| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Каникулы |
| английское название: |
Intermission |
| год: | 2022 |
| страны: |
Россия,
Финляндия
|
| режиссер: | Анна Кузнецова |
| сценаристы: | Анна Кузнецова, Екатерина Задохина |
| продюсеры: | Наталья Дрозд, Анастасия Здеб, Юсси Рантамяки |
| видеооператор: | Яни-Петтери Пасси |
| художники: | Джульетта Ковтун, Кристина Токарева, Виктория Фетисова |
| монтаж: | Даша Данилова, Анна Кузнецова |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$37 820 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 59 мин |
Кто сказал, что в школьном театре нет драмы? Там, где у взрослых методички и отчёты, у детей настоящие страсти. «Каникулы» Анны Кузнецовой — это драма о том, как взрослые прячут чувства за должностными инструкциями, а дети, наоборот, проживают их без сценария.
По сюжету калужская школа отправляет детский спектакль на конкурс в Сочи. Сопровождающие взрослые спорят, а дети растут. И вот каждое слово, каждое сломанное пианино и каждое детское расставание становятся частью большого. Как будто фильм собирает память – из запахов, интонаций и осеннего света. Из того, что мы обычно теряем, пока взрослеем.
Фильм Кузнецовой напоминает строчку из личного дневника школьных времён. Ничего громкого, ничего специально драматического. Просто дети, которые впервые пробуют сыграть чувства и не замечают, как проживают их по-настоящему. Любовь, отверженность, ревность, стыд — всё это в лицах, где ещё нет привычки прятать. Именно поэтому смотреть больно и прекрасно одновременно.
Татьяна Викторовна (живая и смешная учительница театра) — будто ветер в оверсайз-джинсах. Она ходит с мороженным на перевес, спорит с завучем, выпускает устриц в море и не умеет выключаться. Ребёнок, запертый в теле взрослого, который ещё верит, что можно спасти мир, хотя бы на сцене театра. И пока она учит детей произносить слова про «земляничное вино», они учатся говорить «я».
Её антипод – завуч Мария Генриховна. Собранная и строгая, состоящая из правил и выученных фраз. Но в какой-то момент и она начинает трескаться. Не от разрушения, а от чувства. От того, что рядом с этими детьми больно быть взрослой. Потому что они напоминают прежнюю себя, когда ещё можно было не знать про грань между смелостью и глупостью, любовью и зависимостью, правдой и обидой.
Снято всё почти документально. Ручная камера, никакого света, только естественное солнце и серое небо. От этого кадры будто дышат. Где-то под рябью осенних волн рождается ощущение присутствия. Пусть и меланхоличного в непривычных декорациях осеннего Сочи.
Не случайно фильм напоминает работы Бориса Хлебникова, который был среди продюсеров. Даже интонации схожи: тепло, живость и где-то на фоне ощущение, что жизнь, несмотря на боль, продолжается. Просто тихо, по-своему и без гарантии на хеппи-энд.
Конечно, «Каникулы» — это не история о детях. Это фильм о взрослении в любом возрасте. Когда учишься не делить эмоции на хорошие и плохие. Когда начинаешь принимать свои чувства как есть: неугодные, неловкие и настоящие. Весь смысл фильма в этой честности. Потому что только приняв прошлое, мы можем наконец задышать будущим.
7,5 из 10
За кино, которое ничего не доказывает, а просто есть. Как последняя репетиция перед спектаклем, где ты вдруг понимаешь, что всё уже случилось. И остаётся лишь играть – честно и без маски, как в детстве.
4 октября 2025
И теперь, когда Майкл понял, как это — быть настоящим, он решил навсегда запомнить это лето. Зачерпни всё, что случилось с тобой, в ладони, наполни бутылки земляничным вином, и проверь, чтоб ни одно воспоминание не ускользнуло — и лето твоё. И, что бы ни случилось, навсегда останется твоим.
© Цитата из фильма
Группа школьников вместе с двумя руководительницами летит в Сочи на театральный фестиваль, чтобы продемонстрировать постановку и получить главный приз. В комедийной традиции Голливуда воплощение схожей фабулы пестрело бы курьёзными гэгами, хулиганистым пафосом и соревновательной жилкой, но полнометражный дебют Анны Кузнецовой, отчасти наследуя простоту выражения советских шедевров (будучи вдохновлён «Ста днями после детства» Сергея Соловьёва и «Крыльями» Ларисы Шепитько), вступает в диалог с аудиторией совсем иначе. Тоньше. Добрее. Печальнее.
Фильм добрался до публики тернистой колеёй. Съёмки прошли в 2021-м году и завершились в 2022-м, дабы в 2023-м был шанс актуально засветиться на «Маяке», в 2024-м — в прокате, в 2025-м — на телевидении в программе Александра Гордона «Закрытый показ». Обсуждение в студии вышло предсказуемо придирчивым и погодя распылилось пространным анализом совершенно посторонних рефренов, но претензии гостей не смогли опровергнуть очевидных плюсов картины, которая не притесняется массивом жёсткой драматургии, не науськивает прописные истины, не делит мир на «чёрное» и «белое» в морализаторском аспекте, а дышит свободно и трактуется многопланово.
Сюжет можно рассматривать сразу с нескольких ракурсов — все поднятые темы мимоходом дополняют друг друга, образуя клубок коллизий, ведущих к не очень оптимистичному результату. Чаще всего зрители цепляются за «химию» между Татьяной Викторовной и Марией Генриховной, то причисляя дуэту романтико-эротические интерпретации, то скромно предполагая, что они — как мать и дочь, наставница и воспитанница, родственные души. Их незримая связь, аккуратно подчёркнутая наэлектризованной аурой и лаконичной партитурой телесно-интимных намёков, по итогу чревата последствиями даже для суетящихся под ногами подростков, ведь намерена отразиться на состоянии худрука в ответственный момент. Туристический инфантилизм, подкреплённый личными мотивами, становится препятствием для цели поездки и наглядно предъявляет соприкосновение человеческого фактора с обстоятельствами. Тут не будет лжи об образцовой работе учителей с учениками, эффекте «достигаторства» и лихом умении справляться с неизбежностью, потому магия спонтанных флюидов в нужный миг также настигнет завуча, подорвав петлю контроля и выбив почву из-под ног — такова цена стирания социальных рамок в условиях, когда социум требует максимальной концентрации.
Не легче и второстепенным персонажам: первая влюблённость пубертатного периода осаждает рано вырастающую Аню Павлову, заталкивая в роковой «треугольник» с безответно желанным мальчиком Сашей Антиповым и уходящей в небытие обиды подружкой Викой. Складывающиеся перипетии не только пестрят импульсивными поступками во имя обуревающих страстей, но и влекут к общему разумению скоротечности всего сущего. Катарсис ставящегося рассказа «Земляничное вино» — загребущими руками цензуры градус напитка снижен до «нектара», — рифмуется с реальностью, вовсе не радужной и достойной фотоальбома, а абсолютно контрастной, но в этой контрастности рассыпано столько дорогих сердцу осколков-светлячков, что приведённый в финале вывод резче выделяется на фоне хаоса поражений, нежели парада побед.
Герои непрестанно сталкиваются с «непреодолимой внешней силой» (разрешите процитировать режиссёрку) и преимущественно идут на компромисс, ибо бытие всё состоит из таких компромиссов, вынуждающих порой учиться проигрывать. Однако скептично настроенным критикам претит поверхностный пласт истории, где неоднозначные педагогини, гнушаясь привилегиями зрелого мировоззрения, не могут справиться с элементарными задачами. И это следующий слой — конфликт подлинного творчества, трансформирующего тех, кто им занимается, с наносным представлением о нём от «компетентных» адептов власти с «экспертным» мнением, ничуть не ведающих о процессе изнутри. Вечный спор художника и государства допускается через безуспешную конфронтацию с жюри мероприятия, корректирующим выступления номинантов под свою кондовую, чётко слаженную, глухую на возражения позицию. Посередине поля боя стоят дети, коим достаточно от взрослых лишь кристальной честности, в то время как взрослые, с головой потонувшие в правилах и ограничениях, либо тешатся иллюзией о лучшем понимании того, что надо дать новому поколению, либо встают с ним на одну волну, выпуская из себя наружу конвенционального «ребёнка». Увы, крайний вариант толком не помогает адаптироваться к лживой фантасмагории конкурирования за медальки и грамоты, зато приносит ощутимую психотерапевтическую пользу, равняя младших со старшими и доказывая, что вообще никто из нас не идеален — и да, это нормально.
Ключевой причиной, почему Кузнецовой удалось так внятно осветить предлагаемые противоречия и, что немаловажно, привлечь парней и девчонок, на чьё актёрское исполнение в кадре не стыдно смотреть, является плотный контакт с соавтором сценария Екатериной Задохиной. Её опыт ведения подобного кружка вкупе с совместным нахождением в абхазском лагере послужили бэкграундом к запечатлённому материалу, предоставив доступ к наблюдению за маленькими участниками экспедиции. Катя, кстати, стала прототипом уже для образа Тани, а характеры обеих героинь списаны со сказочных Мэри Поппинс и Питера Пэна. На виду и продюсерский вклад Бориса Хлебникова, до того преподавателя виновницы торжества: примерно та же трагикомическая интонация заметна в его ранних полотнах. Свою лепту внёс финский оператор Яни-Петтери Пасси, добытый из «Купе номер шесть» Юхо Куосманена: его метод не бросается в глаза, но плавно и отчётливо передаёт гамму визуальной состоятельности, соответствующей каждому эпизоду. Про Дарью Савельеву и Полину Кутепову не пели дифирамбов разве что ленивые, мёртвые и непричастные, но их тандем практически вывел ленту на высшую планку, позволив произойти чуду, возможному именно при удачном кастинге. И, конечно, при неустанном усердии вопреки изнурительным ожиданиям, бесовскому триллиону сопутствующих сложностей, производственному аду в эпоху пандемии коронавируса, отчаянной вере в себя и в собственное произведение. Всё перечисленное делает труд выпускницы Московской школы кино выдающимся проектом нынешней индустрии.
«Каникулы» — вольное сочинение, держащееся на двух китах — искренности и непосредственности, скорее не о том, как провести лето, а в глобальном плане — о функционировании энергетической близости в обстановке доминирования общественных надстроек над природными инстинктами. Есть резон упрекнуть создателей в чересчур беглой иллюстрации вороха подспудных дилемм, будь то взаимоотношения тинейджеров с их менторшами, скудноватое погружение в репетиционные будни спектакля или пересечение консерваторского взгляда надзорных органов с либеральной оптикой гордых «белых ворон» на развернувшейся территории смыслов, но какой с того прок? Комплексный локомотив гладко сливается с основной аркой, конструируя весьма достоверную структуру. В центре внимания — две замечательные женщины, чьи чувства столь же стремительны и внезапны, как у их подопечных, и имеют определяющее влияние на иные факторы существования, а значит, все мы вне зависимости от статуса и возраста — обычные люди со своими слабостями, заслуживающие испытывать то, что нас обуревает.
И никакая пародия на жизнь не заменит знания самой жизни.
8 из 10
6 июня 2025
«Каникулы» — фильм о жизни без подсказок и готовых решений.
Группа школьников едет на театральный конкурс в Сочи вместе с молодой учительницей Татьяной Викторовной, которая кажется одной из них, и завучем Марией Генриховной — строгой, собранной, будто из другого времени.
На первый взгляд — это типичная школьная поездка. Но в дороге каждый из героев сталкивается с важными для себя вопросами: как пережить первую влюблённость, что делать с ревностью, как справляться с буллингом и давлением окружающих. Дети учатся понимать свои чувства, ошибаются, злятся, обижаются — совсем как во взрослой жизни.
Особое внимание уделено взаимоотношениям двух учительниц. Их разный возраст и взгляды становятся поводом для тихого конфликта, но вместе с тем — основой для будущей дружбы. Постепенно они сближаются, открываются друг другу, взрослеют рядом с детьми и приходят к важным выводам о себе и своей жизни.
Фильм словно соткан из морского воздуха: он лёгкий, меланхоличный, с тонким налётом грусти — как ветер у моря: тёплый, но иногда зябкий. Это не драма, а скорее наблюдение за тем, как рождается взросление — у детей и у тех, кто уже считает себя взрослыми.
«Каникулы» — это история не о победах, а о пути.
О том, как взрослые и дети вместе учатся быть честными с собой, ошибаться, прощать и принимать. Это тихое, но очень тёплое кино о дружбе, взрослении и том самом щемящем чувстве, когда море рядом, но ветер вдруг становится прохладным.
13 мая 2025
Фильм наполнен жизненными драмами, особенно остро переживаемыми подростками. Первая любовь, разочарование, буллинг, поиск себя, использование ребёнка как средства для реализации родительских амбиций — нарциссический подход, в котором ребёнок становится продолжением взрослого.
Каждый герой несёт в себе собственную внутреннюю историю, наполненную чувствами и переживаниями.
Столкновение поколений:
Это особенно ярко проявляется в сцене, где Мария Генриховна ведёт детей на экскурсию — показать им то, что было «до них», дать прикоснуться к истории. Противостояние между Таней и Марией Генриховной кажется неизбежным. Но их неожиданное объединение рождается на фоне общего «врага»: теперь у них появляется цель, против которой можно дружить вместе.
Таня — чувственная, открытая, иногда кажется инфантильной, но при этом она настоящая, живая, искренняя в своих проявлениях.
Мария Генриховна — строгая, принципиальная, живущая по правилам и уставу, словно застряла во времени: «так должно быть, и никак иначе». Однако именно через их столкновение в ней начинают происходить перемены.
Сцены, вырезанные из фильма, все равно чувствуются благодаря блестящей актёрской игре.
Мария Генриховна оживает и словно пытается надышаться морским воздухом — а ведь не знаешь, когда удастся вдохнуть его снова. Она становится живой, настоящей, чуткой. Но близость пугает её. Как только между ней и Таней возникает теплота, на следующее утро снова звучит холодное «Вы»…
Показательно и то, что её муж не знает, какого цвета у неё глаза. Там нет близости, нет настоящих отношений.
Театр как метафора жизни.
Жизнь — это спектакль, и каждый из нас — актёр. Но общество не всегда готово принять тебя таким, какой ты есть. Оно сопротивляется, устанавливая рамки, в которые нужно вписаться. Изменение названия спектакля — символ того, как кто-то всегда пытается вмешаться в твою жизнь, что-то поправить, изменить.
Сам спектакль — форма протеста. Даже если его никто не поймёт, важно оставаться собой. Внутренний мир Тани перекликается с постановкой — и в этом легко узнать себя.
Жюри становится метафорой взрослых, которые не слышат и не понимают подростков. У них свой мир и чёткое представление о том, «как должно быть».
Особенно трогает, как Таня учит подростков проживать чувства — не подавлять их, не убегать, а прямо говорить себе: «Я имею право на свои чувства».
Метафора с устрицами, которых Таня отпускает в море, — про то, что жизнь важнее цены. Словно она говорит Марии Генриховне: «Ты продалась за безлимитную карту. В тебе не осталось жизни».
«Лето — это маленькая жизнь» — так хочется описать этот фильм. И всё же остаётся ощущение, что Мария Генриховна вернётся к прежней жизни и будет лишь вспоминать, как однажды всё могло быть иначе. Она прочно держится за комфорт и вряд ли решится что-то изменить.
Кризис даётся человеку для переосмысления. Но воспользуется ли она этим шансом? Скорее нет, чем да. От этого становится особенно тоскливо. Хочется, как и героине, просто сжать губы. Курортная история завершилась, и всё вернулось на круги своя.
12 апреля 2025
Первый раз посмотрела фильм в кинотеатре. Потом пересмотрела два раза. Фильм сразу захватил, хотелось услышать и запомнить каждую фразу. Переживала и смеялась до слез. Видела такую же реакцию у других зрителей. Очень отличается от того, что сейчас показывают. На экране живые люди, очень живые дети, естественные и неидеальные. В начале конфликт двух училок: строгого и правильного завуча и молодого бесшабашного руководителя театрального кружка, опыта и порядка, и дерзости и новаторства. Подчеркнутое превосходство одной и насмешки и провокации второй. Пока они не сталкиваются с несправедливостью и несовершенством условностей нашей жизни. Они вместе пытаются противостоять им и это их сближает.
Как и все люди они могут позволит себе расслабиться. На этом фоне происходят конфликты детей-подростков. Девочке на глазах у всех дают понять, что ее не любят. Для нее это трагедия. Она переживает ее как ребенок - если мне плохо пусть погибнет весь мир. Поэтому она третирует тех кто рядом: ни в чем не повинную и более слабую девочку и придумывает гадости и говорит их в глаза педагогу. Финал фильма не 'безнадега', а вера в то, что все что нам дается нас чему-нибудь учит. Дружба и любовь побеждает предательство. Неудачи и падения заставляют нас вставать и идти дальше. Спасибо за пережитое чувство сопричастности.
11 февраля 2025
Этот праздник прятали от нас без малого два года: сначала не давали прокат (который ещё не везде и увидишь), зато теперь показал у себя сам 'Первый' в живом ещё (оказывается!) 'Закрытом Показе' у Гордона.
Ну, что сказать - правильно делали, что прятали! Эту комедию (именно на этом жанре настаивают авторы) от народа действительно лучше припрятать. И права была советская власть, тормозившая комедии Рязанова или Данелии. Потому что и у вышеупомянутых тяжеловесов и у только начинающей снимать своё кино Кузнецовой, фильмы смотреть приятно и весело, а послевкусие - всегда горькое.
Другое дело, что средний уровень зрителя в СССР был повыше, да и к фильмам старался подтягиваться. А теперь - это откровенно нишевое кино для тех, кому нравится улыбаться сквозь слёзы.
Забавно, но само обсуждение у Гордона практически копирует соответствующую сцену в фильме, так что его можно показывать в качестве второй серии с доп. материалами.
Потому что фильм, рассказывающий про поездку школьного театра из Калуги на театральный фестиваль в Сочи, как раз про это - про столкновение живого и мёртвого.
За 'живых' в фильме играет детская труппа театра (дети вообще все до некоторого возраста живые, пока действительность не замурует их или не заставит сознательно выбрать твердотельность) и их руководитель Татьяна Викторовна (очаровательная Даша Савельева, актриса, способная одним взглядом освещать обыденность, при этом во взгляде этом можно прочитать и ту цену, которую героиня платит за свою люминофорность).
За 'мёртвых' в фильме организаторы фестиваля и его жюри, для которых дети - никакие не личности, но лишь объект для манипуляции, с целью вытёсывания очередного кирпичика в стену системы. Именно этих людей очень удачно изобразили Гордон и Ко.
Отдельный персонаж - Мария Генриховна (безупречная Полина Кутепова), завуч школы, монументальностью своих убеждений призванная уравновесить безответственную инфантильность руководителя театра. Будучи сама из 'мёртвых', вынужденная при этом отстаивать интересы 'живых', она сначала оттаивает, обнаруживая в себе не убитую, но замороженную когда-то жизнь, потом пугается этого открытия и вновь каменеет, но снова оживает и с безнадежным отчаянием возвращается домой к 'мёртвому' мужу.
Не ждите финала, переворачивающего фигуры, это будет финал из 'Осеннего Марафона' Данелии. И это ещё одно достоинство фильма.
10 февраля 2025
Вчера Первый канал сделал любителям кино подарок - в 'Закрытом показе' вышел дебютный фильм Анны Кузнецовой 'Каникулы'. Фильм этот вышел (был готов) в 2022 году, в 2023-м взял Гран-при на фестивале актуального российского кино 'Маяк', но в прокат вышел только в ноябре 2024-го, и не сказать что много народу его посмотрело. Так что спасибо телевидению...
История поездки детского театрального кружка из Калуги на фестиваль детских театров в Сочи становится способом показать столкновение (при тесном взаимодействии) двух различных типов педагогов. Как сказала режиссер на обсуждении фильма: женщина - Мери Поппинс и женщина - Питер Пэн. Вообще, на обсуждении фильм изрядно раскритиковали - и не вполне заслуженно. Попробую, не раскрывая сюжета, сформулировать сильные и слабые аспекты 'Каникул'.
Итак, молодая Татьяна Викторовна (Д. Савельева) - режиссер драмкружка - и зрелая Мария Генриховна (П. Кутепова) - завуч. Одна явно талантлива, но с 'пулей в голове' (ну или так себя ведет), другая... О ней мы не знаем ничего, кроме национальности мужа (что странно: не сказано даже, какая у нее специальность - она присто завуч). Но по ходу движения сюжета мы понимаем, что педагог она как минимум опытный (чего не скажешь о Татьяне - Тане, как ее часто называют).
Героини вынуждены взаимодействовать, решать возникающие проблемы, помогать друг другу, общаться, и некоторая взаимная неприязнь сменяется... сменяется чем-то, похожим на женскую ситуативную дружбу. Возникает приязнь, но героини слишком разные, чтобы это чувство закрепилось и что-то изменило в их жизнях.
Сразу нужно уточнить, что, несмотря на сюжет и, соответственно, наличие группы детей-актеров (хорошо играющих!), это не фильм про детей. Сопоставление 'Каникул' с фильмом 'Сто дней после детства' совершенно некорректно - кроме схожих сюжетных коллизий, ничего общего. Если уж вспоминать в данном случае советское кино, то можно сопоставить с 'Доживем до понедельника'. На обсуждении пытались упрекать режиссера в отсутствии ответов на 'детские' вопросы, которые звучат в фильме, но она и не ставила себе такой задачи. А вот какую режиссер перед собой задачу ставила - остается не вполне понятным. И это первое слабое место картины.
Высокий рейтинг на Кинопоиске не случаен, но, имхо, несколько завышен. Фильм благодаря прекрасной точной и яркой игре дуэта Дарьи Савельевой и Полины Кутеповой смотрится. Динамика сюжета, яркий язык персонажей, точность в деталях и актерская органика актрис побеждают сценарные 'костыли' (принципиальна для сюжета национальность мужа Марии; 'своевременный' (когда потребовалось сценаристке) звонок бывшего мужа Тани), которые замечаешь, когда начинаешь вспоминать и анализировать просмотренное. И в ходе анализа начинаешь понимать, что яркость образов - это, скорее, заслуга актеров, потому что в сценарии героини прописаны достаточно схематично. Хотя их язык ярок и точен, что, конечно, успех сценаристки (или, точнее, сценаристок - сценарий написали совместно Анна Кузнецова и Екатерина Задохина). Екатерина Задохина работает в школе и ведет театральный кружок, так что точность в деталях - это явно благодаря ей.
Вообще стилистически, по киноязыку фильм вполне традиционный - и тут трудно как ругать, так и за что-то хвалить режиссера. Единственное, что не понравилось (лично мне) - это пристрастие снимать диалоги сбоку, так что не видно ни лица актрисы, ни конкретно ее губ, что в сочетании с 'современной' актерской речью (естественной, но в итоге неразборчивой) приводит к необходимости перематывать и возвращаться, чтобы понять, что сказала героиня. Иногда свою лепту вносит и фоновый шум (аэропорта, прибоя и т.д.), так что со звуком местами есть проблемы.
Операторская же работа вне критики! Финский оператор Яни-Петтери Пасси полюбил Россию, снимая 'Купе № 6', и с удовольствием к нам вернулся (фильм снимался в 2021 году). Живо, ярко, динамично, вовлекающе - не стоит это пытаться описывать, это стоит смотреть.
Главный объект как похвалы, так и критики здесь - это сценарий. В нем сочетаются интересная история, но невнятный, нечеткий посыл; точность в деталях, но сценарные 'костыли', которые убавляют достоверности; яркий язык героев, но схематизм персонажей, который уверенно побеждает талантливая органичная игра всего актерского ансамбля.
Актеры и их игра - это то, к чему нет никаких вопросов. Сыграно прекрасно!
Так что фильм однозначно стоит посмотреть, даже если вы далеки от этой темы. А те, кто хочет глубже понять произведение, могут заглянуть в приведенные на КП рецензии (и на КТ тоже есть как минимум одна хорошая).
9 февраля 2025
Группа школьников из Калуги летит в Сочи на местечковый театральный фестиваль. С ними учителя – руководитель театрального кружка Татьяна и завуч Мария Генриховна, плюс одна расфуфыренная мамочка. Многое в поездке пойдет не плану...
Фильм «Каникулы» еще в 2023 году получил Гран-при на фестивале «Маяк», получил массу положительных рецензий, но до зрителей добрался лишь в конце 2024 года. И то это выглядит, как маленькое чудо. В нашем прокате, наполненном традиционными слащавыми сказками и ширпотребом из Европы и Азии увидеть наше злободневное, искреннее, социально-узнаваемое кино – это практически джекпот.
Волею судеб мне довелось немного наблюдать за работой нескольких подростковых театральных студий (даже сыграл в паре пьес эпизодические «взрослые» роли), так что могу убедительно сказать – верю! Верю, что так бывает. Что именно так и бывает. Ведь никто не ожидает от школьников, никогда не учившихся в театральных вузах, постановок уровня МХАТа или Ленкома. Но это важно. Не только для родителей, утирающих слезы гордости и снимающих на телефон из первого ряда. И уж точно не для жюри бесхитростных смотров. И не только для педагогов. В первую очередь – для самих детей. Потому что на пару часов на доморощенной сцене они могут превратиться... в кого? В персонажей беззубой безопасной детской литературы? В шекспировских персонажей? В своих ровесников из других эпох? В любом случае это будет их опыт, их отношения, их жизнь. И чем сильнее эта жизнь отличается от реальности – тем выше ставки. Об этом, собственно, фильм.
Тут всё узнаваемо. Бюрократия на каждом шагу – от стойки аэропорта до подмостков сочинского заштатного ДК. Казарменного вида гостиницы-общаги с уставшими регистраторшами, которые не дадут заселить детей, пока не заполнишь кучу одинаковых бумажек от руки. Жюри, дающее детям и их руководителям первые уроки цензуры («Земляничное вино? Мы не можем в название поставить алкогольные напитки, у нас рейтинг 6+») Тонкая граница между живым, творческим, растущим и заскорузлым, холодным, регламентирующим. Куда подвинется эта грань? Кого подомнет под собой?
Главный удар «системы» принимают на себя, конечно, учителя, и главный движок фильма – даже не сами дети и история их многострадальной пьесы о подростковой влюбленности и взрослении, а динамика взаимоотношений бодрой и оптимистичной молодой Тани и опытной, но не совсем еще закостеневшей Марии Генриховны. Таня – сама еще почти ребенок. А Мария Генриховна – еще совсем недавно была, как Таня: яркой, смелой, свободной. Но завучу многое «не положено». И видеть, как понемногу «оттаивает» Снежная королева Генриховна – одновременно и радостно, и горько. Потому что каникулы заканчиваются. Дети вернутся за парты, и их сочинское приключение останется быстро забывающимся воспоминанием. Танины перспективы стать хорошим педагогом еще велики, но холодное дыхание системы уже заморозило у нее частицу души. А Мария Генриховна... вернется в свою роль – к мужу, в свой кабинет. И вряд ли ее изменения сохранятся надолго.
Сюжетно похожее американское и европейское андердог-кино про группу театралов-неудачников обязательно закончилось бы либо яркой победой на конкурсе, либо формальным проигрышем, из которого герои все равно вышли бы более продвинутыми, изменившимися, цельными. Горечь комедии «Каникулы» в том, что герои из Калуги и этим похвастаться не смогут.
14 января 2025
Сюжет фильма повествует нам о молодом учителе Тене, везущей школьный театральный кружок на соревнования в Сочи. Едет она не одна, а вместе с завучем.
Уже в сюжете можно уловить много возможностей и задач, трудностей, возникающих в таких поездках. И они - эти трудности вроде как есть, но почему-то вообще не работают.
Фильм Каникулы пытается играть на поле множества заявленных конфликтов и проблем:
1. Дети и проблемы взросления, любви, буллинга и взаимодействия внутри коллектива
2. Мама, приехавшая на конкурс с дочкой - гиперопека и требования к себе отдельного отношения, как у учителей, так и у всех вокруг
3. Проблемы главной героини - ее таинственный муж и свои 'тараканы'
4. Проблемы завуча - условное закрытие кружка, разница во взглядах с молодым учителем, разница в подходе к образованию
5. Конфликт с жури фестиваля
Как видно конфликтов и проблем много, но они все оказываются пустыми, как бумажные стаканчики с кофе в самом фильме. Возможно стоило отсеять какие-то и оставить 1-2 яркие и интересные.
Лично я ожидал увидеть сюжет вокруг театрального кружка. Вокруг детей и творчества, приправленной проблемой детей и возможно учителя. Я ожидал возможно увидеть переосмысленный сюжет на современный лад Чучела Железникова, только не ориентированный на одном герое, например.
Но получилось, что получилось...
А получилось откровенно плохо. Помимо недоработанного сюжета в фильме никакая игра всего актерского состава. Всем и взрослым и детям невозможно верить и сопереживать.
И когда сам фильм заканчивается ничем, никаких выводов и изменений судеб - просто тлен и грусть. То лично мне было не жалко персонажей и фильм Каникулы.
За его плоскость и серость, за отсутствие идеи и смысла
4 из 10
PS: еще в фильме есть странная армянская свадьба
1 января 2025
Я шла на этот фильм без каких-то особых ожиданий: всего-то несколько раз посмотрела трейлер. Может, поэтому картина меня так сильно впечатлила: ведь первый раз – самый важный, и чем меньше знаешь о фильме, тем чище восприятие.
Кино о поездке на театральный фестиваль школьного кружка во главе с молодой учительницей Татьяной Викторовной и умудренным опытом завучем Марией Генриховной – это, по сути, просто зарисовка из жизни. И в то же время эта поездка меняет всех.
Съемки похожи на документальные, но это не чистый документализм: это наша реальность в мягких, светлых тонах, без натуралистичности. Фильм очень эстетичный, но без показной «красивости», это такая документальность, припорошенная художественностью. Работа оператора как будто и незаметна, но ты просто любуешься каждым кадром. Поэтичные реплики соседствуют с неловкими и незаконченными, а юмор (много юмора!) – с потерянностью и грустью.
Фильм этот особенный, до того особенный, что даже словами не объяснить. В нем затрагиваются такие темы, которые будут интересны совершенно разным зрителям: незаезженная в кинематографе тема детского театра и творческой личности, противостоящей системе, темы подростковой любви и буллинга, взросления и инфантильности миллениалов, влюбленности не к месту и не ко времени. В некоторых особо важных сценах эти темы переплетаются, и развитие одной зависит от другой. Кто-то считает, что это фильм для детей и руководителей детских кружков, а кто-то – что это чисто взрослое кино со взрослыми проблемами. Каждый находит что-то свое, смотря по тому, что его самого волнует.
После очередного просмотра лично у меня возникло ощущение, что режиссер Анна Кузнецова – как минимум моя потерянная сестра, настолько сильно отдается во мне и музыка, и многие реплики, и эстетика главных героинь (ну до чего красивые). Актрисы Дарья Савельева и Полина Кутепова хороши каждая по отдельности и идеально подходят для своих ролей, но главное здесь – их взаимодействие, и в данном случае дуэт, как говорится, не равен сумме его составляющих: 1+1 равно не 2, а гораздо больше.
Дарья Савельева – абсолютно новая для меня актриса, и она так сильно поразила меня – столько харизмы, обаяния, жизнерадостности в ее персонаже, столько эмоций отражается на ее лице, когда ее героиня Таня огорчена, разочарована, злится или когда понимает, что ляпнула грубость человеку, который ей нравится.
Полина Кутепова прекрасна и неповторима в роли строгого на вид завуча, которая в то же время может и расстроиться, и вдохновиться, и посочувствовать, и рассмешить.
Дети в фильме такие живые и яркие, причем не только главные герои подростковой «трагедии», но и второстепенные: верный помощник Тима, веселая и озорная Даша, смешная малышка Яся. Взрослые персонажи тоже хороши, и каждый с изюминкой – от работников аэропорта до членов жюри (председатель – моя отдельная любовь).
Послевкусие от фильма будет у каждого свое: тихая радость, светлая грусть, почти отчаяние, в зависимости от того, кто какой смысл найдет для себя в картине. Лично я за несколько походов в кино испытала, кажется, все эти эмоции.
И если смотреть не один раз, то очень интересно вглядываться в детали, оставленные для нас режиссером и ее командой. Можно узнать, например, сколько пар сережек сменила за фильм Мария Генриховна, почему Таня пришла на награждение в обычной толстовке и в какой момент на героинях были похожие кулончики.
Этот фильм – мой, он проник в меня. В момент дискотеки мне самой хотелось вскочить посреди зала кинотеатра и затанцевать – так увлекает эта атмосфера и эта музыка. Хотелось жить на полную и наслаждаться моментом.
10 из 10
5 декабря 2024