Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вера. Надежда. Любовь |
английское название: |
Glaube Hoffnung Liebe |
год: | 2017 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Катя Федулова |
сценаристы: | Катя Федулова, Калле Овервег |
продюсеры: | Алекс Тондовски, Ира Тондовски |
видеооператор: | Сергей Амирджанов |
монтаж: | Калле Овервег |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 ноября 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
В начале декабря прошлого года я услышала по Эхо Москвы передачу на тему «Итоги Артдокфеста», куда были приглашены президент фестиваля Виталий Манский и Катя Федулова — режиссёр фильма «Вера. Надежда. Любовь» (2017). Услышанное тогда вызвало интерес как к этому фильму, так и к самому фестивалю.
«Вера. Надежда. Любовь» — это фильм о женщинах, созданный женщиной.
Фильм снят для немецкого канала ZDF и на Артдокфесте представлял Германию. В свободном доступе нашла версию фильма, где слова рассказчицы идут на немецком без перевода. Но поскольку героини говорят на русском, и сама Федулова, вступающая с ними в контакт, тоже, то процент понятного в фильме большой.
По словам Кати Федуловой, она хотела показать три женских портрета современной России. Но по факту в её фильме героинь больше, чем три: Катя также взяла интервью у своей бабушки-фронтовички, которая вспоминает, как во время войны попала в окружение и была готова беспрекословно отдать свою жизнь за Родину, за будущее страны. Дальше — реалии уже наступившего будущего, где три молодые женщины — Ольга, Анастасия и Наталья ведут борьбу за свои идеалы и свою правду.
«Вера. Надежда. Любовь» рассказывает об актуальных вопросах бытия не только трёх показанных женщин, но и всего общества.
Ольга — депутат Курской областной думы. В 2016 году записала публичное видеообращение к Путину, где заявила о криминализации властных структур в своем регионе, о многочисленных нарушениях прав граждан и раскритиковала внешнюю и внутреннюю политику президента. На её счету работа по увольнению с должностей коррумпированных чиновников, работа по выявлению фальсификаций на выборах. «Не стоило бы начинать свою борьбу, если бы я не была уверена в своей победе», — говорит Ольга. Анастасия — победительница конкурса красоты «Мисс Курск», которая отравилась на Донбасс военным корреспондентом. Настя оправдывает сталинские репрессии и считает, что «За Родину нужно убивать». Наталья — ортодоксальная верующая, которая отстаивает традиционные ценности. Наталью беспокоят низкая рождаемость и моральная распущенность людей в стране, которая, по её словам, 70 лет прожила в Советском безбожии. Наталья проводит одиночные пикеты, расклеивает пролайф-плакаты и ратует за запрет абортов.
Из всех троих женщин я солидарна лишь с первой героиней.
Отношение режиссёра к поднятым темам проглядывают весь фильм, но для меня стало большим удивлением увидеть, как в один момент она вступает в открытое противостояние с пролайфером Натальей. Для документального кино — ход нестандартный, ломающий жанровый канон согласно которому автор должен найти такое расстояние до своих героев, чтобы «не быть посторонним, но и не становиться участником». Но должна признаться, что феминистка во мне в этот момент торжествовала, потому что pro-choice-взгляды Кати близки моим. Этот момент так же раскрывает историю самого режиссёра — насилие, которое она пережила в прошлом, и что стало причиной её эмиграции из России: Катя с юности живёт в Германии.
Возвращаясь к портрету российской женщины: делать вывод обо всех российских женщинах по трём показанным героиням было бы, конечно, опрометчиво и ошибочно, но некоторые особенности, связывающие всех троих, дают основания говорить о явных тенденциях нашего общества. Все героини фильма находятся под влиянием бьюти-индустрии и строго соответствуют канонам красоты (на их фоне от режиссёра веет бьюти-свободой). Все они — матери и все разведены, но находятся в финансовой зависимости от бывших мужей. И если в случае Ольги бывший муж-бизнесмен оплачивает её предвыборную компанию, то в случае Натальи деньги мужа позволяют ей небедно содержать четырёх малолетних детей, пока она пропагандирует запрет абортов, то есть в условиях нашей страны — неминуемую нищету для остальных россиянок.
В какой-то момент героини, имеющие в своём деле немало соратников и соратниц, оказываются в кадре одни: Ольга несёт в больницу штатив и видеокамеру, чтобы заснять показания мужчины, которого избили полицейские, Наталья с чемоданом идет по безлюдному перрону города Петрозаводска, куда приехала открывать региональный штаб пролайферов, Анастасия в камуфляже и бронежилете передвигается по безлюдному окопу где-то в ДНР. В эти моменты их внешняя борьба как будто переходит во внутреннюю, в которой они всегда будут одни, потому что это — их выбор, их протест и их ответственность: вера в свои идеалы, надежда на перемены и любовь к своему делу.
15 января 2018