Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ампир V |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «В темноту, назад и вниз!» |
режиссер: | Виктор Гинзбург |
сценаристы: | Виктор Гинзбург, Виктор Пелевин |
продюсеры: | Иван Засурский, Мария Капралова, Джим Стил, Алексей Тылевич, Юлия Ильина, Гермес Зайготт, Алек Марианчи, Андрей Трубицин, Юрий Крестинский, Виктор Гинзбург, Денис Шарко, Елена Кожанова |
видеооператор: | Алексей Родионов |
композиторы: | Владимир Мартынов, Александр Хакэ, Анна Друбич, Николай Скачков |
художники: | Павел Пархоменко, Евгения Панфилова, Виктория Виноградова |
монтаж: | Антон Анисимов, Сергей Нестеров, Ираклий Квирикадзе |
жанры: | фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 460000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 июля 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Текст этой книги Пелевина заслуживал именно такой экранизации. Авторы подарили нам яркую, насыщенную картинку призрачной Москвы - города, в котором происходит невидимое для окружающих столкновение между современными вампирами. Тут и жизнь богемы со странными вечеринками на фоне фресок с Иштар, тут и странные промышленные зоны, тут и современные панорамные виды. Такая Москва в полной мере отвечает так в полной мере и не раскрытым критериям 'гламура' и 'дискурса'.
Благодаря неспешному и поступательному повествованию все нехитрые подробности этой истории становятся понятны. В нескольких экранных минутах проносятся все недостатки земной жизни главного героя. Небольшое появление Марины Зудиной фиксирует беспросветность его положения. Материнские установки очевидно ведут нашего героя к стремительному падению. Слишком уж в нем много есть жертвенности. В таком контексте стать вампиром - еще совсем не худший выбор. Ну и ладно... Призрачный мир в котором он оказывается поражает своими ответами. Новоявленные товарищи нашего героя будто знают ответы на все тайны мира.
Профессор Колдовашкин занимательно рассказывает о Пятой империи. Озирис оказывается странным вампирским диссидентом. Кажется, что он недоволен всем происходящим, но сил изменить положение вещей у него нет. Локи Девятый завораживает своим пониманием боевых искусств, которое в большей степени отправляет нас к израильскому крав-мага, нежели к классическому кунг-фу. Энлиль Маратович, так и вовсе готов рассказать нам обо всем самом актуальном. Прежде всего о баблосе. Ну и короткая реплика о судьбе Владилена Татарского задает настроение всему фильму.
Помимо безупречной 'картинки' ленту делают актеры. Известный рэпер оказывается неожиданно на своем месте. Его сценический образ циничного и беспринципного поэта тонко перекликается с экранным вампиром по имени Митра. На своих местах оказываются и строгий Владимир Долинский, и резкий Андрей Смирнов, и нарочито харизматичный Бронислав Виногродский. Секрет их успеха в архетипичности и правдоподобности. Другое дело - все, что связано с Иштар. Фантастическая история, даже для вампирской вселенной кажется чересчур надуманной, а оттого и блеклой.
Но самая главная заслуга авторов фильма в том, что они сделали вовсе не философскую притчу. Это - развлекательное ироничное жанровое кино. Лишь выдерживая такие рамки можно было оживить героев. А все размышления о баблосе, его сосании и соотношении событий фильма с нашей действительностью - уже удел фантазии зрителей.
- Как говорил граф Дракула — сосем не мы. Сосут все остальные
7 из 10
6 ноября 2024
'Ampire V' - возможно, самая кинематографичная книга Пелевина ('Снафф', пожалуй, круче будет, но там очень уж масштабный эпик, попробуй подступись), и неудивительно, что 'монополизировавший Пелевина' кинорежиссер В. Гинзбург после того, как экранизировал опус магнум писателя 'Поколение Пи', взялся именно за ее экранизацию. Жаль, что у него получаются лишь проекты-долгострои, выходящие на экран на пять-десять лет позже, чем нужно. Так вышло с 'Поколением Пи', так вышло и с 'Ампиром В'.
Но в целом вышло неплохо. Особенно хорошо играют Долинский и Мирон-Оксимирон (этот вообще молодой Воланд с тросточкой). Табаков-младший (путаю все время с Янковским-младшим, близнецы какие-то что по внешности, что по манере игры) тоже, в общем, вписывается в образ. И со стороны Веры Алентовой решиться на роль этой вот головы 'под Пугачеву' - тоже довольно смелый поступок.
Вот компьютерной графики могло бы быть и поменьше, она только утяжеляет фильм и мешает воспринимать все закадровые объяснялки. А там, где она действительно была бы уместна, например, в сценах перевоплощения вампира в летучую мышь и наоборот, ее как раз и нету. Летит Рама 'на крыльях ночи', хоп - в следующем кадре уже человек, как в сказках 70-х. На затяжные компьютерные мульты денег хватило, а на старый добрый морфинг начала 90-х - нет?
В общем, шаг вперед по сравнению с 'Поколением Пи' - хотя бы потому, что тот фильм по сюжету жестко привязан к эпохе 90-х и к моменту выхода на экраны успел серьезно устареть, а здесь оказалось возможным перебросить действие в условно наше время, Великая Мышь - она всегда Великая Мышь.
9 сентября 2024
Этот фильм оставил у меня неоднозначные впечатления. С одной стороны - экранизировано близко к оригинальному тексту, хоть очень многое и опустили, но это простительно для киноадаптации. Сюжет я обсуждать не хочу, это вопрос личных предпочтений, мне и книга понравилась. А вот что у меня вызвало вопросы - так это выбор актеров на главные роли.
Итак, вампир Паша... простите, Рама. Фильм начинается с того, что он приходит в себя, закованным в наручники, вися на на решетке, а перед ним какой-то мужик в маске палача. Какие эмоции будут у любого нормального человека? Шок, ужас, страх, истерика, паника - все что угодно. Какие эмоции на лице у Павла Табакова? Никаких. Он смотрит на этого мужика так, как будто его так подвешивают уже в сотый раз и ему это порядком надоело.
Далее - он видит гигантскую летучую мышь, висящую под сводом пещеры. Удивление-то сыграть несложно? Любой человек хоть раз в жизни удивлялся. Но, видимо, не Паша Табаков. Он смотрит на нее так, как будто там курица на насесте сидит - никаких эмоций.
И весь фильм он ходит со скучающей рожей. Одинаковой во всех возможных ситуациях. Ревность, злость, влюбленность, страх, удивление - на все одно выражение лица. Эта роль явно не его. Ему бы отлично подошла роль вешалки.
В роли Геры странная шепелявая девочка, которая никак не тянет на обаятельную стерву. Гера описана как красавица, но это тоже субъективно, поэтому не хочу говорить о своем мнении. Просто она никакая. Пустая и выглядит глупой. Скорее - неуверенный в себе забитый подросток, чем яркая панкуха. Но и она играет лучше Паши.
Вот кто прекрасен - так это, неожиданно, Оксимирон. Он тянет на себе фильм. Вот кто действительно работал с ролью! Он знает кого играет и понимает что играет. Он не выходит из образа ни на минуту. Ему достаточно просто сидеть на месте или пройтись - и характер его героя сияет как алмаз на солнце. Им я любовалась и восхищалась.
Прекрасно играет вся старая гвардия фильма. Неужели нельзя было найти на главные роли кого-то более подходящего?
29 июля 2024
Очень жаль, что в современном российском кинематографе не осталось молодых актеров, что пришла взять Табакова и Радченко. В лучших традиция школы Козловского эти двое не способны четко прочитать свои реплики, и испуганными кроликами смотрят в камеру. Надеюсь их родители найдут лучшее применение деньгам и оплатят им остров или яхту, лишь бы деточки больше не снимались.
Отдельная прелесть: склейка и раскадровка фильма, мне искренне жаль тех, кто был вынужден обрабатывать этапы съемки фильма.
Из хорошего: клип получился бы дорогой, эффектный, фильм - недоразумение, которое приходилось перематывать
1 апреля 2024
Говорю сразу, книги я читала, первый фильм режиссёра по Пелевину смотрела, в связи с чем был интерес к новой экранизации.
Сильные стороны фильма:
3D фракталы
Слабые стороны фильма:
Актёрка
Операторские решения (не уверена, что виноват оператор, а не режиссёр)
Отсылки к реалиям сегодняшнего дня, глобальным событиям
Плохое переложение ряда метафор и сравнений из оригинала (ум а, ум б, например).
Промо фильма
Если про слабую актёрскую игру может написать в данном случае почти любой зритель, то вот агрессивное и всеохватывающее промо мало кто отмечает.
Привлечение медийных персон в кино вызывает недоумение и вопросы. Кому продюсеры фильма решили показать кино по Пелевину? Повзрослевшим зрителям Версус батлов? Постаревшим зрителям Дома 2? Почитателям таланта Фёдора Бондарчука? Раз уж на то пошло, и фильм пытаются продать всем подряд, то на следующую экранизацию ждём официальный саундтрэк от Моргенштерна, а в качестве промо пусть В. Пелевин даст интервью Ю.Дудю (а здесь обязательно указать, что последний является иноагентом).
В целом.
Вышло неважно, актуальность самого романа-исходника уже сильно ниже, чем в те года.
26 января 2024
Ждал я этого фильма с самой первой запланированной даты выхода, а именно с 2015 года. К сожалению, к моменту его завершения я успел прочитать уже всего Пелевина и настолько в познании преисполниться, что этот мир мне стал абсолютно понятен.
В отличие от Generation П, книга рисует следующий уровень мира, который уж слишком далек от обыкновенного человека, а потому и менее интересен. Вавилен Татарский в исполнении Владимира Епифанцева цеплял именно этим - близостью к народу. Однако, в 2011 году Гинзбург очень оперативно ухватил стремительно убегающую волну девяностых-нулевых и общий оптимизм в обществе, поэтому фильм зашел хорошо. Если бы Ампир V вышел хотя бы в 2015, он вполне мог бы выстрелить. Но с тех пор изменилось слишком многое, и гламур, и дискурс убежали слишком далеко, а постмодернизм слишком глубоко проник в нашу реальную жизнь, чтобы вызывать какой-то особый интерес у искушенного зрителя.
Фильм, конечно, неплох, и достаточно хорошо передает содержание книги, хоть и кратко. Но он сильно запоздал с выходом, да и произведения Пелевина нельзя назвать вечными.
Тем не менее, Гинзбургу стоит отдать должное - крупное и дорогое кино сделать у нас не так-то просто, а тут еще и тема весьма щекотливая, особенно по нынешним временам. В фильме также есть несколько отсылок, которые в момент съемки были очень актуальны, а теперь это лишь обрывки ушедшей эпохи - слишком быстро все меняется. Особенно удачно вышел образ персонажа, отсылающий к образу самого Пелевина. Честно говоря, при прочтении книги я даже не задумывался об их сходстве, но тут он очень органично вписан.
Ну и за крутую графику надо отдать должное создателям. Все-таки, как показывает практика, лучше напихать в фильм продакт-плейсмента и сделать круто, чем поздно или никак.
28 декабря 2023
Разочарована. Хотя признаю, что произведения Пелевина экранизировать сложно. Потому что его творения – это поток смыслов, которые или улавливаешь, подстраивая свое психическое под психическое автора, либо – нет.. Но если уж замахнулись на ВильЯма нашего Шекспира, как говорится, то будьте добры соответствовать.
В экранизации романа пелевинскими cмыслами явно пренебрегли в угоду картинке и спец эффектам. По словам одного из критиков, «фильм вышел ярким, как ёлка в Кремлевском Дворце, но чего-то недоставало». По отзывам другого зрителя, в «Ампире» то и дело видны уши «Матрицы». Данные отзывы очень четко иллюстрируют и мое впечатление от «Ампира V».
Претензий к актерам как таковым нет. Скорее, претензии к тому, как адаптировали книгу под сценарий. В романе Пелевина подробно раскрывается, как вампиры манипулировали обществом за счет халдеев, лоббировавший их интересы на всех уровнях власти. В фильме же все вращается только вокруг баблоса и красной жидкости, что делает сам смысл существования вампирской цивилизации несколько примитивным.
Второму персонажу Епифанцева (актер хитровымученно играет двоих) выделили две минуты экранного времени с нулевым количество реплик. Персонажу Бондарчука – пять. И на том спасибо. Для чего их героев тогда вводили в действие? Ради имени в титрах?
«У этого проекта, к сожалению, непростой путь, он требовал большого бюджета, — объясняет режиссер. — Это эпическая фэнтези-драма с кучей локаций и декораций. Ее надо было делать на полную катушку или вообще не браться».
Вот про «не браться» - это в точку. Как и про непростой путь – фильм отягощен угловатыми кусками-цитатами из Виктора Олеговича, которые воспринимаются как булыжники, как оседающая тяжелым комом трудноперевариваемая еда в желудке или как слон в посудной лавке. Одно дело эти потоки сознания читать, а другое дело – воспринимать их на слух. В данном случае каналы восприятия неидентичны и невзаимозаменяемы.
«Тебе же надо сперва переварить текст, а потом максимально от него уйти», — петляет Гинзбург. Признаться, истории кинематографа известны такие случаи, когда от текста первоисточника максимально уходили, как произошло это с экранизацией «Пикника на обочине» братьев Стругацких, из которого на выходе получился «Сталкер» Андрея Тарковского. Однако, в соответствии с одним крылатым латинским выражением, что позволено Юпитеру, то не позволено быку..
Как заметил исполнитель главной роли Павел Табаков, фильм «с одной стороны, о несменяемости власти, а с другой — о становлении личности в условиях, в которых очень сложно остаться человеком». Отлично, бинго, это – очень точное прочувствование пелевинской идеи, но дали ли актеру сию идею воплотить, создав для этого соответствующие возможности в рамках роли Рамы?
«Должно получиться круто. Хочется, чтобы все получилось», - говорит внешне напоминающий Святослава Рэриха китаевед Бронислав Виноградский, сыгравший вампира Локи. Завидный оптимизм, но.. Не получилось ли «как всегда»?
И вот же незадача: режиссер и актеры имели очень четкое и правильное представление о том, как надо, но конечный результат почему-то все же хромает.
А, может быть, из фильма длиной неполные два часа все-таки стоило сделать сериал при заявленной эпической фэнтези-драме, и и за счет этого он стал бы более смотрибельным и логичным?
6 из 10
12 ноября 2023
Когда-то 'Ампир V' был громким кинопроектом, который с нетерпением ждали поклонники Виктора Пелевина и вообще жанра фэнтези. Премьера должна была состояться в 2021 г., но ее перенесли из-за закрытых в пандемию кинотеатров. А затем он и вовсе не получил прокатное удостоверение от Минкульта.
Сейчас фильм легко можно найти в сети.
Сразу отмечу, что роман не читала и говорить буду именно о содержании фильма.
'Ампир V' предлагает зрителям погружение в тайное сообщество вампиров, которые правят всем миром и управляют людьми. Главный герой - обычный парень по имени Роман, который оказался избранным и стал вампиром по имени Рама. А большая часть фильма - это обучение Рамы, его знакомство с новым неизведанным миром и тайными правилами мироздания.
В какой-то момент 'Ампир V' начинает выглядеть как вампирская версия первой части 'Матрицы', где главный герой узнает, что все вокруг не то, чем кажется, и обучается сверхспособностям просто употребив капельку крови.
Однако если после обучения в 'Матрице' наступает этап применения новых знаний и борьба героя с врагами, то 'Ампир V' застревает в попытках героя понять бытие, мироустройство и смысл своего существования, параллельно скатываясь в историю о любовном треугольнике.
В целом недостатки фильма 'Ампир V' являются непосредственным выражением достоинств произведений Виктора Пелевина. Автор славится как критик актуальной социальной реальности, обличающий негативные стороны общества и личности с помощью метафорических и фэнтезийных историй. Для него герои повествования и совершаемые ими действия - условность. Главное - это транслируемые идеи. Но что хорошо на печатных страницах далеко не всегда хорошо для 'движущейся картинки' кино.
Эта кинолента получилась визуально изящной. Создатели действительно на славу постарались, чтобы мысленные опыты и внутренние метаморфозы героя получили зрелищное образное отображение на экране. Но для того, чтобы вампирская история, предлагающая совершенно уникальный фэнтезийный мир, получила содержательную наполненность и целостность, этих образов явно недостаточно.
В конечном итоге 'Ампир V' превратился в хаотично разбросанное разнообразие метафор, не складывающихся в единую историю и тем более не погружающую зрителя в свой мир. К тому же главные герои выглядят довольно блеклыми, плохо раскрытыми и не вызывающими никаких эмоций.
Но, все же отвечая на вопрос смотреть или нет 'Ампир V', я отвечу 'смотреть'. Это сырой фильм, который замахнулся на очень большую задачу, но не справился с ней. При этом познакомиться с пелевинским миром вампиров, халдеев, языков, гламура, дискурса и баблоса - довольно увлекательное занятие. В России так редко кто-то осмеливается критиковать социально-политическое устройство и социально-материальное неравенство, что этот метафоричный фильм при всех своих недостатках кажется глотком свежего воздуха. Ну и вариант устройства вампирского существования способен удивить даже поклонников жанра.
12 сентября 2023