Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тар |
английское название: |
Tár |
год: | 2022 |
страна: |
США
|
режиссер: | Тодд Филд |
сценарий: | Тодд Филд |
продюсеры: | Тодд Филд, Александра Милчэн, Найджел Вулл, Кейт Бланшетт, Скотт Ламберт, Себастьян Фар-Бри, Франческа Лентини, Крис Ловенштейн, Фил Хант, Стивен Келлихер, Маркус Лоджс, Комптон Росс, Дэвид Л. Шифф, Уве Шотт |
видеооператор: | Флориан Хоффмайстер |
композитор: | Хильдур Гуднадоуттир |
художники: | Петра Ринглеб, Патрик Херцберг, Марко Биттнер Россер, Бина Дайгелер, Эрнестина Хиппер, Штеффен Гайтнер, Сучартанун «Кай» Кулади |
монтаж: | Моника Вилли |
жанры: | драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 35000000 |
Сборы в США: | $6 773 650 |
Мировые сборы: | $29 048 571 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 38 мин |
В студенческие годы учеба давалась мне тяжело, на большинстве лекций я ощущал себя беспросветно тупым и если это были не спец. предметы, то я хотел поскорее придти домой и прильнуть к колонкам своего магнитофона и ICQ на мобилке. Обучаясь на факультете дизайна, я невольно контактировал со студентами других отделений, которые были преимущественно музыкантами. Никак не думал, что буду чувствовать себя очень тупым не только среди преподавателей, но и среди студентов других факультетов. Спустя годы меня, впервые за долгое время, посетило схожее ощущение при просмотре прошлогоднего номинанта на Оскар.
Меня никогда не смущали высокопарные беседы о музыке, чтобы не чувствовать себя обделённым я непременно включался в дискурс и был на одной волне с собеседниками. Но музыканты, в особенности связанные с классикой - это люди совершенно иного толка и общий язык с ними найти затруднительно. Вот и здесь меня постоянно преследовало ощущение отсутствия нужного контекста для понимания мотивации персонажа, даже несмотря на безупречную игру центральной актрисы.
В центре сюжета всемирно известная дирижёр и композитор Лидия Тар, которая становится первой женщиной-дирижёром, возглавившей Берлинский филармонический оркестр. Её жизнь и творчество на пике, она даёт множество профессиональных интервью, воспитывает с партнёршей маленькую приемную дочь и готовится к записи 5й симфонии Малера в новой должности. Но насыщенную событиями идиллию нарушает весть о самоубийстве её бывшей подопечной, которая ставит репутацию Тар под угрозу.
Я могу понять претензии всех тех зрителей, которые ждали победы Кейт Бланшетт на Оскаре, но вот посмотрел я лишь с третьего раза этот безумно душный фильм и понимаю чем именно Мишель Йео затащила в том году, а именно «Всем, везде и сразу». При всём уважении, к Бланшетт никаких претензий, а вот всё остальное это дирижёрский процедурал для тех кто в теме или для хардкорных фанатов актрисы. Вот смотрю я уже второй фильм подряд, заявляющий себя как триллер, но по итогу сливающий весь этот триллер в приступы паранойи и нелепых случайностей. Пространные беседы о назначении музыки, общение со звучащей музыкой как с живым человеком, нагнетание атмосферы и неуютные моменты смотрятся весьма прозаично, а твёрдая как стейк well done Бланшетт теряется посреди этого всего, несмотря на то, что находится в кадре почти 100% хронометража. Не смотря на всё, у фильма определённо есть свой стилёк, люди из профессии или связанные с работой в симфоническом оркестре точно кайфанут, с реалистичностью, как мне кажется, здесь вообще никаких проблем.
7 из 10
Первое, что порадовало - это безупречная картинка. Обилие широких планов и зажатие персонажей в просторные стерильные интерьеры добавляют некой воздушности и в то же время создают небольшой дискомфорт. Одновременно и разочаровало и удивило - в фильме мало самой музыки, а точнее вся присутствующая никак не запоминается. Что странно, ведь за саундтрек отвечала исландка Хильдур Гуднадоуттир, поработавшая над «Прибытием» Вильнёва, «Выжившим» Инньяриту, «Джокером» Филлипса и мини-сериалом «Чернобыль» от HBO. Бланшетт - шикарна, но даже она не может заполнить собой всё пространство картины. Постановщик Тодд Филд снял «Как малые дети» с Кейт Уинслет, а так же снялся сам в трёх с лишним десятках лент, прошедших мимо массового зрителя. Смотреть можно, но не обязательно!
16 февраля 2024
Весь фильм сплошные разговоры. И какой это все-таки гадюшник, симфонический оркестр. Все интригуют и друг друга подсиживают. Еще и каждый второй там сумасшедший. Главная героиня дирижер, одна казалась адекватной, хоть и была бабой с яйцами. Но нет, ближе к финалу, хороший вкус изменил сценаристу. Взглянуть на внутренности симфонической музыки вначале было интересно, но не 2 же с половиной часа. За что такие мучения? Классические композиции, симфонии, там, или концерты, меньше длятся. Тем более вторая половина фильма слабее первой. Потому что она больше не про музыку, а про абъюз и харасмент. Был бы фильм короче, я бы его даже посоветовал, а так не знаю. Если вы слушаете классическую музыку, тогда смотрите, если у вас другие музыкальные вкусы, то лучше не надо. Тем более фильм больше не о музыке, а о культуре отмены.
6 декабря 2023
Замечательная психологическая драма с великолепной Кейт Бланшетт в главной роли. Кино наверное не совсем оправдало ожидания, но для меня это скорее плюс.
Если честно, поднадоели стандартные отработки повесток и сейчас явно не хватает гуманистического направления. Естественно феминистический и ЛГБТ уклоны есть и казалось, что это будет основная направленность. Первая женщина-дирижёр Берлинского филармонического оркестра, да ещё и лесбиянка. К слову, в настоящий момент, до сих пор таких женщин-дирижёров, так и не было. И вступительная часть с интервью навевало на какой-то мотив, раскрывающий тему сильных женщин в первую очередь.
Но создатели фильма хоть и не отпустили эти трендовые мотивы, но прошлись по ним очень тонко и открыто, сосредоточившись на бытовой человеческой психологии героини и её окружении. Кино о талантливом человеке, обличённом властью. О человеке эгоистичном, эгоцентричном, но преданном своей идее и в какой-то мере, наверное принципиальном.
И далее сюжет плотно касается современной темы культуры отмены, через медийность и условную значимость ценности искусства в наше время. Люди могут открыто восхищаться, но при этом сужают своё восприятие категоричностью оценки личностей, готовы верить слухам и не хотят что бы врывались в их личное пространство, даже если это великолепная музыка.
При этом, сложно сказать есть ли сопереживание к главной героине. Возможно она это заслужило, как и западное общество в целом. Но когда-то придут новые варвары и мир изменится.
Кейт Бланшетт заслуженно получила Золотой Глобус и Кубок Вольпи.
Рекомендую.
Очень интересно мнение музыкантов о так сказать, технической составляющей. Интерес к классической музыке кино тоже повышает.
22 октября 2023
Я никогда не слышала о режиссере, который снял фильм «Тар» и никогда не смотрела другие фильмы о дирижёрах-женщинах. Поэтому никакая особенная дорога не вела меня к этому фильму. Никакая, кроме одного имени. Cate Blanchett.
Моя любимая актриса.
«T?r» был представлен в сентябре 2022 года на Венецианском кинофестивале, номинирован в нескольких номинациях на «Золотом глобусе» и назван одним из лучших фильмов этого года.
Как и любая magnum opera, «T?r» наполнен яркими и запоминающимися моментами. Сюжет повествует об известной женщине-дирижёре по имени Лидия Тар, которая готовится исполнить одну из симфоний австрийского композитора Густава Малера. Такое описание сюжета даёт интернет. Однако ничего заранее не сообщает о том, что на протяжении всего фильма главная героиня (Cate Blanchett) пьёт чужие таблетки, пытается избавиться от странных подарков, намеренно не отвечает на телефонные звонки и влюбляется в тех, кого следует обходить стороной.
Запоминаются сцены, где она с кем-то ужинает, обедает или пьет чай. Может быть, потому что эти эпизоды наполнены особенным светом и являются единственными моментами, где женщина-дирижер улыбается. Во всех других она напряженно репетирует, громко кричит, сосредоточенно думает или молча изводит каждого, кто в неё влюблен.
Запутанный сюжет, холодный Берлин, огромный концертный зал и многое другое создают одно странное и устойчивое ощущение: в этом фильме никому нельзя доверять. Ни актёру, ни режиссеру, ни зрителю. Посмотрев все три часа фильма, я не знаю, понравился он мне или нет. Знаю только то, что вернусь к этому фильму ещё раз. Слишком талантлива здесь Cate Blanchett, слишком таинственны все другие обстоятельства фильма.
7 октября 2023
- Мне как небелому пангендерному человеку мезегинисткая жизнь Баха не даёт серьёзно воспринимать его музыку.
- Что вы имеете в виду?
- Разве у него было не 20 детей?
- Да, конечно! Но я не понимаю, как его выдающиеся способности в постели связаны с си-минором (имеется в виду Месса си-минор Баха).
- Такая избирательность перекрывает пути вашего познания, - говорит Лидия Тар.
Но давайте посмотрим, как обстоят дела с путями познания самой Лидии.
Чтобы не было разночтений, журналист Адам Гопник представляя Тар, перечисляет все заслуги уважаемой маэстро, поясняя, в чём заключается гениальность на примере или в сравнении с замечательными и абсолютно реальными исполнителями и гениями прошлого и настоящего, оперируя именами Густава Малера, Ленни (Леонарда Бернстайна), Натали Шруцман и прочими артистами, чтобы зритель прочувствовал масштаб и моментально поверил в то, что Лидия Тар - личность выдающаяся. Принял на веру, так сказать!
Ок, посмотрим, что же такого выдающегося в ней, в этой высокой блондинке в вечном мужском чёрном костюме.
Мы наблюдаем быт, рабочие встречи, интриги с коллегами, возможность быть папой для дочери Петры и Богом для оркестрантов, но в этом нет никакой творческой загадки, а есть лишь попытка иллюстрировать, что Лидия Тар та, о ком в первые же минуты фильма зачитал дикторский голос.
Но тогда в чем сущность ее неординарной музыкальной природы? Вялое блямканье по клавиатуре рояля, когда Тар неуверенно и явно дилетантски перебирает клавиши, ее композиторство, когда из двух трезвучий следует выбрать наименее удачное, крошечные сцены репетиций с оркестром, плохое исполнение концерта Элгара, когда она широкими взмахами рук хочет подчинить оркестр, а оркестранты недоуменно переглядываются? Тоже нет.
Кейт Бланшет - выдающаяся актриса, и она может быть кем угодно, кого по сути придумали из ничего, поскольку далее фильм покажет, что будь Лидия Тар топ-менеджером, модельером, сталеваром, все было бы точно также - ничего в ее жизни не состоит из музыки. Есть только разговоры и остроумные реплики в пикировках со студентами, с которыми легко справиться любой демагог от музыки, особенно если тем не нравится Бах по причине своей цисгендерности.
И чем дальше, тем очевиднее, что музыка отнюдь не альфа и омега ее жизни, а лишь повод для самоутверждения. Она пользуется музыкой и людьми, при этом не может с ними справится как с упомянутым трезвучием.
Самая большая проблема фильмов, завязанных на музыке, где в центре есть фигура сходная с Тар, состоит, прежде всего, в том, что зрителя ставят перед фактом, что главный герой «no name» является априори гением. Но когда вы смотрите фильмы подобные Амадею, Бессмертной возлюбленной, Три цвета–Синий, Пианисту и т.п. - первым делом, без лишних слов, зрителю дают осознать и прочувствовать природу неординарности людей, ради которых это кино затевалось, проиллюстрировать весь пыл их созидательной натуры, погрузиться в то, что для них составлять суть их личности и поверить в то, что их творчество –в данном случае музыка - Чудо.
На протяжении всей истории музыки, начиная с того момента, как верно замечает Тар, когда дирижёр из предтечи метронома дорастает до эпохи Густава Малера и его последователя и ученика Бруно Вальтера, когда мужчина - дирижёр становится Абсолютом в мире исполнительства, а женщина-дирижёр - случайностью, небольшим сбоем системы, нам отчаянно старается доказать, что сейчас женщина может быть дирижёром, лидером, гением. Конечно, может, и это не теорема, а аксиома.
По своей сути дирижер – это autokratische Personlichkeit, и правда – тут не место демократии, при этом оркестр Берлинского филармонического выбирает себе диктатора сам с 1882 года. Но опять же в случае с Тар – выдающийся оркестр — это какая-то амёбная масса с инструментами, у которой нет даже звукового отношения к происходящему. Ему не нужно ничего доказывать, можно просто тыкать пальцем – вы там, гобой, играйте потише. Мы не видим Тар глазами зрителей, коллег, им не передаётся ни ее страсть к музыке, ни ее артистизм и харизма лидера, которые отмечают всякий, кто когда-либо ходил на подобного рода выступления
А потому говорливая и ничем не примечательная виолончелистка, у которой тоже есть фигура для масштабности сравнения - великая Жаклин Дю Пре – тащит и так неустойчивую в своей артистической призрачности Лидию в круговорот лабиринтов и безумств. И это безумства пусты и нелепы, поскольку, начиная метаться по миру, никуда не денешься от пустоты нутра.
Под конец ждешь, что малеровская симфония зальёт все смысловые пустоты густым потоком, подхватив главную героиню, вынеся ее на благословенный берег, раз уж она так пытается подражать ему, но нет, Лидия Тар лишь падает со своего дирижёрского подиума с широко раскинутыми руками, хороня остатки карьеры, а Малер так и остаётся на своём недосягаемом пьедестале.
25 июля 2023
Кейт Бланшетт уже много лет является одной из моих любимейших актрис, за игрой которой всегда невероятно интересно наблюдать. В новой картине 'Тар' она сыграла роль уважаемого, фанатичного и хладнокровного дирижёра Берлинского оркестра, всей душой преданного своему делу. Несмотря на незыблемый авторитет среди коллег, однажды в связи со смертью бывшей подопечной, она, обвинённая в косвенной причастности к этому, подвергается колоссальному давлению, обрушившемуся на нее со всех сторон. Ее настигает так называемая 'культура отмены', поразившая в последние годы весь мир, когда без суда и следствия тебя готовы растерзать и свести на нет все былые успехи и достижения.
Наполненная аллегориями сильнейшая актуальная картина, очерняющая обратную сторону современных правовых реалий. Справедливости ради замечу, что при всей серости красок и неторопливому сюжету, фильм обладает какой-то едва заметной глазу тонкой красотой, но при этом, безусловно, вся картина в целом держится исключительно на персонаже Кейт Бланшетт. Она просто берёт и творит это кино, очаровывая своими ласкающими слух монологами, притягательной мимикой, своим шикарным вхождением в образ. Созданные вокруг нее, по сути, на пустом месте чудовищная суета и предвзятость, несмотря ни на что, не ломают ее, хоть и в корне меняют жизнь, заставляя переступить через себя и приспособиться к новым условиям. Роль, безусловно, достойная Оскара, который она, к сожалению, на этот раз не получила.
8 из 10
10 мая 2023
Как же идеальна для этого фильма Кейт Бланшетт, как она вписалась в сюжет, в образ, в картинку. После просмотра невозможно представить на ее месте кого-то другого.
Сюжет сложный, как и персонаж главной героини. Кажется, чтобы разобраться и расставить все пазлы на места, хорошо бы пересмотреть фильм, вот только не хочется. Потому что драма настолько тяжелая, что осознанно в нее окунаться второй раз вызывает сильное сопротивление. Итого весь фильм смотришь с морщинкой между бровей, чтобы понять почему же Лидия Тар себя так ведет.
Жизнь талантливой успешной женщины разворачивается на 180 градусов. С одной стороны, ты сопереживаешь и хочешь вернуть для нее все на прежние места, а с другой, все происходящее абсолютно логично. Лидия совсем не ангел, уже с начала фильма видно ее противоречивое поведение и по сути она уже давно копает себе яму своим отношением к людям и себе.
2,5 часа фильма о глубокой депрессивной женщине, еще и про классическую музыку для меня было сложной миссией. Я с ней справилась, но чтобы не допустить подобных ошибок, буду читать рецензии до просмотра фильмов, а не после.
5 из 10
11 апреля 2023
В этом году номинанты на Оскар как всегда разнообразны. Каждый фильм уникален и претендует на определённый пласт номинаций. Где-то основная цель — технические награды, где-то сюжетные. Данное кино плавно и спокойной, вместе с Кейт идёт забирать себе одну из основных актёрских наград.
Сюжет таков. Тар — фамилия талантливой дирижёра, с огромным количеством титулов и наград. Девушка начинает готовиться вместе с Берлинским симфоническим оркестром к новой записи. Но у всех есть скелеты в шкафу, которые начинают вываливаться в самый не подходящий момент.
Если протерпеть первые ужасно длинные и скучные пол часа фильма, потом, начинается классная, увлекательная история.
Кино наполнено очень большим количеством музыкального. От самой инструментальной музыки, до имён разных творцов и терминов. При просмотре, ты попадешь в какое-то элитарное общество. Весьма и весьма сложно отстраниться от этой специфической направленности и наличия миллиона понятий, которые не знакомы и своеобразны. Но, если получается занять позицию наблюдателя, немного абстрагироваться, ощущения от просмотра остаются положительные, и при этом неоднозначные.
Это история конкретной личности, которая находится в центре повествования. По этой причине у Кейт громаднейшее поле для игры. Она показывает все свои способности и забирает начисто внимание зрителя. Также и из-за специфики роли дирижёра, появляется много возможностей для жестикуляции, иллюстрации уникальных эмоций. Бланшетт отыгрывает на всю.
Уникальность картины в том, что раскрывается тема культуры отмены, которая может касаться и женщин. Харассмент — это не про пол, а про власть, и про то как люди распоряжаются этой властью в своих личных целях.
Культура отмены, которой плевать на все твои достижения. И уже совсем не имеет значения делал ты что-то плохое или нет, при наличии намёков и объявлений ты уже будешь отправлен в своего рода «утилизацию».
Также поднимается вопрос о разделение творчества человека и его личины. Сама главная героиня делает акцент, что произведения автора, несмотря на все его действия, должны быть, должны использоваться, упоминаться. На рассуждение зрителей остаётся идея о том, какая позиция здесь будет являться правильной.
Тодд Филд сделал картину про творчество, творцов. Если финал остаётся не однозначным по некоторым из позиций, здесь важным является отношения самой главной героини к своему делу. По итогу несмотря на все происходящая Тар продолжает оставаться дирижёром. И это ставит огромную точку в работе.
8 из 10
Если Вас захватит, то положительные эмоции обеспечены.
28 марта 2023
Дирижёр и композитор Лидия Тар становится первой в истории женщиной-дирижёром Берлинского филармонического оркестра. Она на вершине успеха, при этом успевает следить за личной жизнью и воспитывать дочь. Все рушится, когда она узнает, что одна из ее бывших подопечных покончила с собой.
Сложное для восприятия кино, не столько по форме, сколько по содержанию. Хотя форма тоже тяжеловата. Длиннющие диалоги первые 40-50 минут, в которых нам раскрывается образ главной героини, напичканы терминами и смыслами из мира классической музыки. Я к своему стыду от этого мира далека, поэтому первый час для меня стал пыткой и насилием над моим вниманием. Я чувствовала себя некомфортно, мне хотелось отвернуться, отвлечься, слишком давили на меня эти беспрерывные разговоры.
Я более менее освоилась во второй половине фильма, когда начались какие-то события и появилось больше героев, а не только властная, самоуверенная, крутая Кейт Бланшет. Я не читала описание фильма, поэтому больше половины хронометража провела в непонимании, куда меня эта история ведет. Когда стали вырисовываться контуры сюжета, стало как-то полегче. Это кино не для развлечения, это кино с претензией на подумать. Тут ничего не проговаривают в лоб, а обо всем нужно догадываться, додумывать, следить за намеками и подсказками.
Это интеллектуальное кино в меня абсолютно не попало. Может быть из-за недостаточно развитого мышления или недостатка прочитанных книг, а возможно я просто не готова на данном этапе жизни посвятить 2,5 часа изучению сложной личности дирижера с ментальными проблемами и неприятным характером.
Несмотря на мою скептическую оценку, главная тема, когда я до нее докопалась к концу картины, мне интересна. Страдания и нелегкая судьба гения. Как человек может постепенно сходить с ума и погрязать в депрессии, даже если он добился больших успехов. Репрезентация современной культуры отмены. Надо сказать, что в данном случае я никакого сочувствия к главной героине не испытывала.
Основная движущая сила этой картины и то, ради чего можно потерпеть два часа насилия над мозгом - это Кейт Бланшет в роли Лидии Тар. Она, без сомнений, великолепна. Но в целом, это кино не мое. Я не буду его пересматривать и не стала бы смотреть, если бы не пыталась отсматривать главных номинантов на Оскар.
24 марта 2023
Да, сложная картина про женщину в мужской профессии. Кто вообще решил, что в этой профессии должны быть только мужчины?
Потому что это главная позиция? или потому что это руководящая должность? или музыкальный талант может быть только у мужского рода?
Если задуматься об этом, то женщины уже во всех профессиях продвинулись на уровне с мужчинами, но еще остались не актуальные нестандартные профессии куда современность равноправия родов еще не дошло.
В фильме Тар в то же время актуальная тема, но не в стандартном амплуа.
Очень интересные диалоги. Длинные, нудные и интеллектуальные, надо внимательно вдумчиво слушать и вникать, тогда происходят инсайты на другом уровне. Чего только стоит диалог со студентами, которых она учила. Как стереотипность, принципиальность и ограниченность мышления не дает полного созерцания этого мира - так размышляет главная героиня Лидия Тар.
Да, у нее конечно своеобразное индивидуальное мышление, но очень интересно посмотреть на тот же самой вопрос с другого ракурса.
Но гений, он всегда гений! Такие люди, не от мира сего, всегда имеют не стандартные решения и свои загоны. Они тем и отличаются, тем они и становятся гениями этого мира.
Мы можем их осуждать, мы можем их не понимать, мы можем их не воспринимать всерьез, но это не мешает им быть супер популярными и знаменитыми. Именно своим отличием они вызывают бурное обсуждение и внимание, тем более где женщина работает в мужской профессии.
Режиссер Тодд Филд - не просто фантазер, он гений который придумал собирательный образ гения. Создать не существующего героя, который выглядит так натурально благодаря уникальной работы актрисы Кейт Бланшетт, надо реально быть в курсе гениальной жизни талантливых людей, иметь столько информации поведения нестандартных гениальных персонажей.
Так что я считаю, что это картина не стандартная и достойна внимания, и даже наград кинофестивалей за необычный подход к актуальной теме.
10 марта 2023
Сразу с порога вопрос - есть ли что-то, чего Кейт Бланшетт не может сыграть?! Возможно и есть, но такой роли пока не случилось. Сценарист и режиссёр фильма “Tár”, Тодд Филд, писал сценарий специально под Кейт. Если бы актриса не приняла в нём участия, кино бы в принципе не состоялось.
Первые минут 10 фильма внимательно случаешь диалоги героев, пытаешься вникнуть в происходящее на экране (событий немного, но всё же)… Спустя какое-то время начинаешь осознавать, что суть не в том, что ты видишь или в том, что говорят герои, а в том, что идёт подтекстом. Взгляды, мимика, интонации, движения – они гораздо больше дают понять зрителю, о чём вся история.
Итак. По сюжету Лидия Тар, всемирно признанный дирижёр и композитор (вымышленный персонаж) репетирует с Берлинским филармоническим оркестром симфонию №5 Малера. Безумно ответственное мероприятие, особенно для первой женщины, возглавившей оркестр Берлинской филармонии. Естественно, такой уровень не для обычного человека. Лидия практически как Суперженщина со своим опытом, талантами и умениями. Когда в фильме перечисляют её бесчисленные регалии, к концу забываешь, какие были в начале.
Конечно, у таких великих людей обычно непростой характер. Ещё они частенько страдают от психических расстройств – ничто в этой жизни не даётся просто так, тем более талант. Лидия властная, целеустремлённая (а как иначе), любит, когда всё складывается так, как хочет она и очень не любит, когда ей возражают. Классический образ начальника. Кроме того, с первых кадров “Tár” можно заметить у неё признаки психического расстройства. Букет характеристик, который не каждая великая личность вынесет.
Вот и Лидии Тар приходится непросто. Кроме дирижирования оркестром в её списке дел ещё с десяток пунктов: написание собственного музыкального произведения, преподавание, мастер-классы в различных именитых образовательных учреждениях, написание книг, дача интервью, миллионы встреч и выполнение семейных обязанностей. Да-да, у Лидии есть партнёр по жизни - Шэрон, также женщина-музыкант с регалиями и первая скрипка в оркестре Берлинской филармонии. И дочь Петра, наверно, единственный человек в жизни Лидии, которого та любит безусловно.
Есть ещё один человек в насыщенной жизни Лидии, который является её неотъемлемой частью – личная ассистентка Франческа. Барышня безупречно выполняет все свои обязанности. Лидия только подумала, а Франческа уже сделала. Девушка рассчитывает на дальнейшее развитие в рамках руководящей работы с оркестром. Самое важное - Франческа восхищена своим боссом и питает к ней особые чувства. Это опасно для девушки, потому что у Лидии потребительский подход к людям. Далеко не всегда такие натуры как Франческа выдерживают подобное отношение, несмотря на всё своё восхищение и приверженность человеку. Вот и случается событие, после которого жизнь Лидии Тар уже не будет складываться исключительно так, как она хочет …
“Tár” – очень напряжённое, можно даже сказать, гнетущее кино. Действие фильма разворачивается в Берлине, сером и неприветливом. Лидия с английского периодически переходит на немецкий, сухой и жёсткий язык. В антураже практически нет красок, разве что в элементах гардероба остальных героев проскакивают цвета или зелёная листва на улице. Всё отражает нутро Лидии Тар. Человека, который без повышенных тонов, без нецензурной лексики может довести оппонента до истерики.
Кроме всего прочего, фильм “Tár” наводит на размышления о том, насколько личность человека и его неоднозначные поступки могут перечёркивать его великий талант и все достижения. Можно ли продолжать восхищаться такими людьми? Ведь, если начать подробно изучать биографии этих самых великих личностей, классиков, открываются детали, с которыми их творчество воспринимается уже не так однозначно.
Итого. Великолепная Кейт Бланшетт, богатый подтекст фильма, потрясающее классическое музыкальное сопровождение и беспрерывный эмоциональный накал. Если вам интересно погружение в такую атмосферу на два с половиной часа, то “Tár” рекомендуется к просмотру.
9 марта 2023
За кулисами
Мир классической музыки герметичен, но полон людей. Колоссальность оркестра по сравнению с рядовой рок-группой поражает, но за каждым его участником кроется своя история, своя драма. Режиссер Тодд Филд в первом за 16 лет фильме присмотрелся к главной фигуре большой сцены — дирижеру. А именно, к женщине. Лидия Тар, которую сыграла Кейт Бланшет, один из самых известных дирижеров в мире фильма. Она руководит оркестром в Берлине, специализируется на Малере, дает интервью ведущим СМИ и чутко следит за репутацией, не забывая заносить новые достижения в комплементарную статью на «Википедии».
Дирижер цементирует музыку, вдыхает в нее характер и устанавливает связь с каждым участником оркестра. Главная героиня проникает в быт подопечных еще глубже. Тар живет вместе со своей коллегой-скрипачкой и помогает воспитывать ее дочь. Интимные связи с музыкантами оркестра и представителями герметичного мира классики для нее обычное дело. Не одну судьбу разрушила одаренная и острая на язык Тар. В разговорах со студентами она не боится показаться нетолерантной и ловко ставит на место чернокожего ученика, который не приемлет «белого сексиста Баха».
Тар предана музыке, но кажется, будто она достигла всего, чего хотела, оттого еще более мощным и трагичным оказывается ее быстрое падение.
Тар хоронит ее гордыня. И поэтому Тодд Филд так тщательно препарирует закулисье академиков, чтобы показать нам: в этом мире блестящих залов, костюмов и дорогих инструментов так легко оступиться, даже если ты играешь по всем правилам. В финале картины Тар оказывается в чуждом для нее мире детских уроков и гиковских концертов, но он оказывается даже более живым, чем стерильный, а оттого полумертвый, мир состоятельных лицемеров.
7 марта 2023
Байопик про дирижёра Лидию Тар вышел драматичным, красивым и жестоким. Прекрасное исполнение роли от Кейт Бланшетт дарит сложный жизненный путь Тар, который пересекается между вкусов классической музыки и отношением с коллегами. Дирижёр выполняет главную задачу во время концертов – это архитектор всего концерта. Картина показывает значимость и уважение главной героиней, чтобы поместить её в ограничивающие рамки.
История не такая далёкая, поэтому экспозиция упоминает многих знаменитых композиторов современности. Фильм красив цветовой гаммой и чувством свободы. Режиссёр Тодд Филд помещает героини в тёмные тона, давая ей большое пространство. Большая консерватория, объёмная квартира, самое главное место в концертном зале – всё для того, чтобы показать важность человека. С учениками Лидия ведёт себя довольно строго, не скупясь на жёсткие замечания. Но её подход даёт нужные результаты, готовя Лидию к важному концерту в Берлине.
Для контраста мы сталкиваемся с проблемами Тар в личной жизни. С учениками она одна, а дома она не защищена ни от чего. Постоянный акцент на звуках, на медиаторе, на держании темпа позволяет оценить, что она зависима от своей профессии. Лента умеренно вводит и семью Лидии, и её отношению с дочкой, ставя классический выбор: работа или семья, в котором победу одерживает подготовка к концерту.
Фильм медленный, смиренный (как Урия Хип в «Дэвиде Копперфильде» Чарльза Диккенса), он даёт постепенное раскрытие героини, чтобы показать, какое влияние на неё оказывают факторы привязанности, заботы и желания помочь музыкантам раскрыть свой потенциал. Партнёрша Лидии является первой скрипкой в оркестре – начинающий инструмент, за которым следует уже весь оркестр. Именно через эту партнёршу мы раскрываем Лидию такой, какой она старается не показываться на виду.
Постоянные репетиции, работа над книгой, сочинение собственных композиций и подготовка к концерту преподнесены как череда безостановочных событий, которые давят на музыкантшу, которые зажимают её в самой себе. Картина даёт нам завистников и недоброжелателей Лидии, которые только и ждут, чтобы уличить человека в каком-то скандале. На фоне всего объёма дел мы сталкивается с интересами Тар: будь то кадровые перестановки в оркестре, встречи с уважаемыми коллегами либо индивидуальные занятия с подопечной.
Ключевой переворот заключается в трагедии, которые сваливается на всё окружение в целом и на Лидию в частности. Когда все только и ждут, чтобы указать Лидии на её место, попадается возможность сделать историю. Картина демонстрирует, как меняется человек под давлением прессы, как лёгкость и безразличие превращают женщину в зависимую от таблеток больнушку, как лёгкие увлечения оборачиваются серьёзными скандалами и проблемами.
Фильм своим неспешным повествованием удивляет несколькими динамичными и опасными эпизодами, которые сильно нужны были этому байопику. Когда ты уже разобрался с персонажем и оказывающими влияние на него факторами, нужно какое-то действие, какой-то скачок, чтобы выпустить всё то, что скрывалось в душе Тар. Бланшетт прекрасно передаёт эмоции, показывает, что может сделать человек, который доведён от отчаяния. Одна девушка вызывает подозрения, другая устраивает скандалы.
Режиссёр снял красивое кино. Тодд Филд умением подобрать цвет и звук сделал это не просто сборником инструментальной музыки, а показал, что в жизни композитора главное значение имеет тишина и покой. Фильм местами приедался, от обыденности исходило уныние, но стоило какому-то событию свершиться, как стремительные действия поднимали дух. Обвинения, споры, услуги медиатора (забавно, что в фильме присутствуют оба значения этого слова), последствия. Сложная, насыщенная постоянным давлением жизнь выдаёт результат постоянных проблем, чтобы показать, что можно убрать человека от музыки, но музыку из человека не убрать никогда. Хотя и финальные кадры с оркестром навивали печаль.
4 марта 2023
'Тар' - почти совершенная язва про культуру отмены с почти совершенной Кейт Бланшетт
Тодд Филд не снимал больше 10 лет и внезапно возник с байопиком о токсичной женщине-дирижере, которой на самом деле никогда не существовало. В этой псевдореальности и заключен один из глобальных смыслов картины - черно-белый мир есть только в головах идиотов.
Лидия Тар - точно не из идиоток, хотя они ее и окружают. Она - судя по имени венгерка-самоучка, одна из лучших дирижеров в истории музыки. Училась у Бернстайна, стала первой женщиной, возглавившей Берлинскую филармонию, получала EGOT (Emmy, Grammy, Oscar, Tony) и готовится к выпуску фундаментальной книги о теории искусства.
Терпеть этого гения рядом - непросто. Ее абсолютно мышиная токсичность разъедает все вокруг. Ассистентке справедливо и не очень достается за неторопливость. Бедного студента, не согласного играть Баха, потому что композитор не интересен его небелой пангендерной личности, Тар размазывает в пыль, чередуя оскорбления с дозам едкой мудрости. А после контакта с наркозависимой и не особо опрятно соседкой дирижерка истерично драит руки, выкидывая в помойку рубашку, надетую на нее в этот момент.
За пределами жизни Тар - безусловная легенда. Вне своей личности и характера - она страница в талмудах по истории музыки. Лидия отдается работе, стирая пот в кровь. Требует совершенство от окружающих, изгоняя ошибки даже из своего дыхания. На вечный вопрос, где заканчивается человек, а начинается его дело, отвечать не хочется вовсе. Слишком ужасна Тар, как человек, и слишком хороша, как профессионал.
Феномен 'Тар' - это то, что и любишь, и ненавидишь героиню одновременно. Заслуга в этом не только безумно интеллектуального сценария, но и Кейт Бланшетт, выряженную в строгие мужские наглаженные костюмы. Пройдут годы, а обладательницу пока двух 'Оскаров' будут помнить именно по этой роли. Даже не джексоновской Галадриэль. Безизъянно кропотливая проработка образа, и для меня, очевидно, лучшая женская роль за год
Но не менее важная часть фильма - то, как Тар начинают отменять. Одна из тех, с кем Лидия пересекается по музыкальному миру, совершает суицид, а видео с издевательскими 'поучениями' любителя metoo попадает в сеть. Фильм стремителен и жесток в попытках уничтожения бывшего гения (именно 'бывшего', хотя понятно, что к гениям этот эпитет не применим). Тар теряет вообще всё. Семью, берлинскую сцену, лояльность, репутацию. Филд выстраивает неравномерный тайминг. 80% фильма - тягучий путь к успеху, остальные 20% - резкое падение.
'Тар' легко бы мог стать манифестом для критиков левых, а Кейт Бланшетт - подняться на одну трибуну в предвыборной агонии Трампа и других республиканцев. Но фильм на порядок умнее или даже интеллектуальнее. Он не морализаторствует, не предлагает ответов. Дружок, думай-ка сам. А если не можешь, то прокачай-ка мозги. Смотришь фильм, а попадаешь на лекцию той самой Лидии Тар.
В фильме активно цитируют классиков-женоненавистников, рассуждают стоит ли денацифицировать любимых композиторов Гитлера, а еще судорожно ищут среди великих 18 века - чернокожих женщин. Филд остроумно обобщает это всё в 'шум', далекий от труда, создания шедевров или познания уже существующих. Шопенгауэр, например, соотносил мудрость человека с его чувствительностью к шуму. В этом смысле Тар - особенно гениальна. Ее падение начинается тогда, когда в 'звук' и в 'музыку' начинает проникать 'шум'. Тар не ломается, но и сломать мир вокруг она не способна.
В конце концов, 'Тар' - это еще один фильм про путь гения. Фанатичного, рационального в жажде великого и немного душного. Ну или много. Как сказала бы Тар, всё зависит исключительно от того, насколько вы сами близки к этому самому великому
25 февраля 2023
С одной стороны, это необоснованно длинная картина. Конечно, большинство длиннющих диалогов можно было вырезать и смысл фильма от этого не изменился бы. Но, с другой стороны, через эти самые длиннющие диалоги мы узнаём саму Тар, её характер и её путь к триумфу. Она слишком высоко забралась, поэтому и падать больно.
Лидия Тар - первая женщина-дирижёр Берлинского филармонического оркестра. Она - мастер своего дела и ей было непросто добиться таких высот. Но и на солнце бывают пятна. Ею восхищаются, ей хотят подражать и ненавидят. Всегда у успешных людей были и будут враги, но это не те люди, которых стоит бояться, опасней всего - 'друзья', которые при любой малейшей проблеме могут отвернуться. Так и случилось с Тар. Когда о героине всплывает не очень приятная правда - все тут же пытаются оградиться от неё. Как будто бы она теперь заразна, и если её решили 'отменить', то и всех, кто с ней общается, тоже 'отменят'. Психология толпы: один начал кидать камни, и остальные тоже начнут, даже не понимая причины. Но Лидия здесь тоже не совсем ангел. Она вела себя слишком раскрепощено, как человек, которому дозволено всё. И получила своё наказание. Добиться чего-либо очень сложно, а потерять - проще простого. Финальная сцена не расставила все точки над i и лишь оставила после себя кучу вопросов.
Весь фильм меня не покидало ощущение, что я смотрю байопик. Потом несколько раз перечитывала аннотацию к фильму, пытаясь понять, откуда я это взяла. Не нашла. Лидия Тар - полностью выдуманный персонаж и от этого фильм, как мне кажется, только выигрывает. О талантливой игре Кейт Бланшет и упоминать не стоит, она, как всегда, на высоте. Оскар в студию.
24 февраля 2023
Музыкантам можно не смотреть, ничего не потеряете. А для тех кто далёк от музыки, там есть парочка интересных диалогов о том как художник чувствует своё любимое дело.
Я Надеялся увидеть фильм похожий на 'Одержимость' 2014 года, а увидел набор плохо поданных ситуаций из которых пытается выбраться главная героиня.
Каждая ситуация была создана только для того, чтобы упомянуть всех 'обижающихся'.
Всё не связано. Некоторые истории остались ничем. Хотите подать мистику? А где ответы: это были галлюцинации? Сны? Трипы от успокоительных? Преодоление трудностей героини происходит благодаря лжи. Не хотите чтобы мы сопереживали ей, тогда где достойное наказание? Почему не показали как все готовятся к главному концерту? Такая интрига была, а вы всё спустили на повесточку.
Благодаря сценаристам или монтажёрам сложно понять сколько проходит время между сценами. Ждёшь развития событий, а они уже забыли прошедшую сцену.
И как вишенка на торте разочарования, в титрах включили трэп-хип-хоп(что-то типа того). Видимо такую сверх-пост-мета-иронию мне не понять.
Над картиной старалась только Кейт Бланшетт. Такую игру сложно переиграть. Оскар точно отхватит.
20 февраля 2023
«Тар - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях.»
«Прослушивание этого инструмента вызывает спокойное и философское настроение, заставляя слушателя задуматься о жизни»
Русско- и англоязычная версии Википедии о таре – музыкальном инструменте Кавказа и Средней Азии.
Первое впечатление – унылая, монотонная и отталкивающая своей псевдокументальностью драма, испытывающая ваше терпение уже на пятой минуте. Сразу мысль: «Что ещё хотеть от этой нудятины из мира авторского кино?!» Великолепные отзывы критиков (без них перед просмотром уже никак), королева эльфов Бланшет из «Властелина колец», гора призов и номинаций – не в счёт. Герой из мира элитной классической музыки такой же далёкий и непонятный как на задворках Солнечной системы Нептун. Планета, лишённая своего статуса. Знаменитость, ставшая жертвой зумеров. История о злоупотреблении власти с двух сторон: элитой, добившейся могущества и славы против поколения плебев-зумеров, уничтожающих одним видео напрочь авторитет и влияние. Первый кадр: заснувшая героиня из высшего общества (шикарный самолёт) над своей партитурой жизни становится жертвой злоупотребления обыкновенного папарацци. Красивая песня племени Амазонии. Фабула выстроена на механизме смены одной фаворитки знаменитого режиссёра другой более молодой. Долгие, насыщенные именами и специальными терминами монологи. Путь к славе: полный зал, внимающий интервью, автобиография, запись Пятой симфонии Малера. И ожидаемый крах. Всё это действо, растянутое почти на три часа, сразу же оттолкнёт своим хронометражем, интеллектуализмом, элитарностью, как и любой объёмный роман вроде «Войны и мир» или «Улисса».
Великолепный, выверенный в мелочах сценарий, построенный на принципах минимализма. Чёткая, продуманная, пусть и предсказуемая структура краха главной героини. Психологическая достоверность происходящего. Все долгие монологи развивают и углубляют главную тему: власть. С одной стороны, власть таланта над оркестром и публикой, с другой стороны власть поколения зумеров, уничтожающих всё творчество Баха одним дизлайком. Главная героиня, чувствующая с тревогой свою ущербность и зависимость от этого мира, срывающаяся на студенте Максе, подозревающая, что с ней могут также расправиться как дирижёром Метрополитен-опера Ливайном и практически постоянно вместе со своими фаворитками находящаяся в нескончаемом тоннеле. Поражает простота и обыденность происходящего на глазах у всех абьюза и слепота героини, не могущей выбраться из своего тоннеля. Выбор в качестве главной героини женщины только подчёркивает универсальность проблемы. Сними Филд картину о Харви Вайнштейне – проблема оказалась бы ограниченной рамками мужского гетеросексуального абьюза, не более. Но тогда бы получил Оскар за лучший фильм. А так не получит, не смотря на актуальность и эпичность раскрытия темы.
Фильм, как и главная героиня, сложный виртуозный инструмент. Вы когда-нибудь слушали игру на таре? Нет. Это, я так понимаю, для гурманов. Как и фильм.
19 февраля 2023
Пока я смотрела «Тар», я не могла отделаться от преследующего меня ощущения, что это автобиографическая история дирижера мирового уровня, но как оказалось, на моем восприятии сыграло небанальное воображение режиссера.
Лидия Тар – вымышленный персонаж, с подробно прописанным характером и любопытной судьбой. По настроению я бы этот фильм сравнила с «Одержимостью» Шазелла, только фокус не на бедном студенте безумного гения (бывают ли гении без причуд?), а наоборот, но вот студентов Лидии Тар назвать несчастными сложно. И вот почему.
С самого начала есть понимание, что фильм о повесточке. Когда самоидентификация прет из всех щелей и виновник этой гипертрофии ни что иное, как соцсети, в которых в последнее время все больше стало принятия себя, структурного анализа любых отношений, даже героев известных сериалов или книг. Конечно, тренд уйти с головой в самопознание крайне хорош, но даже у него есть изъяны.
И нам их подробно раскрывают в первой части фильма. На лекции Лидия предпринимает несколько подходов достучаться до молодняка. И я понимаю её преданность к изложенному материалу, уважение к композиторам прошлых эпох, чей вклад в искусство неоценим. Поскольку я сама музыкант и певица, и время, проведенное на лекциях по музыкальной литературе, было самым лучшим. Но вот что я крайне не понимаю, так это узконаправленное мышление одного из студентов – не принимать Баха только по той причине, что ему не симпатична его личность. И такая тенденция в принципе прослеживается и в нашей с вами жизни – отменять авторов за то, как они поступали и мыслили, смешивать личность с их творениями.
Я понимаю, когда обыкновенный человек вне темы выказывает свое «фе» и в общем-то вправе выбирать свой рацион питания или восприятия контента, что-то не смотреть, не слушать, но когда дело идет о специалисте, который ну просто обязан отложить антипатию в дальний ящик при анализе музыки, то я недоумеваю. Общество остается больным, но уже в другом ракурсе. Обиженный студент вырывает из контекста слова дирижера и создает провокационное видео, что дальше, а дальше полная катастрофа.
Жизнь успешной Тар куда-то катится, семья отворачивается, на работе все больше осуждения.
В фильме есть три позиции – быть на стороне Тар, общества или остаться сторонним наблюдателем. Да, я понимала поведение Лидии. Более того, я разделяла ее ощущения, опыт. Мне не чужда ее холодность при деловом общении, мне нравится цепкость, расстановка границ, все эти черты я поддерживаю. И, обладая импульсивностью и темпераментностью, вы бы точно также или очень похоже вели себя с изголодавшимся стадом шакалов.
Да, можно не любить личность, даже не переносить, но то, какой вклад несёт человек в мировое искусстве, отменить невозможно.
Фильм актуален в текущих реалиях. Это не развлекательное зрелище, а пища для ума.
10 из 10
15 февраля 2023
Я в этом фильме смотрела некий сон о том, что нас всех ждет. Какая получилась базовая композиция музыкального микрокосма?
Выдающийся человек, со своими определенными слабыми сторонами, в сфере интимных в первую очередь отношений, оказывается под угрозой того, что цепочка событий делает так, что его могут победить. Над ним вроде нет какой-то более высокой инстанции, но зато есть окружение, которое может его фактически ликвидировать. Пока один занимается созданием великого, другие вместо помощи, копают под ним яму.
Это история про соревнование 2х видов власти: иерархической власти и демократической. Демократическая власть - это система посредственного.
Посредственное - это то, что не берет ответственность, как суверен. И которое за счет общей системы возможностей, и того, что к ней допущено уже какое-то количество людей, оно может принимать коллегиальные решения, которые перечеркивают достижения, или выдающиеся проявления.
Для меня это все вопрос о кризисе европейской унитарной идеологии, что мы совместно собираемся и можем прийти к какому-то решению. Нет, мы можем только принести в жертву того, кто выдающийся, потому что в принципе, за счет той прозрачности, которая у нас есть, за счет небольшого количества, но достаточного, отдельных фактов, мы можем сопоставить - смонтировать, как это видео, и оно окажется как будто бы достаточно веским основанием в системе вроде даже официальных отношений для того, чтобы сказать: 'знаешь, пока.'
Как говорит Савельев, гениев мочат первыми. Ее замочили. Не отправили в газовую камеру, но сделали так, что ее не стало. На смену героини, чувствующей время, как материю, пришел бесчувственный человек, пытающийся интеллектуально просчитать как она делает тот или иной результат. Да, она конечно появилась в другом месте (закон сохранения энергии никто не отменял), но сам факт произошедшего и происходящего прямо сейчас в нашей действительности, если не закрывать на это глаза, вызывает очень смешанные и точно не радостные чувства.
Человек, который занят своим делом так, как занята она - занят только делом. Ей конечно были знаки, где ей рассказывали где какого дирижера замочили, но если бы она стала на это обращать внимание - она бы не создала то, что она создала. Вопрос - как быстро ее забудут, накрыв следующее поколение волной современной музыки, о которой она в начале фильма разговаривала со студентами? С великим произведением не справится посредственный дирижер. Слишком много аспектов, в которые нужно вдохнуть жизнь. Гораздо проще наделать шума и назвать это современным искусством.
И я бы сказала, что она поднимает тему, невозможности творчества без очень жесткой системы организованности. Т.е. импровизировать, создавать новые структуры, я могу только если я очень хорошо знаю те структуры, которые я уже освоила. Импровизация должна опираться на систему знаний. И эта система знаний должна быть очень комплексной. Т.е. по сути в ней практически нет никакой свободы. Я так смотрю на творчество.
Если я образована - я понимаю всю систему ограничений в какой-то отрасли, и благодаря пониманию системы ограничений, я могу внутри этих ограничений найти новую вариацию.
В фильме показано, что мы в летим будущее. Как показано в любой санитарной палате психоневрологического диспансера.
Полет нормальный.
Идем по плану.
Выпилят великих. Это мы поняли.
Мы - посредственность. Нас уже в консерваторию не допустили. И мы на это смотрим даже не из сиденья эконом-класса. Нам показывают проезжающий школьный автобус. Но мы ни в нем. Мы со стороны смотрим. И там дети сидят наряженные в одежду компьютерной игры. Получается, что пол поменять можно, а судьбу - нет.
Е.Шикурова
Школа современной философии А.В.Дудина
11 февраля 2023
Тематика с точки зрения профессии главной героини и уровня погружения в ее непосредственную деятельность достаточно интересная. Невольно вспоминается поздний Лунгин, но там все-таки про другое. Повестка на тему однополой любви, культуры отмены и прочего на месте, вопросы более широкого спектра о том, способна ли музыка передать любое чувство и стоит ли все-таки отделять творчество артиста от его личных взглядов и поступков, тоже озвучены. Бланшетт, конечно, наиграла на Оскар, однако он у нее уже есть и по делу, так что вполне может уступить Йео или Уильямс. Снято прилично — есть, например, очень хорошо выстроенные кадры с ключевой фигурой в центре и мозаичным фоном из однородных предметов (не участников оркестра, извините).
Проблема, на мой субъективный взгляд, заключается в том, что и нерв сюжета, и динамика фильма выкручены почти в ноль под стать академическому культурному сеттингу, что технически, наверное, правильно, но нужно смотреть с открытой форточкой и в моем случае приходилось несколько раз прерываться. В этом отношении кино напомнило мне такую же зыбкую ПРИЗРАЧНУЮ НИТЬ, однако идея и уровень внутреннего конфликта у Андерсона мне нравятся чуть больше. Если вдруг устанете смотреть, считайте это наказанием за то, что пропускали сольфеджио.
10 февраля 2023
Когда садишься смотреть одного из номинантов на Оскар 2023 в категории «Лучший фильм», прочитав лишь основную выдержку сюжета и глянув на хронометраж – невольно начинаешь строить определенные ожидания.
Скажу сразу, мои ожидания были скорее нейтральными, а интерес к фильму был скептический.
Тем не менее, я не жалею о просмотре. Сюжет фильма ходит по очень тонкому льду – тут вам и однополые отношения, и харассмент, и психические расстройства, и расизм, и культура отмены. Фильм играется с каждой темой, как клоун в цирке жонглирует разноцветными мячами. И реакция у зрителей соответствующая – кто-то животики со смеху надрывает, кому-то скучно, а кто-то словил чувство отвращения от вида клоуна и всего происходящего.
И «клоуном», в данном случае, является главная героиня – Лидия Тар. Фильм говорит нам, что она одна из важнейших ныне живущих людей в мире музыки. Загибайте пальцы: пианистка, окончившая Кёртисовский институт, член Гарвардского «Фи Бета Каппа», защитила докторскую по музыковедению в Венском университете, изучала музыку коренных народов в долине Укаяли, в качестве дирижера начинала в Кливлендском оркестре, входящим в Большую пятерку, занимала ряд важных должностей, включая Филадельфийский оркестр, Чикагский и Бостонский симфонические оркестры. Господа, у нас тут новая Дейнерис Таргариен!
Однако, Лидия такой же, как и все, человек, который явно страдает ОКР и манией величия. Тем не менее, то ли благодаря чистому таланту, то ли благодаря безумию и горделивость, Лидия все-таки оказывается на вершине музыкального поприща. Ей не страшны проблемы обычных людей, ведь она – действительно великая женщина своего времени. Маэстро, которая летает только частными рейсами, флиртует с девушками на глазах у всех, спит со своей ассистенткой, брезгливо пользуется общественными туалетами (если уж довелось), а также профессионально манипулирует людьми, в том числе близкими, и называет всех, кто, по её мнению, хуже неё, «роботами» и «ничтожеством». Чистый продукт современного общества, который буквально идёт по головам.
И, казалось бы, она не боится никого и ничего – идёт всегда напролом, оставляя после себя лишь скелеты. Скелеты в собственном шкафу, которые она плохо спрятала за одеждой. Эти скелеты в итоге и отсылают её на сцену дешёвого тайского театра для фанатов фурри. Занавес.
Технически фильм ощущается как жвачка. Растянутое вступление с непомерно длинными диалогами создают ощущение, будто ты слушаешь подкаст с видеорядом, а не экспозицию к фильму. Но здесь это к месту. Режиссёр не строит драму каждые 10-15 минут хронометража, он дает возможность переварить увиденное.
Лидия не выглядит как типичная drama queen, она – живой человек, которая обитает в живом мире. Во многом ощущение живости создается благодаря таланту Кейт Бланшет – актриса потрясающе вжилась в свой образ. Помимо этого, она прекрасно контрастирует на фоне своих коллег, часть из которых, к слову, до этого либо не играли в кино вообще, либо появлялись единожды в малоизвестных картинах.
Словом, номинацию фильм заслужил.
5 февраля 2023
Думаю, в основе любой культуры отмены гнездятся обида и зависть. И если предполагать, что травлю инициировала Франческа, то на самом деле другого решения у Тар не могло быть. Сейчас я слушаю аудиокнигу
'Беседы о музыке с Сэйдзи Одзавой' Харуки Мураками, и оказалось, что великий японский дирижер, ученик Сайто и Караяна, впоследствии руководивший лучшими оркестрами Европы и Северной Америки, - до 1961 года несколько сезонов работал помощником дирижера у Леонарда Бернстайна в Нью-Йоркском филармоническом оркестре. Всего помощников было три, каждый должен был выучить партитуру одного музыкального произведения, чтобы при необходимости заменить основного дирижёра. Одзава же, в силу своей чисто японской обязательности и перфекционизма, разучивал ВЕСЬ репертуар, дневал и ночевал в репетиционном зале. Что делает Франческа? Таскает сумки, заказывает билеты, бронирует отели, отвечает на неприятные письма. Помощник.
Лидия Тар - первая в истории женщина-дирижер Берлинского филармонического оркестра, персонаж вымышленный, но собирательный. В биографии талантливейших дирижеров ХХ века была легкая сумасшедшинка и скандальчики по ходу карьеры-как правило, скабрезного характера: связи с нацистами, нелестные поступки, бесконечные любовные связи.. Но ради чего дирижер идет на все, чтобы самому руководить оркестром ('МОЯ ПАРТИТУРА!'), включая предательства, подсиживания, грубость, - раскрывается в конце фильма, и это очень трогательный момент. Финал для меня выглядит оптимистичным: жизнь не останавливается, искусство не отменить.
2 февраля 2023
Неожиданно в этот наградной сезон, вместе со своим новым фильмом «Тар», зашел Тодд Филд. Режиссер не снимал кино 16 лет, но возвращение от этого вышло лишь еще более громким – картина уже получила 6 номинаций на «Оскар», однако на фоне блестящих оценок от критиков, зрители гораздо сдержаннее подходят к новому творению Филда. Так все же, получилось ли у Филда создать по-настоящему мощное кино, которое подходит всем?
Слава и почет преследуют великую дирижерку Лидию Тар (Кейт Бланшетт), после интервью The New Yorker, она обсуждает выход своей книги и репетирует свой магнум опус – пятую симфонию Густава Малера. «Тар» кино поэтическое, но драматически ленивое. Сюжет здесь лишь придаток постановки, в фильме большую часть хронометража (2,5 часа!) ничего не происходит, при этом диалоги написаны очень технично. Картину Филда можно было бы легко описать так: «интеллигентные люди перекидываются жизненными и профессиональными фразами на протяжении очень долгого времени», если бы не последний акт картины.
Событие становящееся катализатором истории происходит лишь на исходе первого часа картины. Тогда Лидия узнает, что одна из девушек, которая когда-то училась у нее покончила с собой, и за этим следуют бесконечные подозрения в домогательствах. Тар открытая лесбиянка, которая активно продвигала женщин на высокие должности в оркестры, однако если вы ждете «повесточное кино», то спешу вас огорчить – Филд с таким же успехом мог снять и фильм с героем-мужчиной.
«Тар» концентрируется вокруг фигуры главной героини, и главный успех картины заключается именно в ней. Кейт Бланшетт блестяще показывает женщину помешанную на контроле, мощная рука Тар направляет людей, туда, куда нужно дирижерке сначала на сцене, а потом и вне ее. Лишь во сне Лидия не может подчинить себе окружение и оттого пробуждается почти каждую ночь, то от шума холодильника, то от плавно текущего звука метронома.
Сюжетно Филд не стремится создать динамичное произведение, однако движение камеры, диалоги и игра Бланшетт притягивают тебя к экрану. Крушение мира Лидии происходит медленно словно погружение в воду могучего Титаника. Однако, даже в этом падении Филд так и не открывает нам истинную личность Тар, скрывая множество деталей сюжета вне экрана. «Тар» вряд ли подойдет всем, это очень специфичная картина, в которой мало что происходит, но если вы готовы потратить почти три часа своей жизни на вдумчивый взгляд в эту хрупкую жизнь, то вряд ли пожалеете.
1 февраля 2023
Признаюсь честно, я долго пытался заставить себя посмотреть это кино. Потому что тратить и без того драгоценное время на 2 часа 40 минут неспешной истории, которая изначально заряжена феминистичным едким зарядом, казалось не самой удачной идеей. Однако, любопытство взяло верх. Не уж то Кейт Бланшетт наиграла на третий Оскар? Насколько громко режиссёр Тод Филд вернулся в индустрию после 16-летнего молчания? И, конечно же, какой толщины будут мазки повесточкой по этому художественному полотну?
Во-первых, мадам Бланшетт однозначно заслужила все многочисленные хвалебные оды в свой адрес. Актёрская игра, действительно, на высочайшем уровне. Особенно завораживают некоторые сцены, снятые одним длинным планом, где Кейт выдаёт буквально по несколько страниц сложного текста с кучей специфических музыкальных терминов, выполняя при этом активные проходки в кадре и взаимодействуя с окружающими. Честное слово, это высший пилотаж.
Явного акцента на то, что Лидия Тар достигла высочайшего профессионального признания, благодаря своему полу и ориентации, нет. Иногда даже наоборот, в её речах звучат мысли о том, что в любом музыкальном гении нужно уметь видеть в первую очередь именно талант, а не цвет кожи, политическую позицию или вероисповедание. Лесбиянство тоже не выпячивает своими однополыми сосками сильно вперед. Однако, оно показано, как само собой разумеющаяся общепринятая и повседневная данность. А это может оказывать более худшее влияние на сознание зрителя, нежели топорная радужная агитация. Черт побери, когда героиня Бланшетт приходит в школу к своей явно приёмной дочери и представляется её 10-летним однокашникам папой девочки, лично меня, такого традиционного и консервативного, берет оторопь.
Но, благо, история не об этом. Сюжет хватает в оборот скандал, связанный с некоей дамочкой, которая на почве однополой страсти к главной героине совершает самоубийство. И основным механизмом, приводящим в действие падение Тар с Олимпа в чистилище для жертв cancel culture, становится искажение фактов в инфополе, доверчивое к ним отношение корпораций и трусливое желание сохранить собственный имидж, не жалея даже тех, кто помог этот имидж заработать.
Вы итоге получилась очень неплохая драма, где самым слабым местом, на мой взгляд, становится хронометраж. Если будете смотреть, то смело проматывайте первые пять минут. Всё это время там тупо белые титры на черном фоне. Все сцены тоже очень и очень длинные. В них, безусловно, прописаны далеко не пустые и грамотные диалоги. Но выдержать таковых можно два или три штуки. Дальше повышаются шансы клюнуть носом и отдать своё сознание сладким сновидениям.
Кино снято очень добротно по всем синтетическим составляющим. И работа оператора, и сценарий, и музыкальное оформление с монтажом. Однако, удовольствие от просмотра очень странное на вкус. Вроде бы всё хорошо и ругать особо не за что. Но так, чёрт возьми, утомительно, что любые восхищения проявляются в меланхолической обработке.
30 января 2023
Итак, сегодня 1 января, а это значит, что дан старт моему небольшому марафону. Смысл которого в том, что каждый день 2023 года (если не случится каких-то эксцессов) буду писать рецензии на просмотренный фильм. День первый, поехали...
... и первая наша остановка это Tár. История о вымышленном человеке, прототипом которого стал австрийский композитор Густав Малер. Режиссер и сценарист картины Тодд Филд вооружившись историческими данными и очевидно, своими знаниями в сфере классической музыки, сотворил довольно-таки симпатичное чудовище. Кино вызывает двойственный эффект, а какой именно выбираете конкретно вы. Важной темой тут поднимается всеми любимая 'культура отмены' и ее влияние на высшие таланты мира.
Можно долго дискуссировать хорошо или плохо, что в последнее время стало так популярно отменять каких-либо звезд, но проблема лежит немного глубже банальных обид или желанием отомстить тому или иному обидчику. Никто из нас не безгрешен и это важно понимать, прежде чем открывать рот и высказывать мнение на этот счет. Лидия Тар (в исполнении вечно молодой Кейт Бланшетт) является не более чем продуктом эпохи, которая погрузилась почти полностью в социальные сети. Тренды и моду теперь диктует безличная масса, большая часть которой даже не понимает о чем они вещают. Все это привело к тому, что огромная часть людей стали напоминать подобие паразитов, цель которых, найти и выкачать все благо из определенного человека, а дальше перейти к следующей жертве. Дружба становится фикцией, многие общаются или пишут первыми только тем, кому это выгодно делать. Все это и многое другое автоматически рождают обиды, злость, гнев и ненависть по отношению друг к другу.
Лидия Тар стала жертвой и одновременно паразитом, которая добившись определенных успехов, расслабилась и пыталась начать получать удовольствие в сложившихся условиях. Но не тут-то было.
Отдельно хочу заметить, что от некоторых сцен, даже понимая всю тщетность бытия, у меня выпадали последние волосы, поскольку выглядит все до ужаса реалистично. Все то, что человек может заработать непосильным трудом - крайне легко потерять. Совершив 1-2 ошибки, можно упасть с трона, толком на нем не закрепившись. Естественный отбор не останавливается ни на минуту.
Тем приятнее наблюдать, что автор не стал выбирать одну из сторон конфликта. Он показывает все грани этой катастрофы, все минусы и плюсы, а финал картины можно воспринимать по разному. Для кого-то история закончится победой 'прогрессивного' общества и ликованием толпы посредственностей, для остальных хеппи-эндом и понимаем того, что настоящий профессионализм и талант 'убить' нельзя. Важно, чтобы зритель понимал критично важную информацию. Рано или поздно карма настигнет всех тех, кто захочет использовать власть и положение в обществе во вред. Никто не застрахован попасть в ситуацию, когда весь мир будет осуждать тебя за малейший просчет. А учитывая, что безгрешных не существует, то на любого можно накопать грязного белья и интерпретировать это так, что будет уже не до смеха. Прежде чем кого-то обижать, задумайтесь, а стоит ли оно того?
8 из 10
Специально не проходился по основным параметрам приятного кино, такие как актерские роли, саундтрек, монтаж и операторская работа. Это кино выше этого, поскольку не дает времени даже задуматься об этом во время просмотра. Посыл настолько интересен и актуален, что даже большой хронометраж не дает заскучать. Но тут кроется и большой минус. Вряд ли кому-то захочется это в дальнейшем пересматривать. Только отдельным эстетам.
1 января 2023
Лидия Тар – виртуозный музыкант, лауреат всевозможных премий, первая женщина-дирижер во главе Берлинской Филармонии. С первых минут фильма кажется, что смотришь биопик о человеке, который существует в реальной жизни. Журналист Адам Гопник в роли самого себя берет интервью у Лидии в самом начале фильма и границы с реальностью и художественным вымыслом вовсе стираются. Понятно, что Кейт Бланшетт играет роль, но она настолько органична в воплощении Лидии Тар, что создается впечатление, что она и есть эта великая женщина, которой рукоплещет весь мир.
Несмотря на многочисленные заслуги Лидия полна противоречий и эксцентричностей, которые по началу пытаешься не замечать либо полностью оправдываешь, ведь она великая, ей можно все. Ну и что, что она угрожает маленькой девочке в школе расправой, ну и что, что она так груба со своей преданной ассистенткой. Ее раздражают звуки, некоторые и вовсе лишают ее сна, но ведь даже Шопенгауэр связывал непереносимость шума с высоким интеллектом и креативностью, что еще раз указывает на исключительность Лидии, которая зациклена на своей персоне, не видит преград и не готова считаться ни с чьим мнением. Режиссер вначале аккуратно рисует идеальный образ великой Лидии Тар, а потом также аккуратно его разрушает, оставляя зрителя в полном недоумении.
Назойливая соседка с больной матерью постоянно мешает Лидии заниматься творчеством, но ей не зря отведена роль отвлекающего маневра в жизни дирижера – она как та грязь и ложь в ее жизни, от которой нельзя не спрятаться не скрыться, которая постоянно стучит в дверь и мешает спокойно жить. Когда пожилая мать соседки умирает жизнь Лидии окончательно идет под откос, и никто уже не может ей помешать, потому что Лидия сама превращается в сумасшедшую соседку, которая не дает покоя никому в этом доме.
Фильм Тода Филда является комментарием на тему движения #MeToo, которое захватило Запад и с такой легкостью продолжает разрушать карьеры известных людей по сей день. Филд филигранно обходит острые углы и пытается сохранить хороший имидж Лидии до последнего момента, но она сама спотыкается и совершает ошибку за ошибкой, превращая свои промахи и неудачи в снежный ком, который уже тяжело остановить. Режиссер не вдается в подробности скандалов, которые окружают Лидию, фильм не про это, хотя конечно, зрителю, хочется побольше хлеба и зрелищ, но фильм держит высоко голову до самого конца.
«Тар» - один из самых многообещающих фильмов этого года, который номинирован на три Золотых Глобуса и несомненно, будет удостоен ни одной номинации на премию Оскар. Это третий фильм режиссера Тода Филда, взявшего паузу на 16 лет, после последнего фильма «Как Малые Дети», который номинировался на множество премий, но, к сожалению, ничего не выиграл.
20 декабря 2022
Лидия Тар - когда-то это имя было известно всем в мире музыки. Она была гением, невероятно талантливым дирижером, женщиной, сумевшей стать руководителем одного из лучших мировых оркестров. Пятая симфония Малера должна была стать пиком её карьеры и навсегда вписать ее имя в анналы истории музыки. Однако, имя ее лишь пополнило ряды тех, кого отменили.
Культура отмены сейчас очень популярная тема на Западе. Одно лишь некорретное высказывание или действие - и прощай прошлая жизнь. Чьи-то былые заслуги и достижения оказываются полностью перечеркнуты - и вот уже человек лишен своего социального статуса и уровня жизни.
При просмотре фильма очевидно, что Лидия Тар, действительно, выдающегося уровня музыкант и дирижер: она дышит музыкой, она тонко чувствует каждую ноту, она управляет гаммой эмоций для создания гармонии в Малеровской симфонии, она вдохновляет своей энергией остальных музыкантов оркестра.
С другой стороны, мы видим Лидию не только как дирижера, но и как жену, мать и просто человека. Она поддерживает свою жену, она защищает от обидчиков свою маленькую дочь. В то же время со своей помощницей и другими людьми она достаточно холодна и резка. Отчасти такое отношение к людям тоже сыграло в конечном итоге против нее. Да, в некоторых ситуациях Лидия повела себя недопустимо. Но заслужила ли она в финале такой судьбы?
Режиссер Тодд Филд задает такой вопрос зрителям.
Что ж тема выбрана актуальная и достаточно интересная, но подача получилась тяжелой для восприятия. Некоторые сцены излишни и еще больше утяжеляют и без того долгий хронометраж. И еще, что меня удивило, что в картине о музыке оказалось не так много музыки. С таким хронометражом как-то обидно услышать лишь малую часть симфонии.
Конечно же, невозможно не упомянуть главную звезду этого фильма. Кейт Бланшетт проделала мощнейшую работу. Каждый ее жест, интонация, движения тела настолько убедительны, что без сомнений веришь, что она известный дирижер. От спокойствия до безумия - Бланшетт выдает всю гамму эмоций, полностью воплотившись в Лидию Тар. Кроме того, в фильме она говорит на немецком и играет сама на музыкальных инструментах.
В целом, фильм можно отнести к той категории, которые так любят критики, но которые будут не очень интересны широкому зрителю. Кино интеллектуальное, но с таким медленным темпом смотрится очень уж утомительно и порой не спасает даже шикарная игра Кейт Бланшетт.
6 из 10
P.S. Вперед за третьим Оскаром, Кейт!
12 декабря 2022
Лидия Тар - всемирно известная и признанная в сфере музыки фигура, гениальный композитор и первая в истории женщина-дирижёр Берлинского филармонического оркестра - живёт своей лучшей жизнью. Она пользуется огромным уважением, пишет книги, от интервью у неё нет отбоя, а дома её всегда ждёт любящая жена и приёмная дочь. Лидия собирается выдать очередной шедевр - симфонию №5 Малера - как вдруг с её бывшей подчинённой случается большая беда. Лидия оказывается в очень сложной ситуации, а её кристально чистая репутация испытывает колоссальное давление, к которому была совершенно не готова.
Все твои труды, всё твоё бесценное время постепенно сбрасывается в пропасть, за то, что ты - человек. Человек, имеющий свой опыт за плечами, своё мнение и мировоззрение. За вещь, которая в иной ситуации казалась бы не такой фатальной, тебя готовы чуть ли не линчевать. И пока ты отворачиваешься от этого и задаёшь себе вопросы: «За что?», «Почему?», «Как быть?», люди начинают сами подбрасывать тебе скелеты в шкаф и с огромной жестокостью указывать тебе на них.
Тяжко, не правда ли? Но ничего не напоминает? Культура отмены - нынче такая модная вещь - началась очень давно. За долго до Харви Вайнштейна и прочих. Культура отмены - это вещь, которая была, есть и будет в каждом из нас, дающая о себе знать даже на бытовых уровнях. Спросите у знакомых: каждый знает человека, который попадал в такую же ситуацию, как Лидия Тар. Да, может в меньших масштабах, но всё это происходит вокруг нас: на работе, в институтах, в школах… И что же делать? Как правильно понимать людей и самим быть понятым? Или это обычная человеческая природа: бить, орать и уничтожать?
На все эти вопросы фильм «Тар» не пытается ответить. Более того, он даже не старается отвечать на какие-либо другие. Из-за этого «Тар» из язвительного и актуального высказывания превращается в унылую и с первых минут предсказуемую историю. В конце концов мы получаем интересную вещь: фильм поднимающий такую острую тему, как культуру отмены, максимально пытается обходить её стороной. Неужели творцам настолько стало страшно творить? Или же это обычная халатность в творческом процессе?
«Тар» Тодда Филда безусловно качественный, однако несмелый продукт, который балансирует между аккуратным, но мощным высказыванием и нудной бессмысленной тягомотиной. И всё же «Тар» стоит внимания. За блестящий актёрский перфоманс Кейт Бланшетт, которая изумительно показала человека, загнанного в безвыходную ловушку, и за прекрасную классическую музыку. Ну или хотя бы за то, что после просмотра начнёшь задавать вопросы самому себе. Быть может, даже что-то переосмыслишь.
Или чёрт с ним? На что нам это, лучше пойдёмте дальше орать друг на друга и бросаться грязью, у нас это отлично получается. Как вы считаете?
12 декабря 2022
'Тар' - прекрасное авторское кинополотно с отличными актёрскими работами. Единственное, что может оттолкнуть от просмотра, это большой хронометраж. Два с половиной часа с внушительными диалогами-размышлениями о музыке для некоторых станет непреодолимым барьером. Первый час действительно даётся с трудом, так как автор крайне неспешно раскрывает образ главной героини: ее семейную жизнь, работу, включая репетиции и лекции, увлечения и небольшую тревожность, которую вызывают различные неприятные звуки, начиная от скрипа в салоне машины и заканчивая раздражающим ночным завыванием холодильника. У героини идеальный слух. Она признанный талант и фактически гений своего времени с кучей наград и премий. Она уважаемый дирижёр и композитор Берлинского филармонического оркестра. Она активная феминистка и открытая лесбиянка. Она всегда носит брючные костюмы, она своенравна, резкая, дерзкая и прямолинейная. Страх не ведом ей, ибо она уверена в себе на все сто, ведь этот мир лежит у ее ног. В какой-то момент складывается ощущение, что она олицетворяет образ властного мужчины, который позволяет себе слишком многое, ни капли не задумываясь о возможных последствиях. Она, не стесняясь, флиртует с молодыми девушками у всех на глазах. Казалось бы, она добралась до недосягаемой высоты своего величия, и никому не под силу ей помешать. Как вдруг однажды одна из бывших влюблённых юных особ, которой вскружи голову, использовали и потом выбросили, как ненужный хлам, покончила собой. Мир вздрогнул, испугался и решил оградить себя от враждебно настроенного абьюзера, подвергнув его Культуре отмены. Еще вчера весь мир обожал ее, а сегодня она на грани тотального краха, который может уничтожить жизнь, здоровье и карьеру.
Эмоционально напряжённая финальная часть вознаградит с лихвой каждого зрителя за мучительно долгое ожидание большого путешествия одного гения, который думал, что ему можно всё. Потрясающая актерская работа в исполнении Кейт Бланшетт. Это однозначно серьезная заявка на Оскар за лучшую женскую роль. А лично для меня 'Тар' войдет в топ лучших фильмов 2022 года. Если любите классическую музыку и арт-хаус, то это однозначно ваше кино.
12 декабря 2022
Музыка – универсальный язык, который влияет на нас на подсознательном, невербальном уровне. Мы можем анализировать, трактовать, прослеживать развитие темы, выделять различные партии, но всё это остаётся интерпретацией, а не целостной картиной, которая преломляется у каждого по-своему, но остаётся сама по себе отдельной независимой сущностью. Разгадать замысел композитора, передать его слушателю – грандиозная задача для героя, требующая от него громадного напряжения сил в преодолении препятствий при открытии новых миров и смыслов – настоящая Одиссея. В фильме осуществлена замечательная идея через дирижёра оркестра (Кейт Бланшетт) показать сложность, изменчивость, неоднозначность нашего мира, в котором он/она существует, чувства, которые он/она испытывает, людей и обстоятельства, который его/её окружают, и не просто вплести в ткань фильма мелодии, а сделать их отдельными персонажами, самостоятельными высказываниями.
Начинается фильм с народной песни. Когда-то в кинематографе было принято в начале фильма просто на фоне титров или на замершем экране делать интродукцию, вступление с помощью главной музыкальной темы картины, а потом, как в театре, переходя от акта к акту, давать возможность зрителю переключиться и до переживать эмоции, также через музыкальную паузу. «Спартак» Стенли Кубрика яркая тому иллюстрация. Но Тодд Филд, кроме включения зрительского восприятия, задаёт и первую ноту, и контрапункт всему дальнейшему повествованию. Прекрасная, переливающаяся, как ручеёк, не громкая и не бушующая эмоциональными всплесками песня будет контрастом будущим малеровским симфоническим страстям. А ещё это одна из вселенных в странствиях героя, в одном ряду с европейским Берлином, со штатовским Нью-Йорком и его предместьями, с Россией, с тропиками Юго-Восточной Азии. Странствия музыкального Одиссея и его встречи с обитателями других миров показаны изобретательно и разно: мелодией, обстановкой отчего дома, квартир, отдельным персонажем, как в случае с Россией. Причем для полноты образа нашей страны, киноманы увидят и услышат короткую, но ясную цитату из «Сталкера» Тарковского. Есть в фильме и чудесное зеркало, с ритуалом зажигания свеч, и отражением во снах. Оммаж великим режиссерам.
Феминизм, толерантность, ригидность, особенности самоидентификации, ЛГБД, социальные сети, репутационные риски, слепые прослушивание, однополые браки, демократия в выборе репертуара, пересмотр культурного наследия через переоценку личности создателя – всё эти современности присутствует в фильме и могут служить достаточным раздражителем, но является скорее оберткой, чем-то внешним, иллюстрирующим этот дивный, новый мир, в который поместили героя. Безусловно это важный дискурс, занимающий достаточно большой кинометраж в фильме, но то, что притеснённый может быть притеснителем, лесбиянка харразмить и абьюзить – казус, но как-то не тянет на два часа просмотра.
Нет смыла пересказывать подробности, надо увидеть фильм самому. Поймать созвучные, резонансные Вам темы и мелодии. Их много. Герой живет полной жизнью, эмоциональной и интеллектуальной. Он слышит шумы, доводящие до нервного срыва. Он сталкивается на лестничной площадке с живущими по соседству старостью и безумием. Его пытается остановить время – спрятанный и запущенный кем-то метроном в шкафу.
Операторская работа замечательно неприметна, нет красивостей, всё работает на естественное погружение в среду. Отдельно хочу сказать о бесподобной Кейт Бланшетт. Действительно, невозможно представить, кто мог бы воплотить этот образ так же жестко, яростно и беззащитно. Весь актерский состав – замечательный оркестр, набранный из профессионалов, знающих, как надо выложиться на общий результат.
Посмотрите фильм. Мне он безусловно понравился. История современного Одиссея.
Кстати, главную, сквозную завязку истории я Вам так и не рассказал.
11 декабря 2022