| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
A lumine motus / Меня приводит в движение свет |
| год: | 2022 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Светлана Быченко |
| видеооператор: | Светлана Быченко |
| композитор: | Сергей Клевенский |
| жанр: | документальный |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$9 388 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
6+ |
Длительность:
|
1 ч 9 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Поставьте камеру. И даже не одну. Оставьте камеру работать. В кадре, по результатам такой съемки, окажется абстрактная жизнь. А чаще всего – и вообще ничего там не окажется. И туда почти не попадет – или попадет случайно, чтобы сразу забыться – волшебная формующая черта бытия.
Что такое – эта самая черта? «Бог»? «Быт»? «Сама жизнь»? А как хотите… Вы не сможете определить, что же это такое. Но вы всегда – знаете (!) это точно.
Поставьте камеру, и, прежде чем ее включить, «пройдите» все сцены с актерами. В кадре окажется – уж точно, ведь вы репетировали это! – некая «жизнь», которая вам нужна. Это бывает правдой. Образом правды. Кристальной ее выжимкой, стирающей тонкую грань условия, условности, предлагаемых обстоятельств и – ощущаемой каждым человеком подлинности. Это бывает и халтурой, дающей обратную реакцию: халтура вытягивает из зрителя энергию. В общем, разные варианты могут случиться в результате, и в таком жанре и случае, и с таким подходом.
Но… Что делать, когда уловленная и понятая пока лишь тобой, режиссером и оператором, искомая правда без кавычек (!) – нуждается в том, чтобы на моменте волшебного уловления ее не сознанием, а душой (!), остановились все, кто это увидит много позже? Увидит в кинотеатре, тогда, когда позади будут и твои (режиссера и оператора) бессонные ночи, и твои «покидания» съемочной площадки (потому что ничего не получается и не срастается!), и твои почти уже безнадежные вопросы без ответов? Самому себе вопросы – не кому-то еще… Потому что талант, умноженный на волю, не может и не имеет права, не в состоянии сделать плохо. Если плохо сделано – талант и воля умерли. А возродиться уже не получится.
И, самое главное… Что делать, если в кадре работа идет – в одном случае с жителями исчезающей деревни в верховьях реки Индигирки, а в другом – и вовсе с улитками, божьими коровками, лягушками, даже цветами и ростками… А также с водой, мелким снегом, переходящим в крупу, сухими прошлогодними листьями и так далее, и так далее, и так далее…
Светлана Быченко ставит камеру в доме у тех, кто в этом доме родился и умрет. Фильм «Мерзлота обетованная», лейтмотив этого великого фильма – в том, что ни на йоту не нарушается, с присутствием гостей и камеры, то, что происходило здесь и задолго до прихода Светланы с камерой в гости, и будет еще происходить какое-то время (непродолжительное, деревня умрет скоро…) после ее ухода.
Где искать ответ на вопрос о тайне таланта?!
Где искать ответ на вопрос, почему люди продолжают жить в кадре, как жили и до кадра, и до камеры? Где искать ответ на вопрос, почему никто из них никак не «плюсует», не превращается в искусственный манекен, вообще – не думает ни о чем постороннем? А просто продолжает свое, очень важное, но такое обыкновенное дело: жить ежедневно?
Где мы найдем ответ на вопрос, что такое сделали Светлана и камера, когда фильм «A luminе motus | Меня приводит в движение свет» оказался совсем не о «жизни в макро», не о «съемках живой природы, которая не видна нам». То есть, не о биологии, не о зоологии.
Фильм оказался – о неисчерпаемой и непознаваемой тайне когда-то случившегося на планете глубокого потрясения. От которого планета до сих пор (и мы свидетели) оправиться не может. Не только о продолжающейся жизни, не только о ее удивительных формах и о продуманности, предусмотренности круговорота. Не только об этом. Но о том, что в самом исходе было потрясение будущего живого (клетки-микрона!) перед Светом. Свет – вдруг – дал историю.
(Случайно ли, уже миллионы лет спустя, самый интересный в древнеегипетской истории фараон Эхнатон снялся с насиженного места и ушел строить новый город – где все на свете будет подчинено исключительно Свету?)
В Свете и в ожидании его продолжает и продолжает на Земле случаться жизнь. До нас и после.
В кадре Светланы содержится и бесконечно изменяется, трансформируется, чтобы возникнуть опять, тот самый загадочный и непостижимый «случай Жизни». И каждый раз, возникая, он оказывается потрясением. Тогда эта жизнь изобретает свой язык. Свой разговор. Потому что в молчании она не существует. Так и человек – однажды, раз навсегда – разбуженный произошедшим, случившимся с ним в мгновение осознанием себя и всего вокруг, вынужден был заговорить.
Фильм «A luminе motus | Меня приводит в движение свет» – о происхождении и продолжении Жизни как великого потрясения.
И для меня – лишний раз подтверждение: не время театра, не время кино. Время – документалистики и хорошей журналистики. Именно здесь – объединяющая точка опоры.
Смотрите «A luminе motus | Меня приводит в движение свет» в разных городах России.
И очень надеемся, что в такой же большой прокат выйдет «Мерзлота обетованная».
10 сентября 2024
Восторг, воодушевление, радость испытываешь после просмотра этого фильма. А ведь в нем нет ни слова ни в кадре, ни за кадром – только Музыка и Свет. Главные герои – травы и цветы, а еще божьи коровки, муравьи, пауки, стрекозы, улитки, ужи и лягушки. У каждого своя история, свой характер, своя судьба. Режиссер Светлана Быченко и композитор Сергей Клевенский создают кинематографическую симфонию о земном мире, его красоте и хрупкости. Ранняя весна. Все живое пробуждается и преображается. Сквозь снег к свету тянутся голубые цветы пролески сибирской, из старой засохшей листвы выползают улитки, в свой первый полет отправляется божья коровка. Раз появившись на экране, они сразу захватывают внимание зрителя, ведь им предстоит стать героями настоящих приключений. Фильм построен драматургически безупречно, напряжение нарастает, события становятся все драматичней, последний кадр, сильный и неожиданный, как удар молнии, меняет наше представление о том, что мы только что видели.
17 июля 2023
Фильм 'A lumine motus|Меня приводит в движение свет' (реж. С. Быченко, 2023 г.) нельзя отнести к определенному жанру. Несмотря на то, что официально фильм представлен как документальный. Нет закадрового голоса, комментариев, только звуки природы и великолепная музыка. Можно подумать, что фильм релаксационный, подобно многочисленным фильмам на Ютубе, однако это не так! В фильме есть актёры, главные и второстепенные герои. Есть сюжетная линия, есть вступление, развитие действия и кульминация.
Погрузившись в действо фильма начинаешь слышать не только звуки и музыку, а как бы мысли и чувства героев киноленты.
Фильм открывает параллельную реальность, которая рядом с нами, людьми. И это открытие не подобие французской киноленте «Микрокосмос» (1996), в котором зрителя развлекают прекрасной макросъемкой, поражая впервые увиденными деталями жизни дикой природы. «Меня приводит в движение свет» предлагает заглянуть зрителю за грань видимого мира! И глубина погружения, масштаб картины Вселенной, которую увидит зритель, зависит только от самого человека. Макросъемка мира растений и животных – это своеобразный художественный приём режиссёра, благодаря которому открываются космические дали.
После фильма складывается удивительное внутреннее ощущение свободы и гармонии. А фокус мыслей направлен на главные экзистенциальные вопросы бытия. Поэтому этот фильм можно с уверенностью назвать произволением современного киноискусства! Только настоящее кино остается в чувствах и в мыслях человека!
23 июня 2023