Шторм: Письма огня
Storm: Letters van Vuur
6.1
2017, драма, приключения, семейный
Нидерланды, Бельгия, Люксембург, 1 ч 40 мин
В ролях: , Юна де Лёв, Йорик ван Вагенинген, Ангела Схейф, Мартен Хейманс
и другие
XVI век, Антверпен. Клаас Вутен — один из пионеров книгопечатания на территории Габсбургских Нидерландов. Вместе с коллегами Клаас печатает различные произведения, часто — запрещённые властями. Во время очередной облавы инквизиция арестовывает Клааса за печать запрещённого памфлета Мартина Лютера. 12-летний сын печатника Шторм успевает сохранить у себя оригинальную форму для печати листа Лютера и сбегает, избежав ареста. Шторм подпольно продолжает отцовское дело просвещения народа и также становится объектом охоты инквизиторов. Мальчику необходимо придумать, как спасти отца от сожжения на костре.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Шторм: Письма огня

английское название:

Storm: Letters van Vuur

год: 2017
страны:
Нидерланды, Бельгия, Люксембург
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператор: Рольф Декенс
композиторы: ,
художники: Курт Лойенс, Марк Ридремон, Санне ван дер Хувен, Ули Симон, Уолтер Бругманс
монтаж: ,
жанры: драма, приключения, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 января 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения, семейный

Постер фильма «Шторм: Письма огня», 2017

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Шторм: Письма огня», 2017

Мальчик, который начинает Реформацию

6 августа 1517 года белорусский просветитель, философ и учёный Франциск Скорина выдал в Праге «Псалтырь» — первую печатную книгу в Восточной Европе. Гуманистическая деятельность Скорины послужила причиной наступления Золотого века Великого княжества Литовского, эпохи расцвета белорусской культуры.

31 октября того же 1517 года доктор богословия Мартин Лютер опубликовал «95 тезисов», в которых выступил против злоупотреблений католической церкви. Это событие считается началом Реформации: общественно-политического движения в Европе, которое продолжалось до начала XVII века. По итогам Реформации папа римский утратил духовный и политический контроль над Европой, а национальные церкви содействовали росту национального самосознания. Печатание Библии требовало открытия школ для её изучения, благодаря чему повысился культурно-образовательный уровень европейцев. При помощи реформаторов граждане увеличили степень своего участия в управлении государством. Главный результат Реформации в том, что католическая церковь перестала быть крупным землевладельцем, а отнятый у неё капитал был использован для развития экономики, что значительно поспособствовало переходу от феодализма к капитализму.

Действие фильма «Шторм: Письма огня» разворачивается в средневековом Антверпене: крупнейшем городе Фландрии, который во время действия кинокартины принадлежал Габсбургским Нидерландам. Здесь трудятся пионеры книгопечатания, которые выпускают в свет всё больше произведений, часто — запрещённых властями. Инквизиция старательно охотится за свободомыслящими печатниками, но гуманистические идеи Лютера непрестанно долетают с немецких земель.

«Шторм» — малобюджетный фильм с малоизвестными актёрами. Несмотря на скромные внешние показатели, лента Денниса Ботса — настоящий блокбастер: к счастью, не в понимании Голливуда, подразумевающем примитивный сюжет, минимум метких реплик и максимум спецэффектов. Нидерландская картина ближе к авторскому кино Европы, но не нарочито экспериментальному, которое зачастую принуждает ломать голову даже профессионалов от искусства. Повествование про борцов за свободу печати — отличный образец семейного фильма, потому что «Шторм» органично сочетает в себе увлекательный сюжет, запоминающихся персонажей, безупречное оформление и глубокий философский смысл: не чрезмерно навязчивый, с претензией на фестивальные награды — но облечённый в популярную форму и очевидный даже для самых маленьких зрителей.

«Гарри Поттер», «Властелин колец», «Алиса», «Хроники Нарнии» — сравнение с этими насыщенными вселенными оказывает комплимент любому произведению. Для «Шторма» это не преувеличение, так как фильм блестяще оправдывает все авансы. Картина Денниса Ботса восхваляет семейное единство: родители и дети одинаково будут сопереживать персонажам, найдя себе пример для подражания. Ты можешь быть отцом, готовым рисковать ради просвещения народа и привыкшим доверять лишь собственному сердцу, глазам и ушам. Ты можешь быть консервативной домохозяйкой, живущей между детьми, кухней и церковью и слепо воспринимающей каждое слово священника как истину. Ты можешь быть озорным мальчуганом, старательно помогающим отцу в работе, но мечтающим проводить больше времени с друзьями, придумывая новую игру. Наконец, ты можешь быть совестливой девочкой, покорно подчиняющейся указаниям матери. Ты можешь быть кем угодно — но когда семье угрожает беда, нужно без колебаний защищать себя и родных. Такие условия содействуют скорейшему созреванию мальчика — вот и Шторм по примеру отца решительно прикладывает усилия по просвещению простых людей. Разумеется, инквизиции невыгодно иметь дело с образованным и потенциально непослушным народом, который не будет внимать абстрактным обещаниям, а будет заботиться о благополучии семьи и города. Поэтому Шторм вынужден партизанить и искать спасение для отца, которому угрожает казнь. Вот здесь и начинаются настоящие приключения, которые окажут честь любому детективу. Благодаря помощи боевой подруги Марийки у Шторма появится шанс спасти отца, вывезти мать и сестёр и сохранить то самое письмо огня (или пылающий лист) от слуг императора.

Лента Денниса Ботса — красочная энциклопедия средневековой жизни. Характерная архитектура, нравы жителей, одежда и интерьер, диалоги и средства труда — всё изображено настолько точно, будто создатели «Шторма» изобрели машину времени и расставили скрытые камеры в домах и на улицах Антверпена пятисотлетней давности. Всё в кадре выглядит естественно и натуралистично: даже слишком, если вспомнить дохлых крыс крупным планом в городской канализации. Тем не менее антураж позволяет показать этот фильм на школьном уроке истории. Съёмочной группе удалось добиться эффекта абсолютного присутствия: зритель будто сам сражается с несправедливостью вместе со Штормом и Марийкой, бежит и плывёт, чувствует восхищение и разочарование, согревается и замерзает. Актёры и сценаристы отработали на ура: все эмоции искренни, поступки логичны, а мотивы понятны. Найдётся в сюжете место и первой любви: чистому и проникновенному чувству, вызывающему умиление.

Создатели фильма сопереживают последователям Лютера, но придерживаются объективного взгляда на историю. Картина про юного воина — не злобный памфлет на католическую церковь, но гуманистическое произведение, осторожно пропагандирующее христианские ценности. «Шторм» призывает быть мужественным и верным семье, думать своей головой, отстаивать свои идеалы, помогать несправедливо обиженным, бороться за правду. В ленте чувствуется скептическое отношение к бюрократическому государству, изображены такие позорные явления как индульгенция. Произведение Денниса Ботса не назовёшь атеистическим, оно руководствуется пословицей «На Бога надейся, а сам не плошай». Тяжело обнаружить в «Шторме» призыв к революции, это и не праздник непослушания. Режиссёр и его коллеги симпатизируют умению защищать своё «Я», но в посыле фильма несомненно преобладает протестантская этика, которую можно отобразить тезисом «не твори плохого ничего, и не бойся в жизни никого».

Вместе с тем «Шторм» не стоит считать сказкой с обязательным счастливым финалом. Главный герой и его верная помощница ощутят весь вкус подпольной жизни, без ретуши и прикрас. Кроме реалистичных событий персонажей ждут духовные испытания на силу человеколюбия. Шторм и Марийка столкнутся с такими отвратительным поступками, как предательство, и почувствуют, што оно может нанести не только моральный вред, но и физическую боль. Возможно, единственный недостаток фильма в том, что предательство останется без видимого наказания. Благо, виновник будет выставлен в самом неприглядном виде, поэтому каждый зритель даже против воли должен почувствовать к нему презрение.

Преимущества «Шторма» позволяют ему выйти за пределы экскурса в историю Нидерландов. Это универсальное произведение, у которого есть все основания всерьёз заинтересовать представителей народов, которые столетиями вели упорную борьбу за сохранение собственного достоинства, своей культуры и права зваться людьми, а не населением. Крайне трогает шедевральный эпизод фильма, в котором инквизиция сжигает свеженапечатанные экземпляры «еретической» литературы, стремясь помешать распространению «вредных» идей Лютера об отсутствии потребности в церкви как в посреднике между Богом и человеком. Эта сцена явно напоминает зрителю о печально известном факте уничтожения нацистами книг «ненужных» авторов. Белорусы могут вспомнить чёрную ночь с 29 на 30 октября 1937 года, когда коммунисты согласно сфабрикованным обвинениям расстреляли в Куропатах более 100 знаковых личностей: цвет белорусской интеллигенции — на десятилетия затормозив развитие отечественной культуры и науки.

Фильм Денниса Ботса — зрелищное произведение с образовательным смыслом, которое интересно и полезно посмотреть всей семьёй!

31 декабря 2017

Драма Шторм: Письма огня на большом экране с 2017 года, его режиссером является Деннис Ботс. Кто снимался в кино, актерский состав: Davy Gomez, Юна де Лёв, Йорик ван Вагенинген, Ангела Схейф, Мартен Хейманс, Rivka de Leon, Golda de Leon, Лаура Верлинден, Сэм ван Бутселар, Эгберт Ян Вебер, Габриэль Буасанте, Жермен Вагнер, Том Янсен, Nick Golterman, Robert-Paul Jansen.

Производство стран Нидерланды, Бельгия и Люксембург.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.