Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эпоха танцев |
год: | 2017 |
страны: |
Россия,
Латвия
|
режиссер: | Виктор Буда |
сценарий: | Виктор Буда |
продюсер: | Константин Нафиков |
видеооператор: | Ритварс Блука |
монтаж: | Ритварс Блука |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $18 475 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 октября 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Советский рейв зародился вдалеке от Москвы, и потому долгие годы его история была не то чтобы засекречена, но известна крайне узкому кругу музыкантов. Всё началось с Латвии и человека по имени Индулис Билзенс, его профиль изображён на постере. Он вёл на латвийском телевидении контркультурные передачи, продюсировал молодых электронщиков, организовывал первые рейвы, а также был тем, кто провёз сквозь железный занавес западного ди-джея – WestBam'a. Индулис, несколько латвийских ди-джеев и промоутеров, а также Артемий Троицкий, освещавший те события на широкую аудиторию, своими усилиями в конце восьмидесятых запустили рейв-волну по всей стране. Теперь они восстанавливают хронологию тех памятных событий и делают выводы, к чему привели их труды.
Начинается фильм не с плавного ввода в историю, а с 4-5-минутного фактически трейлера, в котором кусочками выдираются фразы из будущего повествования. Они грубо налеплены, буквально выплюнуты монтажёром. Зачем? Это самый дешёвый ход из всех. Должно быть очень стыдно снимать подобное в 2017-ом. Человеку, никак не связанному с СССР или электронной музыкой, такое вступление ничего не объяснит, а заинтересованных скорее отпугнёт – так много за эти несколько минут нащупывается политических мотивов.
В фильме обозревается достаточно большой временной пласт, но создатели плевать хотели на сквозной, хронологически выстроенный сюжет. К двум самым простым функциям – титры и закадровый голос – решили не прибегать. События скачут туда-сюда, вызывая головную боль. Ладно, не хотите вы человека за кадром, так сделайте сюрприз техно-гикам типа меня: включайте треки, соответствуя тому этапу, о котором идёт речь в конкретный момент времени. Увы, не додумались даже до этого. Полный рандом в саундтреке. Конечно, по основным событиям хронология сохраняется, но после просмотра ответить даже на самые простые вопросы (например, дата визита WestBam) вам будет тяжело.
Переплетение музыки с политикой в контексте фильма объяснимо, но события культурной войны поданы так топорно, что в каждом кадре чувствуется неумение режиссёра расставлять приоритеты. Провести аналогии или даже найти общий знаменатель между репликами Горбачёва (из 1989-го) и Троицкого (из 2017-го) невозможно, хотя они идут друг за другом. Ощущение, что у фильма просто нет сценария. Случайные эпизоды нашинковали и склеили так, как на душу легло. Неужели внезапно закончился бюджет? В какой-то момент политики в повествовании становится намного больше, чем музыки. Так и хочется спросить: вы ещё помните, о чём кино?
В качестве приглашённой звезды здесь Деррик Мэй, создатель техно-музыки и один из самых выдающихся ди-джеев той эпохи. Никакого отношения к возникновению рейв-движения в Советах он не имеет. Чисто технически можно сказать, что под его воздействием WestBam увлёкся техно и после приехал со своими наработками в Союз, но это уже сова, которую натягивают на глобус. Не беда, пусть будет просто сторонним экспертом, в любом фильме такие есть… Однако задаваемые ему вопросы не имеют с тематикой документалки ничего общего. Такой свежий и улыбающийся, на фоне довольно смурных литовцев Мэй выглядит как человек, что пришёл давать интервью для Mixmag, а не для российского документального исследования.
Несмотря на довольно удачные интервью с Билзенсом и Ленцом, в целом неплохой саундтрек и очень приятную архивную хронику с советских вечеринок, фильм оставляет скорее негативное впечатление. Всему виной неумелая режиссура и дрянной монтаж. Создатели попытались ухватиться за всё: рассказать и о падении Берлинской стены, и о перестройке, и о тяготах цензуры, и о случайных встречах героев, а также их дальнейшей карьере. Удобоваримого коктейля из вороха событий создать не удалось. Советофил Виктор Буда в финале делает вывод: «Сейчас музыка уже не та, что раньше», – забивая последний гвоздь в крышку гроба. Такая мысль, выставленная в эпилог, окончательно убивает всё, сказанное ранее.
31 января 2024
Из достоинств могу отметить то, что фильм сам по себе красивый и музыкальный. Его приятно смотреть. Отличная логика повествования. И, что самое главное, после просмотра я больше зауважал диджейский труд, труд промоутеров. Диджеи в фильме преподнесены, как творческие, самобытные, принципиальные люди, а не ремесленники, которые все на друг друга похожи, и это очень здорово.
Фильм малоинформативный, это, пожалуй, его единственный, но серьезный, недостаток. Я ожидал увидеть историю того, как играли диджеи в то время, какое оборудование использовали, как возили пластинки и аппаратуру из заграницы, то, как распространялась информация о рейвах, и так далее. В этом фильме, разумеется, есть несколько интересных фактов, но полностью тема не закрыта, как по мне. В основном фильм представляет собой кадры из интервью с артистами того времени и кадры с телепередач. Раз уж взялись весь фильм на интервью построить, то уж могли бы пообщаться с людьми, которые посещали все эти мероприятия, чтоб узнать их впечатления. Хотелось бы больше сравнений с современной рейв культурой. Такое чувство, что фильм снимался людьми, которые не жили в то время, а если и жили, то не шибко интересовались техно-музыкой.
Будь фильм покороче, длительностью, например, 30 минут, где информация была бы та же, но немного урезана, а также были бы убраны некоторые сцены прогулок и панорам, так бы он смотрелся энергичнее и интенсивнее
17 декабря 2022
Фильм, который не станет легендарным, но его посмотрят намного больше зрителей, чем можно представить на первый взгляд. Учитывая мои познания в данной сфере на уровне «выше среднего» я почувствовал себя первоклассником, на лекции в университете — на столько все отличается от того, что мне было известно изначально и на столько интересно все это движение начиналось…
Спасибо автору — не за его точку зрения, а за демонстрацию точек зрения всех основоположников техно-направления в музыке начиная с ее истоков.
Конечно, в кинотеатр пойдут «те, кому не все равно» и в зале ты узнаешь добрую половину лиц, которые имеют непосредственное отношение к техно-музыке в наше время — и тем приятнее и теплее на сеансе.
И музыка в фильме заслуживает отдельной похвалы — подобрана весьма искусно и со вкусом.
Учитывая документальный характер фильма —
8 из 10
31 марта 2017