| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Осьминог |
| год: | 2023 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Алексей Степанов |
| сценаристы: | Алексей Шамаков, Алексей Степанов, Ольга Артемьева, Эдуард Земцов |
| продюсеры: | Софья Светлосанова, Алина Позднякова, Евгения Скрыпник, Владимир Пермяков, Алексей Степанов, Мариетта Азарян |
| видеооператор: | Илья Копылов |
| композитор: | Илья Андрус |
| художники: | Георгий Банюк, Дина Камилла Натбиева |
| монтаж: | Никита Баранов |
| жанры: | триллер, комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 32 мин |
Впечатления от просмотра данного фильма прямо будут зависеть от того, как воспринимать происходящее.
Начинается он со сцены, которую никак иначе как отчаяние воспринимать невозможно.
В следующей сцене неожиданно посвежевший герой вдруг решает провести экспериментальный сеанс групповой психотерапии у себя дома. Однако, если смотреть на происходящее буквально, то возникает каскад очевидных вопросов, на которые нет ответа.
Как связана начальная сцена с тем, что происходит сейчас? Что это за эксперименты? Как была сформирована группа? Какова изначальная идея психодрамы в таком составе? Формально происходящее напоминает сеанс психотерапии, но сложно понять его истинные цели и задачи.
Также банально неясно, действительно ли главный герой является практикующим профессионалом или это какой-то теоретик, который решил проверить свою теорию на практике.
Все встает на свои места, если предположить, что основной сюжет развивается не во внешнем, а во внутреннем мире главного героя, который, будучи настоящим профессионалом в своей области, решает применить все свои знания и навыки, чтобы преодолеть кризис. В такой версии все недочёты и явные противоречия становятся вполне себе логичными и гармоничными элементами истории. Скажу более именно такая версия логично объясняет, как постер, так и название фильма (напомню у осьминога 8 щупалец).
Для правильной интерпретации, позволю подсветить только критические для понимания моменты:
1) Главный герой совершенно точно формулирует суть психотерапии: можно изменить только себя и своё поведение. К сожалению, эта простая истина не всегда очевидна, поэтому первый этап любой психотерапии обычно заключается в том, чтобы донести её до пациента, и даже опытному специалисту для принятия этой истины приходится прилагать усилия.
2) Если предположить, что события происходят в сознании героя, то становится ясно, почему в группе именно такие пациентки. Это либо собирательные образы, либо конкретные пациентки (сцена после титров говорит за второй вариант), каждая из которых олицетворяет собой часть проблемы, которую герой должен проработать и изменить своё отношение к ней.
В результате, если смотреть фильм как одну большую метафору, то его сюжет представляет из себя экспресс-курс психотерапии, на который у обычных людей могут уйти годы, а тут всё происходит практически в режиме онлайн, и это отличный пример того, как на самом деле работает психотерапия.
В плане технической реализации обращают на себя некоторые особенности, которые по началу кажутся толи недоигрыванием, толи переигрыванием, однако, когда общая картина начинает потихоньку складываться, становится ясно, что нарочитая утрированность происходящего, является одним из приемов, цель которого с помощью киноязыка показать нереальность происходящего.
Резюмируя скажу так: это отличная психологическая драма, для любителей оригинальных и необычных историй и отношение к ней будет прямо зависеть от режима просмотра, т. к. сюжет только раскладывает перед зрителем кусочки мозаики, предлагая самому собрать общую картину. Если любите интерпретировать увиденное, то смотрите обязательно, это относительно простой, но интересный пазл, умение решать который является ступенькой к понимания действительно сложных и глубоких историй. Если же любите простые и понятные ответы не тратте время.
8 из 10
26 марта 2025
Авторское драмеди Алексея Степанова можно охарактеризовать одной фразой - 'Гараж', стильно снятый длинными планами на ширик и при этом с обилием 'триповатых' фильтров'.
Пожалуй, да - тот случай, когда форма под стать содержанию: камерное действо в рамках психоанализа и психодрамы, где участники чуть ли не несколько раз за хронометраж в полтора часа меняются местами как физически, так и ментально. 'Это ты своему психологу расскажешь' - главное и основополагающее кредо фильма, которое знакомо каждому и при этом остающееся актуальным в разрезе времени. 'Осьминог' - это от и до разговорное литературное кино, где ставки сделаны на актерскую игру и диалоги, а лицедейство Даниила Воробьева делает данное произведение чуть ли не его бенефисом. Универсальная история, которая придется по душе всем без исключения: разбор межполовых отношений и проблем внутри них. От романтической и маргинальной влюбленности и брака по расчету до токсичных отношений 'в одну калитку' и скептицизма относительно всего действа - место нашлось разным историям, которые складываются в один цельный альманах. Персонажи данного кино - от и до собирательные образы современных женщин, поэтому наверняка каждый зритель среди женской аудитории сможет найти в них себя.
Ансамбль артистов хороший: Воробьев, Ахмедова, Миронова, Черных, Рудова, Азарян, Мазурова - все отлично справились со своим ТЗ. Операторская работа прекрасная: много съемок одним непрекращающимся дублем, нереально 'дикая' хореография камеры и постановка кадра. Монтаж под стать оператору: бесшовное смешение обыденного мира и 'ролевых сцен' как нельзя кстати и уместно в рамках камерной истории.
'Осьминог' был бы шедевром, если бы не странные сцены во время титров, которые буквально 'руинят' весь цимес данного произведения. От начала и до конца ты смотришь на далеко не глупое и местами в философию метафоричное высказывание о 'тараканах в голове' или 'скелетах в шкафу', но картина выдает ход конем и из 'майнд гейм' перформанса делает обычную и рядовую историю о коллективном сеансе психотерапии. Если же данный финал был продавлен продюссерами, то стоит сделать режиссерскую версию без них, и тогда было бы совсем прекрасно, но имеем, что имеем.
7 из 10
31 января 2024
Герой рассказа находится в глубокой депрессии, которую он пытается снять алкоголем. Он даже думает о самоубийстве. При этом не указывается, насколько долго и серьезно он страдает психическим расстройством, но лишь обозначается его пассивная реакция.
После встречи с девушкой не обремененной социальной ответственностью, герой решает активно искать выход из своего психического состояния. Он приглашает различных участниц на бесплатный групповой сеанс, так как в его представлении - только женщины могут помочь ему избавиться от страданий.
Противоречивым моментом является то, что герой сам успешно практикует психотерапию, и тем не менее, готов расстаться с жизнью. Но в дальнейшем сценаристы меняют направление и предлагают герою экспериментальный курс лечения для обретения счастья. Таким образом, есть возможность увидеть его путь к исцелению и спасению.
Действующие женские персонажи, по-видимому, являются символами расколотых личностей, каждая из которых парализована и дезориентирована.
Картина мягко погружает зрителя в индивидуальный микрокосмос персонажей в их переживания, надежды и неудовлетворенность. Камерная сцена становится катализатором изменения в исследовании внутренних состояний, и на мой взгляд, создателям удается эмоционально вовлечь зрителя в процесс терапевтической реконструкции: мы вместе с персонажами проживаем их жизнь; мы с любопытством и интересом наблюдаем за перевоплощением руководителя группы. Наш герой, проходя все стадии взаимодействия с коллегами, учится искренности и выходит из роли “консультанта”, учится признавать свои ошибки.
Хотел бы отметить игру Даниила Воробьева, приятно наблюдать за его трансформацией в нескольких воплощениях: его персонаж вступает в противостояние с каждой участницей эксперимента, отыгрывая мужские проекции каждой женщины.
К артистам в этой пьесе, у меня, вообще нет претензий: они играют то, что задумали авторы и упрекать кого либо, было бы необъективно.
Герой именуется Александром Сергеевичем Симоновым, что ассоциируется с именем русского поэта и драматурга и, соответствует ли игра актера Даниила Воробьева точной и яркой образности писателя - нам и предстоит узнать.
Лично мне не понравилась сцена секса в фильме. Остальные аспекты картины оставляют положительное впечатление.
Название картины “Осьминог” мне кажется, претенциозным или неточным, зрителя легко ввести в заблуждение, так как не оправдываются ожидания психологического жанра, который должен потрясти сознание остротой психо триллера, а в аннотации к кинофильму четко сказано - это драма с элементами комедии или, если хотите, пост иронией.
Лично мне, упрекать картину совершенно не в чем: я с удовольствием наблюдал эти романтические высокие порывы, уносящие зрителя от серых будней; мне совершенно понятны и близки герои и я с удовольствием пережил поэтическую кульминацию с отличной постановкой, и даже искажения широкоугольного объектива не омрачили моего приятного впечатления после просмотра.
Я удовлетворен просмотром фильма и не согласен с критикой. Он позволил мне уйти от серых будней и взглянуть на жизнь с другой стороны.
В картине очень много женского, но мне кажется, это не будет проблемой, если смотреть фильм вместе со своей второй половинкой, это неплохой повод посидеть новогодним вечером дома, в уютной компании любимого человека, разливая игристое вино в прозрачные флюты, нашептывающие изящные мелодии ардала.
14 января 2024
Осьминог (2023, фильм) Алексея Степанова
Фильм о герое нашего времени - психологе. «Это ты психологу своему расскажешь» - фраза наших дней.
Сразу скажу, что не совсем так выглядит психодрама и алкоголь в терапии запрещен, так как он изменяет сознание, но это и не важно, так как фильм художественный.
Я увидела в нем жизнь психолога, работающего с чужими проекциями, в фильме это множество ролей, которые играет Даниил Воробьев. Герой задается вопросом «Где Я», когда в его личных отношениях проявился кризис. Дело в том, что работая со сложностями других людей, постоянно находясь под проекцией (люди изначально видят в психологе только свои малореалистичные представления), психолог нуждается в возвращении к себе, самоидентификации. Личные переживания не заслоняют ясность сознания профессионала и это правда, они скорее «отодвигают» анализ личных переживаний «мы терпим, пока не заканчиваются силы».
Авторы показали зрителю множество психологических защит и сопротивления.
Наталья восхищается популярным психологом в начале (идеализация), затем возмущается, критикует и уходит (обесценивание).
Она примерила на себя роль своего партнера, учитывать мнение которого не собиралась, поэтому и покинула группу. «Это нормально, это сложный процесс она сталкивается со страхом, поэтому, имеет право взять паузу». Так бывает, что клиенты уходят не попрощавшись и терапевты принимают это.
Анна заявляет, что не верит в психологию (обесценивание), не договаривает главного, от этого развивается симптом (астма), в корне лежит глубокое убеждение из детства (интроект).
Пришедшие за помощью примеряют на себя роль помощников и даже экспертов, это прекрасная демонстрация как равноправия участников терапии, так и возможности ощутить власть, возвращения себе ответственности «я влияю на ситуацию». Без этого хаоса «кто здесь психолог, кто виноват» невозможен новый опыт, рост и изменения.
Такая смена ролей характерна для динамики терапии.
Искреннее самораскрытие главного героя позволяет выйти на новую фазу взаимодействия. Продвижение в срединную фазу терапии я увидела в эпизоде со Светланой, когда она отказалась от проекции и герой Воробьева читает ей стихотворение от своего имени (предполагаю, что сам Даниил его написал, надо уточнить). Результат -это получение нового опыта «Это было потрясающе, теперь я знаю, что так бывает».
Света получила этот чувственный опыт, которого по какой-то причине не могла получить в жизни. Ольга в терапии позволила себе проявить эмоции, что потом произошло и в ее жизни.
Разговор героя со своей женой в лицах троих героинь, отражает проблематику каждой, что говорит о чувственно-эмоциональном резонансе, который присущ любому контакту. Дело в том, что на разных людей мы резонируем по-разному, каждая ситуация уникальна. С Анной - дети, со Светой - замеченность, с Ольгой - чувства. И для обеих сторон диалога ситуация оказывается терапевтичной.
В картине раскрыта суть групповой работы и последующие за ней изменения в жизни героев, #ящитаю это #красивый_гештальт
2 января 2024
Давно хотела посмотреть эту картину - заинтересовал трейлер с актёрскими метаморфозами Даниила Воробьёва и завязка сюжета показалась интересной. На днях состоялась премьера фильма в онлайн-кинотеатрах, чем я с радостью и воспользовалась.
Знаменитый и успешный психолог Александр Симонов (его играет Даниил Воробьёв), решает провести бесплатный экспериментальный курс «Как обрести счастье?», на который к нему в загородный особняк съезжаются четыре женщины. Психолог поочередно выслушивает их личные, семейные истории и по своей методике, проигрывая ситуации, пытается вместе с клиентками разобраться в их проблемах и помочь им.
По жанру «Осьминог» обозначен где триллером, где драмой, да ещё и имеет рейтинг 18+. Триллером называть этот фильм я бы не стала, это психологическая драма, которая временами превращается в типичную мелодраму. А рейтинг фильма обусловлен одной откровенной сценой и несколькими «запиканными» на онлайн-платформе нецензурными словами. Я думала, что картина с таким интригующе-зловещим названием и нагнетанием в трейлере мрачной, стильной и напряжённой атмосферы станет историей какого-то безумия или «маньячества», но ошиблась.
За психологизм в «Осьминоге» отвечает Даниил Воробьёв, он создаёт образы совершенно разных людей, ныряет в глубины сознания и подсознания и делает это с блеском, что не может не восхищать. Однако при этом возникает мысль, что очень хотелось бы увидеть Даниила в экранизации классики, чтобы за его актёрским талантом и мастерством стояла великая литература, а не сценарии, подобные «Осьминогу».
Четыре женские роли – это четыре типа женщин, которые вроде бы абсолютно разные во всём, но на самом деле представляют такое коллективное женское мышление. За сексапил и тему «богатые тоже плачут» в фильме отвечает Наталья Рудова в роли Ольги, за практичность и здравый смысл (с небольшими «закидонами» в суеверия) – Анфиса Черных в роли Светы, героиня Марии Мироновой Наталья стоит на страже семейных ценностей, хотя её многое не устраивает, а линия Анны в исполнении Сабины Ахметовой показалась мне какой-то искусственно «заумной» и надуманной историей.
Через недоверие, сарказм, преодолевая себя, персонажи начинают разговаривать и выходят на обсуждение личных тем, о которых никогда раньше не говорили ни с кем, а тем более с совершенно посторонними людьми. По ходу сюжета оказывается, что и сам гуру психологии Симонов не то чтобы «сапожник без сапог», но взгляд со стороны на его жизнь нужен и ему тоже.
Если в финале «Осьминога» вы ждёте какого-то откровения на собственный вопрос «Как обрести счастье?», то вы его не дождётесь.
В общем, как говорил Оскар Уайльд: «В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь – простая штука, и в ней чем проще, тем правильнее».
Рекомендуется поклонникам Даниила Воробьёва и любителям психологических киноэкспериментов.
29 декабря 2023