Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Монастырь особого назначения |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Разоблачение покровителя Среднеуральского женского монастыря Сергия Романова — дело не из лёгких. Но режиссёр-документалист Сергей Ерженков и бывшая кандидатка в президенты, журналистка, ведущая, а также просто вездесущая Ксения Собчак за словом и правом в карман не лезут. Около года назад вышла их совместная работа, которая удивительно хороша как доказательство неслыханной упёртости в добывании сенсационной информации, но однозначна и не слишком симпатична во многих других помыслах.
Чтобы заметить это, достаточно быть насмотренным — насмотренным выпусками ютуб-канала «Осторожно, Собчак!». Можно как угодно относиться к Ксении: многих она бесит до белого каления, прочие в разной степени адекватнее оценивают её попытки освещать актуальные темы и вести интервью с людьми на слуху. Быть объективным и не цепляться за воссоздаваемый образ — всё равно как основать третий лагерь. Но я попробую (заранее зная, что проиграю).
Перед нами вполне удобоваримое, громкое, скандальное, мрачное расследование о православной секте, снятое в знакомом стиле разоблачений с канала бывшей «блондинки в шоколаде». Здесь «блондинка» выглядит уже статусной дамой, имеющей серьёзные намерения в серьёзном деле: на кону — жизни послушников монастыря и истина, требующая за своё освещение непосильную цену. Фильм изобилует подробностями, годными для среднестатистического триллера: чего только ни происходит у Господа под носом — от издевательств над детьми до призывов свержения российской власти и обретения власти собственной.
Наблюдать за сыплющимися откровениями, не скрою, интересно: так мы впитываем в себя криминальные репортажи, детективные истории и крутые сценарии, ахая да охая от того, как грязно устроен мир. Большое достоинство данной документалистики — в скрупулёзном погружении в материал, способном вынести на свет материю скрываемого зла и высечь её прилюдно во имя торжества «добра с кулаками». Однако в этом же и минус — когда погружение происходит не плавно и размеренно, а наобум, внахлёст, с разбегу, любыми путями и способами.
Так на фоне спокойных, душещипательных интервью, смешанных с монтажными врезками документально-репортажного характера и пейзажами России с вертолёта, Ксения порой забывает про берега, ломясь куда ни попадя, дабы достать дьявола из утробы ада. Казалось бы: ну хватит. Ты получила в распоряжение бывших послушников, встала вместе с ними в жёсткую оппозицию, полетала над скрытыми в лесах скитами и даже позвала «мозгоправа», разузнав банальные сведения о совместимости психологии жертвы и деспота. Нет, авторам недостаточно. Собчак вдобавок то и дело нарывается на конфликты с местными старожилами, превращая серьёзную работу в балаган одного актёра, и пусть делает это не каждые пять минут, но рьяно, настойчиво, безудержно, пока старожилы не решаются на крайние меры.
Когда-то, во времена популярности телепередачи «Ревизорро», Елена Летучая похожим образом протискивалась в различные общественные заведения, рискуя техникой, карьерой и жизнью. Но в «Ревизорро» хотя бы присутствовал определённый контекст: проверка не могла обойтись без наглядных доказательств, ибо взгляд изнутри на работу того или иного кафе, ресторана, отеля или туалета подкреплялся правом потребителя на сохранение собственного здоровья и качества жизни. Есть опасения, что бронебойный интерес Собчак и Ерженкова — суррогат преследования иных целей помимо озвученного «спасения детей» и раскрытия ужасных правд, таящихся под золотыми куполами. Азарт, разыгравшийся в ходе «погони за невидимкой» Сергием Романовым — это типичная бесцеремонная въедливость, присущая тем, кто готов вырыть себе и окружающим склеп ради получения годного, просматриваемого контента, в то время как достичь желаемого можно более хитроумными способами и без вреда кому бы то ни было.
Впрочем, данные претензии не отменяют того факта, что «Монастырь особого назначения» всё же повлиял на реинкарнацию справедливости: экс-схимонах из объятий паствы попал прямиком на весы Фемиды. В наше время огласка решает почти всё, даже если имеет не самую высокую художественную ценность, периодически идя вразрез с осторожностью и моральными принципами.
Фильм же сам по себе, помимо хорошего катализатора произведённых последствий, остаётся весьма забавным и бодрым зрелищем для любителей громких расследований и скандалов, однако обладает своими бесовскими минусами и оттого грешит предсказуемостью — как сюжетной, так и журналистской. Вряд ли его захочется пересматривать.
6 из 10
22 июля 2021