Ставка на ноль
Betting on Zero
7.2
2016, документальный
США, 1 ч 39 мин
В ролях: Уильям Экман
Исследование денежной схемы, которая используется во всемирно известной организации Гербалайф.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ставка на ноль

английское название:

Betting on Zero

год: 2016
страна:
США
слоган: «The Ultimate Shakedown»
режиссер:
продюсеры: , ,
видеооператор: Бадди Сквайр
композитор:
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 апреля 2016 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Постер фильма «Ставка на ноль», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Ставка на ноль», 2016

Очень интересный фильм не столько даже о компании Herbalife как таковой, сколько о способе, которым пользуется корпорация, чтобы высасывать из людей огромные суммы денег (как правильно заметил один зритель, это Робин Гуд, только наоборот). Это история об одной из самых неэтичных бизнес-моделей современности (если не самая неэтичная). Суть подобной проблемы состоит в том, что потерпевшим трудно засудить корпорацию, ибо корпорация в любом случаи сразу же заявит, что никаких законов она не нарушала. Формально это так. Однако одним этим фильм не ограничивается, ибо параллельно с этим перед нами завязывается довольно интересная битва двух инвесторов с Уолл-стрит: William Ackman, который решил сыграть на понижение против корпорации Herbalife, одновременно делая заявления в СМИ, что Herbalife является не чем иным как финансовой пирамидой (что означает, он финансово заинтересован) и Carl Icahn, который наоборот решил инвестировать в Herbalife, благодаря чему цена акций поползла вверх. Другими словами в фильме две сюжетные линии: первая связана с Herbalife и её бывшими компаньонами/сотрудниками, в подавляющем числе, иммигрантами из Южной Америки, а вторая рассказывает о противостоянии двух инвесторов, где ставка, помимо репутации Herbalife, большая сумма денег. В этом смысле фильм не такой однозначный, как может показаться изначально.

Первая составляющая и самая важная, это непосредственно описание того бизнеса или той бизнес-модели которой пользуется Herbalife. Как я сказал, это довольно утончённый способ высасывания денег. Работает здесь классический многоуровневый маркетинг, когда те, кто наверху, получаю большую часть прибыли за счёт тех, кто внизу (пирамиды). Что касается большей части людей участвующих в этом бизнесе Herbalife, т.е. основа пирамиды, то они чаще всего теряют деньги, нежели их зарабатывают. Это забавно наблюдать, если учесть что, по сути, они выполняют роль ретейла по типу Walmart, с той лишь разницей, что зачастую работают в минус (у ретейла тоже маржа невысокая, но они берут количеством и скоростью оборота представленного товара). И если подумать, то сразу возникает вопрос: а по какой причине Herbalife не продаёт свои товары через крупнейших ретейлеров, наподобие того же Walmart, как это делает большая часть производителей? В крайнем случаи, как Amazon, через свой интернет-сайт? Да потому, что прибыль идёт не от продаж товаров Herbalife, а от найма последователей, которые, в свою очередь, покупают продукцию у компании Herbalife. Выгода здесь в том, что человек, который находит последователей, готовых заняться продаже продукции Herbalife, получает с этого процент, поэтому, чем больше он найдёт людей, тем больше он получит денег. Да, со временем большая часть людей отсеется в связи с постоянными неудачами и работой в минус, однако на их место придут новые, которые продолжат покупать продукцию Herbalife.

В этой схеме присутствует такой важный элемент, как постоянные собрания участников этой цепи, которые проходят по типичной схеме, чаще всего напоминающей шоу Тони Роббинса или собрания какой-нибудь секты. Это всегда масштабное и хорошо спланированное зрелище, проходящее в огромном зале, с кучей народу, огромной сценой, несметным количеством осветительных приборов и главное, зажигательными речами. Фильм показывает точно такие собрания, на которых демонстрируется успех участников, стоящих на вершине этой пирамиды, тем самым создаётся иллюзия, что любой человек способен добраться до неё (стать мультимиллионером и пр.) и что нужно лишь постараться. Подобные шоу никогда не происходят в обычных корпорациях (важный маркер для тех, кто хочет избежать вовлечения в подобную деятельность). Да, там бывают, конечно, ежегодные собрания или обучающие мероприятия, но это никогда не бывает чем-то похожим на собрание членов секты или шоу организованное очередным новомодным гуру. В случаи Herbalife уже один вид этого зрелища должен рождать подозрения в отношении компании.

И на самом деле рождает их, поэтому компания осуществляет очень хорошо продуманную политику рекрутинга в тех комьюнити, члены которой наименее образованы (афроамериканцы, латиноамериканцы и пр.). Для компании Herbalife, и фильм это демонстрирует, нет смысла проводить рекрутинг в кампусах университетов и колледжей, и поэтому среди её жертв нет или практически нет людей с хорошим образованием. Вместо них в фильме мы видим, в подавляющем большинстве, истории латиноамериканцев, которые жалуются на то, что компания обманула их. Тонкость этого момента состоит в том, что компания может заявить, что, мол, никого она не обманывала, а эти люди просто не умеют вести бизнес, т.е. продавать продукцию Herbalife. Вон, другие же могут, а эти просто не сумели и поэтому их никто не обманывал. Однако Herbalife не до конца честна, ибо использует нечестные приёмы социальной психологии (инженерии) и не до конца откровенна с новыми сотрудниками, обещая горы прибыли, а на деле никак не помогает им в продаже своей продукции (думаю, аналог продукции Herbalife можно купить в супермаркетах или аптеках, по более низкой цене, вследствие чего возникнет вопрос: а как Herbalife может не уйти в минус по издержкам, если у конкурентов они ниже и цены ниже?). Собственно в фильме мы видим видеозаписи, где сотрудники Herbalife сами говорят, что они занимаются бизнесом по рекрутингу, а не продажей товаров.

Что касается второй линии повествования, то тут мы видим сражение двух инвесторов, один из которых изображает (а может и является) борцом с Herbalife, заявляя, где это только возможно, что это финансовая пирамида и поэтому должна быть закрыта. С одной стороны, хочется верить этому инвестору, но с другой, мы видим, что он финансово заинтересован в крушении (акций) компании. Невольно рождается вопрос: а насколько он честен с нами? Если он ведёт бой с Herbalife, то зачем он вообще ввязался в эту игру на понижение (её акций)? Почему не атаковать компанию, финансово никак не участвуя в этом? Это очень интересный вопрос и фильм никак не отвечает на него. Я думаю, такая позиция выбрана специально, ибо фильм подталкивает зрителя самому решить, насколько William Ackman с нами честен. К слову сказать, в этом смысле фильм старается соблюдать нейтралитет, пусть и с небольшим уклоном в сторону тех (латиноамериканцев), кто считает, что Herbalife их обманула. Тем не менее, фильм даёт слово и противоположной стороне, хотя не так часто и выглядят они не очень-то и убедительно. С другой стороны, аргументы противников Herbalife довольно существенные. В фильме мы не видим искренности тех, кто поднялся по финансовой лестнице благодаря Herbalife. Эти люди как бы идут фоном (как и выступления CEO Herbalife). В целом, я не могу сказать, что фильм является чисто анти-Herbalife (пусть и с оговорками). Тем не менее, всё же заметно, куда фильм направляет зрителя.

8 декабря 2022

Документальный фильм Ставка на ноль на большом экране с 2016 года, его режиссером является Тед Браун. Кто снимался в кино, актерский состав: Уильям Экман.

Страна производства - США.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.