Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не хороните меня без Ивана |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Любовь Борисова |
сценаристы: | Любовь Борисова, Юлия Клименко |
продюсеры: | Иван Болотников, Дмитрий Шадрин, Сардана Саввина, Прокопий Иванов |
видеооператор: | Семён Аманатов |
композитор: | Моисей Кобяков |
художники: | Саргылана Скрябина, Дария Дмитриева |
монтаж: | Любовь Борисова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $55 020 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
Первое, что бросается в глаза, при просмотре фильма “Не хороните меня без Ивана” это непривычное соотношение кадра. На самом деле это классическое соотношение “большого формата” - того самого фотоаппарата на треноге, с занавеской сзади. Оператор-постановщик Семен Аманатов сделал свой оммаж Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому сделав светокоррекцию фильма в колористике знаменитого русского фотографа конца XIX века. Поэтому и такой формат, и такие яркие цвета.
Самый важный конфликт в фильме это внутренняя борьба Степана с самим собой. Когда шаманка закрывает ему родничок на темени, его душа перестает вылетать из него в момент потрясения от увиденной красоты. Но вместе с этим, он утрачивает способность видеть эту самую красоту. И перед ним стоит выбор – остаться нормальным и жить обычной жизнью – жениться, завести хозяйство. Или вернуться в прежнее, по сути смертельно опасное, инвалидирующее состояние, но зато иметь возможность видеть красоту.
Картины Ивана Попова окружают жителей Якутии с самого детства, поэтому на всем протяжении фильма, люди находятся в состоянии поиска узнаваемых символов в непривычном антураже. Также трактовка режиссера последующего развития этих застывших кадров и радует, и восхищает. Так что, внешний зритель возможно, оценит эту киноленту по достоинству, но полное погружение в контекст имеют только те, кто родился, ходил в школу в этом регионе.
13 апреля 2024
Вспоминаем прошлые годы: «Рядовой Чээрин» (Якутия), «Сестрёнка» (Башкирия), «Приключения маленького Бахи» (Дагестан)… список можно по желанию продолжать долго, но смысл будет один: региональное российское кино живо, что не может не вселять оптимизм! Более того, зачастую это самое региональное кино получается куда лучше раскрученного федерального! В этой связи новинка 2023 года «Не хороните меня без Ивана» режиссёра-постановщика Любови Борисовой – как раз такой случай.
То, что якуты сами по себе очень кинематогиничны (придумал новое слово), известно уже давно, Акира Куросава не даст соврать (вспоминаем его шедевр «Дерсу Узала»). Но для хорошего результата этого, конечно, недостаточно. Нужно как минимум удачно вплести персонажа в сюжет, раскрыть его посредством художественных приёмов. При этом, если мы говорим о Якутии, то не стоит забывать и об окружающем мире, о связи человека с природой, о традициях местного населения, о географической уникальности данного места и о судьбе народа, там проживающего. На мой взгляд, создателям обозреваемого фильма это удалось. В основу сюжета положена реальная история сына священника, художника и этнографа Ивана Васильевича Попова (1874-1945 гг.), жившего и творившего на якутской земле во второй половине 19го – первой половине 20го веков, человека, который сам по себе очень любопытен для изучения ввиду своей самобытности (не зря же ему было присвоено звание народного художника Якутской АССР), а также простого якута Степана, страдающего редкой болезнью, разновидностью летаргического сна, «прибившегося» к просвещённому русскому интеллигенту по случаю судьбы и ставшего ему верным помощником на длинном просветительском пути (слово «слуга» здесь будет точно неуместным). Спасший однажды Степана от участи быть похороненным заживо, Попов становится для якутского простака путеводной звездой, за которой тот готов следовать хоть на край света. Вот они и путешествуют вдвоём, любуясь красотами удивительного края, фотографируя, рисуя и собирая по кусочкам, словно восхитительный пазл, его красоты и культуру. Чем вам не ретро роуд-муви, которым, по сути, работа Любови Борисовой и является?
По форме «Не хороните меня без Ивана» не оставляет каких-либо кривотолков практически сразу, буквально с первых же кадров заявляя о себе, как о представителе того самого регионального кино: архаичный формат 4 на 3 и почти полностью на якутском языке, из-за чего фильм приходится смотреть с субтитрами. Вместе с тем, это не идёт ленте во вред, а скорее наоборот – придаёт ей некий шарм, что, скорее всего, изначально задумывалось авторами. Дуэт литовца Дариуса Гумаускаса и Александра Чичахова (вот и ещё один кинематогиничный якут; между прочим, учитель труда в школе) выше всяких похвал, костюмы великолепны, сюжет не даёт скучать, искусно вплетённая в него притча – заставляя задуматься, а общее настроение во время и особенно после просмотра – полная лёгкость, словно сделал глоток свежего воздуха (здесь, пожалуй, главный совет неподготовленному зрителю – привыкнуть к формату и уловить его дух).
Вместе с тем, отмеченных плюсов, конечно же, не было бы без талантливой режиссёрской работы Любови Борисовой, и её же сценария (совместно с Юлией Клименко). Вот вам и пресловутая женщина-режиссёр! Учитесь, гламурные столичные птицы! К слову, «Не хороните меня без Ивана» – вторая картина Борисовой, а как говорят знающие люди, первая – «Надо мною солнце не садится» 2019 года была не менее любопытной и хорошо сложенной, что уже само по себе является признаком класса; где один – это один, два – уже система. Поэтому обязательно проследим за карьерой этого творческого человека в дальнейшем, ну а касательно обозреваемого фильма – зафиксируем высокий балл и желание рекомендовать его к просмотру любой категории зрителей, особенно той, которая ностальгирует по старому доброму региональному советскому кино (Казахфильм, Узбекфильм и т.д.).
31 октября 2023
Замечательная история, рассказывающая о поистине божественном, великом. О красоте. Самое интересное, что у якутской жемчужины получилось не только создать увлекательный фильм, но и представить своего рода открытку в этот чудесный край, показать его народ и традиции.
Визуальная составляющая по большей части состоит из дикой природы и национального колорита жителей Якутии. Тут и различная утварь, и шаманские шалаши, и, конечно же, прекрасные рассветы. В какой-то степени ленту даже можно назвать роуд-муви, ибо постоянное перемещение главных героев каждый раз представляет нам новую локацию и новые виды. Большинство кадров снято удачно, огрехи, если они и есть, в глаза не бросаются. Но, иногда, у создателей картины получается воплотить особый колорит на экране. В этом помогает освещение и контрастность. Яркие и сильные кадры, такие как горящий дом и сцена шаманского обряда поистине захватывают дух, удивляя даже прожженных киноманов вроде меня. Финальный аккорд вообще вне конкуренции, операторская работа и сюжетные предпосылки делают момент по своему волшебным. Думаю, что имя режиссерки, Любови Борисовны, обязательно надо где-то записать.
Актёрский перформанс никак не выбивался из общей канвы и смотрелся весьма гармонично. Дариус Гумаускас, сыгравший Ивана Попова, отлично передал образ честного, добропорядочного и чуткого этнографа. Еще одна вещь, достойная упоминания - это Александр Чичахов, сыгравший Степана. Дело в том, что Александр вообще не имеет актерского образования и является учителем технологии в якутской школе. Сей факт оставляет свой след на отыгрыше, который из-за этого кажется немного неуклюжим и неуверенным. Правда, именно такие эмоции и были нужны для передачи характера деревенского простачка, которого некоторые считают блаженным, а кто-то и юродивым. Вообщем, я не знаю было ли подобное решение при касте на роль Степана намеренным, но оно явно удачное!
Сама же история мне кажется по простому романтичной. Построение сюжета и драматургии напоминает чем-то народные сказки. Главные герои встречают разные обстоятельства на своем пути и, преодолевая их, зачастую решают не только чужие проблемы, но так же разбираются в себе. Если разбить сценарий на самые базовые элементы, то получиться практически прямая линия повествования, словно в «Колобке». Это неплохо, ибо отсутствие витиеватых линий сюжета позволяет открыть сразу две мысли. Первая говорит нам о ценности и уникальности якутской культуры и его народа. Вторая же представляет чуть ли не настоящее философское рассуждение о важности и наличии красоты во всем, что нас окружает. Будь то молодая девушка, старинная утварь, тихие вечера или же яркие рассветы. Абсолютно все в мире обладает внутренней красотой и счастлив тот, кто способен эту красоту видеть.
Определенно один из моих самых любимых отечественных фильмов последних лет, если не вообще. Настолько приятное и легкое чувство на душе остаётся после просмотра, словно ты сам начинаешь лицезреть красоту во всем!
31 июля 2023
У якутской ленты 'Не хороните меня без Ивана' 2022 г. высочайший рейтинг 8,2 в Кинопоиске и положительные отзывы критиков. Она основана на биографии художника Ивана Попова, жившего в 18-м веке и занимавшегося этнографической деятельностью.
История этого фильма начинается весьма комически - молодой священнослужитель проводит литургию по усопшему и вдруг осознает, что покойник все еще жив. Священник в ужасе убегает из церкви. А мужчина выбирается из гроба и отправляется домой.
Вскоре зрители поймут, что мужчина периодически впадает в летаргический сон, а местные необразованные жители с трудом могут это понять и принять, всякий раз пытаясь похоронить беднягу. Объяснить природу этого недуга берется Иван - местный художник и этнограф.
Основа повествования в 'Не хороните меня без Ивана' - это роуд-муви. Иван, не желая того, обзаводится попутчиком в лице якута, настолько сильно воспринимающего красоту окружающего мира, что впадает из-за этого в летаргию. Вместе они проведут зрителей по красивым пейзажам, познакомят с якутским фольклором, бытом, декоративно-прикладным искусством, традициями и даже обрядами шаманов.
Это красивый, неспешный пронизанный любовью ко всем своим героям фильм. Он погружает зрителей в очень простой мир, не лишенный печалей, но лишенный намеренного зла. Тут красота мира, людей и обыденной жизни превращается в абсолют и практически в смысл человеческого существования.
'Красота в глазах смотрящего' говорят нам создатели фильма 'Не хороните меня без Ивана'. И тем самым заставляет видеть лишь красоту в своем собственном творении.
Это малобюджетная картина с множеством недостатков. Но она не случайно полюбилась зрителям - то, что создано с любовью и восхищением не может не вызывать ответную любовь и восхищение. Даже несмотря на отсутствие хорошей актерской игры, неловкие диалоги и отсутствие аутентичности показанной эпохи.
9 июня 2023
Начну немного издалека. Почти каждый ребенок в Якутии знает две картины первого профессионального художника Якутии - Ивана Попова, одного из главных героев фильма. 'Теленок' и 'Шаман'. Они диаметрально разные: яркий, солнечный портрет рыжего теленка, написанный быстрой кистью; почти зарисовка - как будто художник торопился запечатлеть короткий момент молочной нежности животного, с его большими доверчивыми глазами, на фоне летней травы. В Якутии, к слову, лето короткое, насыщенное, трава такая яркая совсем недолго.
Шаман - в детстве кажется, что это картина-хоррор. Монохромная, темная, торжественно мрачная, с пугающими белками закатившихся глаз, она вызывает трепет перед мистической силой. Это как бы портрет при свете свечи или камелька - ночной, таинственный, большой. Ночи в Якутии бывают очень темные и длинные. На теленка ты смотришь как бы сверху вниз, на шамана - снизу вверх. Две картины, две силы, два крайних состояния - вспышка лета и затяжная полярная ночь.
Фильм Любови Борисовой сделан с большой любовью и большим уважением к творчеству художника, к его работам - известным и не очень, и, конечно, к действующим лицам его работ. При этом нет ощущения натужной исторической реконструкции и это не пресный и слащавый байопик или открыточная сказка.
Это по-здоровому самобытное настоящее художественное кино. Наконец-то красиво и понятно показано, как в Якутии гармонично сочетаются противоречия: шаманизм и православие, вера в духов природы и и такая же вера в достижения науки, медицины. Здесь суровая и сложная жизнь, есть много дихотомий, но без умения сочетать эту сложность, дихотомичность явлений, без адаптивности к разным событиям в таких условиях попросту не выжить. Поэтому у одного художника могут быть такие разные картины - фактически в диапазоне от импрессионизма до академизма. И все они будут искренни и реалистичны.
Фильм не требует владения контекстом, но знание про две известные картины и фотографию 'якутский косарь' украсит просмотр. А можно дождаться титров, посмотреть работы и пересмотреть фильм уже с особенным зрительским удовольствием - радостью узнавания и распознавания отсылок и пасхалок.
Наверное, правы те, кто говорят, что 'Не хороните меня без Ивана' по настроению ближе всего к 'Зеленой книге' - из известных примеров. Это такая же духоподъемная, человеческая история, в оболочке роуд-муви, только конфликт будет не социальный, а гораздо лучше. Наверное, можно сформулировать, что это был/будет приятный обман зрительских ожиданий.
Да, не смотрите его как драму. Все таки по форме это больше добрая комедия.
13 марта 2023
Фильм смотрится на одном дыхании, он светлый, веселый и лиричный. Кто здесь главный герой? Этнограф Иван? Степан, впадающий в летаргический сон? Или Якутия? - Думаю, главная здесь сама жизнь! Ее течение, ее ценность, красота и смысл. Неспешно катится повозка этнографа Ивана, неспешно происходят события, а зритель успевает рассмотреть природу Якутии, быт простых людей начала ХХ века, узнать о ремесле якутов, их обычаях, верованиях и характере. О том, что якуты имеют второе имя на русский манер, что в каждом селении есть православные священники, что пьют они простоквашу (а пить водку не умеют), а вот сахарные леденцы - самое желанное лакомство, которое иногда привозят из города. (Для меня было интересно узнавать знакомые слова, так как якутский и казахский языки имеют общие тюркские корни).
После просмотра на душе светло и легко, а в голове - много вопросов про работу этнографов, Якутию зимой, самобытность, национальные корни. И пульсирует мысль: то, что мы считаем самым большим наказанием, зачастую - наш Божественный дар. Значит фильм хороший!
13 февраля 2023
Саха-фильм даёт надежду на возрождение светлого искусства кинематографа России. Советую одну из ярких работ киностудии, снятую при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, для просмотра с детьми. Дети от 12 лет, думаю, поймут, почувствуют своим сердцем смыслы этой истории. Младшим объясните вы, родители.
Это неторопливая и в этом непривычная для современного зрителя, зомбированного монтажной истерикой современного кино, история о Степане, жителе якутского села, который обладает божественным даром, и исследователе культуры якутского народа Иване, который смог разглядеть и помог сохранить этот дар.
История эта раскрывает зрителю истинную миссию этнографов, исследователей культурного наследия народов: познать культуру народа значит прожить с ним самые разные события - и горе, и радость, и болезнь, и выздоровление, и творящуюся несправедливость как разрушение человека, и торжество гармонии как сохранение души человеческой.
Через внимание человека к человеку, через борьбу за жизнь человека раскрывается учёному вся красота фольклорного мира северного края. И после просмотра не остаётся сомнений, что этот уважающий устои каждого народа интерес друг к другу и есть единственный путь многонационального общежития большой страны и всей планеты.
Искусство духотворного российского кино поднимается с востока страны навстречу разрушительному массовому кинематографу прозападного шаблона, где уже нет места человеческим отношениям, образам и речи.
Творения режиссёров-массовиков замысловатого эпатажа должны быть как можно скорее забыты, вытеснены жизненными, здоровыми, талантливыми работами режиссёров-художников эпох и событий, воспевающих человека и возвращающих самое главное - веру, надежду, любовь.
Этим фильмом Саха протягивает руку русской культуре, руку культурной помощи, как когда-то делала Россия. Саха благодарит за разделённый исторический путь и видит продолжение единой с Россией судьбы через служение совместной цели - сохранению красоты природы, красоты человека, красоты культуры.
Аплодисменты сценаристу за увлекательный сюжет. Аплодисменты режиссёру за глубокое, красивое, важное сегодня высказывание. Аплодисменты художнику-постановщику за восстановленную эпоху. Аплодисменты ярким актёрским работам непрофессиональных актёров.
И аплодисменты в одном из кинотеатров Екатеринбурга были. Юные зрители, юноши и девушки, сказали: «Как на Родине побывали». Узнала, оказывается, они мои земляки из Якутска. Наша Малая Родина - Якутия, большая родина - Россия, страна, у которой есть возможность и решимость сохранить истоки духовной красоты и чистоты сегодня.
Такое кино надо поддерживать, чтобы не зарастал родничок нашей культуры. Наша культура не умерла. Она спит. Пульс есть, но он слабый.
Чтобы сон не был страшным, чтобы проснуться, а не быть погребённым, Саха говорит: «НЕ ХОРОНИТЕ МЕНЯ БЕЗ ИВАНА».
———
*РОДНИЧОК — неокостеневший участок свода черепа, состоящий из остатков перепончатого скелета и соединяющий кости черепа новорождённых. Роднички позволяют деформировать черепной свод, что необходимо при родах, а также для опережающего роста головного мозга.
*РОДНИК, -а, м. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Напиться из родника.
2 февраля 2023
Фильм сделан в притчевой форме. Главный герой Степан периодически впадает в летаргический сон, его пытаются похоронить, спасти может только русский друг Иван Попов, ученый-этнограф. Вместе они находят причину этих приступов, убирают её, но. .. Степан принимает неожиданное решение. Всё это очень красиво.
Действие происходит в 1910 году, оба персонажа - реальные люди.
В фильме много человеческой доброты, юмора, красивой природы Якутии. Более 200 костюмов создавались по историческим фотографиям Ивана Попова и музейным экспонатам. Прекрасная операторская работа и музыка дополняют атмосферу неспешного путешествия по якутским улусам, погружая зрителя в медитацию.
Степана играет не профессиональный актер, учитель труда. Ивана Попова играет литовский актер.
Фильм идет на якутском языке, что для этого фильма важно, он смотрится как аутентичный.
У фильма длительное приятное послевкусие. Легкий, светлый, душевный фильм.
25 января 2023
Данный фильм показывает предположительно дореволюционную Якутию начала 20 века.
Можно было бы отнести данное произведение к так называемому жанру роуд-муви, но все же фильм сильно отличается от всего того, что мы видели ранее. Мы настолько привыкли к западному зрелищному кино (аттракциону) и их шаблонам, что зритель ждет подвоха, когда не чувствует напряжения. Где-то в середине начинаешь задаваться вопросами: 'когда уже появится антагонист?',' будет ли привычный для нас конфликт между героями, а затем воссоединение и катарсис?'.
Этот фильм плавный и медитативный, конечно, в нем есть конфликт, но он реализован не так, как мы привыкли.
Визуальная составляющая выглядит достойно, на широком экране ничем не уступая голливудским фильмам!
Интересные персонажи, основанные на реальных людях. Каждый кадр был воссоздан по фотографиям этнографа Ивана. В конце даже пробило на слезу. Душераздирающие истории отдельных второстепенных героев, невероятные якутские пейзажи, потрясающая игра актеров. Отличный фильм для знакомства с якутской культурой!
Смысл, который нам хотели передать создатели по мне очень прост и лаконичен: без умения созерцать красоту жизнь становится тусклой и невыносимой. Важно уметь увидеть прекрасное.
13 января 2023