Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зажигая звёзды |
английское название: |
Ren sheng da shi |
год: | 2022 |
страна: |
Китай
|
режиссер: | Лю Цзянцзян |
сценаристы: | Лю Цзянцзян, Min Yu |
продюсер: | Хань Янь |
видеооператор: | Yuqing Zhao |
композиторы: | Yuan Ji, Nana Wang, Цзи Юань |
монтаж: | Qiongjiali Gao, Yong Wei, Чжу Линь |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $253 818 376 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 июня 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Главная тема фильма – проводы человека из земной жизни в Вечность. Та самая организация похоронных церемоний, которая является основным родом занятий семейства главного героя Мо Саньмэя (в исполнении Чжу Илуна): его деда, его отца и теперь его самого, что поначалу фильма категорически противоречит его собственной воле.
Казалось бы, такое неприглядное ремесло, о котором даже не думала смотреть фильм... Однако есть в нём масса комичных моментов, не дающих скучать, трогательных, заставляющих сопереживать, множество деталей, придающих фильму глубокий смысл.
Тема с похоронными церемониями отличается то приземлённостью, то буквально возвышенностью (тот фейерверк в небо, которым главный герой «зажёг звезду» своего отца: «Отец, это достаточно достойно того, что ты хотел?»), а могут проходить, напротив, с потерей лица и достоинства, если ты умер точно так, как жил (когда раздавленного в пьяной аварии мужа бывшей девушки главного героя пришлось сшивать по кусочкам).
В некоторый момент фильма отец героя произносит фразу: «Жизнь человека - будто книга, каждая будет пролистана до последней страницы. Есть те, в которых стоит точка, в других - многоточие... В жизни человека нет события важнее смерти. Слава, достаток преходящи как дым...»
И тут как раз возникает понимание, о чём посыл фильма: «Главное событие жизни человека», - ведь в его название вынесена часть из вышеприведённой фразы отца.
Так что является главным событием в жизни?
Уж конечно, не участие в каком-нибудь конкурсе, которое невестка ставит в приоритет перед похоронами свекрови.
Лично я бы назвала: рождение - как приход в эту жизнь; свадьбу - как создание новой семьи с кардинальным поворотом в жизни; похороны - как покидание этой жизни.
Так вот, смерть играет важную роль для человека тем, что всей своей жизнью следует приуготовлять себя к моменту перехода в Вечность. Ибо что такое жизнь, как не краткий миг на земле?! И что такое переход в Вечность? – момент, когда всё нажитое на земле становится неважным, потому что, как и сказал отец главного героя, с собой не унесёшь ни материальных благ, ни званий, почёта, ни чьего-то покровительства.
Они действительно проходят как облака и дым. Как, например, у бывшей девушки Мо Саньмэя, которая бросает его ради лучшей партии, однако как только муж разбивается в автомобильной аварии, всё её новоприобретённое благополучие рушится. Вплоть до того, что даже достоинства у умершего и его семьи не остаётся, поскольку с телом покойного в раздавленном, не целом виде и попрощаться не дозволяется.
Таким образом, смерть наглядно показывает, достойно ты подошёл к рубежу жизни и смерти или нет, и поскольку можно быть настигнутым ею внезапно, то нужно быть внутренне приуготовленным встретить её в любой момент.
Ну а что же тогда можно с собой унести через границу жизни и смерти? - только то, что в душе.
Если здесь, на земле, ты накопил в душе любовь к людям - пойдёшь с этой безграничной любовью. Если приобрёл мир в душе - перейдёшь в иной мир спокойно.
Но Мо Саньмэя мы видим в начале фильма отнюдь не миролюбивым.
Герой, у которого с почтительными братскими и сыновними чувствами с детства не задалось, несмотря на то, что изначально обладает душевной эмотивностью (сострадательностью, отзывчивостью, способностью понять другого и что-то сделать для него даже в ущерб себе), однако способность к этому скрыта в самых глубинах его души, а напоказ выставляется маска нарочитой агрессивности, беззастенчивости, напористости, наглости, ненависть к семейному делу и постоянная конфронтация с отцом. Это как же нужно выстроить отношения с ребёнком, чтобы из склонного к отзывчивости и пониманию он превратился в ненавидящего?!
И это одна из сопутствующих тем, помимо главной, в фильме: взаимоотношения отца и сына. Ощущение ненужности, детская обида за то, что отец, проявляя заботу об умерших, никогда не показывал заботы о нём, живом. Пропасть недопонимания и отчуждения, оттого что родитель никогда не говорил по душам с ребёнком.
Чжу Илун потрясающе преобразился в Мо Саньмэя, почти до неузнаваемости, так что не только в кадре, но и за кадром все звали его не иначе как по имени персонажа: Сань-гэ.
С обритой головой, очень громкий и агрессивно реагирующий на внешний мир, он совершенно непохож на мягкого и тихого привычного Чжу Илуна. Актёр здесь, как по цитате Брюса Ли: быть бесформенным как вода и принимать форму того сосуда, который наполняет, - наполняя собой персонажа, принимает полностью его форму. Не зря за эту роль он получил награду «Лучшая главная мужская роль» престижной китайской кинопремии «Золотой петух» 2022 года.
Игра 7-летней (на момент съёмок) Ян Энью в роли главной героини У Сяовэнь тоже бесподобна.
Этот ребёнок, после смерти бабушки оказавшийся ненужным родственникам, невольно переходит на попечение совершенно чужого ей человека Сань-гэ. А поскольку чувство одиночества и ненужности знакомо им обоим, это сближает девочку и главного героя, пробуждая в нём способность и желание заботиться о ней.
Так что ребёнок, у которого нет достатка, покровителя, стабильности и прочего, что так ценится среди живых... У которого из материальных ценностей только смарт-часы с голосовыми сообщениями от бабушки да сшитая ею сумка-игрушка... Ребёнок, который на протяжении всего фильма воинственно, с деревянной пикой защищает самое дорогое нематериальное, что у неё есть: сначала требуя вернуть бабушку, затем ограждая Сань-гэ, пытаясь помочь ему преодолеть превратности судьбы... Этот ребёнок помог Саньмэю сбросить агрессивную маску и примириться с этим миром.
Кто-то и для родного ребёнка не становится хорошим родителем, а Саньмэй стал для неродного. И самые трогательные моменты фильма те, в которых девочка называет его папой, моменты получения её безоговорочных доверия и любви. Эти чувства в своём сердце когда-нибудь, когда придёт время, он сможет унести с собой в Вечность. Вот они и являются тем важным, на что должна быть потрачена земная жизнь.
* * *
У фильма есть ещё одно, английское, название: «Зажигая звёзды». И здесь смысл в том, чтобы оставшимся на земле не грустить. Чтобы утешить Сяовэнь, ей сказали, что бабушка не развеялась дымом, а стала звездой на небе, после чего девочка так и поняла: погребальная профессия связана с сеянием в небе звёзд.
И когда ты веришь, что ушедшие ранее родные оттуда, сверху, присматривают за тобой, то между тобой и ними есть связь. Твоя вера зажигает их звёзды.
Так что теперь, если прочитать оригинальное китайское название и английское друг за другом, получится, что самое важное дело в жизни человека – это зажигать вот такие звёзды, составляя связующие нити между живыми и теми, кто ушёл.
16 декабря 2023