| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
IMDb
|
6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Вопль |
| английское название: |
El llanto |
| год: | 2023 |
| страны: |
Франция,
Испания,
Аргентина
|
| слоган: | «Последнее, что ты услышишь» |
| режиссер: | Педро Мартин-Калеро |
| сценаристы: | Изабель Пенья, Педро Мартин-Калеро |
| продюсеры: | Начо Лавилла, Агустин Босси, Карлотта Лил, Mara Mirayo, Пабло Босси, Джуампа Миллер, Хуан Пабло Миллер, Жером Видаль, Эдуардо Вильянуэва, Альма Химена Бланко, Поль Босси, Фернанда Дель Нидо, Педро Мартин-Калеро, Изабель Пенья, Кристина Сумаррага, Angelo Toselli |
| видеооператор: | Констанса Сандоваль |
| композитор: | Оливье Арсон |
| художники: | Хосе Тирадо, Лусиана Кон |
| монтаж: | Виктория Ламмерс |
| жанры: | ужасы, триллер, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$182 709 |
Мировые сборы:
|
$572 538 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
25 сентября 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 47 мин |
Женщины одного рода сталкиваются с 'проклятьем'. Их преследует старик, причиняющий насилие и доводящий до сумасшествия. Странно, но увидеть его можно только через объектив камеры.
Это ужасы без скримеров, с пугающей атмосферой неизвестности.
На первый взгляд - обычный ужастик с клишированным 'неопознанным злом'. В итоге — глубокая картина. Через призму надвигающегося 'проклятия' авторы показывают, как женщины сталкиваются с насилием. В любом точке мире есть проблема — постоянное давление на женщин, и их жизнь в перманентном страхе за себя.
Кроме того, кино говорит о том как сложно обличить насилие, и бороться с ним.
В целом, здесь затронуты идеи страха, неизбежности, семейного проклятия и многое другое.
Отличается стиль съёмки, напоминающий документальное кино, а музыка вызывает мурашки.
Если не углубляться в подтексты, это хороший хоррор-триллер. Но копая, можно увидеть и нечто большее.
Классное кино, комфортное для просмотра, с хорошими актёрскими работами, музыкой и визуалом.
14 мая 2025
Фильм рассказывает истории двух женщин, Марии и Андреа, матери и дочери, от осознания факта присутствия потусторонней твари до закономерного пугающего финала. Причём события происходят сначала в 2022-м, а затем в 1998-м, то есть фильм поделён на две части, что делает просмотр особенно необычным и интересным.
«Вопль» заточен на максимальное погружение зрителя в просмотр. Есть такие фильмы, при просмотре которых чувствуешь, будто подглядываешь за чужой жизнью, и это один из них. Эффект во многом достигается благодаря нестандартному звуковому решению, например, девушка слушает музыку в наушниках пока идёт по тротуару, и мы просто идём вместе с ней и созерцаем, пока вместо музыки не доносится женское рыдание, идущее из ниоткуда.
«Вопль» — действительно фильм ужасов, но не очень страшный (во всяком случае, для меня). Впрочем, для впечатлительных зрителей есть пара моментов, когда стоит закрыть глаза рукой и смотреть через щёлочку. По ощущениям от просмотра «Вопль» напоминает фильмы «Паранормального явления», по атмосферности и реалистичности значительно лучше фильмов «Астрала».
Сюжет прост, но продуман до мелочей. Знакомству с персонажами уделено много времени, поневоле начинаешь сопереживаешь им. Герои страдают и они смертны, что особенно важно для такого кино. На фоне застоя в жанре ужасов, «Вопль» выглядит более чем достойно, это кино однозначно можно рекомендовать всем, кто хочет пощекотать нервишки или побояться перед сном, ну и, само собой, тем людям, кому нравились и нравятся реалистичные фильмы про злых духов, которые где-то рядом, прямо за твоей спиной.
10 из 10
11 мая 2025
Сказ, как некая юная дева Андреа в наушниках начинает слышать женский плач, а на видео с собой в кадре появляется мерзкий старикашка в черном костюме, но в реальности никто его не видит.
Эта лента оказалась для меня приятным открытием, к тому же она немного похожа по концепции на «It Follows» (2014). Да и многие элементы фильма бьют в цель: это атмосфера и цветовая палитра ужасов 80-90-ых, хоровое пение на заднем плане, угнетение и безысходность от ощущения чьего-то жуткого присутствия рядом - все эти элементы вызывают ностальгию и располагают к просмотру.
«Вопль» исследует первобытные женские страхи и развивается почти как ночной кошмар, с очень общими кадрами, в которых скрыты детали, невидимые невооруженным глазом и оставляющие чувство дискомфорта, как только вам удается их разглядеть. Напряжение достигается за счет того, что мы можем увидеть лишь через камеру на телефоне.
В итоге дебютный хоррор Педро Мартин-Калеро, где история не дает прямых ответов, но обволакивает тревожной и неуютной негой бесконечного террора.
7.5 из 10
28 февраля 2025
Первая и сразу же удачная полнометражная работа Педро Мартин-Калеро, который выступает Режиссёром, продюсером и сценаристом фильма.
Начать нужно с того, что про данный проект ничего не слышал и не видел, но почему-то сразу обратил на него внимание. Возможно, что все дело в постере к фильму. Как бы то ни было, если захотите для начала все-таки ознакомится с тем, что собираетесь смотреть, то я бы посоветовал только текстовый вариант. В фото и видео будет много спойлеров. Не говорю уже про сам трейлер – он сплошной спойлер. Я посмотрел его только перед написанием текста. Он хороший и передаёт атмосферу и настроение фильма, но после его просмотра впечатление явно испортится, и Вы уже не получите тех эмоции и переживаний, а в этом фильме это главное - неожиданность, тревожность и безумная красота.
Фильм разделён на 3 части/истории. В каждой из них главная роль у новой девушки.
Каждая история происходит в разные промежутки времени, если быть точнее, то они и вовсе нелинейные.
На первый взгляд кажется, что они ничем не связаны, кроме общего страха. Более того, каждая часть похожа на отдельную и самодостаточную короткометражку. Со своим стилем, образами и подходом. В какой-то степени они напоминают страшные рассказы на ночь. Какая-то короткая и сразу же пугает, а какая-то растягивается и создаёт напряжение на протяжении всей истории.
В итоге, к концу фильма все сложится в единый и понятный пазл, но, к сожалению, без каких-либо ответов на возникшие вопросы.
Больше всего разочаровывает даже не то, что нет ответов, а то, что нет ответа на самый главный вопрос. Возможно, что таким образом создают задел на будущие части, где будет больше деталей и информации. С другой стороны, у меня есть предположение, что ответ и вовсе не нужен. Многое в нашем мире существует без ответов, а бывает и такое, что мы так и не можем получить ответ на вопрос по тои или иной причине.
Так почему же ответы не так важны, как кажется?
Фильм настолько завладевает вниманием, что только к концу фильма я понял, что нет ответов, но это меня не особо и расстроило. На протяжении всего фильма чувствовалась лёгкость и при этом напряжённость. Необычная смесь чувств, которые на удивление редко можно испытать при просмотре фильма жанра ужасов. Особенно подобного стиля.
Благодаря трём главным героям и их историям, не возникает ощущения скуки и затянутости. Все происходит быстро и по делу. Без какой-либо «воды».
Понравилась и актёрская игра. Причём не только главные роли.
Из главных персонажей особенно понравилась Малена Вилья, которая играла персонажа Камилы во второй из трех частей. У нее красивый и яркий образ, как и красочная история во всех смыслах.
Интересное наблюдение.
Персонаж Камилы учится на киноведение. В классе им задают написать сценарии и самостоятельно снять материал. Сама история не так важна, но акцент хотел бы сделать именно на ее профессии. Потому что именно в ее истории картинка меняется на максимально кинематографичную и в каком-то плане даже эстетическую.
Нам, зрителям, как и Камиле приходится наблюдать и переживать вместе жуткие ситуации. Ведь, как и Камила, мы многие моменты наблюдаем в тот же объектив. У нас возникают одни и те же вопросы, но страшнее всего то, что мы уже знаем ответы и лишь можем быть свидетелями всего происходящего.
В этой части настолько яркие образы, цвета, сцены и кадры, что по началу даже не верится, что это продолжение того же фильма в том же жанре.
Главный плюс фильма в том, что он по-современному и настоящему пугающий. При этом без каких-либо скримеров и резких пугающий моментов. Все строится исключительно на истории и атмосфере.
«Вопль» - яркий пример того, как можно и нужно снимать фильмы ужасы в настоящее время. Даже без ответов, но с грамотным сюжетом/историей, качественной картинкой со звуком и хорошей актёрской игрой все еще можно создавать качественные картины «как раньше».
Возможно, у него не получится Вас напугать настолько, что Вы спать не сможете, но точно запомнится и оставит после себя неприятные ощущения.
26 февраля 2025
Атмосферный слоубернерн-триллер-хоррор с занятным сюжетным концептом в духе Алехандро Аменабара.
Весьма интересный получился режиссёрский дебют у Педро Мартина-Калеро. Эдакий фильм-пазл, состоящий из трёх историй, которые в конечном итоге складываются в общую картину. Первый акт наполнен напряжением и аурой безысходности, и при этом режиссёр мастерски нагнетает саспенс, обходясь без пошлых скримеров.
Во втором акте режиссёр несколько меняет тон, напряжённость поначалу значительно снижается, и вот тут кино становится даже интереснее, пусть и более тягучим, поскольку пронизано действие стилем и отсылкам к «Дипломной работе» Аменабара. Новый персонаж немного странный, но при этом весьма занятный и обаятельный, и следить за его веткой чрезвычайно любопытно. Триллерная часть нарастает постепенно, чтобы явить весьма крутой финальный поворот, который и закольцовывает часть истории, и уже далее переходит на стремительную финишную прямую.
По-актёрски здесь есть интересные персонажи и образы. И если теперь неузнаваемая звезда «Элиты» Эстер Экспосито, которая кардинально изменила себя пластикой, даёт типовую героиню в беде, то певица и актриса Малена Вилья — это тот самый случай интриги и притягивающего обаяния. Героиня интересная, а в некоторых ракурсах Малена частично напоминает образом Кристен Стюарт. Самая матёрая из всех — Матильда Олливье здесь особых высот не берёт, и она больше приглашённая звезда, но свою разбитную партию отыгрывает неплохо — на неё всегда смотреть приятно.
В общем, любителям испано-аргентинских мистических триллеров рекомендовано. Добротный представитель жанра.
7,5 из 10
25 февраля 2025
Я бы промолчала, если бы не прочитала сравнений 'Вопля' с выдающимися, на мой взгляд, 'Оно приходит за тобой' (2014) и 'Реинкарнацией' (2018). По моим ощущениям, Вопль не только проигрывает указанным фильмам по всем параметрам, но и вообще не понятно, во что он с ними играл.
Сюжет поколеньческого проклятия, разделённый на истории трёх представительниц семьи, требует от создателей вдумчивой проработки связей. Если ты ожидаешь, что зритель после финального кадра сложит все части в голове, получив удовольствие от красоты собранного, имело смысл вложить в фильм чуть больше, чем идея 'Ну типа они все были женщинами, а женщинам - нелегко'.
И даже в рамках этого небрежного объяснения многое не сходится - ни одна из героинь не производит впечатления жертвы по жизни, по крайней мере, не более, чем любой другой герой фильма: они занимаются тем, что им нравится, и могут постоять за себя. Сущность тоже следует какой-то странной логике: то скромно таскается за жертвой по барам, то вдруг убивает вообще не члена семьи.
Кстати, в этом основополагающее отличие данной картины от упомянутых выше - у зла нет последовательной логики, объясняющей всю суть опасности. И если под злом режиссёр хотел передать некое социальное явление, то оно должно быть как раз очень последовательным, иначе идея не сработает.
Да, при желании я могу придумать какие-нибудь аналогии с каждым кадром, но произведение искусства - это не кроссворд в журнале, где подгоняешь слово под имеющиеся квадратики. Режиссёр взобрался на сцену и предложил каждому представить о чём бы он хотел сказать.
Прибавьте сюда весьма затянутый хронометраж, который начинает быть всё более заметным, по мере того, как сюжет не даёт импульса. А для не испаноговорящих зрителей первая часть вообще будет сплошным раздражителем, так как на экране идёт поток переписок на испанском, а завязка сюжета передаётся через текст испанских статей. С субтитрами я пока версий не нашла, пришлось догадываться.
Финальная часть сюжета - это просто выкидывание белого флага. Создатели признали, что не знают, как закончить логику рассказанной истории. Там уже и во второй части многое опустили, но было ожидание, что третья станет кульминацией. Но нет, она просто обрывается титрами. Кстати, вообще не понятно, зачем эта часть, так как она не внесла ничего нового, кроме усугубления ощущения беспомощности задумки.
Подводя итог, скажу, по моему скромного мнению, этот фильм не продуман, затянут, спекулятивен и пытается списать все недоработки на неясную идею насилия над женщиной, которая также была похоронена под нестыковками постановки. За что можно похвалить, так это за симпатичных героинь, работу костюмера, парочку пугающих моментов и за общее настроение.
24 февраля 2025
Мистический психологический арт-хоррор. Наверное так можно назвать. Эмоциональное инди-кино. Замечательная стилизация, хорошая форма, игра, интересная идея и структура. Но концепция слишком размытая в своей смысловой и финальной открытости. Я не сразу понял, а что же это было. Пришлось разбираться. Для меня это получилось головоломкой. И финал из-за этого вызвал скорее недоумение и лёгкое разочарование. Но обдумав и подумав, пришёл к выводу, что кино всё же достойное. К сожалению, всегда актуальная тема не приятия и не понимания обществом многих жертв насилия. В фильме это показано слишком аллегорично, при этом довольно традиционными хоррор способами, что и сбивает с толку. Но всё вместе, заслуживает внимания.
Сюжет. Зрителю показывают несколько связанных общей идеей и темой историй из разных временных веток. Везде молодые девушки сталкиваются со зловещим влиянием, чего-то типа духа или демона. Для большинства это невидимая сущность, которая может убить или причинить боль. Так же девушки периодически слышат душераздирающие крики, природа которых очевидно связана с многоэтажным, в прошлом жилым зданием. Девушки по-разному относятся к этим событиям, но общий итог примерно одинаковый. Страдания и не понимание, отрицания и неприятия окружающего их общества.
Кино очень специфическое. Советую на пробу киноманам.
23 февраля 2025
'Вопль' - фильм, который пытается казаться глубоким и претенциозным, но в действительности является слабой картиной с незаконченным идейным оформлением.
Сюжет повествует о жизни трех девушек, которые начинают замечать странные и необъяснимые вещи вокруг себя - крики, преследователь, многоэтажное здание.
В картине присутствует нелинейное повествование. Происходит временное чередование, где каждый период времени имеет своих ключевых героев и сюжетное развитие - Андреа / Камилла - Мари / Лизбет.
В фильме присутствует один только положительный момент - звуковое сопровождение. Оно настраивает на определенное эмоциональное состояние, создает атмосферу безысходности, которая отражает происходящие события и место действий, будь то откровенный разговор с близкими, внутренние переживания героя или встреча с потусторонним существом.
Главная проблема всего полного метра в том, что он пытается быть оригинальным фильмом ужасов, но имеет слишком хрупкую и неуверенную для этого основу в виде сюжета, идеи и актерской игры.
В картине присутствуют детали, которые в течение фильма и по его прошествии никак не объясняются и не проясняются и порождают большое количество вопросов: все, что касается преследователя - роль / образ / происхождение / сущность, крики, многоэтажное здание, женщины в квартире. Все вышеперечисленные моменты остаются до финальных титров без разъяснений. Самостоятельно можно объяснить все, что угодно, но без должного и уместного пояснения со стороны режиссера ключевых вещей получается нелогичный и непоследовательный набор, который впоследствии влияет на восприятие зрителем картины как дробное и неполное произведение.
В фильме присутствуют несколько резких и неожиданных моментов, но все они получились смазанными. Эпизоды убийств - их два - не привносят должного разнообразия и интереса при просмотре ввиду их небольшого количества, быстроты и посредственного исполнения.
Атмосфера безысходности, безнадежности и отчаяния прослеживается на протяжении всего хронометража, но с середины фильма такой тип повествования начинает надоедать и наскучивать.
Актерская игра не зацепила. Из-за разбитой на части сюжетной составляющей не успеваешь привыкнуть к героям - ни Андреа, ни Камилла, ни Мари не являются запоминающимися персонажами, как и игра их исполнителей, им не сопереживаешь и не сочувствуешь, так как вопросы и недоумение от происходящего перекрывают остальные чувства во время просмотра.
Жуткая и напряженная атмосфера в фильме отсутствует по причине отсутствия динамики и резких моментов. Режиссер делает акцент на визуальной и звуковой составляющей, отодвигая на второй план основные столпы успешного фильма.
Образ существа, которое преследует женщин, получился впечатляющим. Но его взаимодействие с женщинами комично - бледный старик в костюме обнимает и трогает их со спины. Неустанное стремление режиссера передать разного вида домогательства к женщинам через призму старика и его действия получается нелепым.
Идея картины про 'женское проклятье' интересная, но ее реализация и подача получились кривыми и посредственными. Огромное желание режиссера снять выдающийся фильм про притесненных женщин и их дискриминацию воплотилось в отталкивающий и разовый продукт.
'Вопль' 2024 года - неоригинальный, незапоминающийся и ненужный полный метр, который пытается быть востребованным и желанным, но на деле является дешевой, проходной и неуместной поделкой без проработанных должным образом сюжета, идеи и героев. Не советую к просмотру.
15 февраля 2025
«Вопль» определенно был крутым киноопытом: при минимуме ожиданий, я оказался лицом к лицу с увлекательным триллером, который сумел поразить своей атмосферой и даже не банальным сюжетом. Это не просто триллер, это настоящее исследование психологии страха и неуверенности, созерцаемое через призму судеб трёх протагонистов.
Сюжет разбит на три части, каждая из которых посвящена отдельной девушке, и хотя на первый взгляд между ними нет ничего общего, по мере развития событий становится ясно, что их судьбы переплетены. Этот подход к повествованию, возможно, изначально вводит в заблуждение, но он работает на установление глубокой связи с аудиторией. Социальный контекст, явно присутствующий в сюжете, однако, ускользнул от меня. Возможно, в этом и кроется один из недостатков — в то время как я был захвачен визуальным и атмосферным аспектами, смысловые глубины оставались на заднем плане.
Главные актрисы продемонстрировали превосходное мастерство в воплощении своих персонажей. Эстер Экспозито, играя энергичную и амбициозную героиню, сумела ярко передать её внутренние противоречия и стремления, делая акцент на эмоциональной глубине, ведь она скучает по парню в другой стране, но ей необходимо учиться. Малена Вилла же отлично справилась с образцом более замкнутой, спокойной и загадочной личности, внося в свою игру элементы неподдельной уязвимости и силы. А Матильда Олливье, исполняя роль свободолюбивой и независимой девушки, сумела органично вписать в свой персонаж нотки иронии и харизмы.
Техническая сторона проекта впечатляет с первого кадра. Для дебютной работы Калеро совершенно точно справился с задачами визуализации — каждая часть истории имеет свою уникальную стилистику, что делает просмотр еще более увлекательным. Атмосфера слежки, неуверенности и страха реализована великолепно. Каждый кадр буквально пронизан напряжением, а игра света и тени создает ощущение, что кто-то за тобой наблюдает.
Не могу не отметить звук, который считается центральным элементом, поддерживающим нужную атмосферу - сплетение хоровых напевов с музыкой создает незабываемое аудиовизуальное восприятие, от которого мурашки бегут по коже.
По итогу получился отличный триллер, дающий режиссеру заявить о себе. Даже если не все элементы истории могут быть полностью восприняты или поняты, наблюдать за намеками, уточнениями и развитием персонажей на экране точно не будет скучно.
6,5 из 10
11 февраля 2025
«Вопль» — восхитительной красоты хоррор, который совмещает элементы мистического триллера и социальной драмы. Это дебютная работа Педро Мартина Калеро. Сценарий вместе с ним писала Изабель Пенья: она работала над сериалом «Чума» (2018–2019) и триллерами «Хищники» (2022) и «Клетка» (2021). Это всё может о чём-то вам сказать, если вы периодически ныряете в авторское околонишевое кино. Я вот нечасто: знаю только вышеупомянутых «Хищников». Но после «Вопля» я, пожалуй, внимательно присмотрюсь к работам этих двоих. Потому что фильм удивительный.
Картина завораживает с первых мгновений: вот компания собирается в клуб, вот включается стробоскоп, вот девушке резко становится плохо… Ни единого диалога за 10 минут, исключительно аудиовизуальное удовольствие. И шок. Тут же рассматриваешь отсылки (показалось в свете стробоскопа?) — к «Одержимой» Анджея Жулавски (1981), к «Экстазу» Гаспара Ноэ (2018)… Много знакомого и в то же время что-то совершенно новое.
В современном Мадриде живёт девушка Андреа: недавно она узнала о том, что её удочерили и, более того, её мать совсем недавно умерла, буквально за месяц до текущих событий. Примерно тогда же с ней начинают происходить странные вещи: то она слышит женские стенания, то на видео появляется странная фигура — человек, которого она никогда не встречала в реальной жизни… Кажется, есть только один способ разобраться с этой историей: пойти на звук плача.
Повествование делится на три части, все они связаны между собой — и ведут обратно во времени, постепенно раскрывая тайну первых минут. Мы знакомимся, помимо Андреа, ещё с двумя девушками, у каждой — своя особенная история, свои переживания и боли. Но их кое-что объединяет: самый главный страх, точка притяжения и слабости. И у каждой — свои стилистика, саундтрек, цвета, темпоритм. «Вопль» как три фильма в одном, так что хронометраж 1:47 проносится мимо как мгновения жизни.
Динамика картины — отдельное удовольствие. Часть истории разворачивается на малых экранах (ноутбук, смартфон, камера), что создаёт мнимую дистанцию, а по факту ещё глубже уводит в эмоциональную связь с персонажами. Круговые планы погружают в тревожное ожидание, нагоняя саспенса. Затихающие звуки внешнего мира заставляют затаить дыхание. И тут же синусоида вновь устремляется вверх, вытаскивая обратно в привычную, лишённую мистики реальность, где как будто бы безопасно и ничего не происходит.
Есть здесь интересные визуальные решения (например, для оформления переписки в чате), особенные операторские и монтажные приёмы, наконец, восхитительное трио трёх главных героинь: они поочерёдно появляются в кадре — не устаёшь любоваться. И, пусть история так или иначе затрагивает традиционную для триллер составляющую вроде потери близкого и безнаказанности насилия, это очередное высказывание на избитую тему оказывается восхитительно свежим. Кое-что в концовке, конечно, заставляет сомневаться: а не задумывается ли Калеро о приквеле? Но это настолько незначительный кусочек, что он не способен испортить впечатление.
И да, если вы при просмотре учуете кое-какую отсылку к Hereditary («Наследственное» или, как у нас локализовали, «Реинкарнация» Ари Астера) — вам не показалось.
7 февраля 2025
Дебютный режиссёрский проект у испанского постановщика Педро Мартина Калеро выдался бодрым, напряжённым и отчаянным. Сюжет вращается вокруг женщин в разных временных периодах и показывает неведомую силу. Экспозиция затрагивает жизнь девушки в клубе на вечеринке, которая заканчивается печально, чтобы затем спустя несколько лет познакомить нас с главной героиней Андреа.
Режиссёр намерено наводит отдалённую, одиночную фигуру, которой иногда что-то мерещится, иногда что-то её отвлекает. Постоянное психологическое напряжение не покидает зрителя, даже когда в кадре происходят банальные, повседневные вещи. Подросток, которая общается с парнем по видеосвязи; подруги, с которыми иногда отдыхает Андреа. Зритель уже столкнулся с неведомой силой в начале, поэтому раскрытие героини постепенно подводит нас к ошеломительным открытиям.
Умный хоррор тот, за которым интересно наблюдать, который цепляет не демонстраций антагониста, как это любили делать в разных франшизах прошлой эпохи, а именно его отсутствием. Зритель погружается в саспенс, когда девушка берётся за собственное расследование и находит один и тот же знак, один и тот же субъект. Таким образом, фильм выносит за рамки типичное зло, но при этом вводит сталкера, которого никто не замечает.
Прелесть фильма в том, что он постепенно даёт знаки. Крики из заброшенного здания, плач, постоянный призрак одного и того же человека, постепенное приближение. Ключевое в этом повествовании то, что объект видно только через фото-видеокамеру. Весьма ловко Педро Мартин Калеро преподносит зависимость современного поколения от гаджетов, создавая на экране и конфликт поколений, и раскрывающую правду родословной, и демонстрацию надвигающегося ужаса. «Вопль» своим потусторонним (механизм видения мы уже раскрыли) саспенсом впору сравнивать с первым «Астралом» или с «Оно следует» («It Follows»), потому что зритель становится заложником ситуации вместе с Андреа.
Местами жутко, местами мерзко, но ты понимаешь, что зло рядом. От этого постепенное развитие паранойи передаётся великолепно. Режиссёр не вкладывается в замысловатые загадки, способы борьбы, возможности остановить кошмар, он просто погружает героиню и её подруг в состояние постоянного напряжения. Конечно, очевидный выход из этой ситуации есть, но тут на первый план выступает уже реализм, что завершить этот ужас не так-то просто.
Флэшбек пускает нас на 20 лет назад, чтобы представить другой героине Камиле – студентке кинематографического колледжа. Зритель уже знаком с таинственной сущностью, поэтому главный герой, который постоянно ходит с видеокамерой, снимает авторские короткометражки – уже вызывает напряжение. Приятно, что режиссёр смешивает само понятие кинематографа и технику кино с особенностями жанра в своём проекте. Снимает фильм, пока снимается фильм. Но этот жест служит и любовью к кино, как к искусству, и позволяет уделить внимание основной сюжетной линии, которая проносится сквозь года.
История Андреа уходит на второй план, показывая Камиллу и её неожиданное открытие. Весьма жуткое наблюдение вызывает потрясающее эмоции. Шок, напряжение и паника преследуют зрителя. Это один из тех приёмов раскрытия жанра, когда автор пугает не «скримерами» (они тут тоже есть), а постоянным приближением угрозы. Угрозы, которую невозможно остановить.
Триллер перемешивается с саспенсом, давая зрителю и связь между героинями, и главный символ зла. Вот только в третьем акте картина стопориться и будто бы не знает, куда отправить зрителя. Понимаете, когда режиссёр раскрывает место сведения сил, когда он показывает единую составляющую – это прекрасно, но дав ответ на одни вопросы, мы не получаем конкретной разгадки. Что же дальше?
Опять временной прыжок вперёд, чтобы со знанием дела подойти к ситуации, но ты понимаешь, что нет развязки. Щепотка «Сайлент Хилла», щепотка «Астрала», мистика и осознание происходящего. Возможно, режиссёр так и задумывал, оборвав повествование на главным вопросе. Открытый финал? И да, и нет. Этот художественный приём дан для того, чтобы показать – неизбежность окутывает этих персонажей. Как бы мы не старались вычислить зло, найти его и остановить, цикличность будет возникать снова и снова. Фильм уже ранее дал ответ на вопрос, который возникает после просмотра. Многочисленные субъекты. Вас не смутило количество? А теперь представьте, что каждый проходил этот этап осознания и неизбежности?
Жуткое открытие режиссёр как раз оставляет на размышление. Это не фильм показывает кульминацию, это зритель уже логически завершает просмотр, боясь теперь включать камеру телефона или видеоконференцсвязь. Смело можно приписывать «Воплю» статус «умного хоррора». Хотя наши локализаторы убрали подсказку из оригинального названия, которое переводится с испанского, как «Плач». Тем не менее, картина впечатляет своим постепенным осознанием страха, осознанием нечисти, которую не видим, но ощущаем.
7 февраля 2025
Андреа живет в современном Мадриде, а Камилла и Мари – в аргентинской Ла-Плате в конце 90-х. Они не знают друг друга, но они связаны страшной тайной, пронизывающей пространство и время, словно беззвучный вопль... Они слышат этот крик и видят то, чего не видят другие – ужасного старика в черном, которого видно только в объектив камеры...
В конце XIX века художник Эдвард Мунк, нарисовавший знаменитую «икону экспрессионизма» «Крик», описал ее, как «беззвучный крик, пронзающий природу». И хотя дебютный фильм испанца Педро Мартина Калеро «El llanto» было бы точнее перевести, как «Плач», идея бесконечного крика, неслышного другим, но терзающего несчастных героинь, очень подходит этой истории. Внешне сюжет выглядит донельзя банальным – девушка Андреа в депрессии, вот семейная тайна, вот мрачная мадридская многоэтажка, вот неведомая опасность, угрожающая и ей, и тем, кого она любит. Еще одна история про призраков и «нехорошие дома»? Так-то, да не так. В момент, когда вы решите, что всё понятно, всё станет очень непонятно – действие переместится в другую страну и в другое время: из Испании в Аргентину, и из нашей эпохи чатов и видеозвонков в мир допотопных видеокамер. Андреа еще не родилась, но новые героини Камилла и Мари с ней связаны – благодаря первой части истории мы уже знаем, что случится с ними (само собой, ничего хорошего), и тем более пронзительной становится эта многослойная легенда.
Более-менее привести запутанный «Вопль» к общему знаменателю удается, если заметить, что все страдающие персонажи – и реальные, и призрачные – женщины. А вот мужчины – один другого краше: абьюзивный отец француженки Мари, жесткий и явно намекающий на интим преподаватель в киношколе у Камиллы, и, наконец, жуткий «человек в черном», увидеть которого можно только в глазок видеокамеры или в объективе смартфона – неумолимая, демоническая, разрушающая сила, привязанная к героям узами крови, словно проклятие – тема эта нынче крайне востребована – от хитовой «Улыбки» через «Оно приходит за тобой», «Реинкарнацию» до «Звонка» и «Проклятия», а то и дальше, до «Кошмара на улице Вязов» (не случайно же Андреа носит полосатый свитер?) Плачущий женский призрак в белой ночнушке – La llorona - популярный персонаж испаноязычного фольклора (явно однокоренное слово с «El llanto») – уравновешивает старика в черном, как инь и янь. Женщины и мужчины. Белое и черное.
Чего хочет страшный старик? Как от него сбежать? Почему в Мадриде и в Ла-Плате, разделенных океаном, стоят одни и те же характерные башни-многоэтажки. И почему демон угрожает не только героиням, но и другим людям вокруг? Слишком много вопросов, и у героинь, как и у зрителей, просто не хватает времени на их разрешение. Медленно раскачивающееся действие начинает стремительно бежать, а то и прерывается на самом интересном месте. Остается только кричать – вот тут «Вопль» уместен – и биться головой о мраморный пол, потому что зло повсюду, куда ни посмотри. Очень неуютная идея. Очень неуютное кино – и на визуальном уровне (частые стробоскопические эффекты), и на звуковом (хоровое пение, перерастающее в горловой стон). Героини пытаются сопротивляться, но им – как и зрителю – катастрофически не хватает информации: против чего они сражаются? Каковы законы зла? Даже у Фредди Крюгера были правила и логика: заснешь – умрешь, проснешься – спасешься. Андреа, Камилла и Мари не могут проснуться, не могут убежать, и это очень депрессивная идея даже для хоррора. Педро Мартин Калеро явно знает больше, чем показывает – попробуйте и вы расслышать беззвучный вопль и предложить свою логику происходящего. А заодно включите фронтальную камеру и посмотрите себе через плечо – нет ли там никого?
6 февраля 2025
Ужасы бывают разные. В том числе и метафоричные, когда жанровая атрибутика – лишь оболочка глубокого посыла. «Вопль» именно такой. Вы можете смотреть его и считывать только внешний слой – историю проклятия, маниакально преследующего семью из поколения в поколение. А можете в каждом эпизоде искать скрытый смысл, одновременно пытаясь увидеть общий концепт истории. И если в первом случае картина может показаться излишне тяжеловесным сумбурным хоррором, то во втором в ней можно обнаружить немало интересных деталей, работающих на драматическую составляющую.
Безусловно правы те, кто сравнивает «Вопль» с «Оно приходит за тобой» Дэвида Роберта Митчелла. Этот референс справедливо воспринимать как индикатор – понравится вам работа Педро Мартина Калеро или нет. Пусть здесь не про последствия случайного секса, но также о неумолимой судьбе-злодейки, волею случая, избравшей жертвами отнюдь не худших людей. Монструозная человекоподобная сущность психологически и физически истязает героинь в разные временные периоды. В кадре нет кровавых рек, да и откровенное насилие представлено в малых дозах, с учетом почти двухчасового хронометража. Но тем не менее «Вопль» - атмосферная депрессивная жуть, способная одним пощекотать нервы, а других взять за душу.
Как же сделана картина? Она разделена на три неравноценные по продолжительности части с нелинейной подачей. Динамичный пролог, вырванный из контекста, сменяется неторопливым рассказом о студентке Андреа, живущей в Испании. У девушки формально всё хорошо, не считая вдруг открывшейся истины, что она – неродная дочь в своей семье. Новость, конечно, расстраивает Андреа, но не выбивает почву из-под ног. Другое дело, что параллельно девушка начинает замечать постоянное странное присутствие чего-то зловещего. И это «что-то» внезапно наносит удар.
Эта условная новелла создана по лекалам паранормального триллера, в котором «нечто» как будто обитает только на экранах гаджетов, а может быть и в нездоровом воображении героини. Ведь даже когда происходит трагедия, Андреа никто не верит, что и для зрителя позиционирует ее как ненадежного рассказчика. Тем более, что в первой трети фильма авторская задумка абсолютно неочевидна, и «Вопль» вполне можно посчитать художественной визуализацией психических расстройств. Тем более, что и повествование резко обрывается и переходит во вторую часть, где совсем другие герои, в иной стране и задолго до истории Андреа.
Здесь публику, помимо пространственно-временного перемещения, удивит и смена стилистики. Вплоть до закрадывающегося сомнения; а фильм ужасов ли это вообще? Теперь нам долго вещают про другую студентку Камилу, постигающую искусство кинорежиссуры. Случайной «актрисой» ее любительского фильма, снимаемого партизанским методом, становится француженка Мари. В целом понятно, как всё это связано с первой новеллой, но в то же время воспринимается как самостоятельный рассказ. И как нельзя лучше относится к другому поджанру хоррора – слоубёрнеру, ибо после долгой раскачки последует крутой насильственный эпизод. А далее динамика взвинтится и взорвется настоящим кошмаром, с лихвой доказывая заявленную жанровую принадлежность.
Финальная же часть «Вопля» совсем короткая, но четко связывающая сюжетные линии между собой. Зритель не получает всех ответов, но, если удалось реально погрузится в картину, почувствует – ради чего всё это было. И здесь тот случай, когда после титров интересно поразмышлять об увиденном и пообсуждать с другими посмотревшими. И если вы обнаружите куда большее, чем просто хоррор, значит вопль был достаточно громким и проникающим.
5 февраля 2025
Дебютный фильм испанского режиссера Педро Мартина Калеро расскажет о трех женщинах, которых преследует невидимая злая сила, превращающая их жизни в настоящий кошмар. Леденящий душу вопль, исходящий из заброшенного здания, станет разгадкой страшной тайны, которая объединит героинь в поиске спасения от вездесущего зла, следующего за ними по пятам.
Фильм начинается с намеренно дезориентирующего вступления, в котором трудно что-то разобрать, пронизанного стробоскопами и оглушающей музыкой. Молодая девушка начинает вести себя пугающе странно на танцполе — кто-то невидимый толкает ее, волочит по полу и ударяет головой о барную стойку. Зрителю хочется понять, что с ней происходит, кто эта девушка и что стоит за этим непостижимым насилием, но словно отмахиваясь от очевидных вопросов, режиссер переносит зрителя в абсолютно другую плоскость с другими героями, вызывая еще больше вопросов, ответы на которые удастся найти только в финале. «Вопль» разделен на три части, которые поначалу покажутся несвязными отдельными фильмами, внезапно обрывающиеся на самом интересном месте.
Действие первой части происходит в Мадриде и рассказывает о молодой студентке Андрее (Эстер Эспозито), которая узнает неприятную правду о своем рождении. Андреа сильно скучает по своему парню, который уехал в Австралию и в очередном разговоре по видеосвязи он заметит таинственную фигуру, скрывающуюся за спиной девушки. Она сначала не придаст этому значения, но, когда близкие ей люди начнут умирать, а странная фигура начнет преследовать ее практически повсюду, она услышит душераздирающий вопль, который поможет ей найти причину случившегося.
Во второй части история переносится на двадцать лет назад в Аргентину, где студентка киношколы Камила (Малена Вилла), в поисках идеи для фильма, замечает на улице загадочную молодую женщину Мари (Матильда Олливье). Как зачарованная, Камила преследует ее, делая ее невольным объектом своего документального фильма. Просматривая отснятый материал Камила заметит подозрительную фигуру, наблюдающую за Мари. В третьей части, тщательно контролируемое режиссером напряжение наконец перерастет во вполне осязаемый страх, когда истории героинь сойдутся воедино.
«Вопль» напоминает фильм Дэвида Роберта Митчелла «Оно приходит за тобой», где невидимая сущность следует за своей жертвой, но это сравнение останется только на поверхности, ведь сюжет «Вопля», как и невидимое зловещее присутствие, прыгает во времени и пространстве, мгновенно переключаясь с одного героя на другого, завлекая зрителя в лабиринт, в котором сложно не запутаться.
Режиссер фильма, известный освежающими и захватывающими рекламами для Honda, Adidas, Trainline и музыкальными видео для The Weeknd и Hinds словно не смог выбрать единый визуальный стиль для своего дебютного фильма и осознанно разделил его на несколько частей, которые могут существовать как самостоятельные короткометражные фильмы, связанные лишь тематически. Несмотря на изначальный диссонанс, дезориентирующий зрителя, режиссеру все же удается собрать историю воедино в неожиданно пугающей и перехватывающей дыхание кульминации фильма.
«Вопль» — искусно построенный, визуально отточенный фильм, который заставит зрителя еще долго вглядываться в изображения на своем телефоне и на экране компьютера, подозревая неладное, подскакивая от любого шороха и шума.
5 февраля 2025