«Каос» - британский сериал от Netflix c элементами черной комедии, драмы и фэнтези. Персонажи греческой мифологии перенесены в альтернативное настоящее. Переосмысление греческих мифов в рамках социальных реалий. Боги с Олимпа правят смертными, занятыми своими проблемами и чувствующими беспомощность и беспросветность перед судьбой, предначертанной в пророчествах. При этом и сами боги в глубине (души или что у них там) подвержены той же рефлексии. Все это, безусловно, вызвало интерес к просмотру.
Начинается сериал занятно: яркий образ Зевса (Джефф Голдблюм), красочная насыщенная картинка, отлично сделанная цветовая контрастность между жизнью на Олимпе, в «бытовом» мире и черно-белым Царством мертвых. Сразу появляется большое число персонажей: боги Олимпа (достаточно лимитированное количество) и герои мифов (Орфей и Эвридика, Прометей, Ариадна, Тесей, Мойры, Фурии и др.). Интересно наблюдать за разными деталями интегрирования мифологических персонажей и локаций в реальный мир и как все это обыгрывается в костюмах, интерьерах, аксессуарах. Местами неплох черный юмор, социальные подтексты. Быстро развиваются несколько сюжетных линий и … вот тут начинается неоднозначное. Уже вскоре все они начинают пробуксовывать, застревать на месте, повторять сами и себя, постепенно просто растворяются в общем «каосе», не затрагивая при этом никакого нерва. Я поймал себя на мысли, что различные забавные интерпретации мифологии в современность, шутки «впроброс» вызывают гораздо больше интереса, чем сам сюжет. Но такая ситуация больше подходит для комедий типа «Аэроплан», «Голый пистолет» и пр. от братьев Фаррелли, поэтому в контексте данного сериала это довольное странно. Большинство персонажей и их действия не вызывают ни желания сопереживать, ни негатива, ни даже банальной заинтересованности в развитии происходящего. Резкие скачки от натужной драмы к черной комедии приводят к тому, что толком не работает ни одно, ни другое. К 7-8 серии, когда следить за пародийными моментами надоедает, черноюморное самодурство богов уже приедается, а с социальными сравнениями мифов и реальной жизни уже все давно ясно, то хочется чтобы сериал закончился уже хоть чем-нибудь. Новое прочтение мифов, философские реплики, личностные подтексты. Что-то говорят, все вроде старательно, но… скучно. Интерес неторопливо исчезает, будто тонет в серой цветовой гамме реки Лето в царстве Аида.
Возможно, на это повлияла блеклость основного числа персонажей и подбор актеров. Что касается актерской игры, то между Голдблюмом, Тьюлисом (играет Аида) и всеми остальными – пропасть. Думается мне, что это следствие плохой проработки образов сценаристами. Зевс явно был задуман и придуман первым и центральным, потом видимо увлеклись созданием альтернативного мира, локациями, и большинству персонажей не уделили должного внимания. Некоторых даже трудно отличить в виду похожей внешности актеров. При этом линия Зевса не занимает так уж много общего хронометража.
Что касается повестки Netflix и мифов Древней Греции, то тут, как говорится, сам Зевс велел.
В итоге хочу отметить интересную идею сериала, причем достаточно непростую в реализации. Простой пересказ мифов на новый лад был бы, наверно, банален, поэтому нужно было придумать что-нибудь «этакое». И вот «этакое» как раз до конца и не получилось. В целом неплохо, но не цепляет уже где-то с третьей серии. Сериал заканчивается с заделом на второй сезон, но в сети видел информацию, что в октябре приняли решение его не продлевать. По-моему, зря. Можно было еще попробовать, ведь древнегреческая основа громадна.
6 из 10
13 ноября 2024
«Каос» — лучший сериал августа, особенно для тех, кто увлекается греческой мифологией. Это нетипичное и сочное переосмысление древнегреческих мифов, в котором герои античных легенд переносятся в современный мир.
Сюжет сериала начинается с того, что Зевс обнаруживает морщину на лбу, Эвридика погибает на пути к концерту своего мужа Орфея, а Дионис расстраивается из-за отсутствия отцовской любви. Эти события служат отправной точкой для черной комедии, где древнегреческие боги и герои оказываются среди нас.
Повествование постепенно вводит ключевых богов Олимпа: Зевса, Геру, Посейдона, Аида, с особым акцентом на Дионисе в первом сезоне. Остальные дети Зевса упоминаются лишь фоном, не перегружая сюжет. Кроме того, в сериале появляются и другие культовые персонажи мифов: Прометей, который выполняет роль рассказчика, Минос, управляющий страной, и Минотавр, заточенный в его темнице. Кассандра бегает по городу, раздавая предсказания, Фурии преследуют преступников, стремясь к справедливости. Среди прочих — Дедал, Икар, Херон, Тесей, Мойры, Персефона, Медуза и даже Цербер, хотя выглядит он не так устрашающе, как можно было бы ожидать. Центральным мифом является история Эвридики и Орфея.
Сериал представляет собой версию «что, если…» — если бы мифы оказались правдой, и Греция сохранилась в своем древнем виде до наших дней с фэнтезийным налетом. Олимп представлен как элитная вилла, а подземное царство — серой тоталитарной страной, напоминающей СССР или Северную Корею. Посейдон проводит время на яхте, а Дионис, как и подобает богу веселья, зависает в ночных клубах.
Сериал также поднимает тему абсурдности религии и религиозного фанатизма, присущего современному обществу. Под маской якобы устаревших мифов и богов скрывается вопрос: «Во что вы верите?». Проект ставит под сомнение безоговорочную веру в религиозные догмы, напоминая, что до появления христианства, ислама и других мировых религий, язычество было вполне распространено и в него верили миллиарды людей.
Кроме того, сериал актуализирует тему социального неравенства. Боги представлены как элита, живущая в роскоши, в то время как простые люди страдают из-за их действий. Зевс — типичный диктатор-самодур, потерявший связь с реальностью. Он и его приближенные буквально питаются энергией, убивая людей. А для обычного человека нет счастья ни при жизни, ни после смерти, где его ждут рабские условия.
Хотя идея богов на земле не нова, и можно провести параллели с такими проектами, как «Американские боги», «Благие знамения», «Проповедник», «Люцифер» и «Чудотворцы», ни один из них не показывал греческую мифологию в таком формате. Для любителей мифологии это настоящая находка, хотя для тех, кто в ней не разбирается, сериал может показаться сложным.
«Каос» — отличный сериал с необычным актёрским составом, где боги представлены не как идеальные модели, а как обычные люди, что, хотя и удивляет, но радует. Отдельного упоминания заслуживает саундтрек и визуальная составляющая. Стоит отметить, что это также квир-сериал, представляющий новую линейку квир-героев, что соответствует духу греческих мифов.
Финал сезона оставляет нас с мощным клиффхангером, поэтому остаётся лишь надеяться на продолжение.
3 сентября 2024