ДАУ. Нора мама
DAU. Nora Mother
6.2
2020, драма
Россия, Украина, 1 ч 27 мин
18+

В ролях: Радмила Щеголева, Теодор Курентзис
СССР. Нора – в прошлом провинциалка, а ныне – жена успешного ученого. Она с семьёй живёт на территории закрытого московского Института. Впервые после замужества Нору навещает мать, которая пристально наблюдает за атмосферой в доме супругов, чтобы понять, счастлива ли её дочь. В откровенных беседах между матерью и дочерью открывается вся многогранность и сложность их противоречивых отношений.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

ДАУ. Нора мама

английское название:

DAU. Nora Mother

год: 2020
страны:
Россия, Украина
режиссеры: ,
видеооператор: Юрген Юргес
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «ДАУ. Нора мама», 2020

«Я не знаю что говорить, я не знаю что ты хочешь от меня…»

Нарочитая камерность этого эпизода как бы удаляет нас от рутинны загадочного института с его подпольными интригами и доносами на коллег. Вместо этого мы становимся свидетелями довольно примитивной по своему содержанию «бытовухи» между женой Дау — Норой и её мамой. И, кажется, именно через такие интимные эпизоды должна раскрываться одна из главных идейных составляющих проекта: эффектом перемотки времени добиться иммерсивного чуда для актеров, которые, в свою очередь, обеспечат полный реализм внутриинститутской драмы. Удается ли?

Вокруг проекта не один год ходило много слухов, домыслов, но и от самих создателей было достаточно информации, которая, как оказалось, может довольно сильно повлиять на восприятие режиссуры и героев. Мы знаем, что в проекте снимались непрофессиональные актеры. Мы знаем, что они много дней реально жили на площадке, погружаясь в холодную атмосферу института, а еще мы знаем, что почти все сцены — это чистая импровизация. Именно этот факт больше всего мешает адекватному восприятию диалогов: в них попросту сложно поверить.

Получился некий эффект «как в жизни»: долгие паузы на обдумывание слов, косноязычность, заплетающийся язык, «ломаные», не идеальные предложения. И если в жизни у нас нет повода усомниться в реальности происходящего и проговариваемого, ведь мы сами включены в этот диалог, ведь мы переживаем то, о чем идет речь, то тут ситуация иная. Эти черты «реального разговора» только еще раз заставляют нас вспомнить о том, что эти актеры — не профессионалы, а их речь — чистая импровизация, и скорее всего прямо сейчас, в секунду паузы, они думают что бы такого ответить, чтобы продолжить надуманный конфликт.

В какой-то момент, мама Норы во время очередной паузы произносит, как бы вымывая последние пятна киноиллюзии: «Я не знаю что говорить, я не знаю что ты хочешь от меня…».

Кажется, все дело в том, что сами конфликты придумывались буквально «на ходу» (это мы узнаем из интервью Наталии Бережной («ДАУ. Наташа.») в целях придания действию хоть какой-то драматургии и значимости. И сильнее всего это проявляется именно в этом эпизоде: героини с понятной только им мотивацией сначала любят, затем не любят, затем вообще ненавидят, а потом снова любят, изредка прерываясь на эпичные в своей нелепости истерики и крики. И нам остается только гадать, вызвано ли это беспомощностью актеров перед поставленными задачами, либо такие эмоциональные качели лишь единственно возможная реакция на атмосферу глубочайшей замкнутости и отчаяния, царящую в институте. Идиллия, лишь кажущаяся, дает сбои по ночам в ванных, на кухнях, в постелях работников института.

Но если перенестись в поле киноэксперимента, то тут мы видим, скорее намеренный отказ от режиссуры: поверхностность мотивировок и схематизм намеренно оставляются на виду, ведь у постановщика минимум рычагов управления, он также зависим от условий эксперимента. Действие становится самоуправляемым, и это, к сожалению, зрелище не из легких.

19 декабря 2020

«Дау. Нора мама» — «Чтоб жизнь медом не казалась».

Эпизод «Нора мама» проекта Ильи Хржановского повествует нам самую типичную бытовую историю визита матери к дочери. В данном случае это история приезда матери Норы. Нора — это жена Дау, человека, который не может постоянно уделять свое время жене и сыну Денису. Мать, которую так долго звала к себе Нора, увидев, в какую холодную тоску превратились жизнь ее дочери, ненароком принимается выйти на контакт с ней, дабы понять, что творится в душе у Норы. Далее все действие картины строится на демонстрации диалога между матерью и дочерью, который из обычных советов выливается в конфликт, а затем в раскаяние между черствостью и замкнутостью.

При просмотре данной ленты, любой, кто знаком с классикой кинематографа, сразу вспомнит шведского новатора Ингмара Бергмана, который ставил целью раскрыть внутренний портрет каждого из героев. Во всех его фильмах так или иначе присутствует психоанализ человека через диалоги. В «Нора мама» похожая ситуация. Но, если Бергман, использовав актеров, добивался полного реализма, то надо помнить, что в «ДАУ» так таковых актеров нет (за исключением Радмилы Щеголевой, которая сыграла Нору), и иной раз удивляешься, как реальные мать и дочь могут добиться такого художественного и одновременно документального эффекта. Я бы не сказал, что беседы здесь накаляются безумными страстями, но так или иначе, тонкая грань, которую простым актерам в кино сложно добиться, чувствуется.

При всем этом, Хржановский умело использует окружение и действие, тем самым подставляя под зиму и метель — холодность жизни, а под рутинным домом — спячку, из которой так редко, но все же выходят неодушевленные ничем люди. Даже сын Норы и Дау — Денис, который не так часто здесь появляется, не способен чем-либо осчастливить эти пропитанные тоской стены. И люди, живущие в институте, не появляются в кадре, словно весь мир опустел. Есть лишь мать, ее дочь и патруль, наверстывая бесконечные круги которые, остаются маячить вдалеке.

«ДАУ. Нора мама» — это очень выдержанное, уютно-холодное зрелище, которое не оставит после себя черноту в мыслях, а лишь легкое недоумение от диалога, в котором ты принимал участие от третьего лица. Можно конечно поискать отсылки в роли матери как Родины, а в лице Норы — общество, которое так или иначе должно слушаться родину, но мне бы хотелось, чтобы данная лента являлась конъюнктурой демонстрирующей русский быт общения между такими родными и одновременно разными людьми. Разлад и союз, отрешение и принятие, обвинение и отпущение — все это противоположные друг другу значения, которые и являются единственной связью между родственными душами.

Лично для меня, «Нора мама» вышел достаточно сухим, но нисколько не отталкивающим от себя эпизодом.

6 из 10

16 мая 2020

Фильмы проекта ДАУ с трудом укладываются в рамки какого-либо жанра. Нора мама — исключение, потому что вызывает чёткие ассоциации с мамблкором. Мамблкор целиком строится на максимально естественных и жизненных диалогах. Бюджет, актёрская игра и операторская работа не имеют особого значения.

История фильма концентрируется на общении жены Дау Норы с матерью, которая приехала в институт проведать дочь. Любопытный выбор имени (реальную жену Ландау звали Кора) — жену и музу другого известного гения — ирландского писателя Джеймса Джойса — тоже звали Норой. У обеих женщин была непростая, но счастливая супружеская жизнь.

На протяжении всей ленты разворачивается экспрессивная игра в дочки-матери со всей палитрой эмоций. Самое интересное, что это не совсем игра, потому что героини и вне проекта являются дочерью и матерью соответственно. Этот факт несомненно добавляет пикантности всей истории.

Переход с макро на микро социальный уровень повествования позволяет лучше абстрагироваться от многочисленных условностей проекта. И поверить в происходящее на экране. Несмотря на банальный и нервозный тон диалогов за их ходом интересно следить.

Нора мама не пытается провоцировать зрителя шок-контентом и запредельным абсурдом, а фокусируется на бытовом диалоге матери с дочерью. И на удивление это работает лучше, чем весь прошлый эпатаж. Можно наконец немного расслабить руку закрывающую лицо и занять её другими делами.

2 мая 2020

Драма ДАУ. Нора мама на большом экране с 2020 года, его режиссерами являются Илья Хржановский, Екатерина Эртель. Кто снимался в кино, актерский состав: Радмила Щеголева, Теодор Курентзис.

Производство стран Россия и Украина. ДАУ. Нора мама — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.