Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Продукты 24 |
английское название: |
Convenience store |
год: | 2022 |
страны: |
Россия,
Словения,
Турция
|
режиссер: | Михаил Бородин |
сценарий: | Михаил Бородин |
продюсеры: | Алексей Гришин, Максим Добромыслов, Дилой Гюлюн, Юлия Шагинурова, Артем Васильев, Алеш Павлин, Андрей Штритоф |
видеооператор: | Екатерина Смолина |
композитор: | Алексей Поляков |
художники: | Владислав Огай, Ольга Челяпова, Тимур Катков |
монтаж: | Зариф Очилов, Александра Пуцято |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $394 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 февраля 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Данный фильм, хоть формально и считается российским, до конца понять его смысл смогут только носители узбекской культуры, т. к. транслируемые тут мысли и образы являются её частью и могут быть полноценно восприняты только её носителями.
Как мне показалось, управляющая идея фильма, формулируется цитатой из него - «Человек приходит в этот мир чтобы пройти через испытания». Именно изучение вопроса взаимоотношений людей друг с другом и с религией является основными, а то что часть сюжета происходит в безымянном московском продуктовом магазине – это лишь один из инструментов, цель которого, в числе прочего, показать жизненный цикл человека, повторюсь, именно в узбекских реалиях.
Более того, судя по отзывам, что зрителей, что критиков, большинство тут видят историю про круг насилия, главным злодеем которой выступает образ продуктового магазина, однако, лично мне показалось невозможным сформулировать что в сюжете является причиной, а что следствием и тут еще раз повторюсь – этот цикл до конца будет понятен только узбекам.
Ближайшим аналогом для российского зрителя я бы назвал «Гив ми либерти» (2019), который формально рассказывает историю русских эмигрантов и базовый посыл которого будет понятен любому, однако его атмосферу сможет прочувствовать только тот, кто понимает, во-первых почему и от чего уехали эти люди, а во вторых насколько их действительность отличается от ожиданий и насколько они сами себя обманывают в той части, что декларируя окружающим показной успех своей эмиграции, они всеми силами держаться за корни, причем именно те, от которых стремились сбежать и которые на исторической родине уже давно изменились до неузнаваемости.
Резюмируя скажу так – это отличная драма о жизни в целом, которая старается не давать оценочные суждения отдельным её составляющим. Если бы я был узбеком, то наверняка бы смог прочувствовать смысл заложенных режиссером посылов и образов (тут есть несколько сцен, которые 100% являются отсылками к чему-то национальному), однако, как человек, который только что-то слышал об узбекском быте, могу считать только базовые посылы, поэтому «отлично».
8 из 10
P.S. Единственное, что делает фильм российским – это песня в титрах группы Король и шут «Кукла колдуна», которая настолько на своем месте, что складывается ощущение, что именно она стала источником вдохновения автора и данный фильм, возможно, является её экранизацией.
11 декабря 2024
Мрачная и тленная драма. Этакая казахская хтонь без просвета. Ну или с просветом, но только если научишься жить, как те звери, которые тебя окружают, без жалости и сожаления.
Кино поднимает серьёзную социальную проблему современного рабства, когда у гастарбайтеров отнимают паспорта, избивают, запугивают и заставляют работать за еду и ночлег.
Главная героиня одна из таких рабынь в круглосуточном магазине в Москве. Жестокая владелица выдаёт её замуж за одного из работников, а когда рождается ребёнок, забирает его себе. Но у героини получается вырваться. И вот теперь нужно вернуть ребёнка. Но что может сделать бедный человек из другой страны, без связей и движимый только отчаянием? Вот это зрителю и предстоит узнать.
Приз Европейской конфедерации художественного кино (программа «Панорама») на Берлинском кинофестивале.
9 марта 2024
'Продукты 24', громкий российский фильм, был в Венеции, много о нем говорили. Режиссура неплохая, не без огрехов, но режиссер грамотный, знает свое дело, его же сценарий — без изысков, там не запутаешься, как говорится, на жидком растворе драматургии. Фильм в свое время, когда я услышал о его концепте и сюжете, заставил меня издать стон — уж больно хороша идея! Уж больно на поверхности, но так удачна! Я бы ее так снял! Там, в этих подвалах магазинов столько всего творится! В грязи, темноте, тесноте судеб потерянных людей! Но Режиссер снял ее очень странно — живую, мощную, сильную, со взрывным потенциалом социальную чувственную историю решил в чистенькой и гладенькой стилистике Цай Минляна, со штампованным финалом, встречающимся уже во череде фильмов, но главное, все как будто в замедленной съемке, магазин наполнен медленно-ползающими мычащими героями, говорящими как куклы, так, как не говорят ни в жизни, ни в — уже — кино. В общем, на мой взгляд категорическая ошибка режиссера и продюсера в самом темпо-ритме картины, в художественном решении этого сюжета. Хотя — Венеция, конъюнктура. Ну нет, решение их. Но такую сильную тему решать в таком тягучем, цветастом, как будто сюрреалистическом и нарочито условном жанре — значит, не раскрыть ее, ни ее атмосферы, ни ее жесткой энергии.
24 марта 2023
История гольяновских рабов попала в кино так масштабно, что с овациями была встречена на последнем Берлинале. На севере Москвы в настоящем рабстве держали кучу людей. Рабы из Средней Азии рождались, женились и умирали под вывеской круглосуточного магазина. 'Продукты 24' - универсальная строка паспорта, ставьте, куда угодно, не прогадаете
Ключевой элемент истории - образ человеке в западне, выход без выхода. Но даже к этому сюжету режиссёр-дебютант Михаил Бородин подошёл очень нетривиально.
Послевкусие фильма - мазки режиссёрской работы. Бородин выражает ракурсом то, что даже словами не просто. Вот она камера, скользящая по полкам с дешевыми чипсами. А вот назойливый неон вывесок, но не манящий как у Рефна, а вызывающий нервный тик, медленно переходящий в подступь тошноты.
Вынужденная жить по законам средневекового колоната 20-летняя Мухаббат смиренно принимает судьбу. Красные линии выцветают, а реальным импульсом к побегу становится даже не вопрос собственной жизни. Главный рефлекс, заложенный природой - любовь к собственному детенышу, божественный смысл мещанского бытия.
Бородин не знает ответа на главный вопрос. Кто виноват в этой западне? Загнанный внешними обстоятельствами зверь, покорно развивший Стокгольмский синдром, или человеческая натура, нашептывающая каждому из нас аксиомы страха и покорности
Продукты 24 - это вообще история не про чёрное и белое. Обманут на самом деле здесь лишь тот, кто пошёл на глас вопиющего в пустыни - обычная девушка, захотевшая по доброте душевной помочь нуждающейся Мухаббат.
Фильм - жёсткий реализм, доведённый местами до животного. Извините за спойлер, но от вбивания гвоздя в ногу в знак наказания за побег передернет даже крепких духом.
Наконец, здесь великолепно показан Узбекистан. Знающий местную специфику режиссер точно ловит суть и рисует, как казалось бы, дом пространством ещё более серым, ещё более враждебным и ещё более безнадёжным, чем гольяновское рабство. У всего есть причины, и у жуткого, но сознательного выбора в пользу рабства тоже.
В итоге, 'Продукты 24' - это не притча о потерянном рае и даже не детальное описание дантовских кругов. Это человек в анабиозе. Жалкий, уставший и потерянный.
Но не волнуйтесь. Вот-вот наступит рассвет. Красное солнце упадёт бликами на текущее куда-то в сторону МКАДа шоссе и выйдет из-за спины уродливой ельцинской девятиэтажки. Выйдет снова на смену и Мухаббат. Смену длиной в жизнь
21 декабря 2022