| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
IMDb
|
5.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Свободное падение |
| год: | 2023 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Олег Уразайкин |
| сценаристы: | Олег Уразайкин, Алексей Медведев, Владимир Столбенко |
| продюсеры: | Полина Задорожная, Роман Борисевич |
| видеооператор: | Федор Лясс |
| композитор: | Леонардо Перес |
| художники: | Светлана Грибанова, Артур Мирзоян |
| жанры: | фантастика, триллер, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
23 апреля 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 21 мин |
Свободное падение — фильм, который хочется не просто рекомендовать, а защищать. От тех, кто поспешно лепит ярлыки: «нудно», «ничего не происходит», «опять про космос». Это не блокбастер. Это история о человеке — и о том, на что он способен, когда остаётся один.
Сначала ты замечаешь красоту — действительно, визуально фильм снят сильно. Камера, свет, холод космоса, размах человеческого творения — всё выстроено тонко и атмосферно. Но проходит немного времени — и ты уже не можешь оторваться не от картинки, а от актёра. От одного человека, который становится центром всего происходящего. И именно это — главное.
Фильм камерный, почти моноспектакль. Но какой. Без отвлекающих деталей, без суеты, без избыточной символики. Только человек. И его борьба за жизнь — но не за свою, а за других. Актёр вытягивает на себе не просто сюжет, а целую вселенную ощущений: усталость, сомнение, страх, ответственность, одиночество.
Сюжет — живой. Никакой предсказуемости, никаких шаблонов. Ты не знаешь, куда всё повернёт. И это настоящее удовольствие. Не угадывать повороты, а проживать их. С ним. Внутри него.
Это история не о подвиге. Это история о человеке, который просто делает то, что должен. Потому что иначе нельзя. Потому что так правильно. Потому что есть те, кто рядом. Потому что долг — это не слово из патетических речей, а нечто внутреннее. Тихое. Упругое. Несокрушимое.
И да, в конце появляется нейросеть. Не как враг. Не как злодей. А как новая логика. Она хочет выжить. И в этом её сила — и опасность. Как писателю, мне особенно интересно было наблюдать за тем, как спонтанное зарождение интеллекта не становится кульминацией сюжета, а наоборот — подчеркивает главное: человека. Искусственный интеллект здесь не центральная угроза, а контрастный фон. Холодный, безэмоциональный, рациональный. И именно это делает человеческий выбор в финале ещё более сильным. Человек выбирает жертву. Не потому что герой. А потому что так правильно. И делает это не напоказ. А потому что не может иначе.
Как автор, я ценю такие фильмы особенно. Они дают материал для размышлений. Это не фантастика ради жанра, а глубокая история, в которой форма служит содержанию. Это кино — про внутреннее. Про человека. Про этику, про границы между машинным мышлением и человеческим состраданием. Про то, что не всё должно быть эффективно. Иногда должно быть — просто по совести.
И да — я горжусь тем, что этот фильм снят у нас. Это — не «почти как западное кино». Это лучше. Это по-своему. Умно, честно, бережно. С уважением к зрителю и без попытки упростить сложное. Свободное падение — пример того, каким может быть российский кинематограф, когда в нём есть мысль, сердце и мужество говорить негромко, но в точку.
2 июня 2025
в Голливуде снимают римейки успешных фильмов. В случае с Гравитацией киноделов из Калифорнии опередил Олег Уразайкин, сняв своё Свободное падение. Использовал тему вовремя. Уже успели забыться обстоятельства, сопровождавшие одинокий дрейф персонажей в старом фильме. Так что свежее прочтение вполне вовремя.
К тому же воспроизведение достойное внимания: графическая картинка хороша и присутствует на протяжении всего времени, являясь одной из основ. Не как иногда в фильмах, когда бюджета хватает только на коротенькое превью в начале фильма, а дальше идут павильонные съёмки.
Порадовал фильм вниманием к деталям. Вот буквально: к деталям. предметов, используемых ГГ в процессе самоспасения. Они рационально и продуманно выглядят. для использования в скафандре.
Хороша динамика повествования: Гг попадает из одной - в другую, постоянно борясь за спасение.
Замечательное, соответствующее муз. оформление. Подчёркивает происходящее на экране в любой момент истории.
Интересен финальный твист от авторов. Единственно, что в фильме не выведены и не показаны причины и обстоятельства, стоящие за финальной, эмоционально окрашенной фразы Анны. В связке с этим также непонятно изложение ИИ своего плана и причин, его побудившие. Хотелось бы подводки к такой многоречивости.
Также в кадре чересчур много лица Кузнецова. Есть, конечно, моменты, когда без него никак: затопление и другие внутри-скафандрные бедствия. Но в остальное время его слишком много. И мало вида со стороны в экшэн - моменты. Причём для динамики - бешенное переключение между ракурсами с упором на лицо, а собственно действие секундными вспышками.
Наиболее же кривое в повествовании: это пролёт сквозь обломки, которые в лексиконе ИИ Анны - осколки. Максимально графически насыщенно и настолько же максимально не реально.
Хороший фильм на вечер или в подборке фант. фильмов о космосе. В последнюю, кстати, рекомендую впервые фильм, снятый в РФ.
5 из 10
23 мая 2025
«Свободное падение» – буквально российский ответ «Гравитации», которому не нашлось места в отечественном прокате. Масштабы в сравнении с фильмом Альфонсо Куарона несоизмеримы, и речь, конечно, о нарративной составляющей. Весь сюжет фильма Олега Уразайкина – это один затяжной экшен-эпизод без дополнительных содержательных подоплёк. Почти 80 минут наблюдений за тем, как главный герой пыжится, кружится и страдает под ASMR-тональности голоса Ани Чиповской – возможно, не самый худший вариант, если бы в мире давали бесконечное время для просмотра плохого кино.
В недалёком будущем на орбите строят гигантскую электростанцию. Однако из-за мощной вспышки на солнце всё идёт наперекосяк – станции грозит полное разрушение, а один из её инженеров, Максим Бортников, оказывается отрезан от коллег и остаётся в одиночестве в открытом космосе. Дальнейшие события сведены к возможному вариативному минимуму – герой каким-то образом справляется с возникающими трудностями посреди непрерывно растущего облака космического мусора. Подход к выживанию исключительно механический – там ударить, тут выдернуть, здесь остановить вращение, параллельно внимания советам искусственного интеллекта – в общем, скучнейший survival. Фантастика в качестве основного жанра нужна только для оправдания разрушений – в кадре регулярно что-то разлетается и разбивается, превращая орбиту планеты в самое загрязнённое место галактики.
Фоном звучит что-то о спасении сотен жизней и предотвращении ещё большей катастрофы, но к финалу на всё это становится просто наплевать – проседает всё, от спецэффектов до и без того мёртвой логики. Неуправляемый дрейф навстречу постоянно усугубляющейся ситуации неинтересен, как и местный театр одного актёра, который активно вертит головой, однако сценарий не даёт возможностей для каких-то эмоциональных откровений. Приём с демонстрацией событий через систему наблюдения формально увеличивает количество зрелищных эпизодов, но сами они от этого лучше не смотрятся – головокружительного эффекта фильм не вызывает, а попытка превратить развязку в подобие сюжетного твиста и вовсе проходит мимо. Кажется, эта версия Анны всё-таки могла быть интереснее.
21 мая 2025