Не думаю, что драматический триллер под шумным названием «Карательница» американского производства (премьера прошла в 2018-ом году) стоит рассматривать под ракурсом продавливаемых социальных перемен за равноправие полов. Хотя есть подозрение, что «Карательница» не зря была подготовлена к выпуску именно в эти времена, где общественные взгляды меняют всё наше мировоззрение. Но и до того, как громкие скандалы, связанные с сексуальным принуждением со стороны мужчин обрели мировой ажиотаж, уже выходили фильмы, где главная героиня, скажем, бралась за оружие и несла свою законность в бытие. В 2002-ом году вышел триллер «С меня хватит» с Дженнифер Лопес в главной роли, а в 2007-ом Джоди Фостер сыграла в ленте «Отважная», представ этаким Чарльзом Бронсоном в юбке по образу и подобию классики жанра «Жажда смерти». И я бы назвал «Карательницу» смешением чем-то похожим на симбиоз как раз фильмов «С меня хватит» и «Отважная».
Итак, главную героиню зовут Сэйди. Она постоянный слушатель анонимного клуба женщин, подвергающихся семейному насилию. Сэйди ничем себя не выдаёт, участливо относясь ко всем бедам этих несчастных дам. Но дальше с Сэйди происходит поразительная метаморфоза: закрыв дверь после очередного заседания клуба, она тщательно готовится и идёт творить свою собственную справедливость, ставя несносных мужчин-абьюзеров на место. И бывают очень серьёзные переделки, где противостояние превращается в настоящую борьбу за жизнь. Но почему Сэйди стала таковой? Оказывается, что её прошлое таит страшные тайны и трагедии, и однажды оно вернётся. Главной героине придётся собрать всю свою силу, чтобы не допустить повторения мук прошлого и наконец-то сделать свою жизнь лишённой страха за собственную жизнь. Это будет кульминационная схватка, которая должна была произойти рано или поздно…
Режиссёром «Карательницы» предстала Сара Даггар-Никсон, карьера которой доселе насчитывала лишь парочку короткометражек. Но социальные изменения привели к тенденции, когда дамам всё чаще и чаще предлагают место главного постановщика. Хорошо это или плохо — дело субъективное, мне вот лично всё равно, кто будет снимать картину, будь-то хоть какое-нибудь экзотическое животное, лишь сама картина была качественной. Но в случае «Карательницы» хвалить Сару Даггар-Никсон, увы, абсолютно не за что. Нехватка опыта, низкий бюджет, скользкий и шаблонный сюжет с мрачной атмосферой и слабо поставленными сценами схваток — всё это в совокупности превратило «Карательницу» в обычный дешёвый и проходной триллер без высокой степени заинтересованности со стороны зрительской аудитории. Интрига практически не сохраняется, динамики как таковой нет, глубокая драматургия основана на неприятной теме, но обыграна она плохо и поверхностно. В общем, ограниченность «Карательницы» проявляется во всех чертах фильма.
Единственным положительным моментов в ленте можно назвать участие в ней в качестве центрального действующего лица актрисы Оливии Уайлд. Девушка с бунтарским прошлым и экзотической внешностью, которая привлекает как раз мужскую половину человечества, конечно, не лишена артистического таланта. Но дело в том, что пока в одиночку она не способна вытягивать фильмы, потенциал есть, но делать такие вещи, которые по силам Мерил Стрип и Джулии Робертс, Оливии Уайлд пока не удаётся. Да и вообще она больше комфортно себя чувствует в сериалах типа «Доктора Хаус» и «Винила», где она действительно показывает свой драматический талант. В «Карательнице» же она явно перестаралась с эффектом трагизма своей героини. Она постоянно ходит по скользкому обрыву, готовясь ставить мужчин на место, но эмоциональный поток от её Сэйди вызывает совсем не те ощущения, которые должны были быть: сочувствия и уважения вырабатывается минимум.
Депрессивный и холодный драматический триллер о женской мести и торжестве справедливости глазами карательницы-одиночка, нашедшей себя в некотором беззаконии, творимого её же руками, но в любом случае зритель должен быть на её стороне, считая, что она права на все сто процентов. Но куча режиссёрских ошибок, неверно подобранный образ Оливией Уайлд, да и малый бюджет сыграл свою роль. И гимном борцов с абьюзом «Карательнице» не стать ни при каких обстоятельствах.
4 из 10
18 марта 2021
Жесткое и смелое выступление Оливии Уайлд, кажется, привлекло к «Карательнице» больше внимание, чем фильм того заслуживает. Хотя сам кинопроект близок к тому, чтобы поднять достойные темы, и даже без показа талантливой актрисы, которой сильно сопереживаешь, нельзя сказать, что «Карательница» не избежала примитивных приемов субжанра о мести. Вернее, как только сценарий начинает их активно использовать, это чуть ли не обесценивает все предыдущие мощные драматические моменты.
Итак, Сэди — самопровозглашенная «виджиланте», карательница, которая в свое время сбежала от мужа-тирана и теперь борется за тех, кто слишком слаб или напуган. Иными словами, она помогает женщинам в беде.
Самый острый аспект сценария состоит в том, что «Карательница» действительно какое-то время избегает ловушек типичного жанрового фильма. Сэди — сложный персонаж, её цели и предыстория действительно влияют на развитие сюжета, равно как и желание примириться с последствиями тяжелого обращения. Часто сценарий концентрируется на сценах группы поддержки, где можно выслушать поистине ужасные истории об унижении личностей, и эти моменты бросают в дрожь. Откровенные рассказы слушать тяжело, особенно в контексте развлекательного фильма, но «Карательница» заставляет понять и посочувствовать жертвам домашнего насилия.
Ах, подобный тон не получается выдержать до конца. Часто сюжет начинает сбоить; целые повествовательные сегменты выглядят несвязанными друг с другом. Такое чувство, что сильно подвел монтаж: временами «Карательница» воспринимается не иначе как зажеванная каша, в которой попросту теряется сюжетная арка Сэди. Эти моменты зачастую отрывают зрителя от рассматриваемой истории конкретной женщины, а не подталкивает к пониманию центральной личности.
Как только мы узнаем подробности прошлого Сэди, фильм, к сожалению, теряет свою социально-актуальную ориентацию и переходит в рутину жанра. Более чем печально видеть, как эмоциональная сложность персонажа испаряется и остается обыденная экшн-кульминация, заставляющая героиню разобраться с причиной её боли. Это попросту не впечатляет и чувствуется даже неуместным; по крайней мере вне драматического контекста.
Есть также и нечто нервирующее в том, как построен фильм. После того, как «Карательница» тратит так много времени, изучая непридуманные проблемы жестокого обращения в семье и даже пытается вставить комментарий о том, как избежать насилия, вызывает сожаление, что образ жизни героини сфокусирован на насилии. Такое чувство, что создатели фильма просто не нашли правильную точку опоры, что оставляет зрителя без ответов: в реальной жизни, увы, не позвонишь бравой Оливии Уайлд, чтобы она решила все проблемы.
5 из 10
31 марта 2019