжении всего фильма Педро разговаривает со зрителями с помощью разноцветных кашемировых свитеров, пушистых гетров, монументальных картин на стенах в цветах экспрессионизма. Разговаривает о том, что человек имеет право на выбор и о том, что этот выбор может быть эстетически прекрасным.
Еще с возрастом Педро уменьшает количество сюжетов в сюжете. Раньше это были матрешки. Миллион мелких историй внутри одной, основной. И миллион героев. Сейчас это очень лаконично.
Мы не знаем о героине почти ничего - минимальные штрихи. Одинокая, есть дочь, работала военным корреспондентом. Все. Ровно столько, сколько необходимо знать, чтобы оставить человеку право на выбор.
И конечно это фильм для взрослых. Даже для очень взрослых. Совсем юным вряд ли будут понятны такие глубокие эмоции совсем без страстей, истерики, секса, надрыва… Это фильм для взрослых. Но ведь и Педро повзрослел…
Для меня - один из лучших фильмов «позднего».
9 ноября 2024