Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Защитники духа |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Александра Богучарская |
сценарий: | Александра Богучарская |
продюсер: | Екатерина Лаврентьева |
видеооператоры: | Иван Голубков, Александра Богучарская |
композитор: | Олег Богучарский |
монтаж: | Александра Богучарская |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 20 мин |
В ландшафте современного российского документального кино выделяется плеяда молодых режиссеров, берущих на себя смелость освещать сложные и неоднозначные темы. Фильм «Защитники духа» является примером подобной работы, и его просмотр стал для меня одним из самых запоминающихся событий прошлого года.
В своем новом фильме Александра Богучарская продолжает исследовать феномен «заброшенной России» и путь людей, которым именно такая Россия небезразлична. В отличие от первого фильма режиссера, где герои выбрали осознанное отшельничество ради поиска себя и своей личной зоны комфорта, здесь мы видим осознанную жертву собственным комфортом во имя поиска и сохранения культурного достояния. Главная героиня, подобно Прокудину-Горскому в свое время, объезжает страну, фотографируя памятники прошлого, однако, в современных условиях, ее деятельность приобретает особую важность. Вероятно, именно скрупулезная фотодокументация памятников Анной Короб, послужит ключом к воссозданию их облика для будущих поколений. Это поистине великое, бескорыстное деяние человека, посвятившего себя русской культуре.
Несмотря на важность ее труда, имя Анны Короб лишь фрагментарно упоминается в публичном обсуждении. Она предстает как «фотограф-документалист, работающий над заброшенными церквями и увядающими усадьбами», и немногим больше мы узнаем о ней в самом фильме. Анна рассказывает о России, своей работе, а также о себе в контексте своей деятельности, но не выходит за пределы этого контекста. Героиня остается функциональной идеей, без присущих человеку слабостей, без нюансов, превращаясь в некий символ борьбы. Анна и сама выражает противостояние культу личности, и режиссер поддерживает этот подход, будто обезличивая ее: в фильме практически отсутствуют крупные и средние планы, а общие планы невероятной одиссеи Анны чередуются с общими планами величественных храмов. Несмотря на такую раскадровку, монтаж сделан невероятно искусно, а весь хронометраж фильма пролетает за мгновение. Планы с квадрокоптера захватывают дух, и сама по себе операторская работа на высоте во всех смыслах этого слова: каждый кадр идеально выстроен и выточен, монументален и изыскан. Технически фильм сделан безукоризненно, очень кропотливо и с изрядной долей перфекционизма режиссера.
Фильм «Защитники духа» является важным и актуальным высказыванием о состоянии нашего культурного наследия и о тех, кто борется за его сохранение, призывая задуматься о судьбах заброшенных храмов, о ценности истории и о роли каждого отдельно взятого человека в ее сохранении.
10 из 10
7 марта 2024