Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эмилия Перес |
английское название: |
Emilia Pérez |
год: | 2024 |
страны: |
США,
Мексика,
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Жак Одиар |
сценаристы: | Жак Одиар, Тома Бидеген, Николя Ливекки, Леа Мисиус, Boris Razon |
продюсеры: | Жак Одиар, Паскаль Кошето, Валери Шерман, Энтони Ваккарелло, Николас Селис, Гари Фаркас, Pauline Lamy, Jeremy Levinson, Masha Magonova, Венсан Мараваль, Roeg Sutherland, David Taghioff, Дэльфин Томсон, Оливье Тери-Лапине, Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Ардаван Сафэ |
видеооператор: | Поль Гийом |
композиторы: | Клеман Дюколь, Камилль |
художники: | Ариан Дора, Сесиль Делю, Сандрин Жаррон, Сандра Кастелло, Вирджиния Монтель, Эммануэль Дюпле |
монтаж: | Жюльетт Вельфлинг |
жанры: | триллер, комедия, мюзикл, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $8 495 918 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 2024 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
«В каждом из нас доля человеческого превышает что бы то ни было другое»
Гарри Стек Салливан
У адвоката Риты Моро Кастро (Зои Салдана) есть талант. Умение убеждать. Даже если она сама не верит в происходящее. Этим и привлекает внимание наркобарона Манитаса дель Монте (Карла Гаскон), у которого с самого детства есть мечта – стать женщиной. И так как данная затея, убедить скептически настроенного хирурга (Марк Иванир) в правильности физиологических изменений, щедро оплачивается, Рите ничего не остается, как только согласиться на это предложение. Ведь деньги, которые равнозначны свободе, это уже ее мечта. И пусть они осуществятся! Poor little things.
«Эмилия Перес» Жака Одиара поставила меня в тупик. Все потому, что я, согласно цветовой гамме рецензий КП, стараюсь сразу же, до написания текста, определиться с отношением к фильму – отрицательное, нейтральное, положительное. Бывает, что я сомневаюсь, и тогда на помощь приходят стандартные размышления – понравился ли мне темп повествования, игра актеров, работа оператора или музыкальное сопровождение, но решающим фактором всегда будут мысли автора – спрятанные за строчками сценария ключи к пониманию того, о чем он хочет со мной поговорить. Я всегда стараюсь выслушать каждого режиссера, не могу похвастаться тем, что каждого – понимаю, но, да, это один из моих явных талантов – я внимательный слушатель.
Обычно перед тем, как познакомиться с новой работой режиссера, я стараюсь просматривать предыдущие (вообще, это одно из моих любимых занятий в жизни – разгадывать чужие почерки). И Жак Одиар не стал исключением. Он не принадлежит к числу моих любимых режиссеров, даже к тем, кто мне симпатичен его не причислишь, поэтому я ограничилась просмотром всего двух его старых картин – «Братья Систерс» и «Мое сердце биться перестало» (вольный ремейк американского фильма «Пальцы»). Мне повезло с выбором, фильмы меня не разочаровали, но и глубокого потрясения они во мне не вызвали. Твердые семерки. Я понимаю, о чем мне хочет сказать автор, но эмоционально я остаюсь не вовлеченной. Накладывая эти впечатления на новый фильм Одиара «Эмилия Перес», я четко вижу, что в этом и есть его стиль. Но даже тот факт, что я смогла его увидеть и определить, не делает сам фильм более человечным (уязвимым) в моих глазах. Наоборот, я скорее чувствую холодный расчет, а не жар вдохновения увлеченного художника. Кэмп, а «Эмилия Перес» не что иное, как кэмп – не терпит осторожностей.
Как уже заметил один критик, а такие сайты о кино как IMDB, который видит последний фильм Жака Одиара в качестве фаворита на церемонии Оскар, а фетишистский Letterboxd, наоборот, подвергает остракизму, это подтверждают, «Эмилия Перес» - фильм, о котором будут много дискутировать. И думаю, что осторожность Одиара при всей скандальности поднимаемых тем, - главный побудитель к противоречиям. А еще – многожанровость фильма, с которой Одиар не справляется – ему не удается уделить должного внимания ни одному, также, как и центральным персонажам «Эмилии Перес».
На Каннском кинофестивале фильм Одиара был отмечен двумя ветвями – призом жюри, а лучшими актрисами были названы сразу четыре женщины – Зои Салдана, Карла Гаскон, Селена Гомес и Адриана Пас. При всем моем уважении и к актрисам, и к членам жюри, после просмотра «Эмилии Перес» такой выбор иначе как «за компанию» не назовешь. Последние две явно уступают и в актерском мастерстве, и в плане раскрытия их персонажей самим режиссером первым двум. Зои Салдана и Карла Гаскон – фаворитки экрана. Их музыкальные номера – самые яркие, провокационные и запоминающиеся. Их дружба-противостояние – то, на чем держится идея всего фильма. Эти героини видят свое счастье в желании обладать, одна – телом женщины, другая – деньгами. Но, заполучив желаемое, они все равно остаются неудовлетворенными. Личная жизнь героини Салдана так и остается неустроенной, а женское тело не в силах подавить инстинктивную тягу героини Гаскон к разрушению.
Жак Одиар и в предыдущих работах обращался к подобным темам, «Эмилию Перес» запросто можно было бы переименовать в «Сестер Бразерс». Только проблема в том, что мужское кино у Одиара выходит куда лучше, чем женское. В квартете Ахмед-Джилленхол-Феникс-Райли, при всех их явных конфликтах и противоречиях, чувствовался дух братства, наверное, подпитываемый самим жанром кино (самым маскулинным) - вестерном. В «Эмилии Перес» Одиар подпитывает «сестринство» героинь самым типичным женским жанром – мыльной оперой, и выглядит это скорее унизительно, чем духоподъемно.
И как мне кажется, дело не в самом сценарии, который китчевый настолько, что зашел бы самому Альмодовару. А в тональности. Там, где испанец Альмодовар страстен и любопытен до женских душ, француз Одиар теоретичен и отстранен. А еще верен себе, так как ему очень важно наличие в фильме криминально-социального фактора. Что никак не вяжется одно с другим, потому что априорные жертвы в нем выступают палачами, а само зло, коррумпированное и неприкасаемое, так и остается декорацией, как в самом запоминающемся номере «Эмилии Перес», когда героиня Салданы скачет по столам на благотворительном вечере. В очередной раз мне хочется обвинить режиссера Одиара в излишней осторожности.
И именно эта осторожность толкает его аж на целых три финала, что вполне логично (но жутко утомительно), потому что осторожность рождает неуверенность в выборе правильного пути – мне кажется, Жак Одиар сам не знает, о чем он снял свой фильм. Я могу предположить вполне очевидные темы – что систему не победить, себя не изменить, легче слепо молиться святым грешникам. В принципе все сходится, и возможно, у меня также есть талант Риты Моро Кастро – умение убеждать, ведь при наличии одних и тех же фактов всегда можно склониться в одну или другую сторону. Но почему-то после просмотра «Эмилии Перес» у меня остался неприятный осадок. Как будто автору на меня все равно.
16 ноября 2024
Как понять, что перед вами хороший фильм? Одна из версий – вы раньше не видели ничего подобного. Как сконструирован сценарий, как поставлено режиссерски, как подобрана музыка, выстроен кадр и как разыгрываются мизансцены. В «Эмилии Перес» почти все аспекты этого списка я опишу как изобретательные. Может, с точки зрения операторской работы здесь не было ничего выдающегося, а в общей стилистике картина оказалась оригинальной, занимательной, яркой и по-настоящему волшебной. Да, первая половина фильма довольно медлительна и может заставить вас взглянуть на часы, но потерпите. Вторая половина создает большущее напряжение в фабуле. И пусть вас не отпугивает жанр мюзикл. Песни и пляски тут ненавязчиво и нежно вплетены в общую динамику. Это не мюзикл классических образцов, это изысканный современный театр+кино в одной бутылке. Конечно, в бутылке сладкого испанского Хереса, полированного жаркой текилой с солью.
«Эмилию Перес» должен был снять Альмодовар. Это не факт, это мое мнение или просто теоретическая возможность. По крайней мере сюжет, колорит и характеры абсолютно из его ранних фильмов. Встречи, предательства, измены, физические преображения, неожиданные развязки, сильные эмоции, нервные конфликты, испанский язык и страсть. Всего этого в обилии. Не знаю, как прекрасный французский режиссер Жак Одиар смог снять такую пышную «испанскую» трагедию. Но он молодец, просто аплодисменты.
Актерский состав нереальный. Знойные латиноамериканки, пронзительные взгляды, тактильность, чувственность. Чудесные наряды для героинь разрабатывали при помощи креативного директора Yves Saint Laurent. И так неожиданно видеть актрис совсем другого плана в такой драматической роли, Зои Салдана, Селена Гомес. Красавицы. И потрясающая, харизматичная Карла Гаскон, получившая премию за лучшую роль в Каннах. Они смогли бы разыграть блестящую историю просто сидя втроем за столом в одной комнате. Это манифест любви к женщинам. Манифест уважения их выбора, их особенностей. Мамочки, тётушки, брошенные, одинокие, смелые, сильные и независимые, самые разнообразные женские характеры и архетипы в одной маленькой истории про поиск себя и своего счастья. Но и не только к женщинам. Извините, без спойлеров. В сюжете много резких поворотов, которые стоит увидеть лично, чтоб получить свой укол феерии, экспрессии, азарта, энергии и вдохновения.
16 ноября 2024