Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Микки: Мышиная история |
английское название: |
Mickey: The Story of a Mouse |
год: | 2022 |
страна: |
США
|
режиссер: | Джефф Малмберг |
продюсеры: | Морган Невилл, Крис Шеллен, Nora Chute, Джейн Келли Косек, Will Mavronicolas, Кэйтрин Роджерс, David Rohde, Алана Саад, Меган Уолш |
видеооператор: | Антонио Сиснерос |
композитор: | Дэниэл Вол |
монтаж: | Jake Hostetter, Аарон Уикенден |
жанры: | документальный, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 марта 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Сначала я должен признаться, что в детстве я большее предпочтение отдавал мультфильмам про Тома и Джерри, а мультфильмов о Микки-Маусе практически не видел. Возможно, всё дело было в ограниченных возможностях распространителей. Да и не думаю, что те видеокассеты, которые приносили родители, были продуктом официальной дистрибуции компании Дисней, которая, как показывает фильм, начиная с 90-х или даже 80-х годов, зорко следила за соблюдением лицензионных прав на образ Микки-Мауса. В общем, к этому документальному фильму я подошёл без особого энтузиазма, а к самому Микки-Маусу я не испытывал вообще никаких чувств и эмоций. Не знаю, насколько широк фан-клуб Микки-Мауса в России, но как показывает фильм, создание Микки-Мауса стало величайшим успехом и удачей компании Дисней.
Согласно этому документальному фильму образ Микки-Мауса, как наивного и забавного мышонка, понравился американцам сразу. Как я понимаю, образы с ним (игрушки и пр.) стали продаваться практически сразу, а это были времена Великой Депрессии. Трудно сказать, насколько справедливо утверждается в фильм то, что успех пришёл к Микки-Маусу в контексте идеи преодоления тягот Великой Депрессии, т.е. образ мышонка отражал успешное преодоление. В этом смысле он играл роль героя и образца для подражания в те времена, когда США столкнулись с острым экономическим кризисом. Но вот уже дальше, Микки-Маус превратился в культового героя Америки, что означает, что одним этим не объясняется успех Микки-Мауса. Исходя из фильма я предполагаю, что Дисней нашёл не только идеальный образ персонажа, но и идеальный нарратив всех тех историй (или почти всех, ибо успех, согласно фильму, не всегда сопутствовал кассовым сборам) про Микки-Мауса которые выпустила компания Дисней. Собственно их суть, а следовательно, и причина успеха, та же самая что и у персонажей Тома и Джерри, т.е. забавные, смешные ситуации в которые попадал Микки-Маус/Джерри и из которых он выходил победителем, побеждая при этом отрицательного и более сильного персонажа. Я не смотрел мультфильмы с Микки-Маусом, поэтому могу судить о сюжете, только основываясь на сказанном в этом документальном фильме, но как я понял, Микки-Маус частенько противостоял какому-то отрицательному персонажу, будь то великан или… Скрудж Макдак. Как рассказывается в фильме, Микки-Маус был изначально создан как абсолютно положительный персонаж, с которого должны были брать пример американские дети, что означает, что его нельзя было наделять никакими отрицательными чертами из-за чего многие сюжетные линии мультфильмов невозможно было реализовать. Для решения именно этой проблемы и был придуман персонаж Скрудж Макдак, который, как многие помнят, был скорее отрицательным героем, нежели положительным. Гуффи, третий персонаж, о котором меньше всего говорится в этом фильме, вмещал в себя черты очень наивного, простецкого мультипликационного героя. У всех трёх героев, придуманных Диснеем, был яркий и индивидуальный образ, который помогал делать мультфильмы с их участием по-настоящему интересными и забавными и при этом, не перегружая каждого из трёх героев личностными характеристика. Однако центральным персонажем, как подчёркивает документальный фильм, был исключительно Микки-Маус. Более того, Микки-Маус был как бы аватаром самого Уолта Диснея, неслучайно, что сам Уолт Дисней был первым, кто озвучивал Микки-Мауса.
Итак, фильм рассказывает нам историю появления и развития Микки-Мауса, а заодно и компании Дисней с начала его появления и до сегодняшнего дня. Это конечно примечательно, что Микки-Маус оставался актуальным всё это время. Это особенно удивительно, что его популярность не только крепла всё то время, что у руля компании стоял Уолт Дисней, но и после. Как рассказывает фильм, трансформации, которым подвергся образ Микки-Мауса, просто поражают. К примеру, персонажи мультфильмов Диснея принимали активную роль в военной пропаганде времён Второй Мировой, а иллюстрированные книжки мы находим даже в концентрационных лагерях времён нацистского правления. Как утверждает фильм, Микки-Маус стал во время Второй Мировой войны символом не только США, но и символом свободы и именно из-за этого он был запрещён Гитлером и Муссолини. Но меня, конечно, поразил детский спектакль, по Микки-Маусу поставленный детьми в концентрационном лагере.
Как рассказывает фильм, у Микки-Мауса были не только взлёты, но и падения, включая моральные падения связанные с тем временем, когда в США началась борьба чёрного населения за свои права. Однако главной идеей фильма является то, что Микки-Маус как бы ретранслировал все те изменения (положительные или отрицательные) что происходили в Американском обществе, начиная с Великой депрессии. Именно благодаря этому он и стал одним из символов который во всём мире, наряду, к примеру, с золотыми арками Макдональдса, ассоциируется с Америкой и возможно с американским образом жизни (и американской свободой).
Трудно сказать, насколько Микки-Маусу и, следовательно, компании Дисней удалось сохранить актуальность этого образа. Всё же фильм демонстрирует, что с начала эпохи Интернета и появления компьютерных игр сила бренда ослабла. Как говорят участники фильма, отрицательное влияние на образ Микки-Мауса внесла политика консюмеризма. Возможно, желание использовать все возможности, чтобы продать побольше товаров с образом Микки-Мауса, не создав при этом достойных мультипликационных продуктов, сыграла с образом Микки-Мауса в конце 90-х, злую шутку. Но я бы отметил, что компания Дисней потеряла связь с потребителями путём расфокусирования образа Микки-Мауса в мультфильмах. Т.е. он перестал быть тем наивным и немного неуклюжим персонажем, который веселил детей в начале своего пути.
Стоит ли смотреть этот документальный фильм тем, кто не является фанатом Микки-Мауса? Думаю, стоит, ибо у создателей фильма получилось интересно рассказать историю взлётов и падения этого персонажа, так что это будет интересно даже тем, кто не является его фанатом. Плюс, из этого можно многое понять об истории и культуре США XX века. Ведь примечательно, что образ Микки-Мауса стал популярен в 80-х среди современных художников, бунтующей против родителей молодёжи и даже среди молодёжных музыкальных групп (мы его находим в творчестве панк групп). Согласитесь, нужно занимать особое положение в культуре, чтобы быть популярным у тех групп, которые располагаются чуть ли не на противоположных частях культурного спектра. Что общего между Энди Уорхолом и панками, с одной стороны и Микки-Маусом, с другой? Однако общее есть. И как я понял из этого фильма, Микки-Маус стал не просто одним из персонажей мультипликационного фильма, а культовым явлением, в котором каждый способен найти что-то своё. Примечательно, что это успех ни кого-то, а непосредственно Уолта Диснея.
30 ноября 2022