Земля кочевников
Nomadland
7.2
7.3
2020, драма
США, Германия, 1 ч 50 мин
18+

В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Дэвид Стрэтэйрн, Боб Уэллс, Линда Мэй, Шарлин Суонки
и другие
После закрытия завода по производству гипсокартона в январе 2011 года 60-летняя женщина Ферн остаётся без работы и средств к существованию. Погрузив свой небогатый скарб в фургон, Ферн становится современным кочевником — одной из людей, путешествующих из штата в штат в поисках сезонного заработка.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Земля кочевников

английское название:

Nomadland

год: 2020
страны:
США, Германия
слоган: «Surviving America in the Twenty-First Century.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Джошуа Джеймс Ричардс
композитор:
художники: Элизабет Годар, Ханна Петерсон, Джошуа Джеймс Ричардс
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 5000000
Сборы в России: $394 786
Сборы в США: $3 700 000
Мировые сборы: $39 458 207
Дата выхода
Мировая премьера: 11 сентября 2020 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Земля кочевников», 2020

Видео: Тизер (Земля кочевников, 2020) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Трейлер (русские субтитры) (Земля кочевников, 2020) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер (русские субтитры)

Постеры фильма «Земля кочевников», 2020

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Земля кочевников», 2020

Встретимся на дороге...

Кажется, это так просто сесть за руль и поехать колесить по стране… Не каждому такое окажется по плечу… даже тому, кто в любой момент волен остановить свой круиз и вернуться в прежнюю жизнь. У нашей героини несколько иная история и совсем не от большого желания она пустилась в дальние странствия… это путешествие без особой надежды, а скорее даже без желания вернуться и обернуть всё вспять…

Не имея постоянного дохода и накоплений, героиня перебивается случайными заработками, устраиваясь на временную работу по ходу своего передвижения и по мере возникновения проблемы. Деньги, понятно, небольшие, но бОльшего она и не требует… денег хватает на самое необходимое для быта… на питание… бензин…

Ферн оказывается далеко не одинока в части выбранного ею образа жизни. На своем пути она часто бывает в компании таких же кочевников… И у каждого из них своя история, своя драма, поселившая их в дом на колесах… и, находясь в компаниях случайных и коротких знакомств не помешало бы обладать определенными качествами характера, чтобы со всеми и каждым быть в ладу – чувство такта, отзывчивость, неконфликтность, порядочность, желание помочь, но не быть навязчивым… И у Ферн это неплохо получается… Все они находят общий язык друг с другом, но при этом не набиваются в друзья и умеют держать дистанцию, они знают друг о друге лишь то, что им рассказал собеседник сам, а задавать лишние вопросы здесь не принято… очень умнО!.. И еще я заметила, что ни один из героев-кочевников не пожаловался на свою судьбу и, рассказывая свою историю, не пытался вызвать жалость к себе… не сравнил свою жизнь сейчас с жизнью прежней в разрезе «хорошо и плохо»…

«Встретимся на дороге» - пожалуй, самые правильные слова и замечательный слоган для людей, которые проживают свою жизнь в постоянной дороге.

Для меня данный фильм близок по духу с фильмом «Дикая» и тоже отправляется в копилку.

После таких фильмов, дабы не потревожить закравшуюся в тебя теплоту и гармонию, категорически нет желания включать телевизор, опять и опять выслушивая истории про ненасытных и алчных людишек…

26 ноября 2023

как я каталась по USA и вспоминала мужа

Я не буду сильно журить данный фильм. Да снят приятно, но опять-таки это просто съемка природы разных штатов в США и какой-то прямо сильно операторской работы тут просто нет. В общем те кто любят залипать на картинки в жанре midwest emo фильм будет по душе.

Про сам сюжет – могло быть тааак много хороших сюжетных линий, но тут просто НИ ЧЕ ГО.

Вот есть вроде бы несколько конфликтов – 1)ГГ все еще горюет по смерти мужа 2)Город, где они с мужем жили, стал городом призраком из-за закрытия шахты – в целом чисто на этих двух моментах можно уже развить интересную нить повествования. Например, показать переживания ГГ, но нет – просто вот вам кинематографичные шоты природы и все. То есть тут фильма как такого то нет. Просто кучка хиппарей, ущемленных плохим капитализмом, ноют на жизнь. Я не имею ничего против жизни в RV (это было очень популярно на зарубежном Youtube пару лет назад и скорее всего именно благодаря этому фильму). Но просто реальная причина заключается почему так много людей живет в машинах/RV в США это не 'ой как прикольно я такой хиппи бунтарь вухуу'. В первую очередь это из-за невозможности позволить себе нормальное жилье и просто постоянное место работы если только не Амазон тот же самый где Вас будут заставлять писать в бутылки, чтобы вы не прерывались на поход в туалет.

В общем, этот фильм ни о чем и как то не цепляет. Но опять-таки выводы делаете сами.

2 августа 2023

Тишь да гладь

'Земля кочевников', ставшая лауреатом трёх Оскаров, давно находилась в поле моего зрения, но просмотр я откладывал намеренно, так как кое-что меня смущало, и, как оказалось, небеспочвенно.

Дело в том, что само описание фильма уже говорило о том, что здесь не содержится нарратива как такового. Весь хронометраж посвящен, в общем-то, описанию серых будней человека с не совсем типичным образом жизни, женщины, живущей в трейлере в силу целого ряда сложных причин. Честно сказать, смотреть было интересно, так как игра актеров была на высоте, а в совокупности с живыми локациями прохладной одноэтажной Америки получилось весьма атмосферно. Тем не менее, когда нет конкретной истории, сюжета, двигающегося во времени, имеющего некую интригу, я не могу и не считаю правильным ставить фильму высокую оценку. Сюжет всегда должен превалировать, брать верх над любой, пусть даже самой качественной актерской игрой, искусным визуалом и прочими вкусностями кино, призванными улучшать и дополнять, но не главенствовать. Только так, а не наоборот.

6 из 10

6 мая 2023

уходящая натура

Классический роуд-муви. Дорога, у которой есть начало, но нет конца. Случайные встречи, необязательные коллизии, пустяковые события. «Земля кочевников» из тех фильмов, у которых, помимо авторов, указанных в титрах, есть миллионы соавторов- зрителей. Эту канву спонтанных событий каждый волен окрасить своими ассоциациями, аллюзиями, эмоциями. Часть зрителей- соавторов называют это «тихим шедевром», часть « неструктурированной помойкой». Я из тех, для кого «Земля…» ближе к шедевру. А хаотичность и необязательность фабульных линий идеально ложится в жесткий сюжет. Больше всего «Земля кочевников» напоминает сонату. Разные части, разнообразный темп, смена тем объединяются в единой мелодике.

Первая нота - тревожная. Фильм предваряет титр о том, что в некоем городке с глуповато-патетическим названием Эмпайр, компания по производству гипсо-картона закрыла фабрику. Судьба Ферн (Фрэнсис МакДорманд)- одной из работниц этой фабрики, которая с закрытием предприятия оказалась без пенсионных накоплений, без перспектив и без дома - это репрезентация сотен жизней тех, кто накрепко был связан с гипсо-картоном, Эмпайром и Невадой, но вдруг разом оказался лишенным жизненного фундамента. Впрочем, ожидания просмотра фильма из категории « кино социального и морального беспокойства» не оправдаются. В том же самом начальном титре, помимо сообщения о закрытии фабрики, будет сказано и о том, что вскорости после этого события, почта США ликвидировала почтовый индекс Эмпайра. Империя без адреса и индекса. Ее подданные гордо отвергают эпитет « бездомные». Ферн уточняет: «Я не бездомная. У меня просто нет дома».

Она действительно не бездомная. У нее остался автофургон. Обломок империи пускается в путь по дорогам Нового Вавилона- Соединенных Штатов Америки. Встречи с такими же, как она, бродягами- это и есть вся фабула. Социальная критика еще не раз прозвучит: будут речи о том, что только сообщество кочевников не попало в сатанинскую зависимость от доллара, что только странники сохранили свободу и независимость. Остроту социальной критики режиссер не отменяет, но заключает ее в такие художественные рамки, что гражданственный пафос о бесчеловечности «общества равных возможностей» теряет яркость обличительных эпитетов, не успев их толком и набрать. Хлоя Чжао не побоялась столкнуть замечательную актрису Фрэнсис МакДорманд с армией непрофессионалов- странников, которые играют самих себя. Сняты скитальцы без романтического флера и придыхания. Подавляющее большинство - нелюбимые, нелепые, смешные. Вряд ли все пустились в путь вынужденно. Скорее, их скитания - это следствие врожденного авантюризма, эгоизма и неумения вписаться в социум. Можно это назвать и так. А можно сладким словом Свобода. «Свободная страна свободных людей»- горделивый лозунг США, в реальности выглядит чудаковато и наивно. Но ведь и страну, где сейчас правит доллар, нажива и чистоган, создавали именно скитальцы, бродяги и авантюристы. Вот этот дух Штатов, в котором причудливо сочетаются ветры прерий и кондиционированный воздух офисов, цехов, мотелей- это и есть воздух «Земли кочевников».

Тело. Про него и хотели бы забыть странники-номады, да не получается. То в животе забурлит, то голова заболит. Для тела – тесные фургоны с односпальной полкой, газовой горелкой и отхожим местом, которое отгорожено от жилой зоны, лишь крышкой на унитазе- сплошное унижение. Дух странствий вынужден считаться с нуждами плоти. Столкновение горнего и низменного режиссер ведет через всю картину, не педалируя, не нажимая. Вот так оно как-то получается, что выбирать приходится не между свободой и рабством, а между заснеженной целиной и теплым унитазом. Какой уж тут пафос.

Поскольку фургон нужно заправлять, а самим чем-то питаться, героям-странникам порой приходится делать остановки, нанимаясь на временную работу. Упаковка товаров в крупнейшем интернет-магазине, кухня фаст-фудовского кафе, уборка свеклы. Мир нынче комфортен, труд механизирован, рабочие места комфортны. Вот только пространство замкнуто. Насколько максимально- широкие планы Хлоя Чжао выбирает для эпизодов путей- дорог, настолько предельно-тесными оказываются сцены интерьерные. Даже гигантский упаковочный цех Амазона плотно забит серыми конвейерными лентами с помигивающими огонечками. Человеку здесь места мало.

Чистая соната - кадры проездки фургона Ферн по разным частям огромной страны. Бывает, что вокруг красота-неописуемая и на безоблачном небе сияет яркое солнце. Бывает: гроза на горизонте. Но чаще всего: серенький денек, переменная облачность, временами небольшой дождь. Будни, из которых складывается по большей части дорога жизни. И почти без исключения: на дороге – одинокий фургон. Попутчики и встречные – большая редкость. Страна дорог почти без машин.

Сообщество кочевников порой несет потери. Тело одерживает последнюю и окончательную победу над духом в дороге. Номады этого не принимают. «Встретимся в пути» - эти слова они бросают вслед уходящему с дороги товарищу. Для них путь не завершается вместе с физической смертью. Умерший продолжает странствие уже по другим дорогам, где мы все рано или поздно окажемся. Трогательный обряд? Да. Наивный и простодушно-глуповатый? Безусловно. А мудрости–то вообще нигде нет.

«Земля кочевников» - напоминание о том, что страну эту создали странники. Что теперь места для них на дорогах США почти не остается. Что уходят, исчезают люди, машины, фургоны, фабрики, города, да и целые страны. Что-то кончилось. Последние вещи из опустевшего дома проданы. Почтовый адрес Империи ликвидирован почтой США. И ничего пока не начинается.

21 ноября 2022

Атмосферно о важном

'Земля Кочевников' 2020

Описание фильма перед его просмотром сложило у меня представление, что я посмотрю картину о бедных людях, побитых жизнью, о тяжело сложившихся судьбах, ожидалась картина, негативно высказывающаяся о современном американском строе общества. И это высказывание действительно чувствуется в фильме, но в меньшей степени. Посмотрел же я картину о, возможно, самых богатых людях в наше время.

Главная героиня фильма - Ферн, одна из современных американских 'кочевников', после смерти мужа и разорения предприятия, на котором они вместе работали, решает продать все свое имущество, купить фургон и отправиться кочевать по штатам. Прокармливаясь сезонным подработками, Ферн знакомится со старушкой, которая приводит ее в сообщество скитающихся фургонщиков 'рандеву бродяг на колесах'. В сообществе она находит своих единомышленников. Каждый попал туда по разным причинам: смертельное заболевание, смерть близкого, потеря работы и тд. Философия лидера 'Рандеву бродяг на колесах' заключена в фразе на экране в конце фильма: Посвящается тем, кто вынужден быть один. Наши пути еще пересекуться. (Не нравится, посмотрите конец и переведите сами, ок?). Он знает, что еще встретит каждого из них, что каждый сможет побороть себя и пристраститься к кочевничеству. Его целью является помогать людям-скитальцам и он верит, что многие из них смогут выбраться из трудностей, оторваться от реалий общественных и погрузиться в реалии естественные. В частности, многие из кочевников потеряли своих родственников, как и Ферн, как и собственно сам основатель коммуны. 'Живо то, о чем помнят, но я слишком долго жила воспоминаниями.' - говорит Ферн. Как показывает фильм, такие воспоминания никуда не деваются, да и не должны, хранить память действительно важно, однако жить лишь прошлым равно не жить вообще, и чем дальше кочевник отдалился от своих проблем, тем свободней он, по мнению картины, становится. Ценности этих людей сменяются с семейных и материальных на более духовные. Они ищут единения с собой и пустынной природой, ищут радость в мелочах. Они богаты свободой мыслей своих и чувств. И многие из них находят себя в более первозданном виде, нежели массы. Их быт незамысловат: наблюдение пейзажей, ремонт фургона, бартер с членами сообщества, песни у костра, сезонная работа. Простота смысла их существования, возможно, и является ключевой, по мнению режиссера картины. Как мне показалось, фильм показывает свободу и одиночество кочевников в положительном ключе. Конечно, такая позиция оспорима, ведь отказ от семейной составляющей жизни, казалось бы, с трудом может сочетаться с душевной свободой. Однако большим трудом героиня фильма и приходит к свободе. Более того, по течению сюжета она меняет новоиспеченную семью на привычный ей образ жизни, хотя шанс 'вернуться в строй' появляется замечательный. Что интересно, образ жизни этих людей напоминает образ жизни более ранних кочевых племен Америки, все циклично хихи.

Зритель переживает совокупность чувств одиночки. Картина олицетворяет медитативную, моментами по-детски счастливую, по мелочи унылую, потерянную и в то же время уединенную душу главной героини. И фильм не о конкретном человеке, а о группе людей, выбитых с колеи капиталистическими реалиями или личными потерями, решившими добровольно или вынужденными скитаться по холодным пустыням северной части Америки.

Итого: конечно, мало кто из нас смог бы вести подобный образ жизни, однако окунуться в него и подумать над тем, чего же мы ищем, бродя по этому свету, кайфануть с эстетики кочевничества и выучить пару годных лайфхаков по выживанию в пустыне можно! По моему мнению атмосфера фильма, глубина мысли и в то же время простота картины принесли ей сколько-то там оскаров (немало)

Интересный факт: в съемках картины принимали участие РОВНО 2 профессиональных актера, все остальные герои - настоящие американские кочевники, что, несомненно, делает фильм невероятно живым и пропитанным нужным духом.

18 октября 2022

я/мы Ферн

Как показать людям, у которых - волею ли обстоятельств или осознанно - открылась чакра чувствования реального и отказа от наносного, как возможно наслаждаться собой?

Раньше можно было показать бунтарство, обнаженные нервы и баталии на разных фронтах (Бойцовский клуб), гламур и самолюбование на фоне бешенного успеха в какой-нибудь хайповой области (Волк с волстрит), но лавины внешних глобальных бед и страхов - современные, происходящие в дополненной медийной среде пандемии и войны - стимулируют сбивание в стаи и жизнь 'по правилам'.

А вот нет же, оказывается, остались еще кочевники, мощные индивидуалы, бесстрашные и готовые ко всему, лишь бы быть честным с собой, встречать себя каждое утро и жить с собой, что для многих - невыносимо, им нужны стеклянные лабиринты, где в тысячах поверхностей отражаются разные углы не их небытия.

Ну и конечно - великолепная Френсис МакДорманд, которая во всех фильмах (Фарго, После прочтения сжечь, три билборда... играет себя. А кого же еще нам играть.

10 сентября 2022

Что действительно важно

Для меня этот фильм про спокойствие, смирение. Героям фильма уже нечего терять, в основном это люди, уже прожившие большую часть своей жизни и они наслаждаются тем, что дарит природа - пение птиц, красивый закат, купание в реке голышом...

Это снято с любовью, теплотой. Приятно наблюдать за тихим течением жизни вместе с главной героиней. Она даже кофе наливает с любовью, воодушевленно предлагая его всем живущим на колесах. Здесь главное - настроение, которое автор передает зрителю через главную героиню. У Ферн нет дома, нет удобств, она с трудом ходит даже в туалет, но мы видим, что она наслаждается тем, что есть.

Патрик Бэйтмен из фильма 'Американский психопат' хорошо зарабатывает, купается в достатке, но у него нет душевного спокойствия в отличие от Ферн. Я бы скорее пожалела его, чем главную героиню.

27 августа 2022

В чем ложь?

Романтизация огромной социальной проблемы бездомных людей Америки. Вначале нам сообщают, что градообразующее предприятие закрыли и город, в котором жила главная героиня, превратился в город-призрак, без почтового индекса. Героиня перебивается временными заработками, кочуя по стране, встречает на своем пути только хороших и светлых людей, которые, как выясняется по ходу фильма, сами выбрали этот стиль жизни. Мне, вот, интересно, у какой тысячной процента, людей, живущих в фургонах и трейлерных парках, есть возможность занять 2300 долларов на ремонт машины? Как много среди них, тех, кому целых два раза предложили дом и работу, а они предпочли романтику колес? Ложь в том, что, на самом деле, после поломки авто, не найдя денег на ремонт, героине пришлось бы продать свой дом на колесах, ну, а дальше, как повезет, при условии, что она, хотя бы не заболеет...

25 июня 2022

Документалка о бомжах

Фильм оскароносный, поэтому ждать от него напряженного сеттинга не стоит. Картинка похожа на документальный фильм, много кадров снято камерой с рук, такое ютюб-видео. Диалоги тоже ближе к репортажу, чем к художественному фильму. Особо стоит отметить актеров. Во-первых, это сплошь одни пенсионеры. Во-вторых, они играют без грима. Поэтому выглядят на свои годы, да еще и как обычные люди, без артистического лоска. Непривычно.

Ну а по большому счету это фильм о бомжах. Только о еще не опустившихся и не спившихся, а живущих в машинах и постоянно переезжающих с места на место ради любой работы. Там конечно под это дело подведена целая философская теория о новых кочевниках, но для русского уха звучит она не убедительно. Может быть американцам, в тех штатах где зимы не бывает, она и заходит, типа мы не бомжи, просто у нас стиль жизни такой. А мне нет, как представишь этих героев, ночующих в машине зимой в минус 20, так сразу все иллюзии и пропадают, бомжи они и есть бомжи.

Фильм необычный, глянуть можно, но в целом ничего особенного.

30 мая 2022

Про тех, кто любит одиночество

В «Земле кочевников» очень много повседневности. Но это не типичная повседневность среднестатистического американца. Это фильм про людей, которые выбрали жизнь в дороге. Они не страшатся бытовых проблем, с которыми неизбежно приходится сталкиваться, когда живешь в трейлере, фургоне или даже обычной легковушке.

Первую половину фильма было очень жаль главную героиню. Ферн пережила столько потерь, и в итоге была вынуждена жить в фургоне, нанимаясь на временную, чаще всего изнурительную, работу. Невольно задаешься вопросом: какой же стимул она находит, просыпаясь каждый день в холодном фургоне, отправляясь драить туалеты и собирать мусор?

Но во второй половине ленты зритель узнает, что, оказывается, у героини есть возможность жить в обычных условиях, в доме со всеми удобствами. Более того, такое предложение поступает ей дважды от людей, которым она дорога?. Но Ферн отказывается оба раза. Вот тут и понимаешь, что она осознанно выбрала этот путь. Жизнь в дороге, в которой множество сложностей. Но эта жизнь дает ей свободу, единение с природой и самой собой.

В эпизоде с брошенной собакой очень хотелось, чтобы героиня оставила ее себе. Но Ферн не нужен никто. Дело не в том, что она не сможет прокормить четвероногого друга, дело в том, что ей хорошо одной. Конечно, иногда Ферн встречается в дороге с такими же кочевниками, как она сама. На временных заработках ей приходиться сталкиваться с людьми. Но все остальное время в ее жизни нет никого. Только бесконечная дорога по бескрайней Америке, временами суровая природа и она сама.

22 мая 2022

Фильм о старых, нищих и несчастных американцах

О чем повествует лента 'Земля кочевников'? Этот фильм очень прост и очень сложен одновременно. В центре внимания - пожилая женщина, которая живет в фургоне (именно в обыкновенном фургоне, а не в 'доме на колесах'). Она ездит на своем фургоне по стране и перебивается краткими подработками в сфере обслуживания. У нее нет накоплений, нет какого-то пункта назначения - она просто живет.

Вокруг нее мы видим таких же пожилых людей, которые купили фургоны, живут в них, катаются по стране и получают удовольствие от единения с природой и самим собой, от своей свободы и отсутствия привязанности к деньгам, знакомствам и прошлому.

У каждого из этих людей есть свои основания вести такой образ жизни - для кого-то это способ выживания в условиях отсутствия финансовой подушки, для кого-то способ убежать от проблем, для кого-то способ насладиться жизнью перед смертью...

В философии есть такое понятие, как 'заброшенность в мир'. Он подчеркивает наше ощущение одиночества - мы рождаемся и умираем в одиночку. Родившись, мы оказываемся перед необходимостью выстраивать взаимоотношения с окружающими, придумывать себе ценности и смыслы жизни.

Современные нормы общественной жизни предписывают, что мы должны стремиться к материальному благополучию. Мы должны завести семью, купить дом, построить успешную карьеру. Материальные и социальные ценности превращены в ответ на вопрос 'Каков смысл моей жизни?'

Однако героиня Френсис Макдорманд и другие люди, выбравшие кочевнический образ жизни, не приемлют этих ценностей. Дом и его обитатели для них - это клетка, которая способна только причинять боль...

'Земля кочевников' не случайно нравится зрителям и критикам. Каждый в этом фильме может увидеть что-то свое. Кто-то посчитает, что это фильм о духе свободы. Кто-то - что это фильм об инфантильных неприспособленных к жизни детях, доживших до седин. Кто-то посчитает, что это фильм об эскапизме. Кто-то увидит в нем метафору, отражающую гибельность современной урбанистической гонки за деньгами, и призывающую хранить природу и ценить простую жизнь...

Однако если отбросить всю романтику, которую так красиво и талантливо изобразили Хлоя Чжао и Френсис Макдорманд, то станет ясно, что 'Земля кочевников' - это фильм о давно известном феномене - синдроме бродяжничества. Это реальное психическое нарушение, которое существует у определенного процента людей и на данный момент не подвергается лечению. Сбежать из дома и слоняться в нищете по улицам - это для таких людей непреодолимое влечение, часть их личности.

Если подойти к любому бродяге и спросить у него, почему он бродяжничает, он найдет логические объяснения своих действий. Также как любой маньяк легко и просто объяснит почему и для чего он совершает свои преступления. Хлоя Чжао своим фильмом 'Земля кочевников' занимается тем же самым - находит романтические и красивые объяснения для психических особенностей, едва втискиваемых в границы нормы.

Бродяжничеству можно придумать множество оснований - экономический кризис, отсутствие достойного пенсионного обеспечения, желание посмотреть мир, желание справиться с личным горем, путем избегания и пр. и пр.

Но, смотря на то, как пожилые люди драят унитазы и ищут подработки на тяжелых производствах, сложно восхититься покупаемой таким образом свободой и возможностью наблюдать прекрасные закаты в дикой природе...

2 мая 2022

Фильм для тех, кто хочет убежать..

Фильм имеет рейтинг на IMDb 7,4/10

Фильм далеко не для всех, и может даже не с первого раза его получится прочувствовать, понять заложенную мысль, настроение и чувства.

Лично мне фильм подарил очень много мыслей, осознания некоторые вещей, которые происходят здесь и сейчас.

Сюжет про ценности, потери, переосмысления себя как личность и принятие суровой реальности и возможности побега от нее.

Ферн встречает множество знакомых и незнакомых людей, которые полностью меняют ее восприятие жизни, показывая самую сложную социальную ситуацию между людьми.

Ферн даже есть, где жить, есть родные, но это не ее жизнь, все что было дорого и важно - потеряно, остаётся лишь это принять или убежать туда, где есть возможность начать жизнь заново..

Нам показывают циклические события, круг по которому мы - люди постоянно движемся, придерживаясь за стабильность, за знакомых людей, растворяясь в их жизни.

Но развитие рано или поздно берет вверх и заставляет двигаться вперёд.

Жизнь - сумасшедшая штука, которую контролировать не выйдет никогда, ибо мы люди.

9 из 10

Фильм по истине можно назвать документальным, живым и глубоким.

24 апреля 2022

Мертвые люди в мертвом мире

Земля кочевников - 7

Фрэнсис Макдорманд - замечательная актриса. Она хорошо играет и не боится выглядеть некрасивой. Это главное, что дал нам этот фильм.

Что мы видим, когда его смотрим? Фрэнсис Макдорманд едет на машине, Фрэнсис Макдорманд ест гамбургер, Фрэнсис Макдорманд спит, Фрэнсис Макдорманд срет в трейлере, Фрэнсис Макдорманд ссыт на обочине, Фрэнсис Макдорманд плавает в горной речке голышом, Фрэнсис Макдорманд работает на сортировке в Амазоне, Фрэнсис Макдорманд увольняется и едет в своем трейлере дальше, Фрэнсис Макдорманд работает в забегаловке, Фрэнсис Макдорманд вытирает говно с сиденья унитаза, Фрэнсис Макдорманд готовит гамбургер, Фрэнсис Макдорманд ремонтирует машину. И так далее, далее, далее.

Фрэнсис Макдорманд одна в огромном мире и вокруг нее вращаются по своим орбитам другие чужаки в этом огромном мире. Они соприкасаются, разлетаются в разные стороны. Им никто не нужен, они никому не нужны. Фрэнсис Макдорманд пытается приземлиться там, где ей рады. Но через день тихо уезжает, без сцен, без объяснений. Просто едет дальше. Как беспечный ездок, только у тех хотя бы была задекларированная свобода, а у Фрэнсис Макдорманд нет ничего. Просто движение в никуда.

В фильме нет ничего - нет сюжета, нет истории, нет драматургии, нет конфликта, нет струны, нет посыла, нет цели. Это просто иллюстрация жизни одинокого человека, который может быть только одиноким. 105 минут наблюдения за жизнью человека, который плывет по течению. Почему я поставил 7? Не знаю. Какое-то очарование в нем есть. Хотя очень нестойкое.

Фрэнсис Макдорманд возвращается домой, в мертвый город, где ее никто не ждет и где она никому не нужна. И ей никто не нужен. Ей не нужна даже собака. Даже те, кто ее любит.

3 февраля 2022

о смирении, принятии и наверное ещё чём-то...

Меланхоличная и печальная драма про тех, кто остался за бортом капиталистического рая. Так сказать, изнанка страны больших возможностей.

Пол фильма измождённая Фрэнсис МакДорманд колесит по иногда красивым, но чаще депрессивным пустошам и знакомит нас с жизнью, так называемых кочевников, тоесть людей которые остались без дома и путешествуют, перебиваясь сезонными заработками. Потом даже мелькает какая-то социальная сатира и лёгкая ирония по поводу возможностей в самой свободной стране мира (реально люди проработав всю жизнь, остаются с мизерными пенсиями и без постоянного жилища). Ну и дальше всё скатывается в не совсем я понял во что. Ну что-то типа того, что не нужно жить прошлым и привязываться к вещам. Ну это ок. А дальше типа того, что если ты неудачник, которого нагнул работодатель и кинуло государство, то остаётся принять, простить, расслабиться и получать удовольствие? Такой себе фаталичный минимализм.

И если я примерно понимаю, но не слишком принимаю финал, то сама финальная точка мне совсем не понятна. Ну как бы, можно сказать, что есть во всём этом какая-то правда, так сказать, жизни. Но зачем и для кого такое показывать, я не понимаю. Конечно есть, кто сознательно выбирает такой путь. И фильм даже как-то подталкивает к такой мысли на конкретных примерах. Но это же по факту не так. Просто есть, кто остаётся более-менее адекватным человеком, а есть много кто опускается.

В общем не обижайте бродяг, им просто не повезло так как Вам. А может это Вам не повезло. К очищению, через отречение. Грустно всё это.

Кино очень хорошо сделано. Часть актёров - не актёры, а настоящие кочевники. По этому во всём этом есть документальный реализм. И Фрэнсис Макдорманд, конечно очень хороша.

Фильм отхватил прям всех крутейших Оскаров, Львов и Глобусов. Ну актриса ок, режиссура наверное, но лучший фильм. Причём так единогласно. Чот я не понял. Какая-то мутная, мягкая и невнятная идея о смирении, принятии и наверное ещё чём-то... Фильм хороший. Но не настолько. Но посмотреть стоит.

30 января 2022

Не однозначный, но не негативный

Фильм не хороший и не плохой. Он с определённым настроением.

В какой-то момент просмотра я поймала себя на мысли, что смотрю реальное кино, без украшений и бутафорий. Это позволило ощутить реальность.

Несмотря на монотонный хронометраж, фильм снят качественно. Приёмы общим планом, использование игры света, повтор кадров, обзор диких пейзажей Америки позволяют насладиться картиной.

В диалогах слышишь живых людей, как бы они говорили в реальной жизни, наблюдаешь другую жизнь, ощущаешь её на месте героя, как будто вместе с ним открываешь Америку.

Такой фильм будешь смотреть в определенном состоянии. Если хочется просто скоротать вечер за просмотром душевной плёнки, поймать удовольствие от смазливых картинок, вам не сюда.

15 января 2022

Неглянцевая сторона США

Земля кочевников - интересный феномен полудокументального, малобюджетного кино от америка-китайского женщины-режиссера, которое неожиданно получила кучу наград, включая Оскар. В чем же секрет? Хороший вопрос...

Сам фильм - это показ жизни и быта интересной прослойки американского общества - современных кочевников, которые колесят по всей стране на трейлерах и перебиваются мелкой сезонной работой. Всегда в дороге, наедине с собой и природой, без привычного в современном обществе потребления комфорта и пафоса, часто почти без денег - все это совсем не похоже на стереотипную американскую мечту, которую так часто показывает Голливуд. Именно этим фильм и цепляет. Показанные в картине люди кроме главной героини, служащей как-бы проводников в этот удивительный для нас мир, не актеры - это реальные кочевники, живущие так, как показано в фильме максимально реалистично. Фильм знакомит с их бытом, взглядами на жизнь, моралью и этикой - все это оказывается достаточно сильно отличающимся от тех людей, которых называют 'типичными американцами'. В какой-то мере фильм является критикой капиталистического общества потребления, показывая иной путь и способ жить - без привязки к одному дому, кредитов, переживаний за доход и место на работе, детей и семью. Такой стиль жизни не хуже и не лучше - он просто другой.

Скорее всего именно за это увлекательное путешествие в необычный и самобытный мир киноакадемия и вручила статуэтку фильму, по мне, так заслуженно. Фильм очень медленный, размеренный и спокойный, что зайдет не всем, да и тема все же весьма специфическая. Мне фильм понравился, но все же это больше фильм про америку для американцев - многие вещи будут понятны только им, поэтому это не лучший фильм 2020 года для меня, но все же очень достойный.

7 из 10.

12 января 2022

Реклама Амазон?

Меланхоличная картина, снятая в модном нынче стиле 'клиповое мышление', больше всего похожа на игру. Всё действие разворачивается в нескольких локациях, а между ними - дорога, на которую с отсутствующим видом смотрит из окна своего фургона главная героиня по имени Ферн.

А про что кино? Ну, синопсис известен, пересказывать его смысла нет. Но что зритель сможет вынести для себя из картины? Лично я понял, что Амазон - это такая корпорация хорошая, которая помогает безработным с трудоустройством, там милый коллектив, можно раскладывать пазлы и 'деньги хорошие' (говорит Ферн где-то в середине картины). Добрые такие дяди, к которым хочется вернуться снова и снова, ведь можно не напрягаясь подзаработать деньжат, чтобы и дальше колесить без смысла и цели по прериям.

У Ферн была возможность наладить свою жизнь, но она раз за разом отвергает помощь, дружескую руку родни и остепенившегося кочевника-старичка, которого встречает в своих странствиях. Они ей не нужны, нам пытаются показать, что она нигде не находит себе места - потому что она 'нетакаякаквсе', наверное. Но как по мне правда куда проще - ей никто не нужен, она от этого страдает, и ей нравится страдать. Она не способна наладить контакт с другими людьми. Человек, живущий прошлым и бегущий от настоящего. Правда, о прошлом Ферн тоже особо не распространяется, ну показали пару раз, как она разглядывает фотографии, но в основном она просто сидит, спит, занимается бытом или куда-то едет.

Кто-то сказал, что путешествие без цели есть бродяжничество. Склонность к немотивированному бродяжничеству - психическое отклонение, называется дромомания. Раньше за бродяжничество во всех цивилизованных странах судили, оно считалось правонарушением. Бродяга - это всегда риск, неизвестность, опасность, он не член общества.

Кстати, кочевник как раз таки не бродяга. Кочевник, в чём смысл слова - это человек, который передвигается вслед за животными или природными условиями, он делает это не ради каких-то психических закидонов, а для выживания. И его как раз понять можно. Ферн понять нельзя. Зато всплывают ассоциации с другим фильмом про 'непонятного героя-бунтаря' - 'В диких условиях' (кто не смотрел, это основанная на реальных событиях картина про малолетнего дурачка, который решил пожить на Аляске в тундре, покинув 'прогнившую' цивилизацию - с понятным, само собой, результатом).

Так вот и получается, что после просмотра в голове остаётся только гостеприимный склад Амазон, куда Ферн возвращается раза 3 или 4 за фильм и где её всегда принимают. Всё остальное - набор красивых кадров природы под меланхолическую музыку. За природу пару баллов можно и накинуть, если бы ещё не обогатили природу 'конфликтом', вышло бы вообще неплохо.

3 января 2022

Потрясающий американский драматический фильм 2020 года, основанный на одноимённой документальной книге Джессики Брудер. Сценаристом, монтажёром, продюсером и режиссёром картины является Хлоя Чжао. В главной роли - Фрэнсис Макдорманд.

Простой, но такой сильный фильм. При его просмотре моментами в голове проносится переосмысление твоей жизни, каких-то твоих поступков и спокойствие от сделанных тобой выборов. Простой, но есть над чем подумать, есть над чем поразмыслить. К тому же он атмосферный, местами трогательный с потрясающей музыкой, которую написал мой любимый итальянский композитор Людовико Эйнауди и она, как всегда, идеальна.

Перед нами предстает сильная героиня, которая потеряла мужа, родной город, а заодно и друзей. Ведь, когда ты закрываешься ото всех и остаешься наедине со своей болью и утратой - есть только ты и больше никого. Ты один на один с собой, со своими мыслями, чувствами, переживаниями, жизнью и самыми главными вопросами: что делать и как жить дальше. Отныне ты сам по себе и волен делать что хочешь.

Главная героиня решает стать современным кочевником и отправляется в путь. Она знакомится с разными людьми, слушает их истории из жизни и рассказывает свою. Узнает, что люди становятся кочевниками по совершенно разным причинам: кто-то смертельно болен и не хочет больше ни единого дня проводить в больнице в четырех стенах, кто-то потерял всё и всех, кто-то решил пожить для себя…. Но каковы бы ни были причины, объединяет всех этих людей лишь одно: им всем уже нечего терять.

Ведь как бы ни было тяжело, нужно продолжать свой путь…

Об этом фильме не хочется говорить слишком много, ведь это именно тот случай, когда лучше один раз его посмотреть. Он определенно стоит потраченного времени.

Приятного просмотра!

10 из 10

14 декабря 2021

Не для слабонервных

Обычно фраза о том, что фильм не стоит смотреть слабонервным, относится к различным ужастикам и боевикам с обилием жестоких и кровавых сцен. Но мне хочется применить её именно к этой на первый взгляд монотонной и довольно скучной картине. Ведь при понимании заложенного в ней смысла кровь начинает стыть в жилах.

Никто из нас не может знать, где мы окажемся уже завтра, а что говорить о старости. И тем не менее большинство из нас продолжают мечтать о будущем и строить какие-то планы, совсем не думая о том, что через пару десятков лет мы можем оказаться никому не нужными и жалкими стариками без крыши над головой…

А ведь именно с этим столкнулась 62-летняя Ферн, главная героиня «Земли кочевников». Женщина лишается работы после закрытия фабрики по производству гипсокартона, а кроме этого в городе её ничто не держит. Молодость прошла, да и мужа уже давно нет, поэтому Ферн срывается с места и решает колесить из штата в штат в небольшом фургончике.

Обычно в кино так начинается какое-то грандиозное путешествие, но не в данном случае. История оказывается мало насыщенной на события и максимально неторопливой. После просмотра остаётся ощущение, будто послушал чей-то рассказ о своей жизни, в которой ничего особого и не случалось. Но не всем же нам быть супергероями, тайными агентами и талантливыми музыкантами. Как бы печально это ни звучало, большинству из нас уготована «серая» и неприметная жизнь.

Но это отнюдь не значит, что она и полученные воспоминания с впечатлениями не будут нам дороги. Так же и Ферн. Ей не нужно сочувствие случайно встреченных в дороге людей, и она не жалеет о прожитых днях. Можно только взять на заметку её отношение к себе и окружающему миру.

При этом собеседниками Ферн преимущественно становятся такие же пожилые люди. Изредка мелькающая в кадре молодёжь только ещё больше подчёркивает присущую старшему поколению неторопливость и даже какую-то усталость. Но как гласит одна русская поговорка: не смейся над старым – сам будешь стар.

Признаюсь, я начала смотреть этот фильм ради того, чтобы понять образ жизни путешествующих по всей стране современных кочевников, у которых по сути ничего нет за душой. Но фильм оказался совсем не об этом…

От картины настолько веет реализмом, что ты даже не задумываешься об игре актёров. Затронутые здесь философские вопросы и предложение взглянуть на собственные перспективы со стороны – вот, на мой взгляд, главная задумка создателей, и она перетягивает всё внимание на себя. Создав меланхоличную и удручающую атмосферу, авторы заставили всерьёз задуматься, а не просто полежать на диванчике, закидывая в рот горсти попкорна.

9 из 10

7 декабря 2021

Перед нами ничего не было.

Если попросить 10 разных людей в 5 предложениях рассказать о чем нам повествует 'Земля Кочевников', может услышать совсем разные описания: драматичная драма, философский роуд-муви, набор слегка связных сцен с невыразительным сюжетом, глубокий социальный крик с подтекстами на каждом шагу.

Снят с определенном меланхоличном настроением, не поддающийся просмотру без синхронизации зрителя. Тягуче долгие сцены с максимально жизненными и местами может чересчур трагичными диалогами с большими временными разрывами сменяются одна за другой, показывая насколько медленно, но быстро протекают тихие жизни 'кочевников', как мало они имеют за душой и как будто бы многое имеют в ней самой.

Не получилось найти место в системе или же ты сам решил жить вне ее - найди дом в самом себе. Да, перед нами ничего нет, но это значит, что нас ничего не остановит? Или то, что у нас нет цели?

4 декабря 2021

Очень грустное депрессивное кино об одиночестве

«Земля кочевников», триумфатор Оскара 2021 года, рассказывает нам о том, как люди уезжают от своего прошлого, от домов, напоминающих им потерянную семью, от войны в душе, подальше от людей, суеты и громких звуков, от безработицы, или же в поисках новых впечатлений и путешествий. У каждого своя причина. За каждой причиной своя внутренняя боль.

Очень грустное депрессивное кино об одиночестве. Я смогла досмотреть его только в несколько заходов. В картине затронуты темы рака, смерти, мыслей о том, что нужно успеть перед смертью, как важно нести добро и помогать людям. А так же о том, что в мире очень много интересного, но всё это не приносит счастья и не заполняет пустоту в душе без близких тебе людей.

Случайные люди, случайные заработки, никакой стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Никакого будущего и смысла жизни. Вероятно кому-то это подходит как бегство от себя, от прошлого, от боли. Как попытка потеряться в бескрайних просторах, слиться с природой и потом умереть где-то за одним из холмов. Особой силы в этом я не вижу. На мой взгляд, сила заключается в том, чтобы всё же где-то осесть, отстроить свою жизнь заново, найти близких людей, научиться им доверять и попытаться вспомнить, что такое счастье.

Фильм получил в этом году Оскар за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, а так же собрал ключевые награды в других известных премиях. Что я могу сказать - фильм своеобразный, в духе Дэни Вильнёва (не «Дюны»). Если вы и так сейчас в мрачном настроении, фильм лучше отложить до лучших времён. Чтобы картина понравилась, она должна попасть в определённое настроение.

7 из 10

8 ноября 2021

Фильм для после 50)

Советую смотреть фильм кому за 50, очень много ответов на вопросы, которые у человека накапливаются к этому времени и вопросы не быстрые, время быстрых решений прошло и ответы должны быть уже такие, которые сопровождают человека до финишной черты. Вы заметили, что практически все кочевники ( в фильме) пожилые люди, у которых случилось нечто (обычно горе), которое выбило их из привычной обстановки, сбило с ног и тд, после которой надо осмыслить на каком именно дне ты стоишь, чтобы оттолкнуться от него правильно и правильно всплыть на поверхность. Вот этим и занимается героиня первые 80% процентов времени фильма. Она не понимает что ей делать, она не понимает, кто она (всю жизнь жила с мужем-лидером, она и пошла за ним в свободу, она такая - строптивая и вольная), но привычка слушать и заботиться (видимо муж еще тот эгоист был, сильнее ее) сослужила ей добрую службу. Не понимая, что она делает - она заботится и делает работу, не понимая, что ей говорят- она слушает, потому что, в принципе, добра. Ответов пока нет, навыков нет, есть растерянность, но в дороге она постепенно находит себя, ей не нужен чужой дом, ни сестры, ни друга - это все чужое, ей нужен свой дом и простор, ей нужна дорога и смена картинки за стеклом, ей нужна независимость и свобода. Я понимаю ее мысли, она готова довольствоваться очень малым, но ей нужен покой и комфорт. Кстати эти кочевники достаточно добры друг к другу, потому что жесткое в таких условиях не выживает, важна коммуникация и искренняя просьба о помощи. Это даже не табор и не секта, это отдельные дома с людьми. Какой вывод? Да простой - упавший на обочину жизни, имей силы, откатись немного подальше, не цепляйся за колеса проезжающих, у тебя теперь другая жизнь, но она может быть и хороша, встань и иди, прекрасная природа, хорошие люди, небо, горы, моря и реки- это все есть у тебя и ты можешь смотреть и трогать их руками, вдыхать свежий воздух и слушать птиц каждый день. У тебя остался один путь, отказаться от прошлого (вещей, может быть даже людей) и относится в ее случае к дороге как вестнику кратких встреч, новых впечатлений, кратких, потому что каждый день как жизнь и что будет завтра они не знают, они просто приобретают необходимые навыки и нужное мировоззрение, которое помогает им выжить. Они выучивают другой язык, становятся другими людьми. Вот и все. Все логично. Фильм про то как женщина (отлично сыгранная роль) упала, но не умерла, а смогла встать, когда переродилась в другого человека и ей помогли новые люди и старая, как мир, природа. Советую к просмотру только людям постарше. Молодых, думаю будет раздражать ригидность. Но уровень гормонов не тот, возраст не тот, цели не те и да, вы можете стать такими же...

6 октября 2021

Фильм очень глубокий, очень красивый и очень важный. И, конечно, в этом фильме вовсе не про американских пенсионеров, которые пострадали от кризиса, он вообще не про Америку. Фильм о том, что лишь одна вещь вечна и она сильнее смерти - это любовь. Любовь и есть смысл жизни.

Каждому человеку знаком страх потери и страх смерти… Вот в этом фильме есть ответ, как эти страхи побороть. И самая главная мысль — вечна только любовь!

Фрэнсис Макдорманд — Бог кадра. И тут даже спорить не чем. На первой минуте фильма, она просто берет куртку из гаража и подносит ее к лицу, и ты сразу понимаешь, чья это куртка что произошло, сколько нерастраченной любви в этой женщине, сколько трагедии… Она из тех редких актрис, которые умеют играть одними глазами, одними плечами. И это восхитительно!

Очень важно, что в этом фильме, помимо актеров присутствуют обычные люди, настоящие кочевники, они ничего не играют, они настоящие и от этого фильм еще больше выигрывает.

Настоящая жизнь это путешествие - в прямом и переносном смысле. В фильме 'Земля кочевников' это путешествие очень хорошо показано.

Три года назад в Москве была прямая трансляция с Дэвидом Линчем, мне посчастливилось говорить с ним и он сказал, что смысл жизни в том, чтобы найти свой путь домой.

В этом фильме прекрасно показано, как люди ищут этот путь.

28 сентября 2021

Встретимся в пути

«Земля кочевников» — в большей степени документальное кино, снятое о жизни американских бродяг на колесах, лишившихся или сознательно отказавшихся от ключевого блага цивилизации — дома.

Элемент художественности в фильм привносит парочка актеров, включая главную героиню Фрэнсис МакДорманд, чья игра оттеняет этот причудливый мир эскапизма и относительной свободы.

Делай, что можешь с тем, что имеешь, даже если это всего лишь потрепанный фургон, прокаченный для жизни в бесконечном пути, — выбор, который сделали люди, «предавшие американскую мечту».

Обвинять их в лицемерии бессмысленно. Они живут не ради работы, крутых тачек, коттеджей, яхт и отпусков на Карибах, а работают, чтобы выжить, а точнее поддерживать тот образ жизни, который для них предпочтителен.

Они не кричат о капиталистическом гнете, не ругают президента, не устраивают демонстраций. Да, кое-где в фильме звучат их новые мировоззренческие установки, а в немногочисленных разговорах обнаруживаются не самые приятные жизненные перипетии, но этих штрихов достаточно, чтобы понять их новую жизненную философию (принимать которую необязательно, никто не навязывает).

Зачем сопротивляться? За что бороться? Чему противостоять? Нет здесь этого экшна и героя-одиночки, ломающего систему. Та же Ферн — не символ, не образ, а просто человек, обретший утешение в диких пейзажах Южной Дакоты и других просторах страны неограниченных возможностей.

Жить в уютном, теплом доме, иметь постоянную работу, воспитывать внуков — это действительно прекрасно, но кто сказал, что так должны жить все?

Есть и другая Америка, сохранившая первозданную красоту природы, еще не порабощенную достижениями цивилизации, еще питающую энергией органично вписавшихся в нее кочевников, осознавших, что ощущение счастья может подарить не изобилие материальных благ, а вспенившийся могучий океан, бьющийся волнами о скалистый берег, или марево бескрайних закатов и восходов, или прохладный ветер, нежно треплющий труселя на веревке.

Это фильм не об отсутствии выбора, а о его богатстве, о просторе мысли и воли, о человеческом праве жить наиболее приемлемым способом, взяв от прошлого только теплые воспоминания, а от будущего — надежду, что любимые и близкие люди еще обязательно встретятся в пути.

7 августа 2021

Дорога жизни

Главная героиня — пожилая американка Ферн, которая после смерти мужа и потери постоянной работы, решает покинуть родной городок и странствовать по Америке, живя в фургончике и ведя кочевой образ жизни.

В 2011 году Ферн теряет работу после закрытия в городке Эмпайр, штат Невада, завода по производству гипсокартона, на котором она работала в течение многих лет вместе со своим недавно умершим мужем. Ферн решает продать большую часть своего имущества и купить фургон («фурпост»), чтобы жить и путешествовать по стране в поисках работы. Зимой она устраивается на сезонную работу в сортировочный центр Amazon.

Линда, подруга и коллега, приглашает Ферн посетить «РБК» — «рандеву бродяг на колесах», проходящий посреди пустыни в Кварцсайте (штат Аризона). Его организатором выступает Боб Уэлсс, который поддерживает «кочевников», нуждающихся в помощи, где говорят о «тирании доллара», и о единении с природой. Первоначально Ферн отказывается, но меняет свое мнение после того, как наступают холода, и ей не удаётся найти новую работу. На слёте Ферн знакомится с «кочевниками» и учится основным навыкам выживания и самообеспечения на дороге.

В дальнейшем она работает администратором лагеря в кемпинге «Кедровый перевал» в национальном парке Бэдлендс, в кафе, на заводе по переработке сахарной свёклы. Перед ней проносятся истории судеб разных путников, её жизнь не понимает родная сестра, а она понимает, что может жить «по средствам»: где есть свои «ограничения», но также есть и свои «прелести».

«Земля кочевников» (англ. Nomadland) — драматический фильм основанный на одноимённой документальной книге Джессики Брудер. Сценаристом, монтажёром, продюсером и режиссёром картины является Хлоя Чжао. Фильм получил всеобщее признание от критиков за режиссуру, сценарий, монтаж, операторскую работу и актёрскую игру, в особенности Фрэнсис Макдорманд. На 93-й церемонии вручения наград премии «Оскар» «Земля кочевников» получила 6 номинаций, в результате, получив премии «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая актриса» (Макдорманд). Хлоя Чжао стала второй женщиной-режиссёром в истории, получившей эту награду. Перед нами фильм, который походит на «искания» Терренса Малика, хотя у Чжао — естественно «собственный стиль». Медитативный поиск чувств и эмоций, где нет «внутренних монологов». Художественный фильм походит на документальный, где автор исследует своего героя (работа Макдорманд — масштабная, и со своим взглядом на жизнь), и следует за ним на всём протяжении истории. «Я не бездомная — у меня просто нет постоянного жилья!» — говорит Ферн в фильме о своей «кочевой жизни».

3 августа 2021

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 2020 ГОДА?!

Китайская режиссёрка предлагает потусоваться в полудокументальном формате с носителями духа (скорее всего, не очень свежего) свободной и самодостаточной Америки — бродягами/кочевниками/бомжами, сбежавшими от бездушной капиталистической системы в живописные пустоши.

Главный хайлайт фильма — маленький человек на фоне чего-то большего, несоизмеримо масштабного и безграничного. Действительно много впечатляющих кадров. Как природы и ландшафта, так и интимных посиделок в минидоме на колёсах.

Сюжет о неугомонной тяге к движению милой бабушки с лицом камня Фрэнсис Макдорманд, ловко вводит в заблуждение и интригует, несмотря на то, что глобально в фильме ничего не происходит, большая часть хронометража это реалити шоу «будни бомжей», сопровожденное манипулятивными мелодиями.

Получилось человечное, несмотря на общую хмурую палитру и кризисную интонацию, тёплое роуд-муви с выдающейся актёрской работой во главе(без малого, единственной профессиональной). Трогает. Поехали дальше.

17 июля 2021

No home, no job, no peace, no rest.

Пожилая и с виду хрупкая женщина по имени Ферн собирает самые необходимые вещи и грузит их в подержанный ветхий фургон. Недавно она потеряла мужа, а теперь и работу на фабрике по производству картона в небольшом американском городке Эмпайр. Фабрика эта являлась, по сути, градообразующим предприятием, и теперь Ферн вынуждена отправиться в путешествие по бескрайним американским просторам в поисках средств к существованию. Так она становится кочевником — одной из многочисленных сезонных рабочих без постоянного места жительства, которые, в буквальном смысле, оказываются на обочине и в бесконечных поездках по Соединенным Штатам берутся за любую работу, чтобы обеспечить себя хотя бы самыми необходимыми для жизни материальными благами.

Сортировочный цех Amazon, летний лагерь для туристов, дешевая забегаловка, завод по переработке свеклы… Ни в одном из этих мест Ферн не задерживается надолго и с окончанием рабочего сезона снимается с места и вновь оказывается на дороге — и так до следующего места работы, и конца этому путешествию не видать.

Фильм Хлои Чжао «Земля кочевников» с немолодой, но по-прежнему неподражаемой Фрэнсис Макдорманд в главной роли совершенно заслуженно стал оскаровским лауреатом в категории «Лучший фильм». Это пронзительная, трогательная история о целой прослойке рабочего класса, в один момент не вписавшейся в строгие рамки безжалостной рыночной экономики и оказавшейся на дороге в попытках прокормить себя и близких себе людей.

Несмотря на непростую жизненную ситуацию эти современные кочевники не опускают руки и не теряют присутствия духа. Они объединяются в своеобразные общины, где поют у костра, танцуют, ведут беседы о своем прошлом и стараются оказывать друг другу помощь и поддержку. Практически одинаковые условия, которые привели кочевников к показанному в фильме образу жизни вызывают у них самое настоящее чувство солидарности к себе подобным и, таким образом, помогают найти в себе силы жить вопреки непростым жизненным обстоятельства.

По сути своей, фильм Хлои Чжао представляет собой нарезку эпизодов под чарующие инструментальные мотивы Людовико Эйнауди из жизни этих людей — как вымышленных, так и совершенно реальных, ведь в «Земле кочевников» снялись и настоящие кочевники в роли самих себя. У фильма отсутствует композиция в привычном смысле этого слова. Есть вполне определенная завязка, — решение Ферн вести кочевой образ жизни — но нет кульминации и развязки. Зритель не знает, чем закончится путешествие Ферн и закончится ли оно вообще, но жизнеутверждающая атмосфера картины настраивает на благоприятный исход этой печальной истории.

«Земля кочевников» — предельно реалистичный, практически документальный фильм, который не задает прямых вопросов, но, тем не менее, наталкивает на вполне конкретные размышления. И вдумчивых зрителей, готовых к почти двухчасовому бытописанию людей, по вопиющей несправедливости вынужденных бороться за свое право на существование, эта замечательная лента совершенно точно не оставит равнодушными.

5 июля 2021

Ты существуешь, пока тебя помнят

Я рад, что фильм «Земля кочевников», осыпанный наградами от Оскара до венецианского льва именно такое кино, какое есть — очень свободное, малособытийное, неспешное, визуально яркое и буквально «набитое» пространством и воздухом. Его можно посмотреть так, чтобы тебе стало скучно, а можно так, будто ты полдня гулял в чистом поле. И общался с ветром. Это кино хокку, человечное, но высокое. В нем собрана и скрупулезно подобрана красота Америки, одинокой зрелой обретающей себя заново женщины, кочевой и полубродячей жизни. В этом много лирического, хотя и телесного тоже, мало горького, но и снова так много воздуха. Фильм как бы собран из очень бытовых и как будто незначительных путевых эпизодов, казалось бы, неглубоких, но таких светлых и важных для героини и окружающих ее людей, интимных даже.

«Земля кочевников» не просто о том, что есть люди, которых вечно тянет «наружу», кто не может осесть и обрести свой дом, эта картина, где частная история рассказана так, словно это метафора человеческого бытия, скорее о том, что быть путешественником, странником и первооткрывателем — базовая страсть и потребность всех людей, человека, как вида. Не только жизнь это путь, но мир это космос, который мы всю жизнь стремимся познать. Все мы, и особенно кочевники, люди, не мыслящие себя без дороги.

А еще этот фильм о прощании со старым миром, это острое чувство всех живущих сегодня, в 2021 году, потому что старая экономическая, политическая, и, если хотите, этическая формация безвозвратно уходит, вымирают заводы и территории, меняются люди и их уклад, и это жгучее чувство ностальгии очень точно передано в «Земле кочевников». «Ты существуешь, пока тебя помнят», говорит героиня. И это правда и в отношении уходящего из под наших ног старого мира двадцатого века. Пока мы помним ушедшее, оно существует, а значит, существуем и мы, потому что нет у нас другой опоры. Хотя в итоге все мы, как героиня фильма, снимемся и двинемся в путь, это естественное и неизбежное вечное движение.

Блестящие актерские работы, при этом отличный пример того, как гармонично «делает» все кино большая и очень необычная (с вечно умно-глупым лицом), даже я бы сказал странная актриса Фрэнсис МакДорманд.

5 июля 2021

«Земля кочевников». Обочина жизни, на которой простираются невероятные пейзажи.

«Земля кочевников» с Френсис МакДорманд в главной роли стал триумфатором «Оскара», получив три награды: за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль и, конечно, главную награду в категории лучший фильм. Попробуем понять, почему картина Хлои Чжао оказалась ярким кинособытием непростого 2020-го года?

Начнём с сюжета.

60-и летняя Фёрн осталась без самого близкого человека — мужа, а после закрытия завода по производству гипсокартона лишилась постоянной работы. Оказавшись в одиночестве, женщина переселяется в фургон и становится настоящим кочевником. Разъезжая по Штатам в поисках сезонной подработки, Ферн знакомится с такими же, как она, и пытается найти свой путь к свободе.

Вообще, я думаю, что эта кинокартина построена на весьма очевидном, но от этого не менее важном, противопоставлении: бесконечная дорога и маленький человек.

«Земля кочевников» представляет собой гармоничный синтез пристальной документалистики и меланхоличной притчи. Это бесшовное сращивание двух на первый взгляд полярно разных жанров отражается и на актёрском составе, среди которых лишь два профессиональных артиста: неподражаемо естественная Френсис МакДорманд и Дэвид Стрэтэйрн. В то время как остальные герои фильма — настоящие кочевники. Эффект, схожий с приёмом тромплёй (или обманки) в живописи, создаёт особое восприятие картины.

Важная составляющая «Земли кочевников» — визуальная часть. Приглушённо-синяя цветокоррекция подчёркивает спокойный темп фильма и выделяется на фоне других картин, где действие происходит в природных местах США. Холодные оттенки сочетаются с тёплыми всполохами света (будь то восходное солнце, ручной светильник или отблеск костра). Удивительные пейзажи и просторы дают глазу зрителя отдохнуть.

Я думаю, что «Земля кочевников» абсолютно точно соответствует настроению своего времени. Согласитесь, человечество за прошедший год узнало довольно много об утрате, отдалении, острейшей нехватки свободы и неясности будущего.

Именно поэтому история Ферн это одновременно и возможность ощутить свободу, разъезжая по Штатам на колёсах фургона, общаясь без преград, и возможность как бы на время просмотра фильма «приютить» у себя уставшую кочевницу Ферн. Так, между зрителем и главной героиней происходит интересный обмен.

Конечно, рассматривать «Землю кочевников» исключительно как социальную драму не стоит, ведь в своём фильме Хлоя Чжао не даёт оценку происходящему, не критикует, не учит, а лишь повествует. Ферн и её образ жизни одновременно вынужденный и одновременно желаемый ею самой. Кажется, что кочевой образ жизни позволяет ей жить в прошлом, но при этом, как ни странно, оставаться независимой от него. Ведь не просто так фильм лишен флешбэков. Кажется, что дорога помогает кочевникам слиться с природой и стать единым целым.

Картина Хлои Чжао — это неспешный, негромкий, но пробирающий рассказ.

Именно поэтому «Земля кочевников», фильм, казалось, совершенно не касающийся большинства зрителей, щемит душу и становится понятным и интимным.

4 июня 2021

Антикапитализм без борьбы и побежденных

«Земля кочевников»

* спойлеров, считаю, нет, потому что какие спойлеры, если это роуд муви, и даже без цели путешествия.

Картину «Землю кочевников» по воздействию на российскую культуру (усреднено) я воспринимаю близкой к «Однажды в Голливуде». И тот и другой фильмы замешаны на американской истории, духе страны и душе народа. Думаю, именно поэтому фильмы не пошли на ура на территории РФ.

--

Почему фильм может не нравиться/быть не понятным/оставлять равнодушным/раздражать. Мои предположения.

1. Мы ждем сюжета, и желательно остросюжета. Таким привыкли видеть американское кино, даже альтернативное. Кроме отдельных исключений. Иногда еще и оставлена возможность при хорошей кассе сделать потом приквел-сиквел… А здесь всё сказано, продолжения не будет.

2. Героиня негероическая. Нормальные главные персонажи меняются, чего-то там преодолевают, побеждают или проигрывают.

3. Там всё какое-то чужое, чужеватое. Эти пункты стиральных машин, эти никем не разграбляемые и не разнесенные из садистского удовольствия фургоны, домики на колесах, эти вполне прилично выглядящие бомжи… Простой американский люд, глубинка, а в показе глубинки — ни депрессии, ни веселья, ни посконности. Отсылки к хиппи-культуре, которая была у нас в минимальном масштабе и не стала культурным кодом. Отдаленные ассоциации с индейской цивилизацией.

4. Отсутствие внятного деления на положительных и отрицательных героев, на положительные и отрицательные события. И в целом отсутствие оценок. Нет их.

5. «Ну-ну, посмотрим на их Оскар… Чего? И это Оскар?. Хм». Завышенные ожидания.

6. Героиня какая-то нечесанная (реальный отклик).

Почему фильм может нравиться/быть интересным.

1. Мак Дорманд. Личность. Ее глаза, мимика, то, как она слушает, как она думает.

2. (лично мой пункт) Главная героиня — женщина, к тому же очевидно стареющая. Совершенно не скрывающая ни на экране, ни в жизни морщин, дряблости шеи. Не стремящейся быть ни женственной, ни намеренно грубой. Естественная, но не выпячивающая это как какой-нибудь манифест.

3. Пейзажи, природа разнообразной Америки, ее просторы, ее дикость. Гимн земле.

4. Дивная музыка.

5. (для кого-то) Любовь к путешествиям. Увидеть иное, новое. Попробовать разное.

Это всё в кинозале.

А вот что (у меня) сдетонировало, а теперь догоняет, и цепляет, и поселяется.

То, что, кажется мне, делает фильм общечеловеческим.

I. Это фильм-антикапитализм. И что мне мило, практически без лобовых объяснений, кроме тех слов, что сказала героиня на деловом обеде у сестры. Одна фраза. И всё.

Нет «молодых дружных коллективов», нет «миссий», карьер, целеполагания, нет «стрессоустойчивости», «многозадачности», корпоративных плюшек, отпусков, если отпустят, планов, премий, собеседований. Нет долгосрочного найма на неравных условиях. Купите меня, я вам подхожу. Я амбициозный, и я на всё согласен.

Мы наблюдаем на экране, как беспокоят общество люди, не вписавшиеся и не вписывающиеся в матрицу. Работают временно на неквалифицированных работах. «Выходите на пенсию, получайте пособие». Временно ведут оседлый образ жизни. «Поживи у меня, пока не встанешь на ноги». Временно встречаются друг с другом и разъезжаются. Временно живут, в большом философском смысле.

А любая неизвестность и нестабильность — ой как тревожат. А то, что жить — это временно, не напоминайте, пожалуйста.

Да, собственно, сам фильм — антикапитализм, с этим не-сюжетом, не-героиней, не-персонажами. Искренне удивляюсь, что дали Оскар.

II. Мы живём в мире борьбы, побед, насилия. Это так растворено в современной культуре, что даже не всегда замечается. Как! Как удалось избежать этого дискурса создателям фильма? Уму непостижимо. Это сделано сознательно, но как у них получилось?

И всё-таки Фёрн меняется. Постепенно переходя к сознательному невключению в налаженное устройство мира, без борьбы, с принятием того, что есть, и выбором того, что ближе. Она начала с краха и поражения в правах, а пришла к благодати, своей собственной, не заимствованной.

Когда пошли титры, и я увидела, что кочевники — не актеры, а реальные кочевники, это ошеломило. Никто не играл «как в жизни», все жили. Да простят мне сравнение, но есть такой выдающийся документальный фильм «Гунда» Виктора Косаковского. О жизни свиньи на ферме. (яростно рекомендую это художественное высказывание). Какое великое мастерство — быть рядом с живым и быть своим!

4 июня 2021

Драма Земля кочевников на большом экране с 2020 года, его режиссером является Хлоя Чжао. Кто снимался в кино, актерский состав: Фрэнсис Макдорманд, Дэвид Стрэтэйрн, Боб Уэллс, Линда Мэй, Шарлин Суонки, Гэй ДеФорест, Патриша Грайр, Анджела Рэйс, Карл Р. Хьюз, Дуглас Дж. Соул, Райан Аквино, Тереза Бьюкэнэн, Кариэ Линн Макдермотт Уайлдер, Брэнди Уилбер, Макензи Этчеверри.

Расходы на кино составляют примерно 5000000.В то время как во всем мире собрано 39,458,207 долларов. Производство стран США и Германия. Земля кочевников — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.