Экстаз
Climax
6.9
6.9
2018, триллер, драма
Франция, Бельгия, 1 ч 37 мин
18+

В ролях: София Бутелла, Сухейла Якуб, Кидди Смайл, Клод-Эммануэль Гаян-Молль, Тейлор Кастл
и другие
Выпускники академии современного танца решают устроить прощальную вечеринку. Однако таинственным образом под нарастающий ритм музыки почти всех охватывает нездоровая эйфория, которой невозможно сопротивляться. Оказывается, кто-то подмешал в сангрию психоделики, и теперь участники этой безумной вечеринки постепенно начинают слетать с катушек.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Экстаз

английское название:

Climax

год: 2018
страны:
Франция, Бельгия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Бенуа Деби
художники: Жан Рабасс, Philippe Prat, Фридерик Камбье, Джесси Купперман, Филипп Оклер
монтаж: ,
жанры: триллер, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $374 957
Сборы в США: $817 339
Мировые сборы: $1 696 269
Дата выхода
Мировая премьера: 13 мая 2018 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Постеры фильма «Экстаз», 2018

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Экстаз», 2018

Сангрия, от которой не очень хорошо

Знакомство с творчеством известного французского провокационного режиссера Гаспара Ноэ наверное логичнее было бы начать с его самого известного фильма «Необратимость» с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем. Я выбрал «Экстаз», и в отличии от героев картины, был достаточно далёк от этого состояния во время и после просмотра картины.

Действие фильма происходит в неком заброшенном помещении, похожем на притон, где происходит вечеринка по случаю выпуска из танцевальной академии. После длинной и очень круто снятой сцены финальной репетиции танца, начинается само празднование. В какой-то момент с героями начинают происходить странные вещи, и они начинают подозревать, что в сангрию подмешали наркотик. Вскоре им всем сносит крышу и они уносятся в ужасный бэдтрип.

По сути, задача у фильма одна - впечатлить и шокировать. Для этого Гаспар Ноэ с помощью долгих сцен делает максимальное погружение и заставляет нас почувствовать себя внутри происходящего. Плюс происходит постоянное нагнетание атмосферы, не давая перевести дух ни на минуту. И это действительно сделано профессионально и работает на аудиовизуальном уровне.

Проблема в том, что за этой оболочкой нет абсолютно ничего. Уже в начале фильма ты примерно понимаешь, что будет в конце, но даже постоянное увеличение напряжения не приводит в финале к катарсису. Конечно можно найти в этом мощный посыл и сакральный смысл, можно рассмотреть происходящее как метафору жизни, агонии и смерти, но по факту мы видим танцы, немного бессмысленных разговоров и мучения от принятых препаратов. Безусловно, это смело, дерзко и провокационно, но при этом очень пусто, скучно и, кажется что бессмысленно.

5,5 из 10

20 января 2024

Бал Сатаны

Пересмотрел данное кино Гаспара Ноэ в рамках совместного кинопоказа на стриме, и можно сказать, что моя оценка и мое восприятие не изменилось. Это такое же крутое полотно, что и год назад, когда я первый раз с ним ознакомился. Бешеное, дикое, нервное, неуютное, страшное, кислотное, музыкальное, танцевальное и попросту шедевральное по форме.

Давайте сразу определяться: оценивать кино как 'само в себе' не имеет смысла, если видел всю фильмографию Гаспара. Лучше максимально обсудить мета-тексты и приемы, которые кочуют из фильма в фильм данного кинодела. Ноэ, аргентинец по рождению, снял от и до европейское кино, где подавляющее большинство актеров (да и актеров ли?) - французы. Да, есть русская дивчина, хоть и говорит, что немка, а так же от и до соблюдена репрезентативность / инклюзивность / повестка Франции. Богатые и бедные, гетеро- и гомосексуалы, умные и быдло, верующие и атеисты, злые и добрые, черные и белые. 'Фул'-солянка и сатира на современное общество, что уж сказать. Но их всех объединяет одно - танец. Они любят флексить и не хотят останавливаться. Пока есть бит - они двигаются. Когда ритм-секция отодвигается на задний план, то они говорят обо всем и ни о чем: секс, наркотики, рок-н-ролл, мечты, цели и желания. Одинокие и несчастные внутри, они высвобождают своих демонов только тогда, когда ЛСД, подмешанное в сангрию, начинает действовать и 'плавить' их мозг. Гипнотическое действие с максимальным эффектом погружения в лице беспомощного наблюдателя, хаотичные движения, непрекращающаяся электронная музыка с винила, безумие и дичь на экране, и все - ты на крючке, ты в капкане Гаспара.

Управляющая идея - обратная эволюция человека. Притча о нас, о людях, об истинной нашей сущности и облике морали, которое теряется, когда наружу выходит 'бессознательное'. Базовые потребности никто не отменял: заняться сексом, подраться, коллективно затравить кого-либо без причины. Музыкальный 'трайбл' - лишь фон, а может - одно из действующих лиц картины? Словно первобытное племя, герои погружаются в танец, в транс, ловят флоу и плывут по волнам своего 'бэд трипа'. А, может, все это - ад на Земле? Или чистилище, в котором маленькая группа-коллектив барахтаются, словно мухи в отхожем месте, и не могут выбраться наружу?

Излюбленные темы Ноэ на месте: жизнь и смерть, секс и насилие, реальный мир и посмертие. Все сплелось воедино, и тебе не выбраться, пока кино не закончится.

Как ни крути, но в данном кино форма превалирует над содержанием. За фасадом прекрасной операторской работы Бенуа Деби, которая укачивает, выбивает почву из под ног, манит и пугает, а так же поражает своими дикими длинными планами и хореографией движения камеры, скрывается простая история о нас, о хомо сапиенс. Ведь почему в данной картине нет главного героя, а все снято непрерывно и без монтажных склеек? Мы, зрители, в роли оператора находимся непосредственно там, рядом с персонажами, которые не играют, а живут. Каждый сам по себе. Мы лишь безмолвные наблюдатели, которые не могут взять и вылить чан с сангрией в унитаз. Не можем вступиться за беременную девушку, которую буквально избивают и травят у всех на глазах. Не можем защитить единственного трезвого танцора, выкинутого на мороз в одном спортивном костюме. Не можем успокоить ребенка и вытащить его из трансформаторной комнаты. Не можем обнять тех, кто нуждается в тепле и любви и кому все отказывают. Не можем остановить всю эту дичь и вакханалию. Мы продолжаем наблюдать за тем, как общество вполне адекватных и талантливых танцоров под воздействием наркотиков деградирует и превращается хрен пойми во что.

Отдельно стоит поговорить про саундтрек и саунд-дизайн. Низкий поклон за прекрасную музыку, которая не только подходит под весь данный перформанс, но и отлично дополняет ту или иную сцену в рамках контекста. Филигранная работа композитора и селекционера, как и всегда у Ноэ.

'Climax' - шедевр авторского сегмента кинематографа. Противный, мерзкий, страшный, неуютный, вызывающий перманентный шок. Кино, врезающееся в память и мотивирующее на обсуждение. Вам либо понравится, либо нет. Третьего не дано. Невозможно остаться где-то посередине. Кино, вызывающее эмоции. В основном, негативные. Выжимающее из тебя все за полтора часа хронометража. 'Экстаз' - это то кино, когда нужно действительно подготовиться к просмотру. Подумать, а стоит ли вообще игра свеч? Но если вдруг нажал Play, то ты в игре. В танце. В аду. На балу Сатаны.

9 из 10

18 декабря 2023

'Экстаз' Гаспара Ноэ: глубокое погружение в мир бэд трипа

Фильм 'Экстаз' Гаспара Ноэ является невероятным погружением в мир наркотического бэд трипа. Режиссер умело передал все аспекты этого состояния: от головокружения и искажения восприятия до галлюцинаций и дикой эйфории. Он создал потрясающую визуальную стилистику и использует все средства кинематографа, чтобы показать нам, как может выглядеть умственный коллапс. Камера крутится, кадры скачут, цвета расплываются, звуки переплетаются, все это создает ощущение, что ты сам находишься в этом состоянии, что переживаешь то же самое, что герои на экране. В результате, 'Экстаз' не просто фильм, а настоящий опыт, который заставляет зрителя пересмотреть свое отношение к наркотикам и понять, как опасны они могут быть.

Кроме того, стоит отметить, что фильм 'Экстаз' поражает своей отличной хореографией. Каждое движение актеров, каждый кадр кажется пропитанным энергией и страстью. Камера Гаспара Ноэ является настоящим инструментом для создания музыкального ритма и визуальной симфонии, которая переносит зрителя в иное измерение. Многие сцены, где персонажи танцуют, похожи на настоящий танцевальный фестиваль, где зрители могут не только наслаждаться красотой движений, но и ощущать всю мощь наркотического состояния, которое переживают герои. Таким образом, режиссер не только передал состояние наркотического бэд трипа, но и создал настоящую визуальную и музыкальную симфонию, которая заставляет зрителя окунуться в истинное состояние экстаза.

9 апреля 2023

Красиво снятая социальная реклама

Первый фильм, который посмотрела у этого режиссера. Снят очень красиво: свет, танцы, гибкие тела, музыка. Кусочки разговоров молодежи, которые вскрывают проблемы раннего и не всегда желанного материнства, слишком близкую любовь брата к сестре и прочее.

Действие разгоняется постепенно, как и галлюциногены, подмешанные в сангрию на вечеринке. К концу фильма градус поднимается до всеобщего хаоса и треша, так что смотреть уже не только муторно, но и психологически больно.

Фильм об опасности психоделиков сначала показался мне не актуальным, не цепляющим. Но буквально на следующий день наткнулась на сторис парня, не считающего психоделики наркотиками и желающего начать их прием в рамках психотерапии. Возможно Гаспар Ноэ снял не только социальную рекламу против наркотиков в целом, но и уловил тенденцию в молодежной среде (о чем последние кадры с книгой), которая считает лсд и аналогичные препараты безопасным средством эффективного лечения душевных травм. И подсветил это заблуждение в своем фильме.

7 из 10

18 августа 2022

Гаспар Ноэ на максималках

У французского авангардного режиссёра Гаспара Ноэ есть две ипостаси. Одна снимает адреналиновое, нервозное и сбивающее с ног кино, не вписывающееся ни в какие форматы (Необратимость, Вход в Пустоту, Вечный Свет), другая - достаточно традиционные киноистории, пусть и облачённые в рамки его пост-годаровского рамочного подхода (Один Против Всех, Любовь, грядущий Вихрь).

Так вот. На мой взгляд, фильм Экстаз - это максимальная выжимка того первого, адреналинового Ноэ. И это делает фильм одним из лучших в карьере режиссера.

Фильм захватывает с самого начала. Снежное поле, обволакивающая музыка, окровавленная девушка, финальные титры, которые прямо как в Необратимости, идут задом наперёд. Далее - статичное и совершенно неожиданное интервью с героями в импровизационном стиле, по окончанию которого начинает оглушительно выть сирена. Идут вступительные заставки, и вот ты уже на крючке.

У фильма идеальная динамика. События разворачиваются ровно в том темпе, который ему нужен, ни больше, ни меньше. Фильм удивляет и заставляет гадать и вздрагивать. Фильм не дает себе наскучить, то и дело бросая на экран то групповой танцевальный номер, то совершенно уморительный импровизационный диалог, а под конец вообще включая психоделический хоррор, где все герои превращаются в аналоги одержимой Изабель Аджани из одноименного фильма Жулавски. Но танец не прекращается.

И, самое главное - ты во всё это веришь.

Операторская работа Бенуа Деби идеальна - она ровно такая, какая должна быть в этом фильме. Возникает ощущение, что Бенуа и Гаспар - один человек, настолько картинка идеально соответствует духу фильма и настроению отдельных эпизодов.

Саундтрек - великолепен. Есть как узнаваемые всеми хиты (вроде Windowlicker Апекс Твина), так и более местечковая электроника девяностых (события фильма разворачиваются примерно в это время).

По окончанию просмотра сидишь как выжатый лимон, не в силах вымолвить ни слова и хочешь добавки. Это редкое и очень ценное чувство.

10 из 10

PS. В этот фильм завезли качественный русский дубляж. И он хорош.

PSS. Кудряшка - русская.

28 июня 2022

Французская новая волна

«Экстаз» — эта та самая картина, напряжение которого, нарастает с каждой новой сценой, та самая картина, которая не подлежит к просмотру как легкий вечерний фильм, и это тот самый фильм, в котором зритель, частично забывает моргать, ведь он прикован к фильму, и к его атмосфере.

Режиссёр фильма, Гаспар Ноэ — провокатор современного кинематографа, и основатель новой французской волны. Каждый его фильм либо становится сенсацией в Каннах, либо иконой для любителей фильмов такого жанра.

О чём фильм? Фильм повествует о группе танцоров, которые репетируют свой номер в заброшенной школе. Все герои по ходу репетиций знакомятся друг с другом, и картина уже начинает налаживать контакт со зрителем, но этот контакт, который по началу кажется тонкой ниткой, в итоге становится железной цепью, и заковывает зрителя на все последующие события.

Фильм кого то шокирует своими сценами, кого то порадует, кого то заставит задуматься, а кого то заставит выключить не досмотрев. У всех вкусы, и манеры восприятие разные, так что рекомендую картину тем, кто действительно хочет ощутить весь экстаз в своей душе.

8 из 10

20 августа 2021

«Экстаз» — Пляска смерти под Aphex Twin

Макабр или Пляска смерти — аллегорический сюжет, характерный для искусства Средневековья, способ отражения бренности и мимолётности человеческого бытия, в котором олицетворение Смерти в пляске ведёт к могиле мужчин, женщин и детей разных слоёв общества. Французские представления 14 века использовали этот мотив как краткий разговор между смертью и 24 пляшущими…

Перед гастролями в США выпускники академии современного танца Франции устраивают прощальную вечеринку, готовясь к танцам в стиле vogue. Неожиданно выясняется: кто-то подсыпал в сангрию наркотик, и постепенно танцоры теряют контроль над собой, отдаваясь в объятья хаосу.

Снятый за 15 дней по 5-страничному сценарию, фильм — рейв Гаспара Ноэ практически полностью построен на импровизационных танцах. Завораживающие движения, ритм музыки действительно способны ввести любого в состояние экстаза.

Постепенно экстаз сменяется клаустрофобическим напряжением (действие картины происходит ночью в закрытом тёмном помещении), а когда выясняется правда о наркотиках, зрителя вместе с некоторыми героями фильма охватывает ощущение сонного паралича, из которого так сложно выйти.

Наркотики как средство озверения, разложения человека до существа примитивных удовольствий — важнейшая тема картины. Наблюдать за сангрическим распадом личности панически страшно и неприятно, особенно, когда последствием становится смерть и насилие. Пульсирующую атмосферу ада подчёркивает камера, которую постоянно болтает из стороны в сторону, из-за чего состояние опьянения переносится на зрителя.

Конечно, зрительский анализ в стремлении найти глубинный смысл стремится дальше вывода об агитации против наркотиков, рискуя переоценить картину.

Мне показалось, что фильм Гаспара Ноэ о том, как сложно избавиться от навязанных мнений/действий/окружения. На эту мысль меня натолкнула главная героиня Сельва (исполненная Софией Бутеллой), которая, кажется, одна из немногих, а может и единственная, кто пытался (возможно неудачно) выбраться из хаоса, убежать от других и от себя.

Возможно, именно об этом «Экстаз» Гаспара Ноэ? Большинство не равно норма. И всё же освободиться от принуждения невероятно трудно.

«Рождение — уникальная возможность, смерть — невероятный опыт, а жизнь — ускользающее наслаждение».

27 июля 2021

«Экстаз»

Париж 90-х… Танцы и наркотики…

Танцевальная труппа устраивает тусовку на которой они могут вдоволь блеснуть своими талантами и раскрыться с неожиданной стороны, но во время вечеринки вдруг кто-то подмешивает в вино ЛСД.

Автор.

Наверное важным показателем творческого роста для режиссера является то, что каждый новый его фильм критики называют лучшим. И «Экстаз» для меня совершенно точно — шедевр Гаспара Ноэ.

После премьеры в Каннах в 2018 году многие ругали французского постановщика за черезмерное увлечение технической стороной картины, мол у него форма снова преобладает над содержанием и это на самом деле так. Сюжет несёт чисто технический характер — соединить воедино разрозненные, но прекрасные моменты фильма. Фабула здесь, будто Вергилий, проносит нас через гущу образов и событий, не принимая при этом в них ключевого участия.

Актеры.

Что сказать про каст? Ну там есть София Бутелла, играющая главную роль… Ну, пожалуй и все. Это и понятно — почти все, кто там снимался — профессиональные танцоры и на актерские таланты ставка не делалась, но и раздражения никто не вызывает, в кадре все смотрятся гармонично и красиво.

Наркотики.

Наверное, это самый страшный НЕ фильм ужасов на моей памяти. Ничего ужаснее нельзя даже вообразить. И когда ты понимаешь, что все происходящее на экране было вызвано наркотиками, становится ясно, что ты не хочешь иметь к ним ни малейшего отношения. Никогда. Эйфория, исступление, экстаз, радость, гнев, влечение… Все это потрясающе, великолепно, но как только к этому прикасается монстр наркотика, всё превращается в тлен и ужас

Атмосфера и сюжет.

Если вас когда-нибудь попросят описать фильм одним словом, то «Экстаз» точнее всего опишет слово дискомфорт. После прекрасного, завораживающего своей отточенной хореографией танцевального номера, который герои репетируют, идёт огромная, длинная сцена, где персонажи просто импровизируют, идёт поток чистого вдохновения, который боится прервать даже монтаж, а камера почти всегда остаётся неподвижным наблюдателем, хоть и избирает самые экстремальные ракурсы. Но потом начинается истинный кошмар… Наши танцоры понимают, что всё идёт не по плану и чем дальше мы продвигаемся по хронометражу картины, тем сильнее осознаем, что метафора с Вергилием была крайне точна. Вокруг главной героини начинает твориться сущий ад. И почти незаметно для нас от чувства эйфории мы переходим к почти животному ужасу, возникает желание закрыть не только глаза, но и уши, забраться под одеяло и говорить себе, что все хорошо… Все будет хорошо… И это так отвратительно и прекрасно… Огромный вклад в наше восприятие, на подсознательном уровне, вносит контраст поведения камеры. Возникает ощущение будто оператор и сам ненароком выпил этого вина и вместе с актерами стал триповать.

И к финалу все это настолько нас добивает, что уже абсолютно наплевать, кто подсыпал эти наркотики, но все же нам раскрывают эту интригу и делают это настолько отвратительно, что катарсис накрывает с головой.

Итог.

Фильм Гаспара Ноэ, совершенно точно, не для всех, но для юбителей танцев, эстетов, которые обожают красивую картинку и операторскую работу, просто ценителям современного европейского арт-хауса — всем им рекомендую к просмотру

P.s. Я всегда считал, что эмоции, которые тебе дарит кино — это самое важное. Глупо быть снобом, который восхищается гениями авторского кино, но не получает от просмотра их фильмов никакого удовольствия, а смотреть трэш-комедии и получать удовольствие — это круто. Но со временем я пришел к ещё однму выводу — нужно ценить не только положительные эмоции. Экстаз не подарит вам ни хорошего настроения, ни позитива, но воспоминания о пережитом закрадутся глубоко вам в душу и время от времени вы, как мазохист, будете испытывать непреодолимое желание ощутить это вновь.

10 марта 2021

Дионисийский дух

«Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз». Фридрих Ницше

Фабула. В уединённой школе проходит финальная репетиция и следующая за ней прощальная вечеринка выпускников французской академии современного танца. Дружественная атмосфера, непринуждённые диалоги, спонтанные танцы, эйфория от алкогольных напитков и кокаина неожиданно сменяются нарастающим коллективным помешательством. Танцоры начинают подозревать, что кто-то из них подмешал в алкоголь наркотики. События приобретают всё более хаотичный характер…

Форма. Режиссёр фильма Гаспар Ноэ для достижения большей художественной выразительности использовал следующие приёмы:

- импровизация сценарная (практически фильм снимали без заранее подготовленного сценария — изначально была написана только одна страница, а конечная версия занимает всего пять страниц) и танцевальная (за исключением первого постановочного танца, актёрам была предоставлена полная свобода движений)

- подвижная камера, свободно плавающая в пространстве вслед за персонажами

- динамичная музыка, призванная ввести зрителя в транс

- символизм кислотных цветов

- инверсия титров (в начале фильма идут финальные, а в середине — начальные титры)

«Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой». Фридрих Ницше

На протяжении действия фильма происходит последовательное движение от высших уровней психики к низшим: от притворно-показного до настоящего и даже ниже, вплоть до подавляемого бессознательного животного естества.

Уровень Супер-эго. Зритель знакомится с персонажами посредством их кратких монологов в начале фильма, в которых их интервьюирует хореограф. Как и всегда бывает в таких ситуациях, каждый выставляет свой ненастоящий витринный образ-для-других, стараясь предстать лучше, чем он есть. Далее следует сцена постановочного танца, в которой каждый исполняет отведённую ему определённую роль. Это модель общественных взаимоотношений, где каждый танцует в своей очередности, выполняя заранее заданную последовательность движений.

Уровень Эго. В диалогах между персонажами они проявляют себя такими, какими являются на самом деле. Помимо того что раскрываются личностные качества, очень ярко, местами провокативно, выражается эротизм. Экспрессия либидо подпитывается эйфорией, вызванной нарастающим кислотным трипом. Половое влечение становится всё более откровенным, эгоистичным и неудержимым. Либидо увлекает неспособных сопротивляться персонажей, погружая в пучину страстей.

Уровень бессознательного. Оборотная сторона опьянения — изнанка человеческих страстей. Паранойя, жестокость, жадность, похоть, лживость — всё самое грязное и патологическое выходит наружу из подвалов психики. В безумии вакханалии танцоры скидывают свои человеческие личины и обретают подлинные звероформы. Тотальное расчеловечение являет животную основу людского естества. Из глубин бессознательного проявляется пресловутая фрейдовская инцестуозность. Перверсивную инфернальность происходящего подчеркиваёт визуальный ряд: символичный красный цвет и перевёрнутая на 180 градусов камера. Когда видишь такое безумие, в голове повторяется одна мысль: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

«О высшие люди, ваше худшее в том, что все вы не научились танцевать, как нужно танцевать, — танцевать поверх самих себя!». Фридрих Ницше

В самом начале танцы постановочные, а значит соответствующие определённому замыслу и мере. Они выражают созидательную энергию и творческое начало. Экстатические танцы носят стихийный и разрушительный характер. Это проявление разрушительного и неудержимого дионисийского духа.

Событием, инспирирующим дионисийский экстаз, становится возлияние персонажами сангрии, в которой подмешан наркотик. Типичное начало для религиозной мистерии. Сангрия это испанский алкогольный напиток на основе вина с добавлением кусочков фруктов. Испанское слово sangr?a происходит от sangre — кровь. Здесь очевидна параллель с кровью Христовой, а кусочки фруктов вместо хлеба символизируют тело Христово. Таким образом, происходит мистериальное таинство причащения божественному. Экстатическое безумие требует ритуального жертвоприношения, что объясняет жестокое поведение персонажей. Ими овладевает одержимость подобная трансу во время оккультных ритуалов.

Дионисийский дух находит своё выражение в экстазе, вызванном музыкой, танцами и опьянением. Он ввергает в хаос и анархию. Деструктивные страсти прорываются наружу. Человек утрачивает свою индивидуальность, растворяется в природной стихии, инстинктивной воле. Таким образом происходит экстаз или, что то же самое, эк-стазис (из-состояния-неподвижности) — выход за пределы телесного.

«Я бы верил только в Бога, который умеет Танцевать». Фридрих Ницше

Можно воспринимать этот фильм как наглядное развенчание расхожего в среде хиппарей и эзотериков мифа о возможности психоделической терапии. В этом отношении Экстаз имеет очевидную дидактическую ценность. Энтеогены, то есть вещества, в соответствии с их названием якобы делающие человека их употребившего божественным изнутри, высвобождают животную, неконтролируемую силу. Их правильно было бы называть скорее эндеймогенами или инферогенами — то есть пробуждающими изнутри человека его дьявольскую природу.

Титры

Гаспар Ноэ манифестирует свою философию посредством титров-сентенций:

«Бытие — это ускользающая иллюзия» — Человек никогда не имеет дела непосредственно с истинным бытием во всей его полноте. Удел человека — преходящий поток становления, смешение подлинного и иллюзорного, солнечного света и мрака пещеры. Стремясь к высшему, приходится «пробираться» через обманчивые иллюзии теней.

«Родиться — это уникальная возможность» — Согласно «Тибетской Книге Мёртвых» родиться в мире людей — это редкая возможность и, следовательно, большая удача.

«Жизнь — это коллективная невозможность» — Как хорошо известно, человек является общественным животным, но, тем не менее, в коллективе никогда невозможно достигнуть подлинного единения, всегда остаётся разделительная черта между мною и Другим.

«Смерть — это уникальное переживание» — Умирание является возможностью для обретения просветления в момент смерти, а значит смерть это уникальный шанс для пробуждения и спасения.

10 из 10

11 января 2021

Вечный трип?

Ужасы и танцы. Думаю, даже этих двух слов хватит для описания фильма.

Давно не помню фильмов, которые на столько вонзались в сознание.

А теперь к сути:

- четко прослеживаются три блока: ожидание, действие, последствие (Танец, ночь, сангрия);

- все лейтмотивы здесь: алчность, похоть, насилие, кровь;

- игра на тонком (Гаспар умеет это делать)

Всё же, в описании не зря написано что жанр «ужасы», так как вторая часть фильма это самый настоящий хоррор, только не хоррор который пугает тебя неожиданными скримерами, а хоррор который показывает всё самое отвратительное в человеке, вытаскивает самые отрицательные черты характера наружу, но страшнее осознавать то, что возможно, таким же человеком являешься ты сам.

Фильм не понравился, и не расстроил, он заставил задуматься. Это как перевернуть таз, с грязной обувью, и увидеть что творится на дне.

P.S. Отдельно хочется отметить музыку, подобрали её просто идеально, отличные композиции.

3 ноября 2020

Полное погружение.

Гаспар Ноэ выстреливает своим талантом редко, но всегда очень обильно и прямо вам на лицо.

Экстаз — пятый полнометражный фильм маэстро, который наделал вокруг себя шума ещё до своей премьеры. Я откладывала просмотр этой картины почти два года, потому что каждый фильм этого режиссёра для меня событие, которое требует определенного настроения, случая, времени.

Читая рецензии на все работы Гаспара, можно часто увидеть один и тот же вопрос: «А что же нам хотел сказать господин Ноэ?» А на самом деле, он хотел сказать ровно то, что сказал. Авторское кино зачастую действительно бывает очень претенциозным, замысловатым и непонятным, но Гаспар Ноэ не тот режиссёр, который будет издеваться над своим зрителем, заставляя его искать в своих картинах какие-то потаённые смыслы, спрятанные где-то между дублями и кадрами. Замысел всегда лежит на поверхности, а то, о чем будет картина — вам подскажет её название.

Работы Гаспара всегда о простых вещах — о смерти, о любви, о фатальности событий, о высвобождении человеческих пороков. Об этом снято множество фильмов до него, столько же будет снято и после. Но! Вся фишка его работ в самой режиссуре, в подаче, в постановке кадра, в цветовой гамме, в движении камеры, в звуковом аккомпанементе, в лицах актёров, в импровизированных диалогах — уверяю вас, такого не делает больше никто.

Каждая его картина — это гипнотический трип, завораживающая атмосфера кадра, на который идеально ложится стильный саунд — засасывает зрителя в самую глубину, вызывая ощущения присутствия, будто он сам [зритель] находится в этом моменте. Когда изысканный вкус накладывается на воспалённое сознание — тогда рождается настоящее искусство.

В Экстазе, как и во всех предыдущих картинах Гаспара — много красного цвета. Очень много красного цвета. Красный — цвет страсти, крови и революции, это самый сильный по своей энергетике цвет. Гаспар любит красный цвет также, как люблю его я, как любит его всякий, чей темперамент прямо пропорционален его температуре.

Экстаз — это безумство красок. Это внезапные, мигающие титры посреди ленты. Это бредовые, хаотичные танцы. Это искрящийся французский флаг, растянутый посреди студии. Визуальная сторона — это то, чему Ноэ всегда уделяет особое внимание.

Экстаз — это техно-саунд, под который хочется двигаться. Это оглушающие крики героев, словивших бэд трип.

Экстаз — это пир сладострастия, плавно перетекающий в хаос, жестокость, насилие, кровь, боль и слёзы. Это обнажение пороков, похоти и низменных инстинктов. Это безумная вакханалия, пляска демонов. Это полное погружение. Это гипнотизирующая работа оператора. Это психоделический трип. Это ЭКСТАЗ.

10 из 10

6 октября 2020

Психотерапия с помощью лсд

Только под конец просмотра мне удалось уловить, к чему же все-таки в этот раз вел автор. Так все это, оказывается, психотерапия такая. Крайне своеобразное и, главное, насильственное высвобождение затаенных, не всегда осознанных чувств и желаний. Прямо в финале месье Ноэ громко прошептал мне на ухо: «Не всегда психотерапия полезна! Большинство чувств и должны быть скрыты и зажаты!» Да, месье Ноэ, такими способами, как вы это предлагаете делать, однозначно не полезна. Насилие, месье Ноэ, это в принципе нехорошо, а в психотерапии так особенно. Никто ведь не спросил у «пациентов», согласны ли они глотнуть веществ и вытряхнуть публично свои шкафы со скелетами. Тут уже на психотерапию напрашивается сам месье. Нет ли здесь какой-нибудь проекции? Неосознанного желания самого режиссера видеть в людях эти, как ему кажется, тщательно скрываемые и такие порочные, укутанные алым маревом, грешные идеи? Копаться в людских черных секретиках, найти хоть один у каждого и плясать, плясать от радости в ритме транса? Здесь нашел инцест, там — гомосексуализм, причем в двух вариантах, здесь — беременность, там — похоть и нарциссизм, прямо куда ни плюнь, сплошь пороки. Да поняла я, месье Ноэ, что в людях вас привлекают исключительно хтонически ящерные инстинкты, что вас хлебом не корми, дай забраться под алое исподнее, и махать им перед носом у публики, мол, смотрите, какие вы все похотливые свиньи, животные! Вот вам так охота всем на психотерапию, а может быть, не стоит, а то смотрите, что у вас я тут нашел, я не психотерапевт, но мне и так все с вами ясно!

Да нет Ноэ, ничего-то тебе не ясно. Ты как подросток 18 лет, увидел впервые, что мир не настолько розов и прекрасен, и сильно огорчившись, решил его во что бы то ни стало разоблачить. Взрослеть пора.

Плюсы у фильма, безусловно, тоже есть, и многие о них уже писали:

- актеры — молодцы, достойно вытащили роли. Вот только сами танцы, конечно, подкачали — дрыганье всеми конечностями под музыку и неумелая имитация полового акта не впечатляют, даже учитывая естественность и все остальное.

- операторская работа на высоте, отлично передали измененное состояние сознания

- неон, музыка, танцы — все это создает особую эмоциональную атмосферу, в которой любопытно находиться. Сделано мастерски, аплодирую. Весь фильм напоминает ожившую картину, растянутую из мгновения на полтора часа.

Но отзывы о впечатлениях, на мой взгляд, слегка преувеличены. Перед просмотром начиталась комментариев типа «не мог спать», «повергнет в шок», «никого не оставит равнодушным», «не могла неделю отойти от фильма». Уверена, что картина вызовет именно эти чувства у аудитории младше 22—23.

4 октября 2020

Смутился дьявол, ибо ощутил насколько ужасно добро

Сперва может показаться, что фильм про пороки, наркотики, а сюжет построен бинарно: сначала рай, потом ад. Возможно, у режиссера действительно была такая задумка, но в моём понимании «Экстаз» — это больше про психоанализ, недаром в конце автор намекает про «лечение» наркотиком.

Что в основе: банда трудоголиков, помешанных на успехе на своём поприще и сплочёная своим тренером — неудавшейся танцовщицей, решает отметить свой первый серьёзный проект — тур по США, читай «стране больших возможностей». Если взять во внимание то, что Гаспар говорил в интервью про вдохновение Ларсом фон Триером, то можно вспомнить его «Антихрист», где самый трэш у пары начинается именно когда они оказались заперты на «перевалочном пункте», формальном «чистилище», как и герои «Экстаза». Итак, начинается главное испытание в жизни ребят — пытка максимальной близостью друг с другом, с болью и желаниями друг друга.

Что мы видим: Как у любых трудоголиков, у танцоров нет времени на рассуждения о своей жизни и духовности, сил остаётся только на поиск партнёра, да и то среди своих. После того как зритель это понимает, начинается препарирование персонажей и их сомнений, которые могут помешать всей команде в дальнейшем, и в этом открыть «поднаготную» помогает наркотик.

Любая стрессовая ситуация, которая травмирует личность помогает узнать человека получше. Так, мы узнаём о скрытых желаниях персонажей: самоубиться, переспать с сестрой, побыть одной и т. д, и скрытых мыслях таких как: ненависть к женственности своей коллеги, индифферентность с кем спать, скрытая гомосексуальность… И всё это укладывается в головах людей на трезвую голову, но не укладывается на «дурную», а ведь они собрались все вместе какое-то время жить. Рано или поздно — это бы достигло своей кульминации, но так случилось, что это произошло прямо перед туром. А что не делается, то к лучшему.

Постановка вопроса добра и зла, конечно, очень необычная. Змеиные танцы героини, которая хотела коллегам «помочь» нам намекают о том, кто здесь искуситель с самого начала, но мы почему-то не обращаем на это внимание и с жаром наблюдаем за разборками между теми, кто ничего не подмешивал. Нами попросту играет режиссёр, и это интересно. Есть здесь совсем жуткие сцены — это больно и неприятно, о чем уже неоднократно писали.

Диалоги простые, как если бы оказался на обычной тусовке, поэтому и слушаешь их в полуха, а зря. Они здесь уже с сывороткой правды. Как кто стоит или сидит по отношению друг к другу. Сколько ни говори Ноэ, что всё было импровизацией — постановка актерского состава в кадре всё таки была, это слишком заметно.

Позволить людям узнать правду о себе — это добро или зло? Оставить жить жизнь полную сожалений о поступках прошлого — добро или зло? Жизнь — это шанс и смерть тоже шанс. Шанс избавиться от того, что гнетёт.

Фильм, в общем, напоминает сцену на площади из «Парфюмера», затянувшуюся на полтора часа, только с элементами хоррора и насилия. Советовать смотреть его не буду, особенно, если человек не видел фильмов Ноэ и не читал Паланика до этого, но как инфоповод для любителей порассуждать — вполне. За эстетику и неизменные кинопланы Ноэ — очередной плюс. В остальном — довольно депрессивное психоделичное кино.

18 сентября 2020

Человек человеку ад, убийца и враг

А ведь тот злосчастный пунш не причем. Персонажи вызывают отвращение (пусть и легкое) еще до улета их крыш в теплые края. Спасибо диалогам на еще трезвые головы. Они очень показательны.

Кроме того, совсем не обязательно пробовать пунш, чтобы начать лупить саму себя и резать. Совсем не обязательно пробовать пунш, чтобы тебя заморозили насмерть. Достаточно иметь слабый характер и дюжину друзей с отравленными мозгами.

Танцы? Это лишь форма, это декорация. Да, созданная мастерски, в тему; она придает фильму драйва и динамики. С таким же успехом можно было снять фильм о вечеринке в Академии наук. Результат был бы почти тем же за исключением нескольких деталей. Проблема в человеке, а не в его образовании, положении в обществе, работе.

Итак, танцы. Все эти люди танцуют потрясающе, идеально, захватывающе. Это люди с амбициями, образованием. Это не нарики подзаборные. Они долго и упорно учились, они выкладывались, они чего-то хотят достичь. Но маски сброшены. Пунш — лишь ключик от замка двери, ведущей в ад. Раз — и человек даже не животное, это что-то демоническое, антоним добра. Это перевернутый мир, где царит хаос и некая метажестокость. Это не просто жестокость, это полная потеря человечности. И Ноэ, талантливый мизантроп, зрителя не жалеет, показывая все, ничего не смягчая. Узнают ли зрители себя в этих персонажах? Нет, конечно нет! Я не такой! Угу, угу. Это другие такие! Другие! Ад — это другие!

13 сентября 2020

Хрупкая человечность

Почитав перед просмотром пару сдержанных рецензий, я ожидала меньшего, но осталась в абсолютном восторге! Очень реалистичная актёрская игра, пробирало до костей, саспенс не отпускал последние две трети фильма. Те, кому не понравились диалоги и тотальная импровизация скорее были огорчены на самом деле тем, что не могут никак выстроить дистанцию между собой и происходящем на экране — нет никаких визуальных кодов, напоминающих нам что это постановка. Для усиления эффекта Ноэ неосторожно вкидывает нам мысль в начале фильма, что все это было на самом деле в менее безопасном для употребляющих вещества 96ом году (спасибо судьбе, что нет).

Сам фильм в целом можно разбить на три составляющих:

Самые жуткие сцены почерпнутые у разных режиссёров от Жулавски до Бунюэля + собственные приёмы Гаспара Ноэ, которые можно найти в каждом его фильме + внезапно, жесткая критика всего человечества под вдохновением Эмиля Чорана. И передайте это всем, кто пишет что «ту нет сюжета» или «фильм пустой» это они пишут так, потому что узрели бездну, но вместо того чтобы рискнуть и вглядываться, начали искать в ней план сценария. На протяжении полуторачасов мы видим, как группа людей, находящаяся в незапланированном трипе и остро переживая собственную конечность жизни, перед лицом ясно ощущаемого апокалипсиса, не обнимаются и плачут вспоминая свою прошлую жизнь, а убивают, орут, насилуют, избивают друг друга. И все это с пугающей правдоподобностью.

9 из 10

6 сентября 2020

Death is an extraordinary experience

После просмотра такой картины сложно оформить свои мысли во что-то целостное. Данный фильм это в первую очередь необычный опыт, который вы сможете испытать, только посмотрев картину Ноэ. При этом Экстаз как будто впрыскивает маленькие инъекции с присущими современному обществу и молодежи, в частности, проблемами.

Начать стоит с того, что это второй фильм Гаспара Ноэ, который я решился посмотреть. Первой была не менее скандальная картина «Необратимость». После просмотра Экстаза, я понял, что у Ноэ есть свой неподражаемый режиссерский стиль, выделяющий его картины на фоне других авторов. Мастер часто прибегает к работе с перенасыщенными кислотными цветами, использует кажущуюся хаотичной траекторию движения камеры; так же заметна любовь Ноэ к длинным планам (в среднем по 5—15 минут), снятых за один дубль.

Именно о таких сценах и стоит сказать в разговоре про «Экстаз». Если расписать количество дублей, задействованных в монтаже фильма, вряд ли наберется больше трех десятков, потому что 2 трети фильма занимают сцены по 10—15 минут, снятые одним дублем. В XXI веке история кино знает так много примеров фильмов, снятых почти или совсем без склеек, что кажется никого уже не удивить этим, но у Гаспара Ноэ получается. Синтез операторских и режиссерских приемов как раз и создает этот удивительно-гипнотический эффект. Экстаз — это фактически театральная постановка, состоящая из нескольких актов, в которой участвуют не актеры, а реальные люди.

Именно о касте фильма хочется поговорить далее. Думаю, что в этом аспекте Ноэ достиг величайшего успеха, ведь я бы даже не назвал героев фильма актерами, они выглядят как абсолютно реальные люди со своими проблемами, как будто они не играют. Я думаю, такого эффекта режиссер достиг в первую очередь благодаря первым 10 минутам фильма — знакомству с героями, снятым в формате интервью. Интересно, что почти все танцы героев фильма — это импровизация.

Танцы под техно музыку гипнотизируют и восхищают, а первый танец кажется каким-то хаосом, но при этом вызывает восторг и трепет, пробирающий до глубины души.

«Экстаз» — фильм, в котором практически ничего не происходит, но в один момент наступает взрыв экшена, который захватывает зрителя как снежный ком и не дает вздохнуть до самой развязки. «Экстаз» — почти что бессодержательный фильм, который все-таки успевает подкинуть зрителю пищу для размышления, по касательной затрагивая такие проблемы как: отношение к ЛГБТ комьюнити, беспорядочный секс, наркотическая зависимость, незапланированная беременность, ненависть, лицемерие, инцест и т. д.

Я думаю, что каждый любитель кино должен испытать такой опыт на себе. Каждый обязан попробовать это неприятное, но в то же время увлекающее чувство.

Смотреть всем ценителям настоящего авторского кино! Рекомендуется смотреть в одиночестве, чтобы лучше почувствовать эффект гипноза и пройти через виртуальный наркотический «трип».

12 августа 2020

Казантип 2009

Начала смотреть фильм, полагая, что жюри Каннского фестиваля не будет продвигать откровенный продукт переработки пищи, выходящий из кишечника, однако ошибалась. Первое мое сожаление — русский перевод названия не был побуквенным, название «Климакс» подходит данному шедевру куда больше «Экстаза».

Перейду к основной части. Финальные титры в начале картины — ух, вот это новаторство, вот это глоток свежего воздуха! Режиссер несомненно гений! Дальше идет достаточно затянутая, на мой взгляд, часть — интервью с участниками вог-коллектива, однако здесь для нас подготовлена пасхалочка: советую внимательно вслушиваться в монологи героев, потому что из них станет понятно, кто в дальнейшем устроит веселье на вечеринке. Ящик телевизора обрамляют книги и кассеты с названиями Высокоинтеллектуальных продуктов визуальной и письменной культуры, еще раз намекая зрителю, что он смотрит кино Не для всех.

Танцевальная сцена, манера её съемки и цветовая гамма была хороша. На этом, к сожалению, в детище Ноэ хорошее заканчивается. Длинные (нет, ДЛИННЫЕ) разговоры танцоров о том, кто бы кому куда вставил и в какие отверстия, вызвали кучу вопросов. Почему использование диалогов о сексе, достойных подростков-девственников, в американской комедии критиками высмеивается, а в фильме Ноэ в них ищется глубинный и тайный смысл? Тем не менее, продолжала смотреть, надеясь на тот обещанный экстаз и эйфорию от просмотра. После еще одной танцевальной сцены, в принципе, можно спокойно гасить свои кампукторы и ложиться спать, ибо дальше веселье перетекает в иную плоскость не по воле большинства участников гуляночки.

Если задать самой себе избитый вопрос, что же нам хотел сказать режиссер, ответа на него я не дам. Никакого новаторства я не увидела, больше — недопонимание и раздражение от красного цвета, столь любимого Ноэ, а также от того, что в фильме, посвященном танцу, танцев оказалось недостаточно. Гаспар Ноэ, все знают, что наркотики — это плохо, так как их употребление ведет к самым неожиданным последствиям. Все знают, что их не нужно смешивать с алкоголем, потому что риск бэд трипа неуклонно растет, что в конечном счете и случилось с 99% участников дэнс пати. Коллективный бэд трип — это плохо вдвойне, так как гипотетически ты можешь нанести вред не только себе, но и соратникам по веществам. Все знают, что для западной молодежи вечеринки с алкоголем и беспорядочными половыми связями — дело обычное. Где авторское высказывание, дающее что-то отличное от общеизвестных фактов? «Климакс» более всего похож на частную видеозапись Казантипа-2009 с абсолютно той же концовкой, но без криминальных элементов, вот только снимал эту чушь профессиональный оператор.

В общем, прав был Ролан Барт, и автор, Гаспар Ноэ, как фигура, наделяющая своё творение чем-то освежающим, умер. Вслед за автором умерло и 97 минут моего времени — лишь поэтому я села за рецензию, чтобы предостеречь тех, кто не является поклонником Ноэ. Этот фильм не годится даже для того, чтобы убить время, и если «Климакс» — шедевр, то я рада своему нахождению на столь низком уровне культурного развития, что не поняла гениальности его творца.

За танцевальные сцены и операторскую работу —

2 из 10

22 июля 2020

Сангрия

Одна из самых прекрасных из просмотренных мной кинолент.

Несмотря на то, что фильм тяжелый и послевкусие остаётся очень вязкое, болезненное и притарное, это всё-таки прекрасное кино!

От того, как двигаются актёры до того, как Ноэ переворачивает камеру, чтобы мы понимали состояние героев в тот или иной момент.

По сути ничего нового. Сборище людей, выпивка, музыка, секс, разговоры по душам, конфликты. За одним исключением — наркотик в сангрии. И это отнюдь ничем хорошим не закончится.

Страшно становится уже в момент первого бокала и маленького ребенка в кадре.

Краски в фильме приглушенные, настораживающие, с самого начала подводят нас к тяжелейшему финалу.

Картина, очевидно, не для слабонервных. Отходить долго придётся.

22 мая 2020

Джига-дрыга и прочие ништяки

Зима, нет снега и солнца, в общем, не как у классика мороз без солнца день унылый. Захотелось, всё-таки побегать по снегу зимне-новогоднего настроения, и в таком состоянии был просмотрен фильм Гаспара Ноэ «Экстаз» (оговорюсь сразу снега там маловато), но что скрывать этикетка не обманула. Что на пачке то и в коробке.

А что же в коробке? А там цвет, темп, монтажные приемы, работа с камерой, снующей по спортзалу и кабинетам старой школы. Снято лаконично и со стилем, одним словом от всего увиденного зритель получит экстаз. Но нельзя не отметить, что что-то подобное уже было, в уже далеком, нежеланном для возвращения 2003 году. В России под Новый Год вышел капустник «Юбилей Прокурора» снятый Михаилом Кокшеновым. Да-да не удивляйтесь.

Первое что может броситься в глаза, сравнивая эти два произведения, дело происходит зимой, время года выступает как фактор замкнутости пространства в двух фильмах. Так же, в Экстазе и Юбилее, есть похожие персонажи (по функции и характеру), но в Юбилее зачастую один персонаж вмещает в себя нескольких персонажей из Экстаза. В Юбилее есть молодой человек сын виновника торжества, сначала он отыгрывает бабника, подкатывая к двум девушкам сразу, говоря нам, что он не против группового секса, но одна отказывает ему и он начинает охмурять ту, что доступней. В Экстазе есть диалог о групповом сексе, в котором Давид (бабник) уламывает своего друга, чтобы тот предложил своей девушке групповой секс. Ещё сын прокурора уходит в «зиму» теряет ключи и больше не возвращается, так как его с подругой отправляют ночевать к бабушке. В Экстазе, когда танцоры узнают, что в сангрию что-то подмешали, в гневе выбрасывается человек (тот самый человек с кем Давид общался по поводу мжм) в холод и снег и он тоже уходит навсегда.

Опять же, можно говорить и об обще стиле темповом и идейных сходствах, что у Гаспара, что у Михаила (у второго это может бессознательно) но в лентах видны мазки Иеронима Босха и проскальзывает тема пира во время чумы. Эти фильмы как триптих «Сад земных наслаждений», известного и вышеупомянутого голландского художника, в первой части картины сотворение мира изгнание Богом Адама и Евы. Так же как и в фильмах, завязка и вкушения запретных плодов. В Центральной Части картины Босха на первый взгляд идиллия, изображены обнаженные люди, уживающиеся со зверьми, люди сладострастны и упиваются в своём падении. В фильме же люди тоже получают удовольствие от низменных и плотских наслаждений, доставляющих им запретные плоды. В третий части картины Босха изображён Ад с его ужасами и пытками. Так как и в фильмах, веселье и праздник превращаются в какофонию насилия и жестокости.

С одной разницей, у Кокшенова герои сплачиваются в активных попытках выбраться из своего заточения, выбивая двери, связываясь с режиссёром играющего в эпизодах, как с некой высшей силой, которая способна решить проблемы. Образ Кокшенова подчеркивается белыми одеяниями и местонахождением, вкуснейшие яства, причудливые животные, единение с природой, в общем, семейная идиллия без развратных подтекстов и предрассудков. А закрепляет свой образ Михаил посланием Спасателей к страждущим, которые дают страждущим таблетки «антистрах» как церковные просфоры.

У Ноэ герои наоборот каждый просто хочет выжить и утолить жажду своих страстей, и ничего не делать для спасения. И спасатели в конце фильма приходят по факту, фиксируя необратимые последствия случившегося. Опять же, что в одной картине, что и в другой поднимаются вопросы сексуальности, измены, затрагиваются семейные ценности и все под аккомпанемент танцев, музыки, бешеного ритма и психотропных веществ будь то алкоголь или наркотики. Они только высвобождают то, что скрыто в человеке…

Хотя картины и похожи, в них есть существенные отличия, помимо тех, что были упомянуты ранее. Ноэ пошёл намного глубже в исследуемом им вопросе. Темы раскрыты намного жёстче и откровенней. Кокшенов наоборот ограничивается рамками жанра и не шокирует зрителей визуальным наполнением как его коллега. Если в мире режиссёра прокурора есть спасение души, у режиссёра экстаза нет. Этим и объясняются диаметрально разные картины, представшие перед спасателями в концовках этих фильмов.

7 марта 2020

Апогей

Особо нежнным и психически здоровым умам к просмотру запрещено. Так как просмотр фильма сравним с насилием (Будтье осторожны). Поэтому Гаспар Ноэ вновь заставил влюбиться в себя.

Кульминация — оригинальное название фильма. Вечеринка для выпускников школы танцев — сама по себе кульминация. Только как она выворачивается. Вакханалия, дьявольщина.

Плавное погружение, вход в транс, завлечение. Далее стресс, напряжение, тревога, тяжесть, тошнота (это процесс жесткого насилия). Потом приход, кайф, наслаждение. Полный экстаз. Вот и вся кульминация.

Никакого 5D не надо. Полному погружению помогает музыка, пластика, движение камеры, цвета и полный хаус. Мозг только в конце начинает придумывать оправдания происходящему. По-моему, здесь не нужно много слов, но версия про животный внутренний мир людей кажется более натуральной для «Экстаза».

15 января 2020

Климакс

Высокий рейтинг этого недоразумения удивительным образом сочетается с ниочёмностью рецензий. Можно напороться на безапелляционный вброс — «лучший фильм Ноэ», но далее, не обнаружить никакого обоснования заявы, только ритмичное вытанцовывание вокруг фильма. Ни одна высокорейтингующая рецензия не раскрывает соответствующего положительного характера, она просто отмечает моменты, что-то припоминает, к чему-то отсылает, описывает ради самого описания. Этакое предельно нейтральное писание-в-себе. Распознать «похвалу» можно только по фатическим вскрикам, наподобие «лучший», или по техническим знакам — цвету, лайку вверх, отметке «за».

Ноэ пускается в сверхпошлую вторичность, во вторичность вторичности, где даже сама вторичность выглядит более выгодно. Некое подобие внятности в оценках проявляется лишь в отметке работы камеры, но и здесь заправляет дешёвая вторичность вторичности — относительно длинные кадры, следование за плясочной импровизацией, переворачивание с ног на голову. Типа фишка Гаспара — с целью максимального вовлечения и принуждения зрителя к соучастию. Самый спорный момент кинематографа — технико-физиологическое вовлечение как замещение отсутствия вовлечения ментального. Убогий припадок камеры, не имеющей предмета съёмки.

Как итог — вестибулярное давление, негативный психологический эффект есть, при физической слабости можно даже проблеваться, вместе с персонажами. Но больше ничего, ровным счётом ничего. Оттого и рецензии похожи на чисто звуковое отрыгивание, без выведения недопереваренной массы. Названию Climax здесь этимологически больше подходит не экстатическая кульминация (в которую Ноэ всеми своими силами, а точнее — полным бессилием пытается нас затащить), а климактеральное угасание творческой энергии.

17 декабря 2019

Бэд-трип для самых возвышенных

Короче, я посмотрел «Экстаз» Ноэ.

От фильма я получил именно то, чего ожидал. Не смотря на то, что Ноэ я раньше никогда и не смотрел вовсе, я примерно ждал что-то вызывающее и экстравагантное, что на протяжении всего кина и созерцал.

Это был фильм-выстрел, фильм-удар, который влетает в кульминацию очень и очень быстро, а сама кульминация длится дюже долго, в целом напоминая собой какой-то приход от стимуляторов.

Очень простой, очень прямолинейный и незамысловатый сюжет — это лишь вспомогательный элемент к безумству красок и эмоций на экране. Во время просмотра я понял, с чем лучше всего сравнивать самые безумные вписки, на которых градус неадеквата зашкаливает до показателей, казавшихся ранее недоступными.

Несмотря на свою простоту, сюжет имеет парочку красивых в своей элегантности цепляющих моментов, но в целом он настолько прост, что думать о причинно-следственных связях не хочется, да и не нужно.

Главное в фильме «Экстаз» — это исполнение, это оболочка графическая и звуковая. Я как никогда почувствовал исключительную вовлеченность в происходящее на экране: во время просмотра очень легко ощутить, что ты находишься там, по ту сторону экрана. Это достигается, преимущественно, адски классной работой оператора: сверхдлинные сцены без склеек, неожиданные планы и пролеты камерой. Ощущение, будто это видишь ты своими собственными глазами, находясь в самом фильме.

Также весь фильм сопровождается музыкой, которая в большинстве своем не является фоновой, а звучит в самих сценах. Это опять же подчеркивает и усиливает всю ту вакханалию, с которой сталкивается зритель.

А когда в фильме начинает играть «Windowlicker» от Aphex Twin`a (причем целиком, а не какой-то один фрагмент) и в один момент наступает нойз-дроп из трека, то я вполне ощутимо словил то, чем называется сам фильм.

Актеры играют хорошо, хоть они и не профессионалы. Они танцоры, и, что также способствовало вовлеченности меня в фильм, танцуют они тоже не очень уж профессионально. Потому, когда я смотрел, я думал «Блин, я ведь тоже так могу». Из-за этого на протяжении всей картины хотелось ворваться прям к ним сквозь экран, влиться в их праздник сумасшествия, ощутить то, что ощущали они. Эффект погружения, другими словами, нереальный. Дубляж, кстати, тоже очень порадовал. Смогли наши локализаторы озвучить очень живо и достоверно, без театральной вычитки и поставленного голоса. От этой естественности было в разы лучше воспринимать импровизирующих актеров.

Подводя итог, я могу сказать, что это точно надо смотреть, и много раз. Это шоу, это экшн, это бурлеск, это нечто шокирующее, люто захватывающее и спирающее дыхание. Содом и Гоморра на экране, интерпретация танцевальной чумы в Страсбурге, нечто необъяснимое, быстро нарастающее, взрывающееся и опустошающее как оргазм. С названием фильма тяжело спорить, когда ты испытываешь именно это.

9 из 10

12 декабря 2019

Жги как можешь

После фильма остается очень странное ощущение. Начинается все с хорошо поставленных танцев, а заканчивается странным иммерсионным спектаклем. Подробнее о содержании не имеет смысла, чтобы не спойлить.

Эффект присутствия достигается за счет постоянного движения камеры вместе с героем, вместо того что бы перескочить с одного кадра на другой, камеру просто перевозят к следующей сцене. Получается что ты вместе с героем, не моргая кадром, проходишь вначале из одного конца здания в другой, а после — назад. За счет этого достигается эффект присутствия во всей этой вакханалии.

Судя по съемкам у фильма был не очень большой бюджет, но это компенсировалось игрой актеров. Так же отмечу что нет определенного главного героя. Понравилась игра Софии Бутеллы и Ромена Гийермика. Им уделяется чуть больше экранного времени чем другим актерам.

Интересный элемент когда съемка происходит перевернутой камерой. Картинка получается верх-ногами и жесткие моменты смотрятся по другому. В других фильмах этому элементу уделяется меньше экранного времени.

Так же на танец смотришь по другому когда камера снимает его сверху, зависнув над танцором.

В общем посмотреть фильм интересно, периодически хочется выключить, но досматриваешь до конца т. к. интересно…

8 декабря 2019

«Один смотрит в лужу и видит грязь, другой видит отраженные звезды». (с) Иммануиил Кант

С творчеством Гаспара Ноэ я сегодня столкнулась впервые. И, могу с уверенностью сказать, что это столкновение было удачным.

Фильм завораживает с первых минут показа. Великолепная музыка Supernature Cerrone, движения танцующих тел, бурые и грязные цвета сангрии, флаг Франции — все это действует гипнотически и будто обволакивает мозг зрителя. Дальше развивается все действо картины, но в голове все тот же трек Supernature, правда в нем нам уже видится больше тела, больше секса и больше эмоциональности. По сути фильм — это два интро, где первое было показано на 8 минут, а второе — до конца пленки.

«Экстаз» не следует смотреть, если для вас тема алкоголя и наркотиков является простой и не требующей размышлений. В этом фильме вы лишь подтвердите свои умозаключения, потратив 1,5 часа жизни впустую, что наркотики — это зло и ай-ай-ай как плохо их употреблять. Но фильм ведь совсем о другом — он о любви, о красоте, о привязанности, о людских пороках, которые теплятся глубоко внутри, пока не найдется что-то или кто-то, готовый вывернуть все тайное наружу.

10 из 10

И иду слушать музыку…

13 октября 2019

Поиск смысла жизни. Как пафосно. Как безрассудно.

После таких картин единственное, что ты можешь сделать это долгие часы размышлять о том, что же хотел донести автор зрителю. Подробнейшее затягивание ознакомительной части позволяет зрителю абстрагироваться от понимания мира текущего, позволяя автору подготовить почву для донесения информации в подлинном виде, каким он понимает её сам. Это не типичная картина о вреде наркотических веществ, бесконтрольных связей и развязности, здесь всё куда глубже. Хоть и образы эти крайне заезжены, но именно в них Гаспар Ноэ видит отражение мира насущного.

Задумываясь о смысле жизни, о роли человека в мире, каким путём бы ты ни шел — придешь к хаосу. Всё наше существование — хаос. Герои словно находятся в том самом состоянии, когда каждый начинает размышлять, в чем смысл их существования. И зрителя не привязывают к определенному герою, он здесь каждый из персонажей, всё вокруг подчиняется хаосу и только ему.

Автор в своих размышлениях о существовании и бытие не остановился на размышлениях и явно зашел очень далеко, что на протяжении всех раздумий вызывало у него ту квинтэссенцию эмоций, что испытали на себе герои картины.

11 августа 2019

Танцуй как в последний раз

Прощальная вечеринка выпускников школы современного танца. Франция, 1996 год. Дух молодости, одурманивающей развязности, ощущение полета и всемогущего порыва начинающейся жизни. Как и на любом выпускном — казалось бы, ничто не предвещало. Но…Здесь ханжество и благоразумность подспудной фильму критики придется отодвинуть в сторону. Все очевидцы «Экстаза» (или точнее « Климакса») имеют неопровержимые доказательства своего негодования. Это ровным счетом ничего не меняет для того, что режиссеру удалось сказать.

«С нами бог!», — восклицает одна из танцовщиц. Темы бога, ада и рая, рождения и смерти в «Экстазе» сливаются в одну из самых массивных красных нитей. Но помогает ли героям всевышний, выносит ли их из огня осознание границ белого и черного? Режиссерский прием с исповедями в дебюте картины лишь подчеркивает — все эти наивные догмы о добре и зле в головах героев только затуманивают им разум. Их диалоги о жажде наслаждений и беспорядочности половой жизни с одной стороны приземляют авторский слог, с другой — добавляют метафоричности. Посмотри, Господи, как праздны и бездуховны рабы твои! И этот алый танцпол словно кровавый порог котла преисподней.

«Экстаз» — это намеренный, высокохудожественный выход из зоны комфорта, который несет за собой суровые и неуживчивые с восприятием тяготы отрезвления. Примерно то же самое на другой день испытывают вкусившие тяжелый кайф. Как ни ругай Ноэ за откровенность и жестокость, «Экстаз» — еще и один из лучших фильмов по борьбе с наркотиками. Тема гибельности наркозависимости успешно поднималась аргентинцем и во «Входе в пустоту», а здесь и вовсе подобна боевому кличу: «Так жить нельзя!». Гнетущим веером распахиваются и темы безрассудного материнства, неуемной и неуместной похоти.

Путь Сельвы по катакомбам общежития — это путь мученика в пустыне, в поисках чего-то человеческого она скитается от одного очага безумия к другому, но и сама в итоге неотвратимо летит в пропасть, на дно разлагающего и непоправимого соблазна.

«Экстаз» вывернет вас наизнанку, с ним тяжело смириться. Его мелкие, но ощутимые всем организмом, уколы вызывают жуткий, липкий озноб отвращения. Автор усмехается — в этом отвращении, пока вы витаете в грезах собственной непогрешимости, и есть жизнь. Фильм заставляет посмотреть в глаза внутренним демонам. Красный в данном случае — не только безжалостный исход, но и опасность, сигнал предостережения.

Технически Ноэ безукоризнен. Его сложившийся почерк нарезом выводит в памяти мощные образы, его танцевальная стихия ошеломительна, его эффект присутствия практически недосягаем. Непрерывность кадра, трамплиноподобная динамика развития событий, целостность восприятия, цветовая насыщенность — всё это отличительные особенности режиссерского стиля. Всё это, как и техничная манипуляция ракурсами (особенно внушителен и метафоричен применяемый Ноэ вертикальный вид сверху) четко работают на достижение конкретной цели. Ноэ — крайне конкретный, узнаваемый в своей конкретике режиссёр.

События фильма разворачиваются в 1996-м году, но кто скажет, что это не аналогия с современным отношением молодых людей к жизни, пусть первым бросит камень в Ладу Дэнс. Ответ Ноэ по силе подобен той кислоте, что заливает себе в глаза героиня, отравившая всех: «Жить нужно в кайф? Ты потанцуй со мной!».

7 августа 2019

Death is your ultimate trip

Сам фильм прекрасен в своей контрастности, у режиссера получилось создать узнаваемый портрет основных действующих персонажей и сотворить плотную и осязаемую атмосферу происходящего. Каждая деталь, цветовая гамма, одежда персонажей замечательно вписываются в единую картину фильма. Тема танцев выглядит притягательно, от движения танцоров просто невозможно оторвать глаз, они практически гипнотизируют искусством движения своих тел. Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение, тщательно и со вкусом подобранные треки являются отличным саундтреком к происходящему на экране.

С одной стороны, если судить поверхностно-морально, то фильм о пороках и о том, как опасно им предаваться и терять контроль над ситуацией в целом.

Если принять другую, более психологическую точку зрения, фильм о демонах, живущих внутри каждого и о том, чем все может закончиться, если предаваться порокам в неправильной компании.

Если бы отношения героев изначально были бы более гармоничными, искренними и преисполненными уважения, произошли бы эти события? Думаю, что нет.

События развиваются стремительно, вместе со стремительными движениями танца в такт музыки, горячая кровь стремительно разносит по телу коварные химические соединения, которые призваны вызволить всю подноготную из темных чертогов сознания героев.

Фильм невероятно страшен в своей откровенности и правдивости, и при этом все еще остается пронзительно цепляющим и вызывающим острую эмпатию.

Герои стали жертвами коварной шутки и теперь им предстоит подвергнуть себя психологическому и социальному испытанию в попытке пережить эту ночь. Ночь достает наружу все скрытые конфликты, подчас скрытые и от самих себя, и все сливается в единый тугой клубок человеческих стремлений, желаний и страхов.

В конце концов, события приобретают наивысшую точку кипения, кульминация в агонии стремится к развязке.

Для кого-то эта ночь закончится приобретением нового ценного жизненного опыта, а кому-то эта ночь принесет в дар самый ультимативный опыт из всех возможных — последнее путешествие в никуда.

10 из 10

31 мая 2019

Провокатор Гаспар Ноэ продолжает свои эксперименты над зрителем, каждый раз угощая оного очередной кинематографической сангрией с сюрпризом и, довольно потирая руки за кадром, лицезря все многообразие реакций смотрящего.

«Экстаз» оказался довольно крышесносящей вариацией этого напитка, в котором смешаны любимые ингредиенты режиссера-формалиста. При этом Ноэ, складывается такое ощущение, хитро троллит своего зрителя: за ироничным теглайном «это французский фильм и горд быть таковым» неожиданно проносятся финальные тиры, в то время как окончание визуально-музыкальной вакханалии застает огорошенного зрителя пронзительной тишиной безтитрового вакуума. Повествование периодически прерывается выспренними фразами или взрывается шрифтовым многообразием имен причастных к сему действу.

На этот раз коктейль получился невероятно ядерным, впечатывая тебя в кресло чередой идеально выверенных и постановочно совершенных сцен, снятых одним непрерывным планом. Созерцающая весь этот ночной макабр и разложение камера Бенуа Деби безостановочно следует за участниками повествования, беспристрастно фиксируя изматывающую бесконечность и идеальную техническую проработку этих эпизодов, а под конец и вовсе окунаясь в пучину головокружительной финальной оргазмической пляски. Благодаря сочетанию восхитительных операторских приемов, излюбленной игре света и цвета, пугающе аутентичной игре непрофессиональных актеров-танцоров (за исключением бесподобной Софии Бутеллы, которою я заприметил еще со времен работы в подтанцовке Мадонны), Ноэ удивительным образом удается как поэтизировать сею наркотическую эйфорию, так и шокировать ее беспощадной бессмысленностью.

Потрясающая визуально-музыкальная трансформация беззаботно-жизнерадостной и вдохновляющей танцевальной импровизации в демонический и губительный лсдэшный трип.

Вердикт: Кулик в экстазе от этого болота!

12 апреля 2019

Группа молодых людей из танцевального коллектива, вечером после окончания репетиции решают отметить это небольшой вечеринкой, но кто-то принес на тусовку конскую дозу наркотиков. До конца не понимая как же это так получилось, через пятнадцать минут под наркотическим опьянением оказывается вся большая компания. Впереди у них бесконечный гнетущий стенами вечер, страхи, слезы, хаус, насилие, кровь и смерть. Фильм на французском называется «Climax» что в дословном переводе на русский «Кульминация», а еще название фильма на русский можно перевести — «Приход».

В начале фильма идет продолжительная сцена знакомства с героями, где каждый в форме интервью рассказывает свою историю — все они совершенно разные. Но наркотики не пожалеют никого, уровняет всех в одну сплошную массу серого пластилина. Танцевальные номера снятые одним планом, поражают своей фантастичностью и красотой, в особенности тот танец, что в начале.

Фильм пугает, но если бы его не было, то его давно пора было снять.

Автором фильма является французский режиссер, Гаспар Ноэ, который снимает кино уже не первый десяток лет и каждое его новое произведение это, без сомнений, событие в мире искусств. Ноэ всегда удаётся оставаться актуальным, хотя фильмы получаются не всегда равномерно удачными и каждый раз воспринимаются как товар маргинального характера в сопровождении бесконечного шлейфа скандалов. Видимо в силу того, что основные темы вокруг которых строятся истории это извечные, человеческие разрисованные весьма гротескными, грубыми и гипер яркими красками. Фильмы получаются по-настоящему пугающими, хватающие зрителя за грудки, кричащие прямо в лицо и это тот самый случай, когда искусство навсегда и бесповоротно меняет зрителя, по крайней мере, может менять, и даже весьма искушенный современный потребитель чувствует, при просмотре его фильмов, ком в горле, а выходя из зала понимает, что уже не может оставаться быть прежним, проверено экспериментом. Если преодолеть рвотный рефлекс и боязнь крови, попробовать приглядеться и подумать, то всё получается довольно ясно, омерзительно, но понятно. Фильм «Необратимость» это не только история про насилие, но и про надежду; фильм «Любовь», с большим усилием, превратится не в фильм про плоть, а про чистые чувства любви.

Фильм «Экстаз» нужно показывать в школах детям по программе борьбы против употребления наркотиков, потому как лучшего примера, мерзостней, отвратительней я припомнить не могу. В сравнении с ним «На игле» или «Реквием о мечте» будут восприниматься не более чем комплимент в сторону наркотиков. Но, увы, общество не готово к такого рода открытым разговорам и мы видим то, что видим, в частности, ужасную статистику по обороту наркотиков в школах.

Мозаики историй фильмов Гаспара Ноэ выложены далеко не радужным бисером и золотыми вкраплениями, а мясом, мочой и спермой. В каждом своем фильме Ноэ проведёт нас по тонкому и опасному лезвию бритвы, обильно омывая кровью, сделает, безусловно, сильнее, приблизит к пониманию чего-то важного. Прежними вы уже не будете, остается только довериться. Но нужно ли это именно вам?

10 из 10

29 марта 2019

Найти там, где ни чего нет

Фильм не похож на снятый по реальной истории, как минимум потому, что многое в кадре кажется наигранным. Но в этом есть свои плюсы, например картина затягивает своей самобытностью, сейчас так трудно удивить зрителя, что создатели картины решили даже не пытаться это сделать, а просто «как бы показать» как всё было — одним кадром, разрешив актёрам импровизировать на свой вкус, но это вышло так здорово, все так втянулись в процесс, что со второй половины фильма меня невозможно было оторвать от экрана.

И меня не отпускает ощущение, что вся эта наигранность и дальнейшее втягивание как актёров, так и зрителя в происходящие — и есть гениальный ход режиссёра… Что это не получилось случайно, а всё было задумано. Об этом в частности говорит потрясающая, заслуживающая отдельных похвал операторская работа, я будучи оператором камеры уже больше 10 лет — не поверю что всё что было в кадре, не запланировано заранее, то есть я хочу сказать, что оператор точно знал что будет происходить и как… Либо оператор просто гений своего ремесла…

И так я подошел к выводам, можно много говорить о смысле, о подаче, об игре, которые тут могут быть по мнению разных критиков как гениальными, так и ужасно-никудышными… Но картина затягивает, она лавинообразно нахлынет на тебя тогда когда ты уже не ожидаешь ни чего, когда хочешь уйти от экрана и гениальный замысел режиссера тебе говорит: «Подожди, дружок… А как тебе такое?» И с этого момента невозможно оторваться, не важно что будет дальше, мне было просто интересно наблюдать за тем что на экране, как за красивой цветомузыкой, как за каким то гипнозом, который мастерски соткан из образов, жестов, естественности и ужасов, вспышек и затянутых сцен, звуков, музыки, отрывков речи…

Это что то невероятно мерзкое, но запоминающееся на всегда, что то такое, что заставляет немного поумнеть.

Я в самом начале хотел написать что не хочу искать смысл в картине… Ведь какой смысл может быть в дозе ЛСД который вы получите от впечатлений при просмотре фильма? Каждый даст свой ответ…

10 из 10

лучше многих пластмассовых безликих «фильмов»

17 марта 2019

Триллер Экстаз на большом экране с 2018 года, его режиссером является Гаспар Ноэ. Кто снимался в кино, актерский состав: София Бутелла, Сухейла Якуб, Кидди Смайл, Клод-Эммануэль Гаян-Молль, Тейлор Кастл, Теа Карла Шотт, Лакдхар Дриди, Эдриан Сиссоко, Мамаду Батили, Алу Сидибе, Эшли Бисетт, Муния Нассангар, Сара Белала, Александр Моро, Винс Галлио Куман.

В то время как во всем мире собрано 1,696,269 долларов. Производство стран Франция и Бельгия. Экстаз — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.