Свободное падение
5.9
5.2
2023, фантастика, триллер, драма
Россия, 1 ч 21 мин
В ролях: Александр Кузнецов, Андрей Мерзликин, Аня Чиповская, Андрей Пынзару
Недалекое будущее. На околоземной орбите близится к завершению строительство огромной солнечной электростанции «Дельта». Во время внезапного протонного шторма происходит потеря связи с Землёй и сбой электроники, а работающий в открытом космосе инженер Максим Бортников не успевает укрыться, врезается в блок станции и застревает в гелиевом накопителе. Когда он приходит в себя, ИИ-помощник Анна сообщает ему, что через 9 минут в этот сектор врежутся вышедшие из-под контроля контейнеры с гелием.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Свободное падение

год: 2023
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Федор Лясс
композитор:
художники: Светлана Грибанова, Артур Мирзоян
жанры: фантастика, триллер, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 апреля 2025 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, триллер, драма

Постеры фильма «Свободное падение», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Свободное падение», 2023

Человеческий выбор в нечеловеческих условиях

Свободное падение — фильм, который хочется не просто рекомендовать, а защищать. От тех, кто поспешно лепит ярлыки: «нудно», «ничего не происходит», «опять про космос». Это не блокбастер. Это история о человеке — и о том, на что он способен, когда остаётся один.

Сначала ты замечаешь красоту — действительно, визуально фильм снят сильно. Камера, свет, холод космоса, размах человеческого творения — всё выстроено тонко и атмосферно. Но проходит немного времени — и ты уже не можешь оторваться не от картинки, а от актёра. От одного человека, который становится центром всего происходящего. И именно это — главное.

Фильм камерный, почти моноспектакль. Но какой. Без отвлекающих деталей, без суеты, без избыточной символики. Только человек. И его борьба за жизнь — но не за свою, а за других. Актёр вытягивает на себе не просто сюжет, а целую вселенную ощущений: усталость, сомнение, страх, ответственность, одиночество.

Сюжет — живой. Никакой предсказуемости, никаких шаблонов. Ты не знаешь, куда всё повернёт. И это настоящее удовольствие. Не угадывать повороты, а проживать их. С ним. Внутри него.

Это история не о подвиге. Это история о человеке, который просто делает то, что должен. Потому что иначе нельзя. Потому что так правильно. Потому что есть те, кто рядом. Потому что долг — это не слово из патетических речей, а нечто внутреннее. Тихое. Упругое. Несокрушимое.

И да, в конце появляется нейросеть. Не как враг. Не как злодей. А как новая логика. Она хочет выжить. И в этом её сила — и опасность. Как писателю, мне особенно интересно было наблюдать за тем, как спонтанное зарождение интеллекта не становится кульминацией сюжета, а наоборот — подчеркивает главное: человека. Искусственный интеллект здесь не центральная угроза, а контрастный фон. Холодный, безэмоциональный, рациональный. И именно это делает человеческий выбор в финале ещё более сильным. Человек выбирает жертву. Не потому что герой. А потому что так правильно. И делает это не напоказ. А потому что не может иначе.

Как автор, я ценю такие фильмы особенно. Они дают материал для размышлений. Это не фантастика ради жанра, а глубокая история, в которой форма служит содержанию. Это кино — про внутреннее. Про человека. Про этику, про границы между машинным мышлением и человеческим состраданием. Про то, что не всё должно быть эффективно. Иногда должно быть — просто по совести.

И да — я горжусь тем, что этот фильм снят у нас. Это — не «почти как западное кино». Это лучше. Это по-своему. Умно, честно, бережно. С уважением к зрителю и без попытки упростить сложное. Свободное падение — пример того, каким может быть российский кинематограф, когда в нём есть мысль, сердце и мужество говорить негромко, но в точку.

2 июня 2025

Бывает, раз в десятилетие

в Голливуде снимают римейки успешных фильмов. В случае с Гравитацией киноделов из Калифорнии опередил Олег Уразайкин, сняв своё Свободное падение. Использовал тему вовремя. Уже успели забыться обстоятельства, сопровождавшие одинокий дрейф персонажей в старом фильме. Так что свежее прочтение вполне вовремя.

К тому же воспроизведение достойное внимания: графическая картинка хороша и присутствует на протяжении всего времени, являясь одной из основ. Не как иногда в фильмах, когда бюджета хватает только на коротенькое превью в начале фильма, а дальше идут павильонные съёмки.

Порадовал фильм вниманием к деталям. Вот буквально: к деталям. предметов, используемых ГГ в процессе самоспасения. Они рационально и продуманно выглядят. для использования в скафандре.

Хороша динамика повествования: Гг попадает из одной - в другую, постоянно борясь за спасение.

Замечательное, соответствующее муз. оформление. Подчёркивает происходящее на экране в любой момент истории.

Интересен финальный твист от авторов. Единственно, что в фильме не выведены и не показаны причины и обстоятельства, стоящие за финальной, эмоционально окрашенной фразы Анны. В связке с этим также непонятно изложение ИИ своего плана и причин, его побудившие. Хотелось бы подводки к такой многоречивости.

Также в кадре чересчур много лица Кузнецова. Есть, конечно, моменты, когда без него никак: затопление и другие внутри-скафандрные бедствия. Но в остальное время его слишком много. И мало вида со стороны в экшэн - моменты. Причём для динамики - бешенное переключение между ракурсами с упором на лицо, а собственно действие секундными вспышками.

Наиболее же кривое в повествовании: это пролёт сквозь обломки, которые в лексиконе ИИ Анны - осколки. Максимально графически насыщенно и настолько же максимально не реально.

Хороший фильм на вечер или в подборке фант. фильмов о космосе. В последнюю, кстати, рекомендую впервые фильм, снятый в РФ.

5 из 10

23 мая 2025

«Свободное падение» – буквально российский ответ «Гравитации», которому не нашлось места в отечественном прокате. Масштабы в сравнении с фильмом Альфонсо Куарона несоизмеримы, и речь, конечно, о нарративной составляющей. Весь сюжет фильма Олега Уразайкина – это один затяжной экшен-эпизод без дополнительных содержательных подоплёк. Почти 80 минут наблюдений за тем, как главный герой пыжится, кружится и страдает под ASMR-тональности голоса Ани Чиповской – возможно, не самый худший вариант, если бы в мире давали бесконечное время для просмотра плохого кино.

В недалёком будущем на орбите строят гигантскую электростанцию. Однако из-за мощной вспышки на солнце всё идёт наперекосяк – станции грозит полное разрушение, а один из её инженеров, Максим Бортников, оказывается отрезан от коллег и остаётся в одиночестве в открытом космосе. Дальнейшие события сведены к возможному вариативному минимуму – герой каким-то образом справляется с возникающими трудностями посреди непрерывно растущего облака космического мусора. Подход к выживанию исключительно механический – там ударить, тут выдернуть, здесь остановить вращение, параллельно внимания советам искусственного интеллекта – в общем, скучнейший survival. Фантастика в качестве основного жанра нужна только для оправдания разрушений – в кадре регулярно что-то разлетается и разбивается, превращая орбиту планеты в самое загрязнённое место галактики.

Фоном звучит что-то о спасении сотен жизней и предотвращении ещё большей катастрофы, но к финалу на всё это становится просто наплевать – проседает всё, от спецэффектов до и без того мёртвой логики. Неуправляемый дрейф навстречу постоянно усугубляющейся ситуации неинтересен, как и местный театр одного актёра, который активно вертит головой, однако сценарий не даёт возможностей для каких-то эмоциональных откровений. Приём с демонстрацией событий через систему наблюдения формально увеличивает количество зрелищных эпизодов, но сами они от этого лучше не смотрятся – головокружительного эффекта фильм не вызывает, а попытка превратить развязку в подобие сюжетного твиста и вовсе проходит мимо. Кажется, эта версия Анны всё-таки могла быть интереснее.

21 мая 2025

Фантастика Свободное падение на большом экране с 2023 года, его режиссером является Олег Уразайкин. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Кузнецов, Андрей Мерзликин, Аня Чиповская, Андрей Пынзару.

Страна производства - Россия. Свободное падение — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.