Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Притхвирадж |
английское название: |
Samrat Prithviraj |
год: | 2022 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Чандра Пракаш Двиведи |
сценаристы: | Прамод Кумар, Чандра Пракаш Двиведи |
продюсеры: | Бхарат Равайл, Амит Томар, Прамод Кумар, Адитья Чопра, Санджай Шивалкар |
видеооператоры: | Сантош Тундьяил, Мануш Нандан |
композиторы: | Санчит Балхара, Sanjay S Yadav, Алап Десай, Шанкар Махадеван, Лой Мендонса, Эхсан Нурани, Анкит Балхара |
художники: | Мустафа Статионвала, Dnyandeo Indulkar, Джай Кумар, Субрата Чакраборти, Санджив Раджсингх Пармар, Амит Рай, Маянк Тулсьян, Авиджит Гхош, Шерон Фернандес, Аниш Шарма, Дилип Рокаде |
монтаж: | Аариф Шейкх |
жанры: | боевик, драма, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $4 392 |
Мировые сборы: | $8 568 339 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июня 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Очередной красочный индийский исторический эпик. На этот раз о безупречном раджпуте-патриоте — правителе Дели Притхвирадже Третьем и его противостоянии мусульманам и гуридскому султану Мухаммаду Гури. Мусульмане, понятное дело, подлые, злобные, выглядят, как будто хотят украсть целый мир, одеты тускло и мрачно, а индусы веселые, яркие, поющие, неагрессивные, но и в обиду себя не дадут, гордость и честь превыше всего.
Конечно, это больше миф, чем история. По мнению авторов фильма, исход битвы при Тараине решил не полководческий талант Гури, не умная тактика мусульман, а их подлая вылазка ночью. Притхвирадж не бежал с поле боя, а был захвачен спящим. И лучше бы Притхвираджу не ссориться с правителем Каннауджа и прочими индийскими князьями, а сколачивать из них коалицию, чтобы противостоять продвижению мусульман на субконтинент. А так его проигрыш оказался фатальным и отдал почти всю Индию мусульманам на следующие полтысячелетия. Ну и тревожный звоночек: вдруг посреди фильма задвигается пламенная речь про права женщин. Похоже, ползучая голливудская повесточка проникла и в Болливуд.
30 августа 2023
Традиционно считается, что Голливуд — лидер зрелищной индустрии блокбастеров. Те, кто так думают, просто не видели азиатское кино! Американские боевики практически ничего не рассказывают о своей культуре, ценностях и традициях. Зато делают большой упор на спецэффекты: драки, поджоги, крушение, аварии, оружие и т.д.
В индийском кино все иначе… Центральная роль отводится в первую очередь истории и традициям. Признаться, я была не знакома с современным кинематографом Болливуда. На память приходит, разве что «Миллионер из трущоб» или «Меня зовут Кхан». Эти фильмы, да, об Индии, но произведены в Великобритании и США соответственно.
Посмотрев «Притхвирадж» совершенно случайно в пятничный вечер на Че!, первое, что пришло в голову — восторг. А второе… с этим по порядку.
Первое, что бросается в глаза — жанр. Я бы отнесла его к супергеройскому кино. Да, фильм основан на реальных событиях: сюжет повествует о подвигах реального индийского царя Притхвираджа III, который правил двумя столицами (Аджмер и Дели) на севере современной Индии. Его правление запомнилось противостоянием мусульманской агрессии, а смерть обрела статус легенды. В Индии героями не рождаются, ими становятся, и этот статус нужно еще заслужить. Фильм повествует как раз о том, как царь Притхвирадж заслужил уважение и вечную славу не только своего народа, но и всех агрессоров.
Второе, особое внимание в картине уделяется традициям Индии во второй половине XII века. Зритель много узнает о светских и священных ритуалах: сватовство, женитьба, битвы, наказания. Узнает о том, как проходит любовная переписка, как вершится месть, какую роль играют боги, как важно прислушиваться к мнению поданных и народа.
Третье. Очень неожиданно в картине прозвучал вопрос о положении индийских женщин. Главная героиня — принцесса. Она своенравна и сама вершит свою судьбу, что неприемлемо в обществе, где царит главное правило: «Женщина должна стоять за мужем». Эта линия очень интересная и с неожиданной концовкой.
Четертое - мощные батальные сцены, но слишком заметно компьютерную графику. Битв несколько. По ним можно понять, чем вдохновлялись создатели: «Гладиатором», «Звездными войнами» и открывающей битвой из «Меч короля Артура».
И последнее, что хочется отметить: такое кино нужно смотреть на большом экране или дома с хорошей диагональю. Прочувствуете всю мощь азиатского блокбастера намного лучше!
17 июля 2023
Я – интроверт и поэтому не люблю ходить в кинотеатры: для меня лучше смотреть фильмы дома, одной, уютно устроившись на диване и попивая горячий чай. Этот же фильм дал мне, наконец, объяснение, зачем вообще посещать кинотеатр. Фильм зрелищный! Смотреть его – это просто наслаждаться каждым кадром, каждой секундой ПРОСМОТРА, и даже сюжет отходит на второй план перед мощной визуальной составляющей. Это действительно надо смотреть на большом экране: каждая ниточка вышивки на богато изукрашенных одеждах, каждая жемчужинка в многочисленных украшениях, каждое колечко в кольчугах воинов, каждая завитушка орнамента на щитах – всё видно, всё искрится, привлекает внимание и играет свою роль. Я читала (еще до премьеры), что в фильме было использовано более 500 способов повязывания тюрбанов, поэтому на это специально обращала внимание. Невероятно, но факт: в кадре могло находиться 10-15-20 человек и у каждого тюрбан был повязан чуть иначе. И это статисты, у главных персонажей каждый тюрбан был отдельным произведением искусства. Эпические битвы (причем в сидящих в седле воинов искренне веришь, в отличие от известного Падмавати, где актеры просто изображали раджпутов, не передавая их стать и воинские умения), львы, которых не отличить от настоящих (видна каждая волосинка в гриве, при этом абсолютно естественные движения. В RRR все-таки было видно, что животные – результат труда компьютерщиков), зажигающая сердца музыка (в основном героическая, хотя и танец в честь праздника Холи тоже был), красивые и благородные слова и поступки – в фильм невозможно не влюбиться!
И главный бриллиант фильма – Акшай Кумар. Он тут блистает во всем блеске своего таланта и зрелой мужской красоты. Есть актеры, которым очень идут подобные образы и хотя потом видишь их в других, может даже более сложных ролях и в более талантливом исполнении, но в твоем сердце они остаются именно такими. Так, говоря про Рам Чарана всегда вспоминается Magadheera, Ритик Рошан – это Акбар, Михаил Боярский – Д'Артаньян и теперь Акшай Кумар – это несомненно Притхвирадж. В нем невероятным образом сочетаются царственная расслабленность и достоинство воина. Я и раньше любила этого актера, но тут он меня потряс – идеальное попадание в образ, роль, типаж. Пару ему составляет Мануши Чхиллар – никому особо не известная модель. Честно говоря, по трейлерам, что были в Инете, и кусочкам выложенных танцев я не впечатлилась ею. Еще подумала, что на Мисс Мира могли и поярче кого-нибудь выбрать, но на большом экране она меня переубедила. Конечно, она пока ещё не актриса и потрясающей игры не выдала, но была очень красивой, держала аристократическую стать и достоинство, играть старалась, не фальшивила (для начала уже хорошо), несла нужный феминистический посыл (не совсем верю, что в ту эпоху простили бы принцессе подобные речи и поступки, но фильм снят для наших современников, а потому правильно, что их уже произносят с экрана и будет замечательно, если к ним прислушаются). Из известных актеров ещё нас порадовали Сону Суд и Санджай Датт. Оба играли нетипичные для себя роли: Суну был поэтом, воспевающим подвиги главного героя, всячески поддерживающий его, даже в самые тяжелые дни, а Санджай играл дядю Притхвираджа, храброго воина, несущего обет и потому всегда с завязанными глазами. Так как он был весь в бороде, усах и повязке, то играть ему оставалось только жестами и голосом. И это ему удалось – персонаж был запоминающимся и интересным (хотя обычно я не очень жалую этого актера, но тут он был очень к месту). Много было и других персонажей, но остановлюсь ещё только на войске – мне хочется выделить всех этих людей в отдельного героя, очень уж цельным получилось изображение самой касты раджпутов – храбрых, гордых, с грубоватыми шуточками, с благородными помыслами, рожденных, чтобы умереть в битве. Их смерть переживаешь болезненно, а их отвагой восхищаешься. Этому дополнительно способствует и музыка: барабанная дробь, привлекающая внимание, голос раковин, заставляющий учащенно биться сердца. И сопоставление кадров из битв с мирными событиями, происходящими в другом месте.
Из минусов могу выделить только отсутствие интриги: нам в самом начале показывают итог жизни Притхвираджа, а уже потом разворачиваются предшествующие этому события. Возможно, в Индии и так каждый осведомлён, чем всё закончилось (не знаю, конечно, насколько события в фильме соответствуют реальным и что было вымышленным), но для меня это придало некий упаднический оттенок фильму. В остальном фильм шикарен и я советую каждому его посмотреть – остаться равнодушным невозможно.
5 июня 2022