Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
РокБаритон |
английское название: |
The Rocking Baritone |
год: | 2022 |
страны: |
Россия,
Франция
|
режиссер: | Бертран Норман |
сценарий: | Бертран Норман |
продюсеры: | Бертран Норман, Лоран Норман, Станислав Ершов |
видеооператор: | Бертран Норман |
композитор: | Евгений Никитин |
художник: | Бертран Норман |
жанры: | документальный, биография |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
«Два мира: плотский и духовный во всех явленьях бытия
Здесь слились волею верховной как неразлучные друзья»
Царь Борис, мучимый сомнениями, принимает власть. В его руках — шапка Мономаха. А на руке крупными буквами татуировка «ЖЕНЯ».
Женя — это Евгений Никитин, главный персонаж фильма «РокБаритон».
Никитин — всемирно известный оперный певец. Его глубокий обволакивающий бас-баритон потрясающей силы стал эталонным во многих партиях, особенно в музыкальных драмах Рихарда Вагнера. Евгений — артист Мариинского театра. Он солирует в самых значительных постановках Мариинки («Борис Годунов», «Князь Игорь», тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Семен Котко», «Огненный Ангел» и многие другие). Помимо этого Никитин выступает в крупнейших театрах мира. Метрополитен-опера, Парижская опера, Баварская государственная опера, Венская опера, Токийская национальная опера — это лишь малая часть театров, в которых поет Евгений.
«На Никитина» — с такой формулировкой зрители приходят на спектакли с его участием. В Мариинском даже есть специальные абонементы «Евгений Никитин в опере». И публика в эти дни особенная, своя. Слышали оперу сотню раз, знают каждую зазубринку в либретто, но все равно приходят. Так сильно любят.
И вот в августе 2022 года на экраны выходит документальный фильм «РокБаритон». И это великолепно: не каждый день увидишь документалку про солиста Мариинского театра. А здесь произошло слияние того обобщенно-игрового жанра, в котором я привыкла видеть Евгения на сцене, и жанра документального фильма.
Как подобает оперному любителю, вооружившись маленьким черным платьем, большим ведерком поп-корна, спутником в смокинге и парой бокалов шампанского, я пришла в кинотеатр созерцать прекрасное.
Первый кадр фильма — Евгений в черной футболке и джинсах за барабанной установкой играет соло.
Второй — Евгений снимает футболку, обнажая татуированное тело. Футболку сменяет официальная белая рубашка.
Третий — Евгений на оперной сцене поет под аккомпанемент оркестра.
Это неожиданно и завораживающе.
В фильме раскрываются две грани Евгения: оперный певец Мариинского театра, исполняющий, к примеру, партию короля Грааля Амфортаса и длинноволосый рок-музыкант с телом, покрытым татуировками. Весь фильм зритель наблюдает за причудливыми метаморфозами: из Князя Игоря в солиста группы «Падаль», потом в Бориса Годунова и обратно за барабанную установку.
Фильм интересен не только раскрытием личности Евгения, но и тем, что в нем приоткрывается повседневная жизнь оперного певца. Как проходят уроки с концертмейстером, как выглядят спевки в театре, как певец справляется с исполнением роли, если простудился. Позволяют даже взглянуть на таинство репетиции партии Бориса Годунова в постановке режиссера А. А. Тарковского.
Помимо этого, в фильме показаны фрагменты знаменитых опер, в которых пел Евгений. Это и «Тоска», и «Тристан и Изольда», «Борис Годунов» и другие. Для оперного новичка есть возможность познакомиться с небольшими фрагментами и понять, звучание какой оперы ближе к сердцу и, следовательно, какую оперу стоит посмотреть полностью. А для оперного знатока просто приятно еще раз услышать любимые произведения.
Режиссер Бертран Норман не первый раз снимает кино об искусстве («Балерина», «Зведы белых ночей», «Чайковский на гастролях»). Музыканты, дирижеры, артисты балета уже попадали в центр его внимания. Но к оперному жанру режиссер боялся подступиться: он считал его некинематографичным. Знакомство с Евгением Никитиным положило начало длительному проекту: съемки фильма заняли около 10 лет. За это время режиссер (он же оператор) сопровождал Евгения на гастролях по всему миру, брал интервью у него и его именитых коллег, снимал сцены из повседневной жизни певца.
Работа над биографическим фильмом об оперном певце — достаточно опасный путь. Во-первых, этот фильм точно не кассовый. Он рассчитан на специального зрителя, любителя оперы.
Во-вторых, хоть мы и наблюдаем появление «протестных» байопиков о темной стороне известных музыкантов (например, «Рокетмен» 2019 про Элтона Джона или «Элвис» 2022), но в целом жанр биографии не оправился от возвеличивания, мифологизации личности и попыток подогнать ее под заданный канон, который сложился в романтическую эпоху, где господствовал культ гения.
Знакомясь с романтическими биографиями, мы видим сверхчеловека, которому сам Господь Бог даровал непостижимые лучи таланта, в жизни все складывается само собой и любые грехи запросто прощаются.
Что у Нормана? Реальный, живой человек, играющий царей и верховного бога, иногда устает. Вместо грима — татуировки, которые уже не смыть, можно только забить новыми. Они ведь тоже не просто так на теле: какие-то из них, очевидно, отражают важные жизненные вехи. Фильм лишен пафоса, который присущ большинству фильмов об оперном искусстве. Евгений жарит шашлык, общается с сыном, заправляет машину, добавляет сахар вместо соли. Евгений — обычный человек. В некоторых театрах на репетициях его путали с работником сцены.
В этом и прелесть РокБаритона: и радости, и печали умножаются на два от осознания реальности происходящего. И как-то совсем по-другому сопереживаешь персонажу. Помочь, конечно, с другой стороны экрана не сможешь (хотя такое наивное желание и возникает), но радуешься каждой радости героя и «болеешь» за него как обезбашенный футбольный фанат.
Бертран Норман не только режиссер фильма, но и сценарист, продюсер, оператор, художник. Он интересен, как минимум, обстоятельным подходом к делу: десять лет ходить за Никитиным с камерой, чтобы собрать материалы для фильма! Завидую. Сама бы ходила:)
О чем фильм? О внутренней свободе. О том, что можно стать частью любого сообщества, не пытаясь вписаться в его стандарты. О том, что оставаясь собой, можно достичь мировых высот в любом деле, даже если выглядишь и ведешь себя не так, как от тебя ожидают другие.
Мировая премьера РокБаритона прошла в августе 2022 года. В российский прокат фильм вышел 20 сентября 2022 года, до этого состоялось несколько специальных показов. Фильм длится 84 минуты. У фильма есть возрастное ограничение 18+.
10 из 10
7 ноября 2022