Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эмилия Перес |
английское название: |
Emilia Pérez |
год: | 2024 |
страны: |
США,
Мексика,
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Жак Одиар |
сценаристы: | Жак Одиар, Тома Бидеген, Николя Ливекки, Леа Мисиус, Boris Razon |
продюсеры: | Жак Одиар, Паскаль Кошето, Валери Шерман, Энтони Ваккарелло, Николас Селис, Гари Фаркас, Pauline Lamy, Jeremy Levinson, Masha Magonova, Венсан Мараваль, Roeg Sutherland, David Taghioff, Дэльфин Томсон, Оливье Тери-Лапине, Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Ардаван Сафэ |
видеооператор: | Поль Гийом |
композиторы: | Клеман Дюколь, Камилль |
художники: | Ариан Дора, Сесиль Делю, Сандрин Жаррон, Сандра Кастелло, Вирджиния Монтель, Эммануэль Дюпле |
монтаж: | Жюльетт Вельфлинг |
жанры: | триллер, комедия, мюзикл, криминал |
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Честно, я реально ждал 'Эмилию Перес', так как Жак Одиар как постановщик мне очень импонирует. Именно он снял 'Пророка', один из моих любимых тюремных фильмов, и преступно недооценённый постмодернистский вестерн 'Братья Систерс'. Здесь же он решил перейти на ревизионистский мюзикл с крайне дискуссионными темами. Простор был широчайший, а после разочаровывающего 'Джокера 2' был расчёт на кино, которое докажет, что такой жанр не только про 'Песни, пляски да любовь'. Однако, как и после второго 'Джокера', я ушёл с просмотра разочарованным, только вот если первый может быть осыпан Малинами, то этот претендует на все награды мира.
К сожалению, 'Эмилия Перес' страдает теми же проблемами, что и пресловутая драма про клоуна - жанры чувствуются несбалансированно смешанными. К чести картины, здесь не пытаются искать компромисс, в отличие от прошлого примера, и вместо бубнежа в комнате реально делают музыкальные номера с танцами и хореографией. Но даже когда персонажи чисто поют в ограниченном пространстве это именно что песни со своим тембром и нужной мелодией.
Однако в остальном, 'Эмилия Перес' - до больного несбалансированное кино, которое частенько кидает от непонятного фарса и до чересчур серьёзной драмы о страдающей... женщине. Скажем так, когда вы видите напряжённую сцену разговора между адвокатом и главой картеля и тот внезапно начинает почти что читать реп под бит... я реально не понимал, как мне относиться к сцене. Она должна быть напряжённой или забавной? И в этом проблема всего фильма. Нет ничего плохого в смешении жанров самом по себе, но ты должен прекрасно понимать, в какой сцене должна быть конкретная эмоция. Умелые кинематографисты вообще умеют быстро переключаться и создавать ужас там, где до этого была расслабленная атмосфера. Я надеялся, что Одиар именно такой постановщик, но у него, увы, не получилось. Почти каждая сцена фильма может вызвать диаметрально противоположные эмоции и самое обидное, что ни одна из них не работает на полную. В большинстве случаев лишь на половину. Вот и выходит, что действие вовлекает только на половину.
С героями такая же проблема. Они... не сбалансированы. Вот вас не удивляет, что на большинстве сайтов Зои Салдана значится как главная героиня, хотя номинируют её на награду как за второй план? Я думал, что проблема тут как и с 'Фавориткой', когда Колман решили номинировать на главную роль, хотя основным протагонистом была Стоун, и всё из-за мастерской игры первой. Но нет, фильм реально путается в том, кто здесь главный герой. У Салданы вырисовывается одна конкретная сюжетная линия в начале, которая обозначается твёрдо и чётко, но потом мы резко переключаемся на непосредственно Эмилию в исполнении Карлы Гаскон и предыдущей главной героине отходит другая функция... честно говоря, не понятная. Да и у самой Эмилии драма ощущается раскрытой явно не до конца. Как будто по ощущению не докрутили в нужный момент.
О, а я вам говорил, что в какой-то момент кино превращается из драмы про смену пола в манифест помощи мексиканскому народу? То есть, буквально, эта мысль проскакивала пару раз мельком в первом часе картины, а потом внезапно резко стала центральной и заменила все остальные. И во всём в этом чувствуется какая-то наигранность. Скажем, когда Иньярриту и Куарон снимают социальное кино в Мексике, ты веришь в искренность и видишь, что его создали жители страны. Здесь же понятно, что кино снято не очень разбирающимся в теме французом и кажется, будто заданная тема является лишь дополнительным очком для наградного сезона. Ну знаете, на всякий пожарный.
Ну и в плане постановки всё не так однозначно. Несмотря на попытку выделиться необычным визуалом, постановка у фильма небогатая. Почти что... нетфликсовская. И вроде бы это должно быть не удивительно, глядя на стриминг, на котором 'Эмилию Перес' прокатывали, но вспомните 'Манка' Финчера или 'Ирландца' Скорсезе, которые в этом плане вышли куда более разнообразными. А здесь... окей, в музыкальных номерах к этому стремятся, но в сценах диалогов или даже небольших действий всё смотрится ну слишком стоково. Как будто новый сезон '13 причин почему', только с тёплой мексиканской цветовой палитрой.
Можно было сказать, что как мюзикл фильм хоть справился, но и тут произошёл облом, так как ни одна из песен... не зацепила по-настоящему. Они необычные, но не уникальные, разные, но не запоминающиеся, достаточно мелодичные, но не достаточно цепляющие. По сути, в самый первый тизер запихнули самую лучшую композицию, на которую я и клюнул, ожидая, что каждый трек будет таким же в плане узнаваемости. Создалось ощущение будто расчёт был сделан именно на то, чтобы выделиться, а не запасть в душу.
К моему огорчению, так можно сказать и про весь фильм. Он больше озабочен тем, чтобы выделиться, а не тем, чтобы понравится. И лично меня такой подход, в отличие от огромного количества других зрителей, не особо воодушевляет. Хотя он понравился далеко не последним людям в кино, начиная от ветеранов в лице Майкла Манна, Джеймса Кэмерона и Мерил Стрип и заканчивая новомодными лицами в кино, вроде Дени Вильнёва и Эмили Блант. Возможно эта массированная реклама тоже сыграла злую шутку с ожиданиями и без них я бы принял фильм много лучше. Но увы, вышло обидное разочарование, которое лишь обещало необычное кино, а дало чутка иной экспириенс, чем обычно. Но этот самый 'экспириенс' не то чтобы был необходим. По крайней мере, без цельного кино.
2 января 2025
Что вы обычно представляете когда речь заходит о фильме про мексиканские картели? Харизматичного опасного наркобарона? Перестрелки? Антуражи опасного Мехико? Все это есть в новом фильме Жака Одиара - «Эмилия Перес», фильме, который рассказывает о том, что ошибки и зло, совершенные в прошлом, всегда догонят тебя в будущем.
А еще это красочный мюзикл с поющей и танцующей Селеной Гомез. (ага!)
А еще это феминистический манифест. (ага!)
А еще это настоящая мексиканская любовная мелодрама. (ага!)
Был ли что-то похожее в кинематографе раньше? Вряд-ли. Будет ли что-то похожее позже? Очень на это надеюсь!
Фильм начинается со знакомства с одной из главных героинь, которая трудится второстепенным адвокатом крупной конторы, спасая задницы всяким засранцам и неприятным типам, но мечтает однажды добиться успеха и славы. И вот успех и деньги находят ее, но совсем не так, как ей хотелось бы. И тут начинаются сценарные сюрпризы.
Помимо этих самых сюжетных поворотов в фильме еще очень много музыки и песен. Но они тут всегда служат сценарию, они добавляют что-то к репликам, рассказывают и показывают мысли героинь, ни капли не мешают, и ни разу не было ни секунды, которую хотелось бы промотать, как это часто бывает с мюзиклами. Каждый трек цепляет, каждая музыкальная сцена поставлена будто это клип латиноамериканской поп-дивы, а не фестивальное кино. Тем интереснее то, что всю музыку и песни написали французские композиторы Клемен Дюколь и Camille. И да, весь этот невероятно колоритный, яркий, где-то даже слегка вычурный и безумный, как это подобает латиноамериканскому фильму снят французским режиссером под Парижем! И изначально он писал либретто для оперы, и это ощущается на протяжении всего хронометража, не покидает ощущение, что это поставленные сцены в декорациях, будто спектакль или опера, одна за одной. Но это ничуть не минус фильма, а скорее его особенность, что делает его таким нетривиальным.
Но вернемся к нашим героиням, ведь “фильм про наркокартель” очень быстро превращается в “фильм про сильных женщин”. Все героини прописаны и сыграны просто великолепно - каждом взгляду Зои Салданы веришь, каждый мускул на лице Карлы Гаскон дергается правдоподобно и вовремя, и Селена Гомез, которая будто научилась играть специально для этого фильма ни капли не портит ни один кадр. Отдельно хочется остановится на Салдане, которая наконец-то сняв весь свой грим, который ей наносили то для “Аватара”, то для “Стражей Галактики”, показала весь свой актерский уровень, заставив говорить о себе как о большой актрисе для серьезных драм.
На выходе мы имеем сильный, яркий фильм, который нельзя отнести к какому-то конкретному жанру, о тяжести прошлого, которое давит на тебя, даже спустя годы, о желании исправить свои ошибки, сделать хорошие, добрые дела для общества, после стольких лет зла, о том, что даже спустя многие годы своей ненавидимой жизни можно переродиться и все-таки зажить так, как тебе хочется, почувствовать жизнь и принять себя.
И все таки за свои ошибки нужно платить.
Обязательно к просмотру.
9 из 10
15 декабря 2024
Количество мюзиклов, выходящее на зрительские экраны и получающее признания критиков, переходит уже все возможные пределы. Вот до самого динамичного жанра кино дошел и Жак Одиар. Вышло точно лучше второго 'Джокера', хотя вряд ли кто-то запомнит какую-то песню из него. Но здесь это и не важно. Мюзикл для Одиара - идеальный клей-сцепка для сюжетных лакун. И надо признать, хитрые танцы и испанские куплеты в этом безотказно помогают.
В центре истории - барон мексиканского наркокартеля. К нему посреди ночи вызывают запуганную адвокатессу Зои Салданью, которая в обычное время занимается мелкими делишками, отмазывая очередного мужа-абьюзера от реального срока после забоя жены. Глава этого порочного, но классического для кино про Мексику бизнеса просит адвоката помочь ему с транс-переходом. Устав от разбоя, наркобарон как тот самый мухожук хочет начать новую жизнь, а жену Селену Гомес с двумя детьми на время отправить в Швейцарию.
Несмотря на довольно экстремальный зачин, ключевой посыл фильма - бессмысленность всех попыток стать другим человеком. Ты можешь сменить пол, начать вести себя как персонаж доброго детского мультика, но едва ли до конца укротишь свою природу. Одиар одновременно и соглашается с этим, и спорит. Как всегда у него, нравоучительная дидактика переплетается с рок-н-рольными сценами. Инкарнация последних - секс, сочащийся здесь с экрана. Итог первых - некоторая усталость от них к минуте 30-й.
В 'Эмилию Перес' помимо кислотной игры воображения, куда умещаются, например отрезанные пальцы, инкрустированы многочисленные социальные и психологические смыслы. Одиар, конечно, не самый большой специалист по Мексике и вряд ли всерьез представляет, как реально живут трущобы Монтеррея, но психолог-то он точно отменный. Экстремальное ультранасилие здесь - не только постоянный спутник жизни, но и двигатель народного мифотворчества. Жертва - неизбежно канонизируется, ее отрезанные части тела становятся объектом культа, а роптания на сильных мира сего - важнейшая деталь кухонной социализации.
Одиар, снимая мелодраму, да еще и под музыку, говорит снова на тему маленького человека. Чтобы вершить историю и обрести смысла не так уж и важно быть большим хефе, главой наркокартеля или иметь на коротком уведомлении банду татуированных головорезов. В мексиканской вселенной Одиара границ нет вообще. Ни в назойливых желаниях поменять себя, ни в танцевальных па, которые под шаманские бубны можно отплясывать на столе перед министрами-коррупционерами.
'Эмилия Перес' - тот случай, где награды надо давать не конкретным людям, а актерскому ансамблю. Канны в этом году так и сделали - все женщины фильма получили приз. Зои Салданья в роли четкой, но по-женски несчастной адвокатши выдает, пожалуй, лучший перфоманс в жизни, наконец-то отделавшаяся от зеленого и синего грима. Отличными вышли трогательные сцены (особенно колыбельная детям) от звезды испанского ТВ - Карла (Карлы) Гаскон. Ну и сексапильность Селены Гомес - вещь непреходящая из десятилетия к десятилетию. Каждая музыкальная вставка с ней - полноценный клип, а на них вся планета залипала еще со времен лавстори с Джастином I-I love you like a love song, baby Бибером
Как итог, 'Эмилия Перес' - это киноэксперимент, которого в кино еще не было. Термоядерная смесь жанров, пестрот и всех фишек нормальной человеческой 'Санта-Барбары'. Тут имеется любовь, смерть, горе, смех, радость, правда, прощение, раскаяние, грязь, народная справедливость, алчность, великодушие, наркотики, снова любовь. Формула жизни по Жаку Одиару. Поэтому такому кино веришь. Даже несмотря на фантастические декорации и сюрреализм происходящего.
Да и признайтесь честно, кто из вас реально никогда не зависал на мыльных операх? А ведь тут еще и поют. Да и не просто поют, а очень эстетично и очень сексуально. И это, пожалуй, лучшее лекарство от невыносимой легкости бытия
27 ноября 2024
Вкратце про сюжет: он здесь есть. И он на достойном уровне. Этого достаточно, потому что...
Аудиовизуально это кино просто чистое искусство. Каждая музыкальная сцена тесно вплетена в сюжет. Они ни в коем случае не выбиваются из него. Переход из диалога в музыкальный номер происходит очень плавно: герои просто начинают говорить в рифму, более мелодично, и вот, они уже поют. А условности, которые допускает жанр, позволяют одновременно и двигать сюжет, ведь песни в хорошем смысле прозаичны и работают на сценарное развитие, и получить удовольствие от потрясающей постановки. Песни здесь, как подобает хорошему мюзиклу, отличнейшим образом раскрывают персонажей, а ещё именно музыка в Эмилии Перес является главной комедийной составляющей.
Выжать из музыкальных сцен максимум было бы невозможно без актёрской игры Зои Салданы. Её наконец-то не гримировали по несколько часов до съёмок и она, воодушевившись, выдала, возможно, лучшую роль в карьере. Она крадёт это кино, она поёт, возвращается к своим танцевальным корням, хорошо показывает драму, когда это необходимо. Желаю ей всего наилучшего и статуэток побольше. Карла Гаскон тоже хороша, но свой материал она по большей части отыгрывает в диалоговых сценах. Это, естественно, не говоря про саму сложность изображения достоверного трансперехода на экране.
Эмилия Перес — про эмоции, про силу мюзиклов, про великолепные актёрские перформансы и про режиссёрский стиль.
Пусть мне предстоит прорефлексировать трактовки этого фильма, отсмотреть и прочитать кучу эссе с разного рода разборами. Но я совершенно точно и в полной мере получил то, на что надеялся. А слабые стороны картины просто убиваются (в моих глазах уж точно) о непроницаемую броню, что получает каждый мюзикл. Ведь этот жанр предполагает массу условностей и творческий, свободный подход. А Эмилия Перес, со своей оперной структурой (изначально сценарий писался под оперу, да-да), вправе забить вообще на все, если смогла увлечь зрителя историей и дать под эту историю аудиовизуал высочайшего уровня. Этот фильм вполне мог бы послужить клипом для какого-нибудь мультижанрового музыкального альбома. Потому что музыка здесь, как и сам фильм, постоянно метается, меняет свое настроение и стилистику. И наблюдать за этим очень интересно.
10 из 10
26 ноября 2024
«В каждом из нас доля человеческого превышает что бы то ни было другое»
Гарри Стек Салливан
У адвоката Риты Моро Кастро (Зои Салдана) есть талант. Умение убеждать. Даже если она сама не верит в происходящее. Этим и привлекает внимание наркобарона Манитаса дель Монте (Карла Гаскон), у которого с самого детства есть мечта – стать женщиной. И так как данная затея, убедить скептически настроенного хирурга (Марк Иванир) в правильности физиологических изменений, щедро оплачивается, Рите ничего не остается, как только согласиться на это предложение. Ведь деньги, которые равнозначны свободе, это уже ее мечта. И пусть они осуществятся! Poor little things.
«Эмилия Перес» Жака Одиара поставила меня в тупик. Все потому, что я, согласно цветовой гамме рецензий КП, стараюсь сразу же, до написания текста, определиться с отношением к фильму – отрицательное, нейтральное, положительное. Бывает, что я сомневаюсь, и тогда на помощь приходят стандартные размышления – понравился ли мне темп повествования, игра актеров, работа оператора или музыкальное сопровождение, но решающим фактором всегда будут мысли автора – спрятанные за строчками сценария ключи к пониманию того, о чем он хочет со мной поговорить. Я всегда стараюсь выслушать каждого режиссера, не могу похвастаться тем, что каждого – понимаю, но, да, это один из моих явных талантов – я внимательный слушатель.
Обычно перед тем, как познакомиться с новой работой режиссера, я стараюсь просматривать предыдущие (вообще, это одно из моих любимых занятий в жизни – разгадывать чужие почерки). И Жак Одиар не стал исключением. Он не принадлежит к числу моих любимых режиссеров, даже к тем, кто мне симпатичен его не причислишь, поэтому я ограничилась просмотром всего двух его старых картин – «Братья Систерс» и «Мое сердце биться перестало» (вольный ремейк американского фильма «Пальцы»). Мне повезло с выбором, фильмы меня не разочаровали, но и глубокого потрясения они во мне не вызвали. Твердые семерки. Я понимаю, о чем мне хочет сказать автор, но эмоционально я остаюсь не вовлеченной. Накладывая эти впечатления на новый фильм Одиара «Эмилия Перес», я четко вижу, что в этом и есть его стиль. Но даже тот факт, что я смогла его увидеть и определить, не делает сам фильм более человечным (уязвимым) в моих глазах. Наоборот, я скорее чувствую холодный расчет, а не жар вдохновения увлеченного художника. Кэмп, а «Эмилия Перес» не что иное, как кэмп – не терпит осторожностей.
Как уже заметил один критик, а такие сайты о кино как IMDB, который видит последний фильм Жака Одиара в качестве фаворита на церемонии Оскар, а фетишистский Letterboxd, наоборот, подвергает остракизму, это подтверждают, «Эмилия Перес» - фильм, о котором будут много дискутировать. И думаю, что осторожность Одиара при всей скандальности поднимаемых тем, - главный побудитель к противоречиям. А еще – многожанровость фильма, с которой Одиар не справляется – ему не удается уделить должного внимания ни одному, также, как и центральным персонажам «Эмилии Перес».
На Каннском кинофестивале фильм Одиара был отмечен двумя ветвями – призом жюри, а лучшими актрисами были названы сразу четыре женщины – Зои Салдана, Карла Гаскон, Селена Гомес и Адриана Пас. При всем моем уважении и к актрисам, и к членам жюри, после просмотра «Эмилии Перес» такой выбор иначе как «за компанию» не назовешь. Последние две явно уступают и в актерском мастерстве, и в плане раскрытия их персонажей самим режиссером первым двум. Зои Салдана и Карла Гаскон – фаворитки экрана. Их музыкальные номера – самые яркие, провокационные и запоминающиеся. Их дружба-противостояние – то, на чем держится идея всего фильма. Эти героини видят свое счастье в желании обладать, одна – телом женщины, другая – деньгами. Но, заполучив желаемое, они все равно остаются неудовлетворенными. Личная жизнь героини Салдана так и остается неустроенной, а женское тело не в силах подавить инстинктивную тягу героини Гаскон к разрушению.
Жак Одиар и в предыдущих работах обращался к подобным темам, «Эмилию Перес» запросто можно было бы переименовать в «Сестер Бразерс». Только проблема в том, что мужское кино у Одиара выходит куда лучше, чем женское. В квартете Ахмед-Джилленхол-Феникс-Райли, при всех их явных конфликтах и противоречиях, чувствовался дух братства, наверное, подпитываемый самим жанром кино (самым маскулинным) - вестерном. В «Эмилии Перес» Одиар подпитывает «сестринство» героинь самым типичным женским жанром – мыльной оперой, и выглядит это скорее унизительно, чем духоподъемно.
И как мне кажется, дело не в самом сценарии, который китчевый настолько, что зашел бы самому Альмодовару. А в тональности. Там, где испанец Альмодовар страстен и любопытен до женских душ, француз Одиар теоретичен и отстранен. А еще верен себе, так как ему очень важно наличие в фильме криминально-социального фактора. Что никак не вяжется одно с другим, потому что априорные жертвы в нем выступают палачами, а само зло, коррумпированное и неприкасаемое, так и остается декорацией, как в самом запоминающемся номере «Эмилии Перес», когда героиня Салданы скачет по столам на благотворительном вечере. В очередной раз мне хочется обвинить режиссера Одиара в излишней осторожности.
И именно эта осторожность толкает его аж на целых три финала, что вполне логично (но жутко утомительно), потому что осторожность рождает неуверенность в выборе правильного пути – мне кажется, Жак Одиар сам не знает, о чем он снял свой фильм. Я могу предположить вполне очевидные темы – что систему не победить, себя не изменить, легче слепо молиться святым грешникам. В принципе все сходится, и возможно, у меня также есть талант Риты Моро Кастро – умение убеждать, ведь при наличии одних и тех же фактов всегда можно склониться в одну или другую сторону. Но почему-то после просмотра «Эмилии Перес» у меня остался неприятный осадок. Как будто автору на меня все равно.
16 ноября 2024
Как понять, что перед вами хороший фильм? Одна из версий – вы раньше не видели ничего подобного. Как сконструирован сценарий, как поставлено режиссерски, как подобрана музыка, выстроен кадр и как разыгрываются мизансцены. В «Эмилии Перес» почти все аспекты этого списка я опишу как изобретательные. Может, с точки зрения операторской работы здесь не было ничего выдающегося, а в общей стилистике картина оказалась оригинальной, занимательной, яркой и по-настоящему волшебной. Да, первая половина фильма довольно медлительна и может заставить вас взглянуть на часы, но потерпите. Вторая половина создает большущее напряжение в фабуле. И пусть вас не отпугивает жанр мюзикл. Песни и пляски тут ненавязчиво и нежно вплетены в общую динамику. Это не мюзикл классических образцов, это изысканный современный театр+кино в одной бутылке. Конечно, в бутылке сладкого испанского Хереса, полированного жаркой текилой с солью.
«Эмилию Перес» должен был снять Альмодовар. Это не факт, это мое мнение или просто теоретическая возможность. По крайней мере сюжет, колорит и характеры абсолютно из его ранних фильмов. Встречи, предательства, измены, физические преображения, неожиданные развязки, сильные эмоции, нервные конфликты, испанский язык и страсть. Всего этого в обилии. Не знаю, как прекрасный французский режиссер Жак Одиар смог снять такую пышную «испанскую» трагедию. Но он молодец, просто аплодисменты.
Актерский состав нереальный. Знойные латиноамериканки, пронзительные взгляды, тактильность, чувственность. Чудесные наряды для героинь разрабатывали при помощи креативного директора Yves Saint Laurent. И так неожиданно видеть актрис совсем другого плана в такой драматической роли, Зои Салдана, Селена Гомес. Красавицы. И потрясающая, харизматичная Карла Гаскон, получившая премию за лучшую роль в Каннах. Они смогли бы разыграть блестящую историю просто сидя втроем за столом в одной комнате. Это манифест любви к женщинам. Манифест уважения их выбора, их особенностей. Мамочки, тётушки, брошенные, одинокие, смелые, сильные и независимые, самые разнообразные женские характеры и архетипы в одной маленькой истории про поиск себя и своего счастья. Но и не только к женщинам. Извините, без спойлеров. В сюжете много резких поворотов, которые стоит увидеть лично, чтоб получить свой укол феерии, экспрессии, азарта, энергии и вдохновения.
16 ноября 2024