Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Родина — это место во времени |
английское название: |
Heimat ist ein Raum aus Zeit |
год: | 2019 |
страны: |
Германия,
Австрия
|
режиссер: | Томас Хайзе |
сценарий: | Томас Хайзе |
продюсер: | Хайно Декерт |
видеооператор: | Стефан Нойбергер |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 38 мин |
Четырёхчасовое погружение в культурный код немцев. Семейная сага. История последних ста лет страны
Это было не просто. Но я знал, на что шёл.
Документалист Thomas Heise ничего специально не разыскивал. Он отобрал письма и документы из семейного архива и неспешно зачитывал их.
Так получился фильм Heimat ist ein Raum aus Zeit, вошедший в программу Forum 69-го Берлинале. Forum — это про эксперимент и поиск в кино.
Нашлись и некоторые фотографии, которые вместе со съёмками мест, о которых идёт речь, — точнее того, как эти локации выглядят сейчас — и составили визуальную основу фильма. Ещё на экране вагоны, вагоны, вагоны… Преимущественно товарные. Груженые и пустые. Движущиеся в составах и расцепленными. Друг за другом и разъезжающиеся на десятке стрелок по разным путям…
Набросок одной автобиографии — покрытое каплями растаявшего снега заднее окно трамвая, пробирающегося через город и от одной остановки в детстве героини до другой.
На фоне минут двадцать как титры плывущих по экрану списков, подготовленных к депортации евреев, звучат письма родственников из Вены — от первых известиях о антиеврейских мерах и до…
Картинка чёрно-белая. Только лес в начале фильма с картонными фигурами людей и домашнего скота и надписью «Согласно легенде, здесь стоял бабушкин дом» да фотография режиссёра с братом в детстве — цветные. И те бесконечные списки тоже — там около порядковых номеров галочки синего цвета.
От медитативности видеоряда начинает кружиться голова.
Это не единственный фильм на Берлинале, где личный опыт режиссёра в центре сюжета. Личностно-рефлексивный подход к рассказыванию истории кажется сегодня актуален. Но подход Heise фундаментальней. Портреты поколений, дух времени вырисовываются через сменяющуюся тематику писем. Размышления о первой мировой и о войне вообще, многомесячная переписка влюблённых, ждущих следующей встречи, мысли о депортации и где достать угля, трупы после бомбардировки Дрездена и приход туда русских, безбашенная попытка любви в 50-х, увольнения за неследование линии партии в ГДР и так напоминающая советскую восточногерманская армия, разговоры о Брехте, мигранты и, наконец, вопрос: «Что значит быть немцем?».
Что такое Хаймат? Это трудно переводимое слово так и осталось немецким и в английском названии фильма. Heimat_- это как-бы родина. Именно с маленькой буквы. Даже ещё меньше — родное, домашнее место.
Хаймат — это место во времени. Со временем некоторые места превращаются в пустыри с плывущими по ним тенями от лопастей недавно установленных огромных ветро-элекрогенераторов (по часовой стрелке?), дороги — во вздыбившиеся глыбы асфальта. Хаймат переезжает в другие места, новые времена наполняют его другим содержанием.
Невероятная длинность кадров, медленно движущаяся — будто изучающая все детали — камера, неторопливое одноголосое закадровое чтение и знание о 218-минутном хронометраже поначалу настраивают на то, что придётся поработать над этим фильмом, сидя в зрительском кресле. И даже порождают вопросы: «Почему кино? Почему не книга или выставка?» Но со временем из скудных бумаг семейного архива вырисовываются персонажи, биографии и уже кажется, что есть вполне динамичный сюжет, и уже боишься выйти из зала, так как не хочешь ничего пропустить.
В итоге перед нами не исследование истории, а попытка через разбор того, что осталось в доме (Heim), понять, что представляет из себя то, где мы выросли (Heimat), что осталось в нас.
20 февраля 2019