Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Побочный эффект |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Казаков |
сценарий: | Алексей Казаков |
продюсеры: | Сергей Корнихин, Софья Митрофанова, Евгений Абызов, Владимир Пермяков, Дарья Хальзова, Алексей Казаков, Даниил Махорт, Галина Стрижевская |
видеооператор: | Евгений Козлов |
композитор: | Надежда Грицкевич |
художники: | Александра Фатина, Оксана Шевченко |
монтаж: | Александр Амиров |
жанры: | ужасы, триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 апреля 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Сценарист комедий «Горько!», «СуперБобровы» и «Самый лучший день» Алексей Казаков решил временно отойти от привычного жанра, благодаря чему (как сценарно, так и режиссурно) родился его дебютный «Побочный эффект». Примеров, когда «рыцари смеха и угара» оказывались весьма успешными в драмах, триллерах и ужасах, можно найти немало – в основном среди актёров, но ими список не ограничен. Из последнего вспоминается Тодд Филлипс: никто не мог представить «Джокера» под его руководительством после трилогии «Мальчишника в Вегасе». Правда, Филлипс – дядя прожжённый и доверия к нему явно больше, чем к коллеге Жоры Крыжовникова.
Тем не менее, ещё на стадии ознакомления с синопсисом и трейлером была надежда лицезреть нечто удобоваримое. Концепция архаична: сугубо русско-сказочная сделка с Бабой-Ягой равносильна подписанию договора с Дьяволом. Избавляясь от одного зла, получаешь десять других. Но именно это мы и любим. В главной отрицательной роли, к тому же, максимально уверенно чувствует себя Александра Ревенко, да и в целом кастинг раздражения не вызывает.
Попробуем разобраться в плюсах ленты и отследить, где всё пошло наперекосяк.
Андрей и Ольга пережили травматическое событие. Разлад, возникший впоследствии, вынуждает Андрея пожаловаться Маре, ведьме из ютуба.
Обратимся к значению данного имени, отсылающему сразу к нескольким мифологиям.
Сезонные обряды увядания и воскрешения природы в славянской традиции связаны с чучелом Марены. Древними оно сжигалось, топилось или разрывалось на стыке зимы и весны, в один из дней в конце Великого поста. Такой день, например, у словаков – «чёрный», «смертный». Образ Марены в неоязыческой сфере трактуется как образ богини смерти. Расправа с чучелом являлась знаком благоприятных перемен.
Также Мару сравнивали с кикиморой и привидением, приписывая гнусные проделки вроде вреда здоровью: существо затуманивало рассудок, сбивало с дороги, заводило в опасные места.
У европейцев она – демон, кошмаривший спящих, садясь им на грудь.
Латыши называли так богиню, опекавшую коров, у которой просили молока, сыра или телят. Мару мифологизировали как условную деву Марию, покровительствующую женщинам и дарующую плодородие, но иногда перед кончиной требующую у души данное ей тело.
Наконец, в буддизме это вновь был демон, на сей раз – искуситель, призванный отвлекать от духовных практик и выдавать «чёрное» за «белое».
Мара в новой интерпретации (или реинкарнации, если хотите) живёт около Кремля, слушает группу Shortparis, выращивает растения и грибочки. От каждой вышеописанной фабулы ведьма берёт по чуть-чуть, но ни Андрей, ни Ольга, ни подавляющее большинство зрителей о подобном не догадываются, наплевав на заложенные культурные коды. Придя за помощью, парень хочет лишь одного: вернуть былое счастье, обнулив своей возлюбленной воспоминания о случившейся беде. Память – побочный эффект реальности: в стремлении перезаписать прошлое человек совершает преступление против хода истории, обращая реальность в странный, нелогичный, нарушенный внешним воздействием маскарад ужаса. Автор прямолинейно и дерзко проецирует оммаж на классику кинематографа «А теперь не смотри» Николаса Роуга о супругах Бэкстерах, потерявших дочь. Сравните обе картины и найдите схожие паттерны.
Помимо всего, размеренное, неторопливое повествование почти лишено скримеров и иных типичных уловок, но когда они появляются – по коже бежит холодок. Актёры ведут себя вполне естественно, визуальный стиль не подводит, заимствованные операторские и звуковые приёмы прошаренными киноманами распознаются мгновенно, доставляя интеллектуальный кайф. Музыке, художественному оформлению и цветовой палитре уделено особое внимание.
Но грамотно начать – не значит столь же грамотно закончить.
При прочих вводных, сценарию не хватает стержневой плотности, а режиссёру – опыта и сноровки, чтобы избежать провала.
Любопытно сопоставить две сцены, связанные с проходкой по нехорошей квартире в Доме на набережной. Если бы они обе, находясь друг от друга на приличном расстоянии, перекликались единым методом съёмки, ведя зрителя, как по лабиринту, вдоль предметов интерьера, и сопровождались еле заметными, но тревожными галлюцинациями – Казаков заслужил бы крепкого рукопожатия. Однако с Алексеем и его героями случается не полёт фантазии, а обыкновенный бэд-трип, ибо стартуем мы великолепно, вот только сдуваемся – ещё лучше.
Закладывая в сюжет определённое послание (здесь – о вине, трусости, прощении и самопожертвовании), необходимо сосредоточиться в первую очередь на его раскрытии: выжать идею до сухого остатка и понять, что действительно позволяет ей вырасти в полноценную драматургию. У нас же почему-то принято выражаться без конкретики, приплетая к изначальной задумке кучу дополнительных примочек. Сухой остаток: есть молодожёны с проблемой, есть сделка с нечистой силой и есть расплата, приводящая к катарсису. Примочки: а давайте слегка коснёмся исторического контекста, что-то ляпнем про НКВД, что-то – про войну и расстрелы, где-то упомянем о призраках, к кому-то подпустим девочку с подсказками, кого-то превратим в лошадку, и вообще, что вы от нас хотите, Министерство Культуры деньги выдало, надо отрабатывать! По ходу, сами создатели просто желали «изобрести велосипед» в жанре пост-хоррора, взяв за вдохновение экранизацию Дафны дю Морье, но когда нехватку бюджета компенсировало государство, в строго оговорённых условиях появились зияющие дыры, а залатать их не хватило ни времени, ни разума, ни сил.
Будь «Побочный эффект» мини-сериалом, заявленные темы удалось бы развить в достаточной мере, без перескоков «галопом по Европам», в том числе угодив повестке МинКульта. Увы, компромиссом стала безбожная попытка скомкать всё в клубок хаоса и противоречий, не оглядываясь на логику и здравый смысл. На выходе получилась невнятная, слабая работа со сломанным в щепки потенциалом.
Печально? Да нет, уже привычно.
4 из 10
10 января 2023
Бредовенько.
Сперва о том, что понравилось:
1. Начало. Первая сцена очень хороша, жутковата и морозна.
2. Конец. Последний кадр в меру жутковат.
3. Ревенко качественно отработала. Роли злодеек и сумасшедших — явно её, актриса имеет очевидный и определённый талант.
4. Чисто наши, российские темы. Например, сюжетная нить о НКВД. Вообще, вставки из прошлого впечатлили.
Теперь минусы, которых больше:
1. Много интересных идей: грибы, прошлое, колдовство. Но по итогу ни одна из этих тематик не получила должного развития, не раскрылась. Осталось ощущение сырости, словно ты попробовал не до конца приготовленное блюдо, на которое были возложены надежды. Лучше бы сценаристы остановились на одной, максимум двух тематиках и качественно их развили, чем «всего по чуть-чуть». Ввиду этого осталось много вопросов. Не совсем понятна, в чём суть силы Мары, как она ею подпитывается, какова её история. Всё тезисно, штрихами.
2. Невыразительная игра актёра, исполняющего главную роль. Я понимаю, что он должен был изображать амёбного человека, но это вышло слишком скучно.
3. Ненужная сюжетная вставка о полиции, которая ничего не понимает и не делает. Избито и откровенно глупо.
4. Затянуто. Какое-то движение начинается во второй половине фильма.
5. Бредово. Не до конца проработанный сюжет создал что-то среднее между банальщиной и психоделом. Но психодел психоделу рознь. Снимать артхаус тоже надо уметь.
Если бы это был сериал, возможно, было бы куда лучше. Многое стало бы понятнее. Но имеем, что имеем.
4 из 10
28 января 2021
Общее впечатление: Российский триллер не такое уж заядлое дело, но я вам сейчас расскажу о хорошем фильме нашего производства, на который стоит обратить внимание. Режиссером «Побочного эффекта» выступил доселе мне неизвестный Алексей Казаков, да и в целом это его полнометражный дебют. И знаете вполне хороший мистический триллер вышел! Где есть над чем подумать, и даже имеются драматичные моменты, окутывающие странной атмосферой.
О чем история? Однажды в размеренную и счастливую жизнь архитектора и его жены вламываются грабители. Теперь единственная мечта Андрея (Семен Серзин) — стереть ту кошмарную ночь из памяти Оли (Марина Васильева). Отчаянные поиски решения приводят его в жутковатую квартиру в Доме на набережной к таинственной Маре (Александра Ревенко), которая обещает «особое» лекарство.
Из названия, да и из синопсиса становится ясно что побочный эффект — это и есть та самая изюминка ленты. Все дело в том, что ГГ Андрея гложет прошлое, он чувствует себя виноватым и вот найдя лекарство совсем не стандартным путем, он уверен что сможет помочь возлюбленной забыть страшную ночь. Но кто же знал, что лекарство даст такой устрашающий эффект. Настолько ужасный, что пути назад не будет, в квартире мерещатся люди, непонятые голоса, а реальность вовсе не реальность. Герой теперь должен выпутаться любой ценой из цепких лап ведьмы. Но все ли так просто?
Мрачная атмосфера фильма погружает в безысходность, и есть моменты схожие с западными фильмами, но знаете в чем загвоздка? Я не припомню с какими! Возможно автор идеи смешал все настолько хорошо, что на выходе получилась замечательная картина, с нетривиальной задумкой. Явно вдохновленный фольклором режиссер он же и сценарист натолкал проблески славянской мифологии. И этот символизм смело шагает по хронометражу, интригуя своим сюжетом.
Я рекомендую обратить внимание любителям оригинальных мистических триллеров. Здесь есть над чем подумать, в том числе и над тем, что ошибки совершаемые людьми делаются не только по глупости, но и из-за трусости.
8 из 10
12 января 2021
С самого начала фильм не задаёт необходимого тона и настроения, которые подходили бы для иллюстрации выбранной истории. Это как пересказать анекдот в компании друзей, но никому не смешно. И дело не в идее, которая, на первый взгляд, может показаться интересной, а в банальном непрофессионализме, начиная от ужасного звука и операторской работы, заканчивая классикой — отсутствием актёрской игры и сценарных набросков.
Главный актёр вроде и попытается играть лицом, но звучит очень не убедительно. Тот же брак и с «таинственной» Марой — ведьмой и садоводом-любителем по совместительству, работа над образом которой у актрисы Александры Ревенко, ограничилась вечерним мейкапом.
Фильм настолько скучный и унылый, и при этом никак не оправдывает подобную форму повествования, что справедливо задаешься вопросом — Как не лень было это снимать? Очевидно же, что съёмочная группа время от времени просто выходила курить и часть из них уже не возвращалась. Это как будни продавца-консультанта, только есть черная лошадь, которую нужно провести по квартире, чтобы записать ночные кошмары героя и куча веников из Оби, которые каждый вторник необходимо поливать.
О чем история на этот раз..
Недоношенный (единственный факт, оправдывающий характер героя) архитектор пытается побороть чувство вины и вернуть возлюбленную, за которую не смог заступиться. Ведомый комплексами и страхами, он обращается к девушке, в которой странно все, от имени (Мара) до внешнего вида и образа жизни. Вероятно, герой испытывает не только дефицит храбрости, но и полное отсутствие мозгов, так как принимает от ведьмы некое лекарство, способное наладить его личную жизнь. Это как мел судьбы, только больше походит на орудие женщины.
«Особое лекарство» срабатывает, вот только наступает тот самый побочный эффект, о котором так не двусмысленно предупреждали авторы в названии.
Плюсов не выявлено.
Хочется обратиться к авторам нудятины. Раскройте секрет успеха. Как ходить на работу и заниматься крайне не любимым делом, но при этом гордиться своими «достижениями»? Как вы.
8 января 2021
Начну со странного. Мне фильм понравился. Да-да-да Вы не ослышались. Мне фильм действительно понравился. Но понравился он мне не только и, главное, не сколько как кино — а как некий арт-проект. С точки зрения именно кинематографа тут мало за что можно зацепиться и похвалить. Разве что за неплохою игру актеров и отсутствие хренового CGI, которым так славятся наши фильмы ужасов. Плюс меня зацепила операторская работа, и работа с цветом, но на этом все. Как фильм «Побочный эффект» достаточно средненький и тяготеет скорее к нижнему пределу шкалы оценок. Но вот концепция и ее реализация мне понравились. Сплетение славянских мотивов, советской истории и серого настоящего чем-то цепляет. Тем более странно, что за это отвечает сценарист Бобровых и алко-комедий Горько и Самый лучший день. Вот именно таким, ну, или чем-то похожим, я хотел бы видеть фильм Яга. Да. Тут нужно подтянуть сюжет. Да. Стоило больше поработать над проработкой Мары.
И нет — это не фильм ужасов в классическом его понимании. Но если эти вещи были бы доведены до ума, то получилась бы очень достойная картина. Проблема Яги и Русалки отПодгаевского заключались уже в том, что даже на этапе самой задумки из «этого» не могло получиться хорошего фильма ужасов. И тут не настолько все плохо с реализацией идеи фильма, на мой взгляд, как в Кольской. Фильм вязкий и тягучий. Местами завораживающий. Не для всех и каждого. Но скоротать вечерок вполне можно.
25 декабря 2020
Можно смело заявить, что стремлением различных актеров, сценаристов и других представителей кинематографа попробовать свои силы в режиссуре не является уникальным явлением. Таких примеров можно перечислить не один десяток, а то и более. Однако лишь немногим удаётся достойно проявить себя в новом для себя амплуа. Не удалось и режиссеру данной ленты Алексею Казакову.
Сюжет данной ленты развивается вокруг молодого архитектора Андрея и его жены Оли, в дом которых вламываются грабители, которые решают не только их ограбить, но и изнасиловать Олю. После произошедшего, счастливая жизнь супругов даёт трещину и теперь единственной мечтой Андрея является стереть ту кошмарную ночь из памяти Оли. Отчаянные поиски решения приводят его в жутковатую квартиру в Доме на набережной к таинственной Маре, которая обещает «особое» лекарство. Андрей соглашается, но даже не подозревает к каким последствиям это приведет и как дорого оно будет стоить.
Очевидно, что режиссер и автор сценария данной ленты Алексей Казаков решил пойти по стопам Джордана Пила. Решив дебютировать в жанре фильма ужасов и триллера после череды комедийных работ в лице дилогий «Горько» и «СуперБобровы», автором сценария которых он является. Однако если в случае с Пилом получился действительно необычный проект с умным сценарием и мощным социальным контекстом, то в данном случае мы имеем достаточно традиционный во всех отношениях хорор.
Да, идея у данной ленты достаточно необычная и довольно таки интересная. Особенно с точки зрения драматической составляющей и той ситуации, в которых оказались главные герои. Действительно заставляя задуматься о том, как же я бы поступил на самом деле на их месте. Однако за столь не плохой идеей пошла целая вереница шаблонов и клише жанра, которые можно было встретить в огромном количестве различных картин. Не говоря уже о том, что основная интрига касательно личности «главной злодейки» так и осталась не раскрытой. Тем не менее, истории удаётся удержать интерес по финальные титры.
С точки зрения режиссуры Алексей Казаков ничего новаторского и удивительного не показал. Перед нами традиционный симбиоз фильма ужасов и триллера с закрученным сюжетом, который снят по всем правилам и лекалам жанра. Фактически представляя собой проект конвейерного производства, который не плох по своей сути, но напрочь лишен какой либо авторской индивидуальности и как следствие — какой либо душевности. Вот почему фильм и смотрится достаточно «ровно», а порой и равнодушно.
Однако стоит признать, что авторам данной ленты несказанно повезло с актерами. Александра Ревенко уже давно напрашивалась на роль отрицательного характера за счет своей инфернальной внешности и свой шанс она не упустила. Ревенко не просто сыграла, а растворилась в своей героине и ей искренне веришь на протяжении всей ленты. Не могу не похвалить Марину Васильеву, преданным поклонником творчества которой я стал еще сильнее. Васильева уже давно доказала, что способна не просто играть, а жить своими героинями на экране. Что она снова продемонстрировала в данной ленты. Остальные актеры сыграли достаточно обыденно. Но мощная игра Ревенко и Васильевой определенно тащит весь фильм на своих плечах.
4 из 10
Побочный эффект — это достаточно проходной представитель жанра фильма ужасов и триллера, который ничего нового и уникального собой не представляет. Идея у данной ленты достаточно не плохая, но вот её реализация получилась до жути шаблонной, а режиссерская работа максимально конвейерной и плоской. Словно фильм создавался по учебнику. Разве что к актерской игре Александры Ревенко и Марины Васильевой не придраться и обе актрисы охотно тащат фильм на своих плечах.
19 декабря 2020
Совершенно очевидно, что ориентировался режиссер-сценарист Казаков на жанр пост-хоррора, в котором больше драмы, чем собственно хоррора. Но только не получилось как следует ни то, ни другое. Главные герои слишком бездушные, чтобы сочувствовать им всерьёз. Правда, в них мало человеческого. Они выглядят совершенно как эдакие стереотипные пластиковые «бессмысленные москвичи» — девушка-доморощенный талант, исполнительница невнятных песен, и её муж из архитектурного бюро при РПЦ (очень жаль, что автор использует место работы героя исключительно в декоративных целях и на сюжет это не работает). Вообще слишком много в истории ружей, которые не выстреливают, — зачем всё происходит именно в Доме на Набережной? Эта локация не может быть просто локацией. Её нельзя использовать просто декоративности ради — запрещенный приём. Смешалось всё в кучу: и грибы-убийцы с Бабой Ягой, и красный террор. Многослойность — классная вещь в умелых руках, но здесь она не совсем удобоваримого типа вроде пряников с начинкой из селёдки.
Темп повествования неприлично вялый, событийный ряд бедный, процентов 75 фильма не происходит ничего хотя бы сколько-нибудь интригующего, что для хоррора, конечно, непростительно. Нет, я не прошу пугалок, от которых сердце уходит в пятки каждые 30 секунд. Но 75 процентов фильма — это скучные антипатичные герои, шатающиеся туда-сюда! Предыстория героини Ревенко так скомкана, что из неё толком ничего не понять — вот зачем так поступать со зрителем? Метод уничтожения нечистой силы — донельзя стереотипный. Единственное, что хорошо в этом фильме — классная демоническая Ревенко и сцена, где мужик превращается в коня. Тусклый блеск зубов коня в темноте рифмуется с хищными зубами Ревенко — хороший кинематографический момент.
24 ноября 2020
В условиях в целом удручающей ситуации, в которой находится российское жанровое (подчёркиваю, что жанровое) кино, ужасы занимают более-менее высокую нишу (как бы об обратном не старались кричать блогеры и их преданные фанаты); Качество хоррор-фильмов российского производства в общем случае не сильно отличается от качества своих зарубежных собратьев, хоть американских, хоть канадских, хоть ирландских, хоть испанских, каких угодно. Что же предлагает нам дебютная режиссёрская работа Алексея Казакова?
Основное достоинство «Побочного эффекта» — его оригинальность. Не спорю, аналогов для первой половины немало — галлюцинации, вещества, побочные эффекты. Но как всё с ног на голову становится, начиная со второй половины! Кто мог ожидать такого? Лично я полагал, что всё ограничится историей про московскую Бабу Ягу (естественно, это имя не произносится, но все всё понимают), но история оказалась глубже.
Но и проблем у картины немало. Какой побочный эффект конкретно несёт «лекарство» Яги, я предугадал на десятой (!) минуте. Серьёзно, ведь это содержалось в формулировке, которой колдунья описывала эффект от вещества! Ещё из значительных проблем отмечу то, что часто создатели концентрируются на драме героев, совершенно забывая, что у нас тут фильм ужасов. И из этого следует ещё одна проблема — с точки зрения драмы я тоже не удовлетворён — кино раскрывает тему очень слабо.
Визуал картины оставил очень приятное впечатление. «Побочный эффект» очень сильно напоминает итальянские работы тех самых лет. Обратите внимание, как показывается интерьер квартиры. Как расставляются цвета. Не могу пройти мимо сцен в арт-центре, где происходил концерт — стильно же.
Актёры. Семён Серзин играет нормально. Марина Васильева смотрится очень хорошо, а ведь ей довольно разные эмоции приходится отыгрывать. Александра Ревенко в роли Бабы Яги смотрится отлично — ей как никогда подходит такая роль (в том числе благодаря необычной внешности).
Рецензию всё же оставлю нейтральной. При прочих плюсах, создатели во многом не дотянули, возвращаясь к «общепринятым вещам» и штампам. Кто знает, что бы получилось, если б авторы и дальше гнули свою линию.
6 из 10
23 ноября 2020
Тот самый пример фильма, когда идея была отличной, а реализация вышла не совсем удачной, если не хуже.
Прошло немало времени с тех пор, как в России стали снимать фильмы в жанре триллеров и ужастиков, но далеко не каждый из них до сих пор получается качественным, как это ни странно.
Комментируемое произведение с трудом можно вполне отнести к любой из подкатегорий фильмов ужасов, скорее это мистический триллер с элементами драмы.
Аннотация фильма интригует, вроде бы ничего нового, но у нас то такого еще не снимали.
Трейлер тоже сделан весьма удачно, пробуждает желание посмотреть фильм.
Постер фильма, Александра Ревенко в образе колдуньи, все казалось бы предвещает вполне себе интригующий проект.
А вот и нет.
Настороженные настроения начинают появляться после первых данных о сборах фильма, оценки очень посредственные, но что же с ним не так?
Нельзя сказать, что фильм отвратительный, вовсе не так. Он очень стильно снят, выполнен в мрачно-серой и давящей атмосфере, с добавлением ярких и будоражащих красок.
Отдельного внимания, до разбора деталей сюжета, безусловно, заслуживает А. Ревенко, ее игра и созданный стилистами образ тянут этот фильм с самого первого появления, а после, хочется видеть ее на экране снова и снова, к сожалению, не так много экранного времени отведено для ее персонажа, пожалуй, это первый из недочетов.
Начало фильма выдержано в стиле сверхъестественных ужасов, но все же довольно тактично, и кажется, что именно по-своему, по-русски.
Первые минуты задают тон всему повествованию, хочется его развития, хочется еще большей интриги, развития, а в конце концов — объяснений.
Огорчает то, что ничего подобного в дальнейшем развитии сюжета не последует.
Главные герои фильма, кажется, получились крайне невыразительными, их развитие на протяжении сюжетного повествования отсутствует. Сам сюжет не изобилует неожиданными поворотами, течет вяловато, как будто что-то упущено, причем что-то довольно важное. Зритель лишен возможности проследить развитие главных персонажей, мотивировку их выбора, их действий, их поступки кажутся стихийными, а порой и лишенными всякого смысла, что вряд ли играет на руку создателям.
Развязка сюжета проходит настолько незаметно, что ее практически нет, действие все также довольно уныло течет по хронометражу фильма, как будто маятник, движимый законами притяжения, снова и снова совершает повторяющиеся действия, как положено механизму.
В конечном итоге, 93 минуты этого триллера иссякают, а вот ощущения насыщенности рассказанной историей не возникает.
Кажется, этому фильму явно не хватило более глубоких мыслей, чтобы стать драмой. Не хватило ему и напряженности, чтобы стать полноценным психологическим триллером. Не хватило картине мистики, чтобы стать по-настоящему страшной. Не хватило и более яркой игры двух главных героев, не было видно их любви, их усилий для ее спасения, их жертв и страданий. Одной только Ревенко и ее колоритного персонажа не хватает для спасения фильма, уж точно не хватает.
Пустоты сюжета, непродуманные персонажи, не имеющие как будто никакой истории, нехватка напряженности и эстетики, ослабляют картину, делая ее пресной и довольно скучной, хотя этого никак не предвещали аннотация и трейлер.
Все же, невозможно не отнести к плюсам фильма главную антагонистку и общую атмосферу, созданную неплохим визуальным и музыкальным рядом, а также саму идею, как жаль, что в этом и все его преимущества.
5 из 10
Пожалуй, могло быть и хуже, но ведь могло и лучше быть.
18 ноября 2020
Большинство современных российских триллеров страдают одним и тем же недугом: они хорошо начинают и плохо заканчивают. К сожалению, фильм «Побочный эффект» не стал исключением.
Для искушенного зрителя идти на российское кино это своего рода русская рулетка — будет ли фильм смотрибельным, хотя бы удобоваримым, или совсем ужасным, таким, что захочется забыть его как страшный сон сразу после просмотра. И данная картина первую половину своего хронометража прекрасно справляется с тем, чтобы быть смотрибельной. Поэтапно, плавно и понятно рассказывает историю, неплохо раскрывает главных героев, органично вписывает важные детали, постепенно нагнетает саспенс и заставляет каждый аспект работать на зрительский интерес. И вроде бы актеры играют, а не текст зачитывают — ничего выдающегося, но и ничего откровенно кошмарного, — и цветокоррекция с операторской работой создают нужную атмосферу. Словом, создается впечатление, что смотришь грамотный, вполне себе качественный триллер.
А в последние сорок минут «Побочный эффект» срывается в какую-то необъятную пучину безумия. Причем не такого правильного безумия, которое на пользу хорошему ужастику, а такого, глупого, нелепого, практически смехотворного. Вот уж точно, не за смехом я прихожу на триллер! И напряжение, интерес как-то легко сходят на нет. Сложилось впечатление, будто первую и вторую половину кино писали разные сценаристы.
Обидно, что триллер, который исправно следовал всем устоявшимся канонам и мог бы оказаться как минимум нормальным, в конце скатился в дикий фарс, зарубив на корню весь потенциал идиотским фальшивым финалом.
За приятные и интересные первые пятьдесят минут,
5 из 10
8 ноября 2020
Прибаутка о том, как в скучную и размеренную жизнь Андрея и Оли ворвалась банда отморозей, оставив несмываемый трагичный отпечаток в памяти девушки, вызвав тем самым психологическую травму (ПТСР). Андрей, терзаемый чувством вины, и сочувствием к жене, решает обратиться за помощью к таинственной Маре, гарантирующей, что ее «чудо-лекарство» начисто уберет это жуткое воспоминание из памяти Оли…
Это дебютная работа российского режиссера Казакова. Снят фильм на высоком уровне и ничем не уступает западным картинам: хорошая актерская игра, стильные декорации, удачно подобранные локации, мрачная и напряженная атмосфера, выдержанная в жанре психологического хоррора. Лента не пошла по клишированной дорожке ужастиков, пичкая хронометраж уже никого не пугающими скримерами, а вместо этого сосредоточилась на глубокой драме, смешанной с кошмаром на яву, вызывая едкие ощущения тревожности, беспомощности и бессилия.
После завершения фильма вам не придется ломать голову в догадках, хотя присутствуют толика символизма и отсылки к фольклору, и если вы их уловите, то получите двойное удовольствие. Например конь, появляющийся в кадре, символизирует непрерывную жизнь во многих древних обрядах, а в славянской мифологии грибы состоят в родстве с различными демонологическими персонажами (это так для затравки подумать).
Несомненно, проскакивают некоторые идеи и приемы из других фильмов, но поданы они в своем авторском стиле и интерпретации, что язык не поворачивается назвать их заимствованными. Обязательно буду следить за дальнейшим творчеством Алексея Казакова.
Мораль: коли в вашей стене повилась черная дыра из которой лезет нечисть, то возможно это всего лишь соседи-алкаши решили с вами подружиться.
В итоге достойный представитель современного российского хоррора с качественным визуалом и мрачной неуютной историей.
7,5 из 10
5 ноября 2020