Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Никогда, редко, иногда, всегда |
английское название: |
Never Rarely Sometimes Always |
год: | 2020 |
страны: |
США,
Великобритания
|
режиссер: | Элиза Хиттман |
сценарий: | Элиза Хиттман |
продюсеры: | Адель Романски, Сара Мерфи, Лия Буман, Роуз Гарнетт, Алекс Орловский, Татьяна Беарс, Брэд Бекер-Партон, Лара Коста Кальзадо, Марк Церьяк, Барри Дженкинс, Макс Сильва, Рита Уолш, Тим Хэдингтон, Элика Портной, Виндья Сагар |
видеооператор: | Элен Лувар |
композитор: | Джулия Холтер |
художники: | Мередит Липпинкотт, Томми Лав, Ольга Милл, Бриттани Хенриксон |
монтаж: | Скотт Каммингс |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $29 782 |
Сборы в США: | $16 565 |
Мировые сборы: | $299 588 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Итак, давайте разберемся, что завернуто в фантик социальной драмы.
Две девушки, ощущающие себя жертвами, обиженные и ущемленные. Все кругом враги и гады. И отец, и мать, и собака, и зрители гады, и случайно встретившийся парень гад - что смотрит на обтягивающие одежды девушек. И врачи гады, все гады.
А девушки страдают и выручают друг друга.
В принципе всё.
А вопросы вроде: а зачем ты не позвонишь просто маме? А может просто не одеваться вызывающе, не играть с природой, чтоб потом выставлять себя 'жертвой'? А может просто не раскрывать ноги перед всеми подряд, не накачиваться похотью и не жить половой жизнью с 14 лет? Может, подумать, что такое материнство, начать решать проблемы? А может попытаться посмотреть НА СЕБЯ со стороны? Может, ты можешь миру что-то дать и задолжала? Добра, любви, улыбку?
Нет этих вопросов. Так можно кино снять про живодеров, которым бюрократы и полицаи не дают отводить душу и убивать.
Чтоб не было так примитивно и плоско - это же 'фестивальное кино' - тут разумеется есть попытка оправдать происходящее. Наверно, девочка подверглась насилию, и возможно близкого человека. Тут самая главная манипуляция с сознанием зрителя и происходит. Если мы рассматриваем ситуацию как трагедию, которую надо РАЗРЕШИТЬ - тогда фильм не показан с этих позиций, в фильме НИЧЕГО не разрешается. А если мы рассматриваем ситуацию ее обиженности как ПОВОД для оправдания такого сатанинского взгляда на жизнь - тогда всё 'логично'. Об этом и есть фильм.
Всё здесь показано как гимн антижизни. И маструбаторы тебе в метро, и люди целуются - гады - ведь потом рожать еще и 'столько проблем'. Лучше просто... - в общем, это кино - тонко загримированный (надо сказать - плохо загримированный) сатанизм.
И то, что этому дают призы - просто удивляет.
Драматургически - полный провал. Никто в фильме ничего НЕ ПОНИМАЕТ больше, чем до того. Это просто брак. Одноразовый просмотр (не тратьте времени).
Если важно показать, что девушка жертва чего-то ПЛОХОГО, что есть в обществе (а в обществе явно плохое - не само существование общества, как пытается навязать этот фильм, а отдельные эксцессы) - то покажите эти эксцессы, моменты стыда тех, кто довел ее, моменты, как ее понимают и принимают, как дают обоснование жизни и материнства как святого явления.
Нет тут этого даже близко. Дань моде и трендам. Сегодня модно топить 'за право' убивать ребенка. А отчего ты трах*ешься направо и налево с гордым видом - об этом тебе кино не снимут, живи и ненавидь общество - ведь во всём виновато 'оно'. Такие идеи транслирует кино. Инфантилизм, 21 век. Даже парень, поющий караоке - гад, наивный, 'ему только одно надо'. А он виноват, что вы две инфантилки сидите и маме не открываетесь, могли бы позвонить и решить вопросы. Нет, проще показать мальчика гадом. Просто гады все.
Актерская игра нормальная, актерам веришь, постарались.
Оператор не понимает того, что киноматериал - отражение внутреннего мира персонажей. Поэтому в моменте, где ничего не решается - кадр трясется. Потому что 'инди фильм' - а вы что хотели?
Музыка отличная.
В целом за сатанизм и такие примитивные манипуляции, спекуляции на реальных проблемах, связанных с абортами и ранними беременностями, а также за фактически рекламу преступлениям и моральное ОБОСНОВАНИЕ им в виде ненависти к жизни - забъю-ка сатанистам осиновый
1 из 10
30 ноября 2022
Восторженные отклики среди американской публики в 2020 г. получил независимый малобюджетный фильм 'Никогда, редко, иногда, всегда'.
Это картина о двух школьницах, которые отправляются в Нью-Йорк, чтобы одна из них прервала свою незапланированную беременность.
Критики и зрители США считают, что это отличная картина о женской дружбе, храбрости и сострадании.
Необычным для российского зрителя будет увидеть наивность семнадцатилетних американок - они абсолютно не понимают, что нужно делать, куда идти и как правильно запланировать свою поездку...
При этом эти наивные девочки ведут активную половую жизнь и довольно легко завязывают отношения с противоположным полом.
Особую пикантность фильму придает то, что зрители так и не узнают, кто был отцом ребенка. А также зрителю дают понять, что беременность возникла не в результате любви, а в результате насилия. Возможно совершенного отчимом или отцом главной героини.
В 2007 г. большой резонанс вызвала картина из Румынии '4 месяца, 3 недели и 2 дня'. Также как и американская картина, этот фильм повествует о двух девушках оказавшихся без денег в ситуации экстренно вынуждающей их произвести процедуру прерывания беременности.
Также как 'Никогда, редко, иногда, всегда', румынская картина имеет яркий феминистский посыл. Мужчины представлены в фильме как насильники, как безответственные и чуждые женским проблемам люди. При этом девушки предстают как жертвы действий мужчин, вынужденные нарушать границы личного пространства ради денег.
В любом случае, фильмы с таким содержание всегда получают огромный общественный резонанс и положительные отзывы.
Тематика прерывания беременности - одна из самых болезненных и диалектичных в любом социуме.
Если вам еще не доводилось смотреть ленту с подобным содержанием, то рекомендуем к просмотру. '4 месяца, 3 недели и 2 дня' - европейский, более жесткий взгляд взгляд на проблему. 'Никогда, редко, иногда, всегда' - американский взгляд. Фильмы очень отличаются, но также имеют очень много общего.
3 мая 2022
'Никогда, редко, иногда, всегда'...
Слова, которые про себя может сказать каждый человек, почти в любой ситуации, которая глубоко или поверхностно касается его напрямую.
Особенно, если это женщина... Потому что женщина - более эмоциональна, открыта, незащищена перед миром, чем мужчина, в силу царящего повсеместно патриархата, со всеми последствиями, о чём и говорит, в общем-то, этот фильм. Хотя он рассказывает о девочках-подростках, с вполне заурядной подростковой проблемой, которую они решают совершенно банально и ординарно.
Фильм затянутый, довольно нудный, в чём-то очень примитивный и не очень глубокий, по существу. Многие кинокритики находят особую прелесть в этом немногословии и многозначительных взглядах, которыми, время от времени, обмениваются девочки на протяжении всего фильма, но я подобного не нахожу. Да, вся картина снята максимально приближенно к кинодокументалистике по своему языку, сюжету, атмосфере, но мне это не даёт ровным счётом ничего особенного для каких-то внутренних открытий, сопереживаний или катарсиса. Всё объяснимо, понятно, предсказуемо.
Что же тогда делает мой отзыв об этой картине не отрицательным, а нейтральным?
Название. Смысл этих слов, которые можно произнести, в качестве ответа, изредка, хотя бы мысленно, самому себе на тот вопрос, который ты боишься задать себе даже наедине...
Особенно, если этот вопрос касается твоих взаимоотношений с другим человеком...
Потому что, после подобного ответа, эти взаимоотношения, наверняка, станут совсем другими, и ты можешь оказаться совсем неготовым именно к этому.
Вот, почему и стоит посмотреть эту картину.
Всё остальное, что идёт рефреном через весь сюжет, лично меня никак не волнует и не печалит - это лишь антураж для полноты и глубины ощущений собственных чувств и эмоций, по крайней мере, для меня лично.
7 из 10
17 февраля 2022
Сёстры Отем и Скайлар ещё ходят в школу, подрабатывают в супермаркете, а скучные будни коротают за бутылкой пива перед телевизором. В 17 лет мечтать не вредно, а ещё можно строить планы на туманное будущее и петь грустные песни.
Но в будни подростков из американской провинции проникают взрослые проблемы. Отем узнаёт о своей беременности, и единственный шанс для несовершеннолетней не обременять свою жизнь нежеланным ребёнком — отправиться в Нью-Йорк и сделать аборт.
«Никогда, редко, иногда, всегда» (2020) мог бы стать рядовой драмой о подростках. Фильм, созданный (снова) женской командой авторов с первых минут погружает в несладкую жизнь, полную социального неравенства, где нет сил для борьбы, а полагаться можно только на себя. Но не смотря на всю депрессивность истории, на фоне неприятных вещей жизни, которые принято не замечать, авторы в лоб ставят вопросы о взаимовыручке, дружбе и жертвенности. О грани между расчетом и помощью.
Одним из самых судьбоносных для героини становится вопрос о компетентности региональной медицины. Доктора в ее родном городе уверяют девушку в меньшем сроке беременности и навязчиво пропагандируют нецелесообразность аборта: сначала всем было трудно. Когда выясняется реальный срок, локальная драма становится роуд-муви о взрослении и преодолении собственных страхов.
Название фильма состоит из стандартных ответов на вопросы психолога, которые должна пройти Отем перед процедурой. Так перед зрителями и самой героиней открывается страшная правда, о которой не принято говорить, от чего мурашки по коже, а память всеми силами пытается стереть темные факты прошлого, где взрослым наплевать на безопасность своих детей, а насилие кажется нормой.
Но как показала история Отем, нет ничего невозможного, если уже принято решение взять все в свои руки.
6 апреля 2021
«Никогда, редко, иногда, всегда» — лауреат Берлинского кинофестиваля и определенно важный фильм для нашего времени.
Весь фильм буквально пропитан женской болью и тяжестью бытия под давлением общества и людей, которые тебя окружают, хотя казалось бы, феминизм вовсю гремит и у женщин есть все права и свободы, но нет…
Начнем с того, что главная героиня показана нам, как крайне сломленная жизнью молодая девушка. Её «бойфренд» унижает ее и, как мы узнаем в дальнейшем, — насилует, ее отец при детях называет собаку «шлюшкой», на протяжении фильма демонстрирует ей своё превосходство и призрение, а её мать — слабохарактерная особа, которая ничего не может противопоставить домашнему тирану. Даже более-менее положительные персонажи воспринимаются ей, как нечто плохое, а второстепенные лица и того вызывают отвращение. Психологическое надломленность главной героини режиссёрка раскрывает при помощи сцен крупным планом и постоянном фокусировки того, что Отем боится мужчин. Вторая героиня — Скайлар, и того признается о том, что хотела быть родиться мужчиной, кажется, что фраза вырванная из контекста в самом начале и не имеет собой большого смысла, н, о как всегда это бывает, мелочи подсказывают нам огромную истину.
Все мужчины в фильме представлены, как отрицательные персонажи, в отличии от женщин. Многие на этом моменте могут подумать, что фильм просто манифест «мужененавистничества», но главная причина- это устои и «нормы» нашего общества. Отец унижает всю семью из-за того, что он чувствует своё главенство, «бойфренд» ведёт себя так, потому что так сложилось, что привычно, если женщина переспала с ним, то автоматически стала шлюхой, и беременность — это только её проблема, а матушка слабохарактерна, лишь потому что считает себя дополнением мужа, а не его полноправной партнершей, а в заключении сама Отем не может рассказать о своей беременности из-за того, что боится реакции общества.
Стоит подытожить о том, что аборт это не главная идея фильма, а инструмент, который ее раскрывает с помощью хорошо поставленной драматургии. А ключевое в фильме это то, что до сих пор женщинам не дают достаточно свободы, а старыми устоями мы делаем это хуже. Нам важно ломать устаревшие устои, даже если это считалось правильным в прошлом веке.
Всем спасибо.
18 февраля 2021
Именно эта мысль тонко и искусно вплетена в фильм, который вроде бы должен был рассказать о проблемах аборта.
Давайте посчитаем:
Одноклассник, называющий главную героиню шлюхой.
Отец (отчим?) главной героини, оскорбляющий дочь и ведущий себя показательно мерзко.
Покупатель в магазине, приглашающий выглядящую на 16 лет девочку к себе на «вечеринку».
Работник супермаркета, показательно мерзко целующий руки девушек.
Мужчина в метро, засовывающий руку в штаны.
Невидимый «герой» — молодой человек главной героини, избивающий и насилующий её.
Наиболее раскрытый мужской персонаж — парень из автобуса, который хочет познакомиться с кузиной главной героини. В другом фильме он мог бы стать тем, кто изменит представление героини о людях, покажет, что есть люди, которые готовы понять и помочь. Например, если бы они рассказали правду о том, что с ними случилось, и парень бескорыстно помог бы девушкам. Вполне себе реалистичная ситуация. Вместо этого мы имеет натянутую сцену лайтовой проституции с несовершеннолетней. Мол, «смотрите, и этот такой же как они все, просто пытается казаться нормальным».
Ну, а сочувствие к главной героине пропало после сухой статистики. Секс с 14 лет, 6 партнеров, 2 за последний год. Видимо, в этом тоже виноваты мужчины.
Есть ли положительные или хотя бы нейтральные мужские персонажи в фильме? Нет. Таким видит мир режиссер и сценарист этого фильма Элиза Хиттман.
17 января 2021
Отем школьница, которая в свободное время подрабатывает в магазине. В ее семье не все гладко, но они как-то справляются. В эту нелегкую жизнь вклинивается одно обстоятельство: Отем беременна.
Режиссёр поднимает вопрос о ценности девушки в современном мире. Не так просто добиться осуществления тезиса «мое тело-мое дело». Девушке приходится столкнуться с врачом, которая пропагандирует роды, не заботясь о желании пациентки.
В фильме врачи показаны как обезличенные, бесполые существа, которым важно помочь. Врачи-женщины, как-будто намекают: эй, мы такие же как ты, доверься, все хорошо. Феминистическая утопия как она есть. Тактичные женщины спасают женщин попавших в беду.
Жаль, что в жизни все иначе. В Польше и Ирландии, например, запрещено делать аборты. В России, женщина, решившая сделать аборт, становишься чем-то вроде антихриста. Психологическое давление и полное отсутствие государственной помощи: вот два сухих пункта, которые ломают жизни.
Через историю юной девочки и ее сестры нам показывают: жизнь и так сложная штука, давайте помогать друг другу, а не навязывать свои ценности.
Фильм получил Гран-при Берлинского кинофестиваля. На мой взгляд тема раскрыта простовато, с множеством крупных планов, пафосно и однобоко. Не хватило яркой позиции лагеря «аборт это убийство!». Их показали мельком в клинике города Отем и возле клиники в Нью-Йорке. А ведь это движение очень сильно влияет на выбор девушек.
4 из 10
15 января 2021
Об этом фильме я узнала из, казалось бы, проверенного источника — он оказался в номинантах Берлинского кинофестиваля, за которым активно слежу уже давно. Поэтому я и повелась, о чём пожалела уже после первых 15-ти минут фильма.
Казалось бы, что может быть идеальнее — режиссёр-женщина, снимающая о проблемах современных женщин. Однако на деле же выясняется, что главный посыл фильма «каждая женщина может распоряжаться своим телом так, как хочет» (заявленный на предпоказе) опошлен настолько, что от основной мысли остаётся только скелет.
Да, мы видим запуганную забеременевшую 17-ти летнюю девочку, которая боится сделать нелёгкий шаг из-за осуждения родственников, знакомых и других подростковых предубеждений, и в этом уже есть некий саспенс. Но этого мало, чтобы построить на этом цельный фильм. Да, её душевные переживания выставлены на первый план, но это не значит, что фильм должен быть от этого душещипательнее и интереснее. По сути всё, что мы знаем об Отом, так это то, что она работает продавцом-кассиром в магазине. Ещё один факт о ней вставлен как будто бы просто ради галочки, чтобы собрать воедино вообще все феминистические повестки, но описание его будет спойлером (можете сами догадаться).
Отдельным пунктом идёт мотивация героев. Двоюродная сестра главной героини, которая раньше не проявляла к ней никакого интереса, резко сорвалась и поехала с ней в Пенсильванию. Также непонятно и дальнейшее её поведение, где она «жертвует» собой (в контексте фильма будет понятно, ЧЕМ именно она жертвует). По факту, нам настолько не раскрыли отношения между этими персонажами, что они кажутся объединёнными только одним фактором, а именно принадлежностью к женскому полу. В этом и состоит основная проблема фильма — в попытке угодить только лишь женщинам, режиссёр настолько их обезличивает, что их можно назвать только жалкими карикатурами.
И ладно бы идейный пласт фильма не выдержал конкуренции с остальными картинами по похожей тематике (всё-таки, это спорный и субъективный момент), но сама картина снята в настолько незатейливой форме, что становится непредвзято скучно. Эти поездки на автобусе на пятнадцать минут с молчаливым созерцанием дороги, бесконечные разговоры в закусочной, абсолютно никак не раскрывающие персонажей, ну и, конечно, классические паузы между фразами, от которых хочется вскрыться. Всё это в совокупности заставляет зрителя зевать и ждать уже конечной развязки, которая очевидна донельзя.
Снятый ради повестки, претендующий только на детскую незапятнанную искренность — вот всё, что представляет из себя этот фильм. Могу только посочувствовать тем, кто увидел в этом отражение реального мира, где проблемы современных женщин утрированы до такой степени, что в них просто невозможно поверить.
13 ноября 2020
Назвать «Никогда, редко, иногда, всегда» фильмом об абортах значит оказать ему медвежью услугу. Не то, чтобы это описание было неточным: дело в том, что кинолента действительно представляет подробное и непредвзятое раскрытие спорной медицинской процедуры. Тем не менее, можно утверждать, что в картине есть вещи, которые концептуально выше стоят, чем вопросы за или против абортов. Возможно, дело в связи между замкнутой и угрюмой главной героиней по имени Отем с её более практичной кузиной Скайлар. То, каким образом две девушки открывают для себя дружбу, важнее, чем дилемма о прерывании беременности: обидно, что показано это не в самой зрелищной форме.
Ранние сцены из «НРИВ» копируют темы основных фильмов о жизни подростков-старшеклассников, прежде чем повествование решит затронуть действительно важную тему. Итак, Отем — девушка и бунтарь без причины. Неуравновешенная семейная динамика приводит к чудачествам героини. Вскоре зритель узнает почему же Отем ведёт себя так: посещение клиники подтверждает опасения в виде беременности. Героиня не готова стать матерью и, боясь позора в своем родном городке, едет со своей кузиной в Нью-Йорк, чтобы сделать там аборт в тайне от своих родителей.
Внимание создателей к деталям — одна из причин, почему «НРИВ» может эффектно сработать. Вообще многое здесь посвящено описательной части: диалоги скудны, режиссер полагалась на крупные планы и выражения лиц актеров, чтобы передать чувства. Персонажи и их место в мире кажется вполне обыденным и тонущем в серости. Местная клиника, например, явно не имеет достаточного финансирования, а вместо того, чтобы сделать полноценный анализ, девушке дают тест на беременность из супермаркета. Ей даже цинично и безучастно демонстрируют обучающий скучный документальный фильм о вреде абортов: как иронично, что врачам наплевать.
Сцены в большом городе контрастируют с повествованием. Все в Нью-Йорке ярче, больше и страшнее. Но стоит сюжету переместиться в мегаполис, он начинает здорово провисать: многие элементы кажутся добавленными искусственно. Молодая женщина крутится-вертится, в отношения Отем и Скайлер впрыскивают немного драмы и все… катарсиса «НРИВ» не достигает.
Возможно, наиболее заметными отличиями «Никогда, редко, иногда, всегда» от других фильмов, пропагандирующим важность выбора, заключается в его тональности. Создатели сознательно избегали проповеднического подхода, что сказалось на мелодраматических элементах, которые ожидаешь от подобного тематического фильма. В итоге в картине не хватает сильной эмоциональной составляющей, не говоря уже об искренности. Иными словами, «НРИВ» не имеет ни политической, ни социальной позиции, а просто пытается поведать историю, сосредоточившись на деталях ситуации, а не на мелодраматических приемах. Это, вероятно, имеет право на жизнь, однако приводит к излишне монотонному повествованию.
В «НРИВ» минимум «голливудщины»: скорее это откровенная история о девушке-подростке без гламура и приукрашивания. Это, в свою очередь, сказалось на зрелищности: здесь мало эмоций. Отсутствие каких-либо подсказок в сюжете и реакций героев вызывают двойственное ощущение: с одной стороны, подобное усиливает трагические моменты, но с другой стороны эмоционально картина слабовата и этого недостаточного, чтобы вынести суждение об обоснованности желания сделать аборт. Так или иначе, «НРИВ» является непредвзятым проектом, достоверно изображающим опыт одной девушки: это дискомфортно, правдиво и без купюр, хотя, и с вопросом художественной ценности всей ленты в целом.
6 из 10
5 ноября 2020
За что часто ругают наиболее радикальных представительниц феминистского движения, так это за то, что они, по сути, превращают соблюдение гендерного баланса в новый шовинизм — стремясь не только уравнять, но и возвысить женские права над мужскими, эти люди тупо перегибают палку, напрочь отметая мысль, что среди потомков Адама все же есть приличные, что в итоге выливается в изображение парней поголовными сволочами, куколдами или извращенцами. Стремясь рассказать о нелегкой доле Отем, постановщица и сценаристка Элиза Хиттман, снявшая обласканные критикой инди-драмы «Похоже на любовь» и «Пляжные крысы», пускай не шибко, но к этой методе тоже прибегает. Её героиня — это однозначная жертва мужского мира, мы не узнаем, хорошая она или плохая, развязная оторва или просто совершившая неосмотрительную ошибку дурочка, достаточно лишь намеков на секс-абьюз в качестве выстроенного вокруг нее контекста, причем неясно, с чьей конкретно стороны. Мужские персонажи перед вами: одноклассник, явно тот, кто заделал ей ребенка — трусливый подонок, отец — вечно пьющий безразличный бугай, который обращается к своей собачке «ты моя маленькая шлюшка, тебе ведь нравится», начальник с внешностью районного педофила то и дело норовит облизать юным сотрудницам руки, даже встреченный по пути парень, казалось бы, готовый поддержать и оказать помощь, оказывается в итоге «с гнильцой».
Из-за этого, идея, по сути, в фильме всего одна — героиня и ее трудность (мое тело — мое решение/право), вокруг которой иных линий, как-то раскрывающих персонажей по-новому и добавляющих им важных черт, фактически не выстраивается, отчего событийность кажется бедноватой, поскольку от данной проблематики ждешь рассмотрения куда более сложных, неудобных вопросов, нежели «удастся ли провинциалке сделать аборт, когда ее окружают одни козлы-мужики». Казалось бы, с фильмом все ясно, но вот тут кроется одно небольшое «но» — поставлен он очень хорошо. Вполне бытовые и бесхитростные ситуации не кажутся унылой рутиной, события выстроены так, что за передвижениями Отем интересно следить и сопереживать, отчего экранное время пролетает довольно быстро и кино не кажется мучительно бесконечным и нудным.
Хиттман блестяще передает то состояние, в котором пребывает Отем — отчаяние, страх, одиночество, потерянность, внутренняя пустота и унижение, хотя на ее пути, к счастью, встают лишь понимающие медицинские работники. Сыгравшая главную роль дебютантка Сидни Флэниган еще очевидно неопытна, но талантлива, её некоторая угловатость и осторожность очень хорошо ложатся в плоскость требуемого образа, когда первые шаги актрисы совпадают в эмоциональном такте с её персонажем. Не менее хороша и юная Талия Райдер, исключительно прелестная внешне и органичная девушка, которая также в большом кино не была замечена ранее, зато в будущем мы её увидим у самого Стивена Спилберга в новой версии «Вестсайдской истории». Ну а похождения этих двух хрупких, потерянных созданий в Нью-Йорке так очаровали жюри Берлинале, что те вручили «Никогда, редко, иногда, всегда», ни много ни мало, Серебряного медведя.
2 ноября 2020
Наверное, нам всем не достаёт меланхолии в жизни. Чего-то грустного, немного печального, но реального, чтобы усевшись в кресло кинозала можно было после просмотра сказать: «Эх, так то да, бывает такое, сплошь и рядом», и с задумчивым видом выйти. Вот и у меня после данного произведения так и произошло, иду и думаю, и ведь мысли не простые — об абортах. Кстати о них, такие темы безусловно нужно и полезно освещать в масскульте, тем, кто сталкивался с подобными жизненными обстоятельствами, фильм «Никогда, редко, иногда, всегда» будет весьма близок.
Путь героини Отом (Сидни Фланиган) тернист и мучителен. Что делать? Как быть? Что будет, если другие узнают? И еще десятки вопросов, крутящихся в голове семнадцатилетней девушки, на которые ей вряд-ли смогут дать ответ. Лишь поддерживающая её двоюродная сестра Скайлер (Талия Райдер) подбодрит, пошутит или покажет фокус, чтобы успокоить и привести в порядок мысли Отом.
Никогда…
…. не бывает просто взвесить все «за» и «против», особенно в возрасте, когда ты не готова стать матерью, когда жизнь тебя к этому еще просто не подготовила. Мириться с реальностью и действовать — вот, что остается, а на остальное уже нет времени.
Редко…
…. случается, что в такой ситуации найдется человек, который несмотря ни на что укроет тебя вниманием, заботой и поможет определиться, без осуждения и упреков.
Иногда…
…. от безысходности Отом находит жестокие ответы в своей голове, где в мыслях уже нет места ребёнку, а от того и методы по выходу из данной ситуации выглядят просто безумными.
Всегда…
…. будет невыносимо сложно и грустно осознавать, что это произошло в твоей жизни и такой опыт невозможно будет забыть.
Элиза Хиттман сняла, как я думаю, жизненное и важное кино. Оно пропитано тоской и меланхолией, которые своей густотой затмевают и прекрасную съемку, и отличных молодых актеров, и приятный (как бы ни было странно для такого фильма) саундтрек.
«История одного аборта», — сказал бы я, если бы меня спросили о чем это кино. «Пугающее в своей реалистичности по отношению к тому, через что нужно пройти девушке, оказавшейся в такой ситуации», — сказал бы я, если б меня попросили описать ощущения.
На сеанс данного фильма прогулочным шагом не попадешь, только если намеренно заранее купишь билет. Я так и сделал, и, не сказать, что пожалел. Более того, даже ощутил всю полноту переживаний главной героини, а это значит, что кино работает и может достучаться до зрителя.
Но на душе все равно как-то холодно стало
6 из 10
28 сентября 2020
Никогда — редко — иногда — всегда: когда ты в безопасности? Ты в безопасности, если понимаешь, что принадлежишь себе всегда. Ты в безопасности только если сама отвечаешь за свою жизнь, сама решаешь, кто и насколько тебе в ней нужен. Не получится кому-то это передоверить — именно потому, что ты женщина. Быть источником новой жизни — твоё женское предназначение и привилегия. Это становится привилегией тогда, когда ты принимаешь и ценишь себя. Но когда ты не хозяйка своей жизни, когда не любишь себя и от этого лишь принимаешь разного рода интерес к тебе других, — твоё предназначение обернётся проклятием. Здесь всё строго, без шуток. Не веришь в свою божественную женскую природу — тебе её докажет гинеколог на операционном столе. И какие будут последствия, сможешь ли ты вообще потом иметь детей — уже действительно бог весть.
Фильм тихий, безупречный в своей реалистичности, и могучий. Ужас в том, что перед этой экзистенциальной проблемой оказывается-то ребёнок. Ребёнок со взрослой проблемой. Человек, ещё не знающий ничего о практической взрослой жизни, ещё полностью зависящий от родителей и в физическом, и, что даже важнее, в психологическом смысле. Потому что доверие себе и осознание своей ценности- это качества, воспитывающиеся в семье, и для девочек особенно важна в этом вопросе поддержка отца. Какой у героини здесь дефицит, если не сказать больше, — мы видим. Нам показывают внешне благополучную семью, нам показывают участливых и квалифицированных профессионалов. И при этом дети, решая свои неожиданно взрослые проблемы, оказываются с ними один на один, и полагаться могут только друг на друга. Со взрослыми они не в безопасности.
Сильное кино. Рекомендую.
8 из 10
25 сентября 2020
Фильм американки Элизы Хиттман вошёл в конкурсный список «Берлианаля» и почти покорил жюри конкурса. Покорил достаточно для завоевания гран-при жюри — Серебряного Медведя и номинироваться на главную награду — Золотого Медведя. После просмотра фильма невольно вспоминается «Курьер» Шахназарова, но отличие заключается в отсутствии тёплых тонов и в более холодной манере повествования, без большого количества юмористических сцен, коих было немало в советском полном метре.
В картине мало символов и образов. Они есть, но их достаточно для того, чтобы не думать над их значением. Перед зрителем предстаёт целостная, последовательная нить сюжета, которая не может сбить с толку. Просмотр фильма схож с поездкой на море по ровной неизвилистой дороге.
Придираться к актёрской работе, очевидно, бессмысленно. Всё по-настоящему.
Почему фильм не завоевал главную награду кинофестиваля? Я думаю, не только в следствие участия в конкурсе превосходного фильма «Зла не существует», но и в следствие парочки «незаряженных ружей». К счастью, на сюжет это влияет не сильно.
Кино подкупает своей ненавязчивостью, отсутствием прыти понравится зрителю и сделать так, чтобы зритель полюбил главных героев. Каждый, кто посмотрел фильм принимает решение за себя. Это касается не только персонажей, но и ситуации в целом.
23 сентября 2020
«Серебряный Медведь — Гран-при жюри» на Берлинале 2020-го года получил фильм «Никогда, редко, иногда, всегда». С Берлином не угадаешь — иногда там может победить (близкий к званию шедевра, на мой вкус) фильм «Синонимы», а иногда значимые награды выдаются политическим агиткам. Что же на этот раз?
Отмечу сразу, что снят «Никогда, редко, иногда, всегда» более, чем здорово. Отлично передана тоска, меланхолия. Чувствуется, как жизнь проносится мимо главных героинь. Очень часто создатели говорят со зрителем посредством языка тела. Много символизма. Много мелочей.
Основная проблема в том, что зрителя заставляют смотреть 1:40 фильм, в котором всего одна тема. Я не увидел никакой глубины, поднятия какого-то пласта проблем. Тема обсуждается одна. Право женщины самостоятельно распоряжаться своим телом. И правда, в картине абсолютно все знают, как распорядиться телом главной героини лучше, чем она. От врачей до статистов. Тема раскрыта здорово, но только ли этого ждёшь от участника основной программы Берлинского кинофестиваля?..
Что ещё порадовало — так это показное отсутствие выказывания обвинений патриархату и прочим выдуманным явлениям. Недаром героини во время проявления сексизма и подобного просто проходят мимо, не одарив инициатора вниманием (например, сцена в метро — из наиболее очевидных).
Актёры. Фильм отлично сыгран. Дебютантка Сидни Фланиган и Талия Райдер показывают высший уровень. Блестяще представляют то, что принято называть «сдержанной актёрской игрой».
Кино это или политическая агитка? На мой взгляд, ни то, ни другое. Претенциозный артхаус, представляющий на деле много шума из ничего, без особой глубины. К сожалению, распространённое нынче явление.
6 из 10
20 сентября 2020
Завоевав сердца на американском кинофестивале Sundance и получив там приз жюри, а после прихватив с собой еще и серебряного медведя на Берлинале, Элиза Хиттман дала знать о своем существовании в фестивальном мире кино. Слабоватый дебют «Похоже на любовь» о пубертатном периоде, и невнятная картина «Пляжные крысы» о поиске жизненных интересов, не смогли принести Хиттман какой-то большой значимости. Спустя некоторые годы работы над сериалом «13 причин почему», режиссер наконец представила свою третью картину, главной темой в которой стал аборт.
Если пересказать собеседнику полностью сюжет фильма, то мне кажется, больше двух предложений не получится, ибо эта история похоже на ту, которую быстро карандашом написали на салфетке в какой-нибудь забегаловке. Но простота истории — это лишь одна из сторон этого фильма. По синопсису девушка с осенним именем Отом обнаруживает, что беременна. Неожиданная весть ее приводит во внутреннюю панику, которая сопровождается мыслью о том, чтобы побыстрее сделать аборт. С родителями делиться новостью не хочется, да и незачем, и отец и мать витают в своих мыслях. Без сил и без какой-либо поддержки она берет все накопленные деньги и уезжает со своей двоюродной сестрой Скайлар в Нью-Йорк, где она и собирается сделать аборт.
В 2007 году румынский режиссер Кристиан Мунджиу был одним из первых, кто открыл новую румынскую волну. Его фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» тогда завоевал золотую пальмовую ветвь, и этот фильм был одним из первых, кто по-новому взглянул на проблему абортов. Там аборт являлся лишь метафорой, которая показывала отказ от накопившегося груза того политического режима, который действовал при Чаушеску. Возвращаясь к работе Хиттман, можно сделать заявление о том, что решение об аборте здесь, это не просто фактические прерывание беременности, это еще и протест, нацеленный на людей, поспешно судящих других. Одними из таких людей являемся именно мы — зрители. Ведь, наверное, у каждого пробегала мысль о том, почему эта девушка решилась на аборт и какие последствия, в моральном плане, ее могут ждать. А ключевая сцена, которая раскрывает трактовку названия фильма, доказывает, что за каждым решением стоит своя правда.
Персонажи фильма практически весь хронометраж молчат, а все основные фразы, звучащие здесь — это вердикты или фикции, которые лишь подчеркивают пасмурность или закрытость в обществе. Молчаливость — это главный ход фильма, которые подчеркивает сложность выговориться в сегодняшнем мире. В мире, где молчать и держать все при себе стало нормальным явлением. В этом и заключается самое страшное, и Хиттман говорит именно об этом. Если пойти на контакт, то тебя либо осудят, либо просто не поймут. Люди перестали понимать друг друга, от этого молчаливый и страшный мир заполонил наше общество страхом не только жить, но и просто выговориться. Даже если врачей, которые здесь как-то стараются помочь, назвать положительными героями, то это будет неверным суждения, ведь они так же как и остальные — выполняют свою работу, не более. Отом, которая является членом полноценной семьи, будто бы все больше сиротеет, и лишь одним спасательном жилетом остается Скайлар, — не то сестра, не то коллега по работе.
Безусловно фильм касается проблем связанных с жизнью женщин в современном мире среди мужчин. Здесь нельзя найти положительных мужских персонажей, все они лишь ищут выгоду за счет женщин. Но, при этом, фильм не пытается возвысить роль женского образа, как это делают многие женщины-киноделы в современном кинематографе. Я не увидел здесь протеста против мужчин или какое-то преобладание феминистической темы, если на то пошло. Фильм молча показывает зрителю общество в целом, которое потеряло нравственные рамки, каждый гонится лишь за своим. И не важно, это парень, который отдаст деньги лишь за поцелуй, или женщина-гинеколог, которая пытается навязать все ужасы аборта.
Но, самая сильная часть фильма, для меня, — это его послевкусие. В этом фильме напрочь отсутствует чей-либо почерк, он тихо и без лишних фраз предоставляет зрителю историю такой, какая она есть, без всяких излишеств. И если снова вспомнить румынскую волну, то картина Хиттман имеет какую-то схожесть с румынскими картинами. Во время идущих титров ты словно находишься в какой-то растерянности и встреваешь на неподдельный страх того мира, в котором мы сегодня живем. Элизе не хватило лишь какой-то смелости, на мой взгляд, того, что смогло бы надавить сильнее и максимально задеть чувства зрителя.
«Никогда, редко, иногда, всегда» — это картина о том, как важно говорить и не молчать. Да, общество перестало слышать людей, лишь тихий гул является теперешней нормой жизни. Мне кажется работа Элизы Хиттман является особенно важной для сегодняшних дней, в то время, когда людям сложно в чем-то сознаться, тяжело принять решение и выбрать для себя что будет правильным, а что нет. Меняется не только мир, но и люди с которыми мы живем и контактируем. Взаимопонимание — вот ключ всех решений, который люди, к сожалению, еще не смогли найти.
7 из 10
28 июля 2020
Две сестры-подростка из города в штате Пенсильвания отправляются в Нью-Йорк, чтобы прервать нежелательную беременность одной из них.
По данным Save the Children (ведущей международной организации) 13 миллионов детей рождаются у подростков каждый год: 90% этих родов происходят в развивающихся странах. Самый большой уровень подростковой беременности приходится на США: он в два раза выше, чем в Канаде, в четыре раза выше, чем в Германии и Франции, и в восемь раз выше, чем в Японии.
В США право на аборты активно оспаривается церковью и консервативными слоями общества. Правые политики не оставляют надежды добиться пересмотра принятого Верховным судом в 1973 году решения по делу «Роу против Уэйда», подтвердившего право женщин на прерывание беременности. Врачи и клиники, делающие аборты, регулярно подвергаются пикетированию, угрозам, а порой и прямым нападениям. В Вашингтоне в январе ежегодно проходят «Марши за жизнь», собирающие сотни тысяч участников. Эта тема была одной из самых эмоциональных и в ходе президентской предвыборной кампании 2016 года. Республиканец Дональд Трамп сразу после вступления в должность президента в январе 2017 года подписал указ, который восстановил действие запрета на выделение федеральными властями средств иностранным неправительственным организациям, медицинский персонал которых делает аборты или предоставляет о них информацию. Этот запрет был введен в 1985 году президентом-республиканцем Рональдом Рейганом, затем его отменяли президенты-демократы Билл Клинтон (в 1993 году) и Барак Обама (в 2009 году).
В фильме не указано в каком году происходят события, хотя видно что это современная Америка 2018—19 годов. Отум (Сидни Флэнаган в роли Отум и Талия Райдер в роли её сестры — бесподобные актерские работы) — 17 лет, девушка поёт в школьном театре, и подрабатывает кассиром вместе с сестрой в местном универмаге (вечером после смены они сдают кассу — а кто-то неизвестный целует им руки). Она знает о том, что беременна и хочет сдать «тест на беременность» — местные врачи ничем не могут помочь, а в Пенсильвании — свои «особые законы» по абортам. Она пьёт противозачаточные таблетки, бьёт себя по животу, булавкой прокалывает себе ноздрю, и делает серёжку, и в итоге решается на поездку в Нью-Йорк. Вместе с сестрой и практически без денег она приезжают туда — и бродят по этому «городу который никогда не спит» (прекрасная музыка Джулии Холтер) из одной больницы в другую. Начинаются «ночные хождения» в духе героя из «Над пропастью во ржи», и однажды они проигрывают живой курице в одном из ночных, игровых автоматов в «крестики-нолики». В США нет повсеместной медицинской страховки у населения, и когда они в итоге находят нужную клинику, они понимают — от «счетов» никуда не деться. Встреча с парнем из автобуса украшает их очередную, холодную ночь в Нью-Йорке, а процедура проходит быстро, и можно понять, что сам город за эти несколько суток их несколько раз использовал. Название фильма — это варианты из ответов в стандартном тесте на полового партнёра, и вообщем у самой Отум — свои «тайны», которые она в итоге, не раскрывает зрителю.
Фильм получил «Специальный приз жюри» на кинофестивале «Сандэнс-2020», и награду «Серебряный медведь» на «Берлинском кинофестивале-2020». Режиссёр и автор сценария фильма Элиза Хиттман ставит пронзительную и чистую драму о «подростковой наивности», и окружающем их мире, который для них только открывается. Он поставлен в духе Ларри Кларка или Хармони Корина, только без особой «клубники». Обсуждать проблему подростковой беременности — в отдельных случаях становится бессмысленно, а в отдельных — полезно и нравоучительно. Авторы не пытаются встать на ту или иную сторону — они просто показывают отдельный случай, где сами подростки — естественно ни в чём не виноваты, и вроде это всё само собой произошло. И в итоге, неприличный и шуточный жест парня с языком в кафе — это просто жест, и милое напоминание о чём-то тайном и прекрасном.
15 июня 2020
Инди-фильм Элизы Хиттман, собравший призы фестивалей Берлинале и Санденс, представляет собой образец современного неореализма. Изначально итальянское направление кинематографа, которое, казалось бы, столько времени находилось в «спячке», стало просыпаться в наше время. И при практическом отсутствии сюжетных ответвлений, отвлечений в сторону иных тем, картина гнет свою линию посредством оголенного нерва, только увеличивающего напряжение.
Изначально зрителя ставят перед фактом: вот девушка Отэм, имя которой переводится как Осень, ей 17 лет и она беременна. Мы не знаем, кто отец ребенка, мы не знаем даже при каких обстоятельствах это произошло, то есть насильственно или же по доброй воле. Мало того, наблюдая за основной героиней, приходит осознание того, что и ее в конечном итоге уже судьба поставила перед фактом. И при всем этом эмоциональном прецеденте сама лента является весьма безэмоциональной.
У Отэм есть уверенность в одном — ей еще слишком рано становиться мамой, и, получив всестороннюю поддержку от своей двоюродной сестры, они вместе отправляются из провинции в сам Нью-Йорк ради совершения аборта. Сама история, казалось бы, не имеет интриги и не будет спойлером итог этого повествования, но при этом и Отэм (Сидни Флэниган) и ее сестра (Талия Райдер), исполнители ролей которых актрисы-дебютантки, способны удержать все внимание своего зрителя.
Беременная девушка-подросток на протяжении всего действа держится стойким оловянным солдатиком, сдерживая все внутри себя, терзаясь мыслями, лишь постепенно начиная раскрываться и проявлять эмоции во время прохождения разговорных тестов перед процедурой аборта. Все это настроение в виде напряжения и некоего неуютного состояния передается и всей картине Элизы Хиттман. И в жизненность происходящего веришь, не возникает и капли сомнений, и особенно когда ты видишь такого молодого и потерянного в своем абсолюте человека.
Кстати сказать, «никогда, редко, иногда, всегда» — это четыре слова, которые используются в специальном заграничном тесте, который должен дать понять: в опасности ли девушка, подвергается (-лась) ли она насилию. Животрепещущие вопросы, на которые последуют бьющие украдкой ответы, словно спотыкающийся пульс, и они должны дать зрителю хотя бы намеки на то, что происходило с Отэм, и несколько приоткрыть характер девушки, дать понять, что она абсолютно нормальный человек, с массой проблем и неспособностью сообразить, что делать в будущем. Ясно одно — нужно действовать кардинально. Может показаться, что у нее тяжелый характер, но при этом она очень ранима. И мы пройдем с ней весь путь от начала и до конца, искренне желая, чтобы в дальнейшем ее жизнь наладилась.
7 июня 2020
Ученица старших классов понимает, что она беременна, решает сделать аборт, но в её маленьком городке для этого нужно обязательное согласие одного из родителей. Поэтому она едет в Нью-Йорк в сопровождении своей двоюродной сестры.
Вот, собственно, весь сюжет фильма. В нём нет каких-то твистов, неожиданных поворотов, всё просто, минималистично и предельно реалистично. В фильме нет известных актёров.
Наверное, поэтому фильм Элизы Хиттман мало кто посмотрит, посчитав его скучным. Очень может быть, что фильм вообще не выйдет на широкие экраны, ограничившись фестивальными показами. Из-за темы, поднимаемой в фильме, его несомненно осудят некоторые особенно ярые противники абортов, а режиссёра обвинят в излишнем феминизме.
Но я считаю, что фильм очень хороший, и не только из-за очень важной темы, но и из-за своих несомненных художественных достоинств. То, как Хиттман (а она не только режиссер, но и сценарист) несколькими штрихами и фразами рассказывает историю, убирая в подтекст всё самое важное — это высший пилотаж. Нет даже намёка на дидактику и морализаторство. На мой взгляд, это кино — шедевр минимализма.
Также я хотел бы отметить отличную игру актрис, сыгравших школьниц. Сидни Флэниган и Талия Райдер — лично я теперь буду ждать фильмов с их участием.
И ещё одна причина, по которой стоит смотреть этот фильм. Если тебе больше 25 лет — осмотрись по сторонам внимательно. Ты будешь очень удивлён, если узнаешь, сколь многие из окружающих тебя девушек делали аборт и/или сталкивались с насилием.
9 из 10
14 мая 2020
Кинематограф переживал свой кризис неоднократно, но говорить, что кино мертво — глупо, поскольку людям есть еще, что сказать. Но в искусстве важнейшая черта — это КАК говорить.
Вопрос выбора сюжета в эпоху постмодернизма наставляет нам: если вы берете что-то примитивное, то покажите, насколько умело вы можете обыграть это, расставив акценты. Огромный пласт кино занимают фильмы с сюжетом «да так себе», но обладающие такой мощной визуальной чертой или атмосферой, что невозможно оторваться. Это абсолютно говорит о таланте режиссера.
И так, что же перед нами: Две девушки-подростка из Пенсильвании отправляются в Нью-Йорк, чтобы прервать нежелательную беременность одной из них. Одного предложения достаточно, чтобы понять — простора для творчества много Это открытая завязка для фильма, в котором случиться может все, что угодно.
Что же происходит по сути в фильме? С самого начала зритель окунается в набор штампов, сопровождающихся так себе картинкой и совершенно никакой атмосферой (знаете, глубинка США очень похожа на глубинку России, и таких историй бытовых у нас найдется немало).
Молодая героиня 17 лет поет нам печальные баллады, а мир отворачивается от нее, кидая выкрик из зала «шлюха». На работе не складывается — сидишь за кассой целый день, а к тебе подкатывают любители лолиток за 45, приглашая на вечеринку, а если тебе плохо, так твой босс не отпустит тебя с работы, заставляя досидеть положенные 2 часа. То ли нам хотят показать, как мир жесток, то ли хотят показать, насколько сильна женщина. Ни то, ни то не выглядит убедительно. Еще ко всему диалоги, от которых хочется выключить звук. В них нет ни умных мыслей, не искрометных фраз, ни красивых речей.
О ситуациях «в дороге» тоже многое не расскажешь — если вы час будете подглядывать в окно за своей соседкой и ее подругой, то, скорее всего, будет и то интереснее. А на контрастах можно узнать, что один и тот же сюжет и ситуация может выглядеть на НЕУД и ОТЛ. Фильм «4 месяца 3 недели и 2 дня» румынского режиссера Кристиана Мунджиу предложил зрителю похожую ситуацию, заставив зрителя наблюдать за ситуацией с другой стороны, и добавив в нее больше динамики. Мой вам совет — не тратьте время на страдания Элизы Хиттман.
9 мая 2020
• Название фильма. В США (и даже в русскоязычных) психологических тестах используются варианты ответа «Никогда», «Редко», «Иногда», «Всегда». В ключевой сцене фильма, главную героиню психолог тестирует именно по такой системе ответов.
• Главный приз фестиваля Sundance, Гран-При Берлинале 2020.
Этот фильм, определённо важный, пронзительный продукт своего времени. Его могло не быть, будь общество пошло на радикальный шаг разрешать право на собственное тело.
Потрясающий и талантливый дуэт Сидни Флэниган и Талии Райдер.
История 17 летней девушки Отэм (Autumn — «Осень», популярное для американской глубинки имя), узнавшей что беременна, отправляется с кузиной в Нью-Йорк делать аборт. И их ждёт отнюдь не яркое приключение: что родная глубинка, что сам мегаполис в фильме — очень враждебные пространства.
Фильм несёт (как тащит по городу неуклюжий чемодан кузина Отэм — явное аллюзия на ношу современных женщин и их накопившихся проблем) идею только права распоряжаться своим телом, поступать только так, как ты считаешь нужным сама.
Отчаянности Отэм, в принятии своего решения, веришь охотно: вся школа травит, мать устала от жизни и сил ей хватает на младшую сестру, а отчим настолько токсичный, что собаку называет шлюхой.
Вообще в фильме все мужские персонажи вызывают только отторжение: токсичные, похотливые и мутные личности.
Кажется, что идея фильма подразумевает какую-то пропагандистскую повестку, но это не так. Зритель тут делает все выводы только сам.
Пронзительная подростковая история не даёт ответы и не требует мнений, она нейтральна. Но своим нейтралитетом подстёгивает подумать: насколько часто вы себя проявляете как второстепенные персонажи этого фильма? Варианты ответа только: Никогда/Редко/Иногда/Всегда.
8 из 10
20 апреля 2020
«Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман — живое, дышащее, тонкое, чувственное, скромное, пристальное, несовершенное и оттого ещё более прекрасное кино!
Пожалуй, чтобы получить от такой картины удовольствие, нужно по-настоящему интересоваться и любить людей. Самых обычных, слабых, ранимых, запутавшихся, ошибающихся, но способных искать и принимать решения людей. Любить так же, как любит своих героинь её автор.
Без этой влюбленности фильм легко мог бы превратиться в очередное социальное высказывание на безусловно важную тему. 17-летняя девушка обнаруживает, что она беременна. С бывшем парнем отношения враждебные. В семье царит усталость и недопонимание. На работе (вернее, подработке кассиром в местном супермаркете) — усталость и сальные взгляды/предложения/касания. В местном медицинском учреждении — показная забота. Мысль оставить ребенка приводит в ужас. Поговорить об этом не с кем. А главное, никто не научил как.
К счастью для героини, её подруга/коллега/двоюродная сестра в едином лике молчаливо берет инициативу в свои руки. Две девушки покидают неуютный городок и отправляются в одиссею по враждебному мегаполису, в котором царят всё те же усталость, недопонимание, чуть менее сальные взгляды (обратите внимание на кадр в боулинге), чуть более профессиональная забота.
В по-настоящему кульминационной сцене, в которой консультант по прерыванию беременности отточенными интонациями задаёт главной героине серию вопросов, раз за разом повторяя варианты ответа, которые и стали названием фильма, достигается подлинный пик напряженности закручивающегося до этого момента в пружину действия. 10-минутная сцена, которая написана сугубо протокольными репликами и решена двумя простейшими крупными планами, вызвала во мне, как в зрителе, настоящую бурю эмоций. И восхищение, разбавленное завистью, как в начинающем кинематографисте. Более того, по окончанию эпизода «пружина» так и осталась сжатой.
Удивительно и прекрасно в картине то, с каким неподдельным интересом и сочувствием вглядывается в свою героиню автор, как старается проникнуть в её мысли и чувства, тем самым позволяя зрителю понять о поднятой подспудно проблеме гораздо больше, чем если бы вопрос о праве женщины принимать решение об аборте проговаривался открыто.
Говорят в этом фильме вообще не много. Что тоже, безусловно, является плюсом для визуального произведения искусства, именуемого кино.
Но ещё более прекрасно в фильме несовершенство. В не миловидных, живых лицах каждого из персонажей, в их отнюдь не мелодичных голосах (что подчеркивается в нескольких музыкальных сценах); в зернистости и слегка выцветших красках 16-миллиметрового пленочного изображения, в местами мягком фокусе, в неидеальной композиции кадра; в псевдослучайности мизансцен, в небрежном монтаже, в едва слышимой музыке. Одним словом, в той кажущейся простоте, которая позволяет зрителю не отвлекаться на «красивость» постановки, а верить, сочувствовать и проживать историю. Ведь именно из таких переживаний и рождается в нас новый опыт.
12 апреля 2020