Нажмите на изображение для его увеличения
18+
Я уже пару лет не смотрю толком фильмы и сериалы по комиксам. Ну, почти не смотрю, так как легально у нас почти нечего смотреть. Что хочу сказать: оказывается, без кино по Марвел вполне себе можно жить. Более того, мы когда-то жили не тужили и без смартфонов... Да, я тот самый динозавр. До сих пор использую смартфон не для звонков, в основном не для интернета, а чисто для съёмки фото и видео - просто аппараты побольше влом носить. А так... и не знаю, зачем мне смартфон.
Если честно, то до сих удивляюсь 40-м, 50-м, 60-м. Понятно, что это были отдельные эпохи, эпохальные события тогда происходили. Вторая мировая, изобретение и первое (надеюсь и последнее) применение атомных бомб по реальным объектам и живым людям, условно локальные конфликты в Корее и Вьетнаме, Карибский кризис, первые полёты в космос и прочее, даже смерть Сталина и покушение на Кеннеди - довольно примечательные события, не говоря уже о холодной войне. Комиксы тех дней впитали в себя всё это, как и условное противостояние Запада и Социалистического лагеря. В этих разноцветных творениях супергерои сражались с нацистами, мутировали от различных ядов или радиоактивных излучений, устремлялись в космос, а то и вовсе за грань существующей реальности. Иногда супергерои просто приземлялись на землю, словно НЛО.
К счастью или к сожалению, но СССР обошёл комиксы почти полностью стороной. Поэтому Марвел в кино для тех, кто родился в СССР - это возможность быстро наверстать упущенное. И Марвел плюс Дисней (а также и другие компании) очень быстро нам дали удивительную и зрелищную возможность пролистать как старые комиксы, увидеть полюбившиеся многим в западном мире персонажи, так и лицезреть их апгрейд, улучшение, так как нам показывают всё-таки изменённые сюжеты и даже персонажи выглядят в кино совсем не так, как в старых или даже новых комиксах.
В нашем же доке мы исследуем мир комиксов Марвел и DC (мне лично у них больше всего нравится Человек-Паук и Бэтмен, изначально смотрел паучка в мультсериале известном, а летучая мышь мне запала изначально в киноверсии Тима Бёртона, хотя в целом я тогда не задумывался, что всё это адаптации комиксов) ещё с начала Второй мировой, когда СССР было вообще не до этого по понятным причинам, а американцы вполне могли себе позволить рисовать такое. И дальше идём дальше по десятилетиям.
Рисовать и придумывать сюжеты комиксов - это дар. Я со школы помню только одного такого человека - тот умел рисовать различных героев, хоть античных, хоть ещё каких буквально сходу. Там, где у меня уйдут часы (и то не получится красиво), он всё рисовал за считанные минуты. Картина оживала на глазах. Вот о таких людях нам рассказывают. Хотя среди них есть ещё более уникумы, которые умели рисовать и придумывать сюжеты сверх гениально, нереально, максимально футуристично и неожиданно, знаково, социально, актуально для определённой части общества. Иные меняли и саму методику создания комиксов.
Нам всё это разжевывают, рассказывают. Плюс различные тёрки между создателями комиксов, между теми, кто рисует и теми, кто руководит (издателем)... и т.д. и т.п. Вся эта грязная возня, может, и интересна по своей сути, но омрачает всё повествование. Хотя ложка дёгтя есть в каждой бочке истории этого мира. И как часть правды должна присутствовать там.
Но всё это выше написал, пока смотрел первую серию. Потом ещё тут серия, скрытая от нас есть. Следом о Супермене говорят (помню, как в 90-ые смотрел впервые киноадаптацию, где малыш машину поднимает), о Нью-Йорке и бедных авторах комиксов из гетто (о Большом Яблоке - условной родине и месте действия многих супергероев в свете терактов 11 сентября), рисовальщиках-афроамериканцах и ещё кое о чём. Всё познавательно, но не так-то и много. Особой системности нет, то есть её практически нет. Галопом по европам кинобегаем, как говорится.
14 октября 2024
В 6 сериях документального кино «Секретная история комиксов Роберта Киркмана» увлекательно и оригинально показан генезис американских комиксов. В фильме ярко прослеживаются пересечения с историей капитализма, а также борьбы за права простых людей.
В Нью Йорке супергерои из комиксов присутствуют повсюду. Как древнегреческие боги в Риме или Афинах. И герои и боги выполняют одну и ту же функцию - своими историями комментируют реальную жизнь и учат правильному поведению.
Комиксами в начале 20 века занимались маргинальные художники и авторы. Это простые ремесленники, чей труд стал приносить издательствам большую прибыль. Но статус маргиналов у творцов позволял их боссам диктовать любые кабальные условия.
Сериал рассказывает, как издательство dc обокрало авторов Супермена, ультимативно присвоив права на персонажа. Ни судами, ни новыми комиксами нельзя было восстановить справедливость. Только воля случая и общественный резонанс на фоне обнищания авторов заставил издательство восстановить статус кво.
Стэн Ли, родственник владельца издательства, со своей стороны, нещадно эксплуатировал Джека Кирби по прозвищу «король». Лишил его заслуженной славы и денег. Только среди своих, таких же ремесленников, «король» оставался королем.
Глядя на эти яркие примеры, через десятки лет другие художники учтут ошибки, последуют заветам профсоюзной борьбы и бросят вызов монополистам #Марвел и #DC…
Также в документалке есть и другие невероятные истории.
Психолог-многоженец со своими супругами придумал чудо-женщину. На страницах, где были изображены лукавые намеки на бдсм-игры, начали проскальзывать феминистические идеи. В 50-х годах в США стали потихоньку обдумывать то, что в Советском Союзе было уже более 30 лет: что женщина может работать по профессии, получать столько же денег что и мужчина, что она может быть руководителем или политиком.
В 90-х чёрные парни стали издавать Майлстоун комиксы под крылом DC. То есть сначала в 60-х Стэн Ли в Марвел придумал охватить афроамериканскую молодёжь серией про Чёрную пантеру. Но поскольку комиксы писали и рисовали американские итальянцы и евреи, вышло хоть и комично, но на злобу дня из-за движения Мартина Лютера Кинга в США. Спустя 30 лет белые боссы из dc догадались, что нужно привлечь чёрных парней для работы с чёрными парнями. Создавались похожи на супермена или железного человека персонажи, только они были чернокожими. Плюс в 90-х авторы стали заигрывать с социальной повесткой и рассказывать истории про беременность среди подростков или наркоманию в бедных кварталах. Из-за принципиальной позиции в создании провокационных сюжетов чернокожего редактора, отделение Майлстоун закрыли. А когда он умер, открыли вновь. Опять же на злобу дня.
Вообще, после 11 сентября американские комиксы про супергероев подняли вопрос о справедливости политики государства в сфере обеспечения безопасности. Не перегибают ли палку США, когда после теракта уничтожают Ирак, который к 11 сентября не имел отношения? Или стоит ли собирать данные, подслушивать, подглядывать абсолютно за всеми в государственных целях?
Пусть временами документальный фильм морочит голову зрителю смягчая углы в своих историях, но видно, что комиксы оказались эффективным инструментом пропаганды и голосом американских работяг.
11 июля 2022