Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ступа |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Кирилл Ненашев |
сценаристы: | Кирилл Ненашев, Алиса Павловская |
продюсер: | Кирилл Ненашев |
видеооператоры: | Кирилл Ненашев, Никита Фещенко, Евгений Яковлев |
композитор: | Константин Ступин |
монтаж: | Алиса Павловская |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Я когда Ступу впервые услышал, было утро… Не, не так, я утром шел с пьянки, и врубил «Пушистый хвост лисицы», и как же меня пробрало. Ещё утро было такое, медитативное, хотелось выпить ещё и забыться.
Экскурс в мир одного из самых странных рок музыкантов что мне доводилось видеть. Как часто бывает при первичном ознакомлении не зацепило, и вроде личность Ступы вполне себе заурядная для андеграунд рока. Но ежели нарезать его избитую кожу, и взглянуть на Константина через мета-видение, то открывается очень много интересного, и соответственно рождается почва для размышлений и даже философия. Но это по определению грязная философия, с привкусом прокуренного помещения и потрёпанной жизни.
Увлекательное путешествие транзитом в репетиционную базу, где житейскими декорациями служит морозный спальный район, с окнами глазницами, и полумрак дворов, а где-то на кухоньке вещает весьма опрятный Константин, за сигареткой, и печальным взглядом смотрит в окно, где течет жизнь и валит дым из труб котельной. И все так уютно, без лишней суеты и метафор, откровенно и по добру, и сразу видится в этом поломанном музыканте человек интереснейших взглядов.
Константин он даже не панк, панки очень идейные, и радикально настроены, в плане за идею готовы друг друга гасить. А вот Костя был рокер, самый такой настоящий. В отличии от всякого социального элемента он не смог принять ислам семейной жизни, да и мир его касался по особенному. Через бунт житейских реалий, вроде отсидки в тюрьме, или заигрывания с опием, Константин Ступин сформировал свое особенное рок-н-ролльное эго, и это прекрасно. Я, блин, твердо убежден, что позиция быть в движухе, требует определенной жертвы, Ступа эти жертвы приносил постоянно, не только богам про которых про, а ещё самому рок-н-роллу. А взамен получались совершенно пронизывающие песни и баллады, о жизни, смерти, и вообще. Миру нужны плохие авторы, поэты, и музыканты, что обглоданные кости этого быта соберут возведя из них храм.
И прикол в том, что Ступа не особо и жалуется, ибо живёт и действует, ни о чем не жалея, вроде как и обносился но все ещё обжигает сердца слушателей желчным зблевом. Акцентуация идёт на мировоззрение и чувство себя самого как исполнителя в жанре, а не скрупулёзность брожения от даты рождения к естественному исходу дел. Запечатлен момент бытия, обращения с людьми и действия, именно момент, как символизм жизни неплохо подходит под концепт фильма, Ступа жил одним днём и это прекрасно, иногда ведь надо себя сжечь дабы стать искренним, а Костя таким и был. Жизнь человека который свой выбор сделал в сторону музыки и жёг себя заживо не жалея ни о чем. Но помните мои маленькие нонконформисты, любой рок в этой стране приведет на зону и житие на теплотрассе. Good night sweet Prince.
27 июля 2021
Не была я знакома со Ступой. Просто чувствовала издалека к нему какой-то земляческий интерес. А сейчас «мир перевернулся». После того, как посмотрела картину Кирилла Ненашева (насколько чуткий и проницательный кинематографист), прониклась к Ступе такой нежностью. Он и правда по-своему красив, по-человечески. Живой, сложный, бедокуривший, конечно, не без того — «ну а кто из вас, бродяги, в эти игры не играл?»,- но верный себе, прислушивавшийся к шепоту мироздания, удивительно обаятельный и искренний человек. Талантливый и цельный. Ступа, бесспорный герой андеграунда. В фильме Кирилла Ненашева мне он напоминал персонажей Вернера Херцога — вкупе — юродивого-вундеркинда из «Каждый за себя, а Бог против всех» и эпического мечтателя из «Фицкарральдо».
Фильм о Ступе — важный документ, памятующий неординарного человека. По ходу, лишь слегка, мазками обозначающий ту реальность в которой этот алмаз выкристаллизовывался. Фильм получился индивидуалистский и внимательный к отдельно взятой личности, камерный и в тот же момент какой-то всеохватный (как писал Евтушенко, «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее»).
Ошибочно полагать, что это менее острый и значительный документ жизни/эпохи. В своем роде картина о человеке вне системы, стремящегося к свободе и независимости, пытающегося постигнуть смысл пребывания на земле и не принимающего чужие правила игры. И это еще один портрет на фоне эпохи, без которого мир был бы скуден. Колоритная фигура, такая вот непричесанная и беззлобная, из теплой провинции России 90-х. Это и антропологически, и социально, и феноменологически очень любопытная картина. И Константин Ступин заслуживает, чтобы о нем знали и помнили.
«Эй, бродяги, когда я умру, станцуйте рок-н-ролл на моём гробу»
А ещё это про умение любить сложное и трудновыносимое, ершистое и непростое. Любить человека, который неудобен; любить страну, в которой невыносимо, в которой все живое и искреннее подавляют; любить жизнь, в которой так много боли; любить мир даже когда он стоит к тебе спиной.
26 мая 2020
Творчество Константина Ступина зацепило меня в 2016 году, когда друг показал мне «русского Тома Уэйтса». Это был знаменитый клип на песню «Пушистый хвост лисицы». Тогда я подумал, какой, наверно, это интересный человек, если оставшись без зубов, с расстроенной гитарой без одной струны выдает такой экспрессивный рок-н-ролл. До сих пор не могу простить себе, что не сходил на его концерт в марте 2017 года. И вот вышел фильм…
Начался он за здравие. Порадовали редчайшие съемки едва ли не 80-х, прекрасно передающее безумие и творческий угар той эпохи. Потом красивая заставка, небольшое интервью с Карпиковым и… все.
Из фильма ясно только одно: был такой беззубый мужик и он играл на гитаре. Ничего нового из биографии Кости фильм не раскрывает. Ну ладно, черт с ней, с биографией, главное же не это. Главное — песни, творчество. Об этом хочется узнать! Как Костя сочинял свои песни, чем вдохновлялся? Как возникла и почему распалась группа «Ночная трость»? Расскажите нам об этом, ведь в этом весь Ступа! Что он был за человек? Но нет, создатели упорно молчат, выдавая видеорядом обычную склейку того, что завалялось на карте памяти.
В результате ни те, кому бы Ступа мог бы стать интересен, ни уже знакомые с его творчеством не узнают для себя ничего нового. Весь видеоматериал фильма можно бесплатно найти на YouTube.
Нет, мне не жалко 260 рублей, потраченных за просмотр. Но, честно говоря, если создатели фильма пытались своим творением популяризировать творчество Ступина и сохранить память о нем, как о «последнем русском панке», то эту миссию они не вытянули. А жаль.
24 мая 2020
Очень важное кино. И очень эмоциональное, ты безумно сопереживаешь герою, ты понимаешь, что все идет к концу. Авторы показывают его в юности, но основная история происходит сейчас, когда он болен уже, а самое главное как он сам говорит в фильме — вот видел как кот пытается поймать себя за хвост, а не получается, так я пытаюсь поймать тот драйв, который был, а никак! И это ведь не про одного Ступу. Это даже и про вполне благополучных кумиров восьмидесятых-девяностых — да не обидятся на меня БГ, Макаревич или Никольский или Бутусов — драйва того нет и все! Но они не андеграунд, а истории андеграундных музыкантов реально жестче. И Ступа здесь яркий пример. И очень сильно, что авторы проходят с ним вместе, проживают с ним вместе эти последние годы и дни. Очень рекомендую всем, кто любит рок, но не только им, мне кажется это будет интересно всем, кому интересны просто человеческие истории.
28 апреля 2020