Современный пересмотр античных мифов — всегда рискованный шаг. С одной стороны, древние сюжеты вечны именно потому, что допускают новые прочтения. С другой — слишком вольная трактовка может обернуться профанацией, превратив величественных богов и героев в пародийных персонажей дешёвого фарса. Мини-сериал «Каос» балансирует на этой грани, и впечатление от него во многом зависит от того, насколько зритель готов принять его ироничный, почти издевательский тон.
Создатели сериала намеренно снижают пафос, превращая Олимп в подобие коррумпированного офиса, а мифологических существ — в неубедительные CGI-образы. Трёхглавый Цербер здесь выглядит как безобидный пёс, а боги ведут себя как капризные чиновники, чьи решения абсурдны и непоследовательны. В этом есть своя сатирическая острота: авторы высмеивают современные институты власти, проецируя на божественный пантеон все грехи человечества — от бюрократии до лицемерия.
Однако именно здесь кроется главная проблема сериала. Если для одних такой подход — смелая аллегория, то для других (особенно тех, кто ценит античное наследие) — это досадное упрощение, почти кощунство. Греческие мифы всегда были больше, чем просто сказки: в них — основы европейской философии, искусства, понимания судьбы и свободы. Увидеть Зевса, Аида и других титанических фигур в роли героев чёрной комедии может быть забавно, но после этого трудно воспринимать их всерьёз в оригинальном контексте.
Визуальный стиль лишь усиливает это противоречие. Вместо того чтобы создать атмосферу мифа — пусть даже в гротескном ключе, — сериал нарочито использует «дешёвую» графику, словно подчёркивая: всё это условно, не стоит вникать глубже. Но если мифология становится просто фоном для шуток про офисный абсурд, не теряет ли она свою суть?
Финал сериала, где Олимп принимает очередное нелепое решение, а Зевс в ярости (но так и не метнув молнию), выглядит символично. Это мир, где даже боги бессильны перед хаосом — но не трагически, как у древних, а по-современному, с намёком на то, что всё это просто игра.
Итог: «Каос» — любопытный эксперимент, но его юмор и стилистика работают лишь в том случае, если зритель готов принять античность как пластилин для сатиры. Если же для вас мифы — не просто повод для иронии, а часть культурного кода, сериал может показаться поверхностным и даже раздражающим. Он не глумится над основами цивилизации намеренно, но его легкомыслие заставляет задуматься: где грань между актуальным переосмыслением и потерей уважения к источнику? Возможно, авторам действительно стоило бы помнить, что даже боги карают за гибрис — правда, в их версии Олимпа, кажется, уже никто не верит в возмездие.
17 июня 2025
«Каос» - британский сериал от Netflix c элементами черной комедии, драмы и фэнтези. Персонажи греческой мифологии перенесены в альтернативное настоящее. Переосмысление греческих мифов в рамках социальных реалий. Боги с Олимпа правят смертными, занятыми своими проблемами и чувствующими беспомощность и беспросветность перед судьбой, предначертанной в пророчествах. При этом и сами боги в глубине (души или что у них там) подвержены той же рефлексии. Все это, безусловно, вызвало интерес к просмотру.
Начинается сериал занятно: яркий образ Зевса (Джефф Голдблюм), красочная насыщенная картинка, отлично сделанная цветовая контрастность между жизнью на Олимпе, в «бытовом» мире и черно-белым Царством мертвых. Сразу появляется большое число персонажей: боги Олимпа (достаточно лимитированное количество) и герои мифов (Орфей и Эвридика, Прометей, Ариадна, Тесей, Мойры, Фурии и др.). Интересно наблюдать за разными деталями интегрирования мифологических персонажей и локаций в реальный мир и как все это обыгрывается в костюмах, интерьерах, аксессуарах. Местами неплох черный юмор, социальные подтексты. Быстро развиваются несколько сюжетных линий и … вот тут начинается неоднозначное. Уже вскоре все они начинают пробуксовывать, застревать на месте, повторять сами и себя, постепенно просто растворяются в общем «каосе», не затрагивая при этом никакого нерва. Я поймал себя на мысли, что различные забавные интерпретации мифологии в современность, шутки «впроброс» вызывают гораздо больше интереса, чем сам сюжет. Но такая ситуация больше подходит для комедий типа «Аэроплан», «Голый пистолет» и пр. от братьев Фаррелли, поэтому в контексте данного сериала это довольное странно. Большинство персонажей и их действия не вызывают ни желания сопереживать, ни негатива, ни даже банальной заинтересованности в развитии происходящего. Резкие скачки от натужной драмы к черной комедии приводят к тому, что толком не работает ни одно, ни другое. К 7-8 серии, когда следить за пародийными моментами надоедает, черноюморное самодурство богов уже приедается, а с социальными сравнениями мифов и реальной жизни уже все давно ясно, то хочется чтобы сериал закончился уже хоть чем-нибудь. Новое прочтение мифов, философские реплики, личностные подтексты. Что-то говорят, все вроде старательно, но… скучно. Интерес неторопливо исчезает, будто тонет в серой цветовой гамме реки Лето в царстве Аида.
Возможно, на это повлияла блеклость основного числа персонажей и подбор актеров. Что касается актерской игры, то между Голдблюмом, Тьюлисом (играет Аида) и всеми остальными – пропасть. Думается мне, что это следствие плохой проработки образов сценаристами. Зевс явно был задуман и придуман первым и центральным, потом видимо увлеклись созданием альтернативного мира, локациями, и большинству персонажей не уделили должного внимания. Некоторых даже трудно отличить в виду похожей внешности актеров. При этом линия Зевса не занимает так уж много общего хронометража.
Что касается повестки Netflix и мифов Древней Греции, то тут, как говорится, сам Зевс велел.
В итоге хочу отметить интересную идею сериала, причем достаточно непростую в реализации. Простой пересказ мифов на новый лад был бы, наверно, банален, поэтому нужно было придумать что-нибудь «этакое». И вот «этакое» как раз до конца и не получилось. В целом неплохо, но не цепляет уже где-то с третьей серии. Сериал заканчивается с заделом на второй сезон, но в сети видел информацию, что в октябре приняли решение его не продлевать. По-моему, зря. Можно было еще попробовать, ведь древнегреческая основа громадна.
6 из 10
13 ноября 2024
«Каос» — лучший сериал августа, особенно для тех, кто увлекается греческой мифологией. Это нетипичное и сочное переосмысление древнегреческих мифов, в котором герои античных легенд переносятся в современный мир.
Сюжет сериала начинается с того, что Зевс обнаруживает морщину на лбу, Эвридика погибает на пути к концерту своего мужа Орфея, а Дионис расстраивается из-за отсутствия отцовской любви. Эти события служат отправной точкой для черной комедии, где древнегреческие боги и герои оказываются среди нас.
Повествование постепенно вводит ключевых богов Олимпа: Зевса, Геру, Посейдона, Аида, с особым акцентом на Дионисе в первом сезоне. Остальные дети Зевса упоминаются лишь фоном, не перегружая сюжет. Кроме того, в сериале появляются и другие культовые персонажи мифов: Прометей, который выполняет роль рассказчика, Минос, управляющий страной, и Минотавр, заточенный в его темнице. Кассандра бегает по городу, раздавая предсказания, Фурии преследуют преступников, стремясь к справедливости. Среди прочих — Дедал, Икар, Херон, Тесей, Мойры, Персефона, Медуза и даже Цербер, хотя выглядит он не так устрашающе, как можно было бы ожидать. Центральным мифом является история Эвридики и Орфея.
Сериал представляет собой версию «что, если…» — если бы мифы оказались правдой, и Греция сохранилась в своем древнем виде до наших дней с фэнтезийным налетом. Олимп представлен как элитная вилла, а подземное царство — серой тоталитарной страной, напоминающей СССР или Северную Корею. Посейдон проводит время на яхте, а Дионис, как и подобает богу веселья, зависает в ночных клубах.
Сериал также поднимает тему абсурдности религии и религиозного фанатизма, присущего современному обществу. Под маской якобы устаревших мифов и богов скрывается вопрос: «Во что вы верите?». Проект ставит под сомнение безоговорочную веру в религиозные догмы, напоминая, что до появления христианства, ислама и других мировых религий, язычество было вполне распространено и в него верили миллиарды людей.
Кроме того, сериал актуализирует тему социального неравенства. Боги представлены как элита, живущая в роскоши, в то время как простые люди страдают из-за их действий. Зевс — типичный диктатор-самодур, потерявший связь с реальностью. Он и его приближенные буквально питаются энергией, убивая людей. А для обычного человека нет счастья ни при жизни, ни после смерти, где его ждут рабские условия.
Хотя идея богов на земле не нова, и можно провести параллели с такими проектами, как «Американские боги», «Благие знамения», «Проповедник», «Люцифер» и «Чудотворцы», ни один из них не показывал греческую мифологию в таком формате. Для любителей мифологии это настоящая находка, хотя для тех, кто в ней не разбирается, сериал может показаться сложным.
«Каос» — отличный сериал с необычным актёрским составом, где боги представлены не как идеальные модели, а как обычные люди, что, хотя и удивляет, но радует. Отдельного упоминания заслуживает саундтрек и визуальная составляющая. Стоит отметить, что это также квир-сериал, представляющий новую линейку квир-героев, что соответствует духу греческих мифов.
Финал сезона оставляет нас с мощным клиффхангером, поэтому остаётся лишь надеяться на продолжение.
3 сентября 2024