Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Герасим |
год: | 2017 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Без покаяния не откроются врата Рая» |
режиссер: | Ростислав Мусаев |
сценарий: | Вадим Тартаковский |
продюсеры: | Вадим Тартаковский, Ростислав Мусаев |
видеооператор: | Максим Чирков |
композиторы: | Юрий Усачев, Иннокентий Худимов |
монтаж: | Алексей Уваров |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Забудьте про классика русской прозы Ивана Тургенева и его персонажей. Утопленная собачка по кличке Муму жалобно подвывает из подводной могилки — её не взяли на роль в «Герасиме». Впрочем, от тургеневской повести остался только сам Герасим, неким образом попавший в совершенно новую историю.
С виду может показаться, что фильм — глубоко церковный, ратующий за воскрешение веры господней в душах погибающих. Режиссёру очень нравится данная тема, иначе в его фильмографии не было бы ещё одной подобной картины — на сей раз с ласкающим слух названием «Блаженный».
Но не всё так просто.
Пожалуй, моё первое гигантское «фи» адресовано сценаристу. Вадим Тартаковский, украв чужого протагониста из архивов отечественной классики, нагло вплёл его в несусветную околесицу, в которой, наряду с самим сюжетом, ни один характер ни одного героя не выдерживает здравой критики.
Первая половина фильма — прямолинейное, нахальное воспевание невероятно положительного, прямо-таки помеченного всей ордой небесных ангелов мужчины, против коего ни с того ни с сего восстаёт некий влиятельный олигарх (конечно же, показанный карикатурно мерзким ублюдком), а в доверие пытается втереться тупенькая журналисточка с очень странными перепадами настроения.
Во второй половине сценарию предстоит окончательно сойти с рельсов, дабы на всех парах проследовать в дебри обыкновенной криминальной байки, пригодной для ознакомления разве что в виде дышащей на ладан газетной заметки. При этом «красной нитью» волочится сугубо христианская мысль, гласящая: «Без покаяния не откроются врата Рая». Милые мои, какое тут может быть покаяние, если нас, наивных чукотских зрителей, жестоко обманули, когда буквально на ходу переделали церковную сказку в третьесортный теледетектив? Это вообще нормально?
Моё второе гигантское «фи» проистекает прямиком из первого и заслуженно вручается бедным актёрам, которым пришлось натужно, фальшиво и до ужаса наигранно исполнить роли людей, не вызывающих ни грамма симпатии, доверия или хотя бы интереса. Каждого героя предварительно помазали «белой» и «чёрной» красками — вот полные негодяи, а вот исключительные святоши. «Белая» краска спустя время высохла и тоже потемнела, но нас до самого конца продолжали убеждать, что она всё ещё прежнего оттенка, хотя в подобные метаморфозы не верилось от слова «совсем». Столь хамское наплевательство на зрительскую чуткость рождает единственный вопрос: а к чему тогда мельтешил весь этот маскарад с притеснением несчастного Герасима, которого то били, то жалели, то спасали все, кому не лень, если в итоге почти никто не оказался тем, кем предстал вначале?
В конце концов, что же не так с персонажами? Их до омерзения банально и клишированно прописанные характеры способны вывести из себя кого угодно. Пока Герасим на любую колкость томно отмалчивается, давая Господу право прощать и наказывать, провинциальный народ делает из него несусветного героя, хотя никаких прямых доказательств героизма не случается. В это же время безумствующий, всячески богопротивный Пётр зачем-то желает избавиться от церковного «бомжары», словно каждую «большую шишку» заботят безобидные блаженные дурачки. Ага, конечно, достоверность в действии! Сюда же пытается затесаться Кристина, явно одолеваемая то ли демонами, то ли приступами ПМС, отчего никак нельзя понять её настоящих мотивов.
А ближе к финалу внезапно рушатся все секреты, ни с того ни с сего спадают лживые маски и каждый предстаёт в ином свете. Самое страшное состоит как раз в полном логическом несоответствии с тем, что мы наблюдали до сей поры. Сценаристу и режиссёру, видимо, очень хотелось удивить аудиторию, но ни тот, ни другой не придумали, как лучше всего это сделать, в итоге превратив своё дебютное творение в полную кашу, жрать которую невозможно ни топором, ни ложкой, ни костяной ногой.
Особенно неестественно на общем фоне выглядит Седой в исполнении Вадима Цаллати. Никому не пришло в голову сказать актёру, что переигрывать ТАК УБОГО равносильно нравственному преступлению? Орать каждую реплику, якобы изображая праведную ярость — вот оно, искусство? Господи, да тут вообще хоть кто-то отличился особыми умениями? Приплюсуем сюда же совершенно «деревянную» съёмку, будто оператор на площадке находился в парализованном состоянии, отчаянно придерживаясь уровня российских «ментовских» телесериалов, взмыливших мозги трём поколениям наших предков.
Короче, я зол. До просмотра были какие-то ожидания, что «Герасим» окажется всего лишь откровенно слабой, но достаточно безобидной подделкой, пропагандирующей всяческие христианские ценности. А на деле — не пойми что. Когда авторы сами же плюют на свою историю, игнорируя её потенциал ради каких-то совершенно дурацких и необоснованных сюжетных ходов, между коими мельтешат ещё более дурацкие лица с дебильной мотивацией, резко меняющейся каждые пять минут — простите, друзья, это не кино, а кустарная самодеятельность мелких дилетантов.
У меня всё. Не поминайте лихом. Или поминайте, плевать! Сами виноваты.
1 из 10
29 января 2018