Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Уровень чёрного |
год: | 2017 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Валентин Васянович |
сценарий: | Валентин Васянович |
продюсер: | Валентин Васянович |
видеооператор: | Валентин Васянович |
художник: | Владлен Одуденко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 июля 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Уровень черного (укр. Рівень чорного) — драматический фильм, снят и написан Валентином Васяновичем (он может быть вам известен, как оператор нашумевшего «Племя»). Сразу же, для затравки, стоит отметить, что данный фильм был отобран Украинским Оскаровским комитетом на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Как вы знаете, картина не попала в список 5 номинантов.
Сюжет фильма рассказывает нам о 49-летнем молчаливом фотографе, жизнь которого начинает рушиться, а герой пытается вскарабкаться на вершину скалодрома (это такие стены, где прикручены разные детали, имитирующие скалы, за которые можно ухватиться; загуглите, вы такое видели).
Сразу бросается в глаза предыдущий опыт работы режиссера, над фильмом «Племя», так как история рассказана без единого слова. Но не бойтесь, смотреть это всё дело довольно занятно — одна из заслуг фильма. А дальше лишь дело вкуса, ведь фильм выполнен в полном соответствии с европейском кино, так что если вы любите всякое фестивальное, то останетесь удовлетворены.
И если в «Племя» герои совершенно не могли говорить по причине физического порока, то в фильме «Уровень черного» это полнейшее нежелание взрослых людей этого делать; полный уход персонажей в себя, уход от реальности — апатия. Особенно это свойственно главному герою, а единственным для него собеседником, с которым он говорит на «животном языке», является его кот. Кроме того, даже сам фильм молчит — в картине напрочь отсутствует саундтрек.
Стоило бы отметить работу со светом и окружением. Похоже, в жизни героя всегда присутствовал чёрный, но по мере поднятия его (черного) уровня увеличивается контраст — все больше локаций начинают показывать борьбу светлого и темного. Пристрастие героя к чёрной одежде, полностью темная, чёрная комната главного персонажа, источником света в который является лишь стол с подсветкой — это всё достаточно живописно описывает характер персонажа и его состояние, к тому же, неплохо обогащает картинку фильма.
Как я уже упомянул, параллельно тому, как рушится жизнь персонажа, он начинает карабкаться на вершину. В прямом смысле, но, конечно же, и в переносном. Примечательно, что камера, находясь в статичном положении, фиксирует неудачные попытки героя вылезть на искусственную гору, но как только персонаж, в развязке, окунается в прошлое, увидев свои первые работы, и поняв, что больше не хочет фотографировать фальшивых людей, успешно покоряя, уже настоящую, вершину, герой наконец ведет камеру за собой, как бы взяв свою жизнь под контроль, начав делать то, чего всегда хотел на самом деле.
В итоге, мы имеем средний, выполненный по европейским лекалам, фильм, но с довольно привлекательным и душевным исполнением, и, который можно посмотреть.
31 марта 2018
В новостных лентах фильм «Уровень чёрного» обратил на себя внимание, как претендент от Украины на премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Этот фактор наталкивал на мысль о том, что сеанс будет непростым и мне, как зрителю, вскормленному попкорном, нужно будет изрядно напрячься, чтобы выловить все ходы и задумки Валентина Васяновича, выступившего в качестве режиссера, продюсера и сценариста.
Вводные минуты просмотра можно охарактеризовать как «недоумение». Наблюдая все происходящее на экране, озадаченно переглядываешься с соседями, уточняя, смотрят ли они то же кино. Осознав, что полотно на всех одно, переходишь на следующий уровень, «отторжение». Вжимаясь в кресло и стараясь не выдавать своего отношения к ленте (смотришь все-таки бесплатно!), только и мечтаешь о том, как бы окружающие не раскусили, что в их среду проник почитатель массовой культуры, пьющий чай, не оттопыривая мизинчик, и в жизни не пробовавший дефлопе с крутонами.
Но как только к выходу начинают тянуться первые караваны недовольных зрителей, облегченно выдыхаешь (не только я здесь не в теме!), ставишь себе «плюсик» за выдержку и ради интереса переходишь в режим «эстетствующий киноман», пытаясь на своем внутреннем приемнике нащупать волну восприятия того непременно глубокого подтекста, что скрывает под собой нечеткая картинка из плохо читаемых символов. Только такой режим просмотра позволяет хоть как-то воспринимать авторское кино, выискивать в нем действительно интересные ходы и ломать голову над задумкой создателя. Если же статус «эстетствующий киноман» пока вами не открыт, то рискуете покинуть зал досрочно.
Усилиями Валентина Васяновича фильм «Уровни чёрного» погружает зрителя во внутренний мир 50-летнего фотографа, который за полтора часа хронометража теряет всех своих близких. Каждая новая потеря разрывает невидимую нить, связывающую героя с окружающей действительностью, и все глубже заталкивает его в протухшее болото депрессии. Персонаж все чаще погружается в себя, словно в старый гараж, где на полках души и в яме сознания хранятся воспоминания о минувших днях. Большая часть жизни, где он молодой и счастливый, уже безвозвратно ушла, оставив лишь пожелтевший отпечаток на слайдах. В настоящем царит меланхоличное одиночество. And the name of tomorrow?..
«Уровень чёрного» — это фильм настроения. Чтобы поймать его волну, необходимо самому пройти сквозь беспросветный туман греховного уныния. Но в то же время, в ленте напрочь отсутствует попытка терапии. Режиссер буквально упивается тягучей депрессией главного героя в стиле «чем хуже, тем лучше». Холит и лелеет. Толстыми слоями он размазывает ее по всему хронометражу, местами чрезмерно затягивая отдельные сцены. По-настоящему достойно и трогательно выглядит прощание с дорогими людьми (инвалидная коляска, закопанная коробка и сожжённые бумажные цветы), но такие редкие вкрапления имеют все шансы потерять свой посыл на фоне немых черных декораций, формирующих окружающий мир протагониста.
Упиваясь атмосферной депрессией, режиссер то ли не захотел, то ли не сумел показать развитие своего единственного героя. Весь фильм фотограф, следуя метафоре, пытается выкарабкаться из уныния через увлечение скалолазанием. И порой можно отметить его прогресс.
Но в целом, картина не дает ответа на вопрос «Зачем?».
Зачем фотограф продолжает жить, если вокруг него непробиваемая пустота?
Где дно, нащупав и оттолкнувшись от которого, одинокий мужчина пятидесяти лет начинает выкарабкиваться?
Какая идея поддерживает в нем интерес к существованию?
Это и есть та самая терапия, которой ценны фильмы о людях, преодолевших сложные периоды своей жизни. Без подобного посыла «Уровень чёрного» это всего лишь полуторачасовое немое депрессивное сэлфи.
Работа Валентина Васяновича — это фестивальный фильм, что не зайдет, как развлекательный сеанс. Но если вы, как и я, следите за развитием украинского кино, то «Уровень чёрного» это must see. Ради понимания того, что Украину кинематографическую в мире знают не только по «Кварталу».
5 из 10
3 сентября 2017