Мария Магдалина
Mary Magdalene
6.3
5.9
2018, драма, биография, история
США, Великобритания, Австралия, 2 ч
18+

В ролях: Хоакин Феникс, Чиветель Эджиофор, Ариана Лабед, Чеки Карио, Чарльз Бабалола
и другие
Рассказ об одной из самых загадочных личностей в мировой истории. Бросив вызов предрассудкам своего времени, Мария оставляет близких и присоединяется к группе единомышленников, лидером которых является Иисус из Назарета. Здесь она найдет свое место и окажется на судьбоносной дороге в Иерусалим.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мария Магдалина

английское название:

Mary Magdalene

год: 2018
страны:
США, Великобритания, Австралия
слоган: «Её история будет рассказана впервые»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Грег Фрейзер
композиторы: ,
художники: Кристина Онори, Саверио Саммали, Линн Хьюитсон, Глен В. Джонсон, Фиона Кромби, Жаклин Дюрран
монтаж: ,
жанры: драма, биография, история
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $176 327
Сборы в США: $124 741
Мировые сборы: $11 710 110
Дата выхода
Мировая премьера: 26 февраля 2018 г.
на DVD: 6 августа 2018 г.
на Blu-ray: 6 августа 2018 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч
Другие фильмы этих жанров
драма, биография, история

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Мария Магдалина», 2018

Видео: Международный трейлер №2 (Мария Магдалина, 2018) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Международный трейлер №2
Видео: Международный трейлер (Мария Магдалина, 2018) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Международный трейлер

Постеры фильма «Мария Магдалина», 2018

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мария Магдалина», 2018

Фильмам, снятым по значимым историческим событиям приходится нелегко. Особенно нелегко становится, когда повествование неотделимо от религиозных споров. И тем более всё усложняется, если кино рассказывает о конкретных персонажах — святых, церковных деятелях, героях и т. д. Тут ревностная, непримиримая ни с чем, кроме своих собственных воззрений, аудитория обрушивается на новоявленное кино, словно на несчастную Гипатию, с неистовством, яростно и безобразно. Всё им не так, этот такого не мог говорить, тот не мог так выглядеть, все переврали, всех казнить, всё изъять.

Не знаю, что будет с фильмом «Мария Магдалена», набросятся ли на него люди, или уже так сделали. Смотрю такие фильмы, не как исторические, но образные. Как там было, и как там не было — не вопрос искусства, а вопрос хронистов, любителей поспорить.

Можно отгородиться от религиозных трактовок, от филосовствований на острые темы, от сравнений и просто плыть по фильму.

Очень красивая, визуально богатая и глубокая картина. С огромным количеством крупных планов мы вращаемся возле ликов апостолов, выглядываем из-за плеча Иуды, расплываемся в боке беснующейся толпы, плывём с камерой подвешенными над головой Марии, точно в музыкальных клипах.

Мы близко, а Христос с апостолами почти всегда нарушают правила третей и вещают нам из центра картины.

Вот кадр, где Мария рассекает наполовину кадр светлым капюшоном, а в тёмной части плачет Иисус. Это красиво.

Вот она, обладающая недвусмысленными магическими способностями, растворяется кроссфэйдом с луной. Прекрасный, ясный, чистый символ.

Вот лежит Мария полуживая, и к ней входит целитель. Лёгкая игра света, и незаметно на её лицо упадёт мягкое золотистое свечение, ровно в тот момент, как он заговорит.

А вот сцена оживления Лазаря. За неё — отдельное спасибо от любителя серьёзной мистики. Это было страшно. Вырвать человека оттуда, из-за предела — это не шуточки.

8 из 10

18 ноября 2018

Феминизм и апокрифы

Навязчивая неканоничность повествования интригует вопросом о целях создателей кинокартины. Не та история самой Магдалины, не такое воскрешение Лазаря, не такая Тайная Вечеря…

Открыть новые духовные смыслы? Христос с лицом уставшего Хоакина Феникса также говорит о покаянии, о Царствии Божьем, о нелицемерной вере, а вот чудеса ему даются как-то сложнее, с надрывом. Получается не очень духовнее.

Заменить ближайший круг учеников — Петра, Иакова и Иоанна — на одного человека, Марию Магдалину, и посмотреть, что из этого выйдет? Выходит, что Пётр начинает завидовать, взаимопонимания между Иисусом и 12 учениками нет почти никакого. Идея об особой близости Магдалины к Иисусу не нова и известна ещё со II века. Гностикам почему-то показалось это интересным: возможно, хотелось подорвать авторитет Петра. Но киношникам-то это зачем?

Полемика с католической церковью? Образ Петра получается таков, что тщеславный и почему-то чернокожий мужчина вовсе не тянет на роль первоверховного апостола. И текстовые укоры римским папам за их принижение Марии Магдалины. Обычный либерализм на почве полового равенства — идеологический момент, неинтересно.

Неужели дело в том, что Мария — женщина? Скорее всего да, но до этого смысла додуматься было непросто: какие же у создателей фильма всё-таки другие мозги. Женщины, с которыми по определению плохо обращались в патриархальной среде, следуя примеру Марии Магдалины, в конце фильма куда-то бодро шагают, их лица выражают уверенность и силу. И для этой уверенности не нужно было ждать Пятидесятницы. Для радикальной эмансипации по сути и не нужно евангельских смыслов: берём отвратительный ветхозаветный патриархат (с этим согласны гностики и, кстати, антисемиты), необязательную и неприятную роль жены и матери (гностики терпеть не могли брак и деторождение), положительную оценку негативных библейских персонажей — того же несчастного Иуду Искариота в фильме (а как гностики обожали Каина! и ещё змей, соблазнивший Еву, им очень нравился), добавляем авторитет и особую роль Марии Магдалины при Иисусе (идея появляется в гностических текстах) — и всё, женщина свободна. Духовная близость феминизма и гностицизма даёт почву для размышлений, но и гностикам, и создателям фильма зачем-то понадобился Иисус. Право на своего Иисуса для обоснования собственной позиции — это не то же самое, что видеть в Нём цель и смысл жизни. И в таком понимании у них никогда не будет своего Иисуса.

Отдельно стоит отметить образ природы в фильме как некой мощной стихии, цветами и звуками усиливающей атмосферу общественной напряжённости, окружающую Христа. Кажется, природа Иисусу здесь вовсе не подвластна — мы не видим ни чуда прекращения бури, никаких других действий, которые бы говорили о власти Иисуса над стихиями. Но в то же время такой приём не позволяет забывать о том, что «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Лк. 9:58), а этой правды действительно не хватает многим протестантским фильмам, не отличающимся особой искусностью в операторской работе.

3 из 10

1 сентября 2018

Фильм, который не стоит ждать

Произведение Голливуда по нынешним канонам: должны быть чернокожие, женщины с равными правами, желательно положительные гомосексуалы и т. п.

Странно, но весь фильм не покидает чувство, что рядом с Иисусом не верные опостолы, проповедники, а американцы, зиждующиеся на проявлении Иисусом чудес. Ревнивые мужланы, а не преданные слепо вере люди, которые, между прочим, разнесли христианство по миру так, что ныне их преобладающее большинство.

Вечно мученическое лицо Ииисуса немного подрывает веру в него, ведь он необычный человек, он сын Божий. Глядя этот фильм в мозгу постоянно звучала «ария Христа» из мюзикла «Иисус Христос-суперзвезда», который никак не может поверить, что умрёт за грехи людишек. Любовь в его глазах тоже читается только после смерти и только для Марии… Неужели за таким Иисусом шли толпы? Или они шли тупо за чудесами? Подтверждение важнее безоговорочной истины? Ну, тогда, если так воспринимать, то никто из сподвижников и не верил по-настоящему..

Одна Мария-Магдалина достойна называться верным последователем Христа, по мнению авторов этого фильма.

Я не согласна, но моё мнение не в счёт, ведь Голливуд всё равно победит и положительных рецензий будет больше.

Каждый имеет право на свою историю, не забывайте это. Ведь в подобных произведениях авторство очень опасно.

19 августа 2018

Гарт Дэвис получил награды и признание за фильм «Лев», в котором подробным образом описывалось эмоциональное и духовное путешествие молодого человека. Смелая и интересная цель раскрыть персону из, кажется, самого духовного источника, т. е. Библии, устанавливает правильную предпосылку, даёт современную оценку и, возможно, в какой-то степени даже предлагает новое толкование известного сюжета. В центре повествования стоит не Иисус, а то, как его воспринимает его единственная ученица, чей авторитет должен вызывать восхищение. Однако пульс у проекта тяжело найти; в драме практически отсутствует взрывная сила, из-за чего «Мария Магдалина» становится похожей на какую-то мягкую театральную постановку. Стремление к поэтичности обесценило борьбу персонажей за веру.

Мария живёт и растёт в семье рыбаков, ухаживает за овцами, играет роль акушерки в местной коммуне и пытается найти свое место в удушающем патриархальном порядке. Отказ Марии выйти замуж беспокоит её консервативное семейство. Как только Мария познакомилась с Иисусом Христом, она, кажется, находит свое предназначение в распространении христианства и поиске ответов на болезненные духовные вопросы.

Почти три десятилетия прошло с «Последнего искушения Христа» Мартина Скорсезе и по сравнению с ним «Мария Магдалина» выглядит слишком… либерально. Имею в виду, несмотря на очевидную свежесть перспективы, стоит разграничивать канон и следование современным трендам. В последнем нет ничего плохого, но всё же в подобном сценарии это ощущается не всегда на своем месте. Главная цель создателей фильма заключалась в том, чтобы изменить образ Марии Магдалины в массовом сознании. Падшая женщина — не есть женщина, свободная от кандалов уклада тех времён. Идея в чем-то даже прорывная, однако это не та история, где подобные вольности стоит себе позволять. Даже если обладать талантом и всё равно попытаться подать тему о независимой женщине, то её образ будет меркнуть по сравнению с Богом или Христом. Божественная сущность так или иначе затеняет человека, какой бы независимой и прогрессивной она ни была.

В целом Дэвис сохраняет повествование «Марии Магдалины» крайне сдержанным, молчаливо анализируя библейский исходник, стараясь не скатить всё в мелодраму. Мария проводит время в медитации и обучении у Христа, а сын Божий же исполняет чудеса. Дэвис, похоже, сам испугался нетрадиционного толкования в своей истории, где почти всё построено на новой интерпретации одного из центральных персонажей Нового Завета, так что ему пришлось идти каким-то безжизненным путём. Имею в виду, что всё подаётся как-то однобоко, только так, как, видимо, хотел Дэвис и его сценаристки, что убирает творчество и пищу для размышления. Только в сцене, когда Иисус позволяет себе вольности в отношении фарисеев на рынке в Иерусалиме, «Мария Магдалина» подаёт какую-то искру жизни, а затем наступает клиническое размытие: такие важные события как сбор в Гефсиманском саду и распятие подаются скомкано и без изюминки.

Поразительно, что Дэвис не смог найти драму или химию в отношениях главных действующих лиц, поскольку это, как утверждается, одна из главных историй о взаимоотношении мужчины и женщины, и, само собой, присутствует и связь с актерами: Феникс и Мара состоят в романтических отношениях в реальной жизни. Хоакин Феникс, несомненно, весьма любопытный выбор на роль сына Божьего. Его образ сочится усталостью; он находится по ту сторону от поп-культурного образа Иисуса Христа, однако по-своему потусторонний и обладает привлекательностью. К сожалению, грубые диалоги и формальные фразы не дали актеру проявить человеческие черты своего образа. Выступление Руни Мары же остается в основном экспрессионистским; вряд ли эту роль можно назвать лучшей в её карьере, но она отлично реагировала на все эмоциональные изменения её героини. Также стоит отметить и Тахара Рахима в роли Иуды, чей образ скорее настороженный и скорбный, чем похожий на однозначного предателя. А вот Чиветель Эджиофор смутил — вряд ли я смогу принять чернокожего апостола Петра.

Фильм, безусловно, снят красиво. Большинство сцен сняли в Апулии и Трапани, однако им удалось восстановить настоящие «библейские» места и передать атмосферу. За музыкальное сопровождение отвечал покойный Йохан Йоханнссон, и звуки его струн покрывают театральность постановки.

«Мария Магдалина», как сценарий, так и персонаж, подарившей картине свое имя, в конечном итоге достигает Иерусалима, чтобы стать свидетелем распятия Христа. Дэвис не был заинтересован в создании своей версии «Страстей Христовых», сохраняя фокус внимания на Марии. Но если феминистский уклон в киноленте привносит в работу даже какую-то своеобразную страсть, акцент на роли Марии чувствуется непреднамеренным и даже неполным, хотя вроде как фильм посвящен ей. Кроме того, финальная плашка с информацией перед титрами даже немного смущает, потому что создатели явно не добились четкого представления того, что сказано в тексте. Что ж, визуальная поэзия Дэвиса сильна, но «Мария Магдалина» всё же холодна и неконкретна.

5 из 10

8 августа 2018

Когда простые истины сложнее всего понять

В небольшом городке Магдала живет девушка по имени Мария (Руни Мара). В отличие от других представительниц того времени, Мария не хочет замуж и целыми днями витает в облаках. Не на шутку встревоженный отец решает «изгнать беса» из девы и показать ее Иисусу (Хоакин Феникс), который найдет ее абсолютно здоровой, однако посеет в ней семя своего ортодоксального учения. Нашедшая в себе силы девушка из Магдалы бросает семью и присоединяется к Иисусу и его апостолам в далекий поход на Иерусалим.

За Марией долгое время был закреплен образ блудницы, которую Христос вернул к жизни, особенно в Католической церкве. Сейчас же она единогласно признана христианской святой и мироносицой, одной из первых, кто увидел Воскресшего Иисуса. Австралиец Гарт Дэвис, сделавший себе имя в Голливуде весьма успешным фильмом «Лев» с Дэйвом Пателем, Николь Кидман и той же Руни Марой, изображает Марию как жертву обстоятельств и недопонимания. Родные не замечали ее душевных мук и пытливого ума и пытались приструнить девушку, выдав ее замуж.

Создатели хотели сделать фильм актуальным для нашего времени с его борьбой за права женщин и свободу слова. Здесь кроются феминистические нотки и ультра-злободневное движение #metoo, которое выставляет Марию как единственную, кто понял истинное учение Христа, что рай на земле — это рай в душе. В отличие от Павла (упустим момент, что он здесь чернокожий!) и Иуды (Тахар Рахим), олицетворяющих мужскую мизогинию и однобокость мышления. Последние верят в то, что ступив в Иерусалим, Иисус обрушит на него смерч и на земле наступит рай.

В целом фильм невероятно атмосферный и учения Христа отзываются в душе простыми истинами. В один момент Христос изрекает женщине, которая не может простить, что «И как же тебе живется каждый день, нося такую острую ненависть в душе?»

Актеры заслуживают отдельных слов, особенно Руни Мара, которая создана для таких ролей чутких и глубоких натур и Хоакина Феникса, который как хорошее вино с каждым разом оттачивает свое мастерство. Его Иисус — это сложный герой с глубокими противоречиями и всеобъемлющей жизненной миссией, крестом, который сложно на себе нести.

7 из 10

26 июля 2018

Даже Иисусу приятно женское внимание

Боже мой, что сделала цивилизация в отношении мужчин к женщине!!! Благодаря эмансипации в 20 веке женщины теперь могут становиться канцлерами, премьер-министрами, президентами корпораций, могут спокойно заниматься наукой, а во время Иисуса Христа у женщины была одна роль — роль верной жены и матери детям от законного мужа. Даже от апостолов слышатся сексистские и шовинистические фразы в адрес Марии Магдалины. «Она посеет между нами раздор», — так говорит ученик Христа Пётр. Женщина — это бессловесная вещь, так считалось раньше.

В фильме Магдалина предстаёт умной, стремящейся к знанию и понимающей женщиной. Иисусу очень приятно внимание женщины. Мария открывает новую фокус-группу для проповеди Иисуса. Женщины тоже могут быть христианками и молиться, когда захотят, а не только в отведённое время для женщин. Мария растапливает сердце Христа, и Иисус чувствует материнскую любовь Магдалины. Марии очень хочется быть матерью, но она не может смириться с ролью бессловесной жены, собственностью мужа. Её отец воспитал, что миссия женщины — материнство, а Иисус ей открыл в ней любовь к Богу.

Иуда, один из учеников Иисуса, дословно верит в слова учителя. Он верит в воскрешение мёртвых, потому что у него умерли жена и его дети. Иуда, как доверчивое дитя, верит в праздник Рождество, но с возрастом эта вера в чудеса пропадает. Эмансипация, которая началась в 20 веке, подарила женщинам не только надежду верить, но и знать, управлять, добиваться поставленных целей. 21 век говорит: «Женщина может быть лидером!»

Как же кардинально поменялась роль женщины в мире с момента рождения Христа. Женщина может себе сама заработать на жизнь, сама решает когда ей рожать детей, женщина может быть просто богатой и лидером. Иисус говорил о вере в Бога, а социализация общества подарила женщинам «социальные лифты». Женщина в 21 веке сама решает, как она будет жить!!! Женщина сама по себе красива и желанна, и ей не обязательно быть только верной женой.

Страны-производители — Великобритания, США и Австралия — что говорит в фильме об эволюции женщины, её статуса и положения в мире. Магдалина — женщина, и Иисусу приятно видеть её в своём мужском окружении.

8 из 10

18 июня 2018

Целомудренная, а не грешница.

Мария Магдалина является одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти. О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Заблуждения и легенды католиков создали в сознании западного человека неверный образ Марии Магдалины, неверное толкование её жизни. Существовала путаница в представлениях о её поступках. Приводились самые нелестные характеристики её личности, и они росли, как снежный ком, начиная с 13 века.

Западные художники соответственно писали неверные картины, как о грешнице и любовнице Христа, как о блуднице. Далекие от веры атеисты приписывают Марии либеральные взгляды феминистки. Спекулятивные трактовки плотских отношений Марии и Христа создали музыканты и кинематографисты.

Только в Православии Мария Магдалина никогда не считалась ни грешницей, ни блудницей, ни тем более влюбленной в Христа, как в мужчину. Да и Христос — Сын Божий, любящий людей только духовной любовью…

Сегодня католическая церковь признает свои заблуждения относительно личности Марии Магдалины, и этот фильм — одна из её реабилитаций.

Фильм рассказывает новую биографию Марии для западного зрителя, показывая Марию целомудренной девушкой, случайно встретившейся с проповедниками христанства и Христом. Христос изгнал из Марии бесов и способствовал её физическому и психическому оздоровлению, а затем духовному рождению и обращению к своему Спасителю.

Вся киноповесть выдержана в скромных световых тонах, сдержанном темпо-ритме.

Роль Магдалины весьма неплохо исполнила актриса Руни Мара. Иногда невнятны её реакции на отдельные события в картине. Также несколько невнятен Христос, в исполнении Хоакина Феникса. И все же актеры справились с труднейшими ролями.

Также отмечу искусную операторскую работу, создающую подходящую атмосферу, настроение. Минус фильма — это сценарий, часто пустые и бессодержательные эпизоды. И мне совсем не нравится постер фильма, двойной смысл, который он несет.

7 из 10

21 мая 2018

Апостол Апостолов

В 33 году н. э. в Иудее, простая девушка Мария Магдалина, наперекор своей семье — отказалась от предлагаемого ей замужества, была признана умалишенной, которую, едва не утопили собственные родственники. К ней пригласили таинственного странника, который странствовал по стране со своими сподвижниками, и исцелял людей. Этим человеком — оказался Иисус из Назарета. Уже давно, в Иудее было предзнаменование появления «мессии» — «сына божьего», который откроет людям — дорогу в Царствие Небесное. Наперекор семье, она примкнула к группе Иисуса, и отправилась познавать «силу человеческого добра и смирения». И ходила она по Иудее, и передавала «слово божье», и находила всё больше и больше сторонников. Оставаясь на «втором плане», она смиренно сносила все тяготы и невзгоды — в Царствие Небесное — нужно входить заново рождённым, отринув все житейские благости. И путь их лежал в Иерусалим.

История Марии Магдалины — одной из самых загадочных личностей в человеческой истории — история обычной женщины, которая приняла на себя все заветы и учения Христа, став «его вторыми руками».

Перед нами вполне обычная и наглядная история, которая будет понятна для большинства масс: режиссёр Гарт Дэвис — не является глубоким, интеллектуальным автором с «особым высказыванием». Но даже, если-бы и был: он все равно сделал-бы эту историю — простой и понятной, чтобы понять её главную героиню. В фильме — в сжатом виде, демонстрируется все главные житейские вехи Иисуса Христа до его воскрешения, и даже, и здесь — её главная героиня остаётся «на втором плане». «Веха» всех талантливых актёров — библейские герои. Хоакин Феникс — один из самых талантливых актёров в своём поколении, кажется «шёл» в направлении этой роли: он не мог её не сыграть. На второстепенных ролях — очень ярок и правдив Чиветель Эджиофор в роли Апостола Петра, и это его одна из самых глубоких работ. Руни Мара — возможно, самая талантливая актриса в своём поколении — показывает нам образ сильной и честной героини, и её образ — буквально, «прожигает» экран. В 2016 году, в Ватикане, Марию Магдалину признали — «Апостолом Апостолов»: первой среди равных его последователей — ведь именно она первая увидела воскресшего Христа, и возвестила эту весть всему миру.

«И сказал ей Иисус: «Ты меня спрашивала, чему подобно Царствие Небесное? Оно подобно — зерну, которое в своём саду посадила женщина. И выросло из этого зерна — большое и сильное дерево. И стали на нём птицы — вить свои гнёзда».

22 апреля 2018

Молитва во имя женщины

Фильм, у которого есть душа. Жаль, что его не посмотрят те, кому он просто необходим, а если вдруг и посмотрят, то не поймут. Да ещё будут бить копытами и раздувать ноздри. Но всё же хочется верить… Несмотря на то, что в основе евангельский сюжет, это далеко не религиозная картина. Это не история Иисуса из Назарета. Он, простите, там мужская роль — хоть и лучшая, но второго плана.

Это метафора пути, предназначения, ценности женской мудрости и глубинной силы, которой испокон веков так боятся мужчины, что готовы покорять, угнетать, жечь на кострах и никогда-никогда не писать историй, где женщина в центре сюжета. И потому низкий поклон Гарту Дэвису за его истинное мужество. Ведь только мужчина великий душой может с таким трепетом и уважением признать благодать и ценность женщины. Это не ода, и не гимн, а молитва во имя женщины в лице Марии Магдалины.

Моя личная благодарность режиссеру за сцену после воскрешения Христа, когда Мария разговаривает с апостолами. В этой сцене вся соль мужского (и речь не всегда про половую принадлежность) и женского мироощущения. Даже в таких ситуация мужики продолжают мериться кх… сами знаете чем, вместо того, чтобы проникнуться сутью момента и посмотреть вглубь и вширь.

У тех, кто привык воспринимать жизнь штампами, и любит, когда им рассказывают знакомые сказки, фильм вызовет сопротивление. Такое сильное, что захочется написать гневный отзыв. Но не верьте этим людям! Фильм прекрасен во всём. Атмосфера, тонко балансирующая между притчей и историей. Пронзительная Руни Мара — ей веришь, её любишь, за ней тянешься душой. Хоакин Феникс действительно несёт свой крест и не только в сцене распятия. Я в первый раз в жизни увидела пророка, а не лубочную картинку.

Мне жаль, что в зале было мало зрителей. Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради его красоты и глаз Руни. А остальное сердце подскажет.

12 апреля 2018

Полное разочарование

Этот фильм заинтриговал меня при появлении первой же информации о нём. О Марии Магдалине — одном из наиболее неоднозначных новозаветных персонажей, — практически не снимали фильмов (обычно она появлялась как второстепенный персонаж в фильмах об Иисусе), а внушительный каст (всё-таки три оскаровских номинанта, и все — замечательные актёры) только подогревал интерес. Так удался ли проект в итоге?

Нет. И причиной тому многое: во-первых, он нудный. Действия ноль, диалоги пустые. Тут и добавить нечего — всё повествование идут друг за другом сцены ради сцен, не несущие никакой смысловой нагрузки. «Последнее искушение Христа» Скорсезе длиннее минут на 40, но там на экране непрерывно разворачивается какое-нибудь действие, а диалоги раскрывают героев и влияют на сюжет. Во-вторых, режиссёр как будто пытался снять байопик по всем лекалам этого жанра: вместо философской картины, в которой поднимаются актуальные для религии вопросы, получилось что-то вроде биографического кино про Марию Магдалину, хотя это религиозный персонаж, многие подробности жизни которого доподлинно не известны, а не реальная и близкая нам по времени личность вроде Тьюринга или Хокинга. Таким образом расставленные акценты заставляют подумать, что мы смотрим кино о реальных событиях, но выдающихся поступков центрального персонажа (вроде взлома Энигмы и борьбы с болезнью в фильмах о тех же Тьюринге и Хокинге) мы не увидим. В-третьих, актёрская игра: и Мара, и Феникс, и Эджиофор — все они, безусловно, хорошие актёры, только вот персонажи у них пустые, особенно у Мары. Мария за весь фильм не более двух раз проявляет какие-то эмоции, а остальное же время ходит с абсолютно каменным лицом. Феникс в роли Иисуса неплох, но не более; эмоциональных сцен с ним тоже мало, а сцена распятия не впечатляет — потому что ей не сравниться со «Страстями Христовыми». Все прочие персонажи и вовсе не запоминаются: из апостолов нам по именам представляют лишь двоих, Иуде даже дают какую-то предысторию и мотивацию для предательства Иисуса, но к моменту, когда это предательство происходит, фильм уже настолько наскучивает, что, в общем-то, зрителю всё равно и на мотивы Иуды, и на всё остальное. В-четвёртых, добивает монтаж: сцены начинаются с ничего и заканчиваются на полуслове — за весь отрывок может не произойти ничего важного, а дальше последует затемнение, и повествование перенесётся уже в другой отрывок сюжета. Это сбивает с толку, лишает фильм динамики и не даёт ему шанса держать зрителя в напряжении.

В общем, подводя итог, приходится признать, что на выходе получилось очень слабое кино — вероятно, режиссёру Гарту Дэвису, несмотря на замечательный фильм «Лев», всё ещё не хватает опыта; кроме того, сказывается откровенно слабый сценарий с неправильно расставленными акцентами и в целом не цепляющей композицией. Даже фанатам Руни Мары и Хоакина Феникса «Мария Магдалина» вряд ли придётся по вкусу — мало интересного в том, как они два часа перемещаются из одной локации в другую, периодически с каменными лицами о чём-то разговаривая. Словом, полное разочарование — а жаль, ведь такая богатая и нетривиальная тема, такой сильный актёрский состав…

12 апреля 2018

Мария Магдалина. Тринадцатый апостол.

Несмотря на название, Гарт Дэвис («Лев», 2016) экранизирует житие Иисуса Христа, Его путь от проповедника, собравшего горстку последователей, до Спасителя, указавшего путь в Царство Божие. Метафора более чем прямолинейна: путь к Богу показан как роуд-муви из пункта А (Магдала) в пункт Б (Иерусалим) с промежуточной остановкой в Кане Галилейской.

Однако в наши дни следование каноническому тексту выглядело бы архаичным. Так что сюжет подновили. Событие подаются через восприятие Марии, рыбачки из Магдалы, которая всю свою жизнь искала Бога, а встретив Иисуса, пошла за ним. Нельзя сказать, что мы смотрим ее глазами, но то, чего она не могла видеть, в фильме Дэвиса отсутствует.

В 2016 году папа римский признал Марию Магдалину равной апостолам. В фильме она наравне с другими последователями Христа проповедует, благословляет и даже крестит новообращенных. Равенство полов, знаете ли, женщины тоже имеют право верить в Бога, молиться там и тогда, когда требует душа, а не когда распоряжается муж или отец. И как любой мужчина, женщины тоже имеют право отречься от семьи и близких и следовать своему предназначению, как они сами его понимают. Так что фильм Гарта Дэвиса это своеобразное Евангелие от Марии Магдалины эпохи харассмента и феминизма. А ее последние слова апостолам — прямой манифест движения #MeToo.

Еще одна дань эпохе вызвана, видимо, упреками в том, что Голливуд мало использует чернокожих актеров в главных ролях. Так что у Дэвиса Пётр (Симон) и его брат Андрей, рыбаки, родившиеся в Вифсаиде у впадения реки Иордан в Галлилейское озеро, стали чернокожими. (Петра играет оскароносный Чиветель Эджиофор). Из каких соображений на роль Иуды пригласили француза алжирского происхождения, специализирующегося на ролях арабов, Тахара Рахима («Пророк», 2009, «Призрачная башня», 2018) неясно.

Руни Мара в роли Марии играет не женщину, но апостола. Ее внешность далека от голливудских стандартов сексуальности, она скорее выглядит аскетом, изнуренным не столько тяжелым физическим трудом, сколько тяжестью нравственного выбора. Так что между Марией и Иисусом (Хоакин Феникс) ничего такого. Она не блудница, напротив очень религиозная женщина. Хотя поначалу она даже немного флиртует с импозантным заезжим проповедником, каким ей должен представляться Хоакин Феникс. А уж какими многообещающими взглядами обмениваются эти двое! Но нет! Мария Магдалина «всего лишь» лучшая из учеников Христа, лучше других последователей усвоившая истину о том, что Бог это любовь и милосердие.

От фильма про Иисуса Христа мы вправе ожидать яркого образа Христа, человека давшего людям надежду, зажегшего их сердца своими проповедями. Иисус Хоакина Феникса добросовестно проповедует, медленно, доходчиво, зачастую обращаясь прямо в камеру, непосредственно к зрителям. Попутно он совершает положенные чудеса исцеления и даже воскрешения из мертвых, страдает, общается в одиночестве с высшими силами, выслушивает мнение Марии. Ключевое слово здесь добросовестно. Ну, положено ему все это делать на его жизненном пути. А сам он безмерно устал. Временами он зажигается от собственных слов. Но все это происходит в таком замедленном темпе, с такими чудовищными паузами между словами, что если бы он проповедовал где-нибудь в современном городе, то публика разбежалась бы, не выдержав и пяти минут. Еще бы. Он-то хорошо знает, чем все закончится, так что особо суетиться уже нет ни причин, ни желания.

Конечно, темп жизни в библейские времена был совсем иным, но все же фильм снимался для современников. А Гарт Дэвис либо хотел усыпить своих зрителей, либо решил отсеять истинно верующих, способных оценить его творчество.

В фильме подробно воспроизводится быт двухтысячелетней давности: как здоровались, как молились, как чинили сети. Прямолинейно и назойливо подается метафора бренности человеческой жизни на фоне жизни вечной: чуть ли не в каждом втором кадре видны крохотные человеческие фигурки, которые словно букашки ползают по величественным горным склонам. Постоянно звучит музыка Йохана Йоханнссона, иногда возвышенная, патетическая, иногда назойливая и раздражающая, видимо, призванная иллюстрировать духовные поиски персонажей. А когда не звучит, Мария слышит пение птиц божьих. В прямом смысле.

С академической педантичностью Гарт Дэвис стремится объяснить все, что только возможно. Почему Марию Магдалину долго называли блудницей? А как еще обыватели могли назвать женщину, которая отказалась выходить замуж и отправилась бродить по свету в компании половозрелых мужчин в самом расцвете детородных сил? Почему Иуда сначала восторженно пошел за Христом, а затем его же предал? У Дэвиса и на это есть простые ответы. Он даже чудо воскрешения Лазаря старается объяснить. В какой-то момент Петр говорит: «Теперь я знаю, что это Сын Божий!»

Диалоги почти отсутствуют. Персонажи произносят либо готовые фразы, либо готовые проповеди. Короткие всплески эмоций перемежаются долгими сценами, в который если что-то и происходит, то исключительно в душе персонажа. Очевидно, зритель должен проникнуться важностью каждого такого момента, подтвержденного соответствующей музыкой.

Нет, совсем уж провальным фильм с участием Хоакина Феникса, Руни Мары, Чиветеля Эджиофора и Тахара Рахима назвать нельзя. Это история простых, не слишком счастливых людей, которые пошли за Учителем, но так и не смогли его понять. Бог непознаваем. И только женщина способна приблизиться к истинному пониманию Бога. Но все равно кажется, что вас обманули: обещали художественный фильм, а показали научно-познавательную реконструкцию в духе телеканала History.

9 апреля 2018

Иисус и феминистка

Мария Магдалина — один из самых известных и любимых библейских персонажей. Сподвижница Иисуса, свидетельница его смерти, одна из жён мироносиц, наблюдавшая его воскрешение. Но несмотря на большую роль Магдалины в Библии, о ней мало известно. По некоторым легендам она была любимой женщиной Иисуса, по другим её путают с блудницей, которую народ забрасывал камнями… Мария Магдалина — интересная личность для многочисленных экранизаций.

В преддверии Пасхи на экраны вышла картина Гарта Дэвиса о жизни последовательницы Иисуса. На роль главной героини режиссёр взял известную и очаровательную актрису Руни Мару. Руни Мара обладает талантом приковывать к себе внимание зрителя, в её глазах скрыта некая тайна, а хорошая актёрская игра передаёт всю гамму чувств героини. Хоакин Феникс тоже замечателен. Он тонко передал образ Иисуса: Бога и человека в одном лице.

Наблюдать за Руни Марой и Хакином Фениксом было одно удовольствие. Но отодвигаясь дальше, в фильме начинают происходить непонятные вещи…

Современные реалии нагло просачиваются в события двух тысячной давности. Апостолы Пётр и Матвей чернокожие… К слову сказать, брат Петра, Андрей Первозванный — белый мужчина. Интересно, какие же тайны скрывает их семья.

Я не буду первооткрывателем, если скажу, что этот фильм феминистический, и он показывает роль женщины в жизни Иисуса и её положении в древнем Израиле. Я сама женщина и поэтому положительно отношусь к феминизму, но есть феминизм «правый», когда фильмы поднимают проблему тяжкой доли женщины, а есть феминизм «тошнотворный», где кроме феминизма ничего нет. И часто «тошнотворный» феминизм возникает на пустом месте.

Как объяснить, что люди при виде апостолов Иисуса обращают внимание в первую очередь не на человека, который называет себя сыном божьим, не на его 12 учеников, а на одну единственную женщину в его группе? Апослоты Иисуса показаны грубыми мужланами, в которых не веришь, что они будут нести слово Иисуса по всей земли. Веришь одной Марии, что возвышается над кучкой глупых мужчин. Вот только своей избранностью киношная Мария не сближает учеников, а только разобщает их. Финальные слова Петра выразили всё моё отношение к киношной Марии, чья роль в фильме была одной — быть выше остальных, она ведь женщина.

Киноленту можно разделить на две части — увлекательную и не очень. Увлекательная — это начало. Когда Мария искала своё место в мире, когда она познакомилась с Христом и, приняв тяжёлое для себя решение, ушла из отчего дома. Не очень — последующие странствия Марии. Этот интересный и подающий надежды персонаж превращается в простого зрителя, который перестаёт играть важную роль в сюжете фильма и в судьбе Иисуса. Просто зрительница, на которую режиссёр возложил долг быть распространительницей веры.

Мария Магдалина — хорошая картина. Но, наверное, она одноразовая. Не для глубокого просмотра и уж точно по ней нельзя учить первоисточник.

7 апреля 2018

Вполне годный панегирик, но с жестким переиначиванием канона.

Как известно, Мария Магдалина — личность неоднозначная: кто-то считает ее грешницей и блудницей, другие склонны превозносить в лик святых. Создатели картины решили не ставить зрителя перед столь потенциально интересным моральным выбором и на протяжении всех двух часов позиционируют героиню исключительно однобоко. Хорошо это или нет: каждый решит для себя.

Режиссером проекта выступил Гарт Дэвис, пару лет назад поставившего проникновенного «Льва» с той же Марой. Я действительно находился в режиме ожидания: история Иисуса хоть и знакома практически всем, но в кино еще не избита (плюс подается она не напрямую: через Марию), а стоящий религиозный фильм, по-моему, та самая ниша, которая наиболее эффективно побуждает человека задуматься над порой животрепещущими вопросами бытия.

В целом лента понравилась. Вплоть до финала повествование успешно обходит стороной жанровые клише, связанные с монотонностью и тягучестью происходящего, успешно увлекая зрителя в ту эпоху, в те события. Сцены отнюдь не затянуты, речи мессии очень интересно послушать, а вкупе с заданной атмосферой ты просто растворяешься во всем этом и будто играешь роль молчаливого наблюдателя. Развязка подпортила впечатления серьезно: она получилась скомканной, нудной и совсем не цепляющей. На поход Иисуса и учеников в Иерусалим выделено чересчур мало времени, а ведь именно там разворачиваются ключевые моменты сюжета. И есть еще кое-что неприятное.

То, за что так рьяно и беспощадно сегодня ратует вся киноиндустрия Америки, нашло в «Марии» непосредственное выражение, и это ужасно. Во-первых, дабы не показаться слишком «белым» фильмом, чуть ли не половину действующих апостолов отыгрывают чернокожие актеры. Апостол Петр — негр, только вдумайтесь! Во-вторых, феминизм продолжает набирать обороты, выставляя всех мужчин-учеников недалекими и немогущими уловить истинный смысл слов Иисуса из Назарета: лишь одной Марии это удается. Так нельзя. Это неуместно резкое искажение святого первоисточника.

Понравилось цветовое оформление, натуральность грима в отдельных эпизодах, отличалась операторская работа: были чудесно показаны как люди в условиях того или иного антуража, так и все естественное: природа, пейзажи, сакральные места и другое.

Руни Мара хорошо прониклась своим образом: играла живо, выразительно передавала эмоциональное наполнение Марии. Но, честно говоря, большую интригу вызывает Хоакин Феникс и его сын Божий: актер очень точно отобразил всю глубину, содержательность своего персонажа. Проще говоря, веришь тому, что видишь: веришь, что Иисус мог быть именно таким.

«Мария Магдалина» — неплохое одноразовое времяпрепровождение: кино не является каким-то откровением и почвы для размышлений дает немного, но тут главным является другое — сам процесс просмотра, который позволяет проникнуться сутью похождений одного Святого и его ближайшей последовательницы.

7 из 10

7 апреля 2018

Мария Магдалина

Была сегодня в кино, посмотрела «Марию Магдалину». Честно говоря, приготовилась 2 часа 10 минут смотреть нуднятину, просто в кино хотелось. Однако фильм неожиданно произвел очень сильное впечатление, вроде бы и сюжет уже сильно знакомый, но не оторваться. Немного подробностей, деталей, иной взгляд на Иуду и причину его поступка, иной взгляд на Марию, ведь ее признали равноапостольной лишь в 2017 году. Момент оживления Лазаря тоже показан совсем не так, как я себе это представляла в голове и теперь мне хочется попросить прощения за давно написанное на экзамене сочинение о том, что Иисус не мог такое сделать, не мог обречь человека на то, чтобы он дважды переходил порог смерти. Вообще в этом фильме Иисуса играет Хоакин Феникс, которому теперь 43 года, однако ему удалось создать образ очень человечный и такой близкий, каким наверное Иисус и был на самом деле. В итоге смотришь кино и переживаешь как за родного человека. Думаю, что он получит Оскар за эту роль. Но вообще, без внутреннего глубокого понимания так не сыграть, поэтому, Оскар, для актера всегда хорошо, но эта его роль поднимает его на такую высоту, что все остальное становится незначительным. Браво Хоакин, тысячу раз браво!

В общем 2 часа 10 минут возбужденного внимания, ударов по сердцу, переживаний и крокодильих слез. Фильм немного отдает «Меланхолией» Ларса фон Триера в смысле необыкновенно глубоких философских спецэффектов, такое плавное погружение в иное время, скольжение в водах Царства Небесного.

Друзья, очень советую посмотреть!

6 апреля 2018

История Иисуса Христа глазами женщины

«Чтобы изменить мир нужно начать с себя»

Режиссер Гарт Дэвис («Лев») снял новую картину о жизни и смерти Иисуса Христа, но в этот раз центральным персонажем является не Сын Божий, а одна из апостолов — Мария Магдалина.

Над сюжетом трудилась целая «бригада», от продюсеров и профессиональных сценаристов до историков и библеистов разных конфессий. Первоначально идея была раздроблена на немыслимое количество возможных поворотов и обыгрывания сюжета, но плодотворная работа под «покровительством» Дэвиса привела к, казалось бы, нужному результату. Авторы официально сообщили о том, что проект не является теологическим или историческим, и библейские события ленты открыты для интерпретации. Главная цель — рассказать об Иисусе глазами Марии Магдалины. Основную информацию создатели черпали из «Евангелия от Марии» и найденных манускриптов Египта и Греции.

Фильм показывает Магдалину, какой ее еще никто не видел. Многие знают эту женщину, как грешницу, которая нашла спасение в учении Христа, после чего присоединилась к нему. Здесь — она другой человек, с другой судьбой. Мария не просто стала последовательницей Сына Божьего, она стала одной из самых любимых учениц Христа. В картине есть множество моментов, резко отличающихся от других писаний. Никто ранее не говорил о том, что женщинам «дозволено» было крестить… Но, как известно, разные писания имеют разные сведения, и вряд ли когда-нибудь мир узнает, что истина, а что ложь. Тем более, авторы не уверяют зрителей в подлинности показанной истории. Такая трактовка имеет место быть.

К сожалению, даже кино о религии не смогло обойтись без коммерции. Здесь это раскрывающаяся проблема любимого всеми феминизма. Логично, ведь речь идет о Марии Магдалине, а она женщина. Но то, как обыграл эту тему режиссер — вызвало лишь недоумение. В своем интервью исполнительные продюсеры проекта Каннинг и Шерман говорили о том, что сильно волновались во время поиска режиссера, который сможет правильно соединить тему религии с феминизмом. Несмотря на то, как профессионально вышла данная картина, Гарту Дэвису все равно не удалось «подать» феминизм невзначай. Это сильно бросилось в глаза, особенно под конец ленты. Именно этот ход, на самом деле, сгубил все. Если бы не «такая» подача, то нарушение библейских каноничных событий совсем не испортили бы общего впечатления. Но вкупе получается весьма безответственный подход к созданию религиозного кино.

Несмотря на то, как «исковеркан» сценарий фильма, хочется отметить успешную работу известного композитора Йохана Йоханнссона, оператора Грега Фрейзера и великолепного актерского состава.

В роли Иисуса выступил великолепный актер Хоакин Феникс. За последние полтора года он снялся в трех сильных картинах («Тебя никогда здесь не было», «Марии Магдалине» и «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (еще не вышедшей в российский прокат, но явно стоящий внимания)). Иисус показан здесь не так, как это было в «Страстях Христовых» или «Сыне Божьем», но Феникс, как никто другой проникся своим героем и буквально светился в кадре. Его слезы «пронзали насквозь», злость заставляла мурашки «побежать» по телу, а улыбка — «сиять» изнутри.

Магдалину сыграла очаровательная Руни Мара, которая не перестает удивлять нас своими перевоплощениями. Она не просто справилась с передачей нужного настроения и атмосферы, Мара показала высший пилотаж актерской игры.

Подведем итоги. Работа могла быть куда сильнее, если бы коммерческая составляющая не вылезала на поверхность с такой «силой». Продюсеры были уверены, что зритель примет новый взгляд на историю об Иисусе Христе одновременно с темой равенства и феминизма, но это не так. Именно эта составляющая оказалась лишней. Фильм красивый, добрый и светлый, но уверен, что он не будет оценен верующими людьми или зрителями, знакомыми с Евангелием, ведь большая часть событий в фильме противоречат писаниям. С другой стороны, сюжет получился оригинальным, уникальным и однозначно стоящим внимания. По традиции, посоветую, просмотр ленты в оригинальном переводе с субтитрами, но не скажу, что дубляж получился плохим.

6 из 10

5 апреля 2018

Не фильм, а Молитва

Для тех кто понимает, для тех кто чувствует. В общем не для тех, кто Пётр или другие апостолы (не все).

Для тех, кто Матвей или… Мария.

Как сказал сам Иисус: Мария, ты моё доказательство.

Её глазами нам проще понять и увидеть. Увидеть то, что нельзя потрогать, но можно только осознать и ощутить.

Здесь нет работы с телом, как в Страстях Христовых Мела Гибсона. Без сомнения великолепный фильм о реалиях физических истязаний и выносливости. Но то фильм, а это Молитва. Молитва самому себе. К своей душе. Вопросы и ответы. Понимание, раскаяние и Вера. Не надежда! Именно Вера. Надежда — это как раз та глупость Иуды. А Вера — это доказательство Марии…

Работа Теренса Малика «Song to Song» — это как разогрев для Руни Мары. И здесь она стала той самой Марией. Той кто понимает, той кто видит, той кто чувствует, той самой…

В некотором смысле смерть Йохана Йоханнсона, огорчившая меня лично очень сильно, как конец на высокой ноте.

Существует высказывание: «Музыка — это мир тонких энергий. Это нечто большее чем мы. Это связь нас с Богом.»

Музыка Йохана на закате своей короткой жизни к этой Молитве как раз сближает с Богом. Помогает поймать такт дыхания и мыслей. Нужных правильных мыслей.

Что и говорить, Гарт Дэвис, ранее мною неизвестный, сделал то, что должен был. Помог как нельзя лучше нам читать эту Молитву… А великолепный Грей Фрейзер — показать. Если Молитву можно показать — то выглядеть она будет именно так.

Вся команда: работа со звуком, арт-художники, костюмы, все, — создали атмосферу чистоты света и пламени. Чтобы мы открывали глаза заново. Каждое дуновение ветра, каждый шорох травы и каждый звук под ногами — всё дышит чистотой души и любви. Ведь это Молитва.

Хоакин Финикс. Он просто есть… или его нет… но есть Иисус. Это и есть осознание и понимание. Руни и Хоакин — они понимают. А поняли ли вы?

10 из 10

28 марта 2018

Драма Мария Магдалина на большом экране с 2018 года, его режиссером является Гарт Дэвис. Кто снимался в кино, актерский состав: Хоакин Феникс, Чиветель Эджиофор, Ариана Лабед, Чеки Карио, Чарльз Бабалола, Тауфик Бархом, Ури Гавриел, Шира Хаас, Цахи Алеви, Майкл Мошонов, Дэвид Скофилд, Ирит Шелег, Зохар Штраусс, Лиор Раз, Хадас Ярон.

В то время как во всем мире собрано 11,710,110 долларов. Производство стран США, Великобритания и Австралия. Мария Магдалина — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.