Нажмите на изображение для его увеличения
В 6 сериях документального кино «Секретная история комиксов Роберта Киркмана» увлекательно и оригинально показан генезис американских комиксов. В фильме ярко прослеживаются пересечения с историей капитализма, а также борьбы за права простых людей.
В Нью Йорке супергерои из комиксов присутствуют повсюду. Как древнегреческие боги в Риме или Афинах. И герои и боги выполняют одну и ту же функцию - своими историями комментируют реальную жизнь и учат правильному поведению.
Комиксами в начале 20 века занимались маргинальные художники и авторы. Это простые ремесленники, чей труд стал приносить издательствам большую прибыль. Но статус маргиналов у творцов позволял их боссам диктовать любые кабальные условия.
Сериал рассказывает, как издательство dc обокрало авторов Супермена, ультимативно присвоив права на персонажа. Ни судами, ни новыми комиксами нельзя было восстановить справедливость. Только воля случая и общественный резонанс на фоне обнищания авторов заставил издательство восстановить статус кво.
Стэн Ли, родственник владельца издательства, со своей стороны, нещадно эксплуатировал Джека Кирби по прозвищу «король». Лишил его заслуженной славы и денег. Только среди своих, таких же ремесленников, «король» оставался королем.
Глядя на эти яркие примеры, через десятки лет другие художники учтут ошибки, последуют заветам профсоюзной борьбы и бросят вызов монополистам #Марвел и #DC…
Также в документалке есть и другие невероятные истории.
Психолог-многоженец со своими супругами придумал чудо-женщину. На страницах, где были изображены лукавые намеки на бдсм-игры, начали проскальзывать феминистические идеи. В 50-х годах в США стали потихоньку обдумывать то, что в Советском Союзе было уже более 30 лет: что женщина может работать по профессии, получать столько же денег что и мужчина, что она может быть руководителем или политиком.
В 90-х чёрные парни стали издавать Майлстоун комиксы под крылом DC. То есть сначала в 60-х Стэн Ли в Марвел придумал охватить афроамериканскую молодёжь серией про Чёрную пантеру. Но поскольку комиксы писали и рисовали американские итальянцы и евреи, вышло хоть и комично, но на злобу дня из-за движения Мартина Лютера Кинга в США. Спустя 30 лет белые боссы из dc догадались, что нужно привлечь чёрных парней для работы с чёрными парнями. Создавались похожи на супермена или железного человека персонажи, только они были чернокожими. Плюс в 90-х авторы стали заигрывать с социальной повесткой и рассказывать истории про беременность среди подростков или наркоманию в бедных кварталах. Из-за принципиальной позиции в создании провокационных сюжетов чернокожего редактора, отделение Майлстоун закрыли. А когда он умер, открыли вновь. Опять же на злобу дня.
Вообще, после 11 сентября американские комиксы про супергероев подняли вопрос о справедливости политики государства в сфере обеспечения безопасности. Не перегибают ли палку США, когда после теракта уничтожают Ирак, который к 11 сентября не имел отношения? Или стоит ли собирать данные, подслушивать, подглядывать абсолютно за всеми в государственных целях?
Пусть временами документальный фильм морочит голову зрителю смягчая углы в своих историях, но видно, что комиксы оказались эффективным инструментом пропаганды и голосом американских работяг.
11 июля 2022