Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Продкомиссар |
английское название: |
Prodkomissar |
год: | 2018 |
страны: |
Россия,
Молдова
|
режиссер: | Максим Баралюк |
сценаристы: | Михаил Шолохов, Максим Баралюк, Яков Грибиненко |
продюсеры: | Сергей Будич, Владислав Олейников, Яков Грибиненко |
видеооператоры: | Сергей Будич, Максим Баралюк, Лилиан Гудумак, Юрий Андронаки |
монтаж: | Олег Арабаджи |
жанры: | драма, короткометражка, военный, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 26 мин |
Масштабность и многоплановость — один из важнейших критериев (во всяком случае, для меня), который придаёт произведению искусства ощущение качества. Казалось бы, короткий метр в кино вовсе не обязан соответствовать этой моей приблуде — мол, рассказали историю и слава богу. Может так оно и есть, но ровно до тех пор, пока не сталкиваешься с такими произведениями, как «Продкомиссар», который был снят молдавскими ребятами и впервые представлен широкой публике в местном кинотеатре «Patria».
В очень коротком по хронометражу рассказе авторам удалось поднять тему взаимоотношения отцов и детей, погруженную в ту смуту, которая царствовала в том числе и на территории нынешней Республики Молдова в первой четверти прошлого века.
Но фильм вовсе не про «срез истории», во всяком случае, — не только про него. Фильм ещё и и про внутренний мир. И тут на первый план выходит образ Алёшки — самый сильный в фильме. Мне, как человеку весьма хорошо знакомому с юнгианством, очень понравилось, как через его образ в фильме представлен архетип ребёнка. Не могу не сказать: символ ребёнка силён не только как задумка, но и выражен блестяще — спасибо как юному актёру, так и операторам (не могу выкинуть из головы кадр с яблоком, извините за спойлер).
Но главным достоинством фильма, по моему скромному убеждению, является то, что создатели фильма сознательно отказались от того, чтобы делить персонажей на хороших и плохих — все они — не очень. Если кратко, то «белые» тут вовсе не светлые, а «красные» вовсе не тёмные, и не наоборот! Конечно, скажете вы, ведь это Шолохов, а он как раз тем и известен, что даже «красных» не спешил приукрашать, так же как и марать белое движение (это будучи-то главным писателем Советского Союза). Всё так — Шолохов вечен, но в том то и дело, что вечен он благодаря в том числе и таким прекрасным переосмыслениям. Уверен, что многих именно этот фильм подтолкнет скачать книжечку Михаила Александровича. Если так, то начните с рассказов.
О чём фильм? Про революцию? Возможно. Но мне думается, что про нас! Кто хоть иногда включает телевизор, интересуется музыкой, кино — тот поймёт, что в фильме вовсе не «иные времена», а самые что ни на есть наши! Тот же раскол в обществе, доходящий до крайнего неприятия носителей других ценностей; огромное количество провокаторов, готовых пригодиться своему времени; те же хлопцы, которые примеряют мантии палачей, и… тот же растерянный народ, который с непониманием и испугом смотрит на эти пляски безумцев.
Фильм вполне мог бы сыграть на потребу времени, стать «рупором истории» для каких то из этих людей. Но нет — создатели фильма сознательно дистанцировались от этого, показали всех нас со стороны. За это им спасибо.
А ещё я очень рад, что наконец могу сходить в молдавский кинотеатр и посмотреть молдавские фильмы. Фильмов во время показа в сентябре 2019 года было несколько — все в рамках международного кинофестиваля «RAVAC», и все — очень хорошие. Мне, например, также очень сильно понравился фильм «Дойна».
10 января 2020