Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сердце мира |
год: | 2018 |
страны: |
Россия,
Литва
|
режиссер: | Наталия Мещанинова |
сценаристы: | Степан Девонин, Наталия Мещанинова, Борис Хлебников |
продюсеры: | Сергей Сельянов, Дагне Вильджюнайте, Наталья Дрозд |
видеооператор: | Евгений Цветков |
художник: | Кирилл Шувалов |
монтаж: | Даша Данилова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $57 677 |
Мировые сборы: | $55 643 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
Давайте разберем с профессиональной точки зрения. Плюс уже отправим навсегда в утиль такого сорта «шэдэвры».
я вот одного не пойму: уже общество давно раскусило механизмы построения такого треш-контента, уже в нулевые продюсеры наигрались в чернуху на волне моды на западе — заодно заработали. Но сегодня, сидя в своих, оторванных от жизни реалиях, авторы имитируют самую жизнь, навязывая простым людям свою (авторскую) коннотацию. Принцип прост: показывай грязь, кровь, побольше и немотивированно, расчеловечивание, жестокость. И выдавай за правду-матку.
Ладно бы мы жили в конце 90-х, где подобный трешак принимался как чуть ли не шедевр или откровение. Но неужели у авторов не достоинства минимального, уровня профессионального, чтобы оценивать со стороны то, что они делают? Чтобы объективно, критично воспринимать свои однодневные поделки. Иной раз задумываюсь: а не тупо ли это распил денег?
И вот почему возникают такие вопросы. Судите сами.
По подаче это псевдохудожественная реконструкция. Как документальное кино не работает — оторвано от реальности и насквозь фальшиво (в документалистике хоть есть, бывает правда). Как художественное кино — тут закос под документальность, т.е. снова меньше правдоподобности. Отсюда проигрыш по всем фронтам — образности не возникает, но и правды не донесено.
Нет драматургического купола над каждой из ситуаций. Что это такое объяснять тут не стану, т. к. тут просто запредельно низкий уровень драматургии. Отправлю самообразовываться.
У героев нет мотиваций, они играют не обстоятельства, а эмоцию. Т. е. самый проигрышный и неправдоподобный (плоский) вариант. Отсюда отсутствие эмпатии.
Да, забыл сказать: у создателей шыдевра искаженное представление об авторском кино. Авторское — это синоним искреннего, нестандартного высказывания, не всегда по канонам. Но на языке (извините) кино. А тут — тупо драматургическая лужа, тут даже нельзя оценивать, как невозможно оценить ответ двоечника, который просто не явился на урок и говорит что-то в полупьяном бреду. Кол.
На 18-й минуте первое действие у героев, первый шаг — надели ошейник на собаку. Обалдеть. Уровень уважения ко времени зрителя. Уровень «наполненности» и метафоричности.
Камера трясется — «чтобы трястись», а не ради художественного эффекта. Вообще, научились имитировать «аутентичность» и осваивать рубли
22 минута — жестокое обращение с животными. Почему фильм делали нелюди. В принципе, это уголовная статья для сельяновых и прочей компании. Но блатные блатных не трогают, наверно. Это в чистом виде уголовное преступление, снятое на пленку. Давайте в следующей серии уже с людьми, да? Ну, чтоб поострее было. Когда нет таланта выражать мысли на уровне идейном, не владеешь продюсированием, киноязыком — тогда побольше кровищи — «и так сойдет».
Важный аспект «авторского» взгляда (в понимании работников студии) — это чтоб герои были представлены как нелюди и унтерменши. Здесь в фильме они обменивают кровь зверей на пироженки. Ну АРТХАУС, а что вам еще надо? Это же глубокий авторский тут смысол заложен. Это же… ай, не стоят они моих затрат временных)
Далее. Почему мы должны следить за главным персонажем и сопереживать ему? А «потому что у него умерла мама». Всё. Просто сразу надо было в первом кадре. А во втором какой-нибудь треш. Не тяните в следующий раз до 30-й минуты)
Защитники зверей представлены анекдотично — в соответствии с оторванной от реальности картиной мира авторов.
Нежные живодеры сношаются в грязи, пока злые зоозащитники мешают им жить
--
Вообще, кто не в теме. Есть такие «притравочные станции». Во всем мире ОНИ ЗАПРЕЩЕНЫ. Это уголовка. У нас еще, как в стране третьего мира они где-то существуют, говорят. Это места, где живут звери дикие, которых используют в качестве живой мишени — они бегут, собаки раздирают лис, енотов, — если не повезет последним, — либо просто больно кусают до крови. Так охотничьих собак отдельные уроды «приучивают» к охоте через запах крови.
Вы не поверите! Здесь в фильме эти живодеры показаны как спасители диких зверюшек! А ведь иначе зверюшки не выживут в лесу сами! Вы понимаете, да? Уровень манипуляции. Наверно, на первый класс средней сельской школы сойдет. Но это же кино! Студия-мастерская хлебниковых и сельяновых… ну вы поняли.
Далее. Если анализировать фильм в целом — он посредственный, ни единой живой ноты. Главное, чтоб была грязь, отчаяние, сношение и люди, которые хуже зверей. Самое потмодерновое, что авторы не понимают, что снимают чернуху от озлобленности на мир, и именно мир таков, что в этом мире (который они же сами ненавидят) существуют притравочные станции, и авторы снимают фильмы в оправдание притравочных станций — чтобы больше было треша и материала для следующих фильмов. Вот такая... закольцовка. Как будто 'я мир ненавижу, чтоб было что ненавидеть'.
А что до игры актеров, и прочих ремесленных составляющих — вовсе нет желания анализировать.
Фильм воспринимается как агония тупиковой ветви кинематографа, которая не смогла выжать из себя минимальные смыслы с конца 90-х и замкнулась на агрессивном отрицании самой же себя.
Не рекомендую смотреть, трата времени.
1 из 10
30 ноября 2022
Кажется, что Сердце мира это фильм вроде бы о внешнем для человека мире, животных и природе, но на деле он о мире внутреннем - о том, что чувствует, переживает и любит человек.
Картина показывает нам сложного главного героя - парня с травмирующим детством, не очень любящим людей и замкнутом в себе. При этом он бесконечно предан и любит животных и тех, кто принял его в свой закрытый локальный мир - мир животного питомника в тихой лесной глуши. Именно душевные переживания героя, осознание себя, понимание чего же он хочет от жизни, кого любит, а кого нет, кому стоит противостоять, а кого все же стоит простить и есть главные темы фильма, а вовсе не тема животных, как может показаться на первый взгляд. Хотя конечно этот элемент в фильме тоже присутствует, как и другие темы, характерные для отечественного кино. Проблематика отношения к животным, разные подходы и мировоззрения провинциалов и городских, быт в русской провинции, типичные проблемы, счастья и несчастья местных людей, которые тоже как и все хотят жить, любить и быть счастливыми.
Фильм достаточно достоверно показывает жизни простых людей в удалении от цивилизации, не скатываясь в гротеск и чернуху - фильм явно не стремиться высказать какую-то общественную или глобальную повестку, акцент делается на внутреннем мире людей, которые живут в конкретных условиях и в конкретное время.
По итогу получается приятный и своевременный фильм о людях, их эмоциях и жизни от которого в некоторые моменты становится больно, а иногда очень тепло на душе. Посмотреть его я советую всем, кто ищет чувственного кино о жизни, а не только банальные и типичные развлекательные картины.
21 января 2022
Помните мою прошлогоднюю разгромную рецензию на «Матильду» Алексея Учителя, в начале которой я в противовес увиденному абсурду писала о ХОРОШЕМ (да что там… отличном) российском кино? Напомню: «в России снимают действительно качественные фильмы, честные и сильные, которые проходят без шумихи и общественного резонанса, громких лозунгов и пафоса, диких бюджетов и скандалов, но это совсем другая история». На днях я посмотрела именно такую историю — «Сердце мира».
Прекрасная, глубокая, гармоничная, животрепещущая картина с потрясающей операторской работой и удивительными актерами. Боже какие там актеры, они не играют, они живут! Непередаваемое ощущение, что это и не фильм вовсе, а зарисовка жизни, где герои даже не предупреждены о том, что их снимают.
Смотреть тем кто: не верит в качественное отечественное кино; разочарован в жизни; считает, что в современной среде нашей страны нельзя сделать ничего настоящего и великого- можно! Было бы желание.
Местами тяжёлый, драматичный, но такой жизнелюбивый, честный и искренний фильм. Фильм о человеке в мире, и о мире в человеке; о семье, любви и смысле, который каждый создаёт сам и который так легко потерять. Напоминание о ценности каждой, даже самой маленькой, жизни. Назидание: не осуждай; не лезь в неизведанные сферы, даже с благими намерениями — навредишь.
Человеку нужен человек, а ещё человек нужен животному и миру. ЧЕЛОВЕК разумный и сострадающий, созидающий и гармоничный.
Эта драма отличается от типичной российской драмы, где надрыыыв. Здесь горе идёт рядом со счастьем, смех с печалью, а утрата с рождением. Потому что фильм этот о жизни и законы в нем соответствующие.
P.s: Недавно я посоветовала этот фильм одному знакомому, а он говорит: «не смотрю депрессняк». Ребята, не путайте депрессняк и фильмы, где надо думать. Ну или тогда не стоит кричать об умершем нашем кино, посещая очередной штампованный для толпы «шедевр» в кинотеатре. Как ни странно, но чтобы найти» Сердце мира» в кино нужно очень постараться, наверное потому, что массово зритель на него не пойдет- «депрессняк» же…
5 мая 2020
Я редко смотрю русское кино и после этого фильма буду смотреть его еще реже. В начале фильма у меня была надежда на какую-то интересную глубокую историю. Часть сцен даже заворожила… Мне нравится реалистично снятое кино. Природа и окружение сняты неплохо. Сцены с собакой до самого конца фильма действительно производили впечатление. И все… 2/3 фильма меня не покидало чувство презрения и отвращения АБСОЛЮТНО КО ВСЕМ персонажам фильма! Ни одна сюжетная ветка не была раскрыта до конца. Главный персонаж, казавшийся в начале простым добрым парнем со своей нелегкой жизненной историей, к концу уже просто вызывал отторжение.
Затравочная станция показана чуть ли не великомученниками… Серьезно?! А зоозащитники полными фриками. Главный герой вместо того, чтобы развиваться, стагнирует… хотя нет… даже деградирует. Герои второго плана не понятно зачем и о чем. Взаимоотношения главного героя и второстепенных не раскрыты почти ни в одной сцене, кроме финальной. Предфинальные действия героя не поддаются никакой логике. Даже женской. Сильна только последняя сцена и то, если ее вырвать из общего сюжета и рассматривать отдельно.
Есть ли у фильма смысл и посыл для зрителя? Нет. Его там нет. Даже того, что заявлен в аннотации. Ради них он готов пойти на все… На что все? И зачем? Обстоятельства, вынуждающие героя так действовать, высосаны из пальца.
7 октября 2019
Егор — ветеринарный врач, работающий на одной из тренировочных станций для охотничьих собак, расположенной в лесной глуши и проживающий в маленьком домике на участке хозяина станции, Николая Ивановича. Для парня, с детства не знавшего любви из-за матери-алкоголички, животные с их преданностью и простотой в чеховском списке «львов, орлов и куропаток, рогатых оленей, гусей и пауков» занимают куда более важное место, нежели люди. Но душой Егор все равно инстинктивно тянется к человеческому теплу, хотя в силу своего тягостного прошлого и тотального неумения вести внятный диалог он порой совершает странные, противоречивые поступки. И однажды ему придется принять решение, в каком же направлении двигаться дальше — учиться понимать людей или запереть себя в клетке.
После того как «Аритмия» Бориса Хлебникова по сценарию Наталии Мещаниновой прогремела на фестивалях и вызвала одобрение публики, Мещанинова решила попробовать вновь сесть в режиссерское кресло, но ее новая работа может понравиться далеко не всем. Если конфликтология «Аритмии» с ее четко выделенными положительными и отрицательными героями, занявшими свое место в государственной Системе, была очевидна и понятна, то «Сердце мира» работает куда сложнее, многослойнее и прибегает к порой некомфортному и не всегда явному языку метафор, намеков и полуслов. В картине будто напрочь отсутствует сценарий, происходящее на экране изображено как кусочек жизни, когда возникает чувство, будто события, реплики и характеры рождаются сами собой, из ниоткуда, без начала и конца. На первичном уровне восприятия «Сердце мира» работает как суровая реалистичная драма о человеке, нашедшем гармонию исключительно в первозданной сути природы, когда вокруг слышны только ветер и звуки дикого леса, с удивительной точностью и правдоподобием в создании быта и отличной работой оператора.
Но если увидеть заложенный в непростом и осязательно-тонком киноязыке Мещаниновой символизм, то становится ясно — кино не просто рассказывает историю одной души, это портрет нашего нового менталитета с его трудностью вступить в диалог с ближним. Вроде как стремление есть, но почему-то при каждой попытке произнести слово и сделать шаг навстречу друг другу издается только какое-то невнятное мычание, произносимое через силу, когда облегчить душу можно только путем ее излияния, высказывания наболевшего, но это никак не получается. Намного проще впасть в ярость, схватить дубину и бить все вокруг, набухаться и в итоге просто уйти в тихий и комфортный мир клетки, уснув в компании зверей, такой знакомый, понимающий, ничего не требующий. Трогательные сцены с лечением алабая Белки проходят тонкой нитью через все повествование, показывая, как Егору важно исцеление животного, параллельно с которым происходит очень медленное выздоровление его собственной души. Ведь все-таки мир людей — это не мир животных, и если у человека есть в сердце хоть малейшее стремление к тем, кто рядом и кому ты небезразличен, то необходимо наконец принять решение и выйти из своего заточения.
8 из 10
3 мая 2019
В центре повествования находится ветеринар Егор, который работает на испытательно-тренировочной станции, где готовят охотничьих собак. В фильме мы увидим документальные кадры, как собака схватывается с лисой. Защитникам прав животных это конечно придется не по нраву.
Больше всего Егор любит общение с животными. По ходу фильма мы понимаем, что он не умеет правильно выстраивать социальные связи. И причина этого кроется в его прошлом.
Мы узнаем, что мать Егора страдала алкогольной зависимостью, и нормальной семьи у него никогда не было. Все связи с прошлым Егор хочет оборвать, и обрывает жестко, резко, по-больному. Его страдание вырывается наружу, выплескивается в насилие.
Фильм начинается с того, что Егор делает перевязку раненому алабаю. В течение сюжета тот понемногу восстанавливается. Здесь мы можем провести параллель с душевно раненным Егором, который получает шанс обрести новую семью, то, чего у него никогда не было. Но он сам создает препятствия своему новому будущему, прошлое не отпускает его.
Даже в отношениях мальчика Вани и его матери, семья которых владеет станцией, Егор видит много боли. Ваня, как и скорее всего и сам Егор, растет без отца. Они сдруживаются, сближаются друг с другом. И собственная непережитая боль Егора мешает ему почувствовать любовь к Дарье, матери Вани.
Множество параллелей сплетаются в единую канву. У Мещаниновой получилось не просто рассказать историю, но передать чувство взаимосвязанности бытия, пути к обретению мира в душе. Возможно, предощущение боли, которой сопричастен каждый из нас, и есть сердце мира.
8 из 10
27 февраля 2019
В лесной глуши живут хозяин тренировочной станции для собак, его семья и ветеринар Егор. Отхаживают псов, разводят лис и всякую домашнюю живность. Иногда к ним приезжают из города и устраивают собачьи турниры. Тут становится понятным, благодаря чему существует это крохотное поселение. Иногда приходят борцы за права животных и порядком портят нервы. Впрочем, как и любые чужаки, которым здесь не место.
Сюжет в фильме максимально линейный, но пересказать его если и можно, то точно нельзя. Как невозможно передать словами запахи и вкусы. Как киноязык становится лучшим средством выражения, с которым лучше не пытаться конкурировать.
Несмотря на внимание к природе, в центре внимания все равно остается человек. Именно его глазами, мыслями и чувствами зритель воспринимает картинку. Немногословный, застенчивый ветеринар буквально не от мира сего. Неслучайно скрылся подальше от людей и поближе к животным. Внутри Егора сидит такой же зверь, как и в окружающих его псах. Он искренне хочет одомашниться, но не всегда понимает поступки окружающих людей. Хотя и сведя их количество к минимуму, все равно не может обезопасить себя от чужих глупости и пороков. На них мирный ветеринар реагирует необузданно и жестоко, как кусает обидчика раззадоренная собака.
Дело не в том, что животных парень понимает лучше. Они скорее просто не способны на то дурное, что творят люди. В этом фильм перекликается с другим фестивальным хитом «О теле и душе». Здесь тоже животные являются если не идеалом духовной чистоты, то единственными, которых нельзя не в чем упрекнуть. Люди, какими хорошими, по сути, не были, никогда не способны опуститься до этих глубин духовности. Однако у Натальи Мещаниновой нет места фантастике и все метафоры прочно скрыты за суровой реальностью. Оттого история кажется сказочной, какой мечтой представляется жизнь человека в гармонии с природой, но очевидно правдивой и искренней.
Очаровательный юмор сбивает философский пафос. Несмотря на всю сложность и глубину, удивительно нескучная картина. Природа в кадре не поражает своей разнообразностью или невиданной красотой, потому что цель здесь не эстетика сама по себе. Зато этим лесом, лисами и бурундуками, навозом и вездесущей грязью проникаешься так, что для тебя тоже они становятся смыслом жизни. Во всяком случае открываешь для себя ещё одну грань прекрасного. На шаг приближаешься к сердцу мира.
19 января 2019
Если вы просыпаетесь и тут же по утру жизнь вам кажется чем-то, не оставляет равнодушным — эта лента тоже не оставит. Забудьте о себе, в фильм нужно войти сразу, тогда щелчок замка на вольере хлопнет и вы окажетесь в окружении простоты и естественного изящества, в окружении сырых болот русского леса, чавканье сапог и тявканье щенков, вздохи напуганных и выдохи выживших.
Кто ты, сторонний наблюдатель, покорный слуга добродетели? Всего лишь частица, живая и дышащая одним и тем же со всем остальным, похожим на тебя и нет, понимающим тебя и недоступным твоему пониманию, но тем, что всегда спешишь понять.
Главный герой фильма и нашего времени, этого тяжелого для такой жизни времени, Егор просыпается со светом, чтобы перейти из холодной обители одиночества в семейный дом. Где ссоры и препирательства, завтраки и ужины есть одно целое, есть настоящее, есть то, чего не хватало всю жизнь, просто быть частью чего-то. Без осознания того, что Егор уже не часть, а остов этого семейного гнезда, в которое был принят изначально по квалификации, он продолжает чувствовать себя неловко, не к месту. Не задумываясь о своей ценности и многих других вещах, которые возникают да исчезают благодаря и из-за него, Егор лишь честно трудится ради того, во что верит. А эта искренность ему отдаёт предначертанное, к нему приплывает необходимое, хочет того или нет. Вместе с тем воды судьбы пригнали к нему прошлое, откуда узнается природа доброго отзывчивого мальчика, которого видим. Любые отношения ему небезразличны, кроме тех, что оставил в прошлом. Проглотив свои детские слёзы, он вытрет их другому ребёнку, хотя бы потому, что тот слабее. Этот парень знает намного лучше других, что меньшие и более слабые нуждаются в помощи, а в нем ее достаточно, в себе он находит, чтобы отдать.
Все же он, человек, и другие причастные, ограничивают природу некоторых существ, о чем неустанно на территорию поступают(приходят) напоминания. Но эти ограничения (по крайней мере в показанный нам период) стали роднее леса для тех животных, которые лишь улавливали его дыхание через своих родителей. Не зная толком природы, озабоченные не своими судьбами, местные искатели правосудия погружают в неизвестность существ, которые ни на что не годятся в дикой среде, за что сами знакомятся с неизвестностью, так же не годясь ни на что, ослепнув внутри своих клеток.
Легко забываешь, что смотришь фильм, который спланировали и сняли, за который заплатили. Лишь пара необычных ракурсов камеры Е. Цветкова напоминает, что ты бы так не забрался, ты бы так со своего дивана не увидел, для тебя снимают, для тебя ищут точки опоры. Полное отсутствие музыки, кроме той, что издаёт все живое живя, лишает привязки к конкретной эмоции. Нам здесь не надо слышать тёплую фолк гитару, чтобы проникнуться романтикой окружающего, не ждём капель фортепианных клавиш, чтобы усилить своё переживание о… или заплакать самим. Все и без того трогательно до слез, все понятно. Трактовать поступки можно по-своему, а все же о чувствах говорит природа, она прошепчет вашу улыбку, когда все хорошо сложится, пробьёт ваш слезный канал, самостоятельно, и вы повинуетесь.
Советую ничего не ожидать и не начинать с претензии, начитавшись недовольных. Мещанинова не стремится набить себе необъятную фанбазу, судя по тому, за что берётся. Вне зависимости от её надежд (тайных или явных) кино вряд ли можно назвать коммерчески успешным, и она знает, и Хлебников знает, и пусть мы тоже просто узнаём что-то от этих умных людей, без задней мысли.
10 из 10
11 января 2019
Начну сразу с того, что фильм мне не понравился.
Этот пустой, в нем нет развития, жизни и попросту — души. Он снят очень достойно, но это лишь единственный положительный момент для меня за весь сеанс. Было, и в правду, приятно наблюдать за живописными пейзажами, климатическим переходом от дождливой, туманной и холодной погоды к более тёплой и светлой. Вообще к операторской работе вопросов нет. Часто слышу от людей, что: «РУССКИЕ НАКОНЕЦ-ТО СНИМАТЬ КИНО». Я соглашусь, что снимать то научились, а писать героев и истории — нет. Исключения, конечно же есть, но не о них. О чем же фильм? На первый взгляд ничего не понятно, как и собственно, на последний. Фильм ни о чем, ни о ветеринаре, ни о человеке, ни о организациях защищающий животных и т. п. Этот фильм старается быть слишком претенциозным и пытается вознести себя в категорию тех фильмов, которые «не для всех». Многие после просмотра остались довольны фильмов ссылаясь на то, что все, кто не понял се творение «недалекие», ссылая на то, что это жанр такой у фильма. Простите меня, но какой? В последнее время вспоминаю фильм «Суспирия», с которого люди толпами уходили. Фильм непонятен, сложен и затянут, однако он заставил меня думать о нем ещё несколько дней подряд. Искать какую-то дополнительную информацию о нем на просторах сети, а в данном творении — почти все, что происходило забывается через 15—20 минут после просмотра.
Не понятно что хотела сказать нам режиссёр. Актерская игра — средняя, некоторые актёры играют хорошо, но особо не впечатляет. Знаете, это тот случай, когда персонажи настолько пустые, что актерам играть нечего. Нас попросту кидают в ситуацию, ничего не объясняя и точно также из неё выхватывают, оборвав фильм на полуслове. Они ужасно его затянули, долгими ненужными сценами(Сцена с бутербродом).
Если уж вы взялись высмеивать организации, которые защищают животных, то уж будьте добры раскрыть тему, а не подвести к конфликту и закончить его тут же. Так в принципе со всеми сюжетными линиями в фильме. Попытались раскрыть, но что-то у нас не вышло. Давайте мы оставим все на полу слове, а зритель все додумает за нас. Отлично!
В общем что хочу сказать, что даже для какого-то фестивального кино нужна история, которая бы могла зацепить чём-то, кроме того, что я сам себе должен додумать после просмотра.
3 из 10
13 декабря 2018
Плюсы фильма очевидны — натура, диалоги, природа, дыхание жизни.
Но важно сказать и о минусах — главный герой не меняется, он практически плывет по течению событий притрав. станции. Когда к нему пришла родственница, он не готов ничего говорить о конфликте с родителями, не готов и к отношениям с девушкой. Он смог поладить только с ребенком и животными, самыми незрелыми личностями, поэтому в конце выплескивает злость на «плохих» экологов, которым я сопереживал больше, чем эксплуатирующих лис семье на станции.
В идеале он бы сам мог и должен был быть таким защитником прав животных, но он слишком погружен в себя и не готов на подвиги. Его постоянно спасает от проблем глава семьи, по сути это его второй отец, которого он умудрился жестоко побить.
Любовь к животным — единственное, за что ему сопереживаешь, и по большому счету это главный герой Аритмии, который не может спасти себя и мечется вокруг своих детско-родительских проблем.
При этом фильм сделан честно и с душой, за что автору спасибо.
10 декабря 2018
Этот фильм настолько восхитительный, что перехватывает дыхание, хотя сам фильм ощутимо «дышит»: местами сбивчиво, но главное — без остановки. Даже после резкого черного экрана зритель слышит дыхание природы в такт титрам.
Замечательный фильм: дикий, «животный» (даже герои плачут «по-животному», протяжно, по-волчьи), донельзя атмосферный, яркий и такой колоритный.
Плакать начинаешь уже на 4-ой минуте фильма. Тиски хватают сразу, зажимают, давят, устраивая «американские горки»: от кризиса к катарсису и обратно.
Главный герой — отдельный вид искусства в этом фильме. Великолепная актерская игра Степана Девонина, который также принимал участие в работе над сценарием, покоряет. Дуалистичность Егора (герой Степана Девонина), сочетающая в себе безграничную заботу о животных и окружающих людях с одной стороны и темное, болезненное прошлое, детские травмы, плохие отношения с родственниками и открытую агрессию по отношению к «чужим» с другой, как нельзя лучше помогает зрителю полностью проникнуться картиной, буквально раствориться в ней.
Здесь и все прелести российской глубинки: отторжение «новомодного», бегающие по дому козлята, пьянки с соседом до чёртиков, драки, старые серванты с двигающимися стеклянными дверцами и деньги в коробках, хранящиеся все в том же серванте.
Отдельно хочу отметить операторскую работу: на протяжении всего фильма хотелось аплодировать стоя. Камера прекрасно проецирует на зрителя эффект присутствия и еще больше сплачивает с фильмом.
Фильм учит. Учит прощать, любить, спасать(ся), защищать(ся) и, главное, жить.
Сердце мира — оно здесь, в парне, который совершенно запутался в себе, во всём и во всех, и который на протяжении всего фильма борется в первую очередь с самим собой.
По итогу: фильм Наталии Мещаниновой (в тандеме с Борисом Хлебниковым) вышел невероятным. Все два часа твоя душа будто перестраивается, неизменно страдает, но в итоге приходит к такому нужному катарсису.
P.S: Дабы не спойлерить искушенным людям: последний эпизод фильма — олицетворение вообще всего. Отдельная огромнейшая благодарность тем, кто придумал его и воплотил на экране. Просто до дрожи.
10 из 10
19 ноября 2018
Тем, кто смотрел прошлогоднюю «Аритмию», посвящается… Исключительно в качестве рекомендации для аудитории, которая в прошлом году смогла выбрать воскресшее/воскрешающееся российское кино. Из похожего только интонации. А вот авторы — одни и те же, только на этот раз поменялись местами. Сотрудничество Хлебникова и Мещаниновой уверенно становится гарантом качества и эксплуататором действительного культурного кода, присущего современному творчеству.
В центре ленты — жизнь притравочной станции. Места, где охотничьи собаки учатся своей дальнейшей профессии на лисицах, кабанах и прочих пушных и лесных обитателях, которые содержаться там в комфортных условиях и являются естественной приманкой, имея в ту же очередь все пути для собственного спасения. Есть у этой станции свой хозяин с семейством из жены, скучающей дочери и внука. И есть работник — Егор, который живёт в маленьком домике на их участке, лечит и кормит зверей, в общем — делает всё, чтобы содержать животных в комфортных условиях и чтобы нравится хозяину, который в свою очередь содержит его. Своей семьи у него нет, как и прошлого целиком, о матери предпочитает не вспоминать, даже когда та умирает. Егор сам напоминает животное, одинокое, прибившееся к стае.
В этом где-то и есть та самая главная параллель в фильме. «Сердце мира» — это не первое вычурное название, говорящее о спасении и восхваляющее душевные качества человека. Сердце мира — это скорее про пульс самого органа, единого на всех, универсального для каждого существа на земле. Герой, обладающий подобным сердцем, безумно предан своему хозяину, он способен искренне любить своего сородича, помогать ему в любой момент, и в тоже время способен не понимать своих чувств, не способен контролировать эмоций и властен проявлять собственный гнев в любой, терзающей его душу обстановке. Его отмщение защитникам природы, приносящим в эту самую природу исключительный дисбаланс, является фактором защиты себя и своих соплеменников от опасностей человеческого сознания. Это естественный инстинкт, бесконтрольный, демонстрирующий отсутствие глобальной разницы в сердцах между человеком и животным.
В этом есть самая большая гордость за фильм. Ни ветеринарство, ни тема животных не являются здесь ключевыми. В «Сердце мира» по косточкам разбирается человек. Человек без стартовой позиции, без привычных навыков городской среды и общества. Наружу выносятся все страхи и вся любовь одновременно. Лента пропитана деталями, символами, каждое движение и каждый шорох имеет в ней свой смысл и своё ключевое значение. Своё «слово». При этом сами слова, как элемент речи — лишний, ничего не значащий антураж. Историю можно получать из одного визуального ряда, по действиям героев и их звериных братьев. Говорят тела, эмоции и жесты. Этот фильм и смотрится с некоторой «животной» позиции, он не призывает осознавать, он призывает ощущать окружающий его мир.
И с одной стороны зритель остаётся один на один с героем, как с персонажем игры, как с мишенью, навыки и повадки которой следует изучать. С другой же, он, даже не коррелируя себя с экранным миром, чувствует всю его природу, внутри которой существует сам. Это как теоретический урок психологии, попытка разложить на связи и образы природу внешнюю для создания и природу его собственную, внутреннюю.
Многие любят животных больше людей, за их инстинкты и за их беззащитность. Фильм предлагает за то же самое попробовать полюбить человека.
18.11.2018
18 ноября 2018
На днях посмотрел «Сердце мира» Наталии Мещаниновой, но всё не мог сформулировать что можно написать о картине и нужно ли это делать. Решил, что нужно. Хотя бы для тех, кто не знает о её существовании.
Попытка рекомендовать такое кино может оказаться «медвежьей услугой». Лично я первую треть фильма балансировал на грани, за которой созерцание бытования героев превращается из соучастия в скуку. Но фильм (и его авторы) оказался умнее меня. Он незаметно, отвлекая документалистикой притравки, подкрался и неспешно обнял, проникая внутрь и растворяясь чем-то куда большим, нежели сопереживание частной истории — чувством, будто я оказался внутри целого мира и одновременно смог разглядеть его со стороны; будто смог и пережить, и понять, и осознать его устройство. Завидное, но ускользающее, должен заметить, чувство.
К тому же это ещё и настоящее кино — такое, в котором изображение и звук умело переплетаются, создавая точные (по отношению к сюжету) и, главное, ненавязчивые художественные образы.
А ещё здесь классные актёры. Классные настолько, что, во-первых, и как актёры (несмотря на узнаваемость) не воспринимаются, а во-вторых, остаются живыми рядом с щемящими глазами многочисленных питомцев станции.
И хотя мне не понравился «Комбинат «Надежда»», да и рекомендовать «Сердце мира» как эмоционально «потрясающее» кино я не могу, но и промолчать о нём мне кажется не честным. Скорее тихо, шепотом, полунамёком, пригласить к просмотру самых близких, в надежде, что и они испытают нечто подобное.
13 ноября 2018
…Егор — герой типичный для «новых тихих», если таковые (герои), у упомянутого кинопоколения вообще имеются. Тихий, неприметный, почти заурядный, в общем, «обыкновенный человек» (если воспользоваться названием одноименного фильма Редфорда), не спасающий человечество от инопланетных захватчиков и не проводящий свободное время в эпических полетах над бренной землей. Эдакий новый юродивый, с бесхитростностью Кандида и отсутствием чуйки на «правильную» жизнь и выгоду идиота Федора Михайловича. Людям предпочитает зверушек и детей (и на то у него есть причины) и словно те лисички, с испуганными и злыми глазами, сидит в конуре приютивших его тружеников испытательно-тренировочной станции (так, кажется, это называется) и никуда носа не кажет.
Однако, Егор все-таки герой. Приземленная, онтологичная героика Егора и ему подобных незаметных людей — в ежедневном, рутинном бытийствовании, иногда выживании в условиях окружающей действительности, когда человек человеку настолько брат, что иногда даже похуже чем волк. И здесь уже не до подвигов — хорошо бы просто сохранить жизнь и не потерять совесть. А он еще, по мере возможности и необходимости, делать добро умудряется. Параллельно, заново обретая семью, учась жить по-новому и любить.
Мещанинова добротно и качественно делает работу, сочетая равнодушный реализм классического постдока с милой сердцу зрителя сентиментальностью. У ее постдокументализма вроде бы, все на месте: простые герои, точно схваченные характеры и фактура быта, руссоизмы естественности единения с природой, социальный подтекст, точная метафора (эта та, что про Егора в клетке, реализованная), банальный экзюперизм (извините за неблагозвучие) вроде ответственности за тех, кого приручаем, и даже неопрятные «зеленые» с синими волосами и «вертолетами» наперевес в качестве антагонистов, не дающих незаметным персонажам спокойно жить и трудиться. Локации, вроде тоже уже где-то видели: того и гляди зайдет на огонек Иван из «Охотника» Бакурадзе.
Четко следуя стилевым координатам постдока, Мещанинова изумительно работает с фактурой, детализируя и делая ее предельно наглядной, умело передавая практически тактильное ощущение благости природного естества (замечательная «ручная камера» Е. Цветкова отличается эстетическим хладнокровием сфумато, почти лишенным неуместной открыточной красоты). Но, пересыпая сюжетосложение и визуальный ряд умилительными зверушками, постановщица стреляет себе в ногу: барсук Тишка, лисичка Падло, козочки, жующие занавески и прочие четверо-и трехногие отказываются выглядеть как стаффаж, а, напротив, легко отодвигают всех гомосапиенсов, населяющих ИТС на задний план, оттеняя и без того не шибко выпуклых человеческих персонажей. Фактура играет героев, как свита короля. С природным звериным обаянием способен поспорить разве, таким же обаянием не обделенный, Николай Иванович (отличная роль Дмитрия Поднозова), с харизматично развевающимися в ночи на ветру домашними трико.
Несмотря на это, по меньшей два качества кино Мещаниновой подкупают: минимализм быта, возведенный в поэтику (сразу приходит в голову почему-то снежок, сыплящий в свете ночного фонаря над собачьим вольером) и трезвый оптимизм философско-моральной оси — там, где у Звягинцева, в примерно схожих обстоятельствах, начинается мрак, ученица Разбежкиной дает своим героям, пусть и ковыляя, с подбитым лицом, срываясь в запой или временами угождая в фекалии, продолжать жить. Несмотря ни на что. Спокойно и глубоко дыша. Словно в сердце мира.
8 из 10
9 ноября 2018
Жил-был поп, Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»…
Странные ассоциации вызвала лента. Причём ассоциации о которых авторы фильма в интервью о своей работе не распространяются вовсе. Слышны реплики о питомниках, о диких животных, сравнения пород собак, о том о сём, а вот о Пушкине, Александре Сергеевиче, например, ни слова. А разве не БАЛДУ ХХI века нам изобразил создатель? И тесный мирок, куда помещён наш герой разве не закрытый вольер для него самого? Куда ему идти? Этому человеку? Он СИРОТА и ГОЛОДРАНЕЦ в своей стране. Обобрали, ободрали, а сейчас доят как корову — пыхти от зари до зари. О деньгах оплаты речь не идёт — сарайное житьё крышей над головой, да снедь пайка в поддержку сил. Кто он здесь? Да такой же зверь как и всё сидящие по клеткам псы и лисы. Территория загона огороженного палисадника — ему Родина, ватага зверья — братьями и сёстрами по несчастью. На всё пригодный и ни на что не годный.
Чуть сказал слово против — и зуботычина оплеухой, отошёл от канона (дрон) и немилость гнева извольте получить. Здесь всё моё, — в пьяном угаре вещает благодетель и плюёт в душу привычно сморкаясь в очередной раз. Разве ты человек? Ты раб. Ты голодранец. Бесправное существо. И тебе некуда идти. Ты И НИКУДА НЕ УЙДЁШЬ ОТСЮДА — только в сетчатую клеть к бессловесным тварям. И именно это нам демонстрируют.
Общество зелёных — оппозиция.
Охотники — сливки общества слетающиеся за развлечениями в забавах.
Дочка хозяина — мнимая свобода. И попробовав на вкус, стыдливо отвергаемая Егором.
Вот такой, мои дорогие политический… памфлет.
Или я что то не то углядел?
Замечательное исполнение.
8 из 10
7 ноября 2018
В начале просмотра фильм вызвал смешанные чувства в отношении животных: с одной стороны Егор лечит собак, а в следующей сцене они уже смакуют насколько «качественно пёс вопьется пастью в лису»,
По ходу ленты, становится понятно, что отношение героев к лисам и собакам на самом деле особое. Оно совсем не потребительское, они как бы частично партнёры, партнёры в какой-то странной жестокой затеянной людьми игре.
Ну хватит о животных, перейдём к людям. А в общем-то, если убрать животных, то главный герой совершенно бездеятелен, он постоянно не хочет принимать решений, и все таки оказывается в ситуациях когда решения принимать надо. Он словно неповзрослевший ребёнок, который отвечает на жизненные ситуации или застенчивостью или гневом или страхом. Настоящие чувства у него видны лишь в отношении с раненной собакой, тут его лицо светлеет.
Очень впечатлил хозяин базы — Николай Иванович (Дмитрий Поднозов), он прямо настоящий, живой человек. Взрослый человек.
Его появление в финальной сцене и слова прощения, которые он просит у Егора, вызывают истинное уважение и прям как-то теплее на душе, когда такой человек, занятый делом, вдруг возвращает героя в реальность: «Что было то было, наступило утро, пора начинать новый день, ты нам дорог, и перестань валять дурака! «
Лично мне именно образ Николая запал в душу. Он понимает, что он делает и зачем он это делает. Он сопереживает как может животным, он их уважает. Даже с зелёными борцами у него какое-то негоасное соглашение, вы ко мне не заходите, я вас не трогаю. До тех пор пока Егор не начал рубить дров. В общем фильм стоит смотреть, даже просто чтобы насладиться лесными кадрами, и жизнью людей в этом «лесном мире», в глухом сердце чьего-то мира.
5 ноября 2018
Говорить о «Сердце мира», новом проекте Натальи Мещаниновой, довольно сложно. Этот незаметный маленький фильм очень легко пропустить, особенно если не следить за современным российском кино. Духовный продолжатель дела «Комбината «Надежды»», другого проекта постановщика, в очередной раз затрагивает тему русской тоски и безысходности, только вместо урбанистических пейзажей избирает местом действия настоящую глубинку — место, где, вероятно, и проживают те самые «русские мужики». Произведение отчетливо попадает в тренд возвращения человека к привычным ему местам обитания. Бросив клич «назад в деревни!» режиссеры всех стран решили исследовать темы гармонии человека и окружающего мира (взять хотя бы «Не оставляй следов» — одну из самых оригинальных картин 2018-го года). «Сердце мира» же сентиментально исследует предпосылку о молодом человеке, работающем где-то в глуши в хозяйстве, в котором тренируют собак для охоты на лис, и сталкивается с «городскими», не понимающими всей красоты этого круга жизни. На контрасте из этих разных мировоззрений сценарий Мещаниновой бросает темный, скудный взгляд на жестокую и короткую российскую действительность… не предлагая при этом какого-либо психологического конструкта.
Итак, молодой человек Егор живёт на положении наемного работника — помощника по хозяйству. Его наниматель Николай Иванович — начальник станции, на которой разводят лис в качестве объектов охоты. На станции живут также жена, дочь и внук Николая Ивановича. Дочка, естественно, испытывает к Егору влечение, а тут ещё и «зелёные» приезжают, чтобы донимать местных: ну, не понимают они тонкости подобного дела!
Само собой, что «Сердце мира» надо воспринимать не как бытовую историю, хотя почти что документальный подход к этому располагает: в фильме нет музыкального сопровождения, да и диалоги достаточно «живые». Аллегория так или иначе понятна, и не зря я упомянул «Комбинат», ведь «Сердце мира» представляет собой отражение того кинопроизведения или, можно сказать, альтернативную версию. В то время как подростки из «Комбината» мечтали о «городе солнца» среди трущоб и коптящих небо заводских труб, герои «Сердца мира» нашли этот самый «пуп земли»… также оказавшийся погребенным под слоями русской тоски.
Многие свободолюбивые люди часто обвиняют Россию в том, что жизнь здесь похоже на заключение в тюрьме, и «Сердце мира» своей атмосферой каким-то образом доводит это утверждение до зрителя, пусть и подсознательно: даже микромир в центре бескрайних лесов состоит из клеток, заборов и т. п. Это воплощение, кажется, даже интересней самой задумки; несмотря на то, что сюжет здесь подчиняется трехактовой структуре, саму фабулу выделить здесь сложно. Первый акт вообще снят таким образом, что создателям словно нечего сказать; речь идёт не просто о бессюжетном метании из стороны в сторону в формате знакомства с героями, это скучная попытка закосить под реализм.
Лента сильна актерской игрой. Преимущественно малоизвестные актеры воплотились в характерные русские души. Особенно это удалось Степану Девонину, который воплотил на экране знакомый образ — наверное, у каждого есть подобный знакомый молодой парень.
«Сердце мира» — то, что можно назвать мрачным исследованием русского характера, хотя сомневаюсь, что в человеке с достойным русским именем Егор может быть выражена российская нация как таковая. Егор влачит какое-то странное монашеское существование, погруженный в свою работу, и держащийся на расстоянии от хозяев земли, несмотря на свои усилия по налаживанию более глубоких отношений между ними; при этом протагонист в основном терпит, молча переносит невзгоды и что-то бормочет под нос, но стоит его разозлить, так он будет реагировать. Повествование выражено в повседневном поведении; даже основной инцидент тут передан буднично и обыденно, да и вряд ли того же самого Егора можно однозначно назвать обеспокоенным социопатом. Мещаниновой, полагаю, особо нечего сказать, как о персонаже, так и о русском человеке в целом: как только режиссер раскрывает истинную природу главной персоны, сюжету некуда становится идти и, подобно своему герою, сценарий начинает ходить по кругу. Кульминация приводит Егора туда, где он всегда хотел оказаться, но ему там не понравилось. С собаками, конечно, тепло, но у хозяина теплее.
6,5 из 10
2 ноября 2018
«Сердце мира» — кино, пропитанное невероятной параллелью между жизнями. Собаки и человека. Залечивая рану животного, герой постепенно заживляет и свою рану. Детали фильма, как вспышки, будь это фраза, кадр или редкие эмоции в общем-то героя без эмоций. Мы сами домысливаем историю человека, живущего вне социума и по сути не выросшего. Мы сами проецируем его поведение на реалии. Здесь нет музыки, потому что его мир — это мир тишины, а точнее пустоты. Всё-таки тишиной порой наслаждаешься, а вот пустотой… Но даже в этой пустоте, от которой невозможно спрятаться, как бы он ни пытался, есть светлые пятна, и речь не только о собаке. И последнее: «Ни плавать, ни ходить не умеем, ничего, мы научимся». Это же про нашу страну. Про место, из которого невозможно убежать. Потому что любишь. Попробуйте. Уже в прокате.
8 октября 2018
Хороших драм много не бывает. Особенно — про зверушек и особенно — в России. Зритель привык, что если на экране появляется собачка, то исключительно в комедийном легком фильме. Поэтому такой бешенной популярностью пользуется тот же «Хатико». Таких картин очень мало.
Фильм «Сердце мира» получил главный приз минувшего «Кинотавра» именно как кино редкое и красивое. Хотя местами атмосфера истории близка к чему-то «звягинцевскому». Тоже одинокие, грустные персонажи, унылые дикие пейзажи, безнадега бытовухи, засасывающая людей день за днем. Но тем и отличается новая драма от «Левиафана» или той же «Аритмии», что здесь нет-нет, да и полыхнет сильной эмоцией кто-то из героев.
Вот главный герой (актер Степан Девонин, приз за лучшую мужскую роль в этой картине) срывается в ярость, узнав о смерти матери, вот он же неистово топчет квадрокоптер «Гринписа», следящий за станцией гончих собак, где все они работают. А вот глава семьи и станции, крепкий, но уже почтенного возраста человек плачет, как ребенок, из-за сбежавших лис.
Все это иногда прорывается на фоне неспешных пьяных разговорах о власти человека над животными, неловкой попытки романа между героем и дочерью его босса.
И все-таки главные герои здесь наравне с людьми — это животные: лисы, собаки, барсуки. Красной линией проходит через фильм нежная дружба между белой собакой и главным героем. Он выхаживает ее и находит утешение в ее объятиях.
Кроме того, в фильме также притягивает красота русской глубинки — это дикий лес, река с прозрачной водой, исполинские деревья вокруг избушки ветеринаров. И даже внезапно начинающийся дождь, превращающий землю в грязь, как бы намеренно совпадает с очередной вспышкой персонажа Девонина — Егора.
Фильм очень странный, вероятно, не все поймут его сразу. Но если добровольно проникнуться его необычностью, понять героев, красоту и одновременно безобразие их мира, то он может стать одним из лучших, которые вы видели на экране.
8 из 10
3 октября 2018
У сценариста «Аритмии» Натальи Мещаниновой вышел фильм с не менее анатомическо-сентиментальным названием «Сердце мира», который меня, по причинам мне понятным, тронул гораздо больше «Аритмии» (хотя те рецензии, которые я прочитала как раз показали обратное — проблема взаимоотношений в семье, ячейке общества, людям все же ближе, чем «феномен Егора», чему можно, наверное, порадоваться). Давайте я вам расскажу об этом фильме, а вы, может быть, сходите на него в кино.
Сюжет фильма построен вокруг Егора — ветеринара на станции для тренировки охотничьих собак. Несмотря на то, что визуальный ряд будет наполнен барсуками, лисами, оленями, влажной травой, хлипкой грязью, сонным снегом и защитниками животных — в фильме есть еще кое-что другое. Егор — это «человек молчащий», человек, который умеет говорить о том, что не касается его напрямую, услужливый, вежливый, как бы извиняющийся за свою нелюдимость и всегда готовый прийти на помощь (например, зашить раны на теле собак), но там, где возникает прикосновение к нему самому — там начинает вызревать аффект: невысказанное выходит со слезами, аутоагрессией, а затем герой просто берет палку/ кулаки и бьет тех, кто вмешивается в его мир, нарушает личные границы — «здесь все мое» говорит хозяин станции, который вторгся в жилище Егора и получил в морду, в морду также получают защитники животных, которые устраивают травлю работникам станции — снимают их на дроны, выпускают животных из клеток.
Интересно, что защитники животных в этом фильме показаны как тупая форма оппозиции ради оппозиции и почему-то неслучайно представлены 16 летними хипстерами (Курт Воннегут с его крестовыми походами детей) — они дают свободу животным, которые, привыкнув к тепличным условиям и получив эту свободу, погибают (да-да, какие-то аллюзии на Навальнят получились и сладкое болото автократии).
Взаимоотношения Егора с миром очень хрупкие, но последовательные. (сегодня он подсказывает ребятам из общества «зеленых», где можно помыться, но когда они вторгаются на территорию их станции — он жестоко избивает их — и девушек, и парней, не делая различий). Ирония мира в том, что мир социален, а значит тот запрос на автономность и честность, которая сформулированы Егором, фактически недостижимы.
С каким глубоким запасом нежности Егор обнимает молчаливую собаку, как он оберегает мальчика Ваню от иррациональности мира (в ответ на маленькие шалости тот получает несправедливую по его меркам жестокость — в виде толчков, пинков, недоверия, но все-таки такой тревожной материнской любви) — с полной противоположностью он реагирует на тетку, которая, имея меркантильные интересы, приезжает в образе «человека-скорбящего», пытаясь параллельно нравоучать непростившего сына или на женщину, которая собственное физическое наслаждение ставит выше плача испуганного сына, который потерял ее ночью («он сейчас уйдет»). И эта нежность, и эта злоба прорываются одинаково, бьют кривым фонтаном. Достаточно посмотреть на то как Егорушка любовью занимается, чтобы вопросы относительно возможности равномерного выражения собственных эмоций отпали.
8 из 10
3 октября 2018
Фильм, к которому хочется прикасаться. Почувствовать себя живым в скоплении фактур, света и звуков. Вспомнить, что все мы — дети природы, и она по сей день учит нас жить: в мире с собой, в мире с людьми, в мире.
У нас не всегда получается.
Когда рвется личная вселенная, не остается ничего, кроме как попытаться спрятаться, зажмурить глаза, сжаться в комок и попытаться пережить это. Потому что если не ты, то кто? Потому что хочется уйти и укрыться, но новому дню все равно — быть, и откуда знать, что он принесет? «Сердце мира» — это фильм, под декоративным безмолвием таящий глубокую человеческую трагедию. Мы проникаем в нее незаметно, а потом все вокруг начинает рушиться.
Жизнь никогда не проходит размеренно. В каждом сердце — свое горе, а каждому герою — свой путь домой. Здесь перед нами тот самый путь, мы проходим его вместе с Егором, и, зачастую, переживать это действительно больно.
Невероятно само сочетание сюжетных зарисовок и спектра тем, вложенного в них. Здесь — отцы и дети, милосердие, дом и семья, труд, общество… Смотреть «Сердце мира» — то же, что и разматывать клубок: кажется, что нити не будет конца.
Но солнце все равно взойдет, а у каждого человека — своя нить.
10 из 10
1 октября 2018
Пожалуй, каждому иногда хочется убежать от всего вокруг куда-то далеко. Куда-то в тихий лесочек или просто уединенное место. Причин этому может быть масса: неумение общаться с людьми вокруг, невезучесть в выборе окружения, проблемы семейные или само мироощущение, когда, к примеру, животные тебе ближе любого человека. Животные же не предают, всегда рядом, так понятны и понимают в ответ. Но убежать от людей, наверно, физически возможно, но вот душевно — навряд ли. Без них никак. Сквозь череду невезения и чёрных полос, неудивительно, что вера в людей может потеряться и улетучиться. Самое важное, чтобы в итоге нашёлся человек, нашлось то самое понимание, которое докажет, что люди, хоть и не все и не всегда, не хуже собак или лисиц, как бы не казалось часто иначе.
Подобное знакомо Егору. У него было несчастливое детство с выпивающей матерью, с людьми тоже не ладилось, вот в итоге Егор и убежал от них всех куда-то подальше от цивилизации на тренировочную станцию для охотничьих собак в глуши, где заботится и лечит местных животных. Конечно, полностью удалиться от человечества Егор не смог (или не захотел), вот с ним на станции живут Николай Иванович — строгий и такой чисто русский мужчина средних лет, отвечающий за всё происходящее, его жена — полноватая дама, вечно вытаскивающая мужа из пьянок, их дочь Даша, испытывающая к главному герою самые нежные безответные чувства, вместе с сынишкой Ваней — маленьким пареньком, который всей душой любит Егора, иногда злится на маму и играет с друзьями в опасные для местных цыплят игры. Общество для главного героя самое подходящее. Он заботится о любимых зверях и старается держаться как-то особняком. Но ему это, к сожалению или счастью, не удаётся: то его позовут поужинать вместе со всеми, хотя он хотел это сделать один, то зовут прокатиться в город в кино вместе, а то поймёт, что Даша видит в нём нечто большее. Да вот проблема: Егор умеет общаться лишь с животными, общаться по-настоящему и с чувствами. Ему гораздо проще зашить рану собаке, чем остаться наедине с девушкой. Ранимость и сердечная доброта не позволяют герою отказать в просьбе, как в это же время и дают ему почву для более глубоких переживаний и самых необдуманных поступков. Пытаясь скрыться от неудобной и непонятной жизни, Егор постепенно теряет понимание людей, так старательно от них убегая без желания взаимодействовать.
Но эта ловушка одиночества лишь только ломает героя, вынуждая в результате всего вымещать злобу на самом себе или же угрожать опасными действиями людям рядом, а после пытаться скрыться от всего в глубине самой тёмной чащи. Заставляя самого себя как можно меньше общаться с людьми, Егор при этом упускает шансы на исправление своей неприятной ситуации, теряя влюблённую девушку из-за старой психологической детской травмы или злясь на Николая Ивановича из-за вполне справедливого возмущения на свой необдуманный поступок после провокации. И при этом всём он в упор не хочет замечать, как люди тянутся к нему, обращая своё внимание только лишь на братьев наших меньших. Несомненно, люди иногда злее животных, люди сильнее их: человек может решить, что делать со своей жизнью, а животное — нет. Оно во власти человека, особенно в подобном месте работы Егора. Усыпить травмированную собаку или дать ей шанс на восстановление? Вечно заставлять лис и собак драться друг с другом, но в то же время ценить их как нечто близкое, переживая и искренне радуясь их возвращению? И подобную тяжесть, обрамлённую простотой взаимодействия со зверями, Егор принимает на себя, благодаря чувственной душе сохраняя жизнь всем, о ком он заботится. Довольствуясь подобным, он не хочет брать на себя нечто более сложное — взаимодействие между людьми, ведь там не может быть все так просто и легко. Раны душевные, наносимые людьми, в отличие от укусов, зашить не выйдет и успокоить боль будет уж очень сложно.
Мещанинова продолжает развивать свою тему непонимания людьми друг друга и острой нуждаемости в них. Несомненно, «Аритмия» с умопомрачительными Яценко и Горбачёвой была намного более пронзительной лентой, цепляющей каждой частичкой души, но новая работа Наталии — похожая история немного много разряда, всё о тех же объёмных живых людях, наполненных проблемами и личными переживаниями. «Сердце мира» — история трогательная и тихая, уединенная и неспешная. Она не работает пронзительным ударом, повышающим кровяное давление, а, обволакивая в эту атмосферу дальнего уголка лесной чащи, умиротворяет, чтобы глубже заставить прочувствовать ощущаемое в воздухе одиночество. В «Аритмии» двое не могли найти себя сами и пытались выжить лишь благодаря важности друг друга в очень чувствительной для зрителя интимной истории, здесь же рассказ такой же интимный и чувственный, где человек пытается не потеряться окончательно, пытаясь понять себя и жизнь, проникаясь пониманием окружающих. Мещанинова вновь выдаёт узнаваемых людей с узнаваемыми проблемами и понятными трудностями, но на уровне более поэтичном. Оставляет наедине с мыслями о значимости друг друга в жизни каждого из нас. Остроумно подмечая особенности людей, узнаваемого менталитета и поведения, ей удаётся вновь цеплять зрителя, пускай и не так ярко и живо, как было в предыдущем творении.
Вообще, самое грустное — продолжать бояться, не решаясь перешагнуть через себя, не веря в исправление и излечение ран, словно Егор. Иначе поломанный человек вполне может стать сломанным насовсем, готовясь запереть себя в клетке уже не метафоричной, а самой что ни на есть реальной. Клетку одиночества легко возвести совсем рядом с людьми, но разрушить её в дальнейшем может быть довольно трудно. Для этого необходимо взять в руки понимание и общение с чувствами и эмоциями, оперевшись на людей вокруг, и тогда жить со всеми этими проблемами станет гораздо легче даже не в самой дальней лесной глуши.
30 сентября 2018
Иногда люди в силу каких-то личных обстоятельств избегают общения с окружающими и вообще предпочитают вести одинокий образ жизни. Но человек по определению существо социальное, поэтому такие люди невольно проявляют интерес к окружающим, стремятся построить с ними отношения и даже семью. В похожей ситуации оказывается главный герой психологической драмы «Сердце мира».
Синопсис Егор работает ветеринаром на одной из тренировочных станций для охотничьих собак, затерянной где-то посреди леса. Лес, лисы, олени, барсуки, собаки — все это стало неотъемлемой частью его жизни и попыткой забыть прошлое, оставившее на его душе неизлечимые раны. Егор всячески пытается угодить начальнику станции в попытке стать частью семьи, которой у него никогда не было.
Фильм имеет небольшой актёрский состав, преимущественно состоящий из малоизвестных актёров. Однако это нисколько не усугубило общее впечатление, потому что исполнители главных ролей прекрасно справились со своей работой. Степан Девонин в роли Егора воплотил образ доброго душой, но крайне застенчивого молодого человека, который хочет построить новую жизнь, стараясь забыть ту боль, которую ему принесла прошлая. Также запомнилась игра Дмитрия Поднозова в роли Николая Ивановича, хозяина станции и обычного русского мужика, вложившего всю душу в свое любимое дело.
На мой взгляд, Наталья Мещанинова — это настоящее открытие в отечественном кинематографе. Последние несколько лет она поражает зрителей своими работами и на этот раз весьма успешно зарекомендовала себя в качестве режиссера. Дело в том, что в своих работах она делает акцент на внутреннем состоянии героев, раскрывает их характер и очень тонко передает их чувства, мысли и эмоции. Так, в «Сердце мира» нам может показаться, что Егор совершенно одинокий человек, которому его работа, постоянное общение с животными, жизнь посреди леса заменили ему жизнь нормальную. Но в действительности мы понимаем, что Егор — обычный человек с непростым прошлым, который, наблюдая за домочадцами хозяина станции, узнает, что такое нормальные семейные отношения, которых у него никогда не было. Поэтому, когда в их жизни проявляются моменты, напоминающими его прошлое, ему начинает казаться, что они совершают те же ошибки, которые совершила его нерадивая мать. Такие знакомые перемены начинают пугать героя — ему начинает казаться, что эту семью постигнет та же участь.
Как и в предыдущих работах Натальи Мещаниновой, «Сердце мира» не имеет единой четкой сюжетной линии, а скорее представляет собой зарисовки из жизни главного героя. Как уже понятно, в центре сюжета находится Егор, работающий на станции, затерянной в лесной глуши. Изо дня в день он кормит зверей, убирает их клетки и выхаживает больных и раненных животных, к которым он гораздо ближе, чем к людям. Так, несмотря на недоверие хозяина, Егор спасает раненную собаку белку. Одновременно он пытается угодить Николаю Ивановичу в его напряженных отношениях с членами «зеленых» организаций. В то же время между Егором и дочкой хозяина проскальзывает симпатия, вскоре перерастающая в тайный роман. Все эти эпизоды показывают нам героя с разных сторон, раскрывают его характер и внутренний мир, который настолько пострадал в прошлом, что просто не привык к проявлению простой человеческой доброты.
Итог Возможно, зрители, посмотревшие этот фильм, сразу не поймут о чем. Как мне кажется, «Сердце мира» — это фильм о том, как важно, несмотря на жестокие подарки судьбы, оставаться человеком, способным проявлять настоящие чувства, доброту и любовь к окружающим.
10 из 10
29 сентября 2018
Наталья Мещанинова громко заявила о себе в прошлом году, когда фильм «Аритмия», сценарий к которому она написала в соавторстве с Борисом Хлебниковым, произвёл эффект разорвавшейся бомбы, поразив не только виды-видавших критиков, но и простого зрителя. Тогда Наталья доказала, что она очень хорошо и глубоко может раскрыть характер человека, показать моральные и эмоциональные страдания и внятно оформить задуманный посыл зрителю, заставляя его думать, анализировать и делать выводы. В этом же году, Наталья не ограничилась только лишь написанием сценария. Скорее всего то, что именно она села в режиссёрское кресло «Сердца мира», а не Борис Хлебников, говорит о том, что этому фильму необходима особая подача, так как тема достаточно спорная и что бы произвести хорошее впечатление и донести правильные мысли, именно её режиссура необходима этому фильму. Скорее всего в этом фильме есть что-то личное для Натальи, так как кино получилось удивительно трогательным, нежным и абсолютно не жестоким.
Те злопыхатели, которые уже успели навесить фильм ярлыков и обвинить создателей в пропаганде жестокости и живодёрстве, скорее всего совсем не смотрели фильм. История, которая показана в фильме, совсем не о животных. Она абсолютно не концентрируется на скользких моментах, которые могут возникнуть в обсуждении целесообразности существования таких тренировочных станций. Сама станция выступает фоном и тем контрастом, на примере которого разворачивается личная трагедия главного героя.
Егор, главный герой, невероятно самобытен: он отличный ветеринар, человек, который каждый день дарит животным своё тепло, сострадание и ласку. Быть ветеринаром его призвание. Но чего ему не хватает, так это умения правильно общаться с людьми и доходчиво объяснять свои чувства. Не это ли бич сегодняшнего времени? Не перестали ли мы понимать друг друга? Я навскидку вспоминаю около десятка своих знакомых, которые находятся в такой же жизненной ситуации: им не хватает душевного тепла, но они не знают, как правильно его попросить у тех, кто рядом. Как доходчиво объяснить окружающим, отчего именно ты страдаешь. Путь к счастью не прост, но что бы счастье получить — необходимо что-то делать. А у нас одни и те же проблемы: мы не умеем договариваться, мы не умеем просить, мы не умеем правильно рассказывать о своих переживаниях и страданиях.
Именно проблемы одиночества в обществе и поднимает этот фильм. И нужно отдать должное оператору — съемка просто невероятно вписывается в стилистику повествования и позволяет взглянуть на историю под нужным углом. У нас появляется возможность наблюдать за происходящим как бы глазами животных: то собаки, то барсука, то лисицы. И такой формат подачи материала даёт нам пищу для размышления: а, собственно, чем мы отличаемся от животных? Неужели многие из нас не видят, что они всю жизнь находятся в клетке: в клетке своих желаний, собственных ограничений и неуместных предрассудков.
Фильм просто великолепен. Он весь пронизан любовью к животным (кто бы что не говорил. И на этом фоне выступает своеобразным побуждением к действию для тех, кто не может найти общий язык с окружающим его обществом или постоянно бежит от возможных проблем, когда необходимо сделать совсем немного — объяснить тому, кто тебе дорог, чего именно ты хочешь. Просто пойдите в кино и посмотрите этот фильм. Трогательная история страдающего человека никого не оставит равнодушным. Как найти общий язык с людьми, когда ты умеешь общаться только с животными? Именно об этом фильм и ни о чём другом. Будьте счастливы!
8 из 10
28 сентября 2018
Мало кто из нас задумывался о том, что происходит внутри тренировочных баз, где инструкторы учат собак охотится на диких животных. Данная тематика очень непросто для понимания. В ней можно отыскать немало спорных вопросов, и тем не менее она заслуживает внимания, так как является неотъемлемой частью жизни. Пускай и очень сложной. Известно, что в подобных местах далеко не всегда чтут букву закона, однако далеко не все инструкторы видят в подопечных животных лишь так называемое пушечное мясо. Есть люди, которые находят себя на подобных станциях и стараются отдать животным, ни много, ни мало, а частичку собственной души. И это мы наглядно увидим и прочувствуем в новом фильме Наталии Мещаниновой «Сердце мира».
Во главе этой истории находится молодой парень по имени Егор. В то время, как его сверстники во всю зажигают в больших городах, встречаются с девочками и берут от жизни все, что можно, Егор посвящает все свое время ухаживанию за животными на тренировочной станции Николая Ивановича. Парень не гнушается никакой работы. Если необходимо заштопать рану собаке, он с радостью это исполнит, лишь бы оградить четвероногого товарища от боли.
Когда же лисьи клетки ломятся от грязи, Егор вновь в деле, и ему совершенно не противно, потому что именно здесь, вдали от цивилизации, он нашел себя и будет делать все возможное, чтобы остаться в пределах хозяйства Николая Ивановича как можно дольше, ведь иной судьбы ему не надо. И постепенно парень становится своим для хозяина станции, а также его близких, готовых принять Егора и дать ему шанс стать полноправным членом местного общества. Однако путь паренька к тому, чего он так страстно желает, будет далеко не таким простым, как хотелось бы.
Создатели фильма поступили довольно бесстрашно, когда взялись за работу над столь неординарным проектом. С одной стороны они могли вызвать гнев защитников природы, с другой профессиональная критика могла не воспринять их картину всерьез, ссылаясь лишь на претенциозность заданной темы. Я же хочу сказать, что «Сердце мира» обязано переломить недоверие и скепсис, потому что это сильнейшая драматическая работа. Это фильм, который необходимо смотреть не только глазами, но и чувствовать его своим сердцем, не менее. Вот в таких условиях, как тренировочная станция, люди порой находят себя, закаляют свой характер и наконец понимают, что такое настоящее человеческое счастье.
Также хочу сказать, что «Сердце мира» учит нас уважать животных, относится к ним, как к нашим братьям меньшим. Да, не все люди Николая Ивановича придерживаются этой философии. Но на примере Егора мы видим, что есть еще на земле настоящий люди, не перевесились герои из народа, готовые выполнить пускай скромный, локальный, но такой важный и благочестивый подвиг.
Без тени сомнения рекомендую «Сердце мира» к просмотру. Лента Наталии Мещаниновой сродни глотку свежего воздуха в бесконечном перечне однотипных блокбастеров. Хотя бы иногда смотрите кино, которое заставляет задуматься и переживать. Поверьте, оно того стоит.
9 из 10
27 сентября 2018
Все мы животные. Эволюция постаралась таким образом, чтобы мы были как можно разно-образнее, отчасти абсолютно не похожие друг на друга, но неизбежно обращающимися к единственной скрепе — Земле. Именно Земля нас всех выращивает, подпитывает и забирает обратно.
Вечные вопросы: просто наблюдать, изредка комментируя или вступиться, побороться, а мо-жет просто уйти, запереться, закрыться и ничего не делать вообще. Как поступить? Никто не знает. Но знают художники, в данном случае сценаристы и режиссер.
Конечно же не первая подобная картина (в целом авторское кино) и подобная работа. Делать хорошее, качественное, авторское кино в России сейчас — тренд. Постоянное присутствие на между-народных фестивалях уже говорит о многом, а если участие сопровождается еще и наградами или хотя бы упоминаниями в прессе, так это и вовсе победа, причем победа безусловная и безоговорочная. Пусть говорят придирчивые и недалекие сидя на диване перед телевизором, уставившись в голубой экран, переключая лениво каналы, остановившись в итоге на третьем, по значимости федеральном канале: «Этого авторского кинА нам не надо. Снимайте остросюжетное, массовое кино. Вот про спорт хорошо получается или ужасы сейчас пошли… А то деньги Наши тратите, на ерунду всякую! Наши деньги, народные, между прочем…». Отчасти они правы, но только в своем маленьком мирке, без авторского кино, картинных галерей и залов консерватории.
Ну а теперь о самом фильме. Работа уникальная. Я не знаю, поняли ли сами создатели все то, что мы видим на экране, но если поняли, то огромное им за все это понимание спасибо. Как всегда женские взгляд режиссера на поставленные задачи перед фильмом и их последовательное решение все больше и больше заставляет задуматься: «А почему так мало режиссеров — женщин у нас в стране?» Прекрасная работа Натальи Мещаниновой. Её взгляд на проблематику выбранной темы настолько обтекает и утаскивает в свой мир, что кажется оттуда уже не выбраться никогда, да и не хочется. Очень удачно выбраны декорации, места съемок, локации. Потрясающая природа, которая находится не так далеко, как нам всем кажется, обнимает по-матерински и шепчет: «Приди ко мне. Совсем не заходишь…». Замечательные актеры-животные, которым наверняка пришлось труднее всего работать в кадре. Немного смущает выбранные формат съемки, операторская работа, но только в начале фильма, далее это становится просто не заметным, что очень и очень ценно. Создается ощущение во время просмотра, что ты стоишь или сидишь где-то рядышком. Удивительное чувство. Работа актеров, не приевшихся, не известных широкой публике завораживает. Лицедеи вынимают из себя ровно столько, сколько необходимо в данной конкретной сцене, не задумываясь что будет потом, в следующем эпизоде. Это невероятно ценно, потому что показывать жизнь вперед невозможно, проживаешь ведь здесь и сейчас. Очень хочется сказать о сценарных и режиссерских приемах, использованных в фильме, но пока воздержусь, напишу после премьеры.
В заключении скажу о том, что фильм очень достойный. Работа проделана огромная. Всем в кинотеатры 27 сентября, на премьеру. Равнодушными вы точно не останетесь.
13 сентября 2018