Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рай |
английское название: |
Paradise |
год: | 2022 |
страны: |
Франция,
Швейцария
|
режиссер: | Александр Абатуров |
продюсер: | Ребекка Узель |
видеооператор: | Поль Гийом |
композиторы: | Benot De Villeneuve, Дэльфин Малоссена, Бенжамин Морандо, Les Percussions De Strasbourg |
монтаж: | Александр Абатуров, Люк Форвей |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 ноября 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
На пороге лета 2021 года небывалая жара и засуха стала причиной крупнейших за всю историю пожаров, охвативших 19 миллионов гектаров северо-восточной Сибири. В этом районе, в самом сердце тайги, находится село Шологон. Оно принадлежит к так называемой «Зоне контроля» — это малонаселенные территории, где власти официально не обязаны тушить лесные пожары. Таким образом, жители остаются один на один с разбушевавшейся стихией.
«Рай» — документальный фильм, посвященный героической борьбе жителей якутского села с лесными пожарами, своей силой и искренностью оставляет невероятное впечатление. Режиссер Александр Абатуров смог создать удивительно честный и трогательный нарратив, который ранит душу и заставляет задуматься о силе человеческого духа.
Истории жителей, их отвага, предстают во всей своей реальности. Документальный формат, снятый на якутском языке, усиливает эффект присутствия, будто сами зрители стоят рядом с героями и переживают каждый момент их борьбы. Изобразительная часть фильма безупречна: живописные панорамы якутской природы сменяются разрушительными последствиями пожара. Профессиональный монтаж и операторская работа гармонично передают драматизм и великолепие, создавая визуально завораживающую картину.
Фильм не просто документирует страшные события, но и воодушевляет к действию. Зритель неизбежно оказывается вовлеченным в истории отважных людей, заставляя осознать остроту проблемы изменения климата и необходимость безотлагательного реагирования на природные катаклизмы. Непосредственное участие местных жителей создает атмосферу единства и солидарности, подчеркивая важность общественного объединения в часы беды. Данная работа в целом невероятно яркое свидетельство человеческого духа и необходимости единения в борьбе со стихийными бедствиями. Силы природы сильны, но сила человеческих связей и взаимопомощи еще сильнее.
Примечательно, что для народа саха после физической смерти нет ни рая, ни ада, но зато они оказались реальны здесь, в жизни. И невероятные во всех смыслах герои сумели совладать с геенной огненной, превратив происходящий на своей земле ад в самый настоящий Рай.
10 из 10
5 марта 2024
Проблема пожаров в бескрайней Якутии, тушить которые для федеральных властей 'нет экономической выгоды' - известная проблема. Это объясняется отдаленностью района и сложностью логистики: пожары тушат только тогда, когда 'стоимость тушения пожара ниже стоимости гипотетического ущерба'. Людей тоже зачастую дешевле переселить из сгоревшей деревни, нежели спасть их дома.
Однако центральное место в фильме занимает не важная социально-политическая тема с привкусом проблемы гуманизма 'деньги vs. люди', которую предполагает увидеть зритель по контексту. Фильм посвящен более фундаментальному механизму взаимодействия между людьми - объединению, на первый взгляд, чужих друг другу людей перед общей проблемой.
Чтобы донести идею до зрителя, режиссер стремится наиболее полно погрузить того в атмосферу происходящего. Во-первых, для картины выбран документальный жанр - связанность с реальными событиями забирает право на несерьезное отношение к происходящему. Во-вторых, фильм снят на якутском языке (саха) с русскими субтитрами - с одной стороны это ещё больше погружает смотрящего в атмосферу якутских событий, с другой - подчеркивает, что происходящее находится в 'другом мире', от которого остальная страна (Федерация) так далеки. И наконец, как шаблон повествования использован национальный фольклор: происходящие события настоящего нанизываются на сюжет сказки-были местной культуры.
Кроме того, любопытно подсвечена культурная особенность, которая актуальна по сегодняшний день. Современное общество, казалось бы, бесконечно далеко ушло от поклонения силам природы: огню, ветру, дождю. Однако по вине первых двоих (ветру и огню) герои фильма оказываются в страшной безвыходной ситуации, а по вине властей вынуждены надежды возлагать лишь на последнюю (дождь). В такой ситуации вполне логичным кажется превозносить молитвы силам природы, а не Богу в лике человеческом.
Таким образом, большая удача, что фильм снят не о социально-политической проблеме, а о культуре народа и отношениях между людьми - это выводят фильм из разряда 'новостной ленты' в разряд предмета искусства.
3 октября 2023