Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черный замок |
год: | 2024 |
страны: |
Россия,
Беларусь
|
режиссер: | Кирилл Кузин |
сценаристы: | Глеб Шпригов, Владимир Короткевич |
продюсеры: | Глеб Шпригов, Юрий Алексей |
видеооператор: | Константин Эсадзе |
композитор: | Юрий Потеенко |
художник: | Наталья Навоенко |
жанры: | приключения, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$24 668 |
![]() |
$24 616 |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 55 мин |
Захватывающий приключенческий фильм с элементами исторического фэнтези, основанный на романе белорусского классика Владимира Короткевича. Историк Антон Космич оказывается втянут в водоворот детективно-мистических событий, которые берут начало в первой половине XVII века и связаны с похищением казны заговорщиков, поднявших восстание против Люблинской унии и польского короля. В старинном Евангелие, которое попадает в руки Антона и его друга Марьяна, находится послание к потомкам, написанное 400 лет назад – это ключ, ведущий к пропавшим сокровищам…
Скажу сразу, классический сюжет во многом модернизирован и перестроен под запросы современного зрителя. Об этом заявил сам автор сценария и продюсер, известный для всех белорусов, интересующихся отечественным кинематографом, Глеб Шпригов. Поэтому те, кто ожидает от «Чёрного замка» образца 2024 года повторения фильма 40-летней давности, будет расстроен. Интересно, что тогда, в 1984 году, роман под сценарий одноименного романа адаптировал сам Владимир Короткевич. Здесь же основные действия перенесены уже в наши дни, да и число временных пластов сокращено до минимума. «В этом многослойном романе присутствует пять (!) временных пластов, а кино даже два с трудом выдерживает», - пояснил в одном из интервью Глеб Шпригов. К слову, той самой исторической эпохи здесь не так уж много – всего 33 минуты сюжета (считал лично) из 115 минут общего хронометража. Хотя весь фильм буквально проникнут историей.
Вот как поясняет расхождения с романом Глеб Шпригов: «Я перечёл «Чёрный замок Ольшанский» раз десять, наверное, и постарался в фильме воплотить то, что, возможно, сам Короткевич оставил недосказанным… Многое из того, что в те советские годы было доступно только историкам, писателям, специалистам, сейчас любой школьник найдёт в интернете. Поэтому задачи герою пришлось усложнить. И мотивы антигероя поискать более актуальные для нашего времени. И легенда о Чёрном замке расширилась, потому что в романе могут оставаться загадки недосказанности, а в кино не должно быть ничего не прояснённого, иначе зритель выйдет из зала недовольный. Так что мне приходилось искать ответы на многие вопросы, на которые в книге не всегда был очевидный ответ. Но внимательный зритель, который любит этот роман, знает его, поймёт: всё что Короткевич задумал, так или иначе, есть на экране».
Создателям картины удалось совместить две реальности – историческую и современную – в одном ярком детективно-романтическом сюжете. В. Короткевич, работая в своё время над написанием романа, детально проработал как реальные исторические факты, так и многочисленные легенды и предания, которыми буквально переполнена гольшанская земля. Это позволило авторам как фильма, так и оригинального произведения получить уникальный сплав современных идей и ряда необычных кинематографических образов.
Евгений Шварц исполнил в киноленте сразу две роли – историка Антона Космича и князя Влюжинича (одного из лидеров повстанцев начала XVII века). На его плечах лежала основная задача в продвижении сюжета, именно на его фигуре было сосредоточено внимание зрителя. И молодой актёр справился с этой непростой задачей на отлично, добавляя глубину и эмоциональность своим персонажам, играя весь спектр эмоций – от современного интеллектуала, до страстно влюблённого князя.
Вначале фильма главный герой – беспечный успешный молодой человек. Его лекции обожают студенты, он не без основания считает себя лучшим палеографом в стране, у него есть любовь и успешный бизнес – торговля антиквариатом. Однако всё меняется после того, как в руки к молодому человеку попадает старинное Евангелие. Именно из-за этой книги уже в самом начале убивают друга Антона Марьяна Пташинского, а сам он становится главным подозреваемым. На Антона начинается настоящая охота неизвестных, но всякий раз его новый сосед, психиатр Лыгановский, помогает выпутаться. Впрочем, есть у того в этой истории своё место. Герой постепенно теряет одну опору за другой. Да и привычная реальность теряет чёткие очертания, растворяясь в мистических галлюцинациях. Антону приходится использовать свой дар настоящего учёного, чтобы разгадать тайну чёрного замка Ольшанского, спрятанную в Евангелии. В этом ему помогают ксёндз местного костёла Леонард Жихович и юная студентка Стася Речиц, которая влюблена в Антона.
Евгений Стычкин стал ещё одной настоящей находкой фильма. Актёру всегда достаются весьма харизматичные и не совсем простые персонажи, каковым стал и его психиатр Лыгановский. Холодный и расчётливый потомок Ольшанских, он, тем не менее, демонстрирует всю глубину своего обаяния, делая образ антагониста объёмным и очень интересным. Наблюдать за его игрой на экране, харизмой, буквально льющейся через край, было интригующе и весьма увлекательно. Впрочем, то, в какую степь завернули его мистическую сущность, в какой бред в итоге свернули на последних 10-20 минутах, лично мне не очень понравилось, поэтому и чуть снизил оценку фильму.
Очень интересные образы также воплотили на экране и другие актёры. Виталий Кищенко сыграл князя Витовта Ольшанского – главного антагониста исторической части фильма, с которым князь Влюжинич вступает в кровавую схватку в надежде спасти свою любовь и отомстить предателю повстанцев. Заметную романтическую линию создала Анастасия Красовская – княгиня Гордислава Ольшанская. Именно её прекрасная любовь-самоотдача, ставшая легендой, является двигателем сюжета и главной загадкой, которую в наше время пытается разгадать Антон Космич со своей командой. Виктор Вержбицкий замечательно сыграл роль судьи Станкевича, что ведёт следствие, а заодно пытается спасти Гордиславу и молодого князя от мести Витовта.
Локацией для съёмок стал не только Гольшанский замок, но и около трёх десятков других исторических объектов, в том числе и мой родной город Гродно, в котором съёмки проходили летом 2023 года. Костёл святой Вероники в деревне Селище, усадьба Чапских в Прилуках, Мирский замок, Национальная библиотека Беларуси, Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник и многие другие.
В целом, благодаря захватывающему сюжету и великолепной актёрской игре получил огромное удовольствие от просмотра, как, надеюсь, и большинство зрителей кинозала. По крайней мере, активная дискуссия между ними, которую заметил уже при выходе, говорит о том, что безразличными к сюжету они не остались. Приятного просмотра.
8 из 10
16 декабря 2024