| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.6 |
IMDb
|
6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Друг в океане |
| английское название: |
Blueback |
| год: | 2022 |
| страна: |
Австралия
|
| слоган: | «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
| режиссер: | Роберт Коннолли |
| сценаристы: | Тим Уинтон, Роберт Коннолли |
| продюсеры: | Robert Patterson, Роберт Паттерсон, Артур К Хамфри, Роберт Коннолли, Joanna Baevski, Hayley Baillie, Джеймс Ричард Бейлли, Nicholas Langley, Lorraine Tarabay, Тара Билстон, Эрик Бана, Алисия Браун, Джонатан Даффи, Джеймс Грэндисон, Эндрю Маер, Риччи Сварт, Мишель Тёрнер-Саллео, Бек Бигнелл, Лиз Кирни, Джоэль Перлман |
| видеооператоры: | Рик Рифичи, Эндрю Коммис |
| композитор: | Найджел Уэстлейк |
| художники: | Клэйтон Джанси, Луиз Брэйди, Лиен Си Леонг, Кристин Линч |
| монтаж: | Ник Мейерс |
| жанры: | драма, семейный |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$84 686 |
Мировые сборы:
|
$1 823 756 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
16 сентября 2022 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 42 мин |
Я редко обращаю внимание на пейзажи в кино, но здесь невозможно не заметить: океан словно отдельный герой. Камера ловит такие оттенки воды, такие движения волн, что будто сама сидишь на берегу и дышишь этим воздухом. А подводные сцены, вообще как медитация. Никакой суеты, никакого монтажа ради эффектности, только море, которое живёт само по себе.
Мне понравилось, что в фильме нет «супергероев». Эбби не идеальна, не пафосная борец за всё живое, а обычная девушка, которая любит океан и не может пройти мимо, когда видит несправедливость. Её мама тоже не строгая «гуру», а тёплая, но сильная женщина, которая своим примером показывает, что любить природу, это не про красивые слова, а про поступки.
И да, рыба. Та самая. Никогда не думала, что смогу сопереживать морскому существу так же, как человеку. Но это получилось. В её взгляде, в движении, будто живое общение, как с другом детства. И в какой-то момент ловишь себя на мысли: «А ведь дружба не всегда требует слов».
Мне понравилось, что фильм не орёт о своей морали. Он не пытается читать лекции про экологию, хотя тема браконьерства и защиты природы там есть. Вместо этого он просто показывает и ты сама начинаешь думать, что с этим делать. Вот это я ценю в кино, когда оно оставляет пространство для чувств и мыслей, а не давит готовыми выводами. Он напоминает, что мир — это не только мы и наши проблемы, что вокруг есть жизнь, которая тоже хочет быть услышанной и сохранённой. И ещё он про связь. Между людьми, между поколениями, между человеком и природой. Мне нравится, когда кино говорит о таких вещах без громких лозунгов. Просто тихо, искренне, так, что веришь.
Мне он подарил ощущение лёгкости, как после прогулки у моря. И это уже много.
29 августа 2025
Один из самых заметных австралийских постановщиков последнего времени – Роберт Коннолли, не так давно порадовавший нас крепким и вдумчивым аутентичным триллером зелёного континента «Город тайн» (в оригинале – «The Dry»), выпустил в прошлом 2022 году свой новый фильм «Blueback», который был представлен российскому зрителю годом позже под названием «Друг в океане». Неожиданная смена репертуара в виде семейного кино с приставкой «ЭКО», экранизации романа Тима Уинтона 1997 года с участием Мии Васиковска, Рады Митчелл и Эрика Бана, гипотетически могла стать для Коннолли глотком свежего воздуха, послужить доказательством разноплановости, повторив успех «Бумажных самолётиков» (2014), или же просто оказаться средством заработка в случайно подвернувшемся проекте. Другое дело, что гадать о причинах мотивации режиссёра и сценариста в одном лице можно сколько угодно, а итоговый результат будет неизменный: получилось «такое себе», как говорит сегодняшняя молодёжь.
Ни для кого не секрет, что «Синяя спинка» – не первый австралийский фильм на тему человека и природы. Вспомнить хотя бы киноленту 1976 года «Мальчик и океан» о дружбе ребёнка и пеликана, ставшего классикой местного кинематографа, и дальше можно долго загибать пальцы. В этой связи не берусь говорить безапелляционно – возможно, это лишь мои субъективные воспоминания и впечатления, – но есть такое ощущение, что раньше подобные тематические фильмы были другими. Без излишнего назидания, морализаторства и заметной даже невооружённым глазом проповеди эко-активистов. Было всё просто – плохие парни, которые хотели наживы, и хорошие, которые любили природу. Сейчас же не покидает чувство, что незримо за каждым кадром стоит фанатичный веган с указкой и двадцать пятым кадром вбивает в голову «правильные» идеи: нужно любить природу, нужно любить чернокожих, нужно любить самостоятельных сильных женщин… Роберт Коннолли в интервью для издательства «The Hollywood Reporter»: «Нашей целью было привить любовь к океану». То есть до этого никто ничего не прививал, а тут все вдруг посмотрели и прониклись? Ну так было бы чем, мистер!
Действие фильма развивается в разные периоды жизни главной героини. Вот она – ребёнок, которому мать «прививает любовь к океану», вот она – подросток, помогает матери бороться с пришлыми дельцами, «прививая им любовь к океану», а вот она – взрослая женщина, восстанавливает мать после болезни через воспоминания о «привитии любви к океану». Само собой мать – ярая активистка, защитница природы, в ультимативной форме требующая от дочери быть подобной ей. Для этого все средства хороши. Можно, например, посреди водной глади снять с девочки колечко, зашвырнуть его подальше и заставить ребёнка нырнуть за ним в одиночестве на несколько метров без скафандра под страхом захлебнуться от нехватки воздуха в неразвитых лёгких. А можно устроить истерику из-за того, что дочь не легла под гусеницы трактора рядом с ней, а собралась вместо этого уехать учиться где-то в большом городе. Австралийские матери… они такие. В свою очередь между подобным «привитием любви к океану» в смежных сценах ходит на своём ржавом баркасе простой рыбак в исполнении Эрика Бана, который, хвала морскому богу, никому ничего не прививает (поэтому, наверное, и не живёт в фильме долго), да изредка появляется в подводных съёмках действительно красивый синий групер, из-за которого и затевался весь банкет. Ну и межрасовая дружба присутствует обязательным номером наряду с уже отмеченной феминистической повесткой, куда ж без этого! В остальном – совершенно не за что ухватиться, чтобы запомнить фильм хотя бы на неделю; готовя данный отзыв, поймал себя на мысли, что уже почти всё забыл, хотя прошла то пара-тройка дней после просмотра.
Видимо поэтому на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes «Blueback» и имеет среднюю оценку 6/10, а на Metacritic и вовсе – только 59 из 100. Насчёт завышенных рейтингов КиноПоиска удивляться уже не приходиться, здесь всё традиционно: видишь условный семейный фильм про природу – ставь, не глядя, высокую оценку. Впрочем, на вкус и цвет все груперы разные, кому понравилось – не взыщите. Но лично я лучше подожду «Город тайн 2», российская премьера которого предварительно назначена на 25 апреля 2024 года, чем наблюдать в дальнейшем от Роберта Коннолли такие же «правильные» во всех отношениях работы.
23 декабря 2023
Эбби каждый день спасает подводный мир. Она лелеет надежду, что в будущем её действия помогут защитить дом морских обитателей. Неожиданно она узнаёт о болезни матери и спешит на полуостров, чтобы проведать её в последние дни. Попутно она окунается в прошлое и принимает участие в улучшении здоровья единственного родителя.
Актёры: игра Мии Васиковской не слишком бросается в глаза, потому что в основном на первый план выходят её двойники.
Её героиня взрослая не только по годам, но и по уму. Раньше она бы завоевала только 'один голос' из большинства людей, которым не безразлична судьба океана и коралловых рифов (Ильза Фогг). Девушка переживает первую влюбленность и по-своему постарается сделать выбор: между спасением друзей, так и перед выбором,
Её протеже маленькая Эбби Ариэль Джой Донохью сначала поражает своим лёгким детством и беззаботным комплексом победителя. Удивляется новому другу бруберу с которым ей хорошо проводить время. Она не подозревает, как встреча со столь необычной и губастой рыбой может изменить жизнь не только свою, но и всей окружающей среды.
Неоспоримый Эрик Бана приобрёл облик 'морского волка', чья седина подчеркивает его опытность. Закоренелый характер героя не раз спасал от нечестных игр контрабандистов. Неудивительно, что Макка был заодно с матерью и Эбби. Для последней он был чуть ли не отцом.
Всё остальное: лента не может заставить вас побежать идти спасать мир. Непосильная задача (не говоря уже о взрослом человеке) стоит перед ребёнком, пытающийся доказать, что всё вокруг живое. Взрослый - окружён властью и не в силах перенять точку зрения Гринписовцев, желающих защищать свою территорию. Не важно, на суше или в воде. Важно то, что нас объединяет. И только на этом может держится весь мир. Сценаристы Роберт Коннолли и Тим Уинтон показывают, как маленькая нерушимая дружба может не только исправить положение одного острова, но и дать людям прозреть (или постепенно прозревать). С годами люди не осознают свои ошибки, в том числе браконьерство, но достаточно одного голоса против уничтожения флоры и фауны подводных обитателей, чтобы осознать, что не все потеряно.
Впечатления: меланхоличный и добрый, нежный мелодраматичный фильм. Но, там где закат солнца - знаменует последний миг, уходящей эпохи, в другом полушарии - как и в просветлении человека - может быть рассвет новых идей, которые не позволят умереть всему миру. В том числе подводному миру и коралловым рифам, благодаря которым живут рыбы. И живём мы. Может лента даёт понять, что ещё не поздно. Пока не поздно.
22 января 2023