| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Королевская дорога |
| английское название: |
La voie royale |
| год: | 2023 |
| страны: |
Франция,
Швейцария
|
| режиссер: | Фредерик Мерму |
| сценаристы: | Anton Likiernik, Фредерик Мерму, Сальваторе Листа |
| продюсеры: | Вероник Зердун, Лионель Байер, Жан-Стефан Брон, Debzi Jaber |
| видеооператор: | Тристан Тортуйо |
| композитор: | Одри Исмаэль |
| художники: | Паскалин Питио, Алис Камбурнак |
| монтаж: | Сара Андерсон |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Мировые сборы:
|
$1 073 851 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
3 августа 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 47 мин |
'Королевская дорога' Фредерика Мерму, 2023 год
Путь к элитарному образованию, определяемый конкурсом такого уровня, что пройти по нему в эмпиреи невозможно самому (и с частными преподавателя невозможно тоже - это мегаважно!), но лишь после институционализированной двухгодичной интеллектуальной подготовки в стиле коммандос, и который при этом реально и фактически, без всякого лицемерия, открыт академически способным выходцам из всех социальных слоёв - это настолько специфическая французская фишка, что объяснить её внешним по отношению к системе людям практически невозможно, даже если они работают в сфере образования, но где-то в других местах. Препа ( les classes preparatoires aux grandes ecoles) - это высшее, послешкольное образование, нацеленное на подготовку к конкурсу (по фундаментальным наукам, в гуманитарных есть свои снижающие накал нюансы) и только на неё. По качеству это образование - однозначно одно из лучших (если не лучшее) в мире, поскольку в нём удалось свести воедино все элементы меритократического, своевременно отсоединяющего родителей от пунктов управления и контроля судьбой отпрыска, отбора, плотнейшего, не продохнуть, учебного плана, охватывающего первые два года университетской программы в углублённом варианте, строгой оценочности, безжалостных, но динамичных, не поспишь на лаврах, рейтингов - и работающих гарантий завидного устройства жизни на выходе, если по конкурсу пройдёшь (того типа устройста, которого вне этого формата почти не существует). Препа - это действительно королевская дорога, всё ещё относительно (в сравнении с тем, что творится вне) бесперебойно работающий социальный лифт, способный вознести с любого старта в элиту по маршруту препа - Политекник - любая топовая (транс)национальная корпорация или правительство, будь только умён, академически боек и работай по молодости на износ. Конечно, утверждая это, продраться сквозь стену недоверия на этой дороге не зацепившихся или в принципе от неё далёких - практически невозможно, обесценено будет всё, им и детям их не доставшееся. Но там, где герои фильма учились, я много лет преподавала (буквально будучи в роли стервы-преподши на устных опросах замученных студентов, в тех же интерьерах, где снимался выдуманный авторами класс Декарта - то есть в лионских препа Шартрёз и Сан-Жюст), а потому судить кое-какое право таки имею. Препа - это великий, достойный тщательнейшего изучения феномен в области умственной дрессировки молодёжи, и гордится им Франция по праву.
Характерно то, что под вопрос славу и величие французских препа ни режиссёр, ни сценарист (Антон Ликерник) не ставят. Они, скорее, работают с парадоксами системы - удивляясь и даже восхищаясь, и почти не критикуя. Потому что а зачем критиковать, например, следующее, само себя разоблачающее: препа и самые престижные высшие школы являются в полном и исключительном смысле слова путём в элиту, ни к какой конкретной полезной деятельности своих отобранных и выпестованных птенцов не готовя, либо готовя, но между прочим, по очень второстепенному, если не сказать остаточному принципу. Они - категорически не для юношей (и девушек) бледных со взором горящим, жизни своей не видящих без жара холодных числ, беватронов и синхрофазотронов, но для тех, кого ведёт сминающая все прочие, в стороны влекущие интересы социальная амбиция. При этом будущему исследователю и научному работнику эти этапы никак не обойти тоже, он будет маяться, тосковать, терзаться бесцельностью муштры, которой его подвергают, и порываться уйти - но, уйдя, потеряет себя и пожалеет непременно. Потому что - и это ещё один парадокс - все эти амбиции, одержимость статусом, бесстыдство мечты о допущенности в элиту становятся питательной средой отнюдь не для социального людоедства, как можно было бы предположить, но для товарищества, взаимопомощи, чувства лицейского братства, выработки уникальной интеллектуальной дисциплины и воспитания уникальной же работоспособности. Пребывание Софи Вассёр в препа открывается сеансом т.н. 'бизутажа' (чего-то вроде инициации второкурсниками первокурсников), достаточно жёсткого и в классовом смысле почти брутального (что, в скобках замечу, привнесено сценаристами от себя, для заострения конфликта, я в препа именно классового высокомерия не видела никогда), однако там дедовщина и кончается; работают и учатся все - и золотая молодёжь, и стипендиаты из скромных семей - вместе, честно друг другу помогая, ибо 'успех каждого вытекает лишь из общего успеха' (это - настоящий девиз препа в Версале, где учился мой муж, если что).
Третий парадокс - в том, что на поддержание этой громоздкой (и на первый взгляд неэффективной) системы производства национальных элит государство находит деньги всегда и с горкой (стипендии Софи хватает ей на то, чтобы купить родителям рождественские десерты в модной лионской кондитерской в скандальную цену около полусотни евро), а мелким фермерам, соли земли французской, урезают и урезают субсидии. Более того, буржуа могут ничтоже сумняшеся уравнять белую девочку, дочку фермеров, с детьми африканских нелегалов, свалив всех вместе в корзину diversity (mixite sociale) - и не понять, а почему она, собственно, обиделась; а подружка, студентка, скопом записать фермеров в фашисты (потому что они же и правда за крайне-правых голосуют). Между тем, и в этом есть своя неумолимая логика: в отличие от России, где институты власти растут из глубинного народа (и в целом выражают его чаяния), во Франции они представляют элиты, и не обязательно совсем последних, поднебесных этажей - диплома хорошего вуза достаточно. В этом - существенная (и сильно затрудняющая взаимопонимание) разница между нами. В остальном, обыденность учебного быта мат- или физфака должна быть и нам понятна: предельное нервное напряжение, иногда прорывающееся истериками и срывами, громадный объём умственной работы, падение в ноль самооценки первых учеников в своих школах, внезапно оказавшихся среди таких же умников, как они, а то и превосходящих их талантами, униженность, неуверенность, редкие вспышки озарений и сполохи внезапно открывающейся математической красоты, отсутствие времени на нормальную молодёжную жизнь, неожиданные дружбы, любовь с мальчиками, с которыми занимаешься математикой - именно ею, на остальное уже ни сил, ни желания не остаётся. Это всё очень точно, очень выверенно, с большим знанием дела снято. Но заинтересует ли фильм тех, кто вне танка и никогда внутри не окажется?
28 марта 2025
Софи живет в деревне, трудится вместе с родными на семейной ферме. Ей нравится математика и она хотела бы учиться в Политехническом университете, она трудолюбива и верит в себя. Нет, это не кино про родителей, которые не хотят отпускать дочь в город на учебу. Девушка, хоть и не из центра Парижа, но достаточно современна, как мы узнаем в течение фильма. Кто оказывался в ситуации, когда ты переходишь из одной школы в другую - с углубленной программой подготовки, знает, что бывает очень не просто. Вот и Софи, которая в своей предыдущей школе была лидером, столкнулась с различными трудностями. Нет, ее не травили, не припоминали деревенское происхождение (ну может только раз), в фильме все достаточно мягко. Но вместе с тем происходящее на экране откликается, вспоминаются свои учебные годы. Софи ждут новые знакомства, проверки на прочность, неудачи, но и радости.
Приятно, что создатели не просто сообщают, что девушка учится математике и физике - в картине присутствуют формулы, работа у доски, даже сборка электросхем.
6 из 10
10 января 2024