Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чиновник |
год: | 2021 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Владимир Моташнёв |
сценаристы: | Джорджо Амато, Андрей Таратухин, Андрей Кожевников |
продюсеры: | Никита Владимиров, Тельман Акавов, Алла Нюквист |
видеооператор: | Василий Иванов |
художник: | Виктор Зудин |
монтаж: | Роман Воробьев |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $2 352 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Несмотря на комичность происходящего и превосходную игру актёров, фильм получился совсем не весёлый. Видимо потому, что «Чиновник» задевает самое больное, показывая навязанное современным цивилизованным обществом искажённое понятие о том, что такое СЧАСТЬЕ, к которому мы все так стремимся.
По стечению обстоятельств, в особняке Андрея, оказываются представители разных социальных слоёв. Все они хотят быть успешными, непременно через «богатство», но приносит ли оно счастье? Сколько нужно денег для того чтобы его обрести?
Вероятно, из всех героев фильма по-настоящему счастливы только Семён и Печенька. Им не так уж много от жизни надо – вкусно поесть и удовлетворить сиюминутные потребности.
Света предстаёт несчастной женщиной, лишённой любви и какой-либо радости в жизни. Она конечно же осознаёт, что настоящее счастье было, когда они с мужем жили однушке. И как оказалось, стремление к благосостоянию не приносит большего счастья, а наоборот забирает всё что было, в обмен на роскошь и комфортабельность в оплату за жизнь на показ, не для себя, а для других, чтобы все вокруг видели – Брызгаловы успешны, многого добились, обрели статус.
Андрей раб своей тяги к богатству. Накопительству он посвятил всю свою жизнь. Ни на что другое у него не остаётся ни времени, ни сил, ни желания. Интеллект, образование и потребности Андрея гораздо скромнее того чем он обладает. Роскошь ему в тягость, не знает что с ней делать, даже ценность измеряет стоимостью указанной на ценнике в магазине.
Одержимость деньгами затмила не только разум Андрея, но и свела на нет человеческие качества, превратив в существо, которому в обществе предопределена роль человека-витрины. На примере видимой успешности должен мотивировать всех вокруг выбирать именно этот путь и никакой другой.
Ариэлла заложница обстоятельств, не имеющая права на мнение. Чтобы сохранить работу, ей приходится скрывать свои познания русского языка и терпеть любые сумасбродные прихоти работодателей, но даже у неё проявляется чувство собственного достоинства, когда просьба Андрея переходит все мыслимые границы.
Ая в поисках счастья выстраивает собственную идеологию бытия, противопоставляя её общепринятым нормам. Она бросает вызов развращённому и одержимому деньгами обществу. Её бунтарский протест читается абсолютно во всём, с лёгкостью примеряет на себя все запретные темы: наркотики, бисексуальность, стриптиз, неуважительно-пренебрежительное отношение к власти. Ая сама определяет какой должна быть её мораль, приоритеты и ценности. Никто не в праве ей указывать: «Только я решаю, что и как». Она не подвластна никому, деньгами её не купить, Ая сама берёт что захочет.
В этот вечер за ужином она намерена показать на чьей голове корона и кто тут правит балом. Ая прилюдно сводит на нет неоспоримый авторитет Максима. Искушает на действия, полностью расходящиеся с его праведными речами. Ая играет желая проучить чиновника и хозяина дома – раздаёт каждому то, что тот больше всего в данный момент желает: Андрею надежду на благополучный исход вечера, Максиму возвращает потерянный авторитет, вынуждая обоих думать, что всё идёт по их плану.
Когда Андрею и Максиму остаётся до желаемого сделать лишь шаг, Ая забирает у них самое ценное – «всё», что для них в жизни имеет смысл. Вспоминаются пророческие слова Аи, которым сначала не придаёшь значения: «всё или ничего!». Теперь они обретают смысл, заставляя задуматься – кто же она на самом деле?
Очень понравилось воплощение своенравной Аи контролирующей всё и вся - Александрой Киселёвой. Высокомерность и превосходство исходят абсолютно из всего – внешности, манеры, стиля общения.
Подобно Пушкинской «Пиковой даме», Ая становится роковой фигурой сюжета. Судьбоносное предназначение Аи ни раз подчёркивается едва ощутимыми акцентами, в виде резкой сменой настроения на фоне восточных мотивов. К сожалению, в финале фильма этой мистичности недостаёт, поэтому посыл о неком воздаянии свыше разваливается.
Несомненно, главным преимуществом фильма является замечательная актёрская игра. Андрей Бурковский, Любовь Толкалина, Павел Майков, Александр Головин, Любовь Аксёнова - очень гармонично и интересно смотрятся в шкурках своих киногероев. Единственная в этом фильме вызывающая сочувствие героиня – Ариэлла, которую сыграла которую Тереза Диуро, покорила моё сердце. И конечно же очень эффектно в роли виновницы всех свалившихся «бед» смотрится актриса Александра Киселёва.
Общее впечатление от фильма сформулирую словами из заголовка обзора: «И снова грустно о смешном – о нашей жизни».
7 января 2022
- По Вашему, по мещанскому, если человек - работник торговли, значит это обязательно вор и взяточник?
- Что она может украсть на рынке? Это ж не магазин, в конце концов?
- Что я могу украсть на рынке? Весы? Белый халат? Прилавок?
- Действительно. Рынок открывается в семь утра. Она встаёт в половине шестого.
- В половине пятого. Я работаю как каторжная...
- Это правда. Вид то у неё - тюремный...
'Гараж', 1979, реж. Э. Рязанов
Развесёлая удаль нынешних дней с экрана. Изнанка 'искусства побеждать'. Нет, от Сунь-Цзы, китайского мыслителя и военачальника VI века до н. э. с его вечным трактатом, даже не на щепоть. Сегодня иное лакомство сервируется. Лицемерие, подобострастие, лакейство, холуйство. Да разве они одни? Приёмы быть нужным, полезным, доверенным - как пасьянс раскладывает режиссёр. А чего? 'Наука' номенклатурной вши она тоже мало чем уступает вековым талмудам. Заглядываешь преданно в глаза и, улыбаешься. Расшаркиваешься заискивая и ловишь снисходительное одобрение глаз хозяина. Хочу другом Вам быть! Хочу исполнять прихоти! Хочу пресмыкаться сгибаясь в поясе по первому гав-гав, мяу-мяу из Ваших уст... Такое не каждому под силу.
Андрей (Павел Майков) решил 'задобрить' политическую бонзу (Андрей Бурковский) и заручиться поддержкой в выигрыше строительного тендера. А что для этого нужно? Накормить? Напоить? Спать уложить? Не смешите. Это только в далёком далеке, у предков наших, в русском фольклоре такое осталось в радушии приёма гостя. Было, впрочем, ещё и - в баньке попарить. Ныне дополнительные 'примочки' требуются... Какие? О том и речь. О них - и речь! Именно они, 'примочки' вихревыми кадрами этой смешливой, потешной комедии...
Чиновники советской эпохи в надрыве смеха - это непременно 'гаражные' дети Эльдара Рязанова. Взять хоть Правление с персонажами Валентина Гафта и Ии Савинной, хоть злосчастную рыночную кудесницу Анастасию Вознесенскую. Там и тогда, лишь край полога - взяточничество, откаты, коррупция приоткрывал кинематографический мэтр. Так... чуть-чуть. Вскользь. Едва-едва обозначая паразитическую плесень социалистического курятника. Зато теперь, зато ныне, не проходит и 'декады' чтобы не заострить тему, чтобы не покуражиться над горе мздоимцами, чтобы не потешиться над 'слугами народа'. 'Захребетники' по всей вертикале государственной пирамиды. Без счёта. Курсы они что ли специальные кончают? Что за дисциплина такая преподаётся? И Где? В ВУЗе? Или кулуарно? А может от отца - сыну?
'Чиновник' (2021) - это не про 'тяготы' бюрократического распорядка отдельно взятого дяди с 08.00 до 18.00. Автор не стал заостряться на утренней планёрке-разносе подчинённой челяди. Зачем? К чему это зрителю? Нет здесь и накачек-взбучек персоналу про - недоглядели, про - опростоволосились, про - неполное служебное соответствие, про -... и так далее, и так далее. Матом не кроют. Брань почти исключена. Режиссёру скучно от таких буден. Приём граждан тут тоже не ведут. Зачем все эти стоны-хрипы черни - дай, дескать, помоги, облагодетельствуй... Старушки морщинистые, руки протянутые, глаза слезливые... Ни выездов на объекты, ни к колосьям полей приобщения не сыскать. А что же тогда есть в картине?
В картине - лоск. В картине - жар. В картине - чинная беседа. И не только. Застолье с острыми как бритва диалогами. И низы ропщут и верхи снисходительно отвечают на критику. Есть и стоны. Но стоны совершенно иного замеса. В интриге. В росписи. В чудачестве. Особняк, гости, ужин. Всё.
Ироничный фарс одного вечера перед зрителем. Такой знакомый. Такой очевидный, казалось бы. В нынешних реалиях, то... А сюжет, между тем, заимствован на Апеннинах. 'Мы' лишь повторяем 'историю' Джорджо Амато 'Министр'(2016), преломляя её на свой лад.
А чего? Потешно-потешно. Ненатужное кино для расслабления и смеха. Смотрим, отдыхаем.
...и Сунь-Цзы, привет передаём - дитя ты неразумное, перед нами, нынешними. Дитя!
7 из 10
6 января 2022
После просмотра «Чиновника» мне хочется провести параллель с ощущением, полученным много лет назад от фильма «Гараж» Эльдара Рязанова, где за весь фильм я улыбнулся лишь раз, в финале. Когда к проспавшему делёжку герою Рязанова, обращаются Мягков и Гафт «Тяните жребий, счастливый вы наш!».
Сюжет «Гаража» вызвал у меня тогда лёгкое недоумение своей банальностью. Дело в том, что в советское время, которое я отлично помню, на некоторых крупных предприятиях ежеквартально разыгрывались различные дефицитные шмотки, привезенные из ближнего зарубежья (Китай, Словакия, Болгария). Это были реально качественные товары, но в малом объёме. Поэтому в каждом отделе (цеха изначально оказывались в пролёте) между сотрудниками проводились розыгрыши, со всеми сопутствующими — подписанные бумажки в шапке, споры, ругань, упоминания трудовых заслуг, временные союзы против кого-то. Всё в точности по сценарию «Гаража».
Но упомянутый мной фильм Эльдара Рязанова, несмотря на простоту, спасают замечательные актёры, от которых просто не в состоянии оторваться. Яркая типажность, стиль общения, взгляды на жизнь, характеры, поведение — всё это в совокупности заставляет с интересом смотреть.
Схожая по ощущениям ситуация и с фильмом «Чиновником». Предельно банальная история, чуток недожатая до реальности, но в превосходном исполнении актёров.
У меня остались вопросы по финалу к каждому герою фильма, которые к сожалению, пришлось из отзыва удалить. Модераторы сочли их спойлерами (без претензий, просто пояснил почему не конкретизировал). Суть вопросов заключалась в том, что на мой взгляд, ни один герой фильма так и не наказан.
Несмотря на это, зрительский интерес в «Чиновнике» поддерживает магическая атмосфера застолья, где собрались несовместимы друг с другом персонажи. Им плевать друг на друга, но у каждого в этом мероприятии свой интерес. Именно их несовместимость по социальному положению, образованности, интересам, желаниям, создают зрительское любопытство — кто же в закупоренном «террариуме» возьмёт верх, над кем, каким образом.
Вряд ли бы фильм состоялся, если бы не точное попадание с актёрами, безупречно воплотившими своих героев. Суетливо-чудаковатый примитивно мыслящий Андрей — Павел Майков; осторожный в суждениях о власти и политике чиновник — Андрей Бурковский; острая на язык журналистка Ая — Александра Киселёва, способная очаровать и обвести вокруг пальца любого; легкомысленный подручный — Александр Головин, он знает как жить в кайф не напрягаясь; робкая домработница — Тереза Диуро, которую хозяева дома используют для выяснения отношений между собой; наконец жена бизнесмена Света — Любовь Толкалина, изображающая светскую даму, однако ностальгирует по молодости, когда они жили бедно, но счастливо в однушке.
Сильной стороной «Чиновника» является насыщенность и динамичность происходящего, не дающая заскучать ни на миг. И это в полуторачасовой версии которую я смотрел в кинотеатре. Соответственно в укороченной до пятидесяти минут для платформ, этот эффект вероятно лишь усилится. Добротность и качество чувствуется во всём — режиссуре, выбранной локации, операторской работе.
Слабой стороной — резкое перепрыгивание вначале фильма из одной сцены в другую. Создаётся ощущение дёрганности. С другой стороны, этот недостаток усиливает нервозность, заданную главным героем фильма Андреем и ускоряет темп событий.
Зрители ожидающие от фильма обилие уморительного юмора, возможно будут разочарованы и «Чиновник» покажется им чуть нудноватым. Хотя поводов посмеяться будет предостаточно. Для любителей сатиры с примесью психологических взаимоотношений между людьми, данная картина как раз то, что нужно.
15 декабря 2021
Женщины, деньги, вино – стандартный джентельменский набор российского предпринимателя, предназначенный для подкупа должностного лица, способного решать любые вопросы.
Именно этими дарами Андрей (Павел Майков), компания которого терпит финансовый крах, собирается задобрить чиновника (Андрей Бурковский), рассчитывая на его содействие в получении крупного тендера.
Но как говорится хочешь сделать хорошо, сделай сам, а не поручай ответственное дело помощнику. Тем более если этот помощник брат твоей жены. И уж тем более если этого помощника зовут Семён (Александр Головин).
В суматохе Андрей решил пренебречь данной мудростью. Поэтому неудивительно, что с самого начала всё идёт наперекосяк. А благодаря Ае (Александра Киселёва), попавшей в дом Андрея с подачи Семёна, этот наперекосяк превращается в катастрофу.
Замечательная комедия с достойным воплощением рассказывает о нашей действительности. Абсолютно каждый герой картины «Чиновник» является воплощением пороков и аморальных явлений общества.
Максим Эдуардович (Андрей Бурковский) – обязан высоким положением родителям. На словах он печётся о процветании страны, но при этом без зазрения совести использует служебное положение в личных целях.
Предприниматель Андрей (Павел Майков) – представитель российского бизнеса, процветающего исключительно за счёт госбюджета. Его не заботит эффективность компании, потому что её успешность зависит исключительно от полученных грантов.
Помощник предпринимателя Семён (Александр Головин) – пофигист, олицетворяющий всеобщий непрофессионализм. Живёт в своё удовольствие, одним днём. Зачем напрягаться, если можно ничего не делать за неплохую зарплату.
Журналистка Ая (Александра Киселёва) – охотница за головами, приспособившаяся к правилам современного общества. Умна, образованна, безжалостна к своим жертвам. Для неё не существует преград. Берет всё что пожелает, используя любые методы для достижения цели.
Жена предпринимателя Света (Любовь Толкалина) – комфортная жизнь обошлась ей слишком дорого. Годы идут, счастья нет. Полностью зависима от супруга, который давно потерял всяческий интерес к ней как к женщине. По возможности старается проявить значимость хотя бы в мелочах, закатывая скандалы по пустякам.
Горничная Ариэлла (Тереза Диуро) – воплощение трудовых мигрантов. Вместо прав у них есть хозяева, которым следует угождать. Даже при взаимоисключающих задачах или просьбах вне границ приличия.
Все эти сливки общества оказываются в тесной компании за одним столом. Зрителю остаётся лишь наблюдать чем эта встреча обернётся в итоге.
Банальная на первый взгляд история, получает неожиданное развитие, перерастающее в поучительный финал, говорящий о том, что главные ценности человека не в накопительстве несметных богатств, а в радости к жизни и любви к своим близким.
13 декабря 2021
При просмотре «Чиновника» возникли смешанные чувства – вроде бы смешно, в тоже время грустно. Вероятно, столь противоречивые ощущения возникают от того, что события на экране будто взяты из жизни.
К сожалению, так мы живём. Управляют нами такие вот «слуги народа». И печально осознавать, что мы с этим свыклись. И как правило, чтобы добиться своей цели, необходимо обладать не интеллектом, талантом или профессионализмом, а высочайшей степенью подхалимо-угодничества.
Вот только с героями фильма «Чиновник», в результате хронического раздолбайства Семёна, помогающего хозяину особняка организовать приём гостя, приключилась курьёзная история.
Вместо девушки лёгкого поведения, в дом Андрея попадает незнакомка по имени Ая.
Чины и ранги для неё определяют не статус, а объём возможной добычи. Её оружие – красота, острый ум и умение хорошо разбираться в людях.
Под видом танцовщицы ради денег готовой на всё, Ая искусно расставляет свои сети. Не размениваясь по мелочам, она намерена забрать у жертв всё, что возможно забрать. И похоже эта игра, доставляет девушке истинное наслаждение.
Хищницу Аю, не оставляющую жертвам ни малейшего на спасение шанса, превосходно исполнила Александра Киселёва. Роль безжалостной обольстительницы легла на неё как влитая.
В целом в «Чиновнике» собран идеальный состав. При просмотре ощущение, будто всех героев выдернули прямо из жизни.
Несмотря на то, что «Чиновник» (судя по описанию) режиссёрский дебют Владимира Моташнёва в кино, фильм получился достойный на 9 баллов.
12 декабря 2021
Возможно сегодня ты там, наверху – обеспечен, занимаешь высокое положение в обществе. Но в любой момент судьба может твой устойчивый мир перевернуть. Даже с помощью очаровательной незнакомки.
***
Несмотря на то, что создатели «Чиновника» максимально засекретили выход фильма в прокат, благодаря Кинопоиску всё же удалось узнать о существовании данного проекта.
После ознакомления с актёрским составом, сомнение стоит ли уделить внимание данной киноленте у меня даже не возникало.
Вопреки ожиданиям, «Чиновник» Владимира Моташнёва рассказывает не о перевоспитании нерадивого взяточника, вставшего на путь исправления. Под завесой ироничной сатиры, сюжет фильма отражает действительность, такую как есть, без прикрас.
Ключевым персонажем является роковая красотка по имени Ая (Александра Киселёва), которая случайно оказалась на неформальном деловом ужине. В роли некого проведения, она вносит коррективы в судьбы героев, разрушая их грандиозные планы, воздав каждому по заслугам.
***
Положительные моменты
«Вкусная картинка» радует взгляд на протяжении всего фильма.
Несмотря на то, что большая часть событий происходит в замкнутом пространстве, ни на секунду не возникает ощущение «камерности».
Сюжет развивается достаточно динамично, смотрится на одном дыхании.
Актёры подобраны великолепно – Бурковский, Майков, Толкалина, Головин как всегда бесподобны. Отдельно отмечу и превосходных молодых актрис – Киселёву, Диуро и Аксёнову интересно реализовавших своих героинь, придав фильму некую оригинальность.
***
Недостатки
Диалоги в самом начале фильма выглядят «картонными», вероятно из-за одинаковых пауз между репликами героев. Но лишь вначале, дальше всё идёт замечательно.
Отсутствие языковых субтитров наверно не такой уж и серьёзный недочёт, однако немножечко напрягает, если ты учил, например, французский, а не английский.
Лично мне, чуточку не хватило примитивного юмора. Сатира конечно хорошо, но иногда хочется и просто расслабиться. Вряд ли это однозначно можно отнести к недостатку, однако если рассматривать кинокомедию как «развлекательный фильм», комичность можно было бы и усилить.
8 из 10 за фильм.
Плюс единичку за игру актёров.
11 декабря 2021