Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тоска |
английское название: |
Puccini: Tosca |
год: | 2018 |
страна: |
США
|
режиссер: | Дэвид Маквикар |
композитор: | Джакомо Пуччини |
художник: | Джон Макфарлейн |
жанры: | драма, музыка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 3 ч 8 мин |
Поход в кинотеатр на трансляцию оперы, скажу честно — это один из самых утомительных, но от этого не менее притягательных, способов времяпрепровождения. Выйти из зала можно после такого или измученным донельзя (если постановка плохая), или доведенным до катарсиса (если наоборот, постановка хорошая).
Постановка Дэвида Маквикара оперы «Тоска» великого Пуччини — хороша. История любовников Флории Тоски и Марио Каварадосси над счастьем которых черной птицей распростер свои крылья шеф полиции Виттелио Скарпиа не то чтобы заиграла новыми красками, но в ней добавились интересные пласты, в связи с событиями осени 2017 года. Жизнь диктует историю, художники отзываются.
А ведь как все хорошо начиналось! 1800 год, Рим, Церковь Сэнт-Андреа-делла-Валле (декорации Джона Макфарлейна великолепны.). Идеальный романтический герой, художник Марио Каварадосси во время работы над образом Марии Магдалены сталкивается с беглецом Анджелотти, старым другом, спрятавшимся в капелле своей сестры, маркизы Аттаванти, от преследований шефа полиции Скарпиа. Беседу друзей прерывает настойчивый стук в дверь и крики «Марио! Марио!». Анджелотти прячется и входит та, чья фамилия вынесена в название оперы. Флория думает, что Марио разговаривал с ее соперницей. Временами ревность Тоски забавна, временами — просто невыносима. Марио пытается ее переубедить и использует для этого всю свою пылкость и красоту своего голоса. Звучит возвышенной красоты любовный дуэт после которого Тоска удаляется. Каварадосси обсуждает с Анджелотти дальнейшие планы и обещает, что жизнь отдаст, но спасет друга. Зрителя цепляют на крючок. Что будет дальше? Ведь оказывается, ГлавГад Скарпиа неровно дышит к нашей заглавной героине. Что ждет героев, спасется ли Анджелотти и восторжествуют ли свобода и любовь? Ну да, сказал слепой «Посмотрим». А ведь это только первый акт, дальше действие покатится как снежный ком, сметая чувства зрителя на своем пути.
Атмосфера. Вечная благодарность от меня Дэвиду Маквикару за то, что он не поддался соблазнам добавлять от себя какие — то незаложенные в музыку и либретто смыслы и делать то, что называют режоперой. Вместо этого он сделал акцент на злободневности (Секс-харрасмент! Злоупотребление властью!). Постановка в хорошем смысле слова «классическая» и даже стильная. Grand mersi, sir David.
Исполнители. Обычно «Тоску» поют певцы и певицы в возрасте, из чего кажется что эта история прям для «взрослых — взрослых». Но Питер Гелб, генеральный менеджер театра Метрополитан — Опера решил продемонстрировать историю молодежи и пригласил на главные роли сравнительно молодых Соню Йончеву (36 лет) и Витторио Григоло (40 лет), выступивших в этих ролях впервые. Как говорится, «свежая кровь». И надо отдать им должное, они решились сделать упор на молодость и горячность героев. Давайте начистоту: Тоска женщина не слишком умная и, к тому же, самолюбивая ревнивица. Как это обыгрывает Соня Йончева? «Ну она же молода, это ее первая любовь и она идет ради нее до конца!». И знаете, такая трактовка персонажа лучше, чем когда заматеревшие оперные дивы играют эмоционально незрелых барышень.
Отдельным бриллиантом выступает Желько Лучич в роли Скарпиа (На КП написано что Брин Терфель, но тот по состоянию здоровья не смог). Скарпиа Лучича — культурный мерзавец и псевдомилый злодей, прячущий за дьявольской улыбкой черноту души своей. Его с Тоской dramatic tension подается через заигрывание со всё большим напором. И доходит до того, что в голове всплывает Харви Вайнштейн, от криков о котором было не укрыться осенью 2017 года. Умение держать руку на пульсе достойно уважения.
Витторио Григоло отыгрывает человека для которого главное — чувства. Любовь к Тоске, к Родине и верность другу. В него вполне можно влюбиться, за дух борца и неукротимость. Хотя на внешность он сильно сладкий, но это в кинотеатре видно, а на сцене в театре эффект сглаживается.
Музыка. Какая же опера без музыки? Не мне, фанату Верди, судить о гении Пуччини. Скажу просто: мелодии запоминаются и музыка подчинена действию. Наверно, за это Пучинни и любят.
Спасибо, Метрополитан — Опера за возможность прикоснуться к прекрасному. Какой бы утомительной не казалась опера на большом экране, это нужно попробовать, хотя бы для того чтобы составить собственное мнение.
9 из 10
24 февраля 2018