| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дягилев |
| год: | 2017 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Светлана Астрецова |
| сценарий: | Светлана Астрецова |
| продюсеры: | Ильмир Юсупов, Светлана Астрецова |
| видеооператоры: | Андрей Тарасенко, Александр Браже |
| монтаж: | Анастасия Дадан, Денис Мастеров |
| жанры: | документальный, биография |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
44 мин |
С первых кадров становится ясно — это не просто биографическое кино, а визуальная симфония. Режиссёрская находка — рассказ о Дягилеве через призму трёх мастеров, каждый из которых раскрывает импресарио через свою профессиональную оптику — задаёт тон всему повествованию.
Радзинский открывает фильм как опытный сценарист жизни. Его фирменный шёпот, прерываемый эмоциональными всплесками, превращает историю молодого Дягилева и «Мира искусства» в интеллектуальный триллер. Он не просто рассказывает — он ставит драму, где герой-провинциал бросает вызов всей художественной системе России рубежа веков.
Цискаридзе вносит в фильм ритм танца. Его анализ «Русских сезонов» — это мастеркласс от практика: он буквально «протанцовывает» каждую мысль, объясняя революцию Нижинского не только как искусствовед, но как артист, чувствующий пластику каждой постановки.
Но главным украшением становится Васильев. Его рассказ о костюмах — это гимн дягилевскому наследию. «Основная коллекция оказалась в Австралии, — отмечает историк моды, — но разве искусство имеет границы?»
Гениальный режиссёрский ход — фланкировать повествование венецианскими пейзажами, снятыми с низкой точки. Эти кадры, где вода кажется бесконечной, а город — плывущим, становятся метафорой: Дягилев действительно создал искусство без берегов. Как точно замечает Васильев: «Он сделал русскую культуру универсальным языком — вот почему его костюмы хранятся в Канберре, эскизы — в Лондоне, а слава — повсюду».
Фильм заканчивается, но не оставляет ощущения завершённости. Скорее — желания немедленно отправиться в музей, на балет, перечитать мемуары... Что, собственно, и есть лучшая оценка для документального кино о человеке, который превратил искусство в вечное движение.
19 июня 2025