| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сатоси Кон, иллюзионист |
| английское название: |
Satoshi Kon, l'illusionniste |
| год: | 2021 |
| страны: |
Франция,
Япония
|
| режиссер: | Паскаль-Алекс Винсент |
| сценарий: | Паскаль-Алекс Винсент |
| продюсеры: | Marco Tulio Pires, Кэндзо Хорикоси, Таро Маки, Vincent Paul Boncour, Матьё Бомпуэнт |
| видеооператоры: | Тосиюки Киёмура, Гордон Спунер |
| композитор: | Tho Chapira |
| монтаж: | Клеман Зелицки |
| жанры: | документальный, биография |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
8 июля 2021 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 21 мин |
Лично для меня Сатоси Кон является тем режиссером, о котором знал еще во времена, когда он творил, и тогда я очень активно интересовался аниме, но именно его творчество почему-то обходил на каком-то подсознательном уровне.
Спустя годы, когда стал не просто потреблять, а пытаться активно вникать и усваивать фильмы, знакомство с его творчеством стало приятным открытием, даже на фоне других шедевров, находящихся вне времени.
Перед тем как переходить к сути, стоит сказать, что этот док явно рассчитан на тех, кто знаком с творчеством маэстро, поэтому фокусируется не на самих работах режиссера, а на контексте их создания, источниках вдохновенья и оказанному ими влиянию на киноиндустрию в целом, так что, если еще не освоили относительно компактную фильмографию режиссера, лучше отложите просмотр на потом.
Теперь к сути… До просмотра знал, что, как минимум два известных режиссера черпали вдохновенье в творчестве Сатоси и был приятно удивлен, что авторам фильма удалось взять интервью у Даррена Арановски и немного расстроен тем, что им не удалось поймать Кристофера Нолана, однако, пожалуй, это единственный объективный недочет этого дока.
Глобально его можно разделить на три части: 1) воспоминания о режиссере людей, так или иначе с ним взаимодействующих; 2) то, как они поняли или не поняли его работы и какое влияние на них они оказали; 3) какое место его творчество занимает в кинематографе.
По всем трем пунктам, что-то комментировать, только включать капитан Очевидность.
Акцент хочется сделать только на трех моментах:
1) Для меня не то что неожиданностью, а скорее приятным открытием стало то, какие определения дают работам Сатоси люди, непосредственно работающие с ним над ними. В частности, такое определение сути «Истинная грусть» у меня ну никак не складывается, а еще получил подтверждение того, что с «Однажды в Токио» всё сильно не просто. Настолько не просто, что в свое время Сатоси уволил продюсера, который, по его мнению, не понимая сути аниме, не мог его правильно позиционировать, и сам продюсер в этом фильме подтвердил, что позже сам понял, что он действительно не понимал суть аниме. Это очень хороший стимул всё пересмотреть.
2) Не сказать, что новостью стало то, что у творчества Сатоси были как источники вдохновенья, так и его работы в свою очередь оказали такое влияние на мировой кинематограф, какое трудно переоценить, однако этот док показал очень неожиданные нюансы этого континуума. В частности, если отсутствие в доке упоминания Нолана несколько разочаровало, это разочарование было с лихвой компенсировано появлением в фильме другого режиссера, который выдал 2 всемирно известных блокбастера, о связях которых с творчеством Сатоси лично я не подозревал.
3) Т. к. в момент написания этой рецензии активно интересуюсь фильмами, которые в моей субъективной классификации подпадают под категорию «Внутренняя империя», в этом доке очень сильно зацепила фраза, в которой говорится о том, что в человеческом сознании прошлое, настоящее и будущее могут существовать одновременно, и это, пожалуй, лучшее определение тому, что происходит в творчестве режиссера в частности и глобально в этом поджанре. Лично мне она позволила взглянуть на жанр «Внутренняя империя» по-новому.
Если раньше метаморфозы образов внутри сознания воспринимал как абстракцию, которую в принципе невозможно описать словами, однако это наблюдение позволило представить сознание как своего рода четырехмерное пространство, в котором время не линейно, а имеет «пространство». Сознание же, в свою очередь, может свободно по нему перемещаться ровно так же, как по своего рода двух- или трехмерному пространству.
В остальном же этому доку есть еще чем удивить фанатов творчества Сатоси. Единственное «фу», косвенно относящееся к фильму, – насколько могу судить, он имеет только версию с родным французским языком, субтитры которого накладываются на японскую и английскую речь, а поверх них накладываются русские субтитры, и это по началу прям очень сбивает с толку. Однако такой винегрет дает очень неожиданный побочный эффект – где-то к середине сознание к нему адаптируется и начинает воспринимать происходящее как своего рода сюрреализм, свойственный работам режиссера.
Касательно оценки — сложно. Формально это простой док, создатели которого взяли интервью у тех, кто работал и/или вдохновлялся работами конкретного режиссера, после чего они были смонтированы так, чтобы образовать складную историю, которая идет по творчеству режиссера в хронологическом порядке и дает зрителю интересную информацию «из первых уст», однако лично я, когда после первичного просмотра творчества маэстро полез в интернет за дополнительным контентом, и из того, что можно отнести к «первоисточникам», нашел только этот док, поэтому, учитывая, о какой глыбе тут идет речь, и за то, что удалось собрать стольких людей спустя 10 лет после его смерти, лично от меня наивысший балл.
10 из 10
18 апреля 2025