Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свидетели |
год: | 2018 |
страны: |
Россия,
Чехия,
Беларусь,
Франция,
Польша,
Израиль
|
режиссер: | Константин Фам |
сценарий: | Константин Фам |
продюсеры: | Егор Одинцов, Борис Минц, Юрий Игруша, Михаил Быков, Таня Довидовская, Юрий Зельвенский, Константин Фам, Алексей А. Петрухин, Олег Степченко, Ян Фишер Романовский, Игорь Лопатенок, Катерина Михайлова, Саша Клайн |
видеооператоры: | Джиора Бежах, Давид Стражмайстер, Михаил Вихров, Отабек Джураев, Марек Гайчак, Сергей Новиков, Асен Сопов, Александр Алейников, Фил Ли |
композитор: | Егор Романенко |
художники: | Филипп Лагунович-Черепко, Офелия Арзуманова, Карел Ваничек, Ярмила Конечна, Ади Кристеа, Нели Чиу, Мария Питеа |
монтаж: | Ольга Гриншпун, Петр Зеленов, Варфоломей Курага |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $31 544 |
Мировые сборы: | $29 990 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 февраля 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
На тему Второй мировой войны — самой огромной трагедии человечества, снято уже столько фильмов, что кажется будто сказать что-то новое уже невозможно. Но…
это тот случай, когда фильм поражает оригинальностью монтажа и сценария настолько, что игра актеров уже не главное. Это очередное напоминание, что у фашизма нет национальности.
Тот случай, когда трейлер оказывается на порядок ниже качеством, чем сам фильм и вообще не отражает его сути. Когда ты ожидаешь увидеть подобие дешевой американской мелодрамы, а вместо нее смотришь арт-хаус.
Когда конец оказывается настолько сильным и неожиданным, что заставляет еще долгое время после окончания фильма раздумывать над сюжетной линией и пытаться распутать клубок судеб… В нем нет страшных и кровавых сцен, но он показывает весь масштаб трагедии Холокоста в судьбах отдельных личностей — участников этих страшных событий и их свидетелей.
Кино надо смотреть. Браво, Константин Фам!
6 июля 2019
Начну с конца, т. к. в альманахе это не имеет значения, и даже с самого — самого конца у стены Плача, игра на скрипке на фоне символа Израиля оставляет самое сильное впечатление. Это квинтэссенция увиденного на экране и произошедшего во время Холокоста, чтобы запомнить трагедию целого народа.
Три новеллы разные по восприятию, по манере съемки, по происходящем событиям, но объединенные общей темой Холокоста, сквозными персонажами и ногами — лапами. Если в первой новелле камера не поднимается выше ног — показывая туфли, ботинки, башмаки, которые ходят по земле без разделения на национальности, испытывающие эйфорию, любовь, счастье и боль, то со второй части ноги начинают обретать владельцев, которые обретают черты, особенности характера, но передается это глазами пса. Для собаки нет национальных различай — он делит людей на хороших и плохих, он испытывает привязанность к тем, кто о нем заботится. Тяжело пережив разлуку с хозяйкой, он искренен в своей привязанности к новому хозяину и его семье. Но тут вступает в действие интеллект человека разумного (казалось бы), который в соответствии с расовой теорией делит людей по другим признакам и пытается доброе четвероногое сделать убийцей, ломая его характер. Финал печален и трагичен — не смотря на все ухищрения животное оказалось сильней расовых теорий. И наконец, третья новелла — начиная с подмены скрипки она вначале закручивает интригу, держит в напряжении своей таинственностью, постепенно наращивая градус при чтении дневника о концлагере, когда дирижер пишет мелодию поминального кадиша о погибших. И в один момент дает разгадку таинственных событий показанных в новелле. Яркое солнце в Нью — Йорке, небоскребы и Гудзон, вдалеке статуя Свободы, красивая девушка и герой узнает страшную тайну, и нет после этого будущего у пары, а остается только мелодия в память жертв на фоне стены Плача. Сильно и пронзительно.
Не хочу останавливаться на каких то недостатках или спекуляциях на тему, они есть, но в общем восприятии альманаха отходят на второй план, есть мысль, есть ее реализация на экране и на мой взгляд получилось очень неплохо. Добавлю, что все актеры смогли показать своих героев, донести не только положительных, но и отрицательных с извращенной психологией.
26 марта 2019
Трилогия «Свидетелей» создавалась несколько лет. Фильм собран из короткометражных картин, которые, в принципе, могут существовать по отдельности, но именно их синергия реализует тот эффект, при котором зритель проникается историями персонажей, как историями своих близких.
«Свидетели» — душещипательная и трогательная история о периоде геноцида во время войны, когда нацию истребляли, без права на жизнь. Фильм приговор, фильм трагедия общества.
Самой необыкновенной частью трилогии можно считать первый фильм «Туфельки». История повествует о даме, купившей красные туфельки. Они же становятся наблюдателями ее счастливой жизни, разрушенной войной. Это немая картина, взгляд падает только на ноги и обувь. Игра ног полноценна, в голове зрителя тотчас возникают ассоциативные образы. Больно, и с осадком…
Вторая часть «Брут» трогает тем, что обыкновенное животное наделено необыкновенными эмоциями, куда честнее и человечнее, чем у двуногих актеров кадра. Душераздирательная и самая убийственная история. Глаза преданного животного, которые выворачивают вашу душу наизнанку, не забыть.
Заключительная история — история одной скрипки, за которой стоят искалеченные души и загубленные жизни. Тотальный контраст и противостояние эмоций и ощущений. Краем затронутая тема об участии Америки в Холокосте. Изобретательно закрученный сюжет, приводящий к противоречивым чувствам.
14 февраля 2019
Мы все, привыкли окружать себя массой полезных, а иногда, и ненужных вещей, делающих нашу текущую жизнь комфортной и уютной. Только мало кто задумывается, что именно эти вещи, в своём большинстве, и будут теми самыми доказательствами нашего существования на этой бренной земле, после нашего ухода. Причём окажется, что иногда пара стоптанных туфель будет говорить гораздо громче кем мы были, чем все научные звания, полученные за годы корпения над умными книгами. А от многих, не останется даже и этой стоптанной обуви.
Именно о таких, случайных, и зачастую незамечаемых нами свидетелях, и рассказывает нам Константин Фам. Три маленьких, бытовых сюжета. Три истории любви, переплетённых между собой, как клубок запутавшихся ниток. Объединяет которых только одно — время действия. И место.
Итак, Прага 1938—1942 годов. Случайная покупка девушкой новой пары туфель, случайная встреча с мужчиной, свадьба. Свадебное путешествие в Париж, катанье по Сене на речном трамвайчике, под говорящим названием PARADISE, рождение ребёнка. И всё это, без единого слова, и без единого взгляда. Только ноги. Только движения. Я бы даже сказал танцевальные па. И музыка. Чарующая и нежная. А потом придёт тень. Точнее пролетит, и унесёт на своих крыльях счастье наших героев. Как и многих других людей, чья вина которых заключается только в неправильной национальности.
А вчерашние добрые соседи, и знакомые теперь плюют тебе в спину, и оскорбляют, не забывая скупать по дешёвке твоё добро. А иногда просто забирают его даром. И мстят, за лучшую — чем у них одежду, за красивый дом, за то, что девушка выбрала тебя, а не его. За талант. За последний особенно. Мстят изуверски мелочно, не оставляя ни единого шанса.
Так, как это умеет делать только человек, ведь животное просто убивает, но не мучает. А мучают как раз нечастного пса, чтобы избавить его от любви к человеку. Мучают, чтобы забыл прежних хозяев, мучают — чтобы доказать своё превосходство.
Конечно, как и всякая многоструктурная композиция, фильм «Свидетели» не однороден по своей структуре. Третья часть «Скрипка» — показалась мне наименее удачной из всех. В ней появляется некоторая ходульность сюжета, попытка снять трагедию Холокоста по лекалам западного кинематографа. Отсутствует лёгкость первых двух частей. Да и игра Михаила Горевого в ставшем уже привычном ему амплуа злодея, сильно диссонирует на фоне игры Владимира Кошевого, и Вячеслава Чепурченко.
А в остальном, «Свидетели» пожалуй лучший отечественный фильм за последние лет 10 точно. Надеюсь, в своих следующих работах Константин Фам не собьёт установленную им же самим планку мастерства.
9 из 10
16 декабря 2018
После «Собибора» и других фильмов на тему концлагерей, просмотренных в последнее время, я уже и не ждала, что какой-то фильм на данную тематику сможет меня удивить или восхитить. Но это случилось. «Свидетели» шли маленьким «тиражом», их мало где можно было посмотреть, и то, что мне удалось увидеть этот фильм на большом экране, большая удача. Давно заметила, что фильмы, идущие малым прокатом, очень часто оказываются очень и очень стоящими.
«Свидетели» образно разделены на три части, которые постепенно сплетаются воедино, да так мастерски, что ты не устаёшь поражаться мастерству авторского коллектива. Каждая из трёх частей повествования ведётся от «лица» одного из «свидетелей» событий тех лет — сначала это туфельки одной из главных героинь, затем собака другой героини, и завершается повествование «рассказом» скрипки. Звучит странно, согласна. Разумеется, вещи и пёс не заговорят человеческим голосом, но зритель сразу поймёт, как воспринималась история со стороны того или иного предмета и животного.
Первая часть показывает нам героев только снизу до пояса, туфельки ведь выше не видят. Главные герои встречаются, влюбляются, а затем сталкиваются с военной машиной. Туфельки видят и других персонажей — собаку другой героини, прошедшей свой путь, а затем и скрипку в руках ещё кого-то из ключевых персонажей. Во второй части мы видим события глазами собаки, в третьей — скрипки. Каждый из трёх «свидетелей» видит и других «свидетелей», и у каждого свой кусочек мозаики, который только к финалу соберётся в единую красочную картину. История настолько трогательная и настолько круто скроенная с точки зрения монтажа, что хочется аплодировать стоя.
Очень и очень рекомендую к просмотру! Гениально сделанный фильм, я в полном восторге!
10 из 10
5 сентября 2018
«Свидетели» — отечественная военная драма, состоящая из трёх связанных между собой небольших историй. Сюжет раскрывает зрителю тяжелую судьбу некоторых героев, которые стали жертвами холокоста. Первая короткометражка полностью посвящена обуви, поэтому в кадре присутствуют только ноги героев. Никаких лиц и общих планов личностей хозяев той или иной обуви вы не увидите. С художественно-изобразительной стороны подобная трактовка, конечно, выглядит очень оригинально, необычно и в какой-то степени даже увлекательно, но не думаю, что бoльшая часть массового зрителя по достоинству оценит такое видение истории, тем более, если с нее начинается большое повествование в рамках эпилога. Зато в следующем фильме нам показывают историю уже глазами немецкой овчарки, которая сначала была у одной любящей еврейки, а потом оказалась в руках немецкого офицера, пытавшийся взрастить в ней ненависть и злость ко всему живому, кроме арийской нации. В данной короткометражке постановка выглядит уже более содержательной, масштабной и зрелищной, но в то же время сценарий довольно предсказуем и немного банален, но это не мешает просмотру, поэтому наблюдать за развитием событий будет интересно. Что касается третьей истории, то она выглядит намного богаче, содержательнее и поясняет некоторые непонятные моменты из первых двух фильмов.
Сюжет финальной части полон драматизма и трагических событий, которые способны вызвать у зрителя чувства беспомощности и тяжелой грусти за людей, оказавшиеся в плену человеческой ненависти. Безусловно, душераздирающая музыка подстегивает эмоции к пролитым слезам, но слабо выраженный финал, к сожалению, слегка подпортит общее впечатление от просмотра. Но в целом, это очень хорошее и качественное кино, которое заслуживает внимания зрителя. Первый фильм хорошо воспринимается в рамках визуального эксперимента, второй — приоткрывает мир тревожного времени, который в итоге в третьем фильме полностью раскроется, удивит и шокирует. Как по мне, из финальной части мог бы получится прекраснейший отдельный полнометражный фильм или телевизионный сериал, но и на этом всех авторов и создателей картины можно поблагодарить за достойную работу. Жаль, что проект не окупился в прокате, хотя ничего удивительного в этом нет, так как фильм далек от коммерческого продукта для массового зрителя, поэтому всем любителям авторских фильмов однозначно рекомендую. Приятного просмотра.
30 августа 2018
«Чтобы тебя услышали — нужно стать музыкой»
Есть фильмы, смотреть которые надо.
Фильм «Свидетели» из таких.
Его смотреть НАДО.
И каждый из зрителей найдёт свой собственный самый веский повод для просмотра.
Во-первых, это очень близкая нам и важная тема трагедии ВОВ и Холокоста.
Во-вторых, это очень качественное российское кино.
В-третьих, в фильме очень красивая музыка.
И т. д., и т. д.
Три кононовеллы: «Туфельки», «Брут» и «Скрипка» — это и есть те самые свидетели и главные герои.
Безмолвные свидетели, которым тем не менее удалось рассказать нам всю правду о той трагедии.
Рассказать благодаря очень талантливому режиссёру Константину Фаму.
(Свернуть)
Каждая из частей рассказана своим особым языком. То есть зритель в какой-то момент то вдруг видит всё происходящее глазами собаки, то становится звуками скрипки. Но больше всего меня поразил приём в новелле «Туфельки» — это просто и гениально!
И не смотря на то, что каждая из частей — это полноценный короткометражный фильм, они все представляют собой единое целое, объединённые не только общей темой, но и общими деталями.
Поэтому фильм смотрится, что называется «на едином дыхании». В нём затянутых мест, а повествовании настолько насыщено эмоциями, динамично, трагично и разнопланово, что зритель следует вслед за действием из дома в дом, от одной истории к другой не отвлекаясь ни на минуту.
Фильм, как воронка, затягивает в себя всё новые и новые истории и судьбы. И историй там гораздо больше, чем три. Возможно, там есть даже ваша история.
После первой части мне хотелось крикнуть браво, после второй хотелось заплакать, а в финале захотелось про сто помолчать, боясь расплескать то большое и светлое, что родилось во мне благодаря этому фильму.
Гениальность режиссёра Константина Фама ещё и в том, что ему удалось рассказать об ужасной, чудовищной трагедии так, что зритель, осознавая весь этот ужас, оказывается не придавленным к полу его тяжестью, а способным вдохнуть полной грудью с твёрдой уверенностью, что добро сильнее зла. Всегда. Даже если в какой-то конкретный маленький отрезок времени зло победило.
Добро сильнее!
Спасибо!!!
Сходите в кино!
13 августа 2018
Да, в этом фильме первое место занимает музыка только потом сюжет. Сюжет мне показался разорванным: слишком серьёзные проблемы подняты в фильме за такой маленький хронометраж. Музыка стоит на первом плане. Игра на скрипке позволяет спастись некоторым евреям во время второй мировой войны. Искусство (музыка, живопись) покоряет всех и даже тиранов и садистов. Начало фильма (часть 1 — туфельки) поражает своей музыкальной составляющей. И как через туфельки рассказывается любовь людей.
Ещё в фильме поднимается острая тема, которая замалчивается в международных СМИ. Эта острая тема называется «Сент-Луис». Этот лайнер так и не высадил евреев на Кубе. Да, это «плавание обречённых» старательно замалчивается в международных СМИ. В этом фильме это событие промелькает быстро, но музыка в этот момент становится фатальной. Вообще в этом фильме острые проблемы обыгрываются через любовь, через память, через тайну прошлого. И музыка играет роль рока, чего-то фатального, но и одновременно дарит надежду на лучшую участь.
Острые проблемы еврейского народа во время второй мировой войны обыграны через верность животных, через любовь, через занятия музыкой, через воспоминания дневника. Мне очень понравился диалог современных людей:
Немка: «Во время войны погибло 6 миллионов евреев!»
Русский космополит: «Во время войны погибло 20 миллионов советских людей только потому, что они советские граждане».
Слоган фильма — «чтобы тебя услышали — нужно стать музыкой» — раскрывает весь сюжет. Ту боль, ту трагедию еврейского народа во время второй мировой войны проносит через года классическая музыка. Композитору удалось шикарно написать музыку трагедий, верности, любви, надежды. «Музыка нас связала» — это верно сказано про героев фильма.
8 из 10
4 августа 2018
«После войны только США реквизировали из немецких архивов столько документов о Холокосте, что если бы их выложить в одну линию, то она протянулась бы на несколько десятков тысяч метров. Если прибавить к этому другие архивные сборники, воспоминания жертв и свидетелей, документы судебных расследований, кино-фото-материалы, то смело можно утверждать, что ни одно другое событие в мировой истории так хорошо не задокументировано, как история истребления евреев. К тому же она и лучше всего исследована: 20 лет тому назад количество научных монографий о Холокосте составило 200 тысяч, а об одном только концлагере Освенцим издано более 100 тысяч работ…» (с)
«Свидетели» — военно-историческая драма режиссёра Константина Фама, состоящая из трёх киноновелл: «Туфельки», «Брут» и «Скрипка», объединённых в одну историю, которая рассказывает о еврейской трагедии в Германии. Изначально эти истории были представлены отдельно как короткометражки. С ними же режиссер ездил по фестивалям и собирал награды.
История создания фильма началась с того, что Константин Фам попал в музей Освенцима в Европе и его шокировала витрина с обувью жертв концлагеря. Именно там он увидел красные туфли, которые стали в последствии героем его первой новеллы. В ней зритель не увидит ни лиц людей, не услышит их голосов. Камера запечатлит только ноги в обуви и без, но все будет абсолютно понятно без слов!
Когда в 2012 году «Туфельки» воспринялись зрителем и критиками «на ура!», режиссер взялся за создание других киноновелл. Вторым короткометражным фильмом стал «Брут» — история немецкой овчарки, которая была любимцем еврейской женщины, но была вынуждена жизнью попасть на служение к нацистскому офицеру. Сценарий основан на повести Людвига Ашкенази.
Третья часть «Скрипка» показывает зрителю не только прошлое, но и настоящее, делая финал всего фильма очень сильным по смысловой нагрузке.
Стоит отметить, что описание фильма «Свидетели», которое везде фигурирует в анонсах, совсем не отражает того, что увидишь на экране и прочувствуешь сердцем. Особенность киноленты в том, что главные ее герои совсем не люди, а немые свидетели Холокоста. Туфли, собака, скрипка. Они все видели, но рассказать не смогут. За них можно только додумать то, что же произошло с их хозяевами и, надеюсь, вы со мной согласитесь — Константину Фаму это удалось в полной мере. Меж тем все три истории переплетены одними и теми же людскими судьбами, которые раскрываются перед зрителем постепенно.
Возможно, кому-то покажется, что в фильме недостаточно «голливудской» актерской игры, что все это вымысел, но мне хватило просто осознания всего ужаса концлагерей и Холокоста в частности, чтобы выйти из зала с заплаканными глазами и комом в горле. Смотреть «Свидетели» рекомендую исключительно на большом экране в кинотеатре.
27 июля 2018
' Ты что, думаешь, в центре Европы нас будут сжигать на кострах?»
Это цитата из фильма «Свидетели», который я недавно посмотрела. Фильм очень сильный, эмоций много после него.
Первая часть под названием «Туфельки» напомнила мои же эмоции от памятника на берегу Дуная в Будапеште — там стоят пары обуви на набережной, много-много пар обуви. И вот смотришь на них, ком в горле, и плакать невозможно.
Вот и здесь так же, на протяжении фильма показаны события из жизни девушки только через движения красных туфелек. И действительно, слов не нужно, все и так понятно.
В следующих частях снова встречаются эти туфельки, и картина становится более полной. Но там другие «свидетели» того сурового времени. Во второй части — «Брут» — это собака. Потрясающая собака с такими глазами, слов не хватит описать, умнейшее создание. Он жил у еврейской девушки, был её лучшим другом. Но после введения правила, что евреям нельзя иметь домашних животных, хозяйка отвела собаку в приемник. И Брут оказался у офицера СС.
И третья часть — «Скрипка», в отличие от первых двух частей временами события происходят в наши дни, и больше всего действие похоже на детектив — у скрипача появляется старинная скрипка, и в ней он находит знак свастики. Откуда он там взялся? Да и откуда появилась сама скрипка? Ответом на эти вопросы будет дневник из концлагеря, который прочтет герой фильма. В этой части мне очень понравилась игра Вячеслава Чепурченко.
Да и остальные актеры, и опытные — Оксана Фандера, Филипп Янковский, Михаил Горевой, и молодые — Владимир Кошевой, Маруся Зыкова, Сергей Агафонов, играли очень хорошо.
26 июля 2018
Фильм Константина Фама «Свидетели» неожиданен по своему композиционному и сюжетному решению. Он завораживает своей условностью и простотой, обыденностью и сказочностью и составлен из трех самостоятельных новелл. Но эта самостоятельность кажущаяся. Все истории переплетаются друг с другом. Ничего случайного и ни одного лишнего человека, с каждой вещью и с каждым героем зритель уже был знаком или хотя бы слышал. Выстраивается линейная временная перспектива из конца тридцатых годов прошлого столетия в современность. Но времени как будто не существуют, а все события происходят одновременно. Здесь и сейчас продолжают стрелять в музыкантов или травить собаками пленных. Прошлое, настоящее и будущее находятся в тесном пространстве и знакомы между собой; они как люди, которые с неизбежностью встречаются.
Начинается фильм тишиной, а заканчивается прекрасной музыкой у стены плача. Молчание и звук также существуют в единстве своих противоположностей.
Титры беззвучно мелькают на черном фоне, как мгновения скорби о погибших в месиве Холокоста. В первой новелле «Туфли» показана история любви и трагедия войны с помощью камеры, установленной на уровне ног. Оказывается наши движения не требуют слов и лиц, говорят сами за себя и универсальны на всех языках. Жесты тоже не имеют национальных оттенков. Когда мужчина встает на одно колено это значит, что он либо признается в любви, либо уже предлагает руку и сердце. Но звуки и предметы внешнего мира имеют свою национальную специфику. Движения же (в зависимости от ситуации) тоже могут потерять свою всеобщность. Сама идея создания фильма возникла у Константина Фама в Освенциме у витрины с тысячами пар обуви. Все, что осталось от узников, потеряло индивидуальность, превратилось в прах, но осталось во времени. Режиссер возвращает их к жизни и предлагает прожить ее заново. В этой истории нет недосказанностей. Взгляд снизу, а не сверху объективнее, поскольку не мешают эмоции. За 15 минут экранного времени проходит вся жизнь, точнее ее очень значимый отрезок. Приобретение туфель, случайное знакомство с мужчиной, свадьба в еврейских традициях. путешествие, рождение ребенка, недолгое семейное счастье и война — ключевые этапы жизни героини, которые осознаваемы без лиц и слов, только через фиксацию движений. Панорамная съемка вводит в мир еврейского квартала и человеческих отношений.
Мгновения жизни в своей стремительности остаются в вечности. А вот и Париж с величавыми Нотр-дамом и Тур Эфель, видимые в ракурсе камеры, фиксирующей свое внимание на обуви. А вот влюбленные бегут по набережной Сены, опаздывая в свой рай (так называется экскурсионный пароходик), но успев заскочить в последний момент. Так Ада, но уже в третьей новелле, попадет в барачный вагон, увозящий в Освенцим. А вот в жизнь элегантных ботинок и изящных туфелек входят и детские сандалики с платьицем, но все в том же месте, где они всегда счастливы, их как будто вечность ждут тупоносые и грубые боты. Все идет своим чередом, но вот на глади воды отражаются контуры пролетающих самолетов, и по набережной вышагивают солдатские сапоги с явным национальным признаком. Начало войны символизирует как будто случайно выхваченная камерой валяющаяся в пыли сломанная минора и отскочивший от туфель мечты каблук. Предметы ломаются, как и устои прежней и мирной жизни, к которой нет возврата. А потом они остаются жить без людей. В финальных кадрах — огромная необозримая куча обуви в витрине Освенцима, превратившаяся в тлен, как и жизнь их носителей.
Свидетели это не только люди, это весь мир и живой, и вещный. В фильме туфли, собака и скрипка оказываются и свидетелями. и участниками великой трагедии, и даже вершителями судеб людей.
Сначала зритель встречается с теми, о существовании кого он давно знал, но не догадывался кто это. История разворачивается таким образом, что событийный ряд, отсутствовавший в первой новелле, перенесен в последнюю. Теперь становится понятно кто обладатель элегантных ботинок и изящных туфелек. Известно все — их имена, чувства, их музыка жизни. История проходит сквозь время и отражается в судьбах наших современников. Сначала режиссер погружает зрителя в атмосферу мастерской, где создается скрипка, которая пройдет войну и окажется в руках очень талантливого музыканта — потомка тех евреев, которые играли музыку, когда их расстреливали. Эту роль исполняет Ленн Кудрявицки, немецкий актер и режиссер российского происхождения. Инструмент оказывается невольным свидетелем трагических событий истории еврейского народа. Режиссер продолжает смысловую линию, которая началась еще в первом сюжете. Теперь рассказ о войне ведет скрипка, она плачет и переливается всеми оттенками чувств. Ее взгляд и вовсе лишен объективности, но она может увидеть и ощутить то, что неподвластно туфлям, собаке, и даже человеку. Судьбы переплетаются, многие герои встречаются и расходятся именно под звуки скрипки. Немногие остаются в живых, часто волею случая, реже потому что отсутствует совесть.
Главная мелодия трагедии еврейского народа и памяти создается в концлагере, а потом спустя десятилетия звучит у стены Плача в Иерусалиме. Народ, переживший массовое истребление, сохранил себя и обрел Родину. К финалу складывается мозаика фильма, где главный элемент — старик, бредущий к воротам Освенцима. Память не стереть, она возвращает туда, где больно. Очень важно не повторить этот ад.
Ада Бернатоните
26 июля 2018