Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тролль |
английское название: |
Troll |
год: | 2022 |
страна: |
Норвегия
|
слоган: | «Mountains Will Move» |
режиссер: | Роар Утхауг |
сценаристы: | Эспен Эукан, Роар Утхауг |
продюсеры: | Жасмина Торбати, Енни Виктория Ерн, Эспен Хорн, Кристиан Странн Синкеруд, Санне Глэссель, Тим Кинг, Эспен Сандберг, Роар Утхауг, Харольд Цварт, Веслемёй Рууд Цварт, Ivan Jamne |
видеооператор: | Ялло Фабер |
композитор: | Йоханнес Ринген |
художники: | Коя, Вилюс Ванагас, Карен Фабритиус Грам |
монтаж: | Кристоффер Хейе, Енс Педер Хертсберг |
жанры: | фантастика, боевик, фэнтези, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 декабря 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
В горах Норвегии идут работы над строительством нового тоннеля. И при очередном взрыве, из горы освобождается нечто невероятное. Власти срочно создают рабочую группу по решению проблемы и привлекают различных учёных, среди которых палеонтолог Нора Тидеманн...
Это практически идеальная калька голливудских фильмов-катастроф. Все основополагающие атрибуты на месте и работают в нужный момент. С одной стороны, вроде сомнительные комплименты, ведь по настоящему хорошие катастрофы в Голливуде не так часто и появляются, будь то уничтожение Земли какой либо стихией или же, как в данном случае, нападение огромного и не очень дружелюбно настроенного существа. С другой стороны, авторы 'Тролля' постарались позаимствовать всё хорошее как раз с успешных проектов, подкрепив действо народным фольклором и местными пейзажами. И это, конечно, главное достоинство этого фильма. Не знаю, каким был бюджет, но тролль получился вполне неплохо, правда сам дизайн великана не особо понравился, но тут, как говорится, на вкус и цвет. В остальном всё здорово. Тяжеловесная поступь, злобный рык- сделано на уровне и графика в глаза не бросается. Ну и вишенка на торте- натурные съёмки, что в наше время огромная редкость. А в Норвегии есть, что показать. И режиссёр этим пользуется сполна.
Возвращаясь же к сюжету, то тут всё по канонам жанра. Клишированные персонажи('сумасшедший' учёный, неадекватный политик, сильная и независимая главная героиня), клишированные ситуации(отмена взрыва в последнюю секунду, успешный план, проваливающийся в последний момент)- ничего, по сути, нового. Только вот, персонажи эти живые, интересные, с нормальными диалогами, пусть и не самыми глубокомысленными. А ситуации, пусть и предсказуемые, но нужные и двигающие сюжет дальше. Поэтому и клишированность не критична и при просмотре не вызывает возгласа 'опять то же самое'.
В фильме хватает и минусов, главный из которых это восприятие сказочного чудовища. Авторы, на мой взгляд, так и не определились, как относиться к троллю. В одной сцене нам показывают разрушительного монстра и тут же в следующем кадре одинокое и вызывающее сочувствие существо. Есть у меня мысль, что так они пытались донести экоповестку, мол, если природу обижать, то и она ответит тем же. Но, скорее всего я ошибаюсь. Ещё один минус - это немного скомканная концовка, в которой появляется новая, пятиминутная сюжетная линия, раскрывать которую не хватило времени. Может быть, в сиквеле, если он будет, на этом остановятся подробнее.
Ну и подводя итог, могу сказать, что фильм мне понравился. Приятные герои, отличное решение с привнесением норвежского колорита и фольклора, хороший визуал. Прекрасное пособие для всех не голливудских киноделов, которые пытаются снимать 'по-голливудски'.
6 из 10
28 декабря 2022
Говоря о фильмах жанра катастрофы практически всегда в первую очередь в голове всплывает образ фильмов американского производства и в большинстве случаев за авторством Роланда Эммериха, который стал одним из главных адептов жанра. Однако в не столь далеком 2015 году ситуация если и не изменилась, то пошатнулась точно. Когда свет увидела «Волна» режиссера Роара Утхёуга, который доказала, что норвежские кинематографисты способны снимать фильмы-катастрофы ничуть не хуже американцев и попадание картины в список лучших фильмов в истории кинематографа и лонг-лист номинаций на Оскар это лишь подтверждает. Фактически дав жизнь таким лентам как «Туннель: Опасно для жизни», «Разлом», «Пылающее море» и ряду других картин. Очередным пополнением в их ряды можно назвать и фильм «Тролль» режиссера Роара Утхёуга.
События данной ленты начинаются в центральной Норвегии в горном хребте Доврефьелль. Во время проведения буровзрывных работ при строительстве горного тоннеля происходит авария, которая уносит жизни строителей. Высланные на место аварии пилоты самолетов разведчиков находят странные следы больших размеров. В целях прояснения причин произошедшего, правительство собирает команду геологов, археологов и ученых. Среди них, один из лучших палеантологов страны Нора Тидеманн. Вскоре выясняется, что в результате буровзрывных работ был потревожен гигантский Тролль, который пробуждается после длительной спячки и начинает сеять хаос и разрушения на своем пути.
Думаю, многие согласятся с тем, что данный фильм то и дело вызывает некие аналогии с «Годзиллой» режиссера Гарета Эдвардса. Аналогично Эдвардсу, режиссер данной ленты намеренно либо не показывает, либо показывает частично и неразборчиво Тролля первые 35 минут и тем самым, лишь маринует зрителя в ожидании его появления и вокруг этого и выстраивая некую атмосферу напряжения и проворачивает это на протяжении всего экранного времени не один раз. Фактически отведя самому Троллю не так много экранного времени. Однако именно в этом оказывается «сила» данной ленты и довольно таки эффектные сцены зрелища и массового разрушения окружающей среды грамотно балансируются мощной атмосферой без превращения картины в тупой аттракцион из визуальных эффектов. К слову сам Тролль получился просто великолепным и картина может смело похвастаться не только очень качественными визуальными эффектами, но и довольно таки красивой съемкой в купе со зрелищным саундтреком Йоханнеса Рингена.
Аналогии с «Годзиллой» Эдвардса ощущаются и в плане истории. Стараниями авторов данной ленты, Тролль превратился не в очередного экранного монстра, а скорее в стихийное бедствие, ответ природы и даже олицетворение духа дохристианской Норвегии, который страна утратила давно. Тем самым, наделяя Тролля душой и даже сделав его трагическим персонажем. Что определенно пошло картине на пользу. Также хочется отметить достойно имплантированные в реалии современного мира элементы норвежского фольклора, которые к слову оказываются понятными и «доступными» даже для зрителей других стран. Сама история в свою очередь получилась достаточно объемной и интригующей. Медленно и достойно раскручивая маятник повествования, грамотно раскрывая характеры главных героев и охотно удерживая интерес по финальные титры. Тем более, что в финальных кадрах и в сцене после титров мы имеем достаточно интересный задел для продолжения, которое определенно хочется увидеть.
Все актеры без исключений достойно проявили себя на экране и крайне убедительно смотрелись в своих образах. Более того, это тот самый редкий случай, когда ни один из актеров не пытается перетянуть внимание на свою сторону и командными усилиями актерам удалось подкупить именно «ансамблевой», а не «персональной» игрой.
9 из 10
Тролль – это определенно один из лучших норвежских фильмов, что когда-либо видел и нечто большее, чем «местный ответ» «Годзилле» Гарета Эдвардса (пусть даже обе ленты слеплены по одним и тем же формулам). Авторам данной ленты удалось создать очень атмосферный и зрелищный фильм, который грамотно имплантирует элементы норвежского фольклора в условия современных реалий, рассказывает действительно интересную и захватывающую историю и охотно закрепляет всё это очень красивой и стильной картинкой. Не говоря уже о том, что сам Тролль тут оказывается не очередным киномонстром, а стихийным бедствием, ответом природы, олицетворением духа дохристианской Норвегии и даже частично трагическим персонажем.
11 декабря 2022
История расскажет о том, как рабочие долбили в горе туннель так, что потревожили горных духов и разбудили разгневанного тролля. Он разозлен и целеустремленно двигается в сторону Осло, по пути сея хаос и панику...
Норвежский динамичный фэнтези триллер про каменного исполина, готового все крушить на своем пути. Фильм из разряда зрелищных аттракционов, где создателей ленты можно похвалить за впечатляющие визуальные эффекты и реалистичную графику. К тому же режиссер удачно и ловко прикрутил скандинавскую мифологию, органично вписывающуюся в концепцию задумки. Годзилла, Кинг-Конг и прочие гигантские пацаны-разрушители принимают в свои ряды новенького - тролля.
Картина получилась несколько в мрачных тонах, но при этом пестрит забавными шутейками и общий тон подачи материала больше развлекательный и подойдет для просмотра даже в семейном кругу. Мифологическое существо не просто используется в качестве терроризирующего монстра, а имеет под собой грустную предысторию, при этом тролль продуман до мельчайших деталей, он например боится дневного света или звонов колоколов.
В добавок ко всему картина способна похвастаться шикарными живописными видами, что от красоты захватывает дух - это своего рода небольшая экскурсия по Норвегии. А кроме экшена фильм еще предложит сентиментальные эпизоды и трогательный финал, а так же ворох аллегорий на экологическую катастрофу и человеческую жадность.
Мораль: в какой-то момент Земля устанет от варварства людей и залезет в метеоритный душ смыть с себя всю человеческую грязь.
В итоге динамичная лента с приятным визуалом и простенькой, но не перегруженной историей с налетом скандинавской мифологии.
7 из 10
8 декабря 2022
История завязывается в Норвежских горах, где должна быть проложена железная дорога и подземное метро. Во время производства, рабочие случайно будят нечто, что выходит на поверхность из горы.
Выяснить феномен поручают эксперту антропологии Норе Тидеман.
Актёры: тут у нас есть полный список персонажей со своими привычками. Дочь антрополог. Фанат 'Стартрека' в лице Андреаса. Банальный вояка ('Колёса у нас уже есть. Теперь остались мускулы').
Наконец героя, к чьим словам должны были прислушаться сначала:
Тобиас весьма странный персонаж, но весьма колоритный. Каким до конца не смог стать Доминик Уэст в новой 'Расхитительнице гробниц'. Роару Утхаугу весьма удачно удаются сюжетные линии отцов и дочерей. Не детей, не юнцов-соплешей сыновей, а дочерей. У них особая эффектная связь между собой на экране. Правда, это уже вторая или третья лента Роара по его же сценарию. Поэтому хочется отметить, что ни фильм, так у каждого отца грязный вид лица. И борода чуть ли не до колен свисает. Правда, есть ещё шутка ниже пояса на эту тему, но это уже совсем другая история. Человек хочет ходить в своём доме, как захочет. Сам герой похож на моего отца чертами лица. Возможно и характером тоже.
Харизматичный Тобиас Гар. Б. Эйдсвольд вносит в повествование истории простой и удобный способ объяснить природу тролля. То есть с первого раза властям совершенно непонятно, что за 40 метровый зверь стоит перед ними. Сложно в книжки заглянуть, а тут единственный человек, специализирующийся на фольклоре был прав с самого начала. 'Надо верить, чтобы увидеть' - золотые слова не просто скептика, а уверенного в существовании такого рода зверей в природе. Не хочу сыпать соль на рану реалистам, но иногда надо мыслить нестандартно, чтобы успеть предотвратить катастрофу, дабы людям так хочется. И, чтобы спасти других людей. У властей и генералов есть куча оружия, но по закону жанра (как это обычно бывает в фильмах про японских и американских кай-дзю) не приносящей вреда зверю. А экспертов антропологии и таких, как Тобиас мало. Стоило бы прислушиваться с самого начала к нему. Понимаю, что для большинства верующих тяжело отказаться от веры в христианство, но если подумать 'кровь христианина' - это то, что надо отложить в сторону. Крест и молитвы не помогут, если хочешь выжить. А в кино обычно молятся перед смертью. Герои разных лент надеются выжить, но изобретательным (смекалистым) помогает ловкость, сноровка, удача и в нужный момент юркнуть в глубокую впадинку, чтобы не вылезать, пока монстр не уйдёт. Взять хотя 'Мир Юрского периода', где смертоносный динозавр чует запах будущей жертвы, а ГГ обливается моторным маслом или бензином, тем самым сбивая запах. Кто выживет? Правильно. Самый хитрый.
А между тем ближе к кульминации фильма мелькает мусульманин с обычным приветствием. Почему на него не может ополчится тролль, не понимаю? У Бога разные лица, но он един для всех. Вроде бы.
Во многом другом фильм отдалённо напоминает идеального образчика мокьюментари Овредала - 'Охотников на троллей'. Опять же куча скептизма со стороны документалистов, а потом уже они привыкают к существованию не фольклорных или мифических, а живых существ. Хотя для героя Ганса эти твари гораздо больше душевнее людей, несмотря на их природу. А для студентиков они материал для телеканала. Также в этом псевдодокументальном фэнтези есть сцена, где христианин молится. Вот вам и 'пушечное мясо' наготове.
Что касается фильма Роара Утхауга (по сценарию совместно с Эспеном Эуканом), то я начал смотреть его из-за ассоциации с 'Охотниками'. Фильм Овредала 'в жанре дрыгающей камеры' оказал громадное впечатление. Даже тот факт, что в Норвегии (в фильме упоминается, что тролли существуют по всему миру) существование троллей находится под грифом секретно, настолько, что о них не знают власти и премьер-минbстры, фантастично! Но не удивляет. В течении всего хронометража, мы понимаем, что Тобиас стал 'мучеником за права троллей'. Чем он пожертвовал ради доказательств? Во-первых, доверием дочери, которая с самого детства была на его стороне, но увидев жестокую правду (как Джон Коннор, чью мать заточили в психушку и отлучили от сына), то поняла, что надо быть реалистом и повзрослела. Во-вторых, стал посмешищем в глазах людей, но не оставил надежды, узнав о самом главном секрете Норвегии. В-третьих, рассудком, помешавшись на троллях и на фоне общем признании (с виду) добропорядочных людей, скатился до затворничества. Одиночество давит.
Немаловажную, но такую банальную роль сыграл Фритьоф Сокхейм. Власть обладает оружием массового поражения и проще нажать на кнопку и устроить ядерную войну. Вот тогда человеческая глупость достигает неимоверной точки идиотизма. Причём в геометрическом масштабе. Единственный среди всех солдат в лице Сьегора Петтерссона и Кима Фалька станут опорой в час нужды.
Действительно, факт неоспорим. Как только вылезает монстр из океана, будь то ли Годзилла или Клеверный монстр (Кловерфилд) то люди кричат в панике: 'Спасайся кто может!'. А затем покажем свою мощь военного арсенала. Но не всё так просто. Иногда простить и отпустить, чтобы лишних проблем не было. Нужно взять и успеть эвакуировать людей, по той местности где пройдет великан, но неужели так сложно 'не применять' оружие, если он сам не нападает. Если не взбесят христиане. Поэтому во многом этот фильм об одиночестве и сочувствии. Тобиас, как и его Нора были одиноки, но взялись за дело, примирившись забыв прошлые беспочвенные обиды. Перед этим моментом, особенно когда Тобиас пытается найти решение и заодно ощущает себя древним королём. Таким же не до понятым большинством людей был Тобиас. Прочие люди во вселенной Утхауга - самое главное оружие, вселяющие хаос в свою среду обитания. Мы боимся того, чего не понимаем. А иногда важно поверить, что не все на свете монстры. Удивительно, но на вымышленном телевидении не называют 'тролля' троллем.
Композиция Йоханнеса Рентгена запоминается в памяти. Пускай даже в таком фэнтези с кай-дзю легко найти душевный подъем с помощью горного хребта, и его вдохновения.
Операторская работа достойная. Хочется отметить работу Ялло Фабера, особенно в моменты эффектного спасения ребёнка (спасение которого показало, что 'оно' может чувствовать и способно быть человечнее, чем сами люди). Интересные и крупные планы главных героев.
Впечатления: на вторую часть не надеюсь, потому что фильм и так вышел прекрасным. Невозможно отделаться от мысли, что каждый момент в фильме угадываешь с полу слова и фразы, которые нравится угадывать. Изюминка фильма в том, что жить в мире не так просто, когда ты один.
Сцена после титров: сильно схожа с концовкой 'Годзиллы' Эммериха.
5 декабря 2022