| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
8 |
IMDb
|
7.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Зажигая звёзды |
| английское название: |
Ren sheng da shi |
| год: | 2022 |
| страна: |
Китай
|
| режиссер: | Лю Цзянцзян |
| сценаристы: | Лю Цзянцзян, Юй Минь, Min Yu |
| продюсеры: | Ли Синьжань, Юй Мэн, Ван Гаофэй, Ли Цзе, Сюй Тяньфу, Цуй Хунсян, Чжэн Чжихао, Цзяо Хунфэнь, Ван Боцюань, Хань Янь, Ван Цзяньэр, Вэй Юн, Цай Юань, Жун Жун, Фан Цяньли, Ван Хун, Фу Жоцин, Пэн Минъюй |
| видеооператор: | Чжао Юйцин |
| композиторы: | Цзи Юань, Yuan Ji, Ван Нана |
| художники: | Сун Сяоцзе, Тан Нин |
| монтаж: | Чжу Линь, Гао Цюнцзяли, Вэй Юн |
| жанры: | комедия, драма, семейный |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
8000000 |
Мировые сборы:
|
$253 818 376 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
24 июня 2022 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 52 мин |
Главная тема фильма – проводы человека из земной жизни в Вечность. Та самая организация похоронных церемоний, которая является основным родом занятий семейства главного героя Мо Саньмэя (в исполнении Чжу Илуна): его деда, его отца и теперь его самого, что поначалу фильма категорически противоречит его собственной воле.
Казалось бы, такое неприглядное ремесло, о котором даже не думала смотреть фильм... Однако есть в нём масса комичных моментов, не дающих скучать, трогательных, заставляющих сопереживать, множество деталей, придающих фильму глубокий смысл.
Тема с похоронными церемониями отличается то приземлённостью, то буквально возвышенностью (тот фейерверк в небо, которым главный герой «зажёг звезду» своего отца: «Отец, это достаточно достойно того, что ты хотел?»), а могут проходить, напротив, с потерей лица и достоинства, если ты умер точно так, как жил (когда раздавленного в пьяной аварии мужа бывшей девушки главного героя пришлось сшивать по кусочкам).
В некоторый момент фильма отец героя произносит фразу: «Жизнь человека - будто книга, каждая будет пролистана до последней страницы. Есть те, в которых стоит точка, в других - многоточие... В жизни человека нет события важнее смерти. Слава, достаток преходящи как дым...»
И тут как раз возникает понимание, о чём посыл фильма: «Главное событие жизни человека», - ведь в его название вынесена часть из вышеприведённой фразы отца.
Так что является главным событием в жизни?
Уж конечно, не участие в каком-нибудь конкурсе, которое невестка ставит в приоритет перед похоронами свекрови.
Лично я бы назвала: рождение - как приход в эту жизнь; свадьбу - как создание новой семьи с кардинальным поворотом в жизни; похороны - как покидание этой жизни.
Так вот, смерть играет важную роль для человека тем, что всей своей жизнью следует приуготовлять себя к моменту перехода в Вечность. Ибо что такое жизнь, как не краткий миг на земле?! И что такое переход в Вечность? – момент, когда всё нажитое на земле становится неважным, потому что, как и сказал отец главного героя, с собой не унесёшь ни материальных благ, ни званий, почёта, ни чьего-то покровительства.
Они действительно проходят как облака и дым. Как, например, у бывшей девушки Мо Саньмэя, которая бросает его ради лучшей партии, однако как только муж разбивается в автомобильной аварии, всё её новоприобретённое благополучие рушится. Вплоть до того, что даже достоинства у умершего и его семьи не остаётся, поскольку с телом покойного в раздавленном, не целом виде и попрощаться не дозволяется.
Таким образом, смерть наглядно показывает, достойно ты подошёл к рубежу жизни и смерти или нет, и поскольку можно быть настигнутым ею внезапно, то нужно быть внутренне приуготовленным встретить её в любой момент.
Ну а что же тогда можно с собой унести через границу жизни и смерти? - только то, что в душе.
Если здесь, на земле, ты накопил в душе любовь к людям - пойдёшь с этой безграничной любовью. Если приобрёл мир в душе - перейдёшь в иной мир спокойно.
Но Мо Саньмэя мы видим в начале фильма отнюдь не миролюбивым.
Герой, у которого с почтительными братскими и сыновними чувствами с детства не задалось, несмотря на то, что изначально обладает душевной эмотивностью (сострадательностью, отзывчивостью, способностью понять другого и что-то сделать для него даже в ущерб себе), однако способность к этому скрыта в самых глубинах его души, а напоказ выставляется маска нарочитой агрессивности, беззастенчивости, напористости, наглости, ненависть к семейному делу и постоянная конфронтация с отцом. Это как же нужно выстроить отношения с ребёнком, чтобы из склонного к отзывчивости и пониманию он превратился в ненавидящего?!
И это одна из сопутствующих тем, помимо главной, в фильме: взаимоотношения отца и сына. Ощущение ненужности, детская обида за то, что отец, проявляя заботу об умерших, никогда не показывал заботы о нём, живом. Пропасть недопонимания и отчуждения, оттого что родитель никогда не говорил по душам с ребёнком.
Чжу Илун потрясающе преобразился в Мо Саньмэя, почти до неузнаваемости, так что не только в кадре, но и за кадром все звали его не иначе как по имени персонажа: Сань-гэ.
С обритой головой, очень громкий и агрессивно реагирующий на внешний мир, он совершенно непохож на мягкого и тихого привычного Чжу Илуна. Актёр здесь, как по цитате Брюса Ли: быть бесформенным как вода и принимать форму того сосуда, который наполняет, - наполняя собой персонажа, принимает полностью его форму. Не зря за эту роль он получил награду «Лучшая главная мужская роль» престижной китайской кинопремии «Золотой петух» 2022 года.
Игра 7-летней (на момент съёмок) Ян Энью в роли главной героини У Сяовэнь тоже бесподобна.
Этот ребёнок, после смерти бабушки оказавшийся ненужным родственникам, невольно переходит на попечение совершенно чужого ей человека Сань-гэ. А поскольку чувство одиночества и ненужности знакомо им обоим, это сближает девочку и главного героя, пробуждая в нём способность и желание заботиться о ней.
Так что ребёнок, у которого нет достатка, покровителя, стабильности и прочего, что так ценится среди живых... У которого из материальных ценностей только смарт-часы с голосовыми сообщениями от бабушки да сшитая ею сумка-игрушка... Ребёнок, который на протяжении всего фильма воинственно, с деревянной пикой защищает самое дорогое нематериальное, что у неё есть: сначала требуя вернуть бабушку, затем ограждая Сань-гэ, пытаясь помочь ему преодолеть превратности судьбы... Этот ребёнок помог Саньмэю сбросить агрессивную маску и примириться с этим миром.
Кто-то и для родного ребёнка не становится хорошим родителем, а Саньмэй стал для неродного. И самые трогательные моменты фильма те, в которых девочка называет его папой, моменты получения её безоговорочных доверия и любви. Эти чувства в своём сердце когда-нибудь, когда придёт время, он сможет унести с собой в Вечность. Вот они и являются тем важным, на что должна быть потрачена земная жизнь.
* * *
У фильма есть ещё одно, английское, название: «Зажигая звёзды». И здесь смысл в том, чтобы оставшимся на земле не грустить. Чтобы утешить Сяовэнь, ей сказали, что бабушка не развеялась дымом, а стала звездой на небе, после чего девочка так и поняла: погребальная профессия связана с сеянием в небе звёзд.
И когда ты веришь, что ушедшие ранее родные оттуда, сверху, присматривают за тобой, то между тобой и ними есть связь. Твоя вера зажигает их звёзды.
Так что теперь, если прочитать оригинальное китайское название и английское друг за другом, получится, что самое важное дело в жизни человека – это зажигать вот такие звёзды, составляя связующие нити между живыми и теми, кто ушёл.
16 декабря 2023