Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сверхчеловек |
английское название: |
Maamanithan |
год: | 2022 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Сину Рамасами |
сценарий: | Сину Рамасами |
продюсеры: | Shan Sutharsan, Юван Шанкар Раджа |
видеооператор: | Vaasan Sampath |
композиторы: | Илайараджа, Картик Раджа, Юван Шанкар Раджа |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 июня 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
Радхакришнан, простой деревенский таксист, живет с женой и двумя детьми. Живет скромно, слывет честным малым. Но однажды захотелось ему сделать для своих детей доброе дело — отправить их учиться в частную школу. Для этого нужно было раздобыть деньги, и пообещал он одному бизнесмену распродать все его земельные участки в кратчайший срок. Работу свою он выполнил, только вместо вознаграждения получил обвинение в грабеже и перспективу гнить за долги в тюрьме. Но для честного Радхи непостижимо, как можно осквернить доброе имя его семьи, поэтому он решает уйти. Зачем и куда, знает только его праведная душа.
Фильм с непростой судьбиной и с огромным количеством наград (40 штук!). Участник вседоступных для индийских фильмов кинофестивалей, включая зарубежные. На афише крупным планом неповторимый (чуть не написала 'легендарный', но, по-моему, для таких заявлений еще рано) Виджай Сетхупатхи. Над музыкой к фильму поработали великолепные папа с сыном — Илайараджа и Юван Шанкар Раджа. По сюжету семейную пару играет уже зарекомендовавший себя дуэт — Сетху & Гаятри. Все просто замечательно, кроме одного большущего Но... Режиссером фильма значится Сину Рамасами. Его главная проблема в том, что он всегда пытается снять что-то глубокое, топчась при этом на мелководье. Не понимаю, почему Сину в одиночку сражается с неподдающимся ему режиссерским монстром, когда давно уже можно было скооперироваться с толковым сценаристом или взять в напарники какого-нибудь талантливого режиссера и ваять фильмы на 10 баллов. Поэтому меня эти сорок наград порядком удивили, особенно те девять, что причитались лучшему режиссеру.
Оказалось, все дело в теме. Фильм полностью построен по принципу религиозного восхваления. Главный герой, чья жизнь наполнена горем и душевной болью, сам, по своей идеологии, обрекает себя на такие мучения. Такие люди если и существуют, то их единицы на всем белом свете. И то, это вовсе не люди, как было подчеркнуто в сюжете, это боги в человеческом обличье. Поэтому история Радхакришнана смотрится, как старинный индийский эпос, наподобие 'Махабхараты'. Не то, чтобы его злоключения нереальны, просто его мировоззрение не укладывается в голове современного зрителя. Фильм называется 'Великий человек', но я бы исправила название на 'Праведник'. Потому что не в величии тут дело, а в душевной чистоте. Наш герой-то, по сути, обыкновенный деревенский человек скромного достатка. Честность — его богатство и гордость. А единственное желание, опять же, не для себя, а для своих детей — сделать их будущее достойным, дать им качественное образование. Но все идет кувырком, он обманут, а дальше мы видим, какой выбор он делает — жить заклейменным позором, запятнавшим свое честное имя, или сбежать от людской молвы. Так что же он выбирает?
Святость, удивлявшая людей. Сюжет, конечно, наглядно показал нам, как можно буквально отрешиться от всех благ во имя своей семьи. Период добровольного изгнания занимает долгие годы. При этом те, ради кого он пожертвовал собой, как будто вычеркнули его из своей жизни. Не знаю, какую там самоотверженность нашли критики в героине Гаятри, но мне она показалась особой бездушной и черствой к беде мужа. Если бы не его лучший друг, она в своем пассивном псевдострадании померла бы с голоду еще на первом году вдовства при живом муже. Кстати, об этом самом друге. Вот еще один повод для киноакадемий расщедриться на награды. Товарищ был мусульманином, сердобольным человеком и преданным другом. То, как было изображено это межрелигиозное братство, многих повергло в неистовый восторг. Неужели в Индии возможна дружба между мусульманином и индийцем? Неужели первым не чужда человечность? Ах, как здорово бы было, начни все повсеместно снимать такие замечательные фильмы! В общем, Сину сыграл на струнах души либеральную мелодию и был, если не раздавлен, то уж точно примят мощным количеством статуэток. Это тот случай, когда деятели культуры стоически закрывают глаза на посредственную режиссуру в угоду главной повестки времени.
А Сину рубил сюжет, только эпизоды летели. Все повторилось в точности как в 'Дхармадурае' — попытка объять множество тем за раз привела к обособлению каждой сюжетной единицы вместо целостного плавного рассказа. Единственное, что поддерживает в фильме единую структуру, это главный герой. Сетху просто воспарил над слабой конструкцией сценария и одним только взглядом заставил зрителя отрешиться от видимых промахов режиссера. И снова Сину нагрузил своего героя проблемами выше крыши. Очень символично выглядел финальный ритуальный танец Радхакришнана, хоть и трактовать его можно по разному, но было бы интересно узнать, о чем думал Сетху во время съемки этого эпизода. Ну хоть в плане актерской игры фильм вышел на уровень безупречного исполнения. Не зря Сину откладывал съемки в ожидании, когда у Сетху появится время на его проект.
Критики отметили, что такие драмы уже почти что вымирающие элементы нынешнего кинематографа. Отрадно, что нет-нет, да и мелькнет в каком-нибудь некоммерческом проекте божественная искра. Фильм увидел свет только в 2022 году, спустя пять лет после запланированной даты релиза. Сначала ждали актера, потом начались судебные тяжбы за название, затем грянула пандемия. И все-таки нам удалось увидеть своими глазами Бога в обличие Сетхупатхи. Наверное, ради таких ролей стоит потерпеть режиссерскую посредственность как актеру, так и его поклонникам. Приятного всем просмотра!
25 февраля 2023