Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Общественная библиотека |
английское название: |
The Public |
год: | 2018 |
страна: |
США
|
слоган: | «Every Story Matters.» |
режиссер: | Эмилио Эстевес |
сценарий: | Эмилио Эстевес |
продюсеры: | Эмилио Эстевес, Лиза Ниденталь, Стив Понце, Майкл Бьен, Jordan Bouderau, Рэй Будерау, Тревор Дринкуотер, Ричард Халл, Джеффри Поллак, Kristen Schlotman, Алекс Лебовичи, Брент Гуттман, Тайлер В. Конни, Donal Osullivan, Тейлор Эстевез, Дэвид Хиллари |
видеооператор: | Хуан Мигель Аспирос |
композиторы: | Тайлер Бейтс, Джоэнн Хиггинботтом |
художники: | Дэвид Дж. Бомба, Сара Янг, Кристофер Лоуренс |
монтаж: | Ричард Чю, Ян Хуа Ху |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $573 503 |
Мировые сборы: | $644 740 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 января 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Старт кинематографической карьеры Эмилио Эстевеса обнадёживал не только его знаменитого отца Мартина Шина, но и многих других. Такие ленты как «Изгои» (1983) Фрэнсиса Форда Копполы, «Клуб «Завтрак»' (1985), «Молодые стрелки» (1988) и «Могучие утята» (1992) объясняли почему Эстевес считался одним из самых востребованных звёзд Голливуда в 80—90-хх годах прошлого столетия. По сути он мог даже конкурировать в то время со своим ныне скандально известным братом Чарли Шином. Но в 2000-хх Эмилио Эстевес внезапно оставляет большой кинематограф, роли в фильме максимально сокращаются, а после он вообще начинается сниматься только в том кино, которое режиссирует сам. Картины «Война в доме» (1996), «Бобби» (2006) и «Путь» (2010) оставляют свой след в истории независимого американского кинематографа.
И именно с «Пути», то есть 2010-го года, Эстевес не появлялся в качестве актёра, пока не пришла пора съёмок драматической ленты «Общественная библиотека», где сам Эстевес не только предстал в образе главного героя, но ещё и сам снял и написал сценарий к фильму. Всё его действие развивается внутри либо же близ одной из самых крупных библиотек Цинциннати. Там трудится на благо культурного обогащения населения Стюарт Гудсон (собственно, Эмилио Эстевес). Неплохой, скромный парень с тихим голосом и грустным взглядом. Ему примерно под или чуть за сорок, он не женат, живёт в небольшой квартире и никогда не доставляет проблем своим соседям и коллегам, хотя ранее у него были небольшие столкновения с законом. А на месте его работы обосновались нищие и бездомные, алкоголики и наркоманы, ведь в библиотеке тепло и можно не думать, что замёрзнешь насмерть. Но приближается время ночных холодов, а на ночь библиотека закрывается…
Конечно, посыл Эмилио Эстевеса лежит на поверхности — кто бы ни был этот человек, он заслуживает на то, чтобы получить хоть какой-то приют. Но политикам на это плевать, для них все эти люди — маргинальный сброд и без них город был бы лучше (кстати, такой подход нравится не только политикам). Вот и кандидат в мэры Джош Дэвис (Кристиан Слэйтер) чуть ли не возглавляет попытки переговоров с забаррикадировавшимися внутри библиотеки людьми, но по сути Дэвис всё это делает только с одной целью — набрать как можно больше голосов на предстоящих выборах. И если уж сравнивать «белый воротничок» в образе от Слэйтера с «синим воротничком» от Эстевеса, то симпатии будут, естественно, на стороне второго. Он такой милый, смелый, заботливый и честный, но что-то такие люди, более заслуживающие доверия, пребывают в неизвестности супротив располагающих лиц на предвыборных плакатах.
Социальная направляющая «Общественной библиотеки» — это главный рычаг, влияющий на внимание зрителей, но то, что фильм относится к категории независимых не даёт повода говорить о сильной заинтересованности со стороны аудитории. И вроде сам фильм неплох, Эстевес постарался создать в сюжете такие персонажи, которые наиболее схожи на обычных людей с улицы, которые внезапно проявили общественную позицию, добавив персонажам ноты добродетели, чтобы они тем самым стали образцом поведения среднестатистического американца. Но как раз то, что «Общественная библиотека» — это крепкая именно американская социальная драма несколько снижает наше отечественное восприятие. Мы бы, конечно, вопили бы о том, что наши чиновники ещё хуже, но тем самым вряд ли себя смогли представить на месте Стюарта Гудсона. Но а игра самого Эстевеса, а также Слэйтера (эх, жаль, что он сгубил свою карьеру антиобщественным поведением, связанным с чрезмерным употреблением алкоголя и наркотиков), Алека Болдуина (хороший образ полицейского с внутренней драмой), Джены Мэлоун (а когда-то была одной из самых потенциально одарённых молодых актрис), Гэбриел Юнион и Джеффри Райта доставляет удовольствие.
И всё же громким фильмом, который буквально снёс с ног своей социальной аргументацией и напутствием, этакой агитационной лентой, что мы должны ко всякому из людей относиться как к себе подобному, «Общественная библиотека» не стала. Много диалогов, мало действия, отсутствие глубокого эмоционального фона — всё это говорит не в пользу «Общественной библиотеки». Но, тем не менее, такое кино имеет полное право на жизнь.
6 из 10
P.S.: Ну а сцены с возгласами «Аве, Цезарь!» — изюминка ленты, они до сих пор вызывают лёгкую улыбку.
11 января 2020
Старайся не прятать в тёмные углы постыдные воспоминания своих грехов, а, напротив, старайся держать их всегда наготове, чтобы воспользоваться ими, когда тебе придётся судить о ближнем.
Л. Н. Толстой. «На каждый день».
Милосердие, бескорыстие, внимание, великодушие… Эти понятия в наш стремительный век всё больше и больше ветшают. Они, словно те термины из старины, что отжили свой век и многими не признаются за добродетель. Граммофон, кафтан, примус, пролётка уже едва ли не сравнимы с ними. Тот же исторический декор бабушкиного сундука на поверку. Та же самая редкость употребления в обиходе. Что делать? Бегут-бегут люди, бегут… Бегут по жизни во весь опор. Некогда, некогда оглядываться по сторонам. Некогда, некогда отвлекаться на искренности порывы. Тем более, что у кого-то, давно выветрились таковые. У кого то утеряны от рождения. У других, при воспитании отсечены. За ненадобностью. Кто-то рациональность в себе культивирует, совесть презрев. И мук не имеет. Только вперёд. Только к цели. Мало ли кто там со стороны кричит и взывает о помощи? Начхать! Есть «кодекс поведения» — будь добр, исполняй. А всё, что не писано, не имеет значения.
Всё это здесь. Всё это перед глазами зрителей. Посмотреть и подумать. Оценить и занять гражданскую позицию предстоит. Просто и сложно? Хотя сложно ли? Кому как.
Бродяги. Бомжи. Изгои общества. Гонимые ото всюду. Люди потерявшие себя. В одночасье ставшие никем и ничем. С переломанными судьбами. Брошенные на произвол судьбы. Сошедшие с общепринятой рельсовой колеи. Но продолжающие свой земной путь. Коптящие небо. Единицы из них способны подняться вновь. С колен. Из подворотен выйдя, влившись в поток успешных, востребованных, нужных обществу. Зимняя стужа, леденящий холод толкает их к теплу батарей, к трубам теплотрасс, в колодезные шахты коллекторов. Согреться, не замёрзнуть, не закоченеть бы телом, единственная спасительная мысль пульсацией сознания. Ночлежки переполнены и где выход? Где спасительная соломинка в зацепке? Библиотека. Библиотека? Да, она самая.
Отсюда не гонят. Отсюда не выталкивают в шею. Здесь чисто и тепло. Свет ламп и мудрость накопленных тысячелетий не требующие платы. Пользуйся. Вкушай. Вот только есть одно но. Всего одно. Твоё время здесь ограничено интервалом в девять часов. Распорядок. Его никто не отменял. В 18,00 Вас просят покинуть заведение. А что это значит? А это значит одно. Замёрзнуть или не замёрзнуть до утра, решать Вам. Место для ночлега, искать Вам. Святилище закрывается, персонал расходится по домам. Пожалуйте на выход…
А вот сегодня, они не уйдут. Они так решили. Им некуда идти. Почему же они не могут остаться здесь? Тут так много места. Тут тепло. И весь этот райский Эдем разве не способен дать приют на ночь сорока несчастным? А может быть не только на одну ночь? Власть, где ты, а-у! Разве ты не способна решить проблему этих несчастных? Способна. Конечно же способна, — говорит власть. И решает…
Режиссёр предлагает зрителю социальную проблему обёрнутую в рубища людей с улицы. Закон и порядок лицами Алека Болдуина и Кристиана Слэйтера параграфами печатных форм в непреложных истинах. И «архивист»-служка Эмилио Эстевес невольным противником писанных норм. Бронированная «кавалерия» спецназа двухметровыми бойцами готовыми к штурму и люди без гроша за душой в просьбе о помощи к власть имущим.
«Побег из Шоушенка» навеяли сцены. Там, в тюрьме, у главного персонажа случилось нечто подобное. Из радиорубки он посылал своему окружению чистые голоса оперных див. И бешенство начальства, с криками — Дюфрейн, отопри дверь, — приветом «Общественной библиотеке».
Комичное переплетено с драматичным и это уравновешивает зрелище. Нотки любовной лирики искрами вкрапления для поднятия настроения…
Развязка неожиданна и феерична. Уже хотя бы за это фильм стоит посмотреть. И посмеяться.
… милосердие, бескорыстие, внимание, великодушие… Эти понятия в наш стремительный век всё больше и больше ветшают. Они, словно те термины из старины, что отжили свой век и многими не признаются за добродетель…
Аве, Цезарь! Ave, Caesar! Славься, Цезарь!
8 из 10
9 сентября 2019
Вы любите книги? Хорошо. А любите ли Вы людей? Постойте, не торопитесь с ответом, подумайте. Любите ли Вы всех людей… молодых, старых, толстых, с грязной растрепанной прической, чихающих и сморкающихся, громких, с пирсингом и кольцом в носу, подвыпивших…? Подумайте и ответьте себе сами, можете ли Вы быть Библиотекарем…
Фабула социальной драмы «Общественная библиотека» предлагает взглянуть на проблемы бездомных глазами сотрудника библиотеки. Бытует мнение, что библиотечными мир — это затворничество, тишина и редкие в наше время посетители-книголюбы. Однако это не так, публичные библиотеки американских городов, в том числе и в Цинциннати, штат Огайо, имеют весьма высокую посещаемость, особенно в холодное время года. Ведь основные посетители библиотек — бомжи!
Такой вот социальный костыль. Странное явление, меж тем пробирающееся и к нам на родину. Фильм ненавязчиво, я бы даже сказал «вскользь» обрисовывает целый ряд вопросов и проблем. Здесь рассматривается отношение общества к бездомным, зачастую не совсем адекватным людям. Затрагивается циничность политиканства. Высмеивается продажность прессы. Обсуждается апатичность и инфантильность подавляющего большинства бездомных посетителей библиотеки, которых устраивает их существование. Свобода превыше! Если у тебя ничего нет, у тебя нечего отнять. Только вот замерзать в зимнюю ночь где-то под мостом им не нравится…
Здесь можно было бы подумать, что фильм вышел чрезвычайно заумным, однако наоборот, я бы сказал он излишне прост. И возможно поэтому смотрится легко и непринужденно. Эмилио Эстевесу удалось, считаю, ненавязчиво поднять перед зрителем этические вопросы, не отягощая общее впечатление от просмотра. Фильм однозначно можно занести ему в режиссерский актив, что на мой взгляд случается нечасто в индустрии с «фильмами имени себя» (режиссер и главная роль — одно лицо).
Однако герой Эстевеса не выглядел целостно. Впрочем, мне кажется, это больше проблема сценария. Анфас очкарика-библиотекаря безупречен, но вот в открывающуюся подноготную я уже не верю.
Вообще актерский состав меня приятно порадовал — фильм включил наугад, не заглядывая в описание. Обилие знакомых лиц приятно порадовало. Заявленный первым (очевидно по статусу) Алек Болдуин — роль слабовата, его сюжетная линия вообще не досказана. Но у актера харизматичное запоминающееся лицо, выделяющееся в кадре. Кристиан Слейтер — крепкая, профессиональная норма. Ядовито и змееподобно. Удачный антагонист в кадре с Болдуином. Не могу не отметить сильные роли у Майкла Кеннета Уильямса и Джеффри Райта. Всегда с удовольствием смотрю за их работами.
Социальная драма — жанр у нас не самый популярный. Если Вы не требовательны к обязательному наличию в кино перестрелок, мордобоя и или иного развлекалова, «Общественную библиотеку» определённо порекомендую. Даже несмотря на легковесность для драмы.
8 из 10
9 июля 2019